Оглавление
Автомобили и вертолёты в серийное производство
В 1939 голу с нападения гитлеровской Германии на Польшу началась самая кровавая в истории Вторая мировая война. Большой части Европы и Азии еще предстоит пережить смерть миллионов людей и небывалую разруху. Сознавать это горько еще и потому, что в предвоенные годы были уже вполне различимы контуры той, другой, послевоенной жизни с ее реактивными самолетами, доступными автомобилями, телевизорами и непременным растворимым кофе, который, кстати, начали производить в 1938 году.
Домашний электроутюг
Американец Эдмунд Шрейер в 1938 году предложил новинку, без которой сегодня практически немыслима современная квартира. Он разработал домашний электрический утюг с паром. Теперь бороться с мятой одеждой стало гораздо легче: горячий пар размягчал складку, а утюг разглаживал ее так, что не оставалось и следа.
Что еще было ценно — конструктор оснастил утюг термостатом. С его помощью можно было устанавливать температуру, точно подходившую ткани, которую собирались гладить. А значит, вероятность испортить вещь слишком горячим утюгом заметно снижалась.
«Фольксваген-жук»
Еще в 1934 году знаменитый немецкий конструктор автомобилей Фердинанд Порше решил, что машина должна перестать быть предметом роскоши, и предложил проект дешевого «народного автомобиля», который могли бь себе позволить миллионы простых немцев.
Народ по-немецки будет «фольк», автомобиль — «ваген». Так родилась известная сегодня всему миру марка «Фольксваген». Первый автомобиль этой марки был построен как раз в 1939 году. Из-за сходства с букашкой'»народная маши-на» получила имя «Жук».
Серийному производству «жуков» помешала война. Однако после окончания сражений и оккупации Германии войсками союзников идея массового производства «фольксвагенов» наконец получила воплощение. «Жук» стал самым популярным автомобилем в мире, а в 1981 году его провозгласили -машиной столетия».
Реактивный самолет
24 августа 1939 года в воздух поднялся первый в истории самолет с реактивным двигателем «Не-178». Произошло это в гитлеровской Германии, а управлял машиной капитан «люфтваффе» Эрих Варзитц.
В ходе следующего испытательного полета, который был проведен три дня спустя, самолет, произведенный компанией -Хенкель», достиг невероятной для тех времен скорости — 640 километров в час. Машина имела короткие крылья-обрубки и бочковидный металлический фюзеляж. А турбо-реактивный двигатель для «Хенкеля» сконструировал 25-летний инженер доктор Ханс фон Охайн.
За полетом первого в мире реактивного самолета наблюдали немецкие военные, однако никакого применения в военно-воздушных силах машине не нашлось. Наверное, к счастью.
Телевизор в свободной продаже
После нескольких лет экспериментов в США началось регулярное телевещание. 30 апреля 1939 года телекомпания «Эн-Би-Си» провела трансляцию церемонии открытия Всемирной выставки. С этого дня целых 10-15 часов в неделю американские зрители могли наслаждаться программами телепередач.
Особой популярностью пользовались спортивные трансляции: бейсбол, американский футбол, хоккей. Но самое главное — наконец-то в продаже появились сами телевизоры, без которых вещание теряет всякий смысл. Это были очень дорогие громоздкие напольные аппараты в деревянном корпусе. При этом диагональ экрана не превышала 23-х сантиметров — в наши дни телевизоры с таким крошечным экраном выпускают разве что для туристов.
А вот в нашей стране первые телевизоры марки КВН появились десять лет спустя, в 1949 году, хотя экспериментальное вещание в СССР велось с 1931 года.
Расщепление атома
Австрийский физик Лизе Майтнер в 1939 году объявила о том, что возможность расщепления атомных ядер экспериментально доказана. По сути, ученым удалось то, к чему стремились средневековые алхимики. Те пытались получить золото из свинца, а физики 20-го века получили из урана барий и криптон.
Ядро атома (мельчайшей частицы) урана было расщеплено на два более легких «осколка», которые и оказались ядрами других химических элементов — криптона и бария. При этом выделялось огромное количество энергии.
В действительности эксперимент был впервые проведен еще в 1918 году немецким физиком Отто Ганом, но только два десятилетия спустя его результаты удалось правильно объяснить. Однако опыты с расщеплением ядер урана открыли дорогу не к производству золота из свинца, а к созданию атомной бомбы.
Вертолет в серийном производстве
Выдающийся российский авиаконструктор Игорь Сикорский, который после революции 1917 года был вынужден эмигрировать в США, представил свою новейшую разработку — первый пригодный к практическому использованию и серийному производству вертолет.
Корпус машины был полностью металлическим, а пилот сидел в открытой кабине. В воздухе вертолет передвигался благодаря трехлопастному винту (главному ротору). На хвосте вертолета размещался еще один винт (хвостовой ротор), задачей которого было не давать корпусу вертолета раскручиваться в сторону, противоположную вращению главного ротора. С тех пор такая конструкция вертолета стала классической. Первое испытание модели V-300 прошло 14 сентября 1939 года.