Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон давно четко установил список категорий лиц, имеющих право на бесплатное получение жилья в специализированых жилых помещениях. В первую очередь это те граждане, которые в детстве остались без попечения своих родителей. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, могут в целом рассчитывать на получение таких жилых помещений, но только в тех исключительных случаях, которые содержатся в международных договорах.
Еще совсем недавно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, давалось право на предоставление жилья из различных жилых фондов с возможностью его дальнейшей приватизации.

Новые законодательные нормы теперь запрещают приватизацию, как и предоставление социального жилья из жилых фондов на основании обычного соглашения.

Благодаря этому ранее сиротам разрешалось сразу оформить право собственности на данную недвижимость. Но, к сожалению, на практике это право они утрачивали очень быстро из-за собственной юридической безграмотности. И снова начинали нуждаться в жилых помещениях.
Именно поэтому на сегодняшний день порядок предоставления жилых помещений специализированного фонда сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, изменился. Теперь они могут получить его по этому соглашению сроком не более чем на пять лет и к тому же без права на его приватизацию.

Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?

Государство может предоставить жилье детям-сиротам после достижения ими определенного возраста или ранее, если субъект уже успел стать дееспособным. При этом ему должно быть не меньше 14 лет. Другими словами, ребенок, оставшийся без попечения родителей, должен закончить свое пребывание в специализированной организации для детей-сирот, получить профильное образование, пройти военную службу или отбыть наказание в соответствующем учреждении. Это право возникает у ребенка автоматически при том условии, что у него нет собственного жилого помещения. И оно не прекратится, пока субъект не будет обеспечен жильем по факту.

При этом российскими законами строго оговорено, что заменять получение жилья на предоставление денежных средств для самостоятельной покупки жилья категорически запрещено.

При достижении сиротой 14 лет его попечитель имеет право подать заявление на его внесение в региональный список на получение жилья. И этим вопросом занимаются местные органы опеки, куда и необходимо обращаться. Следует учитывать, что в каждом регионе существуют свои положения относительно выделения социального жилья.

Детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей, которые стали полностью дееспособными, закон разрешает подать соответствующее заявление лично, если это не было сделано ранее. Включение субъекта в список или отказ в этом занимает около 3 месяцев. К заявлению обязательно необходимо добавить:

  • документ, подтверждающий личность сироты;
  • удостоверение, подтверждающее личность опекуна, а также бумаги, указывающие на его полномочия;
  • справка о том, где на данный момент проживает ребенок;
  • медицинская справка для получения определенных льгот на предоставление помещения специализированного жилого фонда по состоянию здоровья сироты;
  • дополнительные документы, с перечнем которых можно ознакомиться в органе опеки и попечительства.

А при наличии жилых помещений, в которых нет реальной возможности жить, необходимо приложить к заявлению документы, которые это подтверждают. Такими бумагами могут быть заключение о неподходящих санитарных нормах жилья, заключение о невозможности какого-либо совместного проживания и т.д.

Специальная комиссия на основании этого пакета документов обязана установить план, согласно которому будет осуществляться обеспечение сирот жильем. Заявление каждого претендента рассматривается отдельно, а затем комиссией принимается решение. Если заявитель предоставил не все бумаги, вопрос касательно предоставления жилого помещения снимается.

При вынесении положительного заключения в течение нескольких месяцев представленное помещение должно быть осмотрено ребенком и его представителем. Далее представитель сироты или он сам, если уже имеет полную дееспособность, подписывают специальный смотровой талон.

Предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда детям подразумевает заключение договора найма. Договор найма – это документ, содержащий все важные условия передачи жилья во временное пользование за определенную плату. Документ обязательно содержит обязанности обеих сторон, а также в нем указываются челны семьи нанимателя. Договор найма оформляется в письменном виде. Заключение договора должно произойти не позднее, чем через месяц после подписания смотрового талона.

Помещения специализированого жилого фонда, предоставляемые детям-сиротам, должны использоваться только по назначению, то есть для личного проживания.

Их нельзя сдавать в наем и т. д. Кроме этого, жилец обязан оплачивать коммунальные услуги. Важно знать, что соглашение заключается на определенный срок, который сиротам, оставшимся без попечения родителей, впоследствии нередко продлевают. Это также можно сделать только один раз, если у лица возникают трудности или если жилец добросовестно соблюдал все договоренности.

Сиротам предоставляются только те помещения, которые соответствуют определенным требованиям. В первую очередь это соблюдение технических и санитарных норм. Кроме того, запрещено представление жилых помещений в домах, находящихся в аварийном состоянии.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Стали известны результаты строительной экспертизы ООО «Аина», которое выдало заключение о непригодности проживания в нескольких квартирах жилого поселка Молодежный, расположенного в п. Сотниково на ул. Владимирской и Ольхонской. Напомним, что именно эти дома, бесплатно выделенные в рамках республиканской программы покупки жилья для детей-сирот, наиболее пострадали от ливня, случившегося в июле прошлого года. Что привело к подмыву фундаментов домов и впоследствии к обвинениям застройщика в некачественном строительстве.

Напомним, что в декабре 2021 года в отношении замминистра Минстроя Бурятии Сергея Рыбальченко и застройщика Сергея Домшоева были возбуждены уголовные дела. Первого подозревают по ч. 3 ст. 286 УК РФ («превышение должностных полномочий»). Второго в том, что он похитил все 195 млн рублей, выделенных из бюджета на строительства поселка. Как это физически было возможно провернуть при построенном несколько лет назад и принятом всеми комиссиями жилом поселке — совершенно непонятно.

Впрочем, здесь больше вопросов возникает даже не к Рыбальченко и Домшоеву, которые являются классическими стрелочниками в чужой политической игре. А к тому, почему предыдущее правительство Бурятии и Народный Хурал настолько безграмотно подошли к решению важнейшего вопроса обеспечения детей-сирот жильем? Власть имущие не увеличили чрезвычайно низкий бурятский стандарт предоставления сиротам собственного жилья (24 квадрата). Хотя бы до 33 метров, как в Иркутске, где подобных проблем с сиротскими домами не существует.

Дело в том, что те самые 33 квадратных метра являются типовым метражом для самых массовых строек региона. Выдавая эти метры в строящихся домах и «смешивая» сирот с обычными дольщиками, власти республики, с одной стороны, прекратили бы порочную практику создания в Бурятии отдельных социальных «гетто» и внедряли бы сирот в обычную среду. А также решили бы проблему очередей, ведь массовая застройка при необходимой бюджетной подпитке кардинально сказалось бы на сокращении числа нуждающихся сирот-очередников. Которых к 2014 году насчитывалось 2200 человек.

Однако, судя по всему, не желая выделять из республиканского бюджета дополнительные ассигнования к федеральной программе на увеличение стандарта и стоимости приобретаемого сиротам жилья, власти региона заставили застройщиков изворачиваться и строить самые настоящие «курятники». Дома из пенобетона, внешне напоминающие обычные сельские избы: лишь бы втиснуться в прокрустово ложе жестких бурятских стандартов по метражу и стоимости, которая составляла на тот период около 900 тыс. рублей. За эти деньги что-либо нормальное построить было решительно невозможно.

Это интересно: Список домов признанных аварийными и подлежащих сносу 2021 год

Сэкономили на сиротах

Говорят, что эта ситуация не была неожиданностью для куратора реализации программы — тогдашнего первого заместителя председателя правительства РБ Иннокентия Егорова. Однако последний явно не горел желанием выделять дополнительные ассигнования из бюджета РБ на выполнение федеральной программы, выйдя с соответствующей просьбой в Народный Хурал. Просто было решено формально отчитаться перед федеральным центром за освоение федеральных средств и сокращение очередей сирот. В результате получили то, что получили. Ужасное качество строительства и сидящих в СИЗО и под домашним арестом исполнителей. Напомним, что в других регионах подобное очковтирательство регионалы себе не позволяли.

Впрочем, чиновники надеялись, что, авось, пронесет. Но стихия, как выяснилось позже, сыграла с построенными домами злую шутку. В частности, была совершена непоправимая ошибка с выбором загрязненного и отягощенного старыми строениями земельного участка. Ранее, напомним, под строительство поселка для сирот предлагался большой земельный участок в районе с. Исток. Наши источники уверяют, что земельный участок под застройку предлагал Сергею Домшоеву тогда еще обычный политолог, а ныне депутат Госдумы Николай Будуев.

Защита от аммиака

— Земельный участок был оформлен на одного, как говорят, родственника Будуева, и Сергей Домшоев, в принципе, был готов купить его по предложенной цене, поскольку он полностью соответствовал проекту, — сообщил «Номер один» информированный источник. – Однако возник вопрос с оформлением документов на землю, поскольку у продавцов к этому моменту не сложились отношения с городом и узаконить его в срок было проблематично.

В результате застройщик был вынужден остановиться на самом дешевом и худшем варианте – строить поселок на месте бывшей Сотниковской птицефабрики. И когда строители начали копать фундаменты, выяснилось, что внизу два мощных забетонированных слоя, которые ограждали землю от помета и аммиака содержащихся на птицефабрике кур.

Предоставление жилья детям-сиротам

Требования и условия предоставления жилой площади детям-сиротам регламентированы такими законодательными актами:

  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», в котором содержатся государственные гарантии в сфере социального обеспечения детей-сирот и тех несовершеннолетних лиц, которые остались без попечения родителей;
  • статьями 54 и 123 Семейного кодекса РФ;
  • статьей 292 Гражданского кодекса РФ.

Сироты и несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения, обеспечиваются жильем муниципалитетами. Жилплощадь выдается из социального фонда, если он имеется. В случае его отсутствия сироты получают сертификат на целевые средства, потратить которые можно только на покупку жилья.

Механизм обеспечения социальным жильем данной категории граждан претерпел законодательные изменения, но получатели государственной помощи остались неизменными. Так, в 2020 году получать жилье от государства будут следующие категории граждан:

  • сирота или ребенок, лишенные родительской опеки и которые достигли совершеннолетия;
  • сироты, которые стали дееспособными раньше наступления 18 лет;
  • дети-сироты, которые получили профессиональное техническое образование или вернулись с армейской службы;
  • сироты, отбывавшие срок в колонии для несовершеннолетних или местах лишения свободы.

Обратите внимание! Претендент, который хочет получить решение жилищной проблемы от государства, должен заявить о своем желании официально. Возраст гражданина должен быть в пределах от 18 до 23 лет.

Все критерии – возраст, лишение опеки и официальное заявление претендента одинаково важны. И если не соблюсти хотя бы один из них, то государство снимает с себя ответственность в разрешение жилищной проблемы ребенка-сироты. И это будет законным актом.

Сирота будет стоять в очереди даже после наступления им 23 лет – до момента получения его законного права. Снять его с очереди по закону можно только в следующих случаях:

  • получение отдельной квартиры или дома;
  • получение сертификата на целевое приобретение жилья.

На практике встречались случаи, когда сироты получали квартиру или дом в возрасте 45-50 лет.

Прежде чем сирота получит социальное жилье, государственные органы тщательно проверяют:

  • есть ли у претендента в собственности жилье или его доли;
  • есть ли у граждан, проживающих совместно с сиротой, жилое помещение, которое передано по договору найма;
  • есть ли у его родственников квартира или дом;
  • нынешние условия проживания ребенка-сироты.

Обратите внимание! Если у сироты на момент обращения в муниципалитет есть жилье, это не означает, что ему откажут в постановке в очередь. Квартира или дом должны соответствовать нормативной площади, что установлена в регионе, а также тем санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ.

Ранее в Жилищном кодексе РФ было сказано, что дети-сироты должны получить социальное жилье от государства вне очереди по договору найма. Но сейчас условия несколько изменились – каждый ребенок обязан стать в очередь в период от 18 до 23 лет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам регламентирован Федеральным законом №159З и региональными законодательными актами. По закону, оно должно быть предоставлено до момента наступления сиротой 23-летнего возраста или до того момента, когда он станет полностью дееспособным. Проще говоря, сирота, который получил высшее образование или демобилизовался, уже должен иметь собственную жилплощадь.

Квартиры, предоставляемые детям-сиротам, должны находиться в муниципальном жилом фонде. При этом, жилье передается на условиях заключения договора социального найма, где четко прописано, что жилье может использоваться только для личного проживания нанимателя и членов его семьи. В дальнейшем, жилье, предоставленное сироте, может быть приватизировано.

Предоставляемое жилье должно быть индивидуальным – отдельная квартира или дом (не допускается выдача комнаты в коммуналке), полностью благоустроенным, с наличием всех коммуникаций (водоснабжение, теплоснабжение, электричество). Площадь выделяемых для сирот квартир должна соответствовать установленным в конкретном муниципальном образовании нормам предоставления жилплощади по договору соцнайма. При этом, если сирота уже имеет свою собственную семью, минимальная площадь предоставляемого жилья должна быть увеличена пропорционально количеству членов этой семьи.

В первую очередь им устанавливается пенсия. Она бывает двух видов:

  1. Страховая — назначается с учетом стажа одного из родителей. На практике выбирают того, у кого он больше.
  2. Социальная. Эта пенсия выплачивается ребенку, чьи мама и папа официально нигде не трудились. Размер ее устанавливается региональным правительством.

Если родитель лишен права заботиться о чаде, он обязан платить алименты. Судом принимается соответствующее решение. На его основании из заработной платы человека берется установленная сумма и отправляется на счет ребенка.

Если этот родитель официально не работает, то алименты выплачивает бюджет.

Почти во всех регионах дети из числа сирот обеспечиваются преференциями в области оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Так, их опекунам компенсируют половину суммы, отданной за:

  • свет (согласно норме на человека);
  • квартплату;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • газ;
  • вывоз мусора и другое.

Так как данные преференции устанавливаются региональными властями, подробнее следует узнавать в местной администрации.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Очередь на жилье для детей-сирот в России должна исчезнуть через шесть лет

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Каждый сирота подлежит государственной помощи в виде пособий и льгот. На начало 2019 года установлены списки, какие лица-сироты могут рассчитывать на поддержку:

  • сироты, достигшие совершеннолетия;
  • данные граждане, которые до совершеннолетия стали самостоятельно работоспособными и дееспособными;
  • которые закончили службу в армии;
  • которые закончили профтехническое учреждение;
  • дети-сироты, которые совершили преступление ранее и уже отбыли срок наказания в местах лишения свободы (детская колония).

Право на социальное жилье ребенку-сироте длится до достижения им 23 лет. Это означает, что до этого возраста, данное лицо может подать соответствующее заявление на выделение ему государством жилья.

Нужные документы предъявляются в соответствующие органы (по опеке и попечительства) своего регионального управления, занимающимися этим вопросом.

После чего ребенок становится в очередь на жилую площадь.

Действующее законодательство в вопросе о предоставлении жилья деткам-сиротам оговаривается в следующих актах:

  • РФ и ;
  • Федеральный закон ;
  • Гражданский Кодекс .

В данных текстах можно самостоятельно ознакомиться со своими правами на господдержку. Только если это вам не составит труда.

Можно проконсультироваться у специалистов по данному вопросу, которые смогут вас сориентировать в правильном направлении.

Смогут подсказать, где не ошибиться и как вести себя при наступлении каких-либо нюансов при оформлении.

Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ

Программа в предоставлении нового жилья детям-сиротам основывается и руководствуется действующим законодательством.

Потому всю интересующую информацию можно узнать исходя ниже описанных законов и актов.

Каждый год правительство привносит изменения по тому или иному закону, стараясь все усовершенствовать программу данного рода социальной поддержки.

Корректировки подлежат множество проектов, связано это как с социальной ситуацией в стране, так и экономической. Все взаимосвязано.

Если заявитель видит, что нынешние его не соответствуют нормам, то можно смело подавать документы и становиться на очередь. Как проходит этот процесс, опишем далее.

Условия для оформления соцжилья следующие:

  • у заявителя не должно быть уже ранее оформленного подобного жилья, в особенности по договору найма;
  • первое условие относится также к родственникам заявителя;
  • также данный договор найма не должен числиться относительно иной жилплощади во владении;
  • лица, подающие заявление на соцжилье должны прежде проживать в таких условиях, которые не подходят согласно социальным метрикам для проживания.

Получается, исходя из выше описанного, несоответствие по условиям проживания может послужить первоочередным показателем для выделения нового жилья от органов самоуправления.

Но и тут имеются свои нюансы:

  • совместно с сиротой проживают иные лица с хроническими заболеваниями;
  • наличие лиц, лишенных по закону;
  • органами признана жилплощадь неприспособленной и не удовлетворяющей жилищным нормам;
  • несоответствие санитарным нормам.

Если ранее и была выделена площадь сироте, но по закону она меньше требуемой минимальной нормы, то также можно пробовать подавать заявление на предоставление жилья.

Основные требования по выделяемому жилому помещению содержаться в таком порядке:

  • выделяемое жилье должно числиться отдельным квартирным помещением, не состоять в коммунального дома или комнат;
  • в обязательном порядке иметь все коммунальные услуги (отопительное, водо-, газо-, электроснабжаемое и т. д.).

Новая жилплощадь должна быть в том же районе, где проживает лицо на момент выдачи. Если адрес регистрации отсутствует (прописка), то жилплощадь предоставляется в районе действия опекунства.

Относительно квадратной площади жилья, то нормы следующие:

Каким образом проходит весь процесс постановления на очередь на жилплощадь, лучше узнать у тех, кто уже имел с этим дело.

Сравнительно можно ознакомиться с порядком действий, ссылаясь на проект №159-ФЗ. В основном, порядок действий следующий:

  • молодой гражданин, состоящий со статусом сироты, должен получить документ из учебного заведения или иного учреждения (исправительного, военкомата), свидетельствующий о получении диплома образования;
  • написать соответствующее заявление, в котором будет прописаны нынешние условия проживания;
  • предоставить документы или справки, удостоверяющие отсутствие во владении иной жилплощади, а также возможности совместного проживания с родными;
  • собранный пакет документов предоставить в органы районного управления, для дальнейшего постановления на очередь;
  • в органы опекунства и попечительства приложить копии с места жительства на момент обращения;
  • на протяжении календарных 30 дней (месяц) ожидайте решения;
  • в случае одобрения сторонами подписывается договор социального займа;
  • можно подавать заявление на приватизацию жилья.

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

Выдача квартир детям-сиротам: как получить

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

21 декабря 1996 года.

В Российской Федерации права детей, лишившихся родительского попечения, в части обеспечения их жильем регулируются законодательно, в том числе следующими законами:

  • ст. 155.3 Семейного кодекса РФ;
  • ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ);
  • Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Закон № 159-ФЗ) и др.

Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства

ребенка.

В соответствии со ст. 34 ГК РФ органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются органы опеки и попечительства.

Регионы самостоятельно разрабатывают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок работы с указанной категорией граждан и устанавливающие перечни документов, необходимых для реализации права детей-сирот на жилье.

Договор специализированного найма — это двухстороннее соглашение, между Наймодателем и Нанимателем, на основании которого собственник передает гражданину жилье в пользование и владение. Он отличается временным характером и обязательной платой за проживание, а также отсутствием у нанимателя каких-либо возможностей по распоряжению жильем. Специализированный наем оформляется в письменной форме, согласно утвержденному законодательством образцу. Постановление правительства №42 от 26.01.2006 года регламентирует типовые формы договора для каждого вида специализированного найма, а именно для:

  1. временных переселенцев и лиц, признанных беженцами;
  2. маневренного фонда;
  3. служебного жилья;
  4. комнаты в общежитии.

Отношения по таким видам найма регулируются Жилищным Кодексом РФ, в частности разделом IV, статьями 100, 101, 102 ЖК РФ.

Что нужно знать о получении жилья сироте

Предоставление жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения, осуществляется по определенному и специфическому порядку, который утвержден жилищным законодательством РФ. В частности, этот процесс регулируется ст. 98.1 ЖК РФ.

Данная норма права гласит о том, что обеспечение жилыми помещениями распространяется не только на несовершеннолетних граждан, но и на лиц, достигших дееспособного возраста, но причисляемых раньше к отдельной категории субъектов правоотношений, которым принадлежит право получения жилплощади из специализированного фонда.

В этой ситуации вступает в законное действие ФЗ под № 159-ФЗ, фиксирующий собой дополнительные гарантии для детей-сирот, которые достигли 18-летнего возраста и покинули территорию образовательных, социальных учреждений, закончили государственную службу в рядах российской армии и пр.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями происходит на основании закона № 159-ФЗ, а также с учетом требований, прописанных в ФЗ под № 15-ФЗ. В частности, для получения жилого помещения необходимо официальное заключение договора специализированного найма между сиротой или ребенком, оставшимся без попечения, и собственником жилья (государством или же органом МСУ).

Право на получение бесплатного жилья детьми-сиротами возникает в следующих случаях:

  • если у ребенка не имеется жилого помещения по договору социального найма (он не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности;
  • если у ребенка имеется жилое помещение по договору социального найма (он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности, но его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным;
  • проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если в таком жилом помещении вместе с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения (п. 3 ст. 72 ЖК РФ)
  • Подробнее

    Если совместное проживание детей и граждан, лишенных родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п.2 ст. 91 ЖК РФ).

  • лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (п.1 ст. 51 ЖК РФ);
  • кроме того, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях может быть признано невозможным в следующих случаях:
  • жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в установленном порядке (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»);
  • общая площадь жилого помещения на одного человека меньше учетной нормы
    площади (ст. 50 ЖК РФ).

Это обязательные условия предоставления жилья детям-сиротам, установленные на федеральном уровне.

На региональном уровне могут быть установлены иные основания признания проживания детей-сирот в ранее занимаемых помещениях невозможным и условия предоставления жилья детям-сиротам.

Также на региональном уровне определяется и порядок установления факта невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях.

Перед тем как углубиться в законодательный процесс выдела жилого помещения, необходимо понять, кого признают детьми, оставшимися без попечения родителей. В данной ситуации необходимо сделать отсылку на Семейный кодекс РФ, который фиксирует собой данную дефиницию. Так, согласно ст. 121 указанного НПА, в понятие «детей, оставшихся без попечения родителей», входят и лица, причисляемые к категории «дети-сироты». При этом основания для наделения несовершеннолетнего ребенка подобным статусом могут быть самыми разными:

  • смерть обоих родителей;
  • лишение родительских прав;
  • недееспособность родителей;
  • отказ принимать участие в воспитании и образовании детей;
  • создание родителями условий, которые несут угрозу для жизни несовершеннолетнего и пр.

Но, несмотря на неоднородность причин, в качестве основания выступает одно единственное условие – отсутствие родительского попечения в отношении конкретного ребенка. Факт отсутствия попечения со стороны родителей устанавливается либо в момент смерти законного представителя несовершеннолетнего, либо по вступлению в юрсилу судебного решения. При этом со стороны госорганов в течение 3-х дней с момента поступления сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, должен быть осуществлен контроль условий жизни несовершеннолетнего. Все полученные данные должны быть внесены в единый госреестр, в который включены все без исключения несовершеннолетние, причисляемые к когорте «оставшихся без попечения родителей».

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст. 8 Закона № 159-ФЗ):

  • по достижении ими возраста 18 лет;
  • в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак);
  • по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения;
  • по окончании прохождения военной службы по призыву;
  • по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
  • в иных случаях до достижения совершеннолетия, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

Законом предусмотрено, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются из специализированного жилищного фонда.

Предоставляться могут исключительно благоустроенные жилые помещения.

При предоставлении таких жилых помещений с детьми-сиротами заключаются договоры найма специализированных жилых помещений.

Подробнее

Специализированные жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам найма, не подлежат отчуждению или передаче в аренду, наем (п. 3 ст. 92 ЖК РФ).

Для присвоения каждого из статусов необходимыми условиями являются отсутствие поддержки родителей (или иных родственников) и несовершеннолетие ребенка.

Для присвоения статуса сироты необходимо отсутствие обоих родителей. Если один из родителей жив, но не может по каким-либо причинам осуществлять воспитание ребенка (например, находится в колонии по приговору суда), то такой несовершеннолетний гражданин признается не сиротой, а лишенным попечения родителей. У лишенных родительской опеки список льгот значительно уже, чем у сирот, так как у последних вообще никого нет.

ВНИМАНИЕ !!! Человек будет считаться лишенным попечения родителей либо до 18 лет, либо до окончания срока обучения, которое он проходит в высших учебных заведениях или образовательных организациях, дающих среднее специальное образование. При достижении 23-летнего возраста, даже при продолжении обучения, человек теряет все льготы, закрепленные за ним законом, так как справедливо считается, что в подобном возрасте уже есть возможность обойтись без государственной поддержки.

Муниципальные органы выносят окончательное решение о признании ребенка лишенным родительской опеки, и именно на них возлагается оформление соответствующих документов.

Подтверждением сиротства будет надлежащим образом оформленное свидетельство.

В 2021 году правила выделения жилой недвижимости для рассматриваемой категории, существенно поменялся по сравнению с предыдущими годами. Это было связано с тем, что было много случаев мошенничества с недвижимыми объектами, выделенными сиротам. Ранее сироты вправе были распоряжаться своей недвижимостью более свободно. Но проанализированная судебная практика показала, что слишком часто молодые люди, получившие жилье от государства, становились жертвами умелых мошенников. Или же по своей воле продают переданное им жилое помещение и остаются на улице.

ВНИМАНИЕ !!! В настоящий момент жилая недвижимость, выделенная муниципалитетом, не становится собственностью сироты. По истечении 5-летнего использования жилой недвижимости с оставшимися без родительской заботы детьми будет заключен договор найма недвижимости.

В более раннем законодательстве предусматривалось, что жилое помещение выделялось сразу по выходе из детского дома. Сейчас лишенных родительского попечения ставят на учет для выделения жилплощади. Но делается это только при наличии фонда социального жилья у соответствующих муниципальных властей. Если такой недвижимости в распоряжении муниципалитета не имеется, то выделение квартиры можно заменить предоставлением денежного сертификата. Такой сертификат имеет строго обозначенную цель его использования – приобретение жилой недвижимости. Потратить эти денежные средства на свои прихоти не получиться.

ВАЖНО !!! До достижения 23-летнего возраста представитель данной категории должен быть поставлен для выделения социального жилья на соответствующий учет в местной администрации. При пропуске указанного выше срока он утрачивает данное право.

Если же сирота успел встать на жилищный учет вовремя, то право на получения жилья по достижении 23-летнего возраста не пропадает. Снять сироту с жилищного учета можно только в случае его смерти или при выделении недвижимости или сертификата на ее приобретение. В более раннем законодательстве государство снимало с себя обязательство выделения жилья по достижении оставшимся без родительской опеки 23 лет.

В некоторых случаях сиротам остаются квартиры умерших родителей. Социальные органы защиты населения принимают меры к сохранению этой недвижимости за сиротой.

Запрещено выделять детям-сиротам комнаты в коммунальных квартирах. Жилое помещение должно быть изолированным.

Государство обеспечивает жилыми помещениями только тех лиц, у которых нет в собственности другой недвижимости. Если таковая недвижимость имеется, она соответствует санитарным правилам и нормативам по площади на человека, то сироты лишаются права на выделения социального жилья. Лишенный родительской опеки должен либо пользоваться этим недвижимым объектом на условиях социального найма, либо владеть им как собственник. Гражданин, оставшийся без попечения родителей, обязательно должен быть прописан в этой недвижимости.

При постановке на государственный учет для выделения жилого помещения должны быть представлены следующие документы:
  • заявление с просьбой поставить на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения (в органы опеки и попечительства), а также аналогичное заявление, но только в муниципалитет;
  • документ, подтверждающий личность;
  • справка из деканата об обучении по соответствующим программам подготовки;
  • справки об отсутствии собственного недвижимого объекта;
  • справка о наличии постоянной работы;
  • справка о сиротстве;
  • справка, в которой перечисляются все члены семьи сироты;
  • свидетельство о заключении и расторжении брака.

Все эти документы должны быть представлены по достижении 18-летнего возраста. При заключении законного брака сирота признается полностью дееспособным и имеет право подать документы до достижения 18-летнего возраста. Если по какой-либо причине пропущен срок подачи документов, то есть не успели до достижения 23 лет, право на выделение квартиры утрачивается.

По решению суда, срок может быть восстановлен, но только в ограниченном количестве случаев:
  • сирота не знал о праве на социальное жилье;
  • не оказалось подходящей жилой недвижимости, и жилотделом был дан отказ;
  • находился на лечении в стационаре и не мог подать заявление;
  • не был собран весь пакет документов, и местная администрация заявила отказ.

После принятия всех документов, сотрудники местной администрации должны выдать оставшемуся без попечения родителей справку о постановке на учет для улучшения жилищных условий.

ВАЖНО !!! Сироту ставят на очередь в общем порядке, как и других нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В редких регионах на долю сирот выпадает выделение более чем 3 квартир в год. Причем состояние их часто не соответствует элементарным строительным и санитарным нормам. Поэтому, перед подписанием договора социального найма, необходимо внимательно осмотреть выделяемое помещение. Если же договор подписан, то ничего не остается, как пользоваться выделенным объектом недвижимости. Если помещение в неудовлетворительном состоянии, то ремонт должен производиться за счет местной администрации.

  1. Льготы на медицинское обслуживание. Оно для сирот абсолютно бесплатное, включая дорогостоящие хирургические вмешательства. Единственное условие – эти медицинские процедуры должны быть необходимы по состоянию здоровья. Сюда же входит назначенное врачом санаторно-курортное лечение. Косметические процедуры и услуги пластического хирурга сюда не входят (исключение составляет реконструктивная хирургия, когда требуется вернуть жизненно важные функции или исправить тяжелые последствия травмы). Данные льготы действуют только до 18 лет, либо, при получении очного образования – до момента окончания высшего учебного заведения (но не более чем до 23 лет).
  2. Бесплатное образование, как среднее профессиональное, так и высшее. Другими мерами поддержки будут стипендия каждый месяц и единовременное пособие из трех стипендий. Также компенсируется стоимость учебных пособий.

ВНИМАНИЕ !!!Для подготовки к поступлению лишенные заботы родителей вправе рассчитывать на подготовительные курсы, проводимые для них на безвозмездной основе. Питание в столовой вуза или суза в период обучения бесплатное. Получения бесплатного образования возможно только однократно (т.е. 2-е высшее уже будет только на платной основе).

  1. Лишенный родительской заботы имеют право на освобождение от жилищно-коммунальных платежей. Эти льготы предоставляются только неработающим сиротам, которые учатся по очной форме. Если квартира полностью принадлежит лишенному родительской заботы, то он вообще за указанные услуги не оплачивает (скидка 100 %). При наличии совместной собственности, проживающие на одной территории с сиротой свою долю за жилищно-коммунальные услуги вносят полностью.

Какой порядок предоставления жилья детям сиротам?

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека
  • Автомобильное право
  • Административное право
  • Военное право
  • Гражданское право
  • Жилищное право
  • Конституционное право
  • Медицинское право
  • Налоговое право
  • Пенсионное право
  • Предпринимательское право
  • Семейное право
  • Трудовое право
  • Уголовное право
  • Финансы и кредиты

Валерий Иванович Иванов, мы записали Вас на 17 апреля, 12:35.
Мы будем ждать Вас по адресу: г. Москва, улица Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 2

Информация о записи была отправлена вам на указанный адрес электронной почты.
Если Вы опоздаете или по какой-либо причине не сможете приехать в назначенный день, просим Вас уведомить нас заранее, позвонив по номеру +7 (495) 988-38-61.

Хорошего Вам дня и до встречи на консультации!

Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.

Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.

В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.

Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.

Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.

Как получить квартиру сироте — пошаговая инструкция

Ранее сирота, который получил льготное жилье, обладал правом на дальнейшую его приватизацию. Нововведения в законодательстве исключают эту возможность. Теперь приватизация жилплощади, которая получена сиротой, возможна лишь спустя пять лет. Это связано с тем, что право на жилое помещение представляется по договору специализированного найма, а не социального.

Данная поправка была внесена для предотвращения действий мошенников по отношению к детям-сиротам. Нередко сироты теряли право собственности на жилье фактически сразу после ее приобретения ввиду неопытности. Отсутствие возможности продажи дома или квартиры, сдачи жилья в аренду дает возможность обеспечить сохранность права владения за сиротой.

Если ребенок-сирота оказался в сложной ситуации (например, есть задолженность по счетам за коммунальные услуги и т. д.), договор жилого найма может быть продлен еще на пять лет, однако лишь единожды.

Важно!

По истечению 5-ти летнего срока жилплощадь исключают из жилищного фонда, а с лицом, которое занимает помещение по договору специализированного найма, заключают договор социального найма.

В Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жильё. При этом малообеспеченным и нуждающимся гражданам, жильё предоставляется бесплатно. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которым государство гарантирует предоставление социального жилья.

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Парламентарий сказала, что сроки приобретения жилья сократятся примерно в три раза. «В то время, пока идут различные процедуры, физическое лицо может принять решение, и квартира будет на каких‑то других условиях продана. В муниципальных образованиях не такой большой рынок жилья, и сокращение сроков при покупке жилья на вторичном рынке позволит более быстро продвигаться очереди», — отметила она.

Рекомендуем прочесть: Как Снять С Материнского Капитала 25000 В 2020

«В практике есть случаи, когда органы власти субъектов РФ заселяют полностью дом детьми-сиротами. Это дети, которые были в трудной жизненной ситуации, они не полностью социализированы, и рядом с ними нет тех людей, которые могли бы им подсказать в той или иной жизненной ситуации», — отметила Ольга Окунева.

«В случае болезни, иных сложных обстоятельств уходит из жизни, а в квартире проживает семья, которую человек уже создал. Никто их не выселит из дома, они будут иметь право остаться в квартире и распоряжаться ей как наследством», – добавила Ольга Окунева.

Каждый регион обяжут соблюдать единый порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. Вступать в этот реестр дети-сироты будут самостоятельно, а органы опеки и попечительства смогут только контролировать этот процесс и следить, чтобы опекуны не затягивали с подачей заявления.

У детей-инвалидов проблема еще усугубляется. Особенно остро она стоит, если жилье за ребенком закреплено, но жить в нем невозможно (в квартире проживают родители, пьют, ведут асоциальный образ жизни).

— Порой приезжаешь посмотреть такое жилье, а там и дома-то этого нет – он «сложился», — рассказывает Галина Епифанова. – Тем не менее, считается, что жилье у ребенка есть, и он уже не может претендовать на государственную субсидию.

— Очень обидно порой, — продолжает наша собеседница, — мы социализировали наших деток, научили их всему, а они потом уезжают к себе на родину, в незнакомый город, зачастую не имеющий возможности предоставить нормальные условия проживания. Что их там ждет?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *