Основания для списания объекта недвижимого имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для списания объекта недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Справка

В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 42, ст. 5402), приказываю:

Утвердить прилагаемый Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации.

И.о. Министра финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2012 г.

Порядок списания недвижимого имущества


Утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о списании недвижимости (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями Минфина России.

Так, в Министерство необходимо предоставить следующие документы. Обращение организации (на бланке, содержащем его полное наименование), копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие право лица, подписавшего обращение, действовать без доверенности от имени организации и др. Кроме того, дополнительно направляют копию инвентарной карточки учета основных средств, кадастровый или технический паспорт, выписку из реестра федерального имущества, фотографии объекта и др.

При списании недвижимости в связи с новым строительством, реконструкцией и сносом старых необходимо приложить проект, распоряжение главы администрации публично-правового образования о сносе зданий или акт межведомственной комиссии.

Списание имущества, пришедшего в негодное состояние, либо утраченного в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий происходит на основании акта о причиненных повреждениях, справки о ЧС и стоимости нанесенного ущерба.

Определен перечень документов, предоставляемых для списания имущества, пришедшего в негодное состояние в результате его умышленного уничтожения, порчи, хищения.

И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:

  • прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно — начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
  • на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).

Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на бо´л­ьший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

  • Бухучет и отчетность
  • Налоги
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Госзакупки
  • Бюджетный учет

1. Для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения, подведомственные Министерству финансов Российской Федерации (далее — Организации), представляют в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

1.1. Обращение Организации — на бланке, содержащем полное наименование Организации;

1.2. Копию1 учредительных документов (устав и (или) положение);

1.3. Копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации Организации;

1.4. Копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее трех месяцев до дня представления документов;

1.5. Копии документов, подтверждающих право лица, подписавшего обращение, действовать без доверенности от имени Организации (контракт с руководителем, главным бухгалтером Организации, приказ о назначении на должность);

1.6. Копию приказа об утверждении персонального состава постоянно действующей Комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (далее — Комиссия Организации) (с приложением положения о данной Комиссии Организации)2.

1.7. Перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию, подписанный руководителем и главным бухгалтером Организации, заверенный печатью Организации. В перечне объектов федерального имущества указывается:

номер по порядку;

наименование объекта;

инвентарный номер объекта в случае его присвоения;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта;

балансовая стоимость объекта на момент принятия решения о списании;

остаточная стоимость объекта на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования, установленный для данного объекта, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

1.8. Копию протокола заседания Комиссии Организации о подготовке и принятии решения о списании объектов федерального имущества;

1.9. Акты о списании объектов основных средств, указанных в перечне, представленном в соответствии с пунктом 1.7. (далее — акты о списании), в одном подлинном экземпляре3.

2. Для списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), Организации дополнительно к документам, указанным в пункте 1 настоящего Перечня, представляют:

2.1. Копию Инвентарной карточки учета основных средств, подлежащего списанию, с указанием всех обязательных реквизитов на дату принятия решения Комиссией Организации о списании объекта;

2.2. Копии правоустанавливающих документов на федеральное недвижимое имущество, указанное в перечне, оформленном согласно пункту 1.7 настоящего Перечня (распоряжение органа по управлению имуществом или решение уполномоченного органа государственной власти о закреплении имущества и акт приема-передачи имущества, договор о приобретении);

2.3. Копии документов технического учета (кадастровый и/или технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, действительный на дату его представления, выданный организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности;

2.4. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, подлежащий списанию (с приложением копии кадастрового плана земельного участка или ситуационного плана (при отсутствии кадастрового плана);

2.5. Копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию и на земельный участок, на котором располагается объект недвижимого имущества, выданных не ранее чем за один месяц до дня их направления;

2.6. Копию выписки из реестра федерального имущества, которая подтверждает, что объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, внесен в указанный реестр в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4237; 2009, N 17, ст. 2095; 2010, N 33, ст. 4435; 2011, N 7, ст. 978) (далее — постановление Правительства Российской Федерации);

2.7. Техническое заключение независимого эксперта (заключение технической экспертизы при списании объектов незавершенного строительства), с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации;

2.8. Фотографии объекта;

2.9. Справку об остаточной стоимости объекта недвижимого имущества, подлежащего списанию, составленную на дату принятия решения Комиссией Организации о списании объекта, подписанную руководителем и главным бухгалтером Организации и заверенную печатью Организации;

2.10. В случае если списанию подлежит объект незавершенного строительства — справку с подробным обоснованием причин списания объекта незавершенного строительства с приложением копий документов, являющихся составной частью проектной документации.

В настоящее время действует Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение о списании). Данное постановление определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, и распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа.
Согласно п. 2 Положения о списании под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Смысл списания имущества в указанном пункте отчасти совпадает с условиями признания имущества активом, приведенными в п. 8 СГС ОС, за исключением того, что в этом пункте говорится о необходимости учета за балансом имущества, не признаваемого активом. А согласно Положению о списании выбываемое при списании имущество, как правило, находится на балансе до окончательного решения его собственника.
Положение о списании предписывает создание на постоянной основе комиссии по подготовке и принятию соответствующего решения.
Обратите внимание! В соответствии с п. 7 Положения о списании срок рассмотрения комиссией по списанию представленных ей документов не должен превышать 14 дней.
Порядок согласования решения о списании имущества на федеральном уровне регламентирован совместным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н. Согласно п. 3 данного порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.
Как видно из вышесказанного, срок процедур согласования до момента списания может длиться около двух месяцев, а на практике такой срок может быть и того больше.

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания.
Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Однако в силу п. 4 Положения о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.
Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.
Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.
То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано.
Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

В обновленных редакциях инструкций по бухгалтерскому учету для списания объектов основных средств предлагается типовая проводка:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация»
Дебет счета 0 11400 000 «Обесценение нефинансовых активов»
Дебет счета 0 40110 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счетов аналитического учета счета 0 10100 000 «Основные средства».
При этом в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеуказанной записью необходимо отразить выбытие из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.
К сожалению, ни в СГС ОС, ни в инструкциях по бухгалтерскому учету нет четкого указания на то, в каком порядке и на основании каких учетных документов следует отражать обесценение. Очевидно, что до выхода соответствующих разъяснений Минфина придется принимать такие решения в рамках учетной политики учреждения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.06.2012 N 541, от 20.12.2012 N 1355, от 11.06.2016 N 527, от 05.03.2020 N 233)

1. Настоящее Положение определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами (далее соответственно — федеральное имущество, организации), за исключением: (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.06.2012 N 541)

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

2. В настоящем Положении под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

3. Решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:

а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

4. Решение о списании федерального имущества принимается в отношении:

а) федерального движимого имущества, находящегося у федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными организациями самостоятельно;

б) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными организациями самостоятельно;

в) федерального движимого имущества, находящегося у территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подведомственных организаций государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными территориальными органами и подведомственными организациями самостоятельно, за исключением движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный соответствующими федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственными академиями наук, и списание которого подлежит согласованию с этими организациями;

Приказ пишется от лица руководителя предприятия или уполномоченного на подписание такого рода документов сотрудника. Непосредственно его составлением занимается

  • или секретарь организации,
  • или начальник какого-либо структурного подразделения,
  • или бухгалтер.

В любом случае, это должен быть работник, который имеет достаточную квалификацию и знаком с правилами составления приказов.

Правильно оформленный приказ позволяет грамотно и, главное, законно, избавиться от ненужного имущества, с полным соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета.

В целях установления сохранности имущества организации проводят инвентаризацию. Порядок ее проведения регламентируется Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина N 49 от 13.06.95.

Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно. Образец приказа на проведение инвентаризации основных средств можно скачать в конце статьи.

Проведение проверки может быть обязательным и инициативным. Обязательна инвентаризация в следующих случаях (п.1.5 Методических указаний):

  • составление годовой отчетности (допускается проведение инвентаризации основных фондов раз в три года);
  • смена материально ответственного лица;
  • выявление фактов порчи, хищения имущества;
  • стихийных бедствий.

Для проведения инвентаризации руководство компании назначает комиссию. В нее целесообразно включить представителей администрации, работников инженерных и технических служб, финансовых сотрудников. Проводится проверка в присутствии лица, ответственного за сохранность имущества.

При выявлении морально устаревшего или испорченного оборудования комиссия может принять решение о ремонте, восстановлении ОС либо о его ликвидации.

На сегодняшний день унифицированного, единого и обязательного к применению образца данного документа нет. Поэтому руководители предприятий и организаций могут писать приказ в свободном виде или пользоваться шаблоном документа, который применяется внутри компании (необходимо помнить, что самостоятельно разработанные формы документов нужно регистрировать во внутренней учетной политике фирмы). Независимо от того, какой именно вариант будет выбран, приказ должен содержать ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • полное наименование предприятия,
  • дата и номер приказа,
  • название,
  • модель,
  • марка,
  • инвентарный номер,
  • а также причины списания основного средства.

Важный нюанс: в данном приказе может значиться как один объект, так и целая группа списываемых основных средств. Второй вариант обычно бывает в результате плановой инвентаризации имущества компании.

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н
) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания. Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Однако в силу
п. 4 Положения
о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование. Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования. Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах. То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано. Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н
указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»
до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается
.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

Приказ о списании основных средств может быть написан как от руки, так и в печатном виде, как на фирменном бланке организации, так и на обычном листе А4 формата.

Важнейшее условие: он должен содержать «живые» подписи руководителя компании и сотрудников, которые в нем упомянуты.

Заверять печатью приказ не обязательно, поскольку он относится ко внутренней документации предприятия (не будем забывать и о том, что с 2021 года юридические лица могут больше не применять в работе оттиски печатей и штампов для визирования бумаг).

Приказ относится к первичной документации, поэтому правила по его хранению строго регламентированы. Его необходимо держать в архиве предприятия не менее пяти лет, на случай востребования налоговыми специалистами (например, для подтверждения списания основного средства).

Новое в процедуре списания основных средств

Закон не устанавливает определенной формы приказа. Поэтому документ составляется в свободной форме, утвержденной в компании.
Он должен соответствовать основным правилам документооборота и содержать обязательные пункты:

  • название организации;
  • дата и наименование компании;
  • название компании и номер документа;
  • в связи с чем возникла необходимость в списании – физический или моральный износ;
  • ссылка на законодательный акт и другую нормативную документацию;
  • подробное описание объекта: серийный номер, модель, год выпуска и характеристики;
  • состояние основного средства: период эксплуатации, остаточная стоимость;
  • обозначение конкретного времени для ликвидации объекта и демонтажа;
  • перечисление членов комиссии, контролирующих процесс;
  • задачи для комиссии;
  • визы всех указанных лиц и дата оформления документа.

Важно! Без визы руководства приказ считается не действительным.

Что рекомендуется знать при оформлении:

  • С распоряжением должны ознакомиться все заинтересованные и указанные в документе лица.
  • Оформляется бланк в одном экземпляре. При необходимости с него можно снять копии.
  • Если списание ОС происходит в бюджетном учреждении, то оно должно согласовываться с федеральными органами. Для этого им направляется перечень средств и акт с подписями комиссии.
  • Печати компании на приказах не проставляются. Исключение составляют ситуации, когда такое условие оговорено в нормативной документации организации.
  • В распоряжении оговаривается срок его действия. Если такого пункта нет, то срок действия составляет один год.

Пока приказ действует, он хранится у секретаря предприятия, после чего передается на хранение в архив.
В архивном отделе распоряжения хранятся на протяжении пяти лет.

При оформлении не допускается совершение ошибок и описок.

Допускается составление от руки либо печатать на компьютере.

Бланк должен соответствовать основным правилам документооборота, утвержденным в компании.

На основании приказа о списании оформляется соответствующий акт, который подписывается всеми членами комиссии.


РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2015 г. № 301
г. Тарко-Сале


Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества
муниципального образования Пуровский район



В целях совершенствования процедур учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, в соответствии Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

Р Е Ш И Л А:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 27 февраля 2014 года № 218 «Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения в новой редакции».
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете «Северный луч».
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную нормативно-правовую комиссию Районной Думы (О.Г. Бережная).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

Приложение
к решению Районной Думы
муниципального образования Пуровский район
от 3 сентября 2015 года № 301


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район

1. Общие положения

УСЛУГИ

  • Оценка жилой недвижимости
  • Оценка квартир для ипотеки
  • Оценка для банков
  • Оценка земли
  • Оценка коммерческой недвижимости
  • Оценка наследства для нотариуса
  • Оценка для суда
  • Оценка ущерба
  • Оценка машин и оборудования
  • Оценка транспортных средств
  • Строительно-техническая экспертиза

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество1 заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Данная расписка может служить документом, подтверждающим факт подачи документов на регистрацию права на объект недвижимости.

Из приведенных норм следует, что в целях исчисления налога на прибыль объект недвижимости включается в состав амортизируемого имущества при соблюдении совокупности следующих условий:

  • получение расписки, подтверждающей факт подачи документов на регистрацию права собственности налогоплательщика на объект недвижимости;
  • ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.

Фирма-продавец выполняет следующие проводки:

  • ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
  • ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
  • ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.

В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.

Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:

  • Направлены бумаги на регистрацию.
  • Недвижимость введена в эксплуатацию.

Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:

  • На основании общего срока полезной эксплуатации.
  • Остаток срока.

Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:

  • ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
  • ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
  • ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.

Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.

С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.

Причинами списания ОС могут быть:

  • продажа;
  • моральное или физическое устаревание;
  • ликвидация при чрезвычайных ситуациях или частичная ликвидация;
  • передача в качестве вклада в уставный капитал;
  • недостача или порча, обнаруженные по итогам инвентаризации, и т. д.

В таблице ниже рассмотрены некоторые распространенные транзакции по списанию ОС с проводками.

Описание проводки

Дт

Кт

Списана первоначальная стоимость ОС

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана начисленная амортизация по ОС за период с момента начала эксплуатации до выбытия

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана остаточная стоимость ОС при продаже, ликвидации при ЧС, списании в связи с устареванием

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана остаточная стоимость ОС в качестве вклада в УК

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Списана остаточная стоимость ОС при недостачах и потерях, выявленных во время инвентаризации

01, субсчет «Выбытие основных средств»

Приняты на учет запасные части, полученные в результате демонтажа ОС, которые еще можно использовать

Отражены расходы на ликвидацию ОС

70, 69, 10…

Об особенностях списания ОС при применении упрощенки читайте в материале «Как правильно списать основные средства при УСН?».

> Итоги

Намерение списать ОС должно быть обоснованным и подкрепляться проверкой комиссии. На первичных документах должны стоять подписи членов комиссии, а также главы организации.

Как снять с баланса недвижимое имущество

  • Для документально подтверждения экономической обоснованности списания «ОС»;
  • Анализ причин не целесообразности проведения ремонта данного основного средства, который утратил свои производственные функции;
  • Экспертное обоснование для утвердительного принятия решения о списании «ОС» перед руководством (перед учредителем) учреждения.

Для этого в дефектной ведомости приводятся факты, выводы, анализ, экспертная оценка обеспечивающие целесообразность списания основного средства и невозможность его использования в дальнейшем.

В дефектной ведомости на списание ОС следует отразить:

· наименование компании и ее структурного подразделения, в котором числился списываемый объект ОС;

· данные о технических специалистах, которые провели экспертизу ОС и установили, что его невозможно эксплуатировать;

· перечень объектов ОС, которые были осмотрены техническим специалистом, их инвентарные и заводские номера;

· сведения о выявленных неисправностях и дефектах объектов ОС;

· заключение технических специалистов о целесообразности списания объектов ОС вследствие невозможности их дальнейшей эксплуатации.

В п.34 Инструкции 157н указано, что принятие к учету и выбытие ОС выполняется на основании решения постоянно действующей комиссии. Ее состав можно утвердить приказом или распоряжением руководителя либо закрепить в приложении к Учетной политике.

Каких сотрудников следует включить в состав комиссии >>

В Учетной политике или отдельным нормативным актом следует утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС, состоящее из разделов:

  • общие положения;
  • основные задачи и полномочия;
  • порядок принятия решений.

Положение определяет правила списания основных средств в бюджетных учреждениях:

  • мероприятия, которые должна выполнить комиссия;
  • документы, на основании которых выносится решение;
  • документы, направляемые в бухгалтерию: акт списания и протокол заседания.

Перед тем, как принять решение, ликвидационная комиссия должна:

  1. Осмотреть ОС.
  2. Установить причины ликвидации.
  3. Оценить возможность и целесообразность восстановления и последующей эксплуатации.
  4. Выявить виновных при списании до наступления даты полного износа.
  5. Оценить величину дохода или расхода от списания.
  6. Определить возможность применения отдельных частей ОС в качестве материалов или запчастей, реализации металлолома и т.д.
  7. Выявить наличие драгоценных металлов, проконтролировать изъятие частей или узлов ОС, в которых они находятся, проконтролировать принятие их на хранение на основании инструкции.

Порядок формирования и работы комиссии для учреждений, финансируемых из федерального бюджета, определены в ПП РФ от 14.10.2010 года № 834. Для организаций, получающих средства региональных бюджетов, порядок списания основных средств в 2019 году определяют региональные органы власти.

Для протокола заседания комиссии, принявшей решение о списании ОС, унифицированной формы нет. Бланк можно утвердить в приложении к Положению о постоянно действующей комиссии. В документе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование и номер документа;
  • название учреждения;
  • дата и место составления;
  • состав комиссии с указанием присутствующих на заседании;
  • повестка дня (список имущества, подлежащего списанию);
  • выступления членов комиссии (по каждому объекту итоги осмотра, срок полезного использования, заключение экспертизы, целесообразность восстановления или ремонта и т.д.);
  • предложения;
  • итоги голосования по каждому ОС;
  • подписи председателя и членов комиссии.

Если принято решение о прекращении признания ОС в бухучете, комиссия должна составить акт списания основных средств. В приказе Минфина от 30.03.2015 года 52н утверждены унифицированные формы, скачайте их бесплатно:

Акт о списании объектов НФА (кроме транспортных средств) Форма ОКУД 0504104Акт о списании транспортных средствФорма ОКУД 0504105Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря стоимостью от 3000 руб. до 40000 руб. за единицуФорма ОКУД 0504143Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда Форма ОКУД 0504144

Чаще всего оформляется акт о списании объектов нефинансовых активов, как составить его без нареканий ревизоров, смотрите в инструкции с пошаговыми карточками

К оформленным актам прикладываются копии инвентарных карточек 0504031:

Инвентарная карточкаФорма ОКУД 0504031

Образцы заполнения форм смотрите в Системе Госфинансы с подсказками по заполнению:

Образец заполнения акта о списании объектов НФА Пример по форме ОКУД 0504104 Образец заполнения акта о списании транспортных средствПример по форме ОКУД 0504105 Образец заполнения акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря стоимостью от 3000 руб. до 40000 руб. за единицу Пример по форме ОКУД 0504143 Образец заполнения инвентарной карточки учета нефинансовых активовПример по форме ОКУД 0504031 Образец заполнения инвентарной карточки для транспортного средстваПример по форме ОКУД 0504031

Если нужно согласование, подбирается пакет документов по требованию вышестоящей организации. На основании акта с подписью руководителя бухгалтер выполняет проводки, отражает эти записи в разделе «Отметки бухгалтерии о списании» и вносит сведения о выбытии в инвентарную карточку.

В п.8 СГС «Основные средства» утверждается, что на балансовых счетах 101 00 учитываются ОС, соответствующие критериям признания в качестве актива. Учреждение должно получать экономическую выгоду или полезный потенциал от эксплуатации. При невыполнении этих условий материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02. Если в отношении ОС комиссией составлен акт о списании, но документы направлены на согласование, возможно два варианта учета:

  1. На балансовом счете 101 00, если ОС еще является активом. Например, морально устаревшее медицинское оборудование продолжает выполнять те функции, для которых оно покупалось.
  2. На забалансовом счете 02, если ОС активом не является. Например, не подлежащее восстановлению оборудование находится на складе в ожидании демонтажа.

В письме Минфина от 20.09.2018 года № 02-07-08/67685 разъясняется, что до согласования акта не разрешается списание с баланса или забаланса и выполнение мероприятий, предусмотренных комиссией: разборка, демонтаж, утилизация и пр.

При списании основных средств в бюджетном учреждении выполняются проводки в соответствии с Инструкцией 174н.

Д-т

К-т

Примечание

0 104 хх 411

0 101 хх 410

списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации

0 114 хх 412

0 101 хх 410

списан убыток от обесценения ОС (если было начисление)

0 401 10 172

0 101 хх 410

списана остаточная стоимость на доходы от выбытия активов при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

0 106 34 340

0 401 10 172

получены МЗ от разборки ОС (например, запасные части для автомобиля)

0 105 36 346

0 106 34 440

оприходованы МЗ от разборки ОС

Скачать таблицуИспользуйте как шпаргалку в работе

Для автономных организаций действует Инструкция 183н. Проводки приведены в таблице.

Д-т

К-т

Примечание

0 104 хх 411

0 101 хх 410

списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации

0 114 хх 412

0 101 хх 410

списан убыток от обесценения ОС (если было начисление)

0 401 10 172

0 101 хх 410

списана остаточная стоимость на доходы от выбытия активов при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

0 106 34 340

0 401 10 172

получены МЗ от разборки ОС (например, запасные части для автомобиля)

0 105 36 346

0 106 34 440

оприходованы МЗ от разборки ОС

Скачать таблицуИспользуйте как шпаргалку в работе

При оформлении списания ОС в казенном учреждении нужно руководствоваться Инструкцией 162н.

Д-т

К-т

Примечание

КРБ 1 104 хх 411

КРБ 1 101 хх 410

списана сумма амортизации

КРБ 1 114 хх 412

КРБ 1 101 хх 410

списан убыток от обесценения ОС

КДБ 1 401 10 172

КРБ 1 101 хх 410

списана остаточная стоимость при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

На основании п.13 ст. 250 НК РФ, стоимость материалов либо иного имущества, полученного в результате демонтажа списанных ОС, включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль. Это актуально для всех типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Если, например, при списании автомобиля комиссия приняла решение о сдаче металлолома, с вырученной суммы следует платить налог. Казенное учреждение должно полностью полученный доход перечислить в бюджет, для уплаты налога следует запросить ЛБО у ГРБС по соответствующему коду бюджетной классификации.

В бюджетных и автономных учреждениях в отношении ОС, используемых в деятельности, приносящей доход, расходы на работы по ликвидации могут быть признаны при расчете налога на прибыль. Для этого они должны быть подтверждены документально. Если учреждение применяет метод начисления, расходы на ликвидацию учитываются на дату подписания акта о списании. При кассовом методе – на дату оплаты. Недоначисленную амортизацию можно учесть в составе расходов на дату подписания акта независимо от того, какой метод используется.

Примеры учета налога на прибыльСмотрите разбор ситуаций по учету налога на прибыль при списании основных средств

Прежде чем рассматривать примеры, по которым выбытие имущества из эксплуатации может считаться основанием для списания, нужно определиться с тем, когда же списание невозможно.

Следующие изменения имущественного движения не являются условием для списания:

  • если капитальное строение или любое другое имущество подлежит модернизации или реконструкции, при этом переставая участвовать в деятельности предприятия, в том числе с его временной консервацией;
  • если имущество передается от одного подразделения к другому в пределах одной организации (составляется акт приемки между соответствующими ответственными лицами).

В этих случаях объект продолжает оставаться основным средством одной и той же организации, поэтому повода для снятия его с учета и констатации факта выбытия нет. Следующие причины выбытия движимого и недвижимого имущества из активов предприятия, наоборот, являются основанием для оформления списания:

  • непригодность к дальнейшей эксплуатации;
  • продажа сторонней организации или частному лицу;
  • случаи безвозмездной передачи стороннему лицу или обмен на другие виды имущества;
  • пополнение уставного капитала другой организации за счет данного имущества;
  • сдача объекта в аренду или лизинг.

Рассмотрим каждый из пунктов подробно.

Выбытие имущества по причине непригодности его использования в дальнейшей деятельности организации может быть вызвано рядом причин:

  • физический или моральный износ;
  • ликвидация объекта вследствие возникновения чрезвычайной ситуации (аварии, стихийного бедствия).

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств предписывают следующий порядок действий:

  • Издается приказ о создании комиссии

Документальное оформление начинается с того, что руководителем организации издается приказ, в котором определяются члены постоянно действующей комиссии по списанию основных средств. Членами комиссии обычно являются главный бухгалтер и другие лица, ответственные за сохранность основных средств организации.

  • Членами комиссии, которых определил приказ, производится осмотр объекта на предмет выявления дальнейшей непригодности основных средств для использования организацией.

Распоряжение оформляется на листе формата А4 либо фирменном бланке. Подготовка распорядительного акта возлагается на делопроизводителя, секретаря или юриста. Документ содержит:

  • полное наименование организации с указанием реквизитов;
  • номер распоряжения и дату составления;
  • констатирующую часть – прописываются основания списания имущественных фондов;
  • распорядительную часть – указывается перечень активов (наименования, инвентарные номера), подлежащих выбытию;
  • подпись руководителя, фирменную печать.

Допускается прилагать к документу перечень фондов, заключение рабочей группы и акт о выбытии.

Образец приказа на списание основных средств можно скачать по ссылке.

Если организацией принято решение о том, что должно быть осуществлено выбытие какой-либо имущественной единицы из производственной или непроизводственной деятельности, то оно может быть продано сторонней организации или частному лицу.

[goo_mid]

Стоимость этого имущества определяется при заключении договора продажи и согласовывается обеими его сторонами.

Учет финансовых средств от продажи усложняется тем, что обычно между остаточной стоимостью объекта и ценой его реальной продажи имеется некоторая разница, так как рыночные условия зачастую заставляют снижать цена на объект, чтобы найти покупателя.

Основные бухгалтерские проводки и документальное оформление при продаже объектов (акт передачи, приказ, проводки) рассмотрим в отдельной статье.

В первую очередь необходимо заполнить титульную часть документа. Здесь указывают:

  • наименование организации, код по ОКПО;
  • структурное подразделение;
  • Ф.И.О. ответственного сотрудника;
  • реквизиты приказа;
  • дату списания активов с бухучета.

Далее указывают номер акта и дату его составления, Ф.И.О. руководителя, причину списания основного средства.

Следующий этап – заполнение трех таблиц:

  • Первая таблица предназначена для отображения информации о состоянии объекта ОС на дату списания. Здесь прописывают наименование активов, дату выпуска и принятия к бухгалтерскому учету, срок эксплуатации, сумму начисленной амортизации и другие данные.
  • Во вторую таблицу вносят краткую характеристику объекта ОС. Под таблицей нужно прописать заключение комиссии о том, что имущество подлежит списанию. Обязательно надо указать, почему ОС нельзя использовать (к примеру, моральное и физическое устаревание, неустранимая поломка, уничтожение вследствие пожара и т.п.), а также привести реквизиты документов, на основании которых сделан такой вывод – акт осмотра объекта, акты экспертизы и т.п. Ниже все члены комиссии должны поставить свои подписи с расшифровкой.
  • В третьей таблице указывают данные о расходах, которые организация понесла в связи со списанием ОС, а также о ТМЦ, поступивших от их списания.

Документ составляется как минимум в 2 экземплярах, один из которых нужно передать в бухгалтерию, а второй — ответственному лицу. При необходимости можно оформить дополнительные экземпляры акта для руководства или представителей сторонних организаций. Заверение печатью не обязательно.

Ниже мы приводим образец акта осмотра основных средств для списания и пример заполнения акта списания объекта (форма ОС-4).

Дарение или обмен

При осуществлении безвозмездной передачи основных средств, различают организацию-дарителя и организацию (лицо) — одариваемое. Если стоимость объекта превышает 5 МРОТ (ГК ст. 574) и даритель является юридическим лицом, то в обязательном порядке заключается договор, скрепляемый обеими его сторонами, в котором оговариваются все условия сделки.

Документальное оформление и бухгалтерские проводки осложняются тем, что обычно у имущества имеется остаточная стоимость, расчетная амортизация, и оно не выбывает из эксплуатации до момента подписания договора, во время осуществления процедуры дарения и до приемки его второй стороной.

Выбытие имущества из-за передачи его в уставной капитал другой организации имеет свои нюансы. В зависимости от формы собственности обладателя уставного капитала оценка стоимости объекта и способа его учета производится или на основании ФЗ «Об акционерных обществах», или ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Выбытие оформляется документально:

  • акт ОС-1 — всех объектов, кроме капитальных строений;
  • акт ОС-1а — сооружений и зданий;
  • акт ОС-1б — при групповой передаче имущества (образец документов утвержден постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 21 января 2003г. № 7).

Таким образом осуществляется необходимое документальное оформление процедуры передачи объекта. Бухгалтерские проводки выглядят следующим образом:

  • Дебет — изначальная стоимость объекта и все совокупные расходы, связанные с тем, что произошло выбытие.
  • Кредит — амортизационные отчисления и финансовая выручка от сделки.

Развернуто (образец):

  • Дт сч 01 — Кт сч 01 — списание изначальной стоимости передаваемого объекта основных средств;
  • Дт сч 02 — Кт сч 01 — списание всей суммы начисленной амортизации;
  • Дт сч 91-2 — Кт сч 01 — отражение остаточной стоимости объекта основных средств — предмета передачи;
  • Дт сч 58 — Кт сч 91-1 — отражение денежной оценки вклада в уставной капитал, согласованной обеими сторонами;
  • Дт сч 91-9 — Кт сч 99 — отражение прибыли;
  • Дт сч 99 — Кт сч 91-9 — отражение убытка.

Проводки должны быть осуществлены именно в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Заключение комиссии по списанию основных средств — пример этого документа приведен в нашей статье – является объяснением целесообразности списания подобного имущества и экономическим обоснованием понесенных расходов. Рассмотрим особенности создания такого заключения.

Выбытие основных средств (ОС) из учета происходит в силу разных причин:

  • продажа;
  • дарение;
  • обмен;
  • передача в виде вклада в уставный капитал;
  • моральное или физическое устаревание;
  • ликвидация (при чрезвычайных ситуациях или частичная);
  • недостача или порча, обнаруженные по итогам инвентаризации и т. д.

Если первые 4 основания для выбытия оформляют стандартными документами по приемке-передаче между передающей и получающей сторонами, то процедура выбытия ОС в силу последних 3 причин требует соблюдения особого порядка. Такой порядок оговорен в пп. 77–80 Методических указаний по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания) и состоит из следующих шагов:

  1. Создание комиссии по выбытию ОС, которая утверждается приказом главы организации.
  2. Оформление соответствующего заключения комиссией после проверки выбывающих ОС.
  3. Подписание приказа на списание или частичную ликвидацию ОС руководителем.
  4. Составление акта о списании ОС на основании приказа руководителя.
  5. Изменение данных в инвентарной карточке ОС и отражение операции в бухучете.

Об оформлении приказа на списание и бухгалтерских проводках, которые за ним последуют, читайте в материале «Составляем приказ на списание основных средств – образец».

Оформление списания основных средств Проведение процедуры списания основных средств предусматривается только в определенных ситуациях, но вне зависимости от причины должен соблюдаться определенный порядок. Перемещение любых видов имущества между несколькими структурами организации не относится к выбытию и не предусматривает возможность списания средств.

Точно так же не происходит списания и при завершении использования какого-либо имущества по причине необходимости проведения монтажных мероприятий или реконструкции. Если же стоимость объекта полностью выбывает или указанное имущество не может служить гарантией прибыли для своего владельца, то в таком случае нужно внести соответствующие изменения в определенной части бухгалтерского учета, и данное событие должно отражаться в составе доходов-расходов компании.

Как проводится учет объектов недвижимости

Подробная инструкция В соответствии с действующими правилами для начала должен издаваться приказ руководителя о формировании комиссии, которая должна будет проверить определенные объекты имущества компании и определить, требуется ли его ликвидация и дальнейшее списание. После проведения данной проверки комиссией оформляется акт на списание указанного объекта основных средств, который должен быть утвержден руководителем компании.
Основываясь на выписанном акте, в инвентарной карточке делается специализированная отметка о выбытии указанного имущества, а помимо этого, соответствующие записи также делаются и в том документе, который открывается по месту расположения этого имущества.

Отдельный свод правил предусматривается для тех видов недвижимости, для которых требуется обязательная государственная регистрация. Если постройка уже была возведена, и компания уже сделала свои капитальные вложения в него, данный объект должен перечисляться к числу основных средств вне зависимости от того, была ли проведена его регистрация в государственных органах.

Необходимые документы и образец заключения комиссии по списанию основных средств Списание ОС невозможно без создания комиссии. Входящие в нее участники фиксируются в приказе. Главный бухгалтер и лица, за которыми закреплены объекты, являются ее обязательными членами.
Комиссия проверяет, как работает ОС, можно ли его починить, определяет причины выбытия, устанавливает, какие детали можно будет использовать повторно, и т. д. По результатам работы комиссия оформляет заключение.

Заключение может быть как отдельным документом, так и частью акта на списание ОС (унифицированная форма ОС-4, например, содержит для этого специальный раздел). При этом в Методических указаниях не упоминаются требования об оформлении специального документа «Заключение комиссии».
Однако для детального обоснования списания объекта иногда удобнее оформить самостоятельный документ.

Подобные расходы могут привести к росту себестоимости имущества определенных подразделений, которые занимаются эксплуатацией основного средства. Торговые компании все начисления по амортизации включают в издержки.

Дефектная ведомость В процессе оформления дефектной ведомости нужно указать в ней следующие сведения:

  • обоснование того, по какой причине данная процедура является целесообразной с экономической точки зрения;
  • источник информации в пределах компании для проведения анализа того, по какой причине произошел износ основных средств;
  • документ, в котором указывается решение эксперта.

В данной ведомости указывается информация, подтверждающая факт отсутствия возможности дальнейшей эксплуатации основных средств, что привело к необходимости их списания.

С целью выявления имущества, не используемого при ведении деятельности учреждения, проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н[1]).

Напомним, что перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно (п. 7 Инструкции № 191н[2]).Такая инвентаризация должна проводиться учреждением не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), прописаны общие правила ее проведения. Согласно этому документу на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших данные объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.

6 Методических указаний по инвентаризации). Полагаем, что аналогичным образом следует оформить инвентаризационные описи и в отношении иных нефинансовых активов. То есть факт обнаружения не пригодных к использованию объектов имущества должен быть зафиксирован в отдельной описи. Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н[3], – инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Именно этот документ будет являться основанием для проведения последующих мероприятий по списанию имущества.

Решение о списании пришедшего в негодность имущества с учета принимается не инвентаризационной комиссией, а специально созданной для этих целей комиссией, состоящей из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Инструкция по списанию основных средств

Документ утратил силу

Утвердить Положение «О порядке списания муниципального имущества» (прилагается).

Председатель Земского Собрания П.С.ГОРБУНОВ

Глава района А.П.МАКАРОВ

Приложение к решению Земского Собрания Куединского района от 23.03.2004 N 18

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на муниципальное движимое и недвижимое имущество (кроме земли), находящееся в муниципальной собственности Куединского района.

1.2. Рассмотрение вопросов и утверждение решений о списании имущества (основных средств) возлагается на управление имущественных отношений, которое уполномочено распоряжаться муниципальным имуществом района в соответствии с Положением об управлении имущественных отношений администрации района.

2. Порядок списания муниципального имущества

2.1. Имущество подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть реализовано или передано другим предприятиям, учреждениям.

заместителя руководителя или представителя администрации предприятия, учреждения (председатель комиссии);

главного бухгалтера или его заместителя;

лица, на которого возложена ответственность за сохранность основных средств.

производит непосредственно осмотр объекта, подлежащего списанию, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета и устанавливает возможность дальнейшего его использования;

устанавливает конкретные причины списания объекта (износ, нарушение нормативных условий эксплуатации, авария, стихийное бедствие и т.п.). Если утрата (повреждение) имущества явилась следствием бесхозяйственности, бесконтрольности, комиссия вносит предложение о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством;

определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку;

составляет акты на списание;

осуществляет контроль за изъятием списанных объектов годных узлов, деталей, механизмов, материалов, цветных металлов, определяет их количество, вес и контролирует сдачу под ответственность определенным для этого лицам.

год изготовления или постройки (дата его поступления на предприятие, в учреждение, дата ввода в эксплуатацию);

первоначальная стоимость объекта (для переоцененных — восстановительная);

сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета;

количество проведенных ремонтов;

состояние основных его частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

заявление о списании имущества, согласованное с учредителем или представителем администрации района, курирующим данное муниципальное предприятие, учреждение;

акт типовой формы ОС-4, ОС-4 — бюджет, ОС-4а, а бюджет в двух экземплярах на каждую единицу (объект), по автотранспорту в трех экземплярах;

дефектный акт или ведомость дефектов (оригинал) на каждую единицу. При этом на автотранспорт, оргтехнику, сложную бытовую технику и оборудование выбраковочные документы должны быть составлены организациями (лицами), имеющими соответствующую лицензию;

на автотранспорт после аварии — копию акта об аварии;

Составленные постоянно действующей комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия, учреждения и представляются в управление имущественных отношений, комиссия и руководитель предприятия несут персональную ответственность за достоверность представленных в управление документов.

В отдельных случаях управление может затребовать дополнительную информацию для подтверждения целесообразности списания конкретного имущества или провести проверку целесообразности списывания имущества.

2.6. Представленные документы на списание основных средств рассматриваются управлением имущественных отношений в общем порядке в течение 1 месяца. По результатам рассмотрения издается распоряжение о списании муниципального имущества или принимается иное решение.

2.7. При списании имущества выбывшего вследствие аварии, пожара к акту на списание прилагаются копии актов об аварии, заключения государственной пожарной службы, а также пояснение о причинах, вызвавших их, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

2.8. Списание имущества, выбывшего из эксплуатации в результате совершенного преступления против собственности (хищение, угон, и др.), может быть произведено только после прекращения уголовного дела по факту совершенного преступления, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

2.9. В случае наложения ареста на имущество предприятия, списание производится только после снятия ареста.

3. Заключительные положения

3.1. Разборка и демонтаж имущества до утверждения акта управлением имущественных отношений не допускается.

3.2. В случае нарушения порядка списания с баланса муниципальных предприятий и учреждений основных средств, а также при бесхозяйственном отношении к материальным ценностям (уничтожение и т.п.), виновные в этом должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

  • Решение Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 25.07.2013 N 708 О внесении изменения в Порядок списания имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района, утвержденный решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 22 декабря 2011 г. N 380 «Об утверждении в новой редакции Порядка списания имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района»
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 20.11.2012 N 372 О внесении изменений в решение Земского Собрания от 15.06.2011 N 265 «Об утверждении Порядка распределения и использования средств регионального фонда софинансирования расходов, предоставляемых бюджетам сельских поселений, входящих в состав Куединского района, из бюджета Куединского района на реализацию приоритетных муниципальных проектов (программ) и инвестиционных проектов (целевых программ) Куединского района»
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 15.06.2011 N 265 Об утверждении Порядка распределения и использования средств регионального фонда софинансирования расходов, предоставляемых бюджетам сельских поселений, входящих в состав Куединского района, из бюджета Куединского района на реализацию приоритетных муниципальных проектов (программ) и инвестиционных проектов (целевых программ) Куединского района
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 23.03.2004 N 19 Об утверждении Положения «О порядке и условиях признания безнадежной и списания невозможной к взысканию задолженности по арендной плате, а также пени за землю и имущество, находящиеся в муниципальной собственности Куединского района»
  • Постановление Администрации Куединского района от 06.04.2012 N 198-па Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Куединского района иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, в том числе сверх объемов, утвержденных решением Земского Собрания Куединского района о бюджете Куединского района на очередной финансовый год и плановый период
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 27.02.2009 N 538 О внесении изменений в решение Земского Собрания Куединского района от 27.02.2006 N 224 «Об утверждении Положения о компенсационных выплатах депутатам Земского Собрания Куединского района»
  • Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 12.11.2014 N 209-в
    О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» (Чернушинский район)
  • Постановление Администрации г. Перми от 11.12.2014 N 952
    О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты администрации города Перми
  • Приказ Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 01.10.2014 N СЭД-27-01-09-439
    Об установлении границ территории и утверждении режима использования территории объекта археологического наследия — памятника «Рогалихинское I, городище»
  • Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 23.10.2014 N 1486
    О принятии Закона Пермского края «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края»
  • Постановление Администрации Красновишерского муниципального района от 28.11.2014 N 1639
    Об установлении размера пособия семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные образовательные учреждения (организации), реализующие образовательные программы дошкольного образования, на территории Красновишерского муниципального района на 2015 год

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

  • Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами;
  • Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

а) номер по порядку;

Снять с учета объект капитального строительства (ОКС) можно только в случае полного уничтожения здания или сооружения на местности.

Информация о помещениях и квартирах удаляется из реестра недвижимости и налоговой базы, если здания, в котором они расположены, больше не существует.

Причины снятия с учета ОКС:

  1. Решение правообладателя.
  2. Решение суда или органа местного самоуправления.
  3. Объект разрушен под действием форс-мажорных обстоятельств, например, пожар.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *