02.10.2020      224      0
 

За Новым годом снова Новый год

Оглавление1 Православный, мусульманский и еврейский Новый год1.1 Космические часы1.1.1 Как примерить Луну и Солнце?1.1.1.1 В…


Православный, мусульманский и еврейский Новый год

Пройдет еще три месяца, и все мы под бой часов встретим Новый год — самый веселый, самый шумный, самый вкусный праздник. Мы — это жители России, страны, в которой официально принят григорианский календарь. Именно согласно григорианскому календарю следующий месяц — январь — откроет новый, 2021 год.

Самые знаменательные дни в новом году:

  • 21 июня — самый длинный день в Северном полушарии Земли, один день весеннего равноденствия от другого.
  • 21 марта и 23 сентября (весеннее и осеннее солнцестояния) день длится 12 часов во всех частях Земли.
  • 22 декабря — самый короткий день в Северном полушарии.

Отшумят новогодние праздники, пройдет Рождество, а в некоторых домах вечером 13 января станут отмечать Старый Новый год. Но и на этом встречи Нового года не закончатся — несколько недель спустя любители экзотики и восточных гороскопов отпразднуют Китайский Новый год.

А еще некоторые из нас отмечают Мусульманский Новый год или Еврейский Новый год, а остальные уж точно слышали про эти праздники. Так сколько Новых годов на Земле? Столько же, сколько календарей, а их за всю историю человечества было придуман немало.

Космические часы

Почему такое многообразие? Давным-давно наши предки обратили внимание на то, что некоторые вещи в окружающей природе неизменно повторяются. Ну, например, день сменяет ночь. Затем снова наступает день. День и ночь — сутки прочь. Примерно за 29 суток тонкий серпик луны успевает превратиться в круглое желтое блюдо, а затем снова обернуться серпиком и исчезнуть с неба. И около 365 суток отделяют один день весеннего равноденствия от другого. Или одну самую длинную ночь от другой.

Мы-то с вами знаем, в чем тут дело. День сменяет ночь потому, что Земля крутится вокруг своей оси, подставляя Солнцу то один, то другой бок. Луна за полный оборот вокруг Земли успевает полностью уйти в тень Земли, потом выйти из нее и снова там спрятаться.

Ну и, наконец, именно оттого, что Земля вращается вокруг Солнца, наклонившись к плоскости вращения, то удлиняются, то укорачиваются дни, и сменяются времена года.

Люди в древности, конечно, не знали всех этих астрономических тонкостей, например, считая, что это Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Зато они догадались использовать повторяющиеся явления для измерения длинных промежутков времени.

Из смены дня и ночи появилось понятие суток. Из лунного цикла возник месяц (само название говорит об этом — месяц на небе и месяц в календаре). А последовательность четырех климатических сезонов назвали годом. Но вот когда стали составлять календарь, пришлось искать ответ на два вопроса.

Как примерить Луну и Солнце?

Вопрос первый: что считать началом года?

Ведь время течет бесконечно и непрерывно, и всякая метка всегда будет условной. Можно считать началом нового года день весеннего равноденствия. Так дело обстоит у иранских народов (персы, таджики и другие), которые отмечают праздник Навруз (новый день) как наступление Нового года. Можно отсчитывать год от зимнего солнцестояния (самого короткого дня) — день перестает уменьшаться, и вот-вот начнет расти, чем не Новый год?

Собственно говоря, наш Новый год очень близко стоит к этой дате. А можно взять за отправную точку начало осени — конец сельскохозяйственных работ, праздник урожая. В старину, когда большинство людей во всех странах составляли крестьяне, пришествие нового года чаще всего и отмечали осенью. Так было и в России до царя Петра I.

Вопрос второй: как «примирить» между собой сутки, месяцы и годы?

Время от одного новолуния до другого — оно называется синодическим месяцем — равняется 29 с половиной суткам. Иными словами в настоящий лунный месяц целое количество дней не помещается.

То же и с годом. Время между двумя равноденствиями (тропический год) составляет 365 и двести сорок две тысячные суток. Куда девать «хвостик»? Да и целое число синодических месяцев в год «не укладывается». 12 месяцев — это 354 дня (мало). 13 — почти 384 (слишком много). Как все это совместить? И здесь древние мудрецы, составлявшие календарь придумывали разные хитрости. Так появились календари солнечные, лунные и лунно-солнечные.

В солнечном календаре за основу берется период обращения Земли вокруг Солнца, а длина месяцев подгоняется под год. Наш григорианский календарь — солнечный. Начало, конец и продолжительность месяцев в нем больше не связаны с фазами луны.

Но история знает и другие календари — лунные. В них за основу берется настоящий лунный (синодический) месяц. А год — это просто 12 таких месяцев.

В исламском календаре царит Луна

Так, например, устроен мусульманский календарь. В наши дни он является официальным календарем в некоторых арабских странах и используется последователями ислама во всем мире в богослужебных целях: для определения дат праздников и постов.

В мусульманском году 12 месяцев, и вот как они называются: мухаррам, сафар, рабиуль- авваль, рабиуль-ахир, джумадияль-авваль, джумадияль-ахир, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зулькаада, зульхиджа.

Началом месяца считается первое после новолуния появление на небе серпика луны. Увидеть тонюсенький серпик можно чуть позже, а можно чуть раньше (это зависит, например, от состояния атмосферы, запыленности воздуха), так что назвать точное, до секунды время начала месяца вообще-то говоря, нельзя.

Правда, с 1999 года в Саудовской Аравии приняли несколько иной метод. В последний день мусульманского месяца (это 29 число) смотрят в справочник астрономических данных. Если в этот день Солнце садится раньше Луны, то следующий день — 1 число очередного месяца. Если Луна опережает Солнце — то назавтра будет ЗО-е. Из-за непостоянной длины месяцев (29 или 30 дней), в лунном году то 354, то 355 дней.

Ты уже, наверное, понял, что Новый год по григорианскому календарю с Новым годом по мусульманскому не совладают. 1 января 2005 года последователи ислама проснулись 19-го числа месяца Зулькаада — предпоследнего месяца мусульманского года.

А когда у мусульман был Новый год в 2005 году? По нашему — 10 февраля 2005 года. В этот день мусульмане встретили 1-е мухаррама 1426 года Хиджры. 17 апреля 622 года основатель ислама Мухаммед переехал из родной Мекки в город Ясриб (Медина) — пророк спасался от преследований язычников. Это знаменательное событие по-арабски называется Хиджра. Оно и стало точкой отсчета (началом первого года) в мусульманском календаре.

Надо сказать, что начало Нового года у мусульман не отмечается какими-то бурными празднествами. Напротив, с новым годом Хиджры наступает священный месяц мухаррам, в который принято молиться и поститься. Поэтому часто (и не совсем верно) мусульманским Новым годом называют Навруз — персидский Новый год, который отмечают в день весеннего равноденствия. Традицию веселого празднования Навруза у иранцев переняли и многие другие мусульманские народы. Ближайший Навруз отмечался 20-го марта 2005 года.

Лунный год все время отстает от солнечного (каждый раз на 10 дней). Что из этого следует? А вот что.

  1. Во-первых, мусульманские месяцы в отличие от григорианских не привязаны к временам года. Поэтому выражения «зимний месяц» или «весенний месяц» для лунного календаря не имеют никакого смысла. Каждому месяцу в свое время удастся побывать и зимним, и летним, и весенним, и осенним.
  2. А во-вторых, коль скоро лунный год короче солнечного, то число исламских лет однажды сравняется с числом лет от Рождества Христова. В 20874 году по григорианскому календарю (в 209-м веке) 1-е мая совпадет с 1-м числом пятого мусульманского месяца джумадияль-авваль 20874 года Хиджры. До этого события осталось каких-нибудь восемнадцать тысяч восемьсот семьдесят лет!
У евреев правят оба светила

В Коране есть четкое предписание — год должен состоять из 12 лунных месяцев. И точка! А вот древнееврейские пророки, о которых рассказывают книги Ветхого Завета Библии, такого жесткого предписания своего народу -не давали.

Поэтому жители древнего Израиля хотя и построили свой календарь на лунных месяцах (как гораздо позже это сделали мусульмане), однако решили в некоторые годы добавлять по одному дополнительному месяцу. чтобы восполнить отставание лунного календаря от солнечного.

Для чего это надо? А для того, чтобы весна, лето, осень и зима не «путешествовали» по году, как это происходит у мусульман.

Но в какой год нужно добавить 13-ый месяц? В древности этот вопрос решался так. Весной духовные лидеры евреев устанавливали дату празднования Пасхи (Песаха) — праздника Исхода еврейского народа из египетского рабства.

Вообще-то дата вычислялась по лунному календарю. Но если иудейские священники видели, что весенний праздник выпадает на очень раннюю весну — еще не высохли дороги, по которым паломники пойдут в Иерусалим, и не подросли жертвенные ягнята — Пасха откладывалась, и назначался еще один дополнительный месяц адар. Так в году появлялись два адара — один из 30, а другой из 29 дней.

Со временем еврейский календарь усложнился. Сегодня в нем насчитывается целых шесть видов года. Год из 12 месяцев может продолжаться 353, 354 и 355 дней. А год из 13 месяцев (на иврите — «шана меуберет» — «беременный год») — на 30 дней дольше — 383, 384 или 385 дней.

Первый месяц еврейского календаря — нисан, но вот Новый год — Рош а-Шана — празднуется осенью — 1-го тишрея, то есть седьмого месяца. От даты Рош а-Шана и зависит продолжительность предыдущего и следующего года. А для вычисления этой даты есть пять довольно сложных правил, крторые мы приводить нё будем.

Скажем лишь, что Новый год по еврейскому календарю начался с заходом солнца 4 октября 2005 года. Тогда наступил 5766 год от Сотворения мира.

Еврейский Новый год принято отмечать в семейном кругу. Родные и друзья дарят друг другу подарки и собираются за праздничным столом, на котором должно быть обязательно много фруктов и сладостей — чтобы жизнь в новом году была сладкой.

Кроме того, иудеи верят, что в Рош а-Шана Бог судит людей и по итогам этого суда оставляет запись в Книге жизни на следующий год. Поэтому встречающие Новый год евреи желают друг другу «хорошей записи». А в синагогах — иудейских молитвенных собраниях — читают новогодние молитвы и обязательно дудят в шофар — священный боевой рог. По преданию, именно от звука шофара когда-то пали стены города Иерихона.

 

 


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электричество и автомобили

Электричество и автомобили

Оглавление1 Электрическая эпопея1.1 «Дьявольская повозка»1.1.1 Эх, прокачу! Электрическая эпопея Столетие...

Как летают самолёты в небе. Окончание

Как летают самолёты в небе. Окончание

Оглавление1 Полна коробочка!1.1 Покатились с горки1.1.1 Куда приводят приводы?1.1.1.1 Красно-белый финиш Полна...

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Оглавление1 Искусственное сердце и и электронное цветное телевидение1.1 Происхождение лунной...

Напишите мне