Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российские петр 1 завещание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Осторожно, спойлеры
Сюжет повествует о последних годах жизни Петра Первого. Присутствуют как исторические факты, так и выдуманные истории.
Пётр, уставший от власти и постоянных интриг, случайно знакомится с Марией Кантемир и влюбляется в неё. Молдавская принцесса умна и образованна, что делает её в глазах двора серьёзным противником. Мария становится любовницей Петра, кто-то считает, что и самой великой любовью императора. Князь Ромадановский останавливает Петра от попытки лишить Екатерину I трона. Мария беременна, император собирается сделать ребёнка своим наследником. Екатерина I идёт на сговор с врачами и знатью, беременность прерывают медицинским вмешательством.
Вместе с любовными страстями полным ходом идёт государственная деятельность Петра: укрепление армии, развитие флота, борьба с казнокрадами. В один из «рабочих» дней император принимает участие в спасении моряков, тонущих в холодной воде. Пётр заболевает, врачи говорят о том, что это последняя болезнь императора. К умирающему никого не пускают, а дворцовые интриганы уже поделили между собой наследство. По словам придворных слуг, Пётр не успел дописать завещание. Были написаны только 2 слова: «Отдайте всё…».
Сериал Петр Первый. Завещание смотреть онлайн
Специалисты, изучающие эту историческую эпоху, считают, что к созданию подложного документа приложил руку коллектив единомышленников. Поскольку завещание издано на французском языке, то его скорее всего создали приверженцы Наполеона. Одиозный историк украинского происхождения Орест Субтельный обнаружил, что некоторые пункты завещания встречаются в других исторических документах, поэтому документ больше похож на литературное сочинение.
Существует мнение, что к завещанию Петра приложил руку известный запорожский гетман Филипп Орлик, который запомнился потомкам созданием первой украинской конституции. Во время своего пребывания при французском дворе он познакомился с мнением отдельных придворных о российской угрозе. Идея попала на плодотворную почву, и затем уже стараниями поляка Михаила Сокольницкого и француза Шарля-Луи Лезюра обрела зримые черты.
Вскоре после разгрома французов в России француз Лезюр издаёт книгу, где приводится описание потерянного завещания Петра Великого. В те годы она не стала бестселлером, но посеяла семена боязни российской экспансии в сердцах европейцев. Полностью документ был издан уже в 1836 году, однако новая версия была глубоко переработана и значительно отличалась от издания 1812 года.
В преамбуле к «Завещанию» читателей поражали «правдивой» легендой об обнаружении документа. По мнению издателей, подлинные бумаги затерялись в архивах царя и были случайно обнаружены тайным агентом французского двора шевалье д Эоном. Ему улыбнулась настоящая удача в 1757 году, затем документ был доставлен в Париж, где хранился некоторое время и был не доступен специалистам.
- Community portal
- Help
- Support
- Statistics
- Activity
- Support
- Recent changes
Премьерный показ сериала «Петр Первый. Завещание» – в мае 2011 года в эфире телеканала «Россия». Эту премьеру создатели фильма и редакторы канала приурочили к очередному дню рождения Санкт-Петербурга.
Сюжетной основой сценария, написанного Игорем Афанасьевым в соавторстве с Владимиром Бортко, послужила история, рассказанная Даниилом Граниным в романе «Вечера с Петром Великим», опубликованном в 2000 году. Известный петербургский писатель, который, работая над книгой, в течение 12 лет изучал редкие архивные документы и известные только узкому кругу специалистов материалы, также принял участие в создании телефильма. По словам Владимира Бортко, он дал очень ценные советы, которые помогли лучше воплотить на экране образы главных героев картины, особенно Марии Кантемир.
Своей целью создатели многосерийной картины «Петр Первый. Завещание» ставили показать Петра не только как выдающегося исторического деятеля, осуществившего грандиозные преобразования, которые имели огромное значение для Российского государства, но и как человека, испытывавшего глубокие чувства, способного даже на исходе своих дней любить и страдать.Владимир Бортко так охарактеризовал свое творение:
– Это фильм, во-первых, о великом реформаторе нашей страны. Во-вторых, об очень больном и одиноком человеке. В-третьих, о последней любви гениального по деяниям и не очень счастливого в быту мужчины.
Декорациями для многих сцен картины «Петр Первый. Завещание» послужили улицы и площади Санкт-Петербурга, интерьеры исторических зданий, «петровских» мест Северной столицы и ее окрестностей – Александро-Невская лавра, музей-заповедник Петергоф, Елагин остров, набережная реки Монастырки, Стрельна, Петропавловская крепость, крепость «Орешек» в Шлиссельбурге.
Пересказ фрагментов текста впервые появился в печати в 1812 году, перед нашествием Наполеона на Россию, в книге Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия». Полностью «Завещание» опубликовано только в 1836 году Ф. Гайярде, при этом между пересказом 1812 года и текстом 1836 года имеется ряд существенных отличий. По легенде публикаторов 1836 года, оно найдено знаменитым французским авантюристом шевалье д’Эоном в секретных архивах Елизаветы Петровны в 1757 году.
Часто составление «Завещания» приписывают лично Наполеону I, который капитально переработал первоначальный текст, составленный польским эмигрантом Михаилом Сокольницким в 1797 году. Другая версия относит «Завещание» действительно к 1757 году и связывает его с личностью посланника Шетарди или самого шевалье д’Эона.
После публикации текста Гайярде «Завещание» продолжало видоизменяться, редакция 1870-х годов приписывает России уже экспансионистские замыслы по отношению к Японии. В 1910-е годы особая редакция «Завещания Петра Великого» появилась в Иране на персидском языке.
Программа действий наследников императора, согласно «Завещанию», содержала 14 основных пунктов[2] и начиналась словами: «Во имя святой и нераздельной Троицы, мы, Петр, император и самодержец всероссийский, всем нашим потомкам и преемникам на престоле и правительству русской нации». Далее по пунктам перечислялись предписания:
- Поддерживать русский народ в состоянии непрерывной войны, чтобы солдат был закален в бою и не знал отдыха: оставлять его в покое только для улучшения финансов государства, для переустройства армии и для того, чтобы выждать удобное для нападения время. Таким образом, пользоваться миром для войны и войной для мира в интересах расширения пределов и возрастающего благоденствия России.
- Вызывать всевозможными средствами из наиболее просвещенных стран военачальников во время войны и ученых во время мира для того, чтобы русский народ мог воспользоваться выгодами других стран, ничего не теряя из своих собственных.
- При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии, которая, как ближайшая, представляет более непосредственный интерес.
- Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры, сильных привлекать на свою сторону золотом, влиять на сеймы, подкупать их для того, чтобы иметь влияние на выборы королей, проводить на этих выборах своих сторонников, оказывать им покровительство, вводить туда русские войска и временно оставлять их там, пока не представится случая оставить их там окончательно. Если же соседние государства станут создавать затруднения, то их успокаивать временным раздроблением страны, пока нельзя будет отобрать назад то, что было им дано.
- Делать возможно большие захваты у Швеции и провоцировать её на нападения, чтобы был повод для её захвата. Для этого разорвать все связи Дании и Швеции и постоянно стравливать их.
- Всем российским императорам жениться только на германских принцессах.
- Англия: добиваться всемерного союза.
- Продвигаться на север к Балтике и на юг к Черному морю.
- Как можно ближе придвигаться к Константинополем и Индии (обладающий ими будет обладателем мира). С этой целью возбуждать постоянные войны против Турции и Персии, основывать верфи на Чёрном море, постепенно овладевать как этим морем, так и Балтийским, ибо они нужны для осуществления плана — покорить Персию, дойти до Персидского залива, восстановить, если возможно, древнюю торговлю Левант через Сирию и достигнуть Индии как мирового складочного пункта. По овладении ею можно обойтись и без английского золота.
- Австрия: открыто поддерживать союз, но втайне провоцировать против неё недоброжелательство, конечная цель — установить над ней протекторат России.
- Вместе с Австрией теснить турок.
- Провозгласить себя защитником православных в Речи Посполитой, Венгрии и Оттоманской империи с целью дальнейшего подчинения этих держав.
- Когда будут разбиты Швеция, Персия, Польша, Турция и Австрия, армии соединены, а Чёрное и Балтийское моря охраняемы флотом, тогда предлагается в особой секретности предложить сперва Франции (в тексте — «Версальскому договору»), а затем Германии (в тексте — «Венскому договору») разделить сферы влияния в мире. Если кто-то из них примет предложение (а это неминуемо случится) — уничтожить сначала оставшегося противника, а потом уцелевшего. Исход борьбы будет предрешён, так как Россия в то время уже будет обладать всем Востоком и большей частью Европы.
- Если оба откажутся от предложения, то между ними надо развязать войну и истощить их обоих. После этого Россия должна отправить сухопутные войска в Германию, а флоты из Азовского моря и Архангельска в Средиземное море и Атлантику соответственно. Это изолирует Францию и Германию и ускорит их капитуляцию, а после этого Европа будет де-факто завоёвана.
Таким образом, «Завещание» предписывает преемникам Петра вести непрерывные военные действия, путём войн и дипломатических интриг подчинить себе всю Европу, разделить Польшу, нейтрализовать Турцию и завоевать Индию, добившись, таким образом, полной евразийской гегемонии. Часть «заветов» Петра к моменту появления фальсификации уже «осуществились» (например, династические союзы с немецкими государствами, активное привлечение культурного опыта Запада, расширение выхода к Чёрному морю и раздел Польши), что и придавало большей убедительности остальным «планам».
Первое обстоятельное научное исследование с доказательством подложности текста было опубликовано в статье С. Н. Шубинского (1877). С тех пор академической наукой разных стран подложность документа демонстрировалась неоднократно. Исследовался также вопрос о его происхождении. Упоминание «левантийской торговли» и ряда других вопросов, принципиальных для внешней политики Франции XVIII—XIX веков (при отсутствии направлений, реально занимавших Петра, таких, как отношения с Нидерландами или Китаем), указывает на французское происхождение «Завещания», из кругов, тесно связанных с внешней политикой. Ранняя история документа указывает на то, что, скорее всего, первоначально он был фальсификацией не для пропагандистского, а для внутреннего использования.[источник не указан 532 дня]
«Завещание» использовалось в западноевропейской антироссийской пропаганде и политической публицистике XIX—XX веков вплоть до эпохи холодной войны, неизменно «всплывая» при каждом обострении политического интереса к России.[источник не указан 532 дня]
«Завещание» было впоследствии использовано как один из источников при фабрикации «Протоколов сионских мудрецов»[источник не указан 582 дня]
Британский генерал Джон Хеккетт цитирует «завещание» в книге «Третья мировая война: недосказанная история», рассказывая о предыстории «советской» доктрины военно-морского флота.
Император умер относительно молодым, ему было всего 52. И смерть его была странной и внезапной. Но все же, не сиюминутной. У Петра было по крайней мере несколько дней, чтобы усадить на трон внука и укрепить его права. Но он до конца надеялся, что одолеет болезнь.
«Отдайте все…» — успел начертать умирающий император. Но облечь в слова последнюю волю сил не хватило.
Петр Первый. Завещание (1 сезон)
Современники и исследователи биографии Петра уверяют, что государь обладал богатырским здоровьем. Он не щадил себя, был требователен, работоспособен, трудолюбив и неутомим. Император, прозванный еще при жизни Великим, не гнушался простого физического труда, стойко сносил испытания судьбы, не раз вставал плечом к плечу с простыми матросами, чтобы выполнить задачу.
1724 год выдался непростым для Петра. Он несколько раз оставлял дела и вынужден был оставаться в постели, чтобы совладать с очередным недугом. Царь ненавидел болеть, ненавидел бездействие, ругал себя за слабосилие, гневался на придворных лекарей… Но даже монарху не дано быть всесильным.
Незадолго до описываемых событий князь Меньшиков впал в немилость. Петр узнал, что его соратник покрывает адюльтер Екатерины и иностранного дипломата Виллима Монса. Монарх был в ярости. Монса немедленно казнили, А вот Екатерине и Меньшикову повезло: жена государя даже избежала печальной участи своей предшественницы, отправленной в монастырь, светлейший князь не был лишен ни титула, ни положения, ни собственной головы.
Казалось, Петр просто забыл о сговорщиках. Но стоило ли им бездумно полагаться на счастливую судьбу? Вспыльчивый Петр мог в любой момент припомнить былые грехи. К тому же, Меньшиков в то время небезосновательно подозревался в растрате бюджетных средств, и Петр приказал провести жесткую проверку всех деяний «Алексашки».
Это дает основания полагать, что у Екатерины и Александра Меньшикова был мотив устранить императора. И не просто устранить, а сделать это как можно скорее, по крайней мере, пока они оба живы. Они прекрасно понимали, что если на престол взойдет внук царя, Петр III, их вольготной жизни придет конец.
Версию отравления всерьез рассматривали еще тогда, в первой половине XVIII века. Но если отравление и было, злоумышленники выполнили операцию блестяще: никаких улик не нашлось. А мотив не достаточное основание для такого серьезного обвинения.
В любом случае ситуация сложилась в пользу Екатерины и Меньшикова. На престол взошла вдова государя (безвольная и не особо одаренная умом, надо сказать), а Серый Кардинал с ее помощью мог фактически управлять империей.
Доктора Блюментрост и Бидлоо, приглашенные из Европы, не могли установить точных причин, по которым крепкое здоровье царя пошатнулось. Это никоим образом не умаляет их достоинств и легко объясняется отсутствием технологий точной диагностики.
Предполагалось, что Петр страдает от мочекаменной болезни, звучала версия, связанная с сифилисом, в некоторых сохранившихся записях упоминается гангрена.
Известно, что после смерти государя производилось вскрытие его тела, не подтвердившее наличие камней в почках. Непонятно, по каким причинам о сохранности протоколов вскрытия должным образом никто не позаботился, и уже при правлении Елизаветы (дочери Петра) обнаружилось, что ценные документы испорчены влажностью и плесенью подвального хранилища.
А это значит, никаких зацепок у нас не осталось. Наверное, загадка смерти одного из величайших государей так и останется неразгаданной.
Тест завещания Петра Великого опубликованный в книге Ф. Гайярде.
«Во имя святой и нераздельной Троицы, мы, Петр, император и самодержец всероссийский, всем нашим потомкам и преемникам на престоле и правительству русской нации.
I. Поддерживать русский народ в состоянии непрерывной войны, чтобы солдат был закален в бою и не знал отдыха: оставлять его в покое только для улучшения финансов государства, для переустройства армии и для того, чтобы выждать удобное для нападения время. Таким образом, пользоваться миром для войны и войною для мира в интересах расширения пределов и возрастающего благоденствия России.
II. Вызывать всевозможными средствами из наиболее просвещенных стран военачальников во время войны и ученых во время мира для того, чтобы русский народ мог воспользоваться выгодами других стран, ничего не теряя из своих собственных.
III. При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии, которая, как ближайшая, представляет более непосредственный интерес.
IV. Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры, сильных привлекать на свою сторону золотом, влиять на сеймы, подкупать их для того, чтобы иметь влияние на выборы королей, проводить на этих выборах своих сторонников, оказывать им покровительство, вводить туда русские войска и временно оставлять их там, пока не представится случая оставить их там окончательно. Если же соседние государства станут создавать затруднения, то их успокаивать временным раздроблением страны, пока нельзя будет отобрать назад то, что было им дано.
V. Делать возможно большие захваты у Швеции и искусно вызывать с ее стороны нападения, абы иметь предлог к ее покорению. Для этого изолировать ее от Дании и Данию от Швеции и заботливо поддерживать между ними соперничество.
VI. В супруги к русским великим князьям избирать германских принцесс для того, чтобы умножать родственные союзы, сближать интересы и, увеличивая в Германии наше влияние, тем самым привязать ее к нашему делу.
VII. Преимущественно добиваться союза с Англией в видах торговли, ибо это именно та держава, которая для своего флота наиболее нуждается в нас и которая может быть наиболее полезною для нашего флота. Обменивать наш лес и другие произведения на ее золото и установить между ею и нашими торговцами и моряками постоянные сношения, которые приучат наших к торговле и мореплаванию.
VIII. Неустанно расширять свои пределы к северу и к югу, вдоль Черного моря.
IX. Возможно ближе придвигаться к Константинополю и Индии, обладающий ими будет обладателем мира. С этой целью возбуждать постоянные войны то против турок, то против персов, основывать верфи на Черном море, мало-помалу овладевать как этим морем, так и Балтийским, ибо то и другое необходимо для успеха плана — устроить падение Персии, проникнуть до Персидского залива, восстановить, если возможно, древнюю торговлю Леванта через Сирию и достигнуть Индии, как мирового складочного пункта. По овладении ею можно обойтись и без английского золота.
X. Заискивать и старательно поддерживать союз с Австрией, поощрять для виду ее замыслы о будущем господстве над Германией а втайне возбуждать против нее недоброжелательство в государях.
Стараться, чтобы те или другие обращались за помощью к России, и установить над страною нечто вроде покровительства с целью подготовления будущего господства над нею.
XI. Заинтересовать Австрийский дом в изгнании турок из Европы, а по овладении Константинополем нейтрализовать его зависть, или возбудив против него войну, или дав ему часть из завоеванного, с тем чтобы позднее отобрать это назад.
XII. Привлечь на свою сторону и соединить вокруг себя всех грековосточных отщепенцев или схизматиков, распространенных в Венгрии, Турции и южной Польше, сделать их средоточением и опорою и предуготовить всеобщее преобладание над ними посредством установления как бы духовного главенства: будет столько друзей, сколько окажется у каждого врагов.
XIII. Когда Швеция будет раздроблена, Персия побеждена, Польша похоронена, Турция завоевана, армии соединены, Черное и Балтийской моря охраняемы нашими кораблями, тогда надлежит под великою тайною предложить сперва Версальскому договору, а потом Венскому, разделить власть над Вселенною. Если который-либо из них, обольщаемый честолюбием и самолюбием, примет это предложение — что неминуемо и случится, — то употребить его на погибель другого, а потом уничтожить и уцелевшего, начав с ним борьбу, в исходе которой сомневаться уже будет нельзя, ибо Россия в то время уже будет обладать всем Востоком и большей частью Европы.
XIV. Если паче чаяния тот и другой откажутся от предложения России, то надлежит искусно возжечь между ними распрю и истощить их во взаимной борьбе Тогда Россия, воспользовавшись решительной минутою, должна устремить свои заранее собранные войска на Германию и одновременно с этим выслать два значительных флота, один из Азовского моря, другой из Архангельска, с своими азиатскими ордами, под прикрытием вооруженных флотов Черноморского и Балтийского. Выйдя в Средиземное море и океан, они наводнят с одной стороны Францию, с другой Германию, и когда обе эти страны будут побеждены, то остальная Европа уже легко и без всякого сопротивления попадет под него.
Так можно и должно покорить Европу».
Кинокритик Ирина Петровская в интервью радиостанции «Эхо Москвы» отмечает, что в фильме излишне много современного политического подтекста и ненужной многозначительности. Она же очень позитивно оценивает актёрскую работу Ирины Розановой[2]. В обзоре для «Новой газеты» Ирина Петровская даёт заключение, что «сценарные и режиссёрские просчёты искупаются работой прекрасных актёров»[4]. Юрий Богомолов из «Российской газеты» предположил, что сериал снят на основе домыслов и пикантных анекдотов о монаршей особе: «юная княжна отдаётся царю не по любви, а из понимания своей исторической миссии — престолу нужен наследник»[4].
- Авторы сценария: Игорь Афанасьев, Владимир Бортко, Даниил Гранин
- Режиссёр: Владимир Бортко
- Продюсеры: Антон Златопольский, Владимир Бортко
- Оператор: Елена Иванова
- Художники: Владимир Светозаров, Марина Николаева
- Композитор: Владимир Дашкевич
- Высшая награда города — Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом»
- «Орден Почёта Молдавии» Михаилу Боярскому и Елизавете Боярской «в знак высокого признания особых заслуг в развитии молдавско-российского сотрудничества в области культуры и за талантливое воплощение художественных образов молдавского господаря Дмитрия Кантемира и княжны Марии Кантемир в фильме „Пётр Первый. Завещание“»[6].
- Статья
- Читать
«Завещание Петра Великого»: геополитический проект или фальшивка?
«Пётр Первый. Завещание» — российский мини-сериал 2011 года, снятый режиссёром Владимиром Бортко по мотивам романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Производство: «Студия 2-Б-2 интертэйнмент» по заказу телеканала «Россия-1».
Сериал рассказывает о двух последних годах Петра I и содержит элементы художественного вымысла, не буквально соответствуя данным современной исторической науки. Название перекликается с тенденциозным «Завещанием Петра Великого», но ни о каком конкретном завещании Петра в фильме речь не идёт.
Пётр, давно утомлённый бременем власти и душевным одиночеством, увлекается молодой, красивой и образованной молдавской княжной Марией Кантемир. Она становится его любовницей и, вероятно, самой большой в жизни любовью. Пётр готов пойти на развод с Екатериной I, однако от лишения её трона его останавливает князь Ромодановский. Мария ждёт ребёнка от императора, чего Екатерина не хочет допустить: Пётр может признать ребёнка своим наследником. Она идёт на сговор с врачом, и тот прерывает беременность.
Романтическая линия сюжета развивается параллельно с текущими государственными делами самодержца. Он ведёт кровавую непримиримую борьбу с казнокрадством и мздоимством, продолжает укреплять армию и флот. Однажды, принимая участие в спасении моряков в ледяной воде, Пётр тяжело заболевает. Царедворцы осознают, что он находится при смерти. Они уже договорились о разделе власти и никого к умирающему не подпускают. После кончины Петра официально объявляется, что, начав писать завещание, он успел начертать только «Отдайте всё…». Императора начинают хоронить в XVIII веке, но проносят гроб уже по современному Невскому проспекту.
- Александр Филиппенко — Пётр Толстой
- Владимир Матвеев — Курбатов
- Иван Краско — старик
- Сергей Амосов — писарь
- Людмила Шевель — Балк
- Сергей Маковецкий — Александр Меншиков
- Александр Юдин — немецкий мастер
- Константин Воробьёв — Паликула, лекарь в доме князя Кантемира
- Анна Ковальчук — Анастасия Трубецкая-Кантемир
- Валерий Соловьёв — Павел Ягужинский
- Юрий Лопарёв — Ефим Никонов
- Игорь Головин — Макаров
- Александр Сластин — Вильстер
- Мухтар Гусенгаджиев — Дауд
- Владимир Борчанинов — граф Шереметьев
- Александр Малявин — палач
- Клаус-Дитер Банге — Лаврентий Блюментрост
- Елизавета Боярская — Мария Кантемир
- Валерий Гришко — Фёдор Матвеевич Апраксин
- Алексей Зубарев — французский инженер
- Галина Жданова — Татьяна Юшкова
- Ефим Каменецкий — Андрей Нартов
- Александр Балуев — Пётр I
- Кирилл Астафьев — Антиох Кантемир
- Михаил Боярский — князь Дмитрий Кантемир
- Максим Радугин — Виллим Монс, фаворит императрицы
- Сергей Русскин — банщик императора
- Ирина Розанова — Екатерина I
- Сергей Шакуров — Иван Ромодановский
- Александр Баширов — Иван Балакирев, придворный шут Петра I
Кинокритик Ирина Петровская в интервью радиостанции «Эхо Москвы» отмечает, что в фильме излишне много современного политического подтекста и ненужной многозначительности. Она же очень позитивно оценивает актёрскую работу Ирины Розановой. В обзоре для «Новой газеты» Ирина Петровская даёт заключение, что «сценарные и режиссёрские просчёты искупаются работой прекрасных актёров». Юрий Богомолов из «Российской газеты» предположил, что сериал снят на основе домыслов и пикантных анекдотов о монаршей особе: «юная княжна отдаётся царю не по любви, а из понимания своей исторической миссии — престолу нужен наследник».
Корреспондент газеты «Комсомольская правда» Павел Садков отзывается о фильме в целом положительно:
Пётр, понятно, был другим. Екатерина, скорее всего, тоже, а князь Меншиков в любом случае хоть и великий, но жулик… Владимир Бортко собрал классных актёров, взял мощную историю и снял достойный фильм, за который не стыдно, что по нынешним временам уже успех. Не без лубка, конечно, но как иначе-то?
Спорное завещание Петра I: последняя воля императора или иностранный заговор?
- Высшая награда города — Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом»
- «Орден Почёта Молдавии» Михаилу Боярскому и Елизавете Боярской «в знак высокого признания особых заслуг в развитии молдавско-российского сотрудничества в области культуры и за талантливое воплощение художественных образов молдавского господаря Дмитрия Кантемира и княжны Марии Кантемир в фильме «Пётр Первый. Завещание».
Петр действительно был тесно связан с немцами, с некоторыми – особыми узами. В 1690-м году на пиру в доме виноторговца Иоганна Георга Монса Франц Лефорт знакомит молодого царя с дочерью хозяина дома, красавицей Анной. На долгие годы девушка становится фавориткой Петра I.Удивительно, но русский царь не просто увлекся хорошенькой немкой, а всерьез собирался жениться на ней. Москвичи не любили Анну за взяточничество, и воспринимали ее как причину ссылки Евдокии Лопухиной, жены Петра, и ссоры царя с сыном. Ее насмешливо прозвали «Кукуйской царицей» по названию немецкой слободы – Кукуя.И быть на русском престоле императрице Анне, если бы не вскрылись ее измены Петру. Оскорбленный царь повелел посадить коварную возлюбленную под домашний арест. Лишь через несколько лет ей разрешили вступить в брак, который, впрочем, оказался недолгим.Существует романтическая легенда, будто Петр и Анна познакомились во время страшных событий 1689 года, когда юная немка спасла царевича от стрелецкого бунта.
Первым браком Петр был женат на русской дворянке Евдокии Лопухиной. Молодую жену, навязанную матерью, император не любил, несмотря на то, что она подарила ему сына и будущего наследника. Через год после заключения брака Петр сошелся с Анной Монс. Евдокию уговаривали уйти в монастырь, но царица отказывалась, объясняя, что ей нужно заботиться о малолетнем сыне.Наконец, раздосадованный ее упрямством Петр, велит насильно увести супругу в монастырь. Тут-то царица и изрекла свое пророчество, повторенное впоследствии, многими недругами Петра: «Месту сему быть пусту!»Кроме гибели Петербурга, опальная царица якобы предсказала, что царя охватит страшная болезнь, и только она сможет его исцелить. Тогда Петр снова призовет ее к себе, и заживут они лучше прежнего. Узнаем мы это из протоколов допроса царевича Алексея. Печальная история слишком напоминает фантазии мальчика о том, как «папа и мама снова будут жить вместе». Евдокия пережила неверного мужа, горемычного сына, и счастливых соперниц, выйдя из заточения при кратком правлении своего внука Петра II.
- Favourites List
- Audio Listining
- Color Mode
- Monthly New Updates
Зима 1721 года, Санкт-Петербург. Перешагнувший порог пятидесятилетия русский царь Петр Алексеевич (Александр Балуев) во время экзекуции над очередным недобросовестным исполнителем своей воли встречает двадцатилетнюю дочь союзника в войне с турками, молдавского господаря Дмитрия Кантемира (Михаил Боярский) Марию (Елизавета Боярская), которую знал когда-то еще маленькой девочкой.
За плечами у пожилого императора создание российского флота, реформа армии, учреждение Сената и Синода, другие грандиозные преобразования, им было одержано много славных побед над врагами России, он женат на Марте Скавронской (Ирина Розанова), которая скоро должна стать императрицей Екатериной I. Несмотря на все это, самодержец российский, государственный муж, полководец и реформатор влюбился в Марию, которая была моложе его на тридцать лет.
Через полгода Петр отправится в Каспийский поход, в котором сопровождать его будут и Екатерина, и Мария. Во время этого похода станет известно, что молдавская княжна носит под сердцем ребенка, отец которого – царь Петр Великий. Мария получит все шансы стать новой императрицей, чего, конечно же, не могут допустить ни царица, ни ее приближенные.
И вскоре закрутится новая придворная интрига, в центре которой окажутся не только юная красавица Кантемир и императорская чета, но и князь Александр Меньшиков (Сергей Маковецкий), князь-кесарь Ромодановский (Сергей Шакуров), верный соратник царя Петр Толстой (Александр Филиппенко) и другие.
– Мария Кантемир – старшая сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира.
– Свою поддержку режиссеру оказывали многие влиятельные люди города на Неве, в том числе и губернатор Валентина Матвиенко. Однако, несмотря на это, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не разрешил Бортко снимать во вверенном ему Меншиковском дворце.
Петр Первый. Завещание 1 сезон 1-4 серия — даты выхода серий:
Даты выхода серий за рубежом.
Озвучка появится в течение нескольких дней, а возможно и позднее.
1 сезонсвернутьсмотрел(-а)
1 сезон | 4 серия | Серия 04 | 15 мая 2011 | |
1 сезон | 3 серия | Серия 03 | 15 мая 2011 | |
1 сезон | 2 серия | Серия 02 | 14 мая 2011 | |
1 сезон | 1 серия | Серия 01 | 14 мая 2011 |
Информация
Чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться!
К осени 1724 года Петр I был уже серьезно болен. С таким списком недугов сегодня человек обязательно оказался бы на больничной койке. По данным лейб-медика царя Ивана Блюментроста, только к 44 годам царь страдал хроническим бронхитом, колитом, почечной недостаточностью, мочекаменной болезнью, гепатитом и гипертонией.
Императору была предписана жесткая диета и щадящий режим, однако энергичный Петр I на рекомендации врачей в течение нескольких лет практически никакого внимания не обращал. На многочисленных пирах он с охотой употреблял спиртное. Часами стоял по пояс в ледяной воде. Ведя походную жизнь, царь не брезговал и случайными связями со служанками и солдатскими женами. У него была даже специальная такса – 1 золотая монета за ночь любви.
Об улучшении самочувствия речи здесь идти не могло. Основным методом лечения для себя царь избрал промывание серными и соляными водами на минеральных курортах. Болезнь обострилась к 53 годам. Прикованный к постели Петр I кричал от боли так, что его голос слышали во всем дворце. Нарушение функций почек привело к накоплению в крови азотистых шлаков, к закупорке мочевыводящих путей.
Тайна завещания Петра Великого
К своей постели Петр I вновь пригласит супругу лишь в январе 1725 года. Император уже не мог подняться с кровати. Екатерина стояла перед царем на коленях, они долго беседовали о чем-то, а затем простили друг друга. После этого жена Петра Великого уже не отходила от него.
Впрочем, она и до вскрывшейся измены очень часто помогала ему в тот момент, когда у императора случались припадки и приступы ярости. Голштинский дипломат граф Геннинг Басевич, не раз видевший подобные сцены, вспоминал, что Екатерина прибегала к царю и долго держала его голову на своей груди. Только это помогало Петру I успокоиться и заснуть.
В день своей смерти, 8 февраля (по новому стилю), император потребовал принести ему грифельную доску, чтобы написать завещание. «Отдайте все», – два слова, которые успел оставить царь на бумаге. Затем началась агония. Петр I умер на руках Екатерины, которую, возможно, хотел сделать новым правителем страны. Впрочем, это произошло уже без его участия.
В последние часы жизни императора влиятельнейшие люди страны пытались прибрать власть к своим рукам. В соседних покоях генералы и сенаторы Петра Великого решали, кто же займет престол после его смерти. Среди кандидатур было двое – 10-летний Петр Алексеевич или супруга царя Екатерина. За последнюю выступал фаворит императора Александр Меншиков.
Три пушечных выстрела 10 марта 1725 года известили о начале похорон императора. Мимо выстроившихся вдоль берега Невы полков гроб снесли по лестнице на набережную, и восьмерка лошадей, покрытых попонами из черного бархата, провезла гроб к причалам главной пристани, а оттуда – на специально сооруженный на льду Невы деревянный помост, ведущий к Петропавловской крепости.
Петра «предали земле», кинув несколько горсток, а затем гроб поставили в Петропавловском соборе, который тогда еще строился.
Забальзамированное тело пролежало там в течение шести лет. По указу императрицы Анны Иоанновны 21 мая 1731 года произошло погребение – Петра I похоронили вместе с его супругой Екатериной I.
Царевна Елизавета с детства привлекала внимание окружающих своей красотой и грациозностью. Росла дочь Петра Великого в Москве, на лето уезжая в Покровское, Преображенское, Измайловское или Александровскую слободу. Елизавету Петровну обучили французскому языку, на котором она говорила как на родном, и каллиграфии, однако систематического образования она не получила.
В 1724 году мать Елизаветы, Екатерина, была по решению Петра I коронована. 8 февраля 1725 года император скончался, не успев официально назначить наследника. Родовитая знать выступала за передачу трона внуку императора от старшего сына Алексея — Петру. Однако этому воспротивились служивая знать и гвардия. В итоге сенат признал Екатерину законной наследницей мужа и возвёл её на престол.
Петр Первый. Завещание (2011)
Пётр, давно утомлённый бременем власти и душевным одиночеством, увлекается молодой, красивой и образованной молдавской княжной Марией Кантемир. Она становится его любовницей и, вероятно, самой большой в жизни любовью. Пётр готов пойти на развод с Екатериной I, однако от лишения её трона его останавливает князь Ромодановский. Мария ждёт ребёнка от императора, чего Екатерина не хочет допустить: Пётр может признать ребёнка своим наследником. Она идёт на сговор с врачом, и тот прерывает беременность.
Романтическая линия сюжета развивается параллельно с текущими государственными делами самодержца. Он ведёт кровавую непримиримую борьбу с казнокрадством и мздоимством, продолжает укреплять армию и флот. Однажды, принимая участие в спасении моряков в ледяной воде, Пётр тяжело заболевает. Царедворцы осознают, что он находится при смерти. Они уже договорились о разделе власти и никого к умирающему не подпускают. После кончины Петра официально объявляется, что, начав писать завещание, он успел начертать только «Отдайте всё…». Императора начинают хоронить в XVIII веке, но проносят гроб уже по современному Невскому проспекту.
Кинокритик Ирина Петровская в интервью радиостанции «Эхо Москвы» отмечает, что в фильме излишне много современного политического подтекста и ненужной многозначительности. Она же очень позитивно оценивает актёрскую работу Ирины Розановой[2]. В обзоре для «Новой газеты» Ирина Петровская даёт заключение, что «сценарные и режиссёрские просчёты искупаются работой прекрасных актёров»[4]. Юрий Богомолов из «Российской газеты» предположил, что сериал снят на основе домыслов и пикантных анекдотов о монаршей особе: «юная княжна отдаётся царю не по любви, а из понимания своей исторической миссии — престолу нужен наследник»[4].
- Авторы сценария: Игорь Афанасьев, Владимир Бортко, Даниил Гранин
- Режиссёр: Владимир Бортко
- Продюсеры: Антон Златопольский, Владимир Бортко
- Оператор: Елена Иванова
- Художники: Владимир Светозаров, Марина Николаева
- Композитор: Владимир Дашкевич
- Визуальные эффекты: студия «Бегемот»
Премьера состоялась на канале «Россия 1» 14 мая 2011 года (две серии) и 15 мая (две серии).