Уведомление о постановке недвижимое имущество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о постановке недвижимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Справка

Федеральная налоговая служба направляет новую редакцию Методических указаний «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества» (письмо ФНС России от 26.06.2006 N ШТ-6-09/[email protected]), подготовленную с учетом:

изменений, направленных письмом ФНС России от 14.01.2008 N CK-6-09/[email protected];

внесения изменений в пункты 3 и 8 данных Методических указаний, в связи с запросами территориальных налоговых органов по вопросам о постановке на учет муниципального образования в качестве собственника на основании поступающих от учреждений юстиции сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об учете организаций, уплачивающих регулярные платежи за пользование недрами в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
К.В. Седов

Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Состав показателей, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, в налоговые органы и включаемых в ЕГРН, определен в разделе VII части I приложения «Перечень сведений, включаемых в ЕГРН» к «Правилам ведения ЕГРН (далее — приложение к Правилам ведения ЕГРН), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315, Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) определены участники земельных отношений. Пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса установлены следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного пользования подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Земельный кодекс) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять постановку на учет организаций по месту нахождения принадлежащих им земельных участков только при наличии сведений о праве собственности, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения — объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации.

Постановка на учет организации по месту нахождения объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации, может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта Российской Федерации, указанного в сведениях, представляемых Росрегистрацией в налоговый орган по месту ее нахождения (далее — уполномоченный налоговый орган).

Для этого налоговый орган по месту нахождения Росрегистрации направляет полученные сведения в Управления ФНС России тех субъектов Российской Федерации (далее — Управление), которые указаны в сведениях, представляемых Росрегистрацией, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса (далее — Сведения), не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений от Росрегистрации.

Управление не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Сведений, направляет их в уполномоченный налоговый орган.

Уполномоченным налоговым органом может быть налоговый орган:

по месту нахождения организации (обособленного подразделения), на территории субъекта Российской Федерации, указанного в Сведениях;

по месту фактического нахождения недвижимого имущества, на территории субъекта Российской Федерации, указанного в Сведениях.

Выбор уполномоченного налогового органа осуществляется соответствующим Управлением ФНС России с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом, наилучшей оснащенностью (материально-технической и кадровой) налогового органа для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленностью налогового органа от места фактического нахождения недвижимого имущества и др.

В соответствии с положениями статей 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 122-ФЗ участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — с другой.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Пунктом 5 статьи 83 Кодекса установлено, что постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса российской организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит указание на правообладателя — муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российскую Федерацию, постановка на учет муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в качестве собственника недвижимого имущества в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимости не осуществляется.

Если же объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию, субъекту Российской Федерации или Российской Федерации, переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение организации, то такая организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества.

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

Пунктом 2 статьи 84 Кодекса установлено, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

В Приложении к Правилам ведения ЕГРН содержится Перечень сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков, которые представляются органами, учреждениями, организациями в налоговые органы, в том числе и сведения о лице, на которое зарегистрировано транспортное средство.

В соответствии с пунктом 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.11.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств» транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как «27.01.2003»

Транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом (лизингодателем) и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу (лизингополучателю) во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (п. 52 Правил).

Из вышеизложенного следует, что постановке на учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, подлежит та организация или физическое лицо, на чье имя выдано свидетельство о регистрации транспортного средства.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в соответствии с законами Российской Федерации учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции.

Согласно подпункту «н» пункта 1.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств» регистрационные подразделения выдают справки (выписки из реестров) о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах (номерных агрегатах) и их собственниках.

Если после 01.01.2004 в налоговый орган поступили заявления от организаций о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств, зарегистрированных до 01.01.2004, налоговому органу целесообразно не производить отказ в приеме от организации заявления о постановке на учет. Вместе с тем, постановка на учет осуществляется на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами.

Таким образом, налоговому органу рекомендуется обратиться с запросом о представлении сведений о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, независимо от того, имелись ли до 01.01.2004 в налоговом органе сведения об объектах недвижимого имущества или транспортных средствах, принадлежащих организации.

При этом в запросе должно быть отмечено, что сведения представляются в объеме, определенном в соответствии с разделами VII и VIII части I приложения к Правилам ведения ЕГРН.

При получении от регистрирующих органов, в адрес которых был направлен запрос, сведений о праве собственности на недвижимое имущество и (или) сведений о праве собственности на транспортное средство, налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества или транспортных средств в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса. Штрафные санкции к организациям, не представившим заявление для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, не применяются.

Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

  1. Представление Сообщения в нечитаемом виде;
  2. отсутствие приложений к Сообщению в виде копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств;
  3. приложение к Сообщению в виде копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, в нечитаемом виде;
  4. приложение к Сообщению в виде копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, противоречащих данным, указанным в Сообщении.

С 1 января 2017 года в случае непредставления Сообщения в установленный срок будут применяться штрафные санкции в соответствии с пунктом 3 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, согласно которому неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с частью 11 статьи 18, частью 1 статьи 33, частью 2 статьи 39, частью 3 статьи 43, частью 2 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2018, N 32, ст. 5134), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

форму заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение N 1);

форму заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 2);

форму заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ (приложение N 3);

требования к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 4);

требования к формату заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представляемых с ним документов в электронной форме, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 5).

2. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ» (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2016 г. N 41343 (с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 27 октября 2016 г. N 679 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44907), от 9 августа 2018 г. N 418 (зарегистрирован Минюстом России от 8 октября 2018 г., регистрационный N 52351), от 26 сентября 2018 г. N 524 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2018 г., регистрационный N 52485).

Руководитель
О.А. СКУФИНСКИЙ

Приложение N 1
к приказу Росреестра
от 19 августа 2020 г. N П/0310

1. Настоящие Требования определяют формат заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представляемых с ним документов в электронной форме, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке.

2. Заявления, указанные в пункте 1 настоящих Требований, направляемые в форме электронного документа, представляются в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных.

XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт).

При изменении нормативных правовых актов, регулирующих представление заявлений, указанных в пункте 1 настоящих Требований, и представляемых с ними документов в электронной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, изменяет XML-схемы, обеспечивая при этом возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.

3. Необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:

в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;

в виде файлов в формате PDF/A-документов с текстовым слоем, обеспечивающим поиск информации по содержимому файла, созданных с использованием специализированного программного обеспечения;

в виде электронных образов документов в формате PDF.

Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать режим сканирования документа «оттенки серого» с разрешением 300 dpi.

4. XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте.

Как оформить жилье в собственность — это зачастую первый вопрос, с которого граждане начинают приводить свое жилье в юридический порядок.

Это разумно, ведь в настоящее время без наличия свидетельства о праве собственности на жилое помещение невозможно осуществить сделку с недвижимым имуществом: ни продать, ни подарить, ни заложить в банке под кредит, да и у наследников неизбежно возникнут проблемы в процессе оформления наследственного дела.

Поэтому, независимо от Ваших конкретных целей, мы в любом случае советуем Вам оформить свое жилье на праве собственности так, как того требует действующее законодательство.

Жилье остается не оформленным в собственность граждан по различным причинам: кто-то не успел приватизировать жилье, кто-то не вступил в права наследства после смерти собственника, владельца жилого помещения, кто-то не зарегистрировал переход права собственности по сделке с недвижимостью, как того требует действующее законодательство.

Довольно часто хозяева своей недвижимости владеют и пользуются ею на основании какого-либо права, но не заботятся о надлежащем оформлении права собственности на жилое помещение.

Описанная ситуация бывает, например, при наличии на руках свидетельства о государственной регистрации права собственности старого образца.

Иногда на квартиру или комнату отсутствует кадастровый паспорт, т.е. объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет либо такие сведения устарели. Часто возникают проблемы с регистрацией права собственности на квартиры в новостройках, например, в тех случаях, если застройщик не проявляет должную заботу о регистрации права собственности на квартиры за дольщиками и уж тем более если дольщику самостоятельно через суд приходилось признавать право собственности на квартиру в недострое. Все это является юридическим препятствием к оформлению квартиры или комнаты как полноценного объекта недвижимого имущества. Во всех подобных случаях у владельца жилья могут появиться проблемы в ходе осуществления сделки с недвижимостью или унаследования объекта недвижимости будущими наследниками.

Первый шаг в любой подобной процедуре — сбор комплекта документов для последующего предъявления в Росреестр с целью регистрации права собственности.

Самый важный, ключевой документ называется правоустанавливающим — документ, который и удостоверяет наличие за Вами права собственности на жилое помещение.

Таким документом является, как правило, договор с прежним владельцем о купле-продаже, мене или дарении жилого помещения, свидетельство о вступлении в права наследства, справка о полной выплате пая в жилищно-строительном кооперативе.

В отношении квартир в новостройках правоустанавливающим документом является договор участия в долевом строительстве либо договор уступки права требования с прежним дольщиком, совместно с актом приема-передачи жилого помещения, выдаваемого в связи с окончанием строительства жилого дома.

Здесь же право собственности на жилплощадь может удостоверять решение суда, если Вы столкнулись с проблемой оформления квартиры в недостроенной новостройке. В случае если квартирой, комнатой Вы владеете по договору социального найма или ордеру как квартиросъемщик, Вам необходимо предварительно приватизировать жилое помещение.

Часто бывает так, что правоустанавливающие документы в порядке, но по каким-то причинам владелец жилья не подтвердил свое право собственности путем его государственной регистрации.

Иногда в таком юридическом состоянии имущество оказывается на момент смерти собственника и при открытии наследства, в результате чего бремя оформления всех прав на жилье ложится на наследников. Бывает и так, что свидетельство о праве собственности у гражданина на свое жилье имеется, но устаревшего образца, и владелец недвижимости желает его обновить.

Приказ Росреестра от 19.08.2020 N П/0310

Начиная с 2008 года для государственной регистрации права собственности необходимо наличие кадастрового паспорта недвижимого имущества.

Если говорить простым языком, кадастровый паспорт — это документ, который определяет основные характеристики здания, строения, сооружения: тип, площадь, этажность, год постройки, материал стен и иные важные характеристики.

В каждом кадастровом паспорте имеется также графическое изображение объекта недвижимости, указывается его кадастровый номер.

Именно кадастровый номер определяет местоположение объекта недвижимого имущества на публичной кадастровой карте, привязывает его к единой системе координат. Таким образом, кадастровый паспорт для того или иного объекта недвижимости — практически то же самое, что и гражданский паспорт для гражданина Российской Федерации.

Данный документ идентифицирует недвижимость среди всей прочей на территории нашего государства.

В конечном счете, кадастровый номер объекта недвижимости указывается на свидетельстве о праве собственности, на строке «кадастровый (или условный) номер». Если в Вашем свидетельстве подчеркнуто слово «условный», значит, в Росреестре отсутствует информация о постановке Вашего жилья на кадастровый учет, и Вам нужно инициировать данный процесс самостоятельно.

Для начала, в случае отсутствия кадастрового паспорта на руках, мы рекомендуем обратиться в Кадастровую палату за получением сведений о постановке квартиры, комнаты на кадастровый учет.

Сведения запрашиваются путем составления и подачи заявления, на месте оплачивается сбор, срок обработки запроса занимает 5 рабочих дней. По результатам выдается либо кадастровый паспорт квартиры, комнаты либо уведомление об отсутствии сведений о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.

Шансы получить кадастровый паспорт квартиры, комнаты после направления указанного запроса довольно высоки. Это объясняется массовой технической инвентаризацией всех квартир в конце прошлого века. Данной работой занимались БТИ — бюро технической инвентаризации, — вся информация начиная с 2008 года передавалась Кадастровой палате, также в массовом порядке.

Вместе с тем по причине огромного количества информации по объектам недвижимости велика вероятность возникновения так называемых кадастровых ошибок, которые заключаются в несоответствии площади, отсутствии сведений, их неточной передаче и т.д. В любом случае собственник, владелец недвижимого имущества имеет право внести в кадастровую документацию все необходимые изменения.

Отсутствие сведений о постановке квартиры, комнаты на кадастровый учет характерно для двух противоположных категорий объектов недвижимости: ветхие дома и новостройки.

Информация о ветхих домах может отсутствовать в Кадастровой палате по причине прошествия большого количества времени с момента проведения последней технической инвентаризации БТИ. О новостройках — по причине того, что бремя изготовления технического паспорта, плана лежит на самом владельце недвижимости, дольщике по договору участия в долевом строительстве. В отношении новостроек такая процедура установлена в том числе потому, что большинство квартир реализуется под свободную планировку, без внутренних перегородок и ненесущих стен. Это позволяет собственникам квартир во вновь отстроенных домах самостоятельно определять расположение внутренних помещений без процедуры последующего согласования перепланировки с муниципальной администрацией или узаконивания самовольно произведенной перепланировки через суд.

Для запуска процедуры технической инвентаризации жилого помещения нужно обращаться в бюро технической инвентаризации — БТИ, к кадастровому инженеру.

Установленная процедура такова, что сначала Вы обращаетесь в бюро с соответствующим запросом, вносите определенную сумму денежных средств и совместно выбираете дату осмотра Вашей квартиры, комнаты. В установленное время является кадастровый инженер и производит необходимые замеры.

По результатам технической инвентаризации Вам на руки выдается технический план объекта недвижимости, на бумажном и электронном носителях. Это и есть итог технической инвентаризации БТИ.

РГ + Россия 24: Обновлен порядок признания недвижимости бесхозяйной

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 августа 2014 г.

Регистрационный N 33405

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр А. Улюкаев

Как заполнить уведомление о единой отчетности по имуществу

Непосредственно постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется бесплатно. Госпошлину (в размере 2000 рублей для физического лица и 22000 рублей для юридического лица) нужно заплатить только за государственную регистрацию прав.

Стоимость услуги кадастровых инженеров по подготовке документов (подготовка планов помещений, межевание земельного участка, акты обследования и т.д.) очень сильно варьируются. В среднем подготовка документов для постановки на учёт жилого помещения будет стоить от 10.000 руб., жилого дома или нежилого помещения – от 25.000 руб., нежилого здания – от 50.000 руб.

Постановка на кадастровый учёт займёт от 5 до 12 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (это зависит от того, где и каким способом подано заявление).

Но если в документах обнаружатся какие-нибудь неточности, этот срок может значительно растянуться. По некоторым обстоятельствам в постановке на учёт может быть отказано.

В постановке на кадастровый учёт будет отказано в случае, если:

  • Заявленное имущество не подходит под категорию «объект недвижимости» (помещение не обособлено от других помещений здания);
  • Какой-то из документов или форма заявления не соответствует требованиям закона;
  • Объект, заявленный на кадастровый учёт, образуется из другого объекта недвижимости путём раздела или выдела доли, не предусмотренных законом;
  • Объект образуется из объекта, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости, носят временный характер;
  • С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (не собственник и не его представитель);
  • Если межевой или технический планы заверены лицами, не имеющими данных полномочий.;
  • Обнаруженные в процессе проверки документов недостатки, не исправлены в предусмотренный для этого трёхмесячный срок.

Если причина для отказа в постановке на учёт не может быть устранена или отказы следуют один за другим, можно обратиться с обжалованием решения об отказе в суд.

Решение об отказе можно сразу обжаловать в суде, если же вынесено решение о приостановлении, его сначала нужно обжаловать в Апелляционной комиссии, которые созданы при Росреестре. Их адреса и контактные данные есть на сайте Росреестра.

ВНИМАНИЕ! Заявление об обжаловании должно быть подано в течение 30 дней со дня вынесения решения. Комиссия рассмотрит его в течение месяца. Повторно подавать заявление об обжаловании, касающееся одного и того же объекта, нельзя. В случае отказа комиссии в удовлетворении заявления, снова остаётся обращение в суд.

Если указанные недочёты не могут быть исправлены, если отказы или приостановления повторяются многократно, если причины отказа остаются не ясными или заявитель не согласен с ними, закономерным решением становится обращение в арбитражный суд. Судебная практика по подобным делам достаточно обширна, и подобные дела довольно часто заканчиваются решением в пользу граждан.

  • Уничтожение объекта;
  • Разрушение объекта, в результате чего он теряет своё функциональное назначение;
  • Разрушение части здания, в результате чего в нём уже не существует отдельное помещение;
  • Судебное решение, отменяющее постановку объекта на учёт;
  • Раздел объекта на два (или более) новых объекта недвижимости.

Постановка на кадастровый учет различных объектов недвижимости необходима для многих юридических операций.

Собственникам зданий, сооружений и земельных участков полезно будет узнать, в чем особенности этой процедуры, когда и как следует ее проводить.

Кроме того, следует помнить, что перед тем как поставить на кадастровый учет недвижимость, придется собрать определенные документы, без которых эта услуга будет невозможна.

На самом деле, далеко не все имущество следует ставить на кадастровый учет. Некоторые объекты, приравненные к недвижимости, не подлежат данному типу регистрации. к ним относятся морские, космические и воздушные судна, предприятия. участки недр и пр. Тем не менее, в отношении некоторых объектов эта процедура является обязательной:

  1. Земельные участки (речь идет об участке целиком, отдельные доли на учет не ставятся).
  2. Здания, помещения, сооружения.

Кадастровый паспорт, который выдается при регистрации объекта в уполномоченных государственных органах, является очень важным для собственников недвижимости. Практически при всех юридических операциях, проводимых в дальнейшем с данным объектом, будет требоваться этот документ.

Без него владелец не сможет переоформить жилье или участок, зарегистрировать перепланировку или любые другие изменения, подтвердить свое право владения имуществом и пр.

Кроме того, без кадастрового паспорта невозможны никакие судебные разбирательства и разрешения споров, связанных с этим объектом недвижимости.

Таким образом, каждый владелец недвижимости, которая подлежит постановке на кадастровый учет, в обязательном порядке должен провести данную процедуру. Это позволит избежать множества юридических проблем, а также получить возможность всесторонне распоряжаться своей собственностью. Для проведения всех необходимых работ, обратитесь к нашим специалистам.

Как правило, регистрацию приостанавливают на три месяца. За это время заявители должны устранить причину, являющуюся основанием приостановки регистрации, или сотрудники Росреестра могут с ней “разобраться” (запросить недостающую информацию в рамках межведомственного взаимодействия). Если причину приостановки не устранили, а три месяца истекли, Росреестр принимает решение об отказе в регистрации. Гос пошлина при этом не возвращается.

Если ранее в Росреестр были представлены документы на гос регистрацию другой сделки с этим же объектом, то вторую сделку приостанавливают до тех пор, пока не зарегистрирована первая (или не получен отказ). Тут действует принцип очередности, приоритетности.

Когда права на недвижимое имущество, которое вы хотите зарегистрировать, прямо сейчас оспариваются в суде, государственную регистрацию приостанавливают до тех пор, пока суд не примет решение. Зачастую вопрос растягивается на довольно большой срок из за рассмотрения вопроса в нескольких инстанциях (первая инстанция, апелляция, касация).

В случае, если речь идет о продаже доли в праве собственности на недвижимость, регистрацию могут приостановить на месяц. Этот месяц отсчитывают с того дня, когда продавец известил о сделке остальных участников долевой собственности. Так же не более месяца действуют приостановки по случаям, указанным в пункте 9 части 1 Закона №218-ФЗ, а именно, когда заявитель не предоставил необходимые данные или документы и они не поступили регистратору из других ведомств по запросу.

В случае добровольной приостановки в заявительном порядке, срок приостановки составляет 6 месяцев и такая приостановка может быть осуществлена однократно!

Если вы получили уведомление, е-мейл или смс о приостановке регистрационных действий, первое, на что следует обратить внимание — причина приостановки. Её обычно указывают прямо в тексте уведомления. Если причина не указана или непонятна формулировка — надо направить копию приостановки на наш адрес электронной почты. Мы подскажем в чем причина, т.к. без понимания законодательных актов и действующих норм постановлений Правительства РФ разобраться бывает сложно рядовому обывателю, который не сталкивается с этими документами каждый день.

В некоторых ситуациях приостановку регистрации можно оспорить: доказать её неправомерность, потребовать пересмотра материалов, подать на Росреестр в суд, но на практике, гораздо проще разобраться с причинами, внести корректировки в технический план, устранить остальные замечания (если это возможно) указанные в приостановке и возобновить регистрационные действия повторной подачей комплекта документов.

Для начала необходимо понять, что такое кадастровый учет. С данным термином должны быть знакомы все собственники квартир, земельных участков и прочей недвижимости.

Дело все в том, что в России кадастровым учетом называют сбор всех параметров, характеристик и сведений о том или ином имуществе. Точнее, о недвижимости. Их собирает уполномоченный государственный орган.

Иначе говоря, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости – это внесение информации о квартире/доме/даче/земельном участке и так далее в соответствующий список в организации, занимающейся сбором данных об имуществе населения.

Важно принять по внимание тот факт, что не вся недвижимость подлежит обязательному кадастровому учету. Некоторое имущество не нужно регистрировать таким образом.

Учет необходим в отношении следующих имущественных объектов:

  • участки земли (полностью, доли учету не подлежат);
  • сооружения, здания, помещения;
  • все, что имеет статус незавершенного строительства;
  • квартиры;
  • подземные сооружения.

А что не нужно регистрировать в государственных органах? На сегодняшний день гражданин не должен оформлять кадастровый паспорт и ставить на соответствующий учет следующие объекты недвижимости:

  • участки недр;
  • судна (воздушные, морские);
  • судна дальнего плавания;
  • предприятия;
  • космические объекты.

В ходе постановки на учет имуществу присваивается уникальный идентификационный номер, по которому можно быстро и без проблем отыскать информацию о том или ином объекте.

Еще один немаловажный момент – это то, что заявление о постановке на кадастровый учет подается определенными лицами. Не у всех есть подобное право.

Согласно установленным правилам, обращаться с соответствующим пакетом документов могут:

  • собственники той или иной недвижимости;
  • арендаторы;
  • лица, способные пожизненно наследовать имущество;
  • те, кто бессрочно пользуются недвижимостью.

Представитель тоже способен помочь в воплощении задумки в жизнь. Только для этого придется дать ему доверенность, заверенную нотариусом. Наследники и лица, которым переходят права на недвижимость, также имеют право на обращение в регистрирующий орган для постановки на кадастр.

После того как гражданин поставит недвижимость на учет, ему будет выдан так называемый кадастровый паспорт. Он хранит все сведения об имуществе. Зачем нужен данный документ?

На самом деле эта бумага является крайне важной. Ее обязательно запросят в следующих случаях:

  • при переоформлении прав на вторичное жилье;
  • во время оформления документов о правах собственности на недвижимость;
  • для легализации перепланировки;
  • при судебных разбирательствах;
  • если нужно доказать права собственности на недвижимость;
  • во время проверки законности владения недвижимостью.

Соответственно, паспорт из кадастра крайне важен. Оформить его не так трудно, как кажется. На какие особенности процедуры придется обратить внимание каждому гражданину?

Следующий нюанс – срок оформления документов. О нем должен знать каждый собственник недвижимости. Каковы сроки постановки участка на кадастровый учет?

Все зависит от того, куда именно обращается гражданин. В целом существует общепринятое ограничение – не больше 18 дней. Именно в этот период будет осуществлена регистрация недвижимости в государственном органе. Точные сроки зависят от нагрузки на ту или иную организацию.

Если же прийти в МФЦ, то сроки увеличиваются на 2-5 дня. Соответственно, ждать придется не очень долго. На практике оформление через многофункциональные центры протекает быстрее.

Важно: изучаемый процесс нельзя назвать бесплатным. За постановку на кадастровый учет той или иной недвижимости придется заплатить. Это вполне законное явление, без которого не получится воплотить задумку в жизнь.

Стоимость постановки на кадастровый учет варьируется. Так, к примеру, физические лица за данную процедуру оплачивают пошлину в размере 200 рублей. Организациям придется отдать уже 600 рублей. А вот получение документов через работника БТИ в среднем обходится в 5 000 рублей. Больше никаких пошлин и затрат не предусматривается.

Теперь можно рассмотреть документы для постановки на кадастровый учет. Начнем с ситуации, при которой объект недвижимости первично регистрируется уполномоченным органом.

Итак, хозяин или представитель собственника недвижимости должен собрать и представить следующие бумаги:

  • удостоверение личности хозяина квартиры/земли/прочего имущества (гражданский паспорт);
  • заявление о постановке на учет (оригинал);
  • любые бумаги, указывающие на собственность гражданина в виде регистрируемой недвижимости;
  • платежки, способные подтвердить факт оплаты пошлины в установленных размерах.

Также необходимо составить и принести технический план для постановки на кадастровый учет. Для реализации задачи необходимо сходить в БТИ. Именно здесь можно оформить и получить оригинал техпаспорта любой недвижимости.

После предоставления указанного пакета бумаг достаточно дождаться регистрации недвижимости в кадастровой палате. В оговоренное время можно получить паспорт на имущество с новыми данными.

Вкратце осветим особенности постановки на кадастровый учет таких объектов недвижимости, как земельный участок, садовый и жилой дом.

Постановка на кадастровый учет земельного участка в своей основе содержит подготовку межевого плана. Без межевания (определения площади, границ, точных координат, месторасположения и т.д.), подготовленного кадастровым инженером, земельный участок на кадастровый учет поставить невозможно.

При проведении межевания – собираются подписи соседей приграничных участков, поэтому этот процесс достаточный затратный как по времени, так и по финансовым расходам.

Постановка на кадастровый учет жилого дома должна произойти в течение месяца после завершения строительства. Для кадастрового учета дома необходима подготовка технического плана, а также сбор и получение иной документации.

С 1 марта 2019 года вместо получения разрешения на строительство приходит новый, так называемый, уведомительный порядок регистрации жилого дома.

Он заключается в получении двух уведомлений в местной администрации, первое – это уведомление о разрешении планируемой постройки, второе – это уведомление о соответствии возведенного дома принятым градостроительным нормам.

Поэтому, прежде чем поставить на кадастровый учет жилой дом следует подготовить для такой постановки все необходимые документы (заказать у кадастрового инженера техплан, получить у администрации уведомления). Далее эти документы передаются в органы Росреестра (через Многофункциональные центры), а регистраторы Росреестра, в свою очередь заносят вновь возникшие сведения о доме в базу данных – ЕГРН.

Постановка на кадастровый учет садового дома в 2019 году мало чем отличается от постановки на учет дома жилого. Новый Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества» от 29.07.2017 N 217-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2019 года, дает теперь четкое понятие садового дома, как объекта недвижимости, предназначенного только для нахождения во время сезона. Ранее, садовый дом можно было поставить на кадастровый учет в упрощенном порядке. Но с 1 марта 2019 года такой возможности нет.

Для регистрации садового дома теперь действует уведомительный порядок, как и для жилого. Процесс постановки на кадастровый учет садового домика с наступлением весны стал более усложнен.

Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция

До 2014-го регистрация квартиры занимала до 18 суток, а при решении вопроса через МФЦ этот период увеличивается в два раза.

В 2018-м продолжительность процедуры снижена до 5 суток для Ростреестра и до 7-ми для многофункционального центра. Если вместе с постановкой на учет регистрируется и право владения, сроки повышаются до 10 и 12 дней соответственно.

Если заявка подается в электронной форме, постановка на учет производится в срок до суток с момента приема бумаг.

Что касается расходов, сама постановка на учет бесплатна, а вот за услуги кадастрового инженера придется заплатить. Стоимость услуг такого специалиста зависит от объекта, объема задачи и региона.

Волнующем вопросом задаются садоводы — «Дачная амнистия до 1 марта 2020 или до 2020?». Ответ: Сегодня её можно разделить на две части:

  1. Дачная амнистия земельная — действует до марта 2020 года;
  2. Дачная амнистия в части строений — завершилась 28.02.2019 года.

Были бы еще надежды, если бы поданный законопроект депутатами в Госдуму о увеличении срока переходного периода уведомления до 1 марта 2020 года как то двигался, но увы этого не произошло.

Дачные домики и жилые дома на дачах – в чем разница при строительстве и регистрации В действующем законодательстве объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящий жилой дом с тремя и менее этажами, предназначенный для проживания одной семьи. То есть это обычный жилой дом, где граждане могут получить прописаться и проживать на протяжении всего года.

Если у вас на руках будет находиться оформленный кадастровый паспорт жилого объекта, то вы всегда сможете продать, подарить, обменять, заложить свое жилье в банке.

Кроме того, с 2020 года в России постепенно будет внедряться новый налог на недвижимое имущество, начисляемый по кадастровой стоимости.

Следовательно, этот корректно рассчитанный показатель убережёт вас от разногласий с налоговой службой.

Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

  • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
  • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
  • внести сумму обязательной госпошлины;
  • подать акты на рассмотрение в суд.

Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

  • паспорт истца;
  • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
  • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
  • акт, взятый из ЕГРП;
  • доказательная база;
  • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.

2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *