Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В своём завещании дмитрий донской». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Василий I умер в 1425 г. Согласно его завещанию, великое княжение наследовал его 10-летний сын Василий II. Его права на это наследство подкреплялись не только завещанием отца (которое тот, кстати, понимая спорность этого решения, составлял в сомнениях). Реальная власть в этот момент оказалась в руках его матери, вдовы Софьи Витовтовны, митрополита Фотия и боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского.
Они считали, что Дмитрий Донской намеревался утвердить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Некоторые исследователи отмечают, что, судя по всему, так и было, но Донской просто не мог предвидеть будущее развитие событий и дать конкретные распоряжения о внуках. По мнению историка Кучкина В. А., наиболее подробно описавшего и критиковавшего вторую Духовную грамоту Дмитрия Донского, она служила даже и по своему языку (нетрадиционное на тот момент указание отчества автора завещания) для утверждения принципа прямого наследования от отца к сыну.
Юрий Дмитриевич считал, что действительно именно завещание Дмитрия Донского, устанавливающее «старинный» порядок наследования, согласно которому он должен был получить трон после смерти старшего брата. Василий I, по его мнению, не должен был и не мог менять порядок престолонаследия. Как правило, великим князем в роде московских князей становился именно старший в роде и старший среди братьев.
Поколебал этот порядок Дмитрий Донской, но сделал это вынужденно, так как его младший брат Иван умер, не оставив потомства. Старший сын Дмитрия оказался и старшим в роде. Дмитрий, по сути, не нарушил традицию, но своим завещанием создал прецедент передачи власти от великого князя старшему сыну. Чем Василий I и воспользовался, повторив это. Но у него, в отличие от отца, братья были. Василий I и сам понимал возможные последствия своего завещания, но надеялся, что братья не оспорят его волю благодаря его личному авторитету, ханскому ярлыку Василия II и могуществу Москвы.
Таким образом, и формально (по букве завещания отца), и «по старине», то есть по традиции, Юрий Дмитриевич прав на престол имел больше, чем его племянник, если не считать завещание Донского утратившим силу к 1425 г. А определить это было некому, так как не было никакого арбитра в этом вопросе. И в итоге в юридическом поле разрешить этот спор оказалось невозможным. Противники взялись за подкупы, интриги и оружие.
Юрий Дмитриевич Галицкий сумел дважды занять Москву, в 1433-м и 1434-м, но умер в том же 1434 году, а его сыновья проиграли борьбу, рассорившись между собой и не сумев объединить силы. Старший, Василий Юрьевич, был в одном из столкновений с войсками Василия II взят в плен, ослеплен и лишен возможностей продолжать войну.
Оскорбленный хан Мурут забрал ярлык у Дмитрия Ивановича и вручил его Дмитрию Константиновичу. Но митрополит Алексий был верен детям Ивана II и обратился к хану от имени своего молодого подопечного. Мурут принял его благосклонно, и в 1363 году москвичи быстро переехали во Владимир, сместили Дмитрия Константиновича, прежде чем грабить суздальские земли. Во время этой кампании Дмитрий взял Стародуб и Галич, присоединив эти княжества к своим владениям, и, возможно, Белозеро и Углич. К 1364 году он заставил Дмитрия Константиновича капитулировать и подписать договор о признании суверенитета Москвы над Владимиром. Договор был скреплен подписями в 1366 году, и в этом же году он женился на дочери Дмитрия Константиновича Евдокии. У супругов было не менее 12 детей.
Чтобы сохранить свое влияние, Дмитрий Иванович отправляет князя Константина Васильевича из Ростова в Устюг на север и заменяет его племянником Андреем Федоровичем, поддерживающим Москву. В качестве прецедента Дмитрий дал своему двоюродному брату, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому независимый суверенитет над Галичем и Дмитровым, тем самым установив фактическое право московских князей на сохранение наследственных земель и распоряжение завоеванной территорией.
Русские армии дорого заплатили за победу. Земля была усыпана тысячами тел. Дмитрия нашли без сознания от потери крови. Оставшиеся в живых восемь дней хоронили убитых. Согласно легенде, «великий князь стоял на человеческих костях три дня и три ночи, пытаясь извлечь все мертвые тела, а затем он их похоронил с почестями. Чтобы похоронить их, он приказал вырыть на холмах поблизости глубокие ямы, и понадобилось их 300 тысяч».
Тем временем Дмитрий Донской умело использовал церковь, чтобы служить своим политическим и коммерческим интересам. Он снарядил миссию 1379 года во главе с монахом Стефаном, чтобы крестить Устюг и создать новое епископство в Перми, которая обеспечила контроль Москвы над основными районами весьма прибыльной торговли мехом. После смерти митрополита Алексия в 1378 году Дмитрий не позволил посадить на московскую митрополию Киприана, который был митрополитом Литвы и требовал власти над московской церковью. Вместо этого Дмитрий поддержал Михаила, который умер при загадочных обстоятельствах, не успев стать патриархом. Второй выбор Дмитрия, Пимен, был посажен в Московскую митрополию в 1380 году и с коротким перерывом (Киприан был встречен Дмитрием после Куликовской битвы до осады Тохтамыша 1382 года) до момента его смерти служил митрополитом Московским.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ББК.63.3 (2) 43
Н. Е. Веденеева Кафедра философии и культурологии
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОГО ПРЕСТОЛА В ДУХОВНОМ ЗАВЕЩАНИИ
ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
18 мая 1389 г. преставился великий князь Дмитрий Иванович Донской. Перед смертью, как сообщают летописи, призвал он к себе «сына своего старейшаго князя Василия, и даде ему великое княжение свое по себе, отчину свою… землю Русскую; и раздавал есми сыновом своим го-роды своея отчины по частем, на чем им есть княжити и земли им раздели по жеребьем.» [1, с. 108]. Каждый получил в удел земли собственно Московского княжества и часть территории Владимирского, становившегося впервые «отчиной» московских князей. Титул великого князя владимирского и московского передавался старшему сыну.
Князь Юрий получил Галицкое княжество. Андрея Донской благословил куплею Калиты Белоозером, а Петра — «куплею же своего деда, Углечим полем» [2, с. 33-34]. Относительно последнего сына, Константина, духовная грамота Донского никаких сведений не содержит. Он родился после того, как завещание было составлено. Однако его крестным отцом был избран не кто иной, как будущий великий князь.
Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Завещание Дмитрия Ивановича — документ сложный. Даже его прямые наследники, следуя воле отца, по-разному понимали смысл некоторых его распоряжений. Особенно четко это непонимание обнаружилось после смерти старшего наследника — Василия I. Попытки ученых расставить все точки над «и» тоже не дали однозначного результата. Споры в научной среде ведутся до сих пор. Предметом разногласий являются, во-первых, статьи «духовной», в которых Дмитрий, объявляя своего старшего сына Василия главой московского великокняжеского дома, передавал ему «в отчину» и великое княжение Владимирское. Во-вторых, не вполне ясен принцип наследования, которым завещатель предлагает руководствоваться своим потомкам в случае смерти Василия: «А по грехом, отъимет бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мои, ино тому сыну моему княжъ Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгиня» [2, с. 35]. Что имел в виду Дмитрий: бездетную кончину своего старшего сына или верность принципу родового старейшинства? И наконец, нет четкого понимания места княгини-матери в системе междукняжеских отношений московского дома. Вот минимальный круг вопросов, нуждающихся в пояснении.
Крупнейший исследователь древней истории русского права В. И. Сергеевич отмечал, что в Московском государстве «слагается идея наследственности», но престол переходит от отца к сыну не в силу самостоятельного права сына на великое княжение, а в силу воли отца» [3, с. 241-242].
Нам представляется, что Дмитрий Иванович Донской сознательно отказывался от передачи московского стола по родовому принципу в системе «гнезда Ивана Калиты». На преодоление этого принципа была направлена договорная грамота, заключенная им с двоюродным братом Владимиром Андреевичем в 1389 г. Этот документ, как известно, ослаблял позиции серпуховского князя. По замечанию С. М. Соловьева, отец Владимира никогда не был великим князем московским, а сам он приходился Дмитрию братом двоюродным, а не родным [4, с. 381]. Именно поэтому Владимир не имел оснований на московский престол, и объективно тот должен был достаться старшему сыну Дмитрия. Согласно распоряжению Донского, только его прямые наследники должны были владеть данным столом. Казалось бы, на смену родовому наследованию приходит наследование семейное. Это было подмечено еще С. Ф. Платоновым [5, с. 109]. Ему возражает А. А. Зимин: «Семейный порядок престолонаследия прочных корней еще не имел» [6, с. 9]. Вопрос остается открытым. По завещанию Дмитрия в случае кончины старшего сына Василия московский престол переходит по наследству к следующему по старшинству Дмитриевичу. Многие исследователи полагают, что это распоряжение связано с заботой завещателя о судьбе выморочного удела. Так понимали данную статью многие историки Х1Х в.: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, В. А. Экземплярский, на близкой позиции стоял А. Е. Пресняков. Очень четко эту точку зрения выразил В. И. Сергеевич: «Это место надо читать . так: а котораго сына моего Бог отымет, а не будет у него детей, и княгиня моя поделит и т. д.» [7, с. 71]. Из современных исследователей этой точки зрения придерживаются А. А. Зимин [6], Я. С. Лурье [8], С. А. Фетищев [9], причем А. А. Зимин и Я. С. Лурье прямо указывают, к какому именно брату должен перейти престол — Юрию, князю галицко-нижегородскому.
С. А. Фетищев идет дальше своих старших товарищей по цеху и полагает, что если бы у Василия родились дети, то судьба Московско-Коломенского удела была бы в воле Василия I как завещателя. Скорее всего, он передал бы его своему наследнику — сыну [9, с. 9].
Двадцать первое задание ЕГЭ по истории также связано с приведенным историческим документом. Оно нацелено на поиск исторической информации как в тексте, так и с использованием собственных знаний. Даже если нужная информация есть в тексте, ее можно не переписывать дословно, а написать своими словами – главное, правильно.
Максимально возможный первичный балл – два. Если указан только один компонент ответа – например, надо написать две причины и одну цель, а написана только одна причина или только одна цель – ответ не засчитывается. Если написаны только две причины, или одна причина и одна цель – ставят 1 первичный балл. Данное задание подразумевает хорошее знание программы – нужно вспомнить все основные обстоятельства события, описываемого в документе, однако при хорошей подготовке к экзамену это не должно составлять особенного труда. Главное – писать грамотные и четкие формулировки своих мыслей.
За первые 20 лет своего правления Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счет территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана Пермская епископия) земель.
В то же время при нем были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как войнами с Великим княжеством Литовским (с первым литовским вторжением в 1368 году закончилась отмеченная летописцем тишина великая на 40 лет, наступившая в Северо-Восточной Руси после разгрома Твери) и другими княжествами, так и нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани.
К беспрестанным разорениям и опустошениям, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, необходимо добавить необыкновенные природные обстоятельства того времени — нашествие чумы, редкую по интенсивности солнечную активность и, как следствие, пожары, засухи, голод.
В Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. При Дмитрии Донском в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты — раньше, чем в других русских княжествах и землях.
Культурную жизнь княжества времен Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле).
В своем завещании Дмитрий Донской первым из московских князей упоминает великое княжение (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострому), Белоозеро, Дмитров, Углич, Галич. Также ново было распоряжение Димитрия, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам. Однако, завещание содержало неясные указания на то, кто должен был наследовать великое княжение после Василия Дмитриевича, и завещание использовалось затем Юрием Дмитриевичем в борьбе против племянника Василия Васильевича, к которому в 1425 году при поддержке его деда по матери Витовта и хана Улу-Мухаммеда в нарушение родового принципа наследования перешло великое княжение.
Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года, погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.
Основная статья: Литовско-московская война 1368—1372 годов
В 1365 году в Москве случился великий пожар Всесвятский, названный так, потому что начался в церкви Всех Святых. За 2 часа огонь уничтожил Кремль, Посад, Загородье и Заречье. Всесвятский пожар привёл к волне каменного строительства в столице княжества. В 1367 году Дмитрий Иванович начал строительство нового кремля — белокаменного.
В 1368 году Дмитрий поддержал Василия Михайловича Кашинского в споре того с Михаилом Александровичем Микулинским из-за области умершего Семёна Константиновича. Московская рать была послана в помощь Василию, были разорены владения Михаила. Но Михаил с помощью своего шурина Ольгерда взял Тверь и изгнал дядю. Михаила пригласили в Москву для решения спора и взяли под стражу. Только приезд ханского вельможи Карачи заставил Дмитрия Ивановича освободить Михаила Тверского. Возмущённый Михаил призвал на помощь Ольгерда, который с большим войском двинулся на Москву.
В 1371 году в спорах о границах Московского и Рязанского княжеств Дмитрий вышел победителем, разгромив под Скорнищевом рязанского князя Олега Ивановича и посадив на рязанское княжение Владимира Пронского. Однако, вскоре Олег вернул себе княжение, а в 1373 году Дмитрий выводил войска на северный берег Оки на случай вторжения ордынцев.
В 1381 году Олег признал себя «младшим братом» московского князя и обязался следовать московской политике в том числе в отношениях с Великим княжеством Литовским.
Рязанский князь воспользовался ослаблением Москвы и в 1385 году захватил Коломну. Лишь заступничество Сергия Радонежского, примирившего Дмитрия и Олега, спасло Русь от очередной междоусобной войны. Союз князей был скреплён родственными узами — дочь Дмитрия Донского — Софья была выдана замуж за сына Олега Рязанского — Фёдора.
Митрополит Алексий в период юности Дмитрия оказывал большое влияние на государственные дела. После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию[10].
Дмитрий отказался принять митрополита Киприана (его люди ограбили митрополита и не пустили его в Москву), за что организаторы и причастные к этому люди в 1378 году были специальным посланием Киприана отлучены от церкви[11]. Однако, это не помешало участию православной знати Великого княжества Литовского в Куликовской битве на стороне Дмитрия. Более того, после Куликовской победы и вплоть до захвата власти в Литве Ягайлом и нашествия Тохтамыша Киприан находился в Москве. Возвращение Киприана в Москву в 1389 году было приурочено к новому сближению двух великих княжеств (в 1390 году Киприан венчал в Москве Василия Дмитриевича и Софью Витовтовну).
Столкнулся (1388) Дмитрий и с недовольством двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского, которого силой нужно было приводить «в свою волю», заставить признать политическое главенство старшего сына Дмитрия — Василия. Дмитрий успел помириться на этом с Владимиром за два месяца до смерти: он умер 19 мая 1389 года.
В своём завещании[12] Дмитрий Донской первым из московских князей упоминает великое княжение (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострому), Белоозеро, Дмитров, Углич, Галич. Не менее ново было распоряжение Димитрия, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам.
Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Донской (род. 12 октября 1350–ум.1389, годы правления 1359-1389) прославился как выдающийся исторический деятель — объединитель русских земель, освободитель Руси от татаро-монгольского ига, а также как правитель, живущий и правящий согласно христианским заповедям. Вспомним его жизнь, служение русскому народу и его славные подвиги.
По словам современников Дмитрий Донской был величав и красив; имел чёрные густые волосы и огненные светлые глаза. В глазах современников он считался очень умным человеком. Кроме того, его характеризовали такие черты характера, как цельность личности, воля, решительность и настойчивость в достижении своей цели.
Но Москва не отказалась от борьбы за великое княжение и в 1363 году московские полки под предводительством юного князя Дмитрия Ивановича вынудили суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича уйти из стольного града Владимира в Суздаль.
Митрополит Алексий добился того, чтобы Дмитрий Константинович добровольно отдал право на владение великокняжеским титулом тогда ещё юному двенадцатилетнему Дмитрию Ивановичу.
Дмитрий Константинович не против был вернуться в свой Нижний Новгород, однако там правил его брат и соперник Борис, который не желал покидать княжеский престол. Тогда Москва употребила всё своё влияние- митрополит Алексий просто закрыл в Нижнем Новгороде все церкви. Одновременно из Москвы выступило войско. Такого давления Борис не выдержал и уступил нижегородский княжеский престол своему брату. Приняв нижегородский княжеский престол, Дмитрий Константинович отказался от ярлыка на великое княжение. В 1364 году он заключил с Москвой политический союз, который вскоре был скреплён ещё и родственными узами: в январе 1366 года Дмитрий Константинович выдал свою 13-летнюю дочь Евдокию за 15-летнего московского князя Дмитрия Ивановича. Нижегородско-суздальские и московские князья породнились, и это их примирило.
В 1367 году в быстро разраставшейся Москве началось уникальное для Руси строительство-возведение каменных кремлёвских стен. Поводом к строительству явился страшный пожар 1365 года. Пожар начался в церкви Всех Святых и уничтожил за два часа всю Москву. Пожар этот получил название Всесвятского. При Орде такое строительство каменных городских стен было запрещено, чтобы русские города оставаться беззащитными. Строительство каменного кремля требовало больших денег. Но деньги у Москвы были, ведь не вся дань, которую собирал великий князь, уходила в Орду. Да и время было удачное,- Орде, охваченной внутренними распрями, было не до Москвы.
Тверь была очень сильным городом с амбициозными князьями. В годы правления Дмитрия Ивановича там правил князь Михаил Александрович, вступивший в борьбу за великокняжеский ярлык и даже добившийся его. Тверь в своих действиях была союзником Литвы. Великий князь литовский Ольгерд был женат на сестре тверского князя Михаила.
Военные действия против Твери начались уже в 1367 году, когда московская рать вторглась в тверские владения на правом берегу Волги. На следующий год тверского князя Михаила Александровича, приглашённого в Москву, заточили в темницу. Вышел он оттуда только потому, что в Москву прибыли важные ордынские вельможи, и Дмитрий Иванович, опасаясь неприятностей, отпустил своего пленника.
Оскорблённый князь Михаил Тверской сразу же обратился за помощью к великому князю литовскому Ольгерду. Ольгерд, давно зарившийся на московские земли, немедленно откликнулся и осенью 1368 года подступил к Москве. Дмитрий Иванович заперся в только что отстроенном белокаменном Московском Кремле, и литовцы были вынуждены готовиться к штурму московской крепости. Однако, война с крестоносцами, которую вёл Ольгерд, не позволила ему долго находиться под стенами Москвы. Простояв под стенами Московского Кремля около трех недель, они так и не рискнули начать штурм крепостных стен и ушли. Но окрестности Москвы впервые за сорок лет испытали неприятельское нашествие. Города и сёла были разорены, скот угнан, множество людей захвачено в плен.
В 1370 году князь Михаил Тверской, получив великокняжеский ярлык от очередного ордынского князя Булака, попытался обойти московские заставы и вернуться в Тверь. Однако это ему не удалось и, едва спасшись, он снова убежал в Литву. В Литве он снова подговорил Ольгерда начать новый поход на Москву. Новая осада Московского Кремля в декабре 1370 года опять не была успешной, так как литовцы узнали, что на помощь Москве двинулись полки Серпуховского и Рязанского князей. Ольгерд снял осаду Москвы и спешно вернулся в Литву.
В 1371 году Тверской князь вторично получил от ордынского князя Булака ярлык на великое княжение и отправился в сопровождении ханского посла Сары-хожа двинулся на Русь. По прибытии в великокняжеские земли ханский посол потребовал от Московского князя срочно явиться во Владимир и признать старейшинство Тверского князя Михаила Александровича. Однако Дмитрий Иванович, как гласят летописи, смело заявил татарскому послу: «К ярлыку не еду, а в земли на княжение на великое не пущаю, а тебе, послу, путь чист». В результате Сары-хожа сам явился в Москву, где, неожиданно получив богатые дары и обещания, признал права Московского князя на великокняжеский ярлык.
В этой ситуации тверской князь вновь был вынужден бежать в Тверь и вновь обратился к князю Ольгерду Литовскому за военной поддержкой.
В 1372 году Ольгерд в третий раз пошёл походом на Москву. Однако, в районе Любутска на Оке московская рать разгромила литовский сторожевой полк, после чего неприятель вынужден был вернуться в Литву. А затем Ольгерд направил Дмитрию неожиданное предложение о заключении «вечного мира».
Дмитрий Иванович принял взаимовыгодное предложение. И уже в июле 1372 года между Вильно и Москвой был заключен мирный договор. В договоре с Литвой появилась запись о признании великого владимирского княжения как вотчины московских князей, то есть о передаче власти от отца к сыну по наследству. Кроме того, вотчиной московских князей признавался и Новгород.
Тем самым Ольгерд Литовский полностью отказался от поддержки любых притязаний Михаила Тверского на обладание великокняжеским престолом, и Тверь лишилась своего главного и сильного союзника. Ольгерд же получил возможность без оглядки на Москву воевать с крестоносцами.
В 1375 году Михаил Тверской вновь получил в Орде великокняжеский ярлык и напал на Углич и Торжок. Тогда, собрав большое объединённое войско Московского, Смоленского и Брянского князей, Дмитрий Иванович пошёл войной на князя Михаила Александровича. Тверской князь затворился в тверской крепости и рассчитывал отбиться. Однако, видя изнеможение своих войск, Михаил Тверской запросил Дмитрия Московского о мире. Великий князь Дмитрий Иванович, не желая разорения Твери, подписал с тверским князем мирный договор, по которому тверской князь признал себя «молодшим братом» московского князя, а великое княжение его отчиной. Так Москва становилась главным городом, вокруг которого должны были сплотиться и объединиться русские земли.
Важнейшим условием этого договора явился военный союз при нападении Литвы или Орды на Москву или Тверь. Дмитрий Иванович не сомневался, что такая необходимость скоро наступит, потому что уже с начала семидесятых годов начал задерживать дань Орде и выполнять её требования. В период междоусобиц Сараю было не до Москвы, но вскоре Орда снова напомнила о себе.
Вскоре, узнав, что неприятель вновь готовит поход на новгородские земли, Дмитрий Донской выслал навстречу ордынскому войску пять полков во главе с городецким князем Иваном Дмитричем. В начале июля 1377 года русские ратники подошли к левому берегу реки Пьяная и встали там лагерем, ожидая врага. Однако, узнав, что ордынцы стоят далеко, русские ратники сняли доспехи и стали пировать. 2 августа 1377 года ордынцы под предводительством царевича Арапши напали на спящих русских воинов и перебили их. Часть русского войска погибла в лагере, а часть, спасаясь бегством, утонула в реке. Разгромив русское войско, ордынцы разорили и разграбили Новгородское и Рязанское княжества, а затем вернулись в Заволжские степи.
- Геометрия
- Информатика
- Математика
- Алгебра
- Алгебра и начала математического анализа
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Испанский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Физическая культура
Правители Древней Руси. Дмитрий Донской. 1359-1389
- Русский язык
- Литература
- Литературное чтение
- История
- География
- Обществознание
- Экология
- Россия в мире
- Право
- Окружающий мир
- Экономика
- Технология (мальчики)
- Технология
- Технология (девочки)
Дмитрий Донской был московским князем в период с 1359 по 1389 год. Он взошел на престол еще девятилетним ребёнком после смерти его отца Ивана Красного. Татары вполне естественно не стремились доверять столь юному князю. Они понимали, что удержать северо-восточную Русь в подчинении может только гораздо более опытный человек. Поэтому Москва, сразу же после смерти Ивана Красного, лишилась ярлыка на великое княжение.
За ярлык следовало побороться, и в этом Дмитрию Донскому огромную помощь оказала православная церковь. Напомним, что митрополичий престол к этому времени уже давно находился в Москве. Свою деятельность по возвращению Москве ярлыка на великое княжение развернул митрополит Алексий. Он отправился в орду лечить жену хана Женебека. Судя по данным источников, у жены хана было какое-то заболевание глаз, судя по всему бельмо. Как уж отважился митрополит Алексий оперировать это бельмо, мы не знаем, но операция оказалась удачной.
Хан спросил, чего хочет в награду русский митрополит, и тот попросил награды не для себя, а для Дмитрия Донского и для Москвы. Он попросил, чтобы Москве вернули ярлык на великое княжение. Благодарный хан так и сделал. Популярность Дмитрия Донского, но и, разумеется, митрополита Алексия, после этого стала настолько велика, что попытки других князей получить этот ярлык заканчивались неудачей.
Когда в 1371 году ярлык получил тверской князь, он подошел к стенам Владимира, но выяснилось, что в город его жители пускать совершенно не собираются. Они заявили ему, что признают только своего великого князя — Дмитрия Московского. Возмущенный тверской князь обратился за помощью к орде, но орда сотрудничать отказалась. Ордынцы прекрасно понимали, если этого человека не воспринимают даже жители Владимира, чего уж говорить о жителях других регионов страны. И ярлык фактически остался в руках московского князя. Дмитрий Донской в этих процессах вообще не участвовал. Он заявил, что и сам за ярлыком не поедет и во Владимир никого не пустит.
Несмотря на столь мирную позицию, Дмитрий Донской, видимо, уже тогда прекрасно понимал, что рано или поздно ему придется воевать с татарами. Начиная с 1367 года он строит новый московский кремль. Впервые, в истории города это кремль не деревянный, а каменный. В качестве строительного материала был взят белый камень из района деревни Мячково в 30 километрах от Москвы.
Этот белокаменный кремль оказался, правда, не слишком долговечным. Через сто лет он был заменен на современный кремль из красного кирпича, сложенный при Иване III. Но свою роль в истории города и в истории страны белокаменный кремль Дмитрия Донского сыграл. В частности, на его башнях, впервые в истории нашей страны, была установлена артиллерия.
После того, как в 1360 годы в золотой орде возник династический кризис, ханы стали оспаривать власть друг у друга, Москва поняла, что настало время сделать важный шаг. И начиная с 1377 года Москва и некоторые другие земли отказываются платить орде дань. Впрочем, наказание последовало практически сразу же. В том же самом 1377 году состоялось сражение на реке Пьяне, в котором татаро-монголы умудрились захватить русское войско врасплох и перебить многих воинов.
Сражение на реке Пьяне заставило москвичей быть более осторожными, тем более, что в орде, наконец, кажется кончился династический кризис, и к власти пришел темник Мамай. Уже в следующем 1378 году Мамай отправил на Русь войско во главе с мурзой Бегече, но это войско было разбито москвичами в битве на реке Воже. Считается, что именно битва на реке Воже, стала прологом Куликовской битвы.
Не дожидаясь подхода основных сил татаро-монгол к Москве, Дмитрий Донской решил сам дать сражение как можно дальше от города для того, чтобы даже в случае поражения, у Москвы были шансы спастись.
В 1380 году войско Дмитрия Донского и войско Мамая встретились в сражении на Куликовом поле. Благословение на это сражение Дмитрий Донской получил у духовного лидера этого времени Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. Дело в том, что без одобрения церкви в принципе никакие политические акции были невозможны. Сергий Радонежский рисковал, давая одобрение на Куликовскую битву. Дело в том, что если битва оказалась бы проигранной, татаро-монголы могли бы обвинить церковь в сотрудничестве с теми, кто разваливает золотую орду.
Сама битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле у слияния Дона и реки Непрядвы.
Сравнительно небольшое поле, площадью всего около десяти квадратных километров, было со всех сторон окружено лесом или рекой, и поэтому традиционная тактика татаро-монгол оказалась не применимой. Татаро-монголы практиковали тактику обхода войск своих противников с тем, чтобы заключить их в кольцо и уничтожить, но в данном случае это было невозможно. Сражение началось, как нередко это бывало в средние века, с ритуального поединка.
Каждая сторона выставляла по одному воину и, в зависимости от исхода этого поединка, сторонам становилось ясно, на чьей стороне высшие силы — боги. От русского войска вперед выехал воин Пересвет, один из тех, кого на битву послал сам Сергий Радонежский, а татаро-монголы выставили своего воина Челубея. Этот ритуальный поединок одна из самых известных страниц русской истории. Для обоих участников он окончился трагически: и Пересвет, и Челубей погибли, пронзив друг друга копьями. Но Челубей упал и остался на поле, а Пересвета, зацепившегося ногой в стремени, конь принес обратно в стан русских воинов.
После этого началась сама битва. О числе участников битвы историки спорят до сегодняшнего дня. Известно только, что русских было как минимум в два раза меньше, чем татаро-монгол. Союзниками татар выступали литовцы, но литовский князь Ягайло не дошел до Куликовской битвы всего несколько десятков километров. По одной версии, он просто не успел к началу сражения, а по другой, специально не стал особенно спешить для того, чтобы выяснить, на чьей стороне сила и, если бы татаро-монголы победили, наверняка Литва присоединилась бы к ним.
Кроме того, советниками Мамая были генуэзцы, жители итальянского города Генуя, у которых здесь были свои торговые интересы. Они имели свои фактурии на территории полуострова Крым, и победа Мамая была им выгодна, так как через золотую орду они могли торговать с такими дальними территориями, как средняя Азия и, даже, Китай.
Залогом победы русских в Куликовской битве в значительной степени стала тактика Дмитрия Донского. Несмотря на то, что он сам сражался в войске, как рядовой воин, он оставил часть своей армии в близлежащем лесу. Это был засадный полк, которым командовал князь Владимир Серпуховской. В критический момент сражения, когда казалось, что татары уже побеждают, Владимир Серпуховский нанес удар в тыл татаро-монголам и те, напуганные тем, что оказались между двух огней, вынуждены были бежать с поля боя.
Битва закончилась победой русских, но в этом сражении москвичи потеряли половину своего войска. Потери татар были настолько велики, что их даже никто не считал. Мамай бежал с поля боя и укрылся у генуэзцев в городе Феодосия, где и был убит в следующем 1381 году. Генуэзцы не любили людей, которые обещали им разные политические блага и своих обещаний сдержать не могли. Жертв было настолько много, что далеко не все воины были захоронены.
Раскопки на Куликовом поле, которые предпринимались в 19 — 20 веке показали, что на месте сражения оставались десятки людей. Москвичи похоронили своих павших в братской могиле к востоку от города. Над этой братской могилой была возведена деревянная церковь, а вокруг нее построен монастырь, который находится там и сейчас и называется Спасо-Андроников монастырь.
В 1420 годы вместо деревянной церкви был построен каменный Спасский собор. Он стоит на этом месте и поныне. Это самое старое, из дошедших до нас сооружений, на территории города Москвы.
Итоги Куликовской битвы трудно переоценить. Это была первая серьезная попытка москвичей, да и вообще жителей северо-восточной Руси, избавиться от татаро-монгольского ига, и эту попытку, безусловно, следует признать удачной. Дело даже не в том, что Москве удалось освободиться от необходимости выплаты дани. Конечно, потом будут еще нашествия, и Москва еще на 100 лет останется под татаро-монгольским владычеством, но и самим себе, и татарам, москвичи доказали, что могут быть независимыми, могут побеждать даже такую мощную армию, какой была татаро-монгольская.
Через два года, в 1382 году, в Москву приходит армия хана Тохтамыша. В принципе, Дмитрий Донской оказал Тохтамышу услугу, он уничтожил войско его соперника Мамая, но представления о благодарности у Тохтамыша были своеобразными. Тохтамыш взял Москву обманом, попросил открыть ему ворота, и москвичи, почему-то, ему поверили. Сжег ее и уничтожил практически все население города.
В летописях сказано, что в результате этого нашествия погибло не менее 200 тысяч человек.
Самому Дмитрию Донскому, правда, удалось спастись. Он, как раз, в это время находился на севере страны, собирая войско для того, чтобы оказать Тохтамышу отпор. Но две столь крупные битвы, как Куликовская, конечно, в то время Русь осилить не могла. После походов Тохтамыша Москва снова стала платить дань татарам, но теперь уже прекрасно понимала, что выплата этой дани зависит только от уровня сил московского князя и татарского хана.
Дмитрий Донской: биография великого князя
У несчастий есть конкретное имя. Пандемия чумы. «Чёрная смерть», явившись на Русь в 1353 г., возвращалась снова и снова – до конца столетия было не менее десяти повторных волн эпидемии. Сам же Дмитрий за всю свою недлинную жизнь – а умер князь в возрасте 38 лет от сердечного приступа – был свидетелем пяти волн мора.
Едва «войдя в возраст» и женившись, 16-летний князь начинает строительство каменного кремля в Москве. Бросая тем самым недвусмысленный вызов Золотой Орде – ханы запрещали строительство на Руси каменных укреплений, которые так трудно брать. И к 1367 г. Кремль был выстроен.
А на следующий год судьба столкнула Дмитрия с самым энергичным и талантливым полководцем Восточной Европы – литовским князем Ольгердом, который за считаные годы сделал Литву реальной сверхдержавой, простиравшейся от Балтики до Чёрного моря. У Москвы в этом столкновении шансов не было никаких.
Словом, с ролью Божьего избранника князь управлялся прекрасно. Что вселило в него излишнюю самоуверенность и чуть было не привело к катастрофе. Князь властно вмешался в дела Церкви. Ему очень хотелось, чтобы преемником умершего митрополита Алексия был русский иерарх. Но Константинополь прислал болгарина Киприана. Упрямый князь вышвырнул нового митрополита из Москвы, на что тот жаловался: «Слуг же моих из города вывели ограбленных и до сорочки, и до штанов, и до подштанников, и сапог, и шапок не оставили на них». За чем последовало проклятие – да-да, князь Дмитрий, признанный в 1988 г. святым, был за 600 лет до этого подвергнут анафеме.
(колено 15 рюриковичей) Из рода Московских вел. кн. Сын Ивана II Ивановича Красного и кн. Александры Ивановны. Род. 12 окт. 1350 г. Вел. кн. Московский в 1359 — 1389 гг. Вел. кн. Владимирский в 1363 — 1389 гг. Кн. Новгородский в 1363 — 1389 гг. Жена: с 1366 г. дочь вел. Суздальского Дмитрия Константиновича, вел. кн. Евдокия (ум. 1 июня 1407 г.). Умер 19 мая 1389 г.
* * *
В 1359 году, еще очень молодым, умер отец Дмитрия, Иван II. Казалось, что ранняя смерть великого князя будет гибельна для Москвы, поскольку его малолетний сын едва ли мог хлопотать в Орде об ярлыке и бороться с притязаниями других князей на великое княжение. И действительно, когда все князья явились в Орду, и недоставало одного Московского, то хан Неврус отдал великокняжескую Владимирскую область князю Суздальскому Дмитрию Константиновичу. Чтобы закрепить за собой главным образом положение на Руси, Дмитрий Константинович выехал во Владимир. Но Москва не думала уступать. Бояре ее, привыкшие быть боярами сильнейших князей, князей всея Руси, не хотели сойти на низшую ступень и сделали все возможное для того, чтобы добыть ярлык своему князю. Малолетний Дмитрий отправился в Орду. Но там началась сильная смута, в ходе которой один хан сменял другого, и ничего сделать было нельзя. Наконец Орда разделилась между двумя ханами: Абдулом, именем которого правил сильный темник Мамай, и Мюридом. Московские бояре отправили послов к последнему, и тот отдал ярлык их малолетнему князю. Затем бояре посадили на коней всех трех княжичей: Дмитрия, его брата Ивана и двоюродного брата Владимира, и выступили с ними в 1363 году против Дмитрия Константиновича. Последний не мог противиться московским полкам, и Дмитрий получил великокняжеское достоинство. Но в том же году во Владимир явился посол из Мамаевой орды, от хана Абдула, с ярлыком на великое княжение Владимирское. Дмитрий принял и этого посла с честью и проводил с дарами. Это рассердило Мюрида, который, чтоб отомстить Москве, прислал с князем Иваном Белозерским новый ярлык на Владимир Дмитрию Суздальскому. Тот обрадовался и сел во второй раз во Владимире, но просидел только 12 дней, потому что Дмитрий Иванович опять пошел на; него с большим войском, выгнал из Владимира, осадил в Суздале, опустошил окрестности этого города и взял наконец над его князем свою волю, по выражению летописца. В том; же году, говорит летописец, Дмитрий взял свою волю и над князем Константином Ростовским, а князя Ивана Федоровича Стародубского и Дмитрия Галицкого выгнал из их княжеств.
В 1365 году, когда Дмитрию Суздальскому снова привезли из Орды ярлык на Владимир, он отказался навсегда от своих притязаний в пользу московского князя, с тем чтоб тот помог ему управиться с младшим братом. В 1366 году Дмитрий Константинович выдал за Дмитрия Московского свою дочь.
Во всех этих событиях, как, впрочем, и в дальнейшем, личность Дмитрия представляется, по источникам, неясной. В отрочестве, когда он никак не мог действовать самостоятельно, бояре вели дела точно в таком же духе, в каком бы их вел и совершеннолетний князь. Летописи, описывая кончину Дмитрия, говорят, что он во всем советовался с боярами и слушался их, что бояре у него были как князья, так же завещал он поступать и своим детям. Из-за этого невозможно разделить, что из его действий принадлежит собственно ему, а что — его боярам. Возможно, Дмитрий всю жизнь был руководим другими, и этим можно отчасти объяснить те противоречия в его жизни, которые бросаются в глаза: смешение отваги с нерешительностью, храбрости с трусостью, ума с бестактностью, прямодушия с коварством.
Из князей других русских земель опаснее всех для Москвы казался Михаил, сын Александра Михайловича Тверского. Он, естественно, питал родовую ненависть к московским князьями был при этом человеком предприимчивым, отличавшийся упрямством и крутым нравом. Став великим князем Тверским, Михаил начал войну против своих родичей. Василий Михайлович Кашинский обратился за помощью к Дмитрию Ивановичу, а Михаил — к своему зятю Ольгерду, великому князю Литовскому. Так внутренняя усобица Тверского княжества переросла в войну между Москвой и Литвою.
В 1367 году Василий Кашинский с московскими полками разорил Тверскую волость. Михаил бежал в Литву и вернулся с литовскими полками. На этот раз князья заключили мир, нов 1368 году Дмитрий и митрополит Алексей зазвали к себе в Москву князя Михаила на третейский суд. После этого суда тверского князя схватили вместе со всеми боярами и посадили в заключение, но вдруг узнали о неожиданном приезде трех ордынских князей. Этот приезд напугал врагов Михаила, и они выпустили его на свободу, заставив отказаться от части своего удела. Михаил поехал в Литву и уговорил Ольгерда начать войну с Дмитрием.
В Москве узнали о нашествии Ольгерда только тогда, когда литовский князь уже приближался с войском к границе вместе со своим братом Кейстутом, племянником Витовтом, разными литовскими князьями, смоленской ратью и Михаилом Тверским. Князья, подручные Дмитрию, не успели по его призыву явиться на защиту Москвы. Дмитрий мог выслать против Ольгерда в заставу только сторожевой полк из москвичей, коломенцев и дмитровцев под начальством своего воеводы Дмитрия Минина. 21 ноября на реке Тросне литовцы встретили московский сторожевой полк и разбили его: князья, воеводы и бояре все погибли. Узнав, что Дмитрий не успел собрать большого войска и заперся в Москве, Ольгерд быстро пошел к ней. Дмитрий велел пожечь, посады вокруг города, а сам с митрополитом, двоюродным братом Владимиром Андреевичем и со всеми людьми затворился в своем белокаменном кремле, построенном за год до этого. Три раза Ольгерд пытался взять город, но успеха не добился, хотя страшно опустошил окрестности, увел в плен бесчисленное множество народа, погнал с собою весь скот. Впервые за сорок лет Московское княжество испытало неприятельское нашествие. Дмитрий должен был уступить Михаилу Городок и другие захваченные части Тверского удела.
§ 19. Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV века.
Прошло сто двадцать лет, как татары поощряли рознь и вражду между русскими княжествами. За это время пролилось много крови: восставали целые города, но безрезультатно. В начале своего правления Дмитрию, как и его отцу, предстояло отправиться в Орду. Вероятно, среди его спутников были и люди бывалые, понимающие опасность предприятия. Подробностей о первом путешествии московского князя в Орду мы не знаем. Очевидно лишь то, что главной задачей поездки было вручение даров. При дворе хана ценили северных охотничьих соколов, меха русских горностаев, булгарских соболей, киргизских белок. Неизвестно, сколько пробыл Дмитрий в Сарае, но покинул его благополучно, как раз накануне дворцового переворота в Орде. Вскоре сарайский хан Амурат даровал Дмитрию ярлык на княжение. Для этого он отправил к москвичам собственного посла. А в следующем 1363 году пришло известие, что Дмитрия в городе на Клязьме поджидает другой татарский посол и тоже готов вручить ему ярлык на великое княжение. Что это значило? Москва давно заявила о себе на политической арене раздробленной Руси, но теперь ее значение намного усилилось: юный князь признавался главнейшим потому, что правил в Московском княжестве.
Между тем Орда уже не была прежней. О единой власти в большом монгольском государстве больше не могло быть и речи. Оно разделилась на несколько частей: в Сарае сидел хан Амурат, а территории на запад от Волги назывались Мамаевой Ордой, ими правил некий Мамай.
В 1377 году татарские полчища вновь обрушились на Русь. В сражение у реки Пьяны московская и владимирская рати потерпели поражение. В результате Мамаю удалось взять и разорить Новгород. Но в следующем году удача изменила хану, и татары были сокрушительно разгромлены в сражении у реки Вожи. Чтобы отомстить за это поражение Мамай направил свои силы в Рязанскую землю. Земли княжества были разорены, а многие люди попали в плен. Поведение Дмитрия Московского сильно раздражало Мамая. Князь не подчинялся великому хану и вел себя очень своевольно. Мамай мечтал отомстить ему и для этой цели собрал огромное войско союзников и в том числе заручился поддержкой литовцев. Зная о приближении опасности, Дмитрий объединил всех русских князей. Только Михаил тверской и Олег рязанский не желали помогать. Согласно летописным сведениям, у Дмитрия собралось войско численностью около 150 тысяч человек.
Еще одним испытанием для Руси и Дмитрия Донского стало нашествие Тохтамыша. Последний привел свои войска в Москву в 1382 году и безжалостно сжег столицу. Кроме того, долгие годы не прекращалось вражда Москвы с рязанским княжеством. И закончились распри только в 1385 году, когда был заключён вечный мир: сын Олега рязанского женился на дочери Дмитрия Донского.
Московский князь Дмитрий умер 1389 году, когда ему ещё не исполнилось и 40 лет. После себя он оставил наследником старшего сына Василия, наказав всем остальным сыновьям подчиняться ему как старейшему в роду князю. Похоронили Дмитрия Донского в Архангельском соборе Московского Кремля.
Памяти Дмитрия Донского посвящён выпуск 1996 года серии «1000-летие России», состоящий из трёх серебряных и двух золотых монет. Сам князь изображён на пятиунцовой серебряной монете достоинством 25 рублей. Диаметр ее 60 мм, общий вес — 173,29 г (чистого серебра – 155,5 г). На перднем плане вместе с Дмитрием Донским стоят оруженосец и монах, держащий в руке крест. На дальнем плане — русская дружина, над ней хоругвь и силуэт виднеющегося вдали монастыря. Автор композиции — художник А. Бакланов.
Дмитрий Донской, великий князь владимирский и московский
- Лебеди Непрядвы (1980; СССР) — режиссёр Роман Давыдов.
- Пересвет и Ослябя (2010; Россия) — режиссёр Станислав Подивилов.
После смерти отца от мора в 1359 году опекуном 9-летнего князя Дмитрия и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий (Алексей Федорович Бяконт), обладавший сильным характером, большим авторитетом. Двум своим сыновьям Иван Красный завещал владения[3], оставленные Иваном Калитой[4] соответственно Семёну и ему. После скорой смерти младшего брата эти владения соединились под властью Дмитрия.
В Золотой Орде со смертью Бердибека (1359) началась «великая замятня» — продолжительный период борьбы за власть. Великое княжество Владимирское по смерти Ивана Красного было отдано нижегородско-суздальским князьям. В 1362 году впервые упомянутый русскими летописями в западной части Орды темник беклярбек Мамай, фактически управлявший от имени хана Абдуллы, выдал ярлык Дмитрию Ивановичу, и московское войско выгнало из Переяславля и Владимира Дмитрия Константиновича суздальского. Впоследствии Москва поддержала его права на Нижний Новгород в обмен на отказ от претензий на Владимир, а Дмитрий Иванович женился на его дочери Евдокии.
Распад Золотой Орды коснулся не только её азиатской части: в мордовских землях укрепился Тагай, а в Волжской Булгарии — Булат-Тимур. Тот и другой были разбиты соответственно рязанцами в 1365 году у Шишевского леса и суздальцами в 1367 году на р. Пьяне. В этом ряду побед была и наступательная акция суздальцев, когда они в 1370 году вторглись в Волжскую Булгарию и посадили там мамаевых ставленников. Таким образом власть Мамая распространилась на все земли западнее Волги, и он перешёл к общерусским масштабам политики.
«Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных, словами и примером вливал мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твердостию казнить злодеев. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних? Но Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему. — Целомудренный в удовольствиях законной любви супружеской, он до конца жизни хранил девическую стыдливость и, ревностный в благочестии подобно Мономаху, ежедневно ходил в церковь, всякую неделю в Великий Пост приобщался Святых Таин и носил власяницу на голом теле; однако ж не хотел следовать обыкновению предков, умиравших всегда иноками: ибо думал, что несколько дней или часов монашества перед кончиною не спасут души и что государю пристойнее умереть на троне, нежели в келье».
Московские князья (1276—1598) | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия и Евдокии было двенадцать детей: