08.10.2020      734      0
 

Как летают самолёты в небе

Оглавление1 В небе не заблудятся1.1 По картам и звёздам1.1.1 Воздушные пути1.1.1.1 Первым делом план1.1.1.1.1 Рулим…


В небе не заблудятся

Мы в детстве очень любили наблюдать и фотографировать садящиеся самолеты. Было одно отличное место прямо у бетонного забора, окружающего один из московских аэропортов. До сих пор где-то лежат старые снимки — наши «Илы» и «Тушки», «Боинг-707» авиакомпании «Бритиш Эруэйз», «Боинг-727» афганской «Арианы»…

У того же забора на том же месте и сейчас можно увидеть как бы невзначай остановившиеся машины, а в них людей с фотоаппаратами наготове.

Ведь сегодня это модное увлечение — «плэйн-споттинг» — имеет кучу последователей в разных странах мира. Кое-где для плэйн-споттеров даже сделаны специальные площадки. Купил билет — и смотри, снимай в свое удовольствие. У нас любителей посмотреть на взлетающие и заходящие на посадку лайнеры гоняет милиция — и, наверное, правильно, учитывая нынешние неспокойные времена.

По картам и звёздам

Не знаю, как истинным «плэйн-споттерам», а мне посадка самолета и тогда и сейчас кажется настоящим чудом. Ну в самом деле, не чудо ли это, когда откуда-то со сверхголово-кружительной высоты на землю спускается крылатая машина. Поначалу она — лишь точка среди облаков, потом становится все ближе и ближе, и, наконец, с ревом пронесшись мимо тебя, самолет точно опускается на взлетно-посадочную полосу.

Как такое может быть? Как сумел экипаж с бескрайним небом полоску бетона и мягко опустить на нее свою машину?

Если эти вопросы занимают и тебя, то давай попробуем вместе выяснить, что не дает самолету заблудиться в небе.

Первым авиаторам было грех жаловаться тому времени, когда самолет братьев Райт отправился в свой исторический сорокасекундный рейс, уже был накоплен огромный опыт ориентирования в другой бескрайней стихии — на море. Летчики многому научились у моряков, они стали называть свои крылатые машины кораблями или судами, приняли меррой длины морскую милю (1820 м), а мерой скорости узел (одна морская миля в час). По-добно своим флотским собратьям штурманы воздушных кораблей прокладывали путь по картам, компасу, солнцу и звездам.

Воздушные пути

Шли годы, времена авиаторов-одиночек прошли, авиация стала важнейшей отраслью транспорта.
Сегодня над территорией Соединенных Штатов в каждый момент времени в воздухе находится около 5000 самых разных самолетов — от пассажирских лайнеров до крошечных частных аэропланов. Не многим менее загружено воздушное пространство над Европой в том числе и над нашей страной.

С развитием авиации возникла необходимость не только усовершенствовать воздушную навигацию, но и создать целую систему организации воздушного движения. Иными словами, требовалось сделать так, чтобы все эти многочисленные летательные аппараты взлетали и благополучно достигали пункта назначения, не создавая при этом опасности друг для друга. Ведь столкновение в воздухе как правило не оставляет никаких шансов ни пилоту, ни пассажиру.

И тут нельзя не признать, что, пожалуй, главным изобретением (после изобретения братьев Райт, конечно), без которого современную авиацию просто невозможно себе представить, стало… радио. Именно благодаря радиоволнам по небу прокладывается настоящая паутина невидимых путей. Как это происходит?

Первым делом план

Вот самолет еще стоит на стоянке или у «рукава», по которому пройдут на посадку пассажиры, а подготовка к полету уже идет вовсю. Ведь прежде чем диспетчерская служба аэропорта даст разрешение запускать двигатели, экипаж должен предоставить диспетчерам план полета.

«Какой такой план? — быть может, скажет кто- то? — В одном месте взлетели, набрали высоту, а в другом сели. Разве не так?»

Нет, не так. Весь воздушный путь из пункта А в пункт Б, или, скажем, из московского аэропорта «Шереметьево» в киевский «Борисполь» состоит из отрезков, которые лайнер пролетает от одного радиомаяка к другому. Где стоят эти маяки? Везде? Вся поверхность Земли, над которой летают самолеты, уставлена (более или менее густо) маяками, излучающими в пространство потоки радиоволн.

Эти радиоволны улавливаются специальными приемниками, установленными на самолетах. Что это дает? Принимая радиоволны с маяка, аппаратура на борту лайнера определяет направление (летчики скажут «курс»), в котором находится этот маяк. Эти маяки для пилотов — как вехи, как ориентиры на пути. Установили курс на маяк, пролетели над ним — теперь идем к следующему. Так вот, план полета — это такая таблица, в которой расписано, какие именно маяки на предстоящем воздушном пути штурман экипажа выбирает в качестве ориентиров.

В каждой строке таблицы в первой клетке будет название маяка, дальше его тип, частота, на которой он излучает радиоволны, курс (в градусах) и расстояние от предыдущего маяка. Как составляется план полета? По радионавигационным картам на которых обозначены радиомаяки всех типов с указанием частоты их вещания.

Рулим к полосе

Итак, как ты уже, наверное, понял, путь самолета в небе — это не идеально прямая, а слегка изломанная линия, состоящая из перелетов от одного маяка к другому согласно плану полета.

А можно ли отклониться от плана полета и воспользоваться другими маяками-ориентирами? Да, если на то есть веские причины. Например, на планируемом пути следования окажется сильный ураган, и тогда с разрешения диспетчера экипаж может повести самолет в обход. Но и в этом случае ему придется пользоваться наземными маяками. Просто это будут другие маяки, не те, что были записаны в план полета.

Вскоре после того, как диспетчерская служба аэропорта получает план полета, экипажу разрешают запустить двигатели и начать руление. Рулением называется движение лайнера от места стоянки к взлетно- посадочной полосе. Руление — очень ответственная вещь, и им ведает специальный диспетчер. Дело в том, что пока самолет едет от стоянки к взлетно-посадочной полосе (ВПП), с ним могут произойти всякие неприятности.

Например, он может столкнуться с другим воздушным судном или с едущими по территории аэропорта автобусами и тягачами. Но самое главное — лайнер не должен раньше времени выехать на ВПП. В больших аэропортах по взлетной полосе с промежутком в считанные минуты прокатываются взлетающие и садящиеся самолеты, и если кто-то нарушит свою очередь — быть большой беде.

Что такое эшелон

Наконец диспетчер даёт разрешение экипажу нашего лайнера на взлёт. Самолёт выкатывается на ВПП, на миг останавливается, затем двигатели его включаются на полную мощность (на взлётный режим). Лайнер разбегается и отрывается от земли.

Набрав высоту примерно 200 метров, наш самолёт попадает в зону ответственности диспетчеров Круга, затем диспетчеров Подхода. С их помощью экипаж продолжит набор высоты вплоть до занятия крейсерского эшелона.

Тем из вас, кто не знаком с авиационной терминологией, возможно, покажется, что слово «крейсерский» — это что-то из области военно-морского флота, а «эшелон» ближе к железнодорожной тематике. Срочно поясняем.

«Эшелоном» на авиационном языке называется воздушный коридор. Конечно, у этого коридора нет ни стен, ни пола, ни потолка — он ограничивается заданными диспетчерами значениями высоты и направления. Правильное эшелонирование воздушного движения — важнейшая задача диспетчеров.

Случись ошибка диспетчера, и самолеты окажутся в опасной близости друг от друга. Если крылатые машины летят в одном эшелоне (например, идут навстречу друг другу), регулировщики воздушного движения должны срочно «развести борта», то есть дать команду экипажам сменить эшелон, набрав высоту или снизившись, или сменить курс.

А что же такое «крейсерский эшелон»? Это эшелон, в котором проходит большая часть полета. В это время самолет летит с крейсерской, то есть самой подходящей для данного типа лайнера скоростью.

Вот, например, современные реактивные пассажирские самолеты рассчитаны на то, чтобы большую часть полета лететь со скоростью 850 — 1000 километров в час. Но чтобы мчаться с такой скоростью, да еще и не тратить лишнего топлива, им необходимо подняться на высоту примерно 10 километров.

Ниже — воздух слишком плотный и тормозит движение резвого самолета. Значит, крейсерский эшелон для обычного реактивного лайнера будет проложен примерно в области десятикилометровой высоты. А вот сверхзвуковым пассажирским самолетам («Конкорду» и нашему «Ту-144») для полета на крейсерской скорости требовался еще менее плотный воздух, и эти остроносые машины забирались на высоту примерно 18 километров. Туда, где небо имеет темно-фиолетовый цвет, а днем видны крупные звезды.

Каких-то 200 километров

Итак, наш лайнер поднялся на высоту крейсерского эшелона и под контролем диспетчеров Центра (Центры воздушного движения отслеживают самолеты, идущие на крейсерских эшелонах) продолжает свой путь согласно плану полета — от маяка к маяку. Полет на крейсерском эшелоне считается самым безопасным этапом полета, и чаще всего самолетом в это время управляет автоматика — ведь план полета введен в бортовой компьютер, и автопилот отлично «знает», на какой очередной маяк надо держать курс.

Но вот путь почти пройден, и пора готовиться к завершению полета. На очереди — снижение с крейсерского эшелона и выход в зону аэропорта.

На каком расстоянии от цели начинает снижаться лайнер? Километров за 200! Для наземного транспорта — это, конечно, немалое расстояние, но пассажирскому самолету его только-только хватит, чтобы, не уподобляясь пикирующему бомбардировщику (все-таки пассажиров, а не бомбы везет), опуститься с десятикилометровой высоты к назначенному месту посадки.

Впрочем до посадки еще далеко. Прежде чем дотронуться «пневматиками» до бетонной полосы, самолету еще предстоит осуществить «подход по схеме».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электричество и автомобили

Электричество и автомобили

Оглавление1 Электрическая эпопея1.1 «Дьявольская повозка»1.1.1 Эх, прокачу! Электрическая эпопея Столетие...

Как летают самолёты в небе. Окончание

Как летают самолёты в небе. Окончание

Оглавление1 Полна коробочка!1.1 Покатились с горки1.1.1 Куда приводят приводы?1.1.1.1 Красно-белый финиш Полна...

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Оглавление1 Искусственное сердце и и электронное цветное телевидение1.1 Происхождение лунной...

Напишите мне