Продажа недвижимого имущества без торгов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продажа недвижимого имущества без торгов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как продать муниципальное имущество без торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

  1. Приоритетное право выкупа или аренды. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и на федеральном уровне устанавливающий, ранее не предусмотренный законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно Закону от 22.07.2008г. (ст. 3) предприниматели могут выкупить (заключить муниципальный контракт без торгов) арендуемое недвижимое имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или из муниципальной собственности (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) при одновременном соблюдении следующих условий:

Продажа государственного и муниципального имущества в электронной форме

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров для размещения сетей связи может быть осуществлено без проведения торгов.

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) определяет сеть связи как технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи и предназначенную для электросвязи или почтовой связи.

Согласно пункту 28 статьи 2 Закона о связи под средствами связи понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

Следовательно, по смыслу статьи 2 Закона о связи, базовые станции сотовой связи и ретрансляторы являются средствами связи.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о связи, под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

К линиям связи могут быть отнесены отдельные линии передачи, в том числе волоконно-оптические линии связи, используемые при оказании услуг связи.

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее — Правила № 83), технологически связанные сети это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13), позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах № 83, применимо и к электрическим сетям.

Следует отметить, что положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

Примерами таких участков могут быть ранее являвшиеся бесхозными участки сетей инженерно-технического обеспечения, право собственности на которые зарегистрировано за тем или иным публично-правовым образованием, а также вновь построенные участки распределительных (внутриквартальных) сетей, принятые в государственную или муниципальную собственность в соответствии с рекомендациями Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Обращаем внимание, что действия органов власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных обладателей имущественных прав по передаче без торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, прав на участки сетей инженерно-технического обеспечения, технологически не связанных с данной сетью, будут являться нарушением статей 17.1 и 20 Закона о защите конкуренции, что влечет за собой последствия, установленные статьей 21 Закона о защите конкуренции, в том числе, возврат данного имущества.

Также признаки нарушения указанных статей Закона о защите конкуренции будут содержать действия по неоднократной последовательной передаче прав на участки сетей одному хозяйствующему субъекту без проведения торгов. Такие действия должны рассматриваться антимонопольным органом как взаимосвязанные сделки, имеющие своей целью передачу без торгов прав не на отдельные участки, а на всю сеть инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является один день.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, — десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров — относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 указанной части, передача указанного имущества в субаренду может осуществляться без проведения торгов.

Согласно статье 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в случае, если не соблюдаются требования пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Продажа муниципального имущества без объявления цены

Согласно части 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не допускается заключение договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Соответствующее требование также содержится в подпункте 14 пунктов 40 (114) Правил.

Договор, заключенный ранее указанного срока, будет являться ничтожным, как несоответствующий требованиям закона (статья 168 ГК РФ).

Наименование процедуры

Продажа муниципального имущества без объявления цены

Категория

Продажа без объявления цены

Адрес местонахождения имущества (объекта)

368761, Республика Дагестан, С.Стальский район, с.Касумкент, ул. Ленина №30.

Номер извещения

ГП026684

Способ реализации

Продажа

Продавец / инициатор продажи

Муниципальное бюджетное учреждение Управление муниципального имущества и землепользования администрации муниципального района Сулейман-Стальский район

Предмет договора

ГАЗ 322121

Начальная цена

Валюта

RUB

Подавать заявки без использования электронной подписи

Торги с ЭП

Этапы процедуры продажи имущества:

Дата и время начала срока подачи заявок

14-02-2020 13:14 +03:00

Дата окончания срока рассмотрения заявок

Дата и время проведения

По закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) для торговли правами владения, пользования и распоряжения предметами муниципалитета, используется открытый аукцион – это способ приватизировать их (передать частным лицам или коммерческим компаниям).

Приватизация – возмездная передача прав на имущество, принадлежащее федеральным или местным властям. В ее основе лежат принципы открытости работы государственных и муниципальных органов и равенстве каждого человека, желающего выкупить часть собственности государства.

Правовыми нормами разрешается продавать:

  • Землю.
  • Природные ископаемые и ресурсы.
  • Здания, строения, сооружения (в том числе и из жилищного фонда).
  • Недвижимость и предметы, принадлежащие России, но находящиеся за границей.
  • Акции, составляющие государственную собственность.
  • Ценные бумаги, выпущенные государством.

По закону разрешено продавать имущественные права только специально уполномоченным органами и инстанциями. Если сделки по отчуждению госсобственности проводятся организациями без полномочий, то они признаются ничтожными. Не влекут за собой переход прав распоряжения ими к гражданам или предприятиям. Специализированные учреждения, которые организуют выкуп собственности, вправе защищать имущественные интересы муниципалитета, обращаться в суд при их нарушении.

Согласно закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) участвовать в приобретении собственности государства вправе физические и юридические лица. Но в целях защиты конституционного строя нашей страны государство запрещает становиться участниками аукционных мероприятий следующим категориям покупателей:

  • Предприятиям унитарного типа.
  • Учреждениям власти.
  • Коммерческим фирмам, если доля Российской Федерации, ее субъектов или соответствующего муниципалитета в их уставном капитале превышает 25%.

Правовые нормы (Постановление №585, принятое Правительством России в августе 2002 года) устанавливают, что продажа государственного или муниципального имущества на аукционе начинается с подготовительных действий, в которые включены:

  • Предварительная оценка приватизируемой собственности.
  • Определение положений о внесения и оплате задаточной части выкупной стоимости имущества или прав на него.
  • Установление месторасположения и дня проведения аукционных торгов, времени их начала и окончания, даты, до которой происходит принятие заявок.
  • Организация и размещение сообщений для информирования о проведении мероприятия.
  • Принятие заявлений, регистрационные и учетные действия с заявками на участие в торговле.
  • Проверка верности составления предоставляемых претендентами бумаг.
  • Определение состава участников мероприятий из числа лиц, заявивших желание произвести выкуп государственного имущества.
  • Назначение аукциониста для проведения действий по торговле недвижимостью.

До начала аукциона в интернете размещается сообщение, носящее информационный характер. В нем указываются все существенные условия присвоения статуса участника – размер, срок и порядок внесения обеспечительного платежа, банковские реквизиты и наименования причины перевода денег, процедуру их возвращения. Это письмо – публичная оферта, а подача заявки и внесение средств на счет организаторов – это ее принятие. Об этом обязательно информируются все претенденты на участие в мероприятии.

Аукцион по продаже муниципального имущества

Законодательно (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) закреплены и другие варианты оформления приватизационной процедуры:

  • Изменение организационной формы предприятия с унитарным характером пользования оборотных средств.
  • Торговля имуществом и правами собственности на него на специализированном аукционе или путем проведения конкурсных мероприятий.
  • Продажа прав собственника без указания цены или при помощи публичных оферт.
  • Внесение имущественных прав в капиталы коммерческих предприятий.
  • Отчуждение акций, принадлежащих России, ее субъектам или муниципалитетам через доверительного управляющего.

Причины, по которым квартира выставляется на торги, могут быть разными, но самая распространенная – квартира была в залоге кредитной организации в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору, а впоследствии на нее было обращено взыскание из-за неисполнения обязательства по выплате кредита.

Как правило, потенциальных приобретателей таких объектов привлекает их стоимость, которая обычно ниже аналогичных объектов, продающихся на рынке недвижимости, но это лишь стартовая цена, соответственно, в процессе торгов цена увеличивается.

При намерении приобрести квартиру с торгов в первую очередь необходимо внимательно и детально знакомиться с условиями их проведения (сроком подачи заявок, размером и порядком внесения задатка и т.д.), а также с пакетом документов на квартиру.

Следует учитывать, что зачастую такие квартиры обременены правами пользования бывших собственников и членов их семей, что влечет для нового собственника необходимость обращения в суд с требованием о прекращении права пользования зарегистрированных в квартире лиц и – при необходимости – об их выселении.

Что касается возможности приобретения квартиры с использованием ипотечного кредита – некоторые банки действительно кредитуют покупку квартиры на торгах, однако каждая такая ситуация рассматривается индивидуально.

В заключение следует отметить, что покупка квартиры на торгах – процесс достаточно непростой, и если у вас нет опыта участия в таких операциях с недвижимостью, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Возможность осуществления продажи земельных наделов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проходящих в виде аукциона, регламентирована статьей 39.3 ЗК РФ. Многие практикующие юристы уделяют данному вопросу повышенное внимание, так как именно в рамках данного правового поля возникают многочисленные коллизии, обуславливающие невозможность приобретения участником аукциона земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Торги, проводимые органами государственной власти, должны проходить в точном соответствии с законодательными актами РФ. В большинстве случаев продажа государственной или муниципальной собственности в виде земельного участка проходит в форме аукциона.

Аукционы могут быть:

  • открытые;
  • закрытые.

Основанием для данной классификации является подача ценового предложения о покупке тех или иных земельных наделов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Устанавливает данный регламент проведения аукциона собственник продаваемого участка.

Ключевые правила воплощения в жизнь торгов, которые направлены на продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были четко регламентированы в Постановлении Правительства РФ под № 808. Однако данный нормативно-правовой акт утратил свою силу в 2015 году.

Но, несмотря на это, правила проведения публичных торгов остались практически неизменными. Таким образом, основополагающие правила торгов по осуществлению сделки купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной ил муниципальной собственности, включают следующие пункты:

  • допускаются до торгов все без исключения участники (как физлица, так и юрлица, зарегистрированные в РФ), которые успели вовремя подать заявки для рассмотрения их компетентными органами;
  • участником аукциона может стать исключительно гражданин РФ, который представил все необходимые документы для совершения сделки купли-продажи, если иное не предусмотрено международными нормативно-правовыми актами;
  • правила проведения торгов обязывают каждого участника вносить в четко обозначенный срок финансовый задаток, который подтверждает платежеспособность субъекта правоотношений.

Для рассмотрения кандидатуры в качестве участника торгов не принимаются заявки, которые поступили после окончания срока их принятия, либо если не соблюдена сама процедура ее подачи. В данном случае речь идет о непредставлении необходимого пакета документов или подачи заявки от категории граждан, которые не имеют законных оснований участвовать в проведении аукциона по вопросу купли-продажи определенной земельной территории.

Безопасно ли покупать квартиру с торгов?

Порядок проведения аукционов о продаже земельных наделов (лесных, под садоводство или строительство сооружений) подразумевает, что информация о торгах будет официально опубликована на порталах государственных органов. Это позволит всем участникам подать своевременные заявки на включение их в список претендентов на заключение договора о купли-продажи территорий, находящихся в собственности госорганов или муниципалитета.

При торгах муниципальной собственностью информация через Интернет публикуется на официальном портале жилищного комитета того или иного города.

Протокол о проведении аукциона содержит исчерпывающие сведения как о самом лоте (в том числе о лесных, коммерческих наделах, землях под строительство и др.), так и месте проведения торгов, какую залоговую сумму участникам следует внести, минимальную стоимость земельного участка и другое. Объявления также распространяются через Интернет или же посредством официальных рассылок по госкомитетам, которые имеют отношение к данному вопросу.

Участие в аукционе по продаже земельного участка (даже на территории лесных массивов) могут принимать разные категории граждан, в том числе:

  • физические лица, которые подали своевременные заявки для рассмотрения своей кандидатуры;
  • юридические лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законодатель предусмотрел и определенные ограничения в вопросе участия в торгах. Не имеют права принимать участие в торгах:

  • иностранные подданные или же иностранные юридические лица, в процессе проверки которых уполномоченным представителям удалось выяснить, что более 50% уставного капитала компании принадлежит иностранным гражданам, а не российским акционерам;
  • лица, которые не соблюли законодательный порядок, в том числе представили неполный пакет документов;
  • субъекты, которые не имеют управомочивающего контракта на осуществление подобных действий;
  • лица, которые для рассмотрения своей кандидатуры не представили сведения о внесении на счет залога.

Итоги и окончательные результаты проведенных торгов вносятся в постановление. Оформляется протокол в соответствии с законодательными правилами.

Один протокол выдается на руки участнику, с которым заключается договор о сделке. Другой протокол остается у субъекта правоотношений, который проводил торги.

Протокол аукциона должен содержать полную информацию:

  • о регистрационном номере лота, выставленного на торги (неважно будут это сведения о лесных, огородоводческих и садоводческих наделах);
  • об иных параметрах, которые касаются государственной регистрации земельного участка;
  • о предложениях, поступивших со стороны участников торгов по поводу лесных территорий или иных наделов;
  • об имени или наименовании организации, которые явились победителями аукциона с возможностью подписи контракта ли договора;
  • об окончательной цене участка, которую фиксирует договор с победителем;
  • о сроке уплаты полной стоимости надела, в том случае если предоставление лесных, сельскохозяйственных и иных наделов происходит в кредит.

Протокол заверяется всеми уполномоченными лицами и является основанием для подписания договора на передачу прав собственности новому владельцу на основе контракта. После того как протокол и результаты торгов будут официально опубликованы, залог, который оставляли иные участники, возвращают всем лицам в трехдневный срок.

Сделка продажи земельного участка без осуществления торгов также предусмотрена законодателем. Она осуществляется в тех случаях, если:

  • между сторонами в соответствии с Градостроительным кодексом РФ произошло заключение контракта (договора) о комплексном освоении предоставленной территории;
  • земельный участок, созданный гражданином, по условиям контракта принадлежит некоммерческой организации, которая использует надел с целью комплексного освоения территорий для осуществления строительства жилых построек;
  • земельный участок, который на условиях контракта принадлежит некоммерческой организации, использующей его с целью освоения надела для садоводства, огородничества или ведения дачного хозяйства;
  • земельный участок сельскохозяйственного ведения принадлежит крестьянскому хозяйству или иной сельхозфирме и др.

Исчерпывающий перечень оснований по продаже земель без торгов, в том числе и лесных наделов, можно более подробно узнать в ст. 39.3 ЗК РФ.

На данный момент организация и проведение аукционов по продаже недвижимости должников в Интернете происходит с помощью электронных торговых площадок. За процедуру организации торгов ответственен организатор. Чаще всего им является финансовый управляющий (но может быть и отдельно привлеченная фирма).

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» установил электронную торговую форму в качестве обязательной для конкретных видов собственности должников. Выбор законодателем именной подобной формы торгов объясняется тем, что плюсы электронного аукциона лучше всего соответствуют целям мер, применяемым в процессе банкротства.

Все эти преимущества в целом затрагивают как правовое устройство аукционов, так и сформировавшуюся практику применения электронных торгов в сфере закупок для государственных нужд. Если посмотреть на электронные аукционы с правовой точки зрения, то они являются только одним из методов заключения соглашения.

Наличие принципиальных отличий такого метода оформления соглашения, состязательности и публичности приводят к привлечению максимального количества участников и получению максимальной стоимости за реализуемое имущество должника.

Благодаря электронным технологиям можно исключить из сделок по продаже собственности банкротов предвзятость и коррупцию. Особо пристальное внимание необходимо уделить процедуре проведения аукционов путем публичного предложения, совершаемого в электронной форме.

Все о продаже имущества на торгах

Арбитражный управляющий организует аукцион (либо привлеченная им специализированная организация) с помощью соглашения о проведении торгов с помощью интерфейса электронной площадки. Всю документацию переводят в электронную форму с применением электронной цифровой подписи. Подобная торговая площадка помогает обеспечить исполнение арбитражными управляющими всех обязанностей, которые для них установило законодательство, например, соблюдение сроков и публикацию отчетов о ходе торгов.

Участие в подобных торгах всегда доступно и открыто неограниченному числу лиц (то есть, любым желающим). Регистрация участников осуществляется с помощью электронной площадки, оплата при этом не взимается. Организатором могут быть размещены в электронном варианте фотоснимки, планы, схемы и иные различные графические документы, благодаря которым можно изучить объект торгов (без непосредственного выезда к месту нахождения самой недвижимости).

Принятие заявок и ценовых предложений осуществляется оператором электронной площадки. Им же проводится регистрация каждого зачисленного документа, и направляются уведомления участникам о регистрации и времени регистрации. Этот момент как раз является довольно актуальным, так как некоторые правовые последствия в торгах происходят как раз из-за времени подачи заявок и предложений. Если регистрируется время каждой операции на электронной площадке – в таком случае исключается возникновение спорных ситуаций и обжалование действий или бездействия организатора данного мероприятия.

В том случае, если ценовые предложения подаются в закрытой форме, оператором обеспечивается абсолютная конфиденциальность таких предложений до начала проведения торгов. В том случае, если торги будут проходить в открытой форме, при подаче предложений оператором в автоматическом порядке блокируются те заявки, которые не соответствуют требованиям. Они автоматически отклоняются – это отказ.

Участвовать в торгах (как уже говорилось выше) может неограниченное количество желающих. Условия, служащие основанием для отказа, можно узнать из нормативных актов, либо из регламента соответствующей электронной площадки. Если форма подачи ценовых предложений открытая, то в таком случае победитель выбирается с помощью программного обеспечения оператора.

Сведения, касающиеся проведения торгов, включая информацию о ценовых предложениях, итогах, об оформлении соглашения по итогам осуществленных торгов, всегда доступны участникам. После рассмотрения всех вышеперечисленных особенностей и преимуществ подобного способа продажи недвижимого имущества должника – физического лица, становится очевидным тот факт, что разновидность электронных аукционов можно считать самым оптимальным и лучшим способом достижения целей при банкротстве. Он наиболее удобный и выгодный – со всех сторон.

Ищем собственника подходящей квартиры.

Оформляем агентский договор и доверенность.

Грамотно оформляем доверенность (Подробности внизу страницы)

Участвуем в закупках под своей подписью, но от имени собственника.

После победы оформляем дополнительное соглашение, где включаем собственника как участника правоотношений.

Получаем комиссию за проведенную сделку.

Бюджетные учреждения довольно часто закупают жилые помещения. Связано это, как правило, с предоставлением жилья для детей-сирот, расселением аварийных и ветхих домов, а также закупки жилых домов для людей, которые стали жертвами пожаров.

Данный вид торгов имеет массу несомненных преимуществ:

Понятное ценообразование.

Простой порядок действий.

Несмотря на большое количество достоинств данного направления в тендерах, нужно учитывать и некоторые негативные особенности:

Это значение может разниться, по сравнению с фактической стоимостью.

Необходима государственная регистрация перехода права собственности.

Квартирные аукционы: насколько выгодна покупка жилья на торгах

Все взаимодействия участников сделки по госзакупкам, в том числе и по закупке жилья, прописаны в федеральном законе 44-ФЗ. Но закон сух, в нем еще надо разобраться, и вот чего Вы точно там не найдете, так это алгоритма действий для собственника или поставщика недвижимости.

  • После того, как вы определили, какая требуется квартира, Вы можете найти подходящие варианты под закупку. Самое простое это найти объекты на сайтах по продаже недвижимости или таких как Авито.
  • Позвонить по найденным контактам, выяснить подходят ли данные варианты для закупки. И если Да, то предложить собственнику реализовать его квартиру государству. На этом этапе очень важно грамотно разъяснить собственнику преимущества работы с государством.
  • Если собственник согласен сотрудничать, то Вы договариваетесь на осмотр квартиры, если Вы живете в другом городе просите собственника жилья прислать фотографии квартиры в определенных ракурсах. Напоминаю, что в закупках можно работать дистанционно, не нужно никуда выезжать, все можно решить по телефону или интернету.
  • Пройти аккредитацию на электронной площадке, где заказчик будет проводить аукцион. Если Вы будете делать это заранее, для Вас этот будет бесплатно. Ускоренная аккредитация стоит порядка 10 000 рублей.
  • Собрать необходимые документы от собственника, все документы должны быть в электронном виде (отсканированы или сфотографированы), чтобы их можно было загрузить на аукционную площадку.
  • Внести обеспечительный взнос для участия в аукционе, сумма взноса всегда указана в описании к заявке и документации к закупке. Обеспечительный взнос вернется после завершения аукциона.
  • Торги по продаже имущества проходят по стандартной схеме. Основной принцип — квартира достается покупателю, который предложил наиболее высокую цену. Перед стартом торгов определяются начальная цена, которая зачастую бывает ниже рыночной стоимости, и шаг повышения. Как только участники аукциона прекращают повышать цену, победителем признается тот, чья сумма была установлена последней. Отличия могут быть в шаге аукциона: где-то это 5% от стартовой цены, где-то 1% или конкретная сумма (например, 10 тыс. руб.), отмечает Доброхотова.

    «Если предложение не заинтересовало никого из покупателей, аукцион на втором этапе стартует с меньшей цены. В случае отсутствия спроса на обновленный лот цена идет на понижение. В зависимости от площадки схемы проведения могут отличаться, но основные принципы сохраняются», — говорит управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

    В аукционе может принять участие любой желающий. Для этого, однако, необходимо выполнить некоторые процедуры: зарегистрироваться на электронной площадке и зафиксировать правовые отношения с помощью электронной цифровой подписи.

    По словам Доброхотовой, нужно иметь в виду, что два-три дня может уйти на проверку документов при регистрации на торговой площадке. Поэтому готовиться к аукциону стоит заранее. При оплате задатка и неучастии в торгах задаток не возвращается — его вернут, только если вы проиграли аукцион. Победителю задаток зачитывается в стоимость квартиры.

    Выкупить участок, образованный из участка для комплексного освоения, может лицо, заключившее соответствующий договор.

    Таким договором является Договор о комплексном освоении территории.

    Он заключается в соответствии с Градостроительным кодексом и законом «О содействии развитию жилищного строительства».

    7. Продажа участка для ИЖС, образованного из земель предоставленных некоммерческой организации для комплексного освоения территории.

    Звучит весьма запутано, но на самом деле все просто.

    Некоммерческие организации получают участки по договорам комплексного освоения территории.

    Цель освоения территории — индивидуальное жилищное строительство.

    Член такой организации вправе выкупить участок, образованный из этого большого участка.

    Для выкупа без торгов нужно решение общего собрания членов некоммерческой организации.

    Не выкупают по данному основанию участки общего пользования.

    Данное основание используют те, кто хочет не просто получить участок, но и заработать.

    Создание некоммерческой организации и получение земли под комплексное освоение позволяет убить 2-х зайцев.

    Обеспечить себя участком и получать доход от деятельности организации.

    Например, в виде заработной платы руководителя.

    Данное основание очень похоже на предшествующее.

    Но оно касается участков не для ИЖС, а для ведения огородничества и садоводства.

    До 01 января 2019 года данное основание касалось и дачного хозяйства.

    Гражданин член некоммерческой организации вправе без торгов выкупить свой надел земли.

    Важно, чтобы земля была предоставлена НКО садоводов и/или огородников.

    На земли общего пользования (дороги, парковки и т.д.) данное право не распространяется.

    Некоммерческая организация может выкупить земли, относящиеся к общему имуществу.

    Данное основание возможно, если земля была предоставлена НКО для комплексного освоения территории для ИЖС.

    Иными словами, гражданин член некоммерческой организации вправе выкупить свой надел.

    Некоммерческая организация вправе выкупить участки, являющиеся общим имуществом.

    Основным законодательным актом, регулирующим отношения субъектов малого и среднего предпринимательства при выкупе недвижимого имущества из собственности государства или иного управляющего органа, является Федеральный Закон №159-ФЗ, принятый постановлением от 22.07.2008 г. Данный документ также называют Законом о малой приватизации, так как он дает возможность выкупить арендуемые предпринимателями помещения, находящиеся в госсобственности субъектов РФ или муниципалитетов.

    Малое и среднее предпринимательство играет немаловажную роль в становлении и развитии современной российской экономики и решении задач экономического плана. Кроме того, малый и средний бизнес является одним из важнейших стимулов экономического роста Российской Федерации. В силу этих обстоятельств особое значение приобретает преимущественное право выкупа объектов нежилого фонда, которые находятся в аренде у мелких и средних предпринимателей.

    В ноябре 2010 г. я приобрел нежилое здание (Дом быта) у Комитета по управлению имуществом. Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта цена здания составила 500 000 руб. с учетом НДС 76 271 руб. 19 коп. Договор купли-продажи здания был составлен неверно, согласно ему цена здания составила 500 000 руб. без указания НДС. Сумму 500 000 руб. я уплатил полностью в КУМИ. Теперь налоговые органы требуют уплаты НДС. Поскольку я не сталкивался с подобной ситуацией, не знал, что НДС надо было выделить и уплатить отдельно, могу ли я потребовать от КУМИ изменить договор купли-продажи здания и потребовать от них возврата суммы НДС, ведь в оценочном отчете НДС выделен?

    В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ
    налоговыми агентами
    по НДС
    признаются покупатели
    (получатели)
    государственного имущества, не закрепленного
    за государственными предприятиями и учреждениями,
    составляющего государственную казну
    Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа,
    а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну
    соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    При реализации

    (передаче) на территории РФ вышеуказанного имущества
    налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога
    .

    Покупатели


    налоговые агенты
    обязаны
    исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов
    и уплатить в бюджет
    соответствующую сумму НДС
    .

    Следовательно, при покупке помещения, составляющего муниципальную собственность, Вы признаетесь налоговым агентом по НДС

    .

    Вы не указали в вопросе, каким образом было выкуплено здание.

    Ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

    установлено, что
    под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается
    возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Способами приватизации государственного и муниципального имущества могут быть

    Данное право возникает у предпринимателей при одновременном соблюдении некоторых условий:

    • Арендатор должен быть субъектом малого и среднего предпринимательства.
    • Субъект МСП должен быть арендатором или пользователем имущества в течение 2 лет по договору аренды по состоянию на дату заключения договора, причем данное пользование должно быть непрерывным. Вплоть до 2021 года данное условие ограничивалось датой вступления закона в силу, то есть арендуемое имущество должно было быть в непрерывном пользовании у арендатора в течение 3 лет до 05.08.2008 г., что искусственно ограничивало преимущественное право предпринимателей на выкуп.
    • Предприниматель не должен иметь каких-либо задолженностей, штрафов, пеней или неустоек по оплате аренды на дату заключения договора о купле-продаже недвижимого имущества.
    • Имущество, предполагаемое для продажи бизнесмену, не должно быть предназначено для передачи в пользование или владение субъектам МСП, кроме случаев, предусмотренных в ч. 2.1 ст. 9 настоящего закона.

    Как уже было отмечено выше, стоимость выкупаемого имущества определяется по его рыночной цене со стороны независимого оценщика, при этом бизнесмен имеет право выбрать способ оплаты – единовременным платежом или в рассрочку. Если он выбирает способ оплаты в рассрочку, то срок определяется соответствующими законами Российской Федерации.

    Способ оплаты в рассрочку подразумевает также выплату процентов, равным 1/3 ставке рефинансирования, которая действует на дату публикации объявления о продаже арендуемого имущества. Следует учесть, что при таком способе оплаты выкупаемое имущество остается у продавца в качестве залога до полной выплаты процентов и суммы выкупа.

    Особое внимание уделяется этапам приватизации арендуемого имущества. Если рассматривать процедуру купли-продажи между частными лицами, то она ограничивается выполнением условий договора по оплате стоимости объекта до окончания срока аренды или после совершения сделки. В данном случае передача имущества новому владельцу производится после государственной регистрации права собственности.

    В случае с реализацией преимущественного права выкупа арендуемого имущества у государства или муниципалитета осуществляется конкретная процедура, указанная в ст.4 настоящего закона.

      Она проходит следующие этапы:
    • Власти данного муниципалитета принимают решение о продаже арендуемого имущества и направляют его копию предпринимателю в течение 10 дней со дня принятия данного решения.
    • Кроме того, бизнесмену должны быть направлены такие документы, как предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества, его проект, а также требование о погашении долгов по арендной плате, если таковые имеются.
    • С момента получения пакета вышеуказанных документов от государственных органов предприниматель получает преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, которым он может воспользоваться в течение 30 дней после получения. В ранней редакции закона было указано, что если в течение указанного срока бизнесмен не воспользовался этим правом и не ответил на предложение, то он лишается данного права на приобретение имущества, а его обязанности перед муниципалитетом пропадают без восстановления. После внесения некоторых поправок бизнесмены могут воспользоваться своим правом льготного выкупа и направить заявление о выкупе, если продолжат арендовать помещение.
    • Для заключения сделки арендатор обязан предоставить квитанцию об уплате задолженности за аренду, если таковая имела место быть. Согласно законодательству он может дать отказ и до окончания данного срока, но для этого нужно оформить его в письменном виде в качестве заявления на имя руководства муниципалитета.
    • Следует отметить, что в случае отказа от преимущественного права передача имущества третьим лицам запрещена.

    Также в соответствии со ст.9 настоящего закона арендатор может сам выступить с инициативой проведения приватизацию выкупаемого имущества.

      Для этого компетентный орган должен осуществить следующие процедуры:
    1. Провести оценку имущества и составить проект договора его купли-продажи в двухмесячный срок.
    2. В течение 2 недель после проведения оценки проработать условия выкупа арендуемого имущества.
    3. Направить предпринимателю проект соглашения, если решение о приватизации было принято.

    В случае несоответствия субъекта, выступившего с предложением приватизации, требованиям закона, государственный орган вправе отказать ему в запросе. Для этого он должен направить арендатору письменный отказ в течение 30 дней с момента поступления заявления.

      Если речь идет о сделке по выкупу муниципального помещения, то она имеет некоторые особенности:
    1. Решение по проведению такой сделки принимается назначенным органом исполнительной власти.
    2. Стоимость государственного объекта в большинстве случаев выше, чем цена муниципального.
    3. Если необходимо приватизировать земельный участок вокруг объекта, то эта процедура проводится в соответствии с региональными правилами, которые установлены муниципалитетом.

    Порядок проведения аукциона по продаже муниципального имущества

    В большинстве случаев муниципальные власти стараются не продавать недвижимость субъектам МСП по льготе. Им выгоднее сдавать недвижимость в аренду, получая от этого постоянный доход. Это создает некоторые трудности на пути приватизации арендуемого имущества со стороны предпринимателей, поэтому на практике они чаще используют вариант подачи заявления в уполномоченный орган на осуществление приватизации самостоятельно (ч.2, ст.9 закона), который был описан выше.

    Кроме того, для исключения объекта недвижимости из-под действия №159-ФЗ муниципалитет может включить его в перечень имущества, который предназначен для передачи во владение или пользование субъектами МСП. В этом случае данное имущество перестает быть объектом реализации преимущественного права на выкуп.

    В некоторых случаях муниципальные арендодатели расторгают договор аренды досрочно, предполагая возможность выкупа объекта с преимущественным правом. Кроме того, может возникнуть сложность с реализацией данного права, если между прекращением соглашения об аренде и заключением нового договора аренды возник некоторый промежуток времени, что недопустимо по условиям выкупа помещения, указанных в №159-ФЗ.

    Чтобы понять всю систему того, как происходят торги государственного и муниципального имущества, нужно иметь представление о том, какое именно имущество может продаваться на торгах и конкурсах, проводимых, как самими муниципальными властями, так и сторонними организациями по их поручению.

    Исходя из регламентирующих законодательных актов муниципальным имуществом, которое может быть реализовано на торгах, конкурсах и аукционах (в том числе торги имущества муниципального образования проводимых в электронной форме), могут быть:

    1. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения муниципальным организациям, включая бюджетные – школы, лечебные учреждения и т.п.
    2. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного управления муниципальным предприятиям. Это имущество, например, муниципальных унитарных предприятий, а также компаний, где имеется преобладающая доля муниципалитетов.
    3. имущество, продающееся в рамках приватизации муниципального жилья
    4. земля и земельные участки, как входящие в состав поселений, так и земли сельхозназначения, а также лесные угодья, водные объекты.
    5. права на пользование имуществом — аренда объектов недвижимости, права на пользование лесными и сельскохозяйственными угодьями.
    6. интеллектуальная собственность, в которую, в частности, могут входить права на использование в торговых марках названий городов, поселений и другой местной официальной атрибутики.

    Кроме этого перечня имущества, торги аукционы муниципального имущества, могут предлагать к продаже имущество физических или юридических лиц, которое по решению суда признаны банкротами и отчужденное имущество перешло в собственность муниципалитета.

    В некоторых случаях, муниципальные имущественные торги могут быть площадкой, для реализации некоторых объектов государственного имущества, которое перешло в право владения муниципалитетом по решению федеральных или региональных органов государственной власти. Например, имущество бывших военных городков, какие — либо инфраструктурные коммуникации, дороги, мосты, трубопроводы и прочие инженерные сооружения, а также земельные участки.

    Несмотря на то, что порядок торгов муниципального имущества достаточно четко прописан в законодательстве, то в отношении того, кто именно имеет право проводить торги муниципальным имуществом, имеются различные подходы.

    Так, согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации субъектом права собственности муниципального имущества выступает население. Прежде чем совершить сделку по отчуждению муниципального имущества, местной администрации необходимо получить согласие у представительного органа местного самоуправления (ст. 35, 51 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    При этом муниципальные депутаты определяют порядок распоряжения муниципальным имуществом, утверждают регламент на торги по передаче прав на муниципальное имущество, находящимся в муниципальной собственности. Несмотря на то, что в ГК РФ урегулированы основные положения проведения публичного аукциона и конкурса, нормативными правовыми актами местного самоуправления определяется порядок их проведения. Это выражается в том, что местный законодательный орган власти (муниципальный совет, городская дума, поселковый совет) должен принять постановление о порядке проведения торгов муниципальным имуществом.

    В этом постановлении определяется:

    1. регламент проведения торгов и процедура торгов муниципального имущества – начиная от способа извещения и заканчивая порядком заключения договора с победителями конкурсов и аукционов.
    2. Конкурсная комиссия или комиссия по торгам муниципального имущества — ее состав, полномочия, права и обязанности.
    3. перечень имущества, выставляемого на муниципальные торги включая и торги на капитальный ремонт муниципального имущества
    4. план — график проведения торгов муниципальным имуществом, в том числе, и план приватизации имущества, который в обязательном порядке подлежит опубликованию в СМИ.
    5. список СМИ, включая и интернет – ресурсы, в которых публикуется вся информация о муниципальных торгах
    6. утверждается список муниципальных торговых площадок и аукционов, через которые будут проводиться непосредственно торги муниципальным имуществом.

    Здесь нужно отметить один особенный момент, связанный с полномочиями конкурсной комиссии. Полномочия органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества с инвестиционными и (или) социальными условиями путем проведения конкурса определены в

    Постановлении Правительства РФ от 09 ноября 1998 г. (в ред. от 21 ноября 2001 г.). Здесь указывается, в частности, что при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, состав комиссии определяется органом местного самоуправления.

    При этом конкурсная комиссия:

    • рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принятые продавцом от претендентов, и определяет их соответствие требованиям законодательства и условиям конкурса;
    • принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе; утверждает распоряжение о торгах муниципальным имуществом
    • уведомляет претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе;
    • определяет победителя конкурса и подписывает протокол об итогах торгов муниципального имущества

    Для установления соответствия представленных документов требованиям законодательства и условиям конкурса, комиссия вправе при необходимости запросить дополнительные сведения, а также направить представленные документы на экспертизу. Комиссия самостоятельно определяет регламент своей работы.

    Порядок проведения торгов муниципальным имуществом регламентируется многими нормативными актами, законами, отдельными постановлениями правительства. Приоритетными на текущий момент являются такие федеральные законы, как ФЗ №44, ФЗ № 223, ФЗ № 94, которые непосредственно определяют порядок того, как проводятся торги, включая и проведение аукционов на электронных, торговых и аукционных площадках.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *