04.09.2020      71      0
 

Непотопляемых кораблей не бывает

Оглавление1 Различия между «Куин Мэри-2» и «Титаником»1.1 Все корабли могут потонуть1.1.1 Техника спешит вперёд1.1.1.1 75…


Различия между «Куин Мэри-2» и «Титаником»

Когда начинает реветь его гудок, все жители французского города Сен-Назэр и предместий в радиусе 16 километров сразу узнают этот ни с чем не сравнимый бас. Могучий голос как нельзя лучше подходит его обладателю — огромному океанскому лайнеру Два года шло строительство этого удивительного судна носившего до поры до времени кодовое имя G32.

И вот, наконец, 14 января 2004 года гордость верфей «Шантьер де л’Атлантик» — корабль «Куин Мэри — 2» отправился в первое плавание. На сегодняшний день это самое длинное, самое широкое, самое высокое и самое дорогое в мире пассажирское судно. Всего шесть дней требуется лайнеру, чтобы пересечь Атлантический океан, а его совершенная конструкция позволяет без опаски идти навстречу самым жестоким бурям.

Все корабли могут потонуть

Однако каким бы величественным и неуязвимым ни выглядел этот колосс, к восхищению чудом техники всегда будут примешиваться тревожные мысли. Ну как тут не вспомнить о далеком предшественнике «Куин Мэри — 2», известном своей трагической судьбой?

В 1912 году суперлайнеру «Титаник» принадлежали все те же самые рекорды, какими славится сегодня «Куин Мэри-2». Подобно детищу «Шантьер де л’Атлантик», «Титаник» был построен для того, чтобы с комфортом переправлять своих пассажиров через Северную Атлантику, а его создатели провозгласили корабль «почти непотопляемым».

События кошмарной ночи с 14 на 15 апреля 1912 года известны всем. Налетев на айсберг вдалеке от берега. «Титаник» стал заполняться водой и через два с половиной часа пошел ко дну. 1500 человек из 2200, находившихся на борту судна, нашли свою смерть в ледяных водах океана.

«Куин Мэри — 2» способна взять на борт 4400 человек. Это значит, повторение катастрофы грозит еще большими жертвами! Насколько пассажиры современного корабля защищены от подобного бедствия?

«Нет сомнений, — говорит Жан Луи Гибер, сотрудник Французского института навигации, — что современный лайнер, оказавшийся в схожей с «Титаником» ситуации, точно так же пойдет ко дну. Столкновение с айсбергом неизбежно причинит корпусу очень серьезный ущерб. Корпус «Титаника» состоял из 16 отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками. Если судно получало пробоину, то один из отсеков заполнялся водой, а все остальные оставались сухими.

«Титаник» мог держаться на плаву с двумя затопленными отсеками. Однако из-за гигантской пробоины, полученной от встречи с горой льда, вода прорвалась по меньшей мере в 4 отсека. Остаться в таких условиях на плаву не способно ни одно даже самое современное судно».

На самом деле корпус «Куин Мэри — 2», хоть и выполнен из более толстой (30 мм против 25 мм у «Титаника») и более прочной стали, совсем не рассчитан на столкновения с айсбергами. Если корабль налетит на такую «ледышку», вода наверняка прорвется во многие отсеки. А для катастрофы достаточно затопить три из 24 отсеков лайнера. Но не спешите паниковать! Именно потому, что непотопляемых кораблей не бывает, на новом лайнере сделано все, чтобы избежать столкновения, как в истории с «Титаником».

Техника спешит вперёд

Во-первых, в отличие от времен «Титаника», у сегодняшних моряков есть много замечательных помощников. В наши дни самолеты ледовой разведки постоянно патрулируют северную часть Атлантики, чтобы следить за перемещениями айсбергов и передавать информацию о них на корабли, идущие через океан. Благодаря этим данным, а также сверхточной спутниковой системе определения координат (GPS), капитан или штурман «Куин Мэри — 2» может получить информацию о местоположении любого айсберга с точностью до 10 метров!

Кроме того, сам корабль оснащен мощными радиолокаторами, которые «видят» на расстоянии более 60 километров любое крупное препятствие, будь то остров, утес или корабль. идущий встречным курсом.

Но если все же по какому-то почти невероятному стечению обстоятельств «Куин Мэри — 2» окажется перед непреодолимым препятствием, уникальная маневренность судна поможет экипажу избежать столкновения.

Когда стало понятно, что «Титаник» движется на айсберг, вахтенный офицер дал «лево руля» и скомандовал «Полный назад!», чтобы замедлить ход корабля. Однако прошло целых 35 секунд прежде чем лайнер сколько-нибудь заметно отклонился влево. Почему? А потому, что перо руля было слишком маленьким для того, чтобы сразу свернуть с курса такую махину. Перо корабельного руля — это его широкая подводная часть, которая, отталкиваясь от встречного потока воды, заставляет судно повернуть.

А вот на «Куин Мэри — 2» там, где у большинства кораблей находится руль и валы с винтами, подвешены четыре гондолы с электромоторами, которые придают вращение винтам. Две гондолы жестко закреплены на корпусе, две другие могут поворачиваться вправо или влево. Поступит ли команда «Право руля!» или «Лево руля!», — в тот же миг два из четырех толкающих корабль винта примут нужное направление. Больше никаких задержек, — судно сразу же начинает поворот.

Для того, чтобы «Куин Мэри — 2», совершив разворот, мог уйти от столкновения, в момент начала поворота до препятствия должно оставаться чуть более 1 километра 200 метров. Это всего лишь в три раза больше длины самого судна. Если же, никуда не сворачивая, пытаться просто остановить корабль, врубив «Полный назад!», то до остановки придется пройти 2 километра 800 метров — это расстояние в восемь раз длиннее, чем сам «Куин Мэри — 2».

75 человек в 1 минуту за борт!

Если же, несмотря ни на что, произойдет невероятное, и пассажирам придется покидать тонущий лайнер, они окажутся в гораздо более благоприятных условиях, нежели их товарищи по несчастью холодной весной 1912 года. Всего 20 спасательных шлюпок, которыми располагал «Титаник», были способны вместить 1778 человек, в то время как сам лайнер мог взять на борт 3547 пассажиров и членов команды.

Нет, нет, владельцы корабля не допустили преступной беспечности — таковы были существовавшие 90 лет назад правила! С помощью шлюпок, имеющихся на борту «Куин Мэри — 2», можно эвакуировать 5000 человек — на четверть больше, чем вмещает сам корабль! Эти спасательные суда имеют крышу и подогрев, так что терпящим бедствие пассажирам не придется целых пять часов ожидать прибытия помощи при температуре воздуха около 0°С, как это случилось после крушения «Титаника».

Однако залогом успешного спасения людей при кораблекрушении является не только вместимость шлюпок, но и скорость эвакуации — ведь судно может уйти на дно, когда на нем еще остаются люди Здесь время на вес золота! Международные правила требуют, чтобы через час после крушения на тонущем судне не оставалось ни одного человека. Значит, если «Куин Мэри — 2» попадет в беду, каждую минуту с лайнера нужно эвакуировать 75 пассажиров или членов экипажа.

Для того чтобы в экстренном случае выполнить эту нелегкую задачу, на «Куин Мэри — 2» есть все. Корабль устроен и оборудован так. чтобы пассажиры могли легко найти дорогу к 8 «зонам» сбора, откуда будет происходить эвакуация. Команда лайнера постоянно проходит тренировки, отрабатывая приемы спасения людей при крушении.

А вот на «Титанике» все было иначе. По воспоминаниям очевидцев, персонал на погибшем корабле был совершенно не подготовлен к действиям в экстремальной обстановке, отчего вокруг царила паника и неразбериха. Члены команды не могли толком собрать людей для эвакуации, они плохо себе представляли, как правильно спустить шлюпки на воду и управлять ими.

Для того чтобы уменьшить число жертв при кораблекрушении, очень важно, чтобы проходящие невдалеке от места катастрофы суда как можно скорее получили сигнал бедствия. Когда тонущий в полночный час «Титаник» отправил радиограмму с просьбой о помощи, ее приняли только на кораблях, находившихся слишком далеко, чтобы быстро прийти на помощь. Что касается судов, шедших поблизости, то на них либо не было радио (в те времена оно все еще оставалось высокотехнологической новинкой), либо радисты спали глубоким сном.

В наши дни радио оснащены все корабли и экипажи обязаны круглосуточно прослушивать радиоэфир на частотах, выделенных для сигналов бедствия. Поэтому можно быть уверенным что идущие неподалеку корабли обязательно придут на помощь тонущему судну.

В общем, английская компания «Кьюнард», которой сегодня принадлежит «Куин Мэри -2». разумеется, учла уроки и катастрофы «Титаника» и опыт обеспечения безопасности на море за прошедшие девять десятилетий.

Но главное — сейчас совсем другие времена В эпоху «Титаника» путешествия на океанских кораблях интересовали в основном деловых людей. «Время — деньги»: этим лозунгом жили и вечно спешащие пассажиры судов, и команды, ими управлявшие. Сегодня бизнесмены летают в Америку и обратно на авиалайнерах, а роскошные каюты «Куин Мэри — 2» созданы для развлечения богатых туристов. Им некуда спешить, зато каждый хотел бы вернуться из путешествия целым и невредимым И уж «Кьюнард» об этом позаботится.

Роскошь и разнообразие

«Куин Мэри — 2» — это без сомнения самый роскошный корабль среди океанских лайнеров. Чего только стоят две суперкаюты площадью 209 квадратных метров каждая! Неслыханное расточительство, особенно если учесть, что на кораблях обычно тесновато. Для развлечения пассажиров на судне есть театр на 1094 места, 14 баров, дискотека, казино, библиотека с 8000 книг, 5 бассейнов и первый в истории корабельный планетарий.

На «Куин Мэри — 2» трудно будет заскучать. В этом кинотеатре 493 места, причем часть зала (150 мест) может служить планетарием. На его куполе покажут астрономические шоу и кино виртуальной реальности.

Некоторые каюты здесь похожи на небольшие особняки.

Ресторан «Британия» расположен на двух палубах. Как и другие просторные помещения, он станет «зоной сбора и эвакуации пассажиров в случае крушения.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Электричество и автомобили

Электричество и автомобили

Оглавление1 Электрическая эпопея1.1 «Дьявольская повозка»1.1.1 Эх, прокачу! Электрическая эпопея Столетие...

Как летают самолёты в небе. Окончание

Как летают самолёты в небе. Окончание

Оглавление1 Полна коробочка!1.1 Покатились с горки1.1.1 Куда приводят приводы?1.1.1.1 Красно-белый финиш Полна...

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Открытия пятидесятых годов двадцатого века

Оглавление1 Искусственное сердце и и электронное цветное телевидение1.1 Происхождение лунной...

Напишите мне