Регистрация прав на недвижимое имущество с 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация прав на недвижимое имущество с 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.

ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.

В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.

Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.

Новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года

Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.

В нем отражены четыре вида выписки:
  • Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
  • Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
  • Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
  • Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.

Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей. В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.

При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.

В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.

ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы проверить готовность документов необходимо перейти на официальный сайт Росреестра. Там перейдя по соответствующей вкладке, откроется страница проверки. На ней необходимо указать номер заявки (его выдают после передачи заявления в регистрирующий орган), пройти спам проверку произведя введение указанных на картинке символов в специальное поле и нажать кнопку проверить.

Процедура занимает всего несколько секунд. После чего гражданину открывается возможность просмотреть статус готовности документов.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Регистрация собственности в 2021 году

Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

  • договоры, содержащие условия сделок;
  • судебные решения;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
  • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
  • платежное поручение на оплату госпошлины.

Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

Написать комментарий

      Алгоритм проведения государственной регистрации ипотечного соглашения прописан в статье 20 ФЗ № 102. Он состоит из нескольких последовательных шагов:

      1. Уточняют у кредитора или непосредственно в Росреестре, в каком конкретно регистрирующем органе будет проходить процедура.
      2. Собирают требуемый пакет документов.
      3. Платят государственную пошлину.
      4. Приходят на прием в МФЦ или Росреестр.
      5. При принятии документов сотрудник сообщает дату, когда процедура завершится.

      После чего будет проходить проверка поданных сведений. В случае обнаружения нехватки определенных бумаг, заявителя попросят их довезти. Если все в порядке, то в обозначенный срок собственнику высылают уведомление об успешном исходе. При необходимости, он может взять выписку, подтверждающую его права на недвижимость.

      Отдельным вариантом можно рассмотреть регистрацию своих прав на такое имущество, как подаренная квартира, ведь сама по себе эта процедура подразумевает, когда одно лицо передает свои права на квартиру другому и это подлежит регистрации по закону. Стоит отметить, что это очень популярное решение среди родственников. Поэтому у этой процедуры существуют свои особенности. Дарение проходит по специально составленному договору, который чаще всего заключается у нотариуса, хотя его, возможно, составить и самостоятельно.

      Но лучше всего, если все — таки он будет составлен у нотариуса, потому что это не только гарантия его достоверности, но еще и того, что обе стороны сделки находились в дееспособном состоянии, что исключает его обжалование в будущем.

      Сторонами сделки могут являться только те граждане, которые здоровы физически и психически, и достигшие совершеннолетия. Хотя в их число включаются и дети от 14 лет. В ситуациях с несовершеннолетними, их права будут представлены законными опекунами, которые и будут принимать все решения.

      Несмотря на то, что уже после подписания подобного договора одариваемый становится собственником квартиры или другого имущества, вступить в свои права он сможет только после того, как зарегистрирует данный документ в МФЦ и узаконить свои права на подобную недвижимость. Причем сделать это лучше в течение года после заключения дарственной, иначе процесс придется начинать заново.

      Для регистрации подобного договора вам понадобятся следующие документы:

      • Свидетельство о государственной регистрации на имя дарителя;
      • Кадастровый или или дом;
      • Два подлинника договора дарения и одна заверенная копия для регистрационного органа;
      • Если на территории квартиры проживают другие граждане, то потребуется их письменное согласие на проведение подобной процедуры дарения недвижимости;
      • Справка о прописанных лицах из домовой или архивной книги;
      • Если дарителем выступает несовершеннолетнее лицо, то понадобится согласие органов опеки на переход имущества по дарственной.

      Именно с таким пакетом документов, вы должны явиться в МФЦ и зарегистрировать ваши права собственности по вышеуказанной процедуре.

      Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам

      В случае покупки жилья в новостройке регистрации в Росреестре подлежит договор долевого участия (ДДУ). А вот оформить право собственности можно будет только после сдачи строения в эксплуатацию. Зачастую застройщик сам направляет документы в Росреестр, но тогда процедура значительно затягивается. Кому надо быстрее, может самостоятельно собрать необходимые бумаги и подать в регистрирующий орган.

      ВАЖНО

      За готовым ДДУ заявитель приходит сам и получает его по паспорту и расписке. На обороте документа должен стоять штамп регистрирующей организации, печать и подпись специалиста.

      При желании удостовериться на портале Росреестра, что ДДУ зарегистрирован, следует учесть, что сведения туда вносятся с запозданием. Так что, не стоит пугаться, если номер не обнаружен даже через 1-2 месяца. Если в штамп вписан регистрационный номер, то это гарантирует успешность прохождения процедуры регистрации ипотеки в Росреестре.

      После того как с покупкой жилья определились, с продавцом договорились, есть несколько организаций, где можно законно оформить сделку.

      Документы подают в:

      • местные отделения УФРС (Росреестр);
      • офисы и приемные Росреестра;
      • многофункциональные ;
      • нотариальные конторы;
      • сайт Реестра (через интернет).

      Другие способы оформления:

      • по почте отправляются заверенные нотариусом копии документов в УФРС;
      • электронные документы отправляются на сайт Госуслуг;
      • заказ специалиста на дом.

      Стандартные сроки регистрации права собственности могут затянуться до 12 будних дней, если иное не предусмотрено ФЗ (ст. 16 ФЗ № 218 «О гос. регистрации»). Ускорить процедуру можно, если привлечь нотариуса. По согласованию он вправе подать заявление и завизированные документы от имени собственника недвижимости. Тогда удостоверение документации осуществляется в течение 3 дней с даты подачи. Если же бумаги и заявление были направленны в электронном формате, то период рассмотрения сокращается до суток.

      В 2021 году создан ЕГРН. Единый реестр объединил в себе информацию из ЕГРП и сведения Кадастра недвижимого имущества.

      База данных ЕГРН сохраняется в электронном виде. Причем хранению в базе подлежат и архивные данные.

      Сведения из виртуального хранилища невозможно удалить, а резервные копии обеспечивают защиту и сохранение информации.

      Получить ее можно в любое время по необходимости. В выписке отображается информация, актуальная на дату выдачи документа.

      Отметить нужно и такое важное нововведение, как оповещение правообладателей обо всех обращениях третьих лиц касательно регистрации права на принадлежащую им недвижимость.

      Это позволит свести к минимуму мошенничества в сфере недвижимости. Но не меньше внимания принятый закон уделяет и срокам, отведенным для регистрации права собственности.

      За нарушение сроков для должностных лиц предусматривается ответственность. Наказываться сотрудники регистрационного органа будут и за ошибки в документах.

      Все убытки заявителя, понесенные по вине госоргана, подлежат возмещению из бюджета. Как осуществляется госрегистрация права собственности на недвижимость по новому порядку?

      Государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество называется правовое действие, которое признает и подтверждает возникновение такого права.

      Порядок регистрации предполагает стандартный порядок. Вначале осуществляется прием документов от гражданина, желающего зарегистрировать право собственности на недвижимость или его изменение.

      Затем проверяется законность требования, и надлежащая запись вносится в государственный реестр.

      Срок регистрации обусловлен временем, которое затрачивают сотрудники регистрационной службы на изучение подлинности документов и проверку правомочности требования.

      Запись о праве собственности в ЕГРН можно оспорить исключительно в судебном порядке.

      После прохождения госрегистрации права на недвижимость государством признается принадлежность определенного имущества конкретному лицу.

      Правообладатель получает право владения, пользования и распоряжения имуществом по своему собственному усмотрению.

      Прекращение права нужно обязательно зарегистрировать. Если недвижимость передается иному лицу, то регистрируется переход права собственности от прежнего владельца к новому обладателю.

      А поскольку любая сделка с недвижимостью проводится через Росреестр на завершающем этапе, то все ограничения своевременно выявляются. Это позволяет предотвратить незаконные сделки с недвижимым имуществом.

      Сохранение данных в единой базе и обязательная фиксация любого изменения обеспечивают контроль над законностью всех сделок с недвижимостью и соблюдение интересов участников сделки.

      До 2021 года регистрация прав собственности на недвижимое имущество осуществлялась в соответствии с ФЗ № 122 от 21.07.1997.

      Среди основных изменений отметить нужно объединение реестра недвижимости и кадастра недвижимого имущества, а также создание единой электронной базы.

      Это во многом и обусловило изменение прежнего порядка. Прежде всего, стало возможным не только личное обращение в регистрирующий орган, но и подача заявления в режиме онлайн.

      За счет объединения двух процедур и получения регистратором доступа к общей базе уменьшились сроки регистрации.

      При этом предусмотрена только одна причина отказа в принятии документов на регистрацию. Это отсутствие у заявителя документа, удостоверяющего личность.

      Предлагаем ознакомиться: Что такое право собственности на автомобиль, с какого момента возникает, что означает? Важные нюансы

      Но вместе с тем расширен список оснований для приостановления регистрации и возврата документов.

      Столь детальное уточнение позволяет гражданам еще до обращения устранить возможные недочеты и закончить регистрацию права в установленный законом срок.

      Изменения при регистрации сделок с недвижимостью 2021 года

      Все регистрационные действия с объектами недвижимости носят заявительный характер!

      То есть первым документом в Росреестр является ЗАЯВЛЕНИЕ о регистрационном или ином действии.

      К заявлению в МФЦ прилагается пакет документов, описывающих сделку и подтверждающих ее законность

      Чтобы заявление составлялось легко и без ошибок специалист МФЦ его составляет, по вашим данным и документам, с использованием рабочей компьютерной программы. Затем его распечатает и подаст на подпись всем участникам сделки. Дети, старше 14 лет так же самостоятельно подписывают заявление.

      То есть вы получите от специалиста готовое заявление, которое нужно проверить на отсутствие ошибок и подписать.

      В Росреестр подаются следующие заявления:
      1. О переходе права собственности
      2. О регистрации права собственности
      3. Об исправлении технической ошибки
      4. О приостановке и возобновлении регистрации
      5. О запрете регистрационных действий без личного участия собственника( т.е по доверенности)
      6. О регистрации ипотеки
      7. и другие

      Пример заявления об исправлении технической ошибки можно скачать здесь.

      Рекомендую ознакомиться с формами заявлений заранее, чтобы качественно проверить его перед подписанием.

      Писать заранее заявление «от руки» не нужно!

      Заявление в Росреестр является для регистратора важнейшим документом!
      Все ошибки, допущенные в заявлении автоматически повторятся в записях ЕГРН!

      Внесены масштабные поправки в закон о госрегистрации недвижимости

      1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

      2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

      3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

      4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

      7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

      8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав). (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

      1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

      2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

      3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

      4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

      5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

      3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      4.-5. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

      1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

      2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

      3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

      4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

      5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

      6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

      Госдума приняла масштабные поправки в процедуру регистрации недвижимости

      1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

      2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

      1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);

      2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);

      3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ); (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

      4) реестровых дел;

      5) кадастровых карт;

      6) книг учета документов.

      3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

      4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.

      6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

      7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

      8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов, а также документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не полученных ими, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

      10. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      11. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

      2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 — 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

      1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

      2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

      3) описание местоположения объекта недвижимости;

      4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);

      6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

      7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

      Если с самостоятельным оформлением документов может возникнуть множество трудностей (нет регистрации на сайте Росреестра, нет электронной подписи, возникают сложности с подачей заявки), то с помощью посредников решить эту задачу будет куда проще и быстрее.

      В качестве посредника может выступать нотариус, банк, компания-застройщик или агентство недвижимости

      . Одни самостоятельно оформят УКЭП клиенту, у других уже есть собственная УКЭП, и права стороннего регистратора на сайте Росреестра. Как правило, с помощью посредников оформление документов занимает от 1 до 3 дней. Но за скорость и помощь придется платить. Средняя стоимость услуг агентов составляет от 4 тыс. рублей, нотариус попросит от 5 до 10 тыс. (у каждого нотариуса есть свой фиксированный прейскурант на услуги), ну а банк просит за свое посредничество в пределах 8-10 тыс. р.

      При этом собственнику достаточно только принести запрошенные посредником документы

      . После чего останется ждать положительного результата.

      Значительным преимуществом такого оформления процедуры является то высокая оперативность. Экономия времени позволяет многим гражданам совершать сделки с недвижимостью, не выходя из дома.

      Еще одним весомым преимуществом является значительное снижение процента по ипотеке в Сбербанке при электронной регистрации сделки. Процентная ставка снижается на 0,5-0,7%.

      Отсутствие административных барьеров и человеческого фактора – это огромное преимущество для многих жителей страны.

      Застройщикам электронная регистрация удобна еще и потому, что при оформлении большого количества сделок через интернет экономится масса времени и денежных средств.

      Еще один из плюсов — при регистрации сделки, участники которой находятся в разных регионах, не нужно никуда ездить.

      Конечно, система отработана не до конца и имеет некоторые минусы. Оплатить госпошлину можно не в каждом банке РФ. Программа электронной регистрации недвижимости на сегодняшний момент доступна только в 110 городах России.

      Многие люди переживают о том, что не получат привычные сертификаты собственности на квартиру на руки и сомневаются в подлинности электронных бумаг. Стоит заметить, что никакое привычное свидетельство на руки не выдается сейчас и в МФЦ, их просто отменили с 15 июля 2021 года. На данный момент единственным доказательством права собственности является соответсвующая запись в Росреестре, а документальным подтверждением — выписка из ЕГРН, которая действительна в течение месяца.

      Также в числе недостатков — не отлаженная работа с подобными документами в налоговой (при возврате налогового вычета) и других инстанций. Однако, это временное явление.

      Также среди минусов электронная регистрация сделки можно найти упоминания клиентов Сбербанка о том, что указанные сроки не всегда соответствуют действительности и могут быть значительно увеличены (вполть до полумесяца-месяца). При этом, найти человека, ответственного за ведение данной процедуры в банке, не всегда представляется возможным, так как финансовые организации не разглашают сведения о сотрудниках и не сообщают их телефоны.

      Электронная регистрация сделки с недвижимостью через Сбербанк сегодня — это не до конца проработанная процедура, которая пока не имеет четко разграниченных зон ответственности. Могут возникнуть технические неполадки разного характера: например, когда документы задерживаются или несвоевременно поступают банковским работникам и другим участникам сделки.

      Однако многие люди, воспользовавшиеся услугой отмечают, что процедура прошла без обозначенных выше возможных проблем, да и эксперты говорят о том, что риски при электронной регистрацией сделок в Сбербанке минимальны.

      Пакет документов в МФЦ для сделки с недвижимостью

      Получить ЭЦП можно только лично (либо через представителя по доверенности) в специализированном удостоверяющем центре. Удостоверяющий центр должен быть аккредитован головным удостоверяющим центром Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Посмотреть аккредитованные центры можно на сайте этого учреждения – их список есть на сайте.

      Вам потребуется два документа: паспорт (оригинал и копия) и СНИЛС (также оригинал и копия). Цена начинается от 1200 рублей. Чаще всего подпись выдают на обычной флешке.

      Хранить ЭЦП необходимо аккуратно, так как любой человек, у которого в руках окажется флешка с вашей подписью, сможет совершить любые действия с вашей недвижимостью без вашего ведома.

      Некоторые застройщики открывают свои удостоверяющие центры. Покупая жильё в новостройке, обратите на это внимание. Строительные компании прибегают к подобной практике, потому что регистрируют огромное количество сделок, а это удобнее и быстрее сделать удалённо.

      Сервис выгоден как застройщикам, так и клиентам. Дольщикам выдают ЭЦП в офисе строительной компании, это экономит время и деньги: подпись у застройщиков, как правило, стоит дешевле. Удостоверяющие центры есть не во всех компаниях, но, если хотите упростить процедуру регистрации недвижимости, обратите на это внимание.

      Сегодня провести электронную регистрацию сделки можно для первичного жилья – квартир в новостройках, вторичного жилья – в уже существующих домах и квартир, и приобретенных в долевой собственности.

      В первом случае документы может подать непосредственно застройщик или физическое лицо – владелец недвижимости.

      Электронная регистрация сделки купли-продажи вторичного жилья требует обязательного предоставления ДКП и сведений о владельце помещений.

      Участники долевого строительства, которые приобрели жилье посредством совместного вложения средств в возведение дома, также могут оформить электронную регистрацию сделки купли-продажи недвижимости через интернет, подготовив соответствующее заявление.

      По итогам подтверждения заявки в Сбербанке клиента получают следующие документы:

      • Выписку из ЕГРП установленного образца;
      • Сертификат об электронной регистрации сделки купли-продажи квартиры от банка;
      • Подписанный ДКП.

      При регистрации собственности, находящейся в ипотеке также предоставляются кредитный договор и другие сопроводительные документы.

      Получив ЭЦП, гражданину нужно подать заявку в Росреестр. Для этого нужно заполнить анкету на сайте ведомства, где указать сведения о владельце, самом объекте и прочую необходимую информацию. Вместе с заявлением необходимо отправить документы (паспорта, договор купли-продажи, свидетельства о браке и прочие). Список документов для каждого отдельного случая размещён на сайте Росреестра.

      Заявление необходимо подписать ЭЦП. Затем гражданина уведомляют о пошлине, её можно уплатить удобным способом. По новым правилам регистрация недвижимости будет завершена через пять дней. Данные будут внесены в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

      Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

      Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ

      Закон позволит реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации. Проект является одной из составляющих цифровой трансформации и позволит увеличить скорость предоставления государственных услуг.

      «Стоп-бумага» не только решит судьбу накопленных бумажных документов, но и изменит порядок приема новых документов – закон предусматривает, что все представляемые на бумажных носителях (в МФЦ, посредством почтовой связи) документы будут возвращаться заявителям после их перевода в электронный вид и проведения на их основании учетно-регистрационных действий.

      Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учетно-регистрационных действий как выездной прием.

      Выездной прием осуществляется кадастровой палатой без взимания платы для следующих категорий граждан-заявителей: ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп при предъявлении ими соответствующих документов.

      Закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

      «Такая ситуация на рынке недвижимости создавала немало проблем. Собственник по факту есть, но получать полноценную информацию о своем жилье из Росреестра не может. Продать квартиру по «древним» документам из Комитета по муниципальному имуществу, БТИ или документам на приватизацию гораздо сложнее, не вызывают они доверия у покупателей».

      Управляющие компании положение дел на рынке жилья тоже не радовало. Задолженности по платежам, по уплате налогов без возможности получить актуальную информацию о собственнике квартиры влекли за собой суды и аресты, о которых собственник узнавал только при сделке с недвижимым имуществом. Начинались долгие хождения и выяснения ситуации.

      Банки при выдаче займов, ссуд и ипотечном кредитовании также опираются на сведения Росреестра.

      «С 1 января 2021 года в силу вступит закон, согласно которому оплата госпошлины отменяется. Для регистрации своего права собственнику достаточно будет обратиться в любой офис МФЦ или при наличии электронно-цифровой подписи подать документы через сайт Госуслуг».

      Сегодня в регионе 1074722 объекта недвижимости, по 31% в региональном управлении Росреестра отсутствуют сведения о собственнике. Существуют целые многоквартирные дома, где собственники квартир есть, а информация о них в Едином государственном реестре недвижимости Росреестра отсутствует.

      Регистрация права на недвижимое имущество в Росреестре несет в себе множество плюсов. Собственник всегда сможет видеть точную информацию обо всех объектах недвижимого имущества в Личном кабинете, защитить свою недвижимость от мошеннических сделок, получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

      Для начисления льгот и субсидий органы власти в рамках межведомственного взаимодействия смогут самостоятельно запрашивать информацию в Росреестре без участия собственника.

          Расценки, которые предполагает госпошлина на регистрацию прав на недвижимость, являются стандартными для всех, но все же предполагает определенные особенности. Например, физические лица должны заплатить относительно небольшую сумму, что составляет 2 тысячи рублей. Тогда как юридические лица платят гораздо больше – 22 тысячи рублей (эти же расценки актуальны для организаций).

          Когда идет речь о регистрации не всего объекта недвижимости, а только доли в нем тогда государственная пошлина составляет всего 200 рублей. Согласно закону, если лицо будет снова регистрировать право собственности на квартиру, тогда ему не придется повторно вносить госпошлину.

          Если осуществляется регистрация объекта, который нельзя охарактеризовать как жилую недвижимость (будет использоваться для организации личного хозяйства, огородничества или для выращивания сада), тогда государственная пошлина составляет 350 рублей. Такая же сумма подразумевается, если человек планирует проводить строительные мероприятия на участке.

          Новым владельцем имущества уплачивается госпошлина на недвижимость. Но оплата внесена в момент, когда человек занимается регистрацией – лучшее решение. Это оплата за то, чтобы сведения о новом владельце имущества были внесены в ЕГРН. Реестр уже несколько лет ведут в электронном формате (начиная с 2017 года)

          В базу можно внести несколько форматов возможного права собственности. В частности, право собственности может быть единоличным (когда у имущества только один владелец, и регистрация проводится на его имя). Также есть долевая собственность, когда у каждого собственника четко выделенная доля. Кроме того, выделяют совместную собственность, когда несколько человек считаются полноценными собственниками недвижимости. Именно в последнем случае больше всего споров, потому планируется обязательно регистрировать нажитое в браке совместное имущество.

          Что касается того, по каким условиям осуществляется оплата госпошлины на право собственности, вся сумма делится на количество владельцев. Если владелец один, он платит полную собственность, а если у нескольких человек есть доли, они должны внести суммы, пропорциональные их доле.

          Госпошлина на право собственности на имущество, которое оформляется на ребенка, также должна быть оплачена. Причем нет никаких льгот ни по уменьшению, ни по отказу от рассматриваемого взноса. От имени ребенка должна быть внесена стандартная сумма или её часть, если у несовершеннолетнего только доля в квартире.

          Но есть лица, которые освобождаются от уплаты взноса. Например, дети из малоимущих семей. Хотя от внесения платы освобождаются не только дети, но и совершеннолетние владельцы. Для всех остальных несовершеннолетних собственников имущества предусматривается стандартная схема того, как внести деньги за регистрациюнедвижимости:

          • если ребенок малолетний (ему меньше 14 лет), государственная пошлина за ребенка должна быть внесена одним из его опекунов, родителей или усыновителей;
          • если ребенку больше 14 лет (у него есть свой паспорт, поскольку без паспорта выполнить рассматриваемую операцию невозможно), он может внести платеж самостоятельно, указав паспортные реквизиты.

          Платеж может быть внесен любым предусмотренным законом способом. Например, используя банковскую карту или наличные в МФЦ или обратившись в банковское отделение. Реквизиты оплаты госпошлины за регистрацию праванужно запросить в МФЦ, обратившись к администратору. Без реквизитов оплату не получится совершить.

          Есть ситуации, когда госпошлина за регистрацию права собственности на квартиру взимается не с покупателя, а продавца. Хотя такие случаи очень редкие. Практически всегда деньги должен вносить покупатель, но исключения случаются.

          Обычно такое происходит, когда продавец должен изменить какие-то сведения в базе ЕГРН (например, свою фамилию). Но размер госпошлины в таком случае меньше заявленного стандарта и составляет 350 рублей. К тому же изменить данные просто так не получится. Нужно предоставить документы, что подтверждают, что изменение было оправданным (к примеру, брачное свидетельство).

          Закон о регистрации недвижимости изменили

          Свидетельство о государственно регистрации в ходе административной реформы в сфере недвижимости и кадастра отменён с середины 2016 г. Прежние свидетельства продолжают действовать, а новые при сделках купли-продажи – не выдаются.

          На смену им пришли выписки из ЕГРН (Единого гос. реестра недвижимости), которые были выданы в период с 15.07.2016 г. по 01.01.2017 г. С начала 2017 г. по настоящее время подтверждение права собственности происходит с помощью выписки из ЕГРН (Единого гос. реестра недвижимости).

          Этот документ объединяет информацию об объекте, владельцах, ограничительных мерах и др. с данными кадастра. Именно выписка из ЕГРН будет выдана покупателю при покупке квартиры.

          Сама по себе выписка из ЕГРН содержит лишь консолидированную информацию об объекте и не отменяет необходимость представления правоустанавливающих документов при осуществлении сделок.

          Создание многофункциональных центров (МФЦ) по всей территории РФ значительно упростило регистрационные действия с недвижимостью, полностью решив проблему очередей в офисах Росреестра. У граждан по-прежнему остаётся возможность личного обращения и в Росреестр, и в отделения Кадастровой палаты, но визит в МФЦ наиболее удобен. Регистрация права собственности на квартиру через МФЦ состоит из следующих этапов:

          • Запись на приём к специалисту. Сделать это можно удобным для клиента способом:
          • позвонив по телефону;
          • через портал Госуслуг – при наличии учётной записи;
          • через сайт МФЦ в регионе проживания. Данный способ не требует регистрации на портале.

          При этом в МФЦ имеется возможность «живой» очереди, и при необходимости можно сдать документы в день обращения.

          • Сдача пакета документов на регистрацию. Перечень можно уточнить как заранее, так и у специалиста. В случае недостачи документов допускается их донести. Точный размер пошлины можно также уточнить в МФЦ. Если она не была оплачена ранее, то в многофункциональных центрах есть платёжные терминалы.
          • Передача пакета документов из МФЦ в Росреестр. Данные этап проходит без участия заявителя. Непосредственно регистрационные действия проводят специалисты Росреестра. Если правовая экспертиза проходит успешно, то они вносят соответствующую запись в базы ЕГРН.
          • Получение пакета документов в МФЦ. Если право зарегистрировано, то заявителю будет выдана выписка из ЕГРН. В противном случае будет представлен мотивированный отказ и время для устранения недочётов.

          При приёме документов в МФЦ заявителю даётся расписка с индивидуальным номером. Благодаря ему можно следить через официальный портал или по телефону о состоянии делопроизводства.

          Пакет документов зависит от ситуации, в результате которой возникает право на регистрацию права собственности на квартиру. В обобщённом виде перечень включает:

          • заявление непосредственно о регистрации прав (оставляется сотрудником, принимающим пакет);
          • документ, удостоверяющий личность (для граждан РФ – паспорт);
          • свидетельство о рождении, если сторона сделки – несовершеннолетний ребёнок;
          • согласие супруга на продажу/покупку;
          • разрешение органов ОиП – при участии в сделке несовершеннолетних детей;
          • документы — основания на отчуждаемую квартиру (договоры купли-продажи/приватизации/дарения и др.) с актами передачи;
          • документы – основания для регистрации вновь возникшего права собственности (договор купли-продажи, кредитный договор при ипотеке, решение суда в случае спорных ситуаций и др.);
          • документы, свидетельствующие об оплате недвижимости (например, расписка о полученных денежных средствах при покупке вторичной квартиры);
          • квитанция об оплате госпошлины (для граждан – 2.000 ₽).

          Более точный список документов следует узнать заранее, исходя из обстоятельств возникновения прав собственности.

          Следует различать оставление представленного пакета документов без рассмотрения, приостановление регистрационных действий и непосредственно отказ в регистрации прав собственности на квартиру. Заявление с приложенными документами будет возвращено без рассмотрения, если:

          • оно не подписано заявителем;
          • в документах имеются следы подчисток, приписок, зачёркиваний, или же они исполнены карандашом;
          • в ЕГРН имеется отметка об обязательном присутствии при переходе права собственника недвижимости, а он отсутствует;
          • отсутствует документ, свидетельствующий о факте уплаты госпошлины, или информация об оплате в ГИС.

          В том случае, если документы на регистрацию права направляются электронным способом, они будут оставлены без рассмотрения, если не соблюдается формат и требования, предъявляемые к данному типу документов. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления регистрационных действий обозначен в ст.26 ФЗ «О гос. регистрации недвижимости» (№218-ФЗ от 13.07.2015 г.). К наиболее распространённым причинам относятся:

          • заявителем является ненадлежащее лицо;
          • представлен неполный пакет документов;
          • документы не подлинные или содержат недостоверные сведения;
          • лицо, обозначенное в документах в качестве правообладателя недвижимости, не является таковым;
          • ведётся судебное разбирательство в отношении объекта недвижимости;
          • на недвижимость обращено взыскание и др.

          Заявитель уведомляется о конкретных причинах оставления без рассмотрения пакета документов или приостановки регистрации.

          Отказ в регистрации выносится в случае, если причины для приостановки процедуры не были устранены в отведённый срок. На их устранение выделяется от 1 до 3 месяцев.

          При операциях с недвижимостью целесообразно оформить титульное страхование. Оно призвано защитить утрату права собственности покупателя, если для этого имелись причины, ему неизвестные.

          Такие ситуации характерны для вторичного рынка и возникают по таким основаниям как:

          • ошибки в процессе оформления документов;
          • мошеннические действия;
          • игнорирование интересов третьих лиц (наследников, малолетних детей, лиц, находящихся в заключении и др.);
          • незаконность предыдущих сделок.

          Важным обстоятельством при покупке услуги страхования является тот факт, что перед подписанием договора будет проведена тщательная правовая экспертиза. Она позволит максимально проследить историю совершения сделок с объектом и максимально снизить риски утраты права собственности добросовестного покупателя.

          С 01.01.2020 г. были внесены изменения в законодательство, согласно которым покупатель недвижимости, руководствующийся информацией из ЕГРН, будет считаться добросовестным. Тем не менее, титульное страхование не будет лишним.


          Похожие записи:

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *