12.10.2020      452      0
 

Как летают самолёты в небе. Окончание

Оглавление1 Полна коробочка!1.1 Покатились с горки1.1.1 Куда приводят приводы?1.1.1.1 Красно-белый финиш Полна коробочка! Продолжаем рассказ…


Полна коробочка!

Продолжаем рассказ о том, как самолёту не заблудиться в небе.

Немного напоминаний из прошлого:

На борту самолета установлен транспондер. Это устройство передает наземным службам информацию о самолете: название судна, высоту, скорость, направление движения.

Радиомаяк типа VOR/DME. Поймав радиосигнал с такого маяка, приборы самолета точно определяют направление на него, а также «узнают» сколько до него осталось лететь из зоны ожидания.

Зона ожидания. Если в зоне аэропорта слишком много самолетов, подлетающие суда отправляются в зону ожидания, где летают по кругу вокруг радиомаяка. ।По разрешению диспетчера самолет из зоны ожидания входит в зону аэропорта и начинает «заход по схеме».

Двигаясь от одного радио-маяка к другому, самолет занимает точно заданный высотный эшелон и определенный коридор. Так обеспечивается безопасность воздушного движения.

Если полет на крейсерском эшелоне — самая безопасная часть воздушного пути, то взлет, а особенно посадка таят в себе многие опасности. Слишком уж интенсивное в районе аэропорта воздушное движение, слишком велика опасность столкновения. Поэтому все действия экипажа и диспетчеров, связанные со взлетом, а особенно с посадкой требуют строжайшей дисциплины и неукоснительного выполнения правил.

На навигационных схемах над каждым аэропортом прочерчен маршрут «коробочки». Этот маршрут проходит на высоте нескольких сотен метров над землей. Почему «коробочка»? Потому что маршрут имеет форму вытянутого четырехугольника с закругленными углами. Короткая сторона его равна примерно 15 километрам, а длинная — примерно 40.

Середина одной из длинных сторон проходит точно над взлетно-посадочной полосой. Вот по этой-то «коробочке», или аэродромному кругу, двигаются приходящие на посадку самолеты. Все это напоминает карусель, а, еще больше конвейер. Время от времени в определенной точке этого кольцевого маршрута самолет начинает движение к земле, или, как говорят, отправляется на посадочную прямую.

«Коробочка», как ты уже понял, состоит из четырех разворотов. На самом деле собирающемуся совершить посадку самолету совсем не обязательно проходить весь этот круг. Лайнеры подходят к зоне аэропорта с разных сторон по нескольким строго определенным воздушным коридорам. Но каждый самолет обязательно должен встроиться в этот конвейер и пролететь какую-то часть аэродромного круга.

Иногда над большими аэропортами одновременно выполняют «коробочку» столько самолетов, что диспетчерской службе Подхода приходится отказывать подлетающим самолетам в доступе в зону аэропорта. В очередь, господа! И куда же деваться лайнеру?

На некотором расстоянии от зоны аэропорта устраивается зона ожидания. В этой зоне самолеты описывают большие круги вокруг какого-нибудь радиомаяка на высоте, указанной диспетчером.

Покатились с горки

Но вот разрешение на «подход по схеме» получено. Наш самолет снижается до высоты «коробочки» и начинает двигаться по кольцевому маршруту, выполняя все нужные развороты. За это время лайнер выпускает шасси, затем закрылки и предкрылки.

После четвертого разворота (на самом деле, если самолет прошел «коробочку» не полностью, для него он может быть по счету и третьим, и вторым, и даже первым) самолет выходит на посадочную прямую, а затем входит в глиссаду.

Слово «глиссада» происходит от французского слова, обозначающего «скольжение». Действительно, садящийся самолет как бы соскальзывает с высоты «коробочки» на ВПП по очень пологой горке. Как на санках. Вот только в отличие от ледяных горок глис сада не имеет никакой твердой основы — это просто трасса, которой должен точно следовать самолет, чтобы попасть в начало взлетно-посадочной полосы. Вог тут-то и начинается самое интересное. Как выдержать глиссаду и не «промазать»?

И здесь пилотам очень здорово помогают радиоволны. Взлетно-посадочные полосы в крупных аэропортах оборудованы двумя радиопередатчиками — курсовым радиомаяком и глиссадным радиомаяком.

От первого — курсового радиомаяка исходит узконаправленный луч радиоволн, показывающий направление на полосу, второй маяк своим лучом обозначает склон глиссады. Эти радиосигналы принимаются приемниками на борту самолета, и в итоге на приборе в кабине экипажа появляются две черточки — одна горизонтальная (глиссада), вторая — вертикальная (курс).

Для того, чтобы самолет опустился именно на полосу и в нужном месте, пилот или автопилот должны вести самолет так, чтобы указатели глиссады и курса пересекали друг друга точно посредине. Такой способ посадки называется радиомаячной системой посадки, или посадкой по приборам.

Куда приводят приводы?

Надо сказать, что далеко не все полосы оборудованы радиомаяками для посадки по приборам. Тогда пилотам приходится проходить глиссаду, используя другие ориентиры. Какие?

Во-первых, «приводные (маркерные) радиомаяки». Точно на линии взлетно-посадочной полосы, примерно за 4 километра до ее начала расположен «дальний привод». Если радиокомпас в кабине самолета настроить на частоту этого радиомаяка, то прибор покажет направление к нему. При пролете над приводом в кабине раздается сигнал морзянки.

Самое время проверить, не слишком ли низко или высоко проходит самолет эту точку. Если до земли примерно 200 метров — значит, машина идет в глиссаде. О приближении полосы оповестит и «ближний привод» — он стоит примерно в километре от ее торца. Иногда еще один привод — «внутренний маркер» — ставят прямо у полосы — он дает ориентир перед самой посадкой.

Красно-белый финиш

Ну и, наконец, узнать, идет самолет в глиссаде или нет, можно, просто взглянув на специальные сигнальные огни, размещенные рядом с полосой. Иногда это четыре блока фонарей красного и белого цветов, расположенных в одну линию (система PAPI).

Фонари направлены в сторону подлетающих самолетов под разными углами. Поэтому в зависимости от высоты полета пилот заходящего на посадку самолета будет видеть на одном и том же месте или красный, или белый фонарь.

Если летчик видит два белых и два красных фонаря — самолет летит в глиссаде. Если три красных фонаря — чуть ниже глиссады. Четыре белых — значительно выше глиссады. И, наконец, четыре красных — заметно ниже глиссады, в опасной близости к земле.

Как гласит английская авиационная поговорка: «All red — you are dead», что означает — «Все огни красные — ты покойник». Жестоко, но правильно.

Если полет по глиссаде выполнен точно, самолет окажется над полосой, где-то недалеко от ее начала. Последнее, что должен сделать перед приземлением пилот — это выровнять машину.

Для этого пилот слегка задирает нос корабля (увеличивает тангаж) и переводит двигатели на «малый газ». Задирается нос для того, чтобы первыми земли коснулись задние колеса, а не передние. Передняя стойка шасси может не выдержать удара о полосу и сломаться, а это — крушение.

Лишь когда задние колеса уверенно покатятся по бетону, летчик аккуратно опустит переднюю стойку. Все! Теперь главное вовремя затормозить. чтобы не выехать за пределы полосы. На полосе самолет тормозит колесами и двигателями — их переводят в так называемый реверсный режим. Ну и, наконец, лайнер сворачивает с ВПП на рулежную дорожку и двигается на стоянку, указанную диспетчером. Полет окончен.

 

 

 

 

 

 


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электричество и автомобили

Электричество и автомобили

Оглавление1 Электрическая эпопея1.1 «Дьявольская повозка»1.1.1 Эх, прокачу! Электрическая эпопея Столетие...

Как летают самолёты в небе. Окончание

Как летают самолёты в небе. Окончание

Оглавление1 Полна коробочка!1.1 Покатились с горки1.1.1 Куда приводят приводы?1.1.1.1 Красно-белый финиш Полна...

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Оглавление1 Искусственное сердце и и электронное цветное телевидение1.1 Происхождение лунной...

Напишите мне