Женщины на афоне история завещания богородицы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Женщины на афоне история завещания богородицы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Лента новостей
  • Полная лента новостей
  • Туризм
  • Законы-Бизнес-Недвижимость
  • Религия, наука и образование

Согласно церковному преданию, когда в Иерусалиме, в сионской горнице апостолы бросали жребий кому в какой стране света проповедовать Евангельское учение, Богородица также изъявила желание отправиться на проповедь.

И выпал ей жребий на землю Иверию (Грузию). Но Ангел Божий сказал Ей:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени.

Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

Каждый день, рано утром с Уранополиса отправляется прогулочный катер, который огибает вдоль берега Святую гору Афон на расстоянии полукилометра. Пассажирами могут стать не только мужчины, но и женщины.

Это не просто прогулка — это паломничество, единственная возможность для представительниц прекрасной половины человечества увидеть и поклониться святыням Афона.

8 женщин в истории Святой Горы Афон

    1. 1Женщина в Мали родила девятерых детей. Все они живы
    2. 2Как Индия оказалась в эпицентре коронавирусного цунами?
    3. 3″Это не право, а возведенная в закон ненависть». Юристы — о планах запретить сторонникам Навального избираться в Думу
    4. 4Огромный Байден и крошечный Картер? Что не так с этой фотографией
    5. 5В Африке обнаружена древнейшая известная могила младенца. Ей 78 тысяч лет
    6. 6Встреча «Большой семерки»: страны готовят совместный ответ России и Китаю
    7. 7Куклы, носки и смайлик: за что сегодня можно попасть под суд в Беларуси
    8. 8″Фейсбук» сохранил блокировку Трампа. Трамп назвал это позором для США
    9. 9Тем, кто донатил Навальному, запретят избираться; перед Израилем замаячили еще одни выборы. Главное 5 мая
    10. 10Космическая цена космического вина. Продается бутылка «Петрюс», побывавшая на МКС

    Автобусы соединяют собой Карею, главную пристань Дафни и практически любой крупный монастырь. Напрямую между монастырями автобусы не ходят. У автобусов есть расписание, поэтому поездку можно спланировать достаточно точно.

    Например — если вы остановитесь в Ивероне, то сразу после завтрака (сухари и чай) от пристани монастыря отъезжает автобус — до Кареи, а оттуда через полчаса автобус выезжает на пристань Дафни, откуда в свою очередь вскоре отплывает паром, который держит путь через несколько монастырей. Это как пример.

    Цена автобусного билета зависит от расстояния и колеблется от полутора до пяти-шести евро.

    Афон обслуживают:

    • два больших парома, на которые может попасть любой желающий. Цена — от 1,5 до 10 евро за поездку, в зависимости от расстояния.
    • один катер поменьше («Микро Агиа Анна»), покомфортнее и быстрее — но место на него рекомендуется бронировать заранее.
    • маленькие катера-такси, которые за 100-300 евро (в зависимости от расстояния) могут доставить вас, куда вы захотите.

    Большие паромы — самый распространенный, массовый и недорогой способ передвижения. Оба парома «делят» между собой монастыри «ближнего» берега, и каждый из них в рамках маршрута отправляется в Уранополь и обратно.

    Пешие переходы — самый мужественный, но может быть самый достойный Афона способ передвижения. Многие считают, что только в пеших переходах Афон раскрывается для человека в полной мере. Не только потому, что удается больше увидеть и более плотно соприкоснуться с Горой. Но и потому, что это очень-очень тяжело и во время преодоления трудностей человек находит какой-то особый очень сильный контакт с Богом. Мы согласны.

    Передвигаться только на автобусе и пароме — это значит очень ограничить себя. Однако пешие переходы — это настолько экстремальное по своей сути мероприятие, что нужно предупредить вот о каких вещах.

    Женщины, которые нарушили Аватон на Афоне

    В период междоусобной войны в Греции в конце первой половины XX века жители соседних деревень совершали набеги на афонские земли в поисках скота и продовольствия.

    Среди них были и представительницы прекрасного пола.

    1953

    в этом году в Греции был принят закон о уголовной ответственности за въезд на Святую гору женщинами

    В 1953 году гречанка Мария Поимениду, облачившись в мужское одеяние, проникла на территорию Афона, где находилась в течение трех дней.

    Именно этот случай послужил поводом для принятия правительством Греции закона, запрещающего женщинам въезд на Святую гору.

    Нарушившим его, грозит уголовная ответственность.

    В 2008 году полицией были задержаны четыре женщины из Молдавии, высаженные на полуостров Афон нелегальными перевозчиками. Их отпустили, так как они были прощены монахами.

    Стоит отметить, что в Греции запрет на посещение мужских монастырей женщинами сохранился не только на Афоне. В большинство мужских монастырей представительницам женского пола вход воспрещен.

    Даже сегодня Афон называют «садом Богородицы», который посвящен Ее славе, и только Она представляет свой пол на Святой Горе. Как известно, из каждого правила есть исключения. Наглядный пример — история монаха, скончавшегося в 1978 году. Он родился на Афоне и не покидал его. Это означает, что его мать как-то проникла на территорию монашеского государства.

    Как признаются монахи, один или два раза в истории двери монастырей открывались для защиты мирного населения.

    Сохранилось много преданий, связанных с вековым запретом. В период османского владычества турецкие солдаты пытались проникнуть на Гору Афон со своими женами. Для этого они представили документы за подписями местных властей. Один из них потерял сознание и умер. Монахи утверждают, что турки, которые до сих пор высмеивали аватон, запаниковали, извинились и ушли с раскаянием. Тело было похоронено, но последовал проливной ливень, в результате которого труп был унесен и смыт в море. Таким образом Божья Матерь показала, что даже мертвые не принимают того, кто посмел нарушить бессмертие Афона!

    Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

    Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

    Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

    Каждый день, рано утром с Уранополиса отправляется прогулочный катер, который огибает вдоль берега Святую гору Афон на расстоянии полукилометра. Пассажирами могут стать не только мужчины, но и женщины.

    Это не просто прогулка — это паломничество, единственная возможность для представительниц прекрасной половины человечества увидеть и поклониться святыням Афона.

    Афон, в греческих источниках Святая Гора, узкий гористый полуостров (высота 2200 м). в Эгейском море в Восточной Греции. По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Восхищенная красотой этого места Дева Мария попросила у Бога Афон себе в удел.

    Русские монахи прибыли на полуостров в конце X — начале XI века. Древнейшее русское поселение на Афоне — «обитель Росов», также известно как монастырь Ксилургу (от греч. «плотник», «древодел»), так как основным занятием местных монахов было плотничество. Именно к нему относится первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой Горе, датированное 1016 годом. Под одним из документов библиотеки Великой Лавры стоят подписи всех настоятелей афонских монастырей, среди которых — «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов». В 1169 году русским монахам была передана более просторная обитель — монастырь «Фессалоникийца» во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как «Старый или Нагорный Русcик»). После этого обитель Ксилургу стала скитом. Он сохранился до наших дней как скит Успения Богородицы — Панагия Ксилургу.

    В XIII-XV веках связи между русским монастырем на Афоне и Русью оказались практически прерваны из-за монголо-татарского нашествия (1237-1480 годы). В это время на Афон не прибывали новые русские иноки, не поступала помощь, а большинство насельников были греками. Монастырь приходил в упадок. В XIII веке там случился сильный пожар, уничтоживший большую часть имущества и архивов. Помимо этого, обитель постоянно разоряли крестоносцы и морские пираты, в то время часто нападавшие на Афон. Восстановлению «Фессалоникийца» содействовала помощь византийского императора Андроника II Палеолога (1259-1332). Впоследствии монастырю оказывали поддержку и другие византийские правители, а также православные сербские короли и цари. Благодаря этому обитель начала богатеть и расширяться. С конца XV века, после окончания монголо-татарского ига на Руси, туда вновь стали прибывать русские послушники. В 1509 году великий князь московский Василий III взял монастырь под свое покровительство. Сложные времена для монастыря были связаны с распространением турецкого господства на территории бывшей Византийской империи и растущим противостоянием России и Турции. Турецкие власти стали препятствовать доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к новому упадку русской обители в XVIII. От полного разорения монастырь спасла финансовая помощь молдавских и валашских господарей.

    Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен на нынешнее место расположения — в более удобную местность на берегу моря. Он получил неофициальное название «Прибрежный Русcик», в то время как «Старый Руссик» стал скитом.

    К середине XIX века лишь небольшое число насельников монастыря были русскими, настоятелями были греки. Однако с этого времени активную поддержку Пантелеимонову монастырю стали оказывать члены российского императорского дома, русские купцы-меценаты. На нужды обители выделяли средства Святейший правительствующий синод и правительство. Численность русских послушников снова начала расти, монастырь стал расширяться. В 1875 году впервые после долгого времени был избран русский настоятель — архимандрит Макарий (Сушкин), а Свято-Пантелеимонов монастырь официально получил статус русской обители. К концу XIX века монастырь стал самым многочисленным на Святой Горе.

    После Октябрьской революции 1917 года и событий гражданской войны (1917-1923) существование русской обители на Афоне оказалось под угрозой. Из-за антицерковной политики советских властей в течение почти 50 лет в монастырь не прибывали новые монахи, а оставшиеся там братья остались без какой-либо помощи и оказались отрезанными от Русской православной церкви (РПЦ).

    В 1960-х годах помощь монастырю была возобновлена, на Афон вновь стали приезжать русские монахи и представители РПЦ. В 1972 году впервые в истории Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Тогда в составе делегации находился и будущий предстоятель РПЦ Кирилл (с 2009 года по н. в.).

    Возрождение монастыря началось уже после распада СССР. Если в 1981 году численность монахов составляла 22 человека, то к 1992 году — 40 человек. В 1992 году на Афон приезжал Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ (глава РПЦ в 1990-2008 годах), в 2013 году — Патриарх Кирилл. В 2005 году президент Владимир Путин стал первым из российских руководителей, посетивших Афон.

    В 2011 году были созданы Общественно-попечительский совет и Фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря. Фонд ведет работы по реконструкции и строительству объектов Свято- Пантелеимонова монастыря, осуществляет издательскую деятельность (20-томная серия книг «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», фотоальбомы об Афоне и т. д.), занимается миссионерско-просветительской деятельностью (проведение международных конференций «Афон и славянский мир», создание музеев).

    В 2016 году Россия и Греция отмечали тысячелетие присутствия русского монашества на Афоне. В связи с этим в течение года проходили различные мероприятия, цель которых — подчеркнуть значимость русского культурного и духовного наследия на Святой Горе.

    Обитель насчитывает 25 храмов и параклисов (часовни или особые приделы храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы) и несколько скитов и келий. Главный соборный храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона был построен в 1812-1821 годах. На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом более 13 тонн. Он был отлит в Москве и привезен на Афон в 1894 году. В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции. На территории монастыря действует единственный в мире храм, посвященный всем святым русским государям (от князя Владимира до императора Николая II).

    В монастыре имеется обширная библиотека и архив: около 88 тыс. томов более 42 тыс. наименований книг, множество брошюр на духовные темы, уникальные рукописи на греческом, славяно-русском и других языках. Самый древний из документов датирован 1030 годом. Помимо этого, в Музее Русского Афона хранится богатейшая коллекция экспонатов, отражающая тысячелетнюю историю русского монашества на Святой Горе.

    В монастыре хранятся мощи более 300 святых и множество чудотворных икон. Одна из главных святынь — глава святого Пантелеимона — находится в соборном храме. Среди особо почитаемых образов — чудотворная икона Матери Божией, именуемая «Иерусалимскою», икона Матери Божией «Казанская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской».

    Братия монастыря составляет более 70 монахов. Все они имеют гражданство Греции, которое дается автоматически при поступлении в монастырь. С 2016 года настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне является архимандрит Евлогий.

    Афон хранит в себе много тайн. Все знают, что сегодня полуостров – это поселение православных монахов. Но в Древней Греции Афон тоже считали святым местом, здесь были построены храмы Аполлону и Зевсу. Святилище последнего называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова. Еще одна особенность этого острова – сюда не пускают женщин. Для начала, чтобы понять подобную несправедливость, нужно узнать историю и нравы местных монахов, а потом уже я расскажу, есть ли возможность у женщины побывать на полуострове.

    Почему на Афон не пускают женщин?

    Когда греки приняли христианство, как гласит придание, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

    Но долгое время поселение православных монахов было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после ее основания, в 1016 г., появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

    Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона.

    В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

    Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

    Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

    Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

    Несмотря на то, что в начале XX века православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль), на Афоне продолжают пользоваться юлианским календарем (старый стиль), как и в России.

    Согласно церковному преданию, когда в Иерусалиме, в сионской горнице апостолы бросали жребий кому в какой стране света проповедовать Евангельское учение, Богородица также изъявила желание отправиться на проповедь.

    И выпал ей жребий на землю Иверию (Грузию). Но Ангел Божий сказал Ей:

    «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени.

    Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

    В период междоусобной войны в Греции в конце первой половины XX века жители соседних деревень совершали набеги на афонские земли в поисках скота и продовольствия.

    Среди них были и представительницы прекрасного пола.

    1953

    в этом году в Греции был принят закон о уголовной ответственности за въезд на Святую гору женщинами

    В 1953 году гречанка Мария Поимениду, облачившись в мужское одеяние, проникла на территорию Афона, где находилась в течение трех дней.

    Именно этот случай послужил поводом для принятия правительством Греции закона, запрещающего женщинам въезд на Святую гору.

    Нарушившим его, грозит уголовная ответственность.

    В 2008 году полицией были задержаны четыре женщины из Молдавии, высаженные на полуостров Афон нелегальными перевозчиками. Их отпустили, так как они были прощены монахами.

    Стоит отметить, что в Греции запрет на посещение мужских монастырей женщинами сохранился не только на Афоне. В большинство мужских монастырей представительницам женского пола вход воспрещен.

    Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

    Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

    Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

    Пристанищем для монахов Святая Гора стала где-то в конце VII века. В 883 году император Василий Македонянин письменно утвердил Афон как место жительства только монашествующих. Во время крестовых походов Афон попал под влияние католиков, но монахи не приняли униатство.

    В начале XIV века храмы Святой горы были разорены каталонскими наемниками, однако к концу столетия наступил экономический и духовный подъем. В это время наиболее сильными оказались идеи исихазма — особого подвига уединения и молитвы.

    В XV веке Салоники завоевали турки, но Афон еще долго, до середины XVI века, жил по-прежнему, не утратив своих прав. В 1566 году султан Селим II отнял все земли у афонских монастырей.

    В VII-VIII веках Афон стал местом просвещения греческого народа. В это время была основана Афониада, в Великой Лавре заработала типография.

    В 1821 году Афон оккупировали турки, началось притеснение святогорцев. Благодаря мирному договору между Турцией и Россией, в 1829 году пришло освобождение, было возвращено утраченное имущество.

    Новые монастыри на Святой Горе основывать запрещено.

    Кроме монастырей, на Афоне устроены и другие виды поселений:

    • скиты (всего есть 12 скитов) — поселения, похожие на монастыри, но не имеющие такого статуса;
    • каливы — поселения, из которых состоят скиты;
    • келлии — достаточно большие поселения с обширными участками земли;
    • кафисмы — одиночные селения;
    • исихастирии — обители отшельников.

    Все монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского патриарха, поэтому их также называют ставропигиальными.

    Монастыри отличаются от других поселений тем, что имеют право участвовать в управлении государством и владеть земельной собственностью, в отличии от последних . Все монастыри на Афоне — киновиальные, или общежительные. Особножительными остаются несколько скитов.

    Из 20 монастырей Афона 17 греческих, один русский — Россикон (Свято-Пантелеимоновский), один болгарский — Зограф, и сербский — Хиландар. Помимо этого, в Карее с 1749 года действует богословское училище “Афониада”.

    По Преданию, монастырь на Афоне основал князь Владимир после крещения Руси. За долгие века монастырь переживал неоднократные периоды то упадка, то возрождения. Например, в 1726 году в монастыре оставалось четыре человека братии — двое русских, двое болгар, да игумен-болгарин. В XIX веке монастырь пережил период расцвета, благодаря помощи и покровительству российской императорской фамилии. На начало XX столетия в Россиконе насчитывалось около 2000 братии. Переживал монастырь и страшные пожары 1307 и 1968 годов.

    Всего в монастыре три храма — Святого великомученика и Целителя Пантелеимона, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, и 17 параклис — небольших часовен или приделов храма.

    Дата создания иконы определяется XX веком. Она была написана по заказу греческого губернатора и подтверждает тот факт, что Матерь Божья стала покровительницей обителей Афона. На иконе Пресвятая Дева изображена в образе игуменьи, то есть настоятельницы. Фигура игуменьи возвышается над горой, вблизи нарисованы верующие люди, монахи и те, кто обитает на Афонском полуострове. Перед иконой молятся о здравии, благополучии семей, просят о благословении.

    Эта икона написана в популярном стиле Одигитрии. Мать держит младенца на руках, склонив лик к его лицу. Драматизм сюжета становится понятен далеко не сразу. Младенец держит мать за кисть, его лицо искажено животным страхом. Он как бы отворачивается от крестных знамений, которые расположены в верхней части иконы. Он не понимает, что означает крест и копье в руках ангелов. Для верующих смысл этих рисунков ясен. Это орудия страстей, поэтому икона носит название «Страстная».

    Женщинам не место на Святой горе

    «Иверская», или «Вратница» – икона, которая тесно связана с защитой святой горы от различных вторжений и неприятностей. По преданию, которое передается из уст в уста, гора будет стоять, пока существует это полотно.

    На центральной части иконы предстает Богородица с заметной кровавой раной на подбородке. Эту рану нанес меч известного пирата, который, согласно легенде, после деяния немедленно раскаялся и принял постриг. Он стал монахом Иверской обители. Лик Богоматери наполнен болью и страданием, но не из-за того, что на лице проступила кровь, а из-за страданий людей, на которые она взирает с тоской. Перед ликом просят о даровании прощения за неблаговидные поступки, воздают благодарность и говорят о своих страданиях.

    «Экономисса», или «Домостроительница» находится внутри знаменитой Лавры Афанасия афонского. История создания этого образа уходит к IX веку. По преданию, святой Афанасий, который организовал на вершине горы лавру, вынужден был покинуть ее из-за голода, грозившего его монахам. Святой Афанасий уходил из обители последним. Когда он совершал спуск, к нему навстречу поднялась женщина. Она спросила его, зачем он покидает такое чудесное место. После его объяснений женщина велела возвращаться обратно. Она пообещала, что будет экономиссой обители и сделает все необходимое для иноков.

    Афанасий послушался ее совета. Когда он вернулся обратно, то обнаружил, что кладовые монастыря заполнены едой и водой. Постепенно в обитель вернулись все иноки, а сюжет случившегося стал причиной создания образа домоправительницы на одноименной иконе.

    «Троеручница» – уникальная икона, которая имеет собственную историю. Она связана с именем преподобного Иоанна Дамасского. Иоанн жил при правителе Дамасского халифа. Сирия в те времена была оккупирована сарацинами, на христиан начинались жестокие гонения. Из-за интриг и хитросплетений внутри халифата правитель поверил, что Иоанн совершил государственную измену. За это он отрубил ему кисть левой руки. Иоанн в слезах обратился к Богородице, он просил исцелить его, прекратить гонения на православных и восстановить справедливость. Ослабленный слезами и болью, он уснул. Во сне к нему явилась Богородица и сообщила о том, что он исцелен. Рука действительно оказалась целой и невредимой.

    В знак поклонения и уважения Иоанн Дамасский создал икону с изображением в стиле Одигитрия. В нижней части он добавил выполненную из серебра кисть левой руки, срисованную с его собственной кисти. Из-за этого изображение получило название «Троеручница».

    Икона была спрятана монахом Саввой во время нашествия арабов, которое датируют X веком. Полотно удалось сохранить за алтарем, поэтому «Ктиториссу» часто называют «Алтарницей». Савва спустил икону вглубь старинного колодца на веревках вместе с зажженной лампадой.

    Савва был порабощен арабами, его увезли с Афона. Вернуться Савве удалось только через 70 лет. После возвращения он показал место сохранения иконы. Монахи вытащили веревки и обнаружили, что та осталась целой и невредимой, перед ней горела лампада так же, как 70 лет назад.

    Афон – гористый полуостров, вдающийся в Греческий архипелаг. Высота горы 2033 метра. По легенде, в дохристианский период здесь в храмах обитали боги Зевс и Аполлон. Однажды древние великаны вступили в битву с ними. Афоном звали одного из титанов, который бросил в Посейдона большой камень. Великан промахнулся, а на месте упавшего в море камня образовалась высокая гора, которой и дали имя титана.

    У полуострова 20 мысов, в скалистых берегах – бухты, куда прибывают суда с материка. Вглубь полуострова ведут шоссейные дороги. Здесь мягкая дождливая зима и жаркое лето. Снег выпадает редко и держится недолго. Источник питьевой воды – стекающие с гор ручьи.

    Пейзаж Афона одухотворяет роскошная зелень: еловые, каштановые, дубовые леса, густой кустарник. На горных склонах – платаны и цитрусовые, яблони и груши, черешня и виноград, грецкие орехи и оливковые деревья. Исхоженные тропы, не изувеченные бетоном, покрывают желуди и каштаны, ниспадая вниз со столетних деревьев-исполинов.

    Люди заселяли эти места с древних времен. Мягкий климат и удивительная природа привлекали отшельников к уединенному жительству. По преданию, в 48 году Богородица отправилась на Кипр, но корабль, попав в бурю, прибился к берегам Афона. Дева Мария, восхищенная красотой места, попросила у Бога Афон себе в удел и получила ответ: «Да будет место сие уделом твоим и раем, и гаванью спасения желающих спастись». Поэтому Афон называют уделом и садом Богородицы.

    После проповедей Богородицы местные жители – язычники – приняли христианство. Перед отправкой из Афона на Кипр Божья Матерь произнесла: «Сие место будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего. Благодать Божья да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего.

    Статус автономной республики Афон получил в 972 году во время правления Византии. Столица монашеской республики – Карье. Верховная власть принадлежит Святому Киноту, состоящему из представителей 20 афонских монастырей. На Афоне представлена и светская власть: губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы и ремесленники, медицинский персонал и работники банка.

    Губернатор, назначенный Министром иностранных дел Греции, отвечает за безопасность и порядок на Афоне. Афон – частное владение, территория Горы разделена на 20 частей между расположенными тут монастырями.

    Афонский полуостров имеет многовековую историю. Эта земля хранит секрет падения античных городов, видела не одну войну, была свидетелем рождения и расцвета монашества.

    Первое упоминание названия Святая Гора приходится на 12-й век, когда в 1144 году император Алексей Комнин отправил грамоту монастырю Великая Лавра. До этого в Уставе монастырей Афон назывался Орос.

    В более древние времена полуостров имел еще два других названия:

    1. Акти. На древнегреческом означает «утес» и характеризует местность.
    2. Афон. Это название дано в честь гиганта. Согласно греческой легенде, полуостров образовался на месте камня, который гигант Афон бросил в Посейдона.

    Во времена Александра Македонского существовала идея превратить Афон в статую. Дейнократ предложил подобным образом увековечить победы царя в войне с Персией. Гора приобрела бы вид мужчины, прообразом которого стал бы правитель. В его левой руке должен был находиться город, а в правой — чаша. Чаша собирала бы воду из горных рек, а вода из нее попадала бы в море. Македонский не одобрил эту идею, и гора осталась нетронутой.

    Расцвет монашества на Афоне приходится на период правления Византии. В 883-м году византийский император Василий Македонянин закрепил своим указом право проживания на полуострове исключительно за монахами.

    В 9-м веке гора считалась центром монашеской жизни Востока.

    В ее границах сосуществовали три равноправных формы монашества:

    • отшельническая;
    • скитская;
    • общежительная.

    На протяжении веков происходило множество изменений в положении Афона.

    Главные события:

    1. В 13-м веке территория Греции была завоевана латинянами. Многие монастыри стали дворянскими поместьями. После принятия Лионской унии афонцам, которые воспротивились объединению с латинянами, пытались навязать объединение церквей силой. Монахам пришлось пережить ссылки, заточения и пытки.
    2. Затем, в начале 14-го века, полуостров атаковали каталонцы. Они разрушали обители, убивали монахов и мирных жителей.
    3. В 15-м веке пала Византия, и Святая Гора оказалась в руках Османской империи. Монастыри потеряли независимость и свои владения.
    4. В 18-м веке на Афоне зародилось коливадское движение, целью которого было возобновление традиционной духовной жизни. Этот период также стал временем греческого просвещения. Были основаны Афонская академия и типография при Великой Лавре.
    5. В начале 19-го века Афон стал базой для турецкой армии. Многотысячное войско нанесло серьезный ущерб постройкам. Многие монахи были вынуждены оставлять обители. Они забирали иконы, рукописи и реликвии и вывозили их за пределы полуострова. Монахи смогли вернуться после окончательного ухода турков с Афона.

    После освобождения Афона его дальнейшая судьба была неясна.

    В 1913 году прошла конференция в Лондоне, где было предложено три пути:

    • независимость во главе со Вселенским патриархом;
    • зависимость от Румынии;
    • подчинение одной из Поместных Православных Церквей.

    Ни один из вариантов не подходил монахам, поэтому было созвано срочное собрание глав монастырей. Священный Кинот объявил, что признает власть только греческого короля. Греция законодательно признала в 1926-м году «Уставную Хартию Святой Горы Афонской», которая была подписана представителями 19 монастырей. Хартию не подписал только представитель Пантелеймоновского монастыря, где сосредоточено наибольшее русское афонское общество, которое, по всей видимости, поддерживало идею России о независимости. Так закрепился греческий суверенитет над Афоном.

    Сейчас монашество переживает возрождение. После 1971-го года, когда было зафиксировано минимальное количество монахов, усилился приток последователей.

    Жизнь монаха выбирают люди разного социального положения и различных профессий. Многие считают, что большое влияние на новопришедших оказывают афонские старцы — духовные наставники. Именно они обучают молодые поколения традициям Афона.

    Стоит также отметить повышение туристического интереса относительно Афона после включения горы в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Взглянув на карту, вы заметите, что по-особому выглядят и географические контуры Афона. Он является составной частью полуострова Халкидики, очень похожего по своим очертаниям на кисть руки с тремя пальцами. Восточный «палец», омываемый Эгейским морем и заливом Сингитикос, – это и есть афонский полуостров.

    Примечательно, что православная гора Афон в Греции послужила поводом для получения абсолютного суверенитета. Юридически, эта территория независима от греческих властей и находится на самоуправляемом положении. Таким образом, Афон – это полноценное монашеское государство, подчиняющееся исключительно церковным властям, а конкретно, Константинопольскому патриархату.

    Как и все Средиземноморье, Афон отличается комфортным субтропическим климатом. Здесь очень долгое лето и не морозная зима. Для паломников самым лучшим сезоном станет осень: летняя жара спадет, а прохладная дождливая пора зимы еще не начнется.

    Остров утопает в густых лесах. Здесь сохранились многие редкие виды растительности, не тронутые влиянием животных. Монахи обеспечивают свои потребности самостоятельно, поэтому глаз порадуют обширные фруктовые сады, оливковые плантации и виноградники. А питьевая вода добывается из чистейших высокогорных источников.

    Вся территория полуострова поделена на области, принадлежащие монастырям. На Афоне 20 монастырей, и согласно принятому уставу образование новых поселений строго запрещено.

    Монашеская республика находится на самоуправлении, и каждый год выбираются верховные представители от 4 монастырей (Священная эпистасия). Таким образом, образованы 5 монастырских групп:

    1. Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
    2. Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникита.
    3. Иверский, Симонопетра, Филофей, Пантократор.
    4. Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.
    5. Констамонит, Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.

    Статус монастыря не только обеспечивает участие во власти, но и дает права на владение территорией.

    Среди греческих монастырей на Афоне к числу старейших относится Великая Лавра, основанная Святым Афанасием в 963 году. На ее территории расположен монастырь с древними фресками и множество христианских реликвий. Среди них чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса», крест и жезл Святого Афанасия, мощи святых и части древа Креста Господня.

    Имеет Святая гора Греции и своих героев. В списке почитаемых святых, достойно прошедших тяготы земной жизни, много имен. Монахи с упоением несли свою веру и готовы были принять любые муки. Яркий пример такого поступка – история Преподобного Агапия.

    Он был послушником старца из кельи Святой Троицы. Однажды Агапий спустился к морю, но в этот момент к берегу пристали пираты. Они схватили монаха и увезли в Магнисию, где продали его в рабство мусульманину. 12 лет Агапий жил в тяжелом труде и постоянных молитвах о спасении.

    Богородица услышала его просьбы и явилась. Она расковала цепи, отворила двери и наказала монаху бежать на Афон. Агапий выполнил повеление и возвратился к старцу. Однако, тот не принял его. «Ты обманул хозяина, но не обманешь Бога. В час суда придется ответить тебе за те сребреники, что потратил он на твою покупку. Возвратись к хозяину и служи ему, а как благословит его Господь – он тебя отпустит. Так найдешь свое спасение» – таковы были слова мудрого старца.

    Агапий подчинился наказу. Мусульманин удивился возврату беглеца. Добродетель и неистовая вера монаха поразили хозяина, да так, что взяв своих сыновей, отправился он с ними и бывшим рабом на остров Афон. Они приняли православную веру и до конца дней жили в смирении и добродетели.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *