26.09.2020      215      0
 

Об артиллерии

Оглавление1 Старинные пушки1.1 Мастер, обиженный императором1.1.1 От фейерверка — к пушке1.1.1.1 Бочки и колокола1.1.1.1.1 Много…


Старинные пушки

Было это пять с половиной веков назад. На берегу пролива Босфор в великом городе Константинополе, столице Византийской империи, правил император Константин XII из славной династии Палеологов. Вот только от некогда обнимавшей полмира империи к тому времени всего-то остались что столица, да пригороды, да несколько островов. А на другом берегу Босфора зловеще возвышались крепости турок-османов, могучих завоевателей Востока.

Почти все земли, что раньше принадлежали византийцам, уже попали под власть турецкого султана. Но султан Мехмед II Фатих не мог себя считать полновластным владыкой этой части мира, пока ему не покорилась последняя и самая яркая жемчужина древней империи — Константинополь.

Мастер, обиженный императором

В то время работал у византийского императора литец пушек, венгр родом, по имени Урбан. Был он известным мастером, делал большие бронзовые пушки-бомбарды, которые могли бы еще послужить для защиты последнего оплота империи. Но Константин XII сильно нуждался в деньгах. Он положил Урбану ничтожное жалование за его труды, да и то в срок не выплачивалось.

Тогда раздосадованный мастер покинул Константинополь, пересек Босфор и вскоре оказался перед лицом турецкого султана Мехмеда. Тот радушно принял Урбана, посулил ему огромное жалование и, бросив взгляд на мощные стены Константинополя, спросил перебежчика:

«А сможешь ли ты сделать мне пушку, которая разобьет вон те стены?»» — «Я могу, если ты хочешь, изготовить бомбарду, которая будет бросать каменные ядра любой величины. Я точно знаю стены города: не только эти, но и стены Вавилона превратит в порошок выпущенное из моей бомбарды ядро»,

— ответил литец султану. Сказал — и сделал.

От фейерверка — к пушке

Когда появился первый двигатель внутреннего сгорания? В поисках ответа на этот вопрос наша память скорее всего обратится к концу 19-го века, эпохе первых автомобилей. Кто-то, возможно, заглянет чуть дальше и назовет имя Этьенна Ленуара, которого считают создателем первого, еще несовершенного мотора, работавшего на светильном газе. И будет, конечно, прав.

Но все же самым первым двигателем, в котором непосредственно использовалась энергия сгораемого топлива, следует считать… пушку.

Порох, как всем известно, в незапамятной древности изобрели китайцы — любители ракет, петард и фейерверков. Главное свойство пороха заключается в том, что при горении он выделяет газы, которые стремятся заполнить объем в 4000 раз больший, чем занимал сам порох. Иначе говоря, подожженный порох с большой силой распирает в разные стороны, и эту силу вполне можно использовать. например, для толкания снаряда.

Идея огнестрельного оружия появилась значительно позже.

Первые огнестрельные пушки и ружья появились в Европе около 1300 года. И это не смотря на то, что сама идея пушки кажется предельно простой. В металлическую трубу засыпается порох, потом туда же загоняется ядро. Через специальное маленькое отверстие в стволе порох поджигается, он начинает гореть, и раскаленные газы выталкивают ядро из ствола, примерно так же, как горящая воздушно-бензиновая смесь в автомобильном моторе выталкивает поршень из цилиндра. Происходит выстрел.

Бочки и колокола

Так почему пушка не родилась вместе с порохом? Скорее всего потому, что для создания хорошего орудия пороха мало. Нужно еще научиться делать прочный ствол, а для этого требуется высокий уровень металлообработки.

В средневековой Европе умели лить колокола, а еще владели методом кузнечной сварки. Как делались самые древние пушки? Длинные полоски железа соединялись кузнечной сваркой так, чтобы получился цилиндр. Затем этот будущий ствол укреплялся коваными обручами. В общем, выковывание пушки чем-то напоминало изготовление бочки, только железной. Не случайно в английском языке ствол пушки называется тем же словом (barrel), что и бочка.

Чем были плохи эти бочкообразные пушки? Ну, во-первых. Прочность ствола оставляла желать лучшего — в нем были щели, а, во-вторых, дуло почти невозможно было сделать круглым.

Значит, для того, чтобы забить в пушку круглое ядро и не допустить выход пороховых газов в щели между ядром и неров-ными стенками ствола, приходилось применять специальные затычки, или пыжи. Впрочем. каменные ядра Средневековья и сами редко имели правильную круглую форму. Чтобы загнать их в ствол как можно плотнее их часто обвязывали веревками или делали им свинцовую оболочку.

Бронзовые пушки, которые научились делать несколько позднее по «колокольной» технологии, выигрывали у кованых железных и в прочности, и в точности стрельбы. Чтобы отлить такую пушку, сначала из глины делалась форма, и в нее заливалась расплавленная бронза (сплав из девяти частей меди и одной части олова). Отлитую болванку устанавливали вертикально или горизонтально и начинали вращать вокруг продольной оси. Со стороны будущего дула подносился бур, который мало-помалу высверливал канал правильной круглой (или, точнее, цилиндрической) формы. Затем сбоку в стволе просверливалось отверстие для поджигания пороха.

Много хлопот на поле боя

Несмотря на более совершенную технологию. пушки на полях средневековых сражений были во многом психологическим оружием — они больше создавали грохота и дыма, чем поражали противника.

И хотя в 1350-1540 годах огнестрельное оружие широко распространилось по все Европе, включая Скандинавию и Русь, решающая роль в тогдашних битвах все еще доставалась мечам, копьям, лукам, арбалетам и боевым топорам. А еще иногда огнедышащие орудия приносили хлопоты своим обладателям. Никто не знает, сколько артиллеристов давних веков пали на поле боя, убитые разорвавшимися стволами пушек. Среди жертв своих же собственных орудий был даже один король — Яков II Шотландский.

Поэтому обращаться со старинными пушками приходилось с огромной осторожностью. В среднем орудие могло стрелять всего лишь три-четыре раза в день. Не удивительно, что толку от такой артиллерийской «мощи» было не слишком много. Заряжать пушку приходилось под градом стрел из луков и арбалетов, которые в первые века существования огнестрельного оружия заметно выигрывали в скорострельности у пушек и ружей. Так что в старину одним из главных атрибутов артиллериста был большой стальной щит.

Надо сказать, что пушку можно уподобить не только двигателю внутреннего сгорания, но и реактивному двигателю. Вырывающиеся из ствола снаряд и струя пороховых газов по законам физики толкают орудие в противоположную сторону. Это явление называется отдачей. Чтобы пушка после выстрела не улетела с позиции, ее надо было жестко закрепить. Обычно их ставили на массивные деревянные основания (лафеты), которые имели вид ящиков. В результате вся конструкция оказывалась очень тяжелой. Большую пушку было очень трудно наводить на цель (для этого приходилось подкладывать под ствол деревянные бруски) и почти невозможно передвигать по полю боя. Во время битв часто бывали случаи, когда пехота и кавалерия противоборствующих армий несколько раз волнами перекатывались через артиллерийские позиции. Взять орудия с собой в атаку или при спешном отступлении было невозможно, так что пушки переходили из рук в руки.

Почти все ранние пушки заряжались с дула. Орудия, в которые снаряд вставлялся сзади (с казенной части), стали распространяться в Европе только со второй половины 15-го века. Это, впрочем, не значит, что пушки 14-15 веков имели вид трубки, с одним наглухо заваренным концом. Иногда попадались орудия более сложной конструкции, состоявшие из двух частей — отдельно ствола и пороховой камеры. Пороховая камера привинчивалась к стволу или просто вставлялась в него. Зачем это было нужно? Чтобы пороховую камеру можно было заранее набивать порохом, а затем ставить ее на место отстрелянной.

Царь-пушки

Пожалуй, самыми знаменитыми и самыми эффективными пушками Средних веков были бомбарды. Бомбарду отличал маленькая длина и большой калибр, то есть диаметр ствола бомбарды происходили от мортир, а само слово «мортира» означает по-русски «ступа». Если кто знает, в ступе не только летает Баба-яга. но и размалываются пестиком разные твердые вещества. Вот такая толстостенная бронзовая «банка» (обычно с круглой или конической пороховой камерой) применялась в основном для штурма вражеских укреплений.

Ядро вылетало вверх под большим углом и двигалось так, как будто облетало высокую арку Затем тяжелое ядро падало почти отвесно, сокрушая стены или башни вражеской крепости. Со временем мортиры, которые теперь чаще назывались бомбардами, стали увеличиваться в размерах, и к концу 14-го — началу 15-го веков наступило время настоящих гигантов.

Например,- известна шотландская бомбарда «Mons Meg» длиной более 4-х метров и калибром 508 миллиметров. Кстати, наша Царь-пушка — типичная бомбарда с длиной ствола 5 метров 34 сантиметра и калибром 890 миллиметров. Правда, отлита она была уже в конце 16-го века, когда «мода» на такие орудия уже прошла.

Конец Византии

Урбан сдержал свое обещание. К началу 1453 года 17-тонная гигантская бомбарда была готова, и султан Мехмед приказал перевезти пушку к воротам Константинополя. Орудие оказалось настолько тяжелым, что его волокли 60 быков, а еще 200 мужчин помогали пушке сохранить равновесие, чтобы она не упала в пути. Впереди 50 плотников клали деревянные мостки, которым еще 200 рабочих помогали выравнивать дорогу.

Бомбарду поставили напротив ворот Святого Романа Для пристрелки турецкие артиллеристы использовали маленькие бомбарды. Затем, наконец, в сторону осажденного города полетело каменное ядро весом 680 килограмм! Услышав страшный треск и грохот, охваченные ужасом-жители Константинополя принялись молиться.

Защитники Константинополя храбро сражались, и несмотря на перевес в живой силе и сверхсовременное оружие, которыми располагали османы, город держался несколько месяцев. 29 мая 1453 года по приказу Мехмета турки пошли в очередной решительный штурм. Бомбардиры, уже успевшие поднатореть в наведении орудия, проломали могучими ядрами брешь в городской стене, и на улицы последнего оплота великой империи хлынули турецкие войска.

 


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электричество и автомобили

Электричество и автомобили

Оглавление1 Электрическая эпопея1.1 «Дьявольская повозка»1.1.1 Эх, прокачу! Электрическая эпопея Столетие...

Как летают самолёты в небе. Окончание

Как летают самолёты в небе. Окончание

Оглавление1 Полна коробочка!1.1 Покатились с горки1.1.1 Куда приводят приводы?1.1.1.1 Красно-белый финиш Полна...

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Оглавление1 Искусственное сердце и и электронное цветное телевидение1.1 Происхождение лунной...

Напишите мне