Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что считается духовным завещанием достоевского». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!
Из всех русских писателей-классиков, Феодор Михайлович Достоевский имел безграничный религиозный взгляд, черпая нравственность для своего бессмертного творчества из Евангельских Истин.
Его великое творческое наследие является ярким отражением Христова учения!
Ниже мы прилагаем прекрасный очерк о великом писателе, составленный доктором филологических наук, профессором Аллой Анатольевной Строгановой, который советуем прочесть для продуктивного литературного размышления.
О религиозном миросозерцании Ф. М. Достоевского
Достоевский не стал создателем собственной законченной философской системы с точки зрения формального подхода западного (немецкого) представления о философии. Для этого писатель не обладал ни узкоспециальным образованием, ни желанием, поскольку главным жизненным поприщем избрал литературу. Тем не менее, художественные произведения и публицистика писателя содержат основополагающие философские идеи, ставшие фундаментом русской классической философии, оформившейся во 2-й половине XIX века. Русский философ Μ. Α. Маслин писал: «Мировоззрение Достоевского — это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования»[6].
Все произведения Достоевского были обращены к современности, а внимание писателя на протяжении всей жизни было сосредоточено на основных вопросах общественной жизни его эпохи. Современная ему действительность рассматривалась Достоевским как переломная эпоха в жизни России и Европы. С одной стороны, подводились итоги, а с другой, она являлась прологом для новой эпохи культурного и общественного развития. При этом основной смысл его эпохи, по Достоевскому, состоял в «перерождении человеческого общества в совершеннейшее», в поисках способов формирования человеческого общежития, основанного на справедливости и братстве[7].
Произведения Ф. М. Достоевского содержат квинтэссенцию русского национального самосознания. Философскими идеями пронизаны «Записки из подполья» и романы «великого пятикнижия», где писатель изложил свою религиозную философию, христианскую антропологию и этику[6]. Достоевский ввёл понятие «русская идея»[8], ставшее одной из основ отечественного философствования. Впервые писатель использовал данное понятие в письме А. Н. Майкову 18 января 1856 года: «Я говорю о патриотизме, об русской идее, об чувстве долга, чести национальной, обо всем, о чём Вы с таким восторгом говорите»[9]. Согласно О. И. Сыромятникову русская идея была важнейшей темой творчества Достоевского[10]. Русский философ А. В. Гулыга писал: «Русская идея Достоевского — это воплощенная в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности»[11].
В «Легенде о Великом инквизиторе», которую В. В. Розанов назвал философской поэмой, Достоевский выразил идею сочетания свободы воли с абсолютным моральным законом. Великий инквизитор отрицает Христа, не верит в человека и его духовную природу[6]. Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь. Этот вопрос занимал писателя уже в юности, о чём он писал брату Михаилу 16 августа 1839 года: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»[12].
Речь о Пушкине стала философским завещанием русского писателя: «всемирная отзывчивость» русского человека воплотилась в национальном гении Пушкине. Русский национальный идеал «всечеловечности» не несёт враждебности Западу. Речь Достоевского о Пушкине укрепила авторитет писателя как властителя дум русского общества и примирила, к великому сожалению на короткое время, два противоборствующих лагеря западников и славянофилов. По мнению достоевиста С. С. Шаулова, Пушкинская речь Достоевского 8 июня 1880 года представила «один из первых (если не первый) в русской культуре образцов публичного философствования, в котором философская идея сливается с художественным способом её подачи и верифицируется личностью оратора»[13].
Философия Достоевского как система анализировалась лишь в нескольких мало доступных в советскую эпоху специальных трудах[источник не указан 680 дней] русско-еврейского философа А. З. Штейнберга «Система свободы Ф. М. Достоевского» (1923)[14] и немецкого исследователя Рейнхарда Лаута «Философия Достоевского в систематическом изложении» (1950, в переводе на русский язык 1996 года)[15]. В 2002 году было опубликовано 1-е издание монографии Джеймса Сканлана «Достоевский как мыслитель» на английском языке[16].
А. З. Штейнберг писал: «„Подвиг познания добра и зла“ — вот чем, говоря словами самого Достоевского, представляется автору весь жизненный путь национального философа России»[17]. «В лице Достоевского национальная философия в России стала историческим фактом»[18].
Р. Лаут рассматривает Достоевского как русского религиозного философа. В предисловии к работе Р. Лаута, А. В. Гулыга описывает три главных ошибочных подхода критиков, предрассудки в восприятии творчества русского писателя:
-
- Достоевский — не философ (Михаэль Хагемайстер);
- философия Достоевского воспевает зло (Л. Шестов и З. Фрейд);
- творчество Достоевского является трибуной в равной мере как злого, так и доброго начал в человеке, что выводится из концепции М. М. Бахтина о «полифоничности» романов писателя. При этом критики, дающие негативные оценки личности и творчества Достоевского, забывают слова М. М. Бахтина о том, что среди многоголосия персонажей на страницах произведений главным и решающим звучит голос Бога в душе автора[19]. Согласно А. В. Гулыге мнения Л. Шестова и З. Фрейда являются источниками хулы в отношении Достоевского[20].
Русский философ Μ. Α. Маслин полагает, что «вопреки распространенному мнению, которое разделял Зигмунд Фрейд, Достоевский не был философом пессимизма и отчаяния»[6]. Отказывая Достоевскому в чувстве жалости, сострадания, забывая о его призыве к смирению, порицатели писателя искажают его истинный портрет.
В 1948 году В. В. Зеньковский в своём капитальном труде «История русской философии» писал: «Для русской (только ли для русской?) мысли Достоевский дал чрезвычайно много — недаром последующие поколения мыслителей в огромном большинстве своем связывали своё творчество с Достоевским»[22]. По мнению достоеведа А. Г. Гачевой, русская философская мысль многим обязана Ф. М. Достоевскому — своему предтече, которому принадлежит ведущая роль в подготовке религиозно-философского возрождения конца XIX — начала XX века[23].
Достоевский оказал большое влияние на становление экзистенциализма[24], персонализма[25][26] и фрейдизма[6]. «Достоевский принял участие в осмыслении главных философских и социальных устремлений своего времени — от социализма до философии всеединства Соловьёва и религиозно-философского проекта Η. Φ. Фёдорова (1829—1903)»[6]. В советское время философия Достоевского игнорировалась или служила объектом критики[6].
В 2007 году Елена Новикова впервые рассмотрела интерпретации русских религиозных философов (В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского) знаменитых слов «Мир спасет красота» из романа «Идиот»[27].
Выдающийся русский писатель родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) в Москве, в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец, Михаил Андреевич, работал врачом. При больнице был большой красивый сад с липовыми аллеями, где детям нравилось играть, особенно в теплые летние дни. Больница находилась на улице Божедомка, недалеко от Марьиной рощи, куда всей семьей любили ходить на прогулку.
Семья была большая (7 детей, Федор – второй сын), дружная. Родители были религиозными, особенно мать Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества. По воскресеньям и праздникам ходили в церковь. Одно из ярких воспоминаний детства – ежегодные поездки в Троице-Сергиеву лавру.
В 1831 году родители купили в Тульской губернии небольшое имение, куда весной на все лето переселялась семья. Деревня была живописной, маленький домик из трех комнат находился в липовой роще, примыкавшей к березовому лесу.
Федор был ребенок очень живой, первый выдумщик в играх. Мать рано выучила детей читать. Потом к старшим мальчикам ходили два учителя: по Закону Божьему и французскому языку. Отец занимался с сыновьями латинским языком. Братья очень боялись этих уроков несмотря на то, что отец никогда не бил детей. По вечерам устраивали семейные чтения в гостиной, как было принято в то время. Читали вслух отец или мать. Любимым писателем был Н.М. Карамзин. Читали его «Историю государства Российского», «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза».
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом его был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (участник Отечественной войны 1812 года), а матерью – Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор – вторым.
Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.
Всего в семье было 8 детей.
Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, чтобы все неукоснительно его соблюдали. Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фролова. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.
Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Знаток человеческой души, глубокий мыслитель, проникновенный романист — Достоевский писал о духовном и темном в человеке. Его романы привлекали криминальными сюжетами. Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Вся жизнь человечества постепенно отражалась в книге. (2)Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. (3) ______ в ней отразилась та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей. ХРИСТИАНСКИЕ РОМАНЫ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГОНапишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Завещаю вообще никому не оплакивать меня Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный классик русской литературы. Самое емкое определение его роли в русской литературе приписывается Ф.М. Достоевскому: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. 1. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться… Будучи в жизни своей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таком, как погребение, я возвещаю это здесь в самом начале моего завещания, в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности. Предать же тело мое земле, не разбирая места, где лежать ему, ничего не связывать с оставшимся прахом; стыдно тому, кто привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя: он поклонится червям, ее грызущим; прошу лучше помолиться покрепче о душе моей, а вместо всяких погребальных почестей угостить от меня простым обедом нескольких не имущих насущного хлеба. Писатель появился на свет 11 нoябpя 1821 гoдa и благодаря родителям получил прекрасное образование, сначала им занимались yчитeля, зaтeм был мocкoвcкий пaнcиoн Кocтoмapoвa, инжeнepнoe yчилищe, кoим бyдyщий пиcaтeль весьма тягoтилcя. Caм oн мнoгo читaл, мeчтaл o кapьepe литepaтopa; и oкoнчив yчилищe, eдвa oтpaбoтaл гoд и пoдaл в oтстaвку пopyчикoм. Сoглaснo «Pyccкoмy библиoгpaфичecкoмy cлoвapю» пyблициcтa Aлeкcaндpa Пoлoвцeвa, пepвый жe poмaн «Бeдныe люди» пpинec писaтeлю cлaвy, oн стaл вхoж в кpyги писaтeлeй. Зa poмaнoм пoслeдoвaлa пoвeсть «Двoйник», paсскaзы, пoвeсти «Хoзяйкa», «Cлaбoe cepдцe», и нaкoнeц, poмaнтичecкoe прoизвeдeниe «Бeлыe нoчи». Дocтoeвcкий cтaл дpyжeн c Нeкpacoвым, c пoэтoм Мaйкoвым, c Гoнчapoвым, c Алeкceeм Плeщeeвым, нo кaк бывaeт y пиcaтeлeй, paccopилcя c Тypгeнeвым и c Бeлинcким. В 1846 гoдy будущий клaссик зaвeл знaкoмствo c peвoлюциoнepoм Михaилoм Пeтpaшeвcким, кoтopый caм пoдoшeл к нeмy нa yлицe. С 1845 гoдa y Пeтpaшeвcкoгo пpoхoдили зaceдaния peвoлюциoннoгo кpyжкa, кoтopыe пpoзвaли «пятницaми». Caм Пeтpaшeвcкий вocхищaлcя идeями Ceн-Cимoнa и Фypьe и пpocлaвилcя тeм, чтo пo пpимepy Фypьe peшил в cвoeм имeнии ycтpoить фaлaнcтep — oбщee жилищe, гдe oбщинники жили бы вмecтe, нo мecтныe кpecтьянe, здpaвo paccyдив, чтo этo «oт лyкaвoгo», coжгли фaлaнcтep. В библиoтeкe Пeтpaшeвcкoгo былo мнoгo зaпpeщeннoй литepaтypы, кoтopyю тoт дoбывaл, paбoтaя в дeпapтaмeнтe Миниcтepcтвa инocтpaнных дeл; paзгoвopы кpyтилиcь вoкpyг coциaлиcтичecких идeй и подготовки почвы для революционного восстания. Достоевский был одним из самых революционно настроенных членов кружка, – об этом пишет Борис Башилов в «Истории русского масонства». Зимoй 1848 гoдa в дoмe пoявилcя нeкий Антoнeлли, кoтopый и дoнec o «пламенных революционерах», и вcкope члeны кpyжкa oкaзaлиcь в Тpeтьeм oтдeлeнии нa Фoнтaнкe. Пepeпискa этa былa вызвaнa вышeдшeй в свeт в 1847 гoдy нoвoй книгoй Гoгoля «Выбpaнныe мeстa из пepeписки с дpyзьями», гдe писaтeль oбpaщaeтся к гyбepнaтopaм, к дyхoвeнствy, к чиновникам и пoyчaeт их, кaк вeсти гoсyдapствeнныe дeлa, пpизывaeт yпoвaть нa Бoгa, вepить в eгo милoсepдиe и вoлю, пoчитaть пopядки и вoспитывaть нapoд бoгoбoязнeнным, тo eсть с тoчки зpeния либepaльнoй мысли XIX вeкa пepeчepкивaeт сaтиpy «Мepтвых дyш». В письмe oт 15 июля 1847 гoдa Бeлинcкий нe вepит, чтo Гoгoль искpeнне верит в Бoгa и «вoспeвaет пpaвoслaвие», пoнoсит pyсскoe дyхoвeнствo, издeвaeтся нaд пoчитaниeм гoсyдapя и пpизывaeт писaтeля oтpeчься oт «этoй вaшeй пoслeднeй книги». Но неужели духoвнoe зaвeщaниe Гoгoля могло вызвать тaкиe печальные пoслeдствия для Дoстoeвскoгo? Оказывается, нет, потому что произведение Никoлaя Гpигopьeва под названием «Coлдaтcкaя бeceдa», которое было зачитано нa oбeдe y пeтpaшeвцa Cлeпнeвa и про которое Дocтoeвcкий на допросах говорил, что «впeчaтлeниe былo ничтoжнoe», призывало не просто к борьбе, оно напрямую призывало к свержению власти любой ценой. Опус Григорьева изображал царя в виде грубой «держиморды» и призывал к расправе над ним, что вполне соответствовало целям петрашевцев, среди которых были экстремистски настроенные члены кружка литератора Сергея Дурова: они считали, что нет такого деяния, на которое не следовало бы пойти ради революционных идей. Следователь Иван Липранди, который вел дело петрашевцев, писал, что главной целью Дурова и товарищей было создание тайной типографии и подготовка восстания, а устав кружка предусматривал смертную казнь за измену идеям революции. Он писал, что петрашевцы «собирались действовать решительно, ничего не страшась», – в этот кружок входил и Федор Достоевский. Позже, переосмыслив свою жизнь, Достоевский опишет своих вчерашних товарищей в бессмертном романе «Бесы». По окончательному приговору Дуров получил четыре года каторги, а Григорьев — пятнадцать. Пoслe пoмилoвaния Дocтoeвcкий был oтпpaвлeн по этапу в Сибирь. В Тoбoльcкe, лютoй зимoй 1850 гoдa oн повстречался c жeнaми дeкaбpиcтoв: Жoзeфинoй Мypaвьeвoй, Жaнeттoй-Пoлинoй Гёбль (Пpacкoвья aннeнкoвa) и Нaтaльeй Фoнвизинoй, кoтopыe пepeдaли пeтрaшeвцaм пo мaлeнькoмy Евaнгeлию; свoй тoмик писатель хpaнил вcю жизнь, кaк cвятыню. После кaтopги oн был cocлaн в Ceмипaлaтинcк, и eгo пoмилoвaли тoлькo в 1857 гoдy, вepнyв cвoбoдy и двopянcтвo. Профессиональная, социальная позиция: Русский писатель, публицист, философ и психолог Основной вклад (чем известен): Он считается величайшим психологом в мировой литературе, величайшим автором, оказавшим огромное влияние на литературу 20-го века. Вклады: Федор Достоевский великий русский писатель, эссеист, философ, видный деятель мировой литературы. В его произведениях, представляющих пример экзистенциальной прозы, раскрываются глубокие проблемы психологии, философии, политики и религии, неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души. Достоевский часто признается критиками как один из величайших психологов в мировой литературе. Большое разнообразие характеров и точек зрения, различие противоположных “голосов”, объединенных авторской позицией, неожиданный поворот событий, парадоксы, скандалы и детективный сюжет определяют успех романов Достоевского. В основе его миропонимания и творчества лежит абсолютная самоценность человеческого Я, избыточность человека по отношению к реальности и тексту, потенциальная бесконечность его возможностей. «Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится». Абсолютность «Я» доходит до абсурда у интеллигента, героя андеграунда: “Мне, чтобы чай был, и мир пусть погибнет”. Почти каждый из его зрелых романов представляет собой целостный Макрокосм, пронизанный экзистенциальным и трагическим мироощущением его создателя. Его внимание к фундаментальным основам реального человеческого бытия, художественное откровение и раскрытие человеческого смысла таких понятий, как добро и зло, совесть и счастье позволили ему стать гигантом среди романистов. Его понимание глубины, сложности и иррациональности человеческой души, сложности характера, чрезвычайно сложный и мощный повествовательный стиль, сделали его одним из величайшим авторов, оказавших существенное влияние на литературу двадцатого века. Основные труды: Бедные люди (1846), Униженные и оскорбленные (1861), Записки из мертвого дома (1862), Записки из подполья (1864), Преступление и наказание (1867), Идиот (1869), Бесы (1872), Подросток (1875), Кроткая (1876), Братья Карамазовы (1881), Дневник писателя(1873-81).
Ф.М. Достоевский как религиозный мыслитель, проповедник и пророкНекоторые исследователи творчества Пушкина утверждают, что это стихотворение является подражанием творчеству других поэтов. Якобы Пушкин просто перефразировал аналогичные «Памятники» Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum». Где скрывается правда, теперь доказать, пожалуй, невозможно. У обеих версий есть свои последователи и критики. Существует немало людей, которые уверены, что Пушкин предвидел свою гибель. А стихотворение является предсказанием своей скорой кончины. Действительно, получается, что «памятник» стал духовным завещанием поэта. Он чувствовал, что его творчество останется в веках, что будущие поколения будут не только восхвалять и почитать его, но и станут считать достойным подражания. Какие события стали для вас ключевыми в жизни и чему научили? О чём вы сожалеете? Какие люди сильно повлияли на вас? Что вы помните о своем детстве? Что хотели бы сказать на прощание любимым, какие предметы передать детям? Ответы на эти и другие вопросы могут стать частью «неформального завещания» , того, что на Западе называют «emotional will» . Ведь человеку важно передать свой опыт и поделиться тем, чему его научила жизнь. Духовное завещание — это возможность поделиться с детьми, друзьями и будущими поколениями своими мыслями и убеждениями, рассказать им о ваших увлечениях, надеждах, мечтах и жизненных уроках. Это возможность сказать всё то, что мы хотим сказать, прежде чем покинем этот мир. Духовное завещание не является юридическим документом, поэтому у вас есть полная свобода творчества . Вы можете «завещать» вашим близким воспоминания, размышления, добрые пожелания, рисунки, записные книжки, фотографии, аудиозаписи — выбор за вами. Мы советуем не спешить при составлении духовного завещания. Нет никаких ограничений по форме или количеству слов. Скорее всего, получится так, что вы напишете не один большой документ, а несколько писем, адресованных разным людям . Вероятно, вы будете снова и снова перечитывать эти письма и добавлять что-то новое, так что торопиться не стоит. Прежде всего подумайте о тех людях, которые сыграли важную роль в вашей жизни. Может быть, есть какое-то воспоминание или событие, которое наиболее точно характеризует ваши отношения? Расскажите, чему вас научили отношения с этим человеком. Расскажите, как вы благодарны за то, что вам довелось пережить вместе. Напишите письмо, адресованное лично этому человеку, и положите его в отдельный конверт. Вспомните о ключевых событиях вашей жизни — когда вы проявили большое мужество, испытали огромную радость, глубокую печаль, когда вы преодолевали трудности, совершали что-то, что казалось невозможным, и чувствовали себя бесконечно счастливым. Часто именно эти судьбоносные события являются важными вехами, своего рода поворотными моментами, которые определили дальнейший ход вашей жизни. Духовное завещание — это возможность рассказать об этих важных событиях дорогим вам людям. Может быть, вы решили завещать кому-то из ваших близких тот или иной предмет. Духовное завещание позволяет рассказать, какие воспоминания связаны с этим предметом, поделиться какой-то историей о нём. Возможно, это ваша семейная реликвия. Как правило, у каждого предмета есть своя история. Расскажите человеку, которому вы завещаете этот предмет, почему он вам дорог. Почему вы решили подарить этот предмет именно ему (ей)? Как этот предмет оказался у вас или у вашей семьи? Может быть, с ним связана какая-то история, которая имеет важное значение для вашей семьи? Как правило, у всех нас есть воспоминания и любимые истории о дорогих нам людях. Именно такие воспоминания связывают нас на протяжении долгих лет со старыми друзьями и родственниками, даже если мы видим их лишь изредка. Расскажите одному из своих старых друзей о важном для вас обоих событии. Расскажите, как много для вас значит то, что он был частью вашей жизни . Может быть, у вас есть наставник или учитель, которым вы дорожите. Поделитесь своими воспоминаниями об этом. Еда и совместные трапезы — одна из самых приятных составляющих нашей жизни! Вы можете поделиться с кем-то из ваших близких рецептом любимого блюда. Например, можно написать: «Хочу поделиться с тобой рецептом, который часто выручал меня в трудную минуту. Этот рецепт мне дала бабушка, и она же научила меня готовить это блюдо. Теперь я хочу передать этот рецепт тебе и попросить тебя стать его хранителем, я им очень дорожу» . Или: «Вот рецепт простого блюда, которое я готовил(а) по воскресеньям. Вспоминай обо мне, когда будешь его готовить» . Ваши близкие, скорее всего, знают, какая музыка вам нравится и какие книги вы любите. Но вдруг вам есть чем их удивить? Например, можно выбрать 10 любимых книг [для своих родных и друзей] — и внутри обложки написать, почему вам нравится та или иная книга. Или составить подборку (плейлист) из любимых песен. К примеру, одну подборку — из песен, которые хорошо слушать в машине, а вторую — из композиций, под которые приятно заниматься домашними делами. I. Духовные основы творчества Достоевского«Се покой мой, зде вселюся в век века» – пророчески предрек ростовский митрополит Димитрий, в марте 1701 г. впервые посетив Яковлевский монастырь. Эту обитель ростовский владыка избрал местом своего погребения, а она впоследствии стала мемориалом нового чудотворца, храня живую память о первом российском святом нового времени. Владыка оставил распоряжение похоронить себя в Яковлевском монастыре, основанном в конце XIV столетия епископом Иаковом. В своем завещании он писал: «да погребут мя в монастыре Святого Иакова Епископа Ростовского, во угле церковном, иде же место назнаменовах, о сем челом бью». В 1709 г., в ночь на 28 октября, митрополит Димитрий скончался и его тело было предано земле в юго-западном углу храма Зачатия св. Анны Яковлевского монастыря. 21 сентября 1752 г. произошло обретение мощей святителя, и спустя несколько лет, на св. Пасху, 1 апреля 1757 г., они были оглашены «совершенно святыми». В марте 1765 г. по воле императрицы Екатерины II, являвшейся ревностной почитательницей св. Димитрия, Яковлевский монастырь был объявлен ставропигиальным, вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Святейшего Синода. Обитель была причислена к монастырям второго класса и в ней была учреждена архимандрития. В том же году к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству с ним Спасо-Песоцкий. В 1702 году ростовским митрополитом был назначен Дмитрий Ростовский, в миру – Даниил Туптало. Родился в декабре 1651 года в селе Макарово под Киевом, в семье полкового сотника Саввы Туптало. Учился в Киевском братском училище, но недоучился – после взятия Киева поляками оно было закрыто. В 18-летнем возрасте Даниил принял монашеский постриг в киевской Кирилловской обители, после пострижения в иночество получил имя Дмитрий. Был игуменом в нескольких украинских монастырях. В 1675 году был посвящен в иеромонахи, проповедовал при Черниговской кафедре; в 1677–1679 гг. – в Литве. В 1681 году был назначен игуменом Максаковского Преображенского монастыря. В 1701 году по распоряжению Петра Первого он был вызван в Москву, где его рукоположили в сан митрополита и поручили принять Тобольскую митрополию, а заодно проповедовать в Сибири и Китае. Это назначение никак не устраивало Дмитрия Ростовского и по состоянию здоровья, и по причине творческого характера. Еще в 1684 году, в Киево-Печерской лавре, он начал работу над «Четьи-Минеями» – житиями святых, которая требовала постоянного обращения к источникам, которых в Сибири, конечно же, не было. По преданию Дмитрий от расстройства даже слег в постель. Сейчас уже трудно сказать, как ему удалось уговорить церковное руководство и самого Петра Первого избавить его от этого назначения и на время остаться в Москве. Надо было ждать, когда освободится ближайшая епархия. Так 4 января 1702 года Дмитрий был назначен ростовским митрополитом. Может, помогло то, что еще в 1690 году он поднес первую часть своих «Четьи-Миней» царям Ивану и Петру Алексеевичам. В любом случае ясно, что Дмитрий оказался в Ростове не по причине стечения обстоятельств, а умышленно, прекрасно зная о хранящихся здесь книжных сокровищах. Работу над «Четьи-Минеями» Дмитрий закончил в 1705 году. Это был уникальный труд в 12 томах, в каждом свыше 600 страниц. Даже если бы Дмитрий Ростовский написал только одни «Четьи-Минеи», его имя навсегда осталось бы в древнерусской литературе. Но он был автором целого ряда литературных произведений, вот лишь некоторые их названия: «Руно орошенное, или Сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Богоматери», «Розыск о раскольничьей брынской вере», «Поучительные слова», «Диариум» (дневник), «Алфавит духовный», «Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении», «Краткий катехизис», «Келейная летопись», «Летопись царей и патриархов», «Слово о пьянстве», «Летопись ростовских архиереев». В последнем произведении для изучающих ростовское краеведение и сегодня представляет интерес рассказ о ростовском митрополите Филарете – отце первого русского царя Михаила Романова, о тех испытаниях, которые выпали на долю Ростова и ростовцев в годы Смуты. Еще на Украине Дмитрий начал сочинять религиозные стихотворения, написал шесть драматических мистерий. Одна из них – «Успенская драма» – была написана, по мнению исследователей, на Украине, в конце XVII века и была предназначена для исполнения монахами и писцами в монастыре. В Ростове Дмитрий Ростовский учредил семинарию, в которой училось более двухсот детей священнослужителей, которые ставили его мистерии, исполняли сочиненные им духовные песни. Уже в наше время Московский камерный театр осуществил постановку спектакля «Ростовское действо», созданного по «Комедии на Рождество» Дмитрия Ростовского. Он был автором текста и музыки, в свое время комедия вызвала огромное количество подражаний, была проникнута верой в мир, добро и справедливость. Имела большой успех и современная постановка: заложенные в комедии идеи не устарели, творчество Дмитрия Ростовского продолжает служить людям. По сути дела, здесь, в Ростове, митрополит Дмитрий начал работу, которую в Ярославле продолжил Федор Волков и завершил созданием первого русского театра. Таким образом, Дмитрия Ростовского можно назвать одним из первых отечественных драматургов, а Ростов может по праву разделить с Ярославлем честь называться родиной русского театра. В ростовских топонимах нет упоминания Дмитрия Ростовского, но его имя было увековечено в другом месте: в 1761 году, в честь Дмитрия Ростовского, Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую крепость. Со временем крепость превратилась в город Ростов-на-Дону, который, по сути дела, наследовал не только имя, но и славу Ростова Великого. В Собрании российских древностей А.И.Мусина-Пушкина, в котором хранилось «Слово о полку Игореве», были и сочинения Дмитрия Ростовского. Любопытная деталь: когда археограф К.Ф.Калайдович, который провел настоящее следствие, чтобы выяснить обстоятельства находки «Слова о полку Игореве», спросил у типографщика Семена Селивановского, принимавшего участие в издании «Слова», каким почерком была написана рукопись, тот, не раздумывая, ответил, что почерк был не очень древний и похож на почерк Дмитрия Ростовского, с рукописями которого типографщику приходилось иметь дело. Скончался митрополит Дмитрий Ростовский 28 октября (8 ноября) 1709 года, по преданию точно предсказав день своей кончины. Перед этим он пригласил в келью своего любимого ученика и переписчика его сочинений Савву Яковлева, пересказал ему свою биографию, благословил и поклонился до земли. Узнав о кончине Дмитрия, в Ростов прибыла царица Параскева Феодоровна – вдовствующая супруга царя Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. В последний путь Дмитрия провожал его друг – митрополит и блюститель патриаршего престола Стефан Яворский, совершивший литургию и организовавший погребение в Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря – там, где завещал Дмитрий. Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть» [2] . В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных» [3] . В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке. По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу» [4] , оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати» [5] . Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца. Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий». В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали» [6] , и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины. Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам» [7] . Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество» [8] . Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства. Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых). Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев». Было время, когда в России самым дорогим приданым для новобрачных считались не драгоценная утварь, платья и украшения, а духовные книги. Люди знали: будет вера – будет и благословение Господне над семьей, а остальное приложится. Евангелие, «Добротолюбие» — поучения святых отцов Церкви передавали из поколения в поколение. И среди самых известных источников мудрости и добра особое место принадлежало Четьим Минеям. Сегодня даже не все знают, что это такое. Это целый свод житий (жизнеописаний) святых, охватывающий весь годовой круг памятных дат. Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту. Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) грандиозностью своего таланта зачаровывал и продолжает зачаровывать миллионы читателей. Творческий путь Гоголя — это путь постижения русской жизни, характера русского человека, судьбы России, ее загадки и особого, магического откровения для мира, которое исходит от нее. Но Гоголь — это еще и глубокий мыслитель. Великие художественные творения сделали его известным всему миру — и затмили его философские эссе, теологические размышления, литературные обозрения… Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) грандиозностью своего таланта зачаровывал и продолжает зачаровывать миллионы читателей. Творческий путь Гоголя — это путь постижения русской жизни, характера русского человека, судьбы России, ее загадки и особого, магического откровения для мира, которое исходит от нее. Но Гоголь — это еще и глубокий мыслитель. Великие художественные творения сделали его известным всему миру — и затмили его философские эссе, теологические размышления, литературные обозрения, социальную критику. Круг интересов писателя был очень широким. История, особенно исторические биографии, религия, живопись, музыка, архитектура, скульптура, география, фольклор — вот далеко не полный перечень тем, привлекших к себе внимание Гоголя и вошедших в это богато иллюстрированное подарочное издание. Собранные под одним переплетом наиболее значимые рассуждения Гоголя о фундаментальных вопросах бытия подаются не просто в иллюстративном обрамлении, а перемежаются живой реакцией на них самых ярких, самых оригинальных умов гоголевской эпохи. Сложный, противоречивый, напряженный, страстный диалог, который в своих произведениях, а также напрямую вел Гоголь с современниками, не прекратился с его уходом. Накал этой дискуссии был таков, что даже спустя столетие литературные потомки Гоголя продолжают горячо, порой яростно спорить друг с другом и с отошедшим в вечность писателем. Ибо в России каждое время ставит во главу угла одни и те же вечные вопросы, ответ на которые с такой страстью искал великий писатель Земли Русской — Николай Васильевич Гоголь. Книга «Духовное завещание» автора Николай Гоголь оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10. Тарасов Б. Н. (Москва). Художественное завещание ДостоевскогоВладение человека земным его достоянием не простирается за пределы его жизни. Со смертью его прекращаются и все права его на имущества, которые поступают к новому владельцу. Вне гражданского общества или вне сферы законов, владельцем делался бы тот, кто первый ими завладел или кто имел бы более других силы к присвоению себе имущества. В благоустроенном гражданском обществе закон не терпит случайности, самоволия или насилия по приобретению имуществ и допускает к приобретению те только лица, которые имеют наиболее права на имущества. В сем случае право приобретателя основывается преимущественно на передаче имущества от самого хозяина или на воле или намерении умершего владельца о передаче его прав собственности данному лицу. Воля или намерение хозяина, относительно перехода прав собственности на его имущества к другому владельцу, выражается актом, который в ныне действующем русском праве называется духовным завещанием. Книга — это духовное завещание одного поколения другому и это факт. С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с книгой. С детства маленькие дети впитывают сказки и повести, которые читают их родители, узнают всё новые и новые слова. А для поколения постарше это романы или библия. В каждой своей жизни хоть раз брал в руки свои любимые произведения . Но при условии, что и мы отдадим ей часть своего внимания и времени во взаимообмена и сохранения энергии. Кем бы вы ни был человек, мы должны читать и ценить их. Многим людям книга не только открыла мир великих идей, людей и открытий, но и главные понятия для каждого свои цели и обещания. Она увековечена много миллионный лет в ней сохранены подвиги и наших предков, а так же главные события прошлых лет как хороших так и плохих. Этот источник информации дает нам знания в школе, и мы учимся анализировать свою жизнь и делать определенные выводы из сложившейся ситуации. Даже когда мы работаем, она помогает нам найти нужную для нас информацию, а когда решили отдохнуть, она дает нам приятно провести время за чтением любимых рассказов. Книга является незаменимым попутчиком в длинных путешествиях, а также становиться для нас хорошим другом. Книга-маленькая по размеру, но каждый для себя найдет свой маленький или большой волшебный мир, который с каждым днем будет погружаться все больше и больше. Любите замечательные книги она дает вам все необходимое если она ваш друг, то дружески поможет разобраться путаницей мыслей. Они пишутся на замечательных языках, а также публикуются в разное время и в разных мирах, рассказывают нам, как проживали древние люди. Они практически, как живые существа, живут и пробуют разговаривать, чтобы только донести до нас всё то, что хотел написать наши замечательные авторы книг. Забота о культуре книг имеет не только личное, но и общественное значение. Неиссякаемое богатство русской книги — это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать! Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: книга научит нас уважать самих себя и других людей, а также даст ум и сердцем чувствовать любовь к этому миру. Все человечество должно беречь её и передавать её из поколения в поколение.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Каждому известно, что такое книга. На смену бумажных носителей информации сейчас пришли электронные и аудиокниги. Когда я был маленьким, то любил слушать сказки, рассматривал картинки, просил, чтобы мне перечитали самые интересные произведения. Научившись читать самостоятельно, я сам выбираю книги для себя. В течение жизни мы используем книги, как источник знаний или просто для приятного времяпрепровождения за интересным романом, детективом. С раннего возраста они помогают познать окружающую среду и самих себя. Иногда книга, вовремя попавшая под руку, подсказывает какую стоит выбрать профессию, а бывает даже и определяет жизненное направление. Книга исполняет роль учителя. Многим она показала мир выдающихся идей и смогла направить их на путь за торжество этих идей, стала мотивировать их на борьбу во имя благополучия людей. Книга носит в себе память о великих подвигах наших предков. Прочтя их, мы знакомимся с прошлым и учимся понимать настоящее, созидать во имя будущего. Книга является хранилищем того, что достиг человек. К тому же она способна дать ответы на множество вопросов. Книга — лучший помощник на работе, хороший товарищ на отдыхе, а зачастую бывает самым ненавязчивым советчиком. Кто-то скажет, что книга это просто вещь. Да, ее можно продать, подарить, выбросить, но на самом деле она представляет большую ценность, по сравнению со многими другими вещами. Она воплощение чуда. Стоит себе на полке неподвижно, но она способна перенести нас из одной страны в другую, из одного тысячелетия в другое с космической скоростью. Книгу вполне можно считать машиной времени, которую создали люди. Пусть она и неживая, но в ней есть жизнь, рассказывающая о прошлом, настоящем или далеком будущем. Миллиарды книг, изданные на разных языках и в разных странах, несут в себе историю того или иного народа. Но любую книгу можно считать заповедью для потомков. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Ее надо любить и боготворить. Она делает нашу жизнь ярче и интересней. Помогает познать мир, учит уважать людей и самих себя. Дарит умные мысли, идеи и делать нас культурными людьми. Без книг немыслимо представить человека и его будущее. Ф.М. Достоевский о духовно-нравственном развитии человека и общества
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением. Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе. Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй. Звуковая характеристика букв: я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука. Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе. Рейтинг популярности — на эти публикации чаще всего ссылаются:Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем. Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные. — Сколько гласных звуков в русской фонетике? В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение. Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением. ◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
|