Правила регистрации снятия граждан РФ регистрационного учета 2010

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила регистрации снятия граждан РФ регистрационного учета 2010». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данная обязанность установлена в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Закон о регистрации граждан по месту жительства закрепляет право граждан свободного проживания на территории России.

В текущий момент порядок прописки по месту жительства или пребывания, меры ответственности за его нарушение регулируются следующими законодательными актами:

ПРАВИЛА СНЯТИЯ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА В РФ

Постановлением Правительства от 17.07.1995 года под № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с учета по месту жительства и временного пребывания на территории России и должностных лиц, отвечающих за прием в миграционную службу необходимых документов.

Прописка различается по сроку, она может быть постоянной и временной.

Постоянная регистрация, в соответствии с законом, может быть оформлена в жилплощади, которая принадлежит гражданину на праве собственности или занимается на основании договора соц. найма. Все граждане должны быть прописаны в месте своего фактического проживания на постоянной основе.

Местом временного пребывания может являться гостиница, хостел, санаторий или иное рекреационное учреждение. Также временная прописка оформляется в местах лишения свободы, местах прохождения военной службы.

Временная прописка может быть оформлена в съемной квартире, апартаментах или жилом помещении родственников.

Обязанность временной регистрации возникает, если гражданин переезжает из места своего жительства более, чем на 90 дней. В случае проживания в жилом помещении дольше установленного срока без постановки на учет, к нарушителям могут быть применены меры административной ответственности в виде штрафа (от 2 до 5 тыс. рублей согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ).

На протяжении последнего времени были сделаны изменения в закон о регистрации.

Поправки, внесенные в Федеральный Закон о регистрации, заключаются в следующем:

  • Временная прописка оформляется также в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;
  • Введен термин «фиктивной прописки», который значит, что человек проживает не по месту своего фактического проживания;
  • Установлена уголовная ответственность за осуществление фиктивной регистрации граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В Уголовный кодекс РФ была включена соответствующая статья (ст. 322.2 УК РФ);
  • При нарушении правил регистрации по месту пребывания либо месту постоянного жительства предусматриваются административные санкции.

Для оформления временной регистрации по месту пребывания, можно обратиться в следующие учреждения:

  • Федеральную миграционную службу;
  • Многофункциональный центр по оказанию услуг населению (МФЦ);
  • Паспортный стол при УК, ЖЭУ;
  • Через интернет-портал Госуслуги (предварительно необходимо пройти авторизацию на сайте).

Вышеназванные государственные органы выполняют проверку представленных заявителем документов. Помимо заявления по установленной форме (№6 – для граждан, №9 – для иностранцев), предоставляются документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении ребенка (при необходимости), доверенность представителя.

Если человек прописывается в квартиру, находящуюся в частной собственности, требуется письменное согласие от ее собственника.

В случае вселения в муниципальное жилье, нужно получить разрешение всех проживающих в жилплощади лиц, в том числе отсутствующих по различным основаниям.

Правила постоянной прописки и временной регистрации

Длительность временной прописки может оставлять от нескольких недель до 5 лет, все зависит от конкретного случая.

В Законе о регистрации установлена норма, согласно которой после истечения срока временного пребывания, при согласии собственника жилья такая прописка может быть пролонгирована.

Государственная пошлина за прохождение процедуры регистрационного учета в отношении российских граждан не взимается. Для иностранных граждан размер госпошлины составляет 350 рублей.

За получением свидетельства о регистрации можно обратиться лично или получить его почтовым отправлением. Для временной прописки не требуется выписываться с прежнего места жительства (постоянного).

Регистрация всего лишь показывает уполномоченным органам, где находится человек. Это позволяет получить конкретные услуги, которые привязываются к конкретной точке. Также позволяет извещать кредиторов, если имеются кредитные обязательства у переехавшего гражданина.

  • заниматься индивидуальным предпринимательством;
  • пользоваться и корректно распоряжаться собственностью;
  • получать различное медицинское и социальное обеспечение, в том числе и образование;
  • определять территориальное жительство ребенка до 14 лет;
  • вставать на учет по получению свидетельства об улучшении условий проживания;
  • регистрировать брак;
  • вставать на различный учет и обращаться в судебную инстанцию;
  • получать повестки и различные уведомления, получить наследство.

Рекомендуем прочесть: Госпошлина получение прав

В юридическом понимании место жительства может носить временный характер, то есть не быть той жилплощадью, где вы прописались как владелец или ближайший родственник владельца.

Роль играет основание, опираясь на которое вы занимаете жилплощадь:

  • Квадратные метры принадлежат вам по документации.
  • Имело место подписание соглашения о найме или о поднайме.
  • Заключен контракт о найме специализированных квадратур жилого характера и т. д.

За учет граждан как россиян, так и иностранцев, плата не берется. Госпошлина в данном случае равняется 0 рублей.

Если оформлять документы через специальные компании, предоставляющие данную услугу, нужно будет платить по их прейскуранту. Если посылать документы в миграционные органы через Почту России, придется заплатить за пересылку около 180 рублей.

В миграционной, а также юридической практике применяется такое понятие, как «фиктивная регистрация», подразумевающее подачу иностранцами или россиянами недействительных данных о месте своего проживания или пребывания.

За подобные действия предусмотрено наказание. Это может быть крупный штраф (100 000–500 000 рублей) либо заключение нарушителей закона под стражу.

Регистрация граждан Российской Федерации

Миграция россиян в пределах страны подлежит учету так же, как и смена места нахождения иностранцами или лицами, не имеющими гражданства.

По правилам миграционного законодательства меняющие адрес фиксированного проживания либо на длительный срок сменившие место жительства, обязаны предупредить государственные органы о новом месте. А также им вменяется в обязанность выписаться со старого местонахождения.

Перерегистрироваться можно следующим образом:

  • Лично явившись в регистрирующую службу.
  • Отправив уведомление онлайн с помощью портала муниципальных и госуслуг.
  • Посредством услуг почтового ведомства России (только если регистрируется место пребывания).

Если вы изменили место жительства, в течение недели (семи календарных дней) после переезда вы должны предупредить об этом местные регистрационные органы.

Нужно предоставить:

  • Паспорт.
  • Заявление, указывающее на то, что была произведена смена места жительства.
  • Бумагу, опираясь на которую вы вселились на жилплощадь, заявленную как новое место регистрации.

Если вы на довольно длительное время сменили место проживания (речь идет о превышении срока в 90 дней), чтобы не нарушить закон, следует обратиться в регистрирующие органы с такими документами:

  • Внутренним паспортом.
  • Заявлением, описывающим ситуацию и причины.
  • Обоснованием в виде документов, указывающих на эти причины.

После рассмотрения предоставленной документации вам будет выдано свидетельство, дающее право временно жить на новом месте. Ваша фиксация на старом будет оставаться в силе.

В качестве оснований рассматриваются следующие обстоятельства:

  • Фиктивная регистрация, в чем был уличен гражданин.
  • Поданная в госорганы документация оказалась поддельной.
  • Соискателя выселили.
  • Аппликант умер.
  • По решению суда гражданина признали безвестно отсутствующим.
  • Место жительства изменилось.

Приказ МВД России от 31.12.2017 N 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2021 N 50635.
Обновлен административный регламент предоставления МВД России государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Согласно регламенту регистрационным учетом граждан РФ занимаются подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Заявителями на получение данной госуслуги являются:

— граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста;

— один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина РФ — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).

Сроки оказания услуги

Нет. Я думаю, что ФМС осваивает новые технологии. Теперь на вопрос в электронном виде будет сервер отвечать. А причина банальна. Те фантазии, которые они они пытались внедрять с нарушением закона, узаконенные, выглядят очень непонятно и вряд ли законотворцы, а уж тем более полуграмотные фмсники смогут внятно объяснить их суть. Если уж в нашей среде такие разные мнения, то от инспектора ФМС мы, кроме невнятного бормотания вряд ли чего получим. Остается только уповать на мозговитость сервера.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время в стране действует закон прописке No 5242 – 1 от 25.06.1993 года с недавно внесенными изменениями.

Этот нормативный документ обязывает осуществлять регистрацию в уполномоченном органе по месту своего проживания или фактического проживания.

Новый закон о прописке содержит перечень объектов, в которых лицо может быть зарегистрировано:

Каждый год в законодательстве происходят локальные изменения, которые в основном не слишком интересуют среднестатистического россиянина, так как не имеют глобального влияния на процесс.

В 2021 году ситуация сильно изменилась.

В силу вступил закон, полностью меняющий процедуру подачи документов и оформления права собственности. Это касается всех объектов недвижимости, приобретённый на постоянной основе.

С 2021 года закон сильно изменился, но для рядового человека очень сложно уследить за всеми юридическими тонкостями. В таком случае важно знать самые основные изменения.

Они включают в себя:

  • сокращении сроков регистрации;
  • единственным условием для отказа документов является отсутствие паспорта;
  • изменены положения для юридических лиц.

В частности, для юридических лиц прописано отменить требования уставной документации. Можно не предоставлять подобный документы совершенно легально после введения новых правил.

С 2021 года регистрация прав и кадастровый учёт перешли под управление одного органа. Ранее было две организации. Теперь за всё отвечает – Росреестр.

Закон о регистрации по месту жительства на территории страны не принят. Однако в настоящее время действует Постановление Правительства № 713 от 17.07.1995 года, которое регулирует порядок внесения сведений о проживании лица в конкретном жилом помещении.

В соответствии с этим документом, постановка на учет осуществляется в течение недели, после получения права на проживание на новом месте.

Документы подаются по месту нахождения недвижимого жилого объекта.

Допускается представление документов представителем лица. В этом случае представитель обязан предъявить сотруднику органа доверенность, которая заверена нотариусом в установленном порядке, в которой указано полномочие по регистрации лица.

В случаях, когда сведения направляются в электронном виде, документы должны иметь электронную цифровую подпись.

Сотрудник, принявший документы, по требованию заявителя, должен выдать расписку с указанием даты и перечня принятых документов.

Специалистами органа принимается документ, удостоверяющий личность, в котором после внесения данных о месте проживания ставится печать и указанием адреса регистрации.

Категории получателей

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

  • в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства;

  • в паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), они ставят отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства;

  • отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, ставят в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.

При нахождении за границей для снятия с регистрационного учета по месту жительства:

  • гражданин РФ (законный представитель) направляет почтовым отправлением из страны проживания заявление о снятии с регистрационного учета произвольной формы с указанием адреса выбытия;

  • подлинность его подписи на заявлении должна быть нотариально засвидетельствована в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении РФ в стране проживания либо у нотариуса с последующей легализацией документа или проставлением на нем апостиля (для государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов), за исключением случаев, когда ни легализация, ни апостиль не требуются в соответствии с международным договором РФ.

23. Регистрация военнослужащих осуществляется:

по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.

Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.

Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства.

25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.

26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

26(1). Регистрация по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Для регистрации по месту жительства указанный гражданин предъявляет в орган регистрационного учета следующие документы:

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу или ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

29(1). Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, указанными в пункте 4 настоящих Правил, и документа, удостоверяющего личность заявителя.

Документы в органы регистрационного учета представляются должностными лицами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ответственными за регистрацию, в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения.

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Федеральной миграционной службы в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания производится органами регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации такого гражданина по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) — в) утратили силу.

г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» — «ж» и «к» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Основания для оказания услуги, основания для отказа

35. В случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по форме согласно приложению.

36. Наниматель (собственник) жилого помещения вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.

37. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлен порядок, согласно которому граждане должны своевременно уведомлять орган регистрационного учета в случае проживания без регистрации и не позднее 7 дней обращаться в отдел МВД и встать на регистрационный учет. Заполнение заявления на регистрацию сегодня сделать можно онлайн, т.е. через Единый портал рос. реестра в интернете, если паспортные данные о гражданине уже были в реестре заполнены ранее.

Зарегистрировать человека с учетом правил по регистрации по месту жительства (п. 116) регистрирующие организации должны в 3-х дневный срок, после чего сделать пометку в паспорте. Далее выдадут свидетельство о регистрации на руки. Для несовершеннолетних детей сразу же в день подачи документации. Если человек пожелает переехать на иное место для проживания, то в 7-дневный срок должен обратиться в уполномоченные инстанции и пройти процедуру прописки уже по новому адресу.

Когда мигрантам отказано в присвоении статуса “вынужденного переселенца”, территориальными органами МВД снятие этой категории граждан с учета происходит автоматически. Если жилое помещение, где временно пребывал человек, находилось в другом городе и не являлось постоянным местом жительства, то с регистрационного учета граждане российской федерации будут сняты автоматически. Это же относится и к временному проживанию в гостевом доме, частной гостинице, отеле. Исключениями будут учреждения УГИС, администрация которых имеет право представлять в течение суток информацию о заключенных в органы МВД по территориальному округу, писать ходатайство на продление временной регистрации, по истечении 7-дневного срока снимать с учета по месту пребывания.

Распорядок и сроки, обозначенные в Постановлении No194 от 2015года должны неукоснительно соблюдаться. Между МФЦ и органами учета действуют договора, благодаря которым осуществляется взаимодействие по регистрационным вопросам. Это упрощает процесс регистрации и сегодня процедуру можно провести не выходя из дома, подать запрос онлайн через рос. реестр.

В городах, посёлках, сельских населённых пунктах, закрытых военных городках, а также в населённых пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционой службы (ФМС России), органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы (управления, отделы, отделения) ФМС России, в остальных населённых пунктах — местная администрация.[9]

С 1 января 2014 года органами регистрационного учёта будут являться исключительно территориальные органы ФМС России.[10] Местные администрации (как правило, администрации небольших сёл и деревень) утрачивают функции по осуществлению регистрации по месту пребывания и месту жительства.

Также необходимо отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений, но они юридически не являются органами регистрационного учёта, хотя и принимают решение о регистрации.[11]

Документ, удостоверяющий личность заявителя

Уполномоченные должностные лица ФМС России и МВД России вправе принимать решения о проведении плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации. При этом составляется распоряжение о проведении проверки, а по результатам проверки — акт проверки. При выявленных нарушениях принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо о направлении материала в орган, уполномоченный на принятие решений по факту выявленного правонарушения.[19]

Кроме того, текущий контроль и надзор за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации на административных участках непосредственно осуществляется участковыми уполномоченными полиции.[20]

Ответственность за нарушение правил регистрации для граждан, обязанных регистрироваться по месту пребывания и месту жительства, установлена пунктом 1 статьи 19.15 КоАП РФ:

1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Пункт 2 статьи 19.15 КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц, ответственных за регистрацию, и собственников жилых помещений за нарушение правил регистрации:

2. Допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учёта, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Формулировка правонарушений сделана таким образом, что они являются длящимися, и двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь не со дня нарушения правил регистрации, а со дня обнаружения нарушений правил регистрации.[21] Длящийся характер данного правонарушения подтверждается, в частности, ответом на Вопрос 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2005 года, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 19.15 КоАП РФ уполномочены:[22]

1. старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции;

2. руководители и их заместители ФМС России, территориальных органов ФМС России, руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России.

Указанные выше должностные лица назначают административное наказание физическому лицу без составления протокола, если данное лицо не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.[23]

Кроме того, составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 19.15 КоАП (с последующей передачей протоколов лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях) уполномочены практически все сотрудники полиции.[24] При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор может вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.[25]

27 декабря 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин, выступая на заседании Госсовета России, предложил отменить возможность регистрации через Интернет и ужесточить ответственность (вплоть до уголовной) за нарушение порядка регистрации, а также применять высылку для граждан РФ, проживающих без регистрации в крупных городах.[27] 7 февраля 2011 года Президент РФ Д. А. Медведев на совещании по основным вопросам деятельности МВД поручил рассмотреть вопрос о привлечении нарушителей правил регистрации к уголовной ответственности.[28] В статье от 23 января 2012 года кандидат в Президенты РФ В. В. Путин снова предложил ввести уголовную ответственность за нарушение норм регистрации.[29]

31 января 2011 года Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников предложил ограничить права собственника жилого помещения на вселение лиц, если в результате такого вселения на каждого проживающего будет приходиться менее учётной нормы, определённой органом местного самоуправления, и, соответственно, запретить регистрацию по месту пребывания и жительства таких лиц.[30] Однако отрицательные отзывы Правительства РФ на внесённый законопроект[31] делают маловероятным его принятие.

В интервью, опубликованном в газете «Коммерсантъ» 2 февраля 2012 года,[32] директор ФМС России Константин Ромодановский предположил, что в ближайшие несколько лет штамп в паспорте о регистрации по месту жительства возможно будет заменён электронным подтверждением в универсальной электронной карте, которая в будущем будет признана документом, удостоверяющим личность.

Парламентская ассамблея Совета Европы 23 апреля 2002 г. приняла Резолюцию 1277 (2002) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств», которая в соответствующей части указывает на следующее:[33]

В сообщениях СМИ описываются факты дачи и получения взятки сотрудниками милиции, а также вымогательства взятки, связанных с соблюдением правил регистрации.

Пример 1. В городе Будённовск Ставропольского края возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника милиции за получение взятки с вымогательством. Сотрудник милиции требовал от гражданина передать ему денежные средства в сумме 6000 руб. за непривлечение к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ. Оснований для составления протокола об административном правонарушении не имелось.[37]

Пример 2. Житель деревни 1-е Красниково Курской области предложил взятку в размере 1000 руб. участковому уполномоченному милиции за непривлечение его, а также его невестки, к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ. По данному факту было возбуждено и расследовано уголовное дело. Курским районным судом вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.[38]

Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства

Данная обязанность установлена в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Закон о регистрации граждан по месту жительства закрепляет право граждан свободного проживания на территории России.

Постановлением Правительства от 17.07.1995 года под № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с учета по месту жительства и временного пребывания на территории России и должностных лиц, отвечающих за прием в миграционную службу необходимых документов.

Прописка различается по сроку, она может быть постоянной и временной.

Постоянная регистрация, в соответствии с законом, может быть оформлена в жилплощади, которая принадлежит гражданину на праве собственности или занимается на основании договора соц. найма. Все граждане должны быть прописаны в месте своего фактического проживания на постоянной основе.

Местом временного пребывания может являться гостиница, хостел, санаторий или иное рекреационное учреждение. Также временная прописка оформляется в местах лишения свободы, местах прохождения военной службы.

Временная прописка может быть оформлена в съемной квартире, апартаментах или жилом помещении родственников.

Обязанность временной регистрации возникает, если гражданин переезжает из места своего жительства более, чем на 90 дней. В случае проживания в жилом помещении дольше установленного срока без постановки на учет, к нарушителям могут быть применены меры административной ответственности в виде штрафа (от 2 до 5 тыс. рублей согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ).

На протяжении последнего времени были сделаны изменения в закон о регистрации.

Поправки, внесенные в Федеральный Закон о регистрации, заключаются в следующем:

  • Временная прописка оформляется также в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;
  • Введен термин «фиктивной прописки», который значит, что человек проживает не по месту своего фактического проживания;
  • Установлена уголовная ответственность за осуществление фиктивной регистрации граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В Уголовный кодекс РФ была включена соответствующая статья (ст. 322.2 УК РФ);
  • При нарушении правил регистрации по месту пребывания либо месту постоянного жительства предусматриваются административные санкции.

Для оформления временной регистрации по месту пребывания, можно обратиться в следующие учреждения:

  • Федеральную миграционную службу;
  • Многофункциональный центр по оказанию услуг населению (МФЦ);
  • Паспортный стол при УК, ЖЭУ;
  • Через интернет-портал Госуслуги (предварительно необходимо пройти авторизацию на сайте).

Вышеназванные государственные органы выполняют проверку представленных заявителем документов. Помимо заявления по установленной форме (№6 – для граждан, №9 – для иностранцев), предоставляются документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении ребенка (при необходимости), доверенность представителя.

Если человек прописывается в квартиру, находящуюся в частной собственности, требуется письменное согласие от ее собственника.

В случае вселения в муниципальное жилье, нужно получить разрешение всех проживающих в жилплощади лиц, в том числе отсутствующих по различным основаниям.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства

В течение 7 дней после смены адреса, гражданин обязан пройти процедуру регистрационного учета.

Для прописки потребуется срок от 3 до 5 дней. Документы могут быть поданы через интернет-портал Госуслуг, но в отделение миграционной службы (МФЦ) нужно будет явиться, чтобы проставить отметку в паспорте или получить свидетельство о регистрации.

Сотрудники миграционной службы и Министерства внутренних дел РФ имеют право принятия решения проведения проверок соблюдения гражданами установленных в законе правил прописки.

По итогам проверки оставляется Акт проверки. Если выявлено нарушения правил регистрации, должностное лицо возбуждает административное производство или направляет материал компетентный государственный орган, который уполномочен принимать решения после обнаруженного нарушения.

Помимо этого, контроль за соблюдением российскими гражданами порядка прописки выполняется участковыми полицейскими по адресу.

Основным фактом, подтверждающим право нахождения человека по месту жительства, является отметка в паспорте. Для детей подтверждением может служить документ о появлении на свет, выданный органами ЗАГСа, на основании которого они будут прописываться по месту жительства родителей или лиц их заменяющих. Человек может доказать свое право на проживание в данном помещении на основании выписок из домовой книги или лицевого счета. Нередки случаи, когда в качестве подтверждающего документа выступает судебное решение.

Но независимо от наличия указанных документов, любому зарегистрированному территориальным МВД выдается свидетельство, в котором указано, где и с какого времени разрешено проживание. Форма 8 такой бумаги приведена в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.

Регистрация этого типа носит ограниченный, временный характер. В данном случае человек не снимается с учета по основному адресу проживания. Поэтому единственным документом является свидетельство по форме 3, выданное в соответствии с требованиями Приказа МВД России № 984.

Снятие с регистрационного учета

Снятие с учета по месту фактического пребывания происходит в случаях, когда истекает срок постановки. После окончания указанного временного периода право на нахождение в жилом помещении автоматически аннулируется. При этом такой факт не может быть поводом для судебного разбирательства, поскольку все условия оговариваются сторонами изначально.

Выписываться необходимо в следующих случаях:

  1. Изменение адреса проживания.
  2. Место фактического нахождения лица неизвестно. Такой факт должен подтверждаться решением суда.
  3. Человек ушел из жизни. Подтверждающими документами могут быть: свидетельство, выданное органами ЗАГСа или судебное заключение.
  4. Принудительное выселение или утрата прав собственности на жилое помещение. Такое решение принимает суд.
  5. Представление ложных сведений для регистрации или нарушение установленного порядка её осуществления.
  6. Изменение маршрутов передвижения лицом, которое ведет кочевой образ жизни, либо прекращение такого существования.
  7. Фиктивная регистрация.

Основанием для аннулирования учетных данных во всех указанных случаях является заключение уполномоченной официальной инстанции, на основании которого территориальный орган МВД выполнит предусмотренные процедурой действия.

Чтобы зарегистрироваться человеку по месту его жительства или пребывания, заинтересованный должен собрать необходимый пакет документов.

В него войдут:

  1. Заявление инициатора.
  2. Документ, удостоверяющий его личность. Для законного представителя потребуется доверенность.
  3. Согласие собственника жилья. Также подойдет любой другой документ, дающий право на проживание по указанному адресу, например, соглашение об аренде помещения. Это актуально для случаев, когда человек регистрируется по месту пребывания.
  4. Документ, подтверждающий возможность вселиться, например, свидетельство о праве собственности. Такие данные требуются для регистрации по адресу нового места жительства.

Собранный пакет документов должен быть передан в регистрирующий орган. Это можно сделать лично, по почте, через законного представителя либо информационный портал.

Обратите внимание, что для граждан РФ процедура осуществляется бесплатно. А с иностранцев взимается пошлина.

Порядок снятия человека с учета зависит от варианта изначальной регистрации. Если она носила временный характер, то все происходит автоматически, по истечении оговоренного срока. Когда человек изменяет место жительства, основанием для снятия его с учета является личное заявление либо решение официальной инстанции, например, суда.

Сведения о государственной услуге

Процедура постановки, на учет должна быть реализована в установленные действующим законодательством сроки. Регистрация происходит обычно быстро и состоит из нескольких этапов: сбор необходимой документации, обращение в регистрирующий орган, получение свидетельства.

Если человек меняет место жительства, то он должен обратиться в уполномоченный регистрирующий орган в течение 7 фактических дней с момента прибытия к новому адресу. В отношении временного пребывания четких сроков не установлено. Если человек намерен находиться в определенном месте более девяноста дней, то он обязан прийти в регистрирующий орган для оформления своего статуса.

Когда человек временно вселяется в муниципальное жилье, то его поставят на учет в течение трех суток. В случаях с постоянным проживанием, а также при регистрации на жилплощади, находящейся в собственности владельца, срок составит три дня с момента поступления документов.

Прописаться в жилое помещение (в соответствии с ЖК РФ, являющееся изолированным помещением – недвижимым имуществом, пригодным для постоянного проживания граждан) на постоянное место жительство можно в нескольких случаях:

  • смена места жительства
  • покупка нового жилья
  • приобретение недвижимости при долевом участии в строительстве
  • рождение ребенка, который прописывается с родителями (одним из них) даже без согласия владельца

Нередки случаи, когда человек, имеющий постоянную регистрацию, проживает в другом регионе или городе длительный период, составляющий более 90 дней. В этом случае предусматривается, временная регистрация. Так, основанием для длительного отсутствия может служить:

  • длительная командировка
  • обучение
  • семейные обстоятельства
  • трудоустройство в другой местности
  • длительное заболевание, требующее длительного лечения
  • длительная туристическая поездка
  • заключение в исправительных учреждениях

Граждане для временной регистрации в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на период более 90 дней, обязаны до истечения указанного срока пройти процедуру регистрации документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Заявление установленной формы о регистрации по месту регистрации и копии документов могут подаваться лично, через МФЦ и в форме электронного документа через Единый портал Госуслуги. Регистрация гражданина производится не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации по месту пребывания.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с:

  • нанимателями и совместно проживающими с ними членами их семей
  • с собственниками жилых помещений
  • правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления о регистрации по месту пребывания. Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей производится независимо от согласия собственников.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Вопрос №1: Нужно ли регистрировать временно несовершеннолетнего ребенка, если имеется постоянная регистрация?

Ответ: Да. Регистрация по месту пребывания таких лиц осуществляется на основании заявления о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей и свидетельства о рождении несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

Вопрос №2: Необходима ли регистрация для студентов, проживающих в общежитии?

Ответ: Да. Регистрация, обучающихся по очной форме по образовательным программам СПО или ВО, по месту пребывания в общежитиях производится на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, и документа, удостоверяющего личность заявителя. Документы представляются должностными лицами образовательных организаций в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства происходит только при наличии оснований. К ним относится:

  • смена места жительства;
  • признание безвестно отсутствующим по решению судебного органа;
  • смерть или снятие с регистрационного учета умершего гражданина;
  • признание утратившим право пользования жилплощадью по решению суда;
  • обнаружение недостоверных данных в документах или некорректно составленных бумаг;
  • выявление неправомерных действий со стороны должностных лиц при регистрации гражданина;
  • выявление факта фиктивной регистрации по месту жительства.

Основания для выписки могут быть представлены заинтересованными лицами. После получения документов уполномоченные органы осуществляют требуемые действия в течение трех дней.

Если есть такая возможность и необходимость, отметка в паспорте о снятии с учета проставляется в день получения документов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *