24.09.2020      202      0
 

Антарктида

Оглавление1 Дорога, которая всё испортит1.1 Сегодня: убежище1.1.1 Завтра: нашествие туристов? Дорога, которая всё испортит Антарктида…


Дорога, которая всё испортит

Антарктида осталась последним бастионом нетронутой природы на Земле. Скоро там построят первую постоянную дорогу для тракторных поездов. Экологи считают, что это станет началом конца белого континента.

Сегодня: убежище

Антарктида… Континент на краю мира. Огромная белая пустыня, где еще суше, чем в Сахаре. Здесь неистовствуют ветры, дующие со скоростью до 310 километров в час, а температура колеблется от нуля градусов летом до минус семидесяти зимой. Эта земля имеет площадь 14 миллионов квадратных километров, что равняется двадцати пяти Франциям. Ее горы и долины почти полностью спрятаны под мощным ледяным панцирем.

Как бы то ни было, в этом негостеприимном месте существует жизнь. Но какая жизнь! Пингвины, тюлени и микроскопические насекомые… Только они смогли приспособиться к этим предельно суровым условиям. А более всего удивительна Антарктика тем, что это последний уголок Земли, не освоенный людьми.

Всего около 4000 человек на 47 научных станциях проводят здесь ежегодно по нескольку месяцев. Дело в том, что этот огромный заповедник принадлежит всему мировому сообществу. Никто не может претендовать на владение даже крошечным участком антарктической территории, а любая деятельность на ледяном континенте строго ограничена особыми соглашениями. Например, до 2041 года в Антарктиде запрещено добывать полезные ископаемые и размещать войска.

Здесь имеют право работать только ученые, причем они обязаны делиться друг с другом результатами своих исследований. Однако скоро все может измениться. Континенту угрожают туристы. Только в 2003 году Антарктиду посетили 17 000 человек. К счастью, большинство этих людей всего лишь рассматривали берега с борта туристического судна. Но очень состоятельные путешественники смогли позволить себе проехаться по снежным равнинам материка, покататься там на горных лыжах или совершить восхождения на антарктические горы.

Скоро лицо Антарктиды рассечет гигантский шрам. Им станет дорога длиной в 1600 километров. Дорога, пробитая во льдах, без привычного нам асфальта.

В будущем по ней пойдут тракторные «снежные поезда», которые доставят топливо, продовольствие и прочие необходимые грузы на американскую научную станцию «Амундсен-Скотт», что расположена в глубине континента, на самом Южном полюсе. Раньше для этого использовалась только авиация. Прокладка ледового пути начата от прибрежной стайции «Макмердо». Он пройдет через платформу Росса — гигантский айсберг размером с Францию, медленно дрейфующий в море, затем через трансантарктический горный хребет, вершины которого достигают 5000 метров и, наконец, через плато, окружающее Южный полюс.

Конечно, по сравнению с бескрайними просторами Антарктиды новый путь покажется лишь тонюсеньким надрезом, однако, по мнению экологов, входящих в «Коалицию в защиту Антарктиды и Южного океана», он может превратиться в итоге в болезненную рану. Тем более что это не первая дорога, существующая в Антарктиде. Американцев вдохновил пример другого ледового пути, который был проложен между французской станцией «Дюмон-Дюрвиль» и франко-итальянской «Конкордией».

Завтра: нашествие туристов?

Первоначально планировалось, что дорога будет использоваться только во время строительства станции, но французские полярники надеются, что она станет постоянным маршрутом, подобно американскому проекту. А это значит, что вдоль дорог непременно появятся перевалочные пункты, где экипажи снежных поездов смогут пополнять запасы горючего и устраиваться на отдых, столь необходимый в тридцатидневном пути туда и обратно. Разумеется, если эти пути будут использоваться не чаще трех раз в год американскими, французскими и итальянскими учеными, в этом нет особой опасности. Однако экологи опасаются, что из- за новых дорог деятельность человека в Антарктиде станет более активной. Особенно это касается туризма.

От наплыва людей могут пострадать животные на побережье. Их будут прогонять с традиционных мест обитания, когда начнется строительство гостиниц и туристических баз. Их, привыкших к ледяному безмолвию, будет раздражать рев моторов и звук людских голосов. Они станут болеть и погибать, потому, что к болезням. принесенным микробами и вирусами с других континентов, у них не окажется иммунитета…

Ну и, наконец, дорога откроет путь к районам Антарктиды, которые прежде считались труднодоступными, таким, например, как полярное плато. Эта область, окружающая Южный полюс — самая обширная на земле территория, на которой природа сохранилась в нетронутом виде. Более того — это настоящая сокровищница для ученых. Исследуя слои льда, которые откладывались в течение многих тысячелетий, можно составить историю изменений климата на Земле за последние 400 000 лет.

Зачем это нужно? А чтобы понять, например, действительно ли нам грозит глобальное потепление. И вот теперь нетрудно себе представить, во что превратится этот «погодный архив»‘, если на плато появятся спортивные базы с отелями, барами, дискотеками и подъемниками для горнолыжников!

Сейчас государства, участвующие в соглашении по Антарктиде, обсуждают проект нового договора, который ограничил бы туризм на континенте. Но все же риск того, что континент потеряет свою неприкосновенность, остается.

Как показывает опыт, и пустыня, и девственный лес, через которые проложена дорога, вскоре осваи-ваются и обустраиваются. Так, например, произошло в Амазонии. Пройдет несколько лет, и у главной дороги появятся второстепенные ответвления — сначала одно, потом другое, третье, затем начнется строительство…

И уже лет через 50 вопрос о том, можно ли добывать полезные ископаемые в Антарктиде, отпадет сам собой. При этом все присутствующие на континенте страны вступят в соперничество, желая получить свои кусок пирога. Так что будем бдительны! И пусть Антарктида еще побудет последним на планете заповедником девственной природы.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электричество и автомобили

Электричество и автомобили

Оглавление1 Электрическая эпопея1.1 «Дьявольская повозка»1.1.1 Эх, прокачу! Электрическая эпопея Столетие...

Как летают самолёты в небе. Окончание

Как летают самолёты в небе. Окончание

Оглавление1 Полна коробочка!1.1 Покатились с горки1.1.1 Куда приводят приводы?1.1.1.1 Красно-белый финиш Полна...

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Оглавление1 Искусственное сердце и и электронное цветное телевидение1.1 Происхождение лунной...

Напишите мне