Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об обработке персональных данных 2021 новый». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По итогам проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом должностными лицами составляется докладная записка на имя руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) контролирующего органа (территориального органа).
Работодатель обязан проверять наличие согласия от кандидата не только на обработку, но и на распространение персональных данных, если собирает данные из открытых источников.
Параллельно с бурными дискуссиями о новых законодательных ужесточениях возникло сразу несколько громких дел с зарубежными компаниями, связанных с обработкой персональных данных. Претензии Роскомнадзора заключались в нарушении требований локализации ПД граждан на территории РФ.
ЛНА по ПД – вносить ли изменения?
Каждый человек решает, какие сведения о себе он публикует в свободном доступе, предоставляет неопределенному кругу лиц, т.е. распространяет, и для каких целей. При этом все остальные лица не вправе использовать их по своему усмотрению.
С 01 марта 2021 года вступают в силу новые правила обработки персональных данных, сделанных доступными неопределенному кругу третьих лиц «общедоступных персональных данных».
Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Внимание! С 27 марта 2021 года значительно повысились штрафные санкции за нарушения при работе с персональными данными (Закон от 24.02.2021 г. № 19-ФЗ).
Например, если выяснится, что юрлицо запрашивает персональные данные, которые несовместимы с целями сбора, то за первое нарушение ему придется заплатить штраф в размере от 60 000 до 100 000 руб., а за повторное — от 100 000 до 300 000 руб.
С 1 марта 2021 года начали действовать изменения, внесенные в Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. Данные корректировки коснулись вопроса предоставления доступа к информации субъекта через согласие на ее обработку.
Специфика согласия на обработку персданных, разрешенных к распространению, заключается в том, что оно подтверждает наличие разрешения от субъекта персданных на раскрытие его личной информации неопределенному кругу лиц. Начиная с 1 марта 2021 года такое согласие должно отбираться отдельно от иных согласий субъекта персданных.
С декабря 2019 года первичный штраф для организаций, нарушивших это требование, составляет от 1 до 6 млн рублей, за повторный — от 6 до 18 миллионов.
Что изменилось в обработке персональных данных с 1 марта
Согласие может быть предоставлено оператору ПД двумя способами:
- непосредственно,
- посредством информационной системы Роскомнадзора.
Если личные данные оказались в публичном доступе по желанию самого субъекта или в результате противоправных действий, форс-мажора, то лица, осуществляющие их обработку, должны доказать ее законность.
Установлены критерии отнесения объекта контроля к одной из категорий риска (высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований.
Бухгалтеры и специалисты по кадровому учету уже давно привыкли, что при приеме на работу нового сотрудника у него нужно брать Согласие на обработку персональных данных. А если сотрудник отказывается подписывать его? Какие штрафы ждут организацию за отсутствие этого документа?
Персональные данные: новое с 2021 года, проверки Роскомнадзора
С учетом активного перехода компаний в цифру и на удаленную работу, вероятность утечки или хищения персональных данных (ПДн) возрастает, возрастают и репутационные риски и риски внеплановых проверок Роскомнадзора, прокуратуры и ФСБ.
В случае, если сотрудник не дал согласия на распространение ПДн, но при этом дал согласие на обработку, то работодатель не в праве передавать информацию третьим лицам (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая государственному контролю (надзору), разделяется на группы вероятности «1», «2», «3», «4» (далее — группы вероятности).
Любые ПДн о физ. лице можно публиковать только при наличии его письменного согласия, даже если лицо самостоятельно их разместило в общедоступном месте (интернет или социальные сети). Раньше такие личные данные можно было распространять без получения согласия от их владельца (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска.
Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Остался недостаточно освещенным вопрос, касающийся обязанности оператора в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения согласия опубликовать информацию об условиях обработки разрешенных к распространению ПД, о наличии запретов и условий на обработку (п. 10 ст. 10.1).
В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
На протяжении последних нескольких лет работе с персональными данными физлиц уделяется особое внимание.
Тогда был заметно расширен перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных (ПД) и увеличены штрафы.
Оператор перед обработкой данных, полученных из разных источников (социальные сети, сайты по поиску работы), должен проверять наличие согласия или другого основания для обработки таких сведений.
В случае, если нарушаются законные требования к обработке разрешенных к распространению персданных, то субъект может обратиться с требованием о прекращении такой обработки к любому лицу, обрабатывающему такие данные, или непосредственно в суд.
В рамках трудовых отношений компании — работодателю необходимо обладать личными данными физ. лица для корректного оформления кадровых документов и выполнения работником своих трудовых функций.
Форма документа не регламентирована, а значит может составляться по шаблону, разработанному фирмой самостоятельно. Но следует помнить, что статья 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ содержит перечень обязательных требований.
К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др.
В п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ указывается, что требования к информации, включаемой в согласие на обработку персональных данных, определяет Роскомнадзор.
Подчеркнем, что в согласии должен быть отражен конкретный срок его действия (определенный период времени или дата окончания срока действия).
Стоит отметить, что сотрудник и вовсе может отказаться от дачи согласия на обработку ПДн. Но это не значит, что работодатель не вправе обрабатывать такие данные. Это возможно в случаях, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Одним из которых является выполнение возложенных законом обязанностей на компанию.
По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.
Сейчас Госдума совместно с Правительством готовит не просто поправки в КоАП, а принятие нового кодекса. В части про персональные данные нас ждут два изменения.
Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.
В течение 2021 года произошли значительные изменения в законодательстве по персональным данным. Вступили в силу несколько нормативных правовых актов, затрагивающих данную область. В статье разберем, какие требования приняты на законодательном уровне, что нового в проверках Роскомнадзора.
Последний раз административную ответственность в этой сфере усиливали в 2017 году. Но с конца марта суммы штрафов не просто увеличатся в два раза.
С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.
У потенциального работодателя как оператора персональных данных должны быть основания для их обработки, самое подходящее — это согласие кандидата.