Бухгалтерский учет доли недвижимого имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерский учет доли недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:

  • У фирмы есть право собственности на объект, подтвержденное документами.
  • Сумма выручки от продажи известна.
  • Есть признаки того, что фирма получит экономическую выгоду от реализации.
  • Покупатель получил право собственности на объект.
  • Траты на операцию можно установить однозначно.

Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.

Как проводится учет объектов недвижимости

Фирма-продавец выполняет следующие проводки:

  • ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
  • ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
  • ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.

В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.

Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:

  • Направлены бумаги на регистрацию.
  • Недвижимость введена в эксплуатацию.

Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:

  • На основании общего срока полезной эксплуатации.
  • Остаток срока.

Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:

  • ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
  • ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
  • ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.

Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.

С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу порядка расчета прямой или косвенной доли недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации (далее — российская недвижимость), в составе активов организации для целей применения соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения и Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

Аналогично соглашения об избежании двойного налогообложения с такими странами, как Австралия, Австрия (Протокол), Армения, Бельгия (в новой редакции), Великобритания, Венесуэла, Вьетнам, Гонконг, Египет, Израиль, Ирландия, Испания, Казахстан, Канада, Кипр (Протокол), Киргизия, Китай, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Марокко, Намибия, Нидерланды, ОАЭ, Сингапур, Таиланд, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция (протокол), Эквадор, Япония предоставляют право облагать налогом в Российской Федерации доходы от отчуждения акций (долей) или аналогичных долей участия, представленных недвижимым имуществом, расположенным на территории Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов от 07.09.2017 установлено, что независимо от положений пунктов 2 и 3 статьи 10 данной Конвенции Российской Федерации предоставляется право облагать налогом по ставке, не превышающей 15 процентов, дивиденды, выплачиваемые российскими компаниями или инвестиционными фондами своим японским акционерам (участникам), акции или доли участия в которых представлены более чем на 50% недвижимым имуществом, расположенным на территории Российской Федерации.

В этой связи при отсутствии в Кодексе или международных соглашениях положений относительно правил расчета доли российской недвижимости в активах российской организации полагаем правомерным осуществление расчета доли российской недвижимости в активах организации «А» на основании балансовой стоимости активов организации «А» и балансовой стоимости российской недвижимости по данным бухгалтерского учета организации «А», ближайших по времени составления к дате определения такой доли финансовых отчетностей (промежуточных (например, квартальных или полугодовых) или годовых).

Под балансовой стоимостью объекта российской недвижимости, являющегося амортизируемым имуществом, предлагаем понимать первоначальную стоимость объекта российской недвижимости, уменьшенную на величину амортизации, начисленной по указанному объекту российской недвижимости в бухгалтерском учете.

Кроме того, следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся, в том числе, объекты незавершенного строительства.

В этой связи в расчет общей стоимости российской недвижимости необходимо включать величину вложений организации в незавершенное строительство.

Организация на 01.01.2020 владеет помещением 600 кв. м., которое используется в основной деятельности:

  • первоначальная стоимость — 38 000 000 руб.;
  • начисленная амортизация — 2 000 000 руб.

Облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости (КС — 30 000 000 руб.).

10 марта помещение разделено на два, получены свидетельства о праве собственности:

  • Помещение N 1 — 180 кв. м., КС — 9 000 000 руб. — офисное;
  • Помещение N 2 — 420 кв. м., КС — 21 000 000 руб. — торговое.

В тот же день уплачена госпошлина по каждому помещению — 22 000 руб.

  • Пошаговая инструкция
  • Нормативное регулирование
  • Учет госпошлины за регистрацию прав собственности на помещения
  • Списание разделяемого помещения
  • Учет двух отдельных помещений вместо одного
    • Расчет доли выделяемых помещений в общей площади
    • Определение первоначальной стоимости для каждого помещения
    • Определение начисленной амортизации для каждого помещения
  • Ввод остатков по специальным регистрам ОС для отдельных помещений
  • Снятие разделенного объекта с учета по налогу на имущество
  • Постановка отдельных помещений на учет по налогу на имущество
  • Расчет налога на имущество за I квартал
  • Начисление амортизации за апрель

Недвижимость, как и любое имущество, можно купить. Особенности здесь следующие:

  1. Высокая цена. Поэтому объекты недвижимости часто приобретают в рассрочку или с использованием кредитных средств.
  2. Обязательная государственная регистрация, без которой сделки с недвижимостью не имеют юридической силы.

Также объект недвижимости можно построить. Здесь существует два варианта:

  1. Строительство собственными силами. Этот вариант обычно выбирают средние и крупные компании, которые имеют в своем составе специальные ремонтно-строительные подразделения.
  2. Привлечение подрядных организаций. Для малых предприятий, решивших самостоятельно строить объект – это единственный вариант. Но и крупные компании часто пользуются услугами подрядчиков, если собственные подразделения заняты на других объектах, либо их специалисты не обладают нужной квалификацией.

Если объект больше не нужен, то его можно продать. Но недвижимость невозможно (или очень трудно) перевезти на другое место. А если объект находится, например, в центре территории предприятия, то найти на него покупателей будет непросто. К тому же и допускать на территорию посторонних удобно далеко не всегда.

В такой ситуации, да еще если объект ветхий, способом его «реализации» может стать демонтаж. Его, как и строительство, можно проводить самостоятельно или с привлечением подрядчика.

Учет основных средств, в т.ч. и недвижимости в ООО, ведется на одноименном счете 01.

При поступлении или строительстве объекта затраты сначала «аккумулируются» на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

ДТ 08 – КТ 60 (10, 69, 70…)

Если объект куплен или построен «внешним» подрядчиком, то задействуют счет 60. При строительстве собственными силами затраты на 08 счете собираются со счетов по учету материалов (10), зарплаты (70), страховых взносов с ФОТ (69) и т.п.

Из той части затрат, которая облагается НДС, нужно выделить этот налог:

ДТ 19 – КТ 60

Затем первоначальная стоимость переносится на 01 счет:

ДТ 01 – КТ 08

Во время эксплуатации стоимость объекта ежемесячно относят на затраты с помощью амортизации (счет 02):

Д 20 (23,25,26…) – КТ 02

Корреспондирующий счет в данном случае зависит от назначения объекта. Если это производственный цех, то будет задействован счет 20, если офисное здание – счет 26 и т.п.

Иногда владельцы недвижимости проводят ее реконструкцию (модернизацию). Проводки здесь будут такими же, как и при покупке или строительстве. Корреспондирующие счета зависят от того, занимается этим само предприятие, либо сторонний подрядчик.

В итоге стоимость объекта, отражаемая на счете 01, увеличится на затраты по его реконструкции.

При продаже финансовый результат формируется за вычетом остаточной стоимости

ДТ 62.1 – КТ 91.1 — выручка от реализации

ДТ 91.1 — КТ 68.2 — начислен НДС (если компания платит этот налог)

ДТ 02 – КТ 01 — списана накопленная амортизация

ДТ 91.2 — КТ 01 – списана остаточная стоимость

Если ООО демонтирует объект самостоятельно, то выручки от реализации не будет, а списание амортизации и остаточной стоимости производится так же, как и при продаже.

Демонтаж может быть проведен самостоятельно, или с привлечением подрядчика. В любом случае затраты по разборке объекта относятся на прочие расходы:

ДТ 91.2 – КТ 60 (10, 69,70…)

Если после демонтажа остались материалы, пригодные для дальнейшего использования, то их следует оприходовать:

ДТ 10 — КТ 91.1

Кроме «специфического» для недвижимости налога на имущество, операции с ней оказывают влияние и на другие налоги. Порядок и степень этого влияния существенно зависит от применяемого налогового режима.

При общей системе налогообложения (ОСНО) приобретение и выбытие недвижимости влияют на НДС и налог на прибыль.

Использование спецрежимов освобождает налогоплательщика от этих двух обязательных платежей. А влияние операций с недвижимостью здесь во многом связано с тем, зависит ли «специальный» налог от оборотов, или нет.

К «оборотным» спецрежимам относятся УСН и единый сельхозналог, а к «прочим» (в данном контексте) – «вмененка» и патентная система.

При покупке, если продавец является плательщиком НДС, налог со всей суммы приобретаемого основного средства принимается к вычету в том квартале, когда объект недвижимости был принят на учет, т.е. отражен на 01 счете.

Важно отметить, что такой порядок действует, если приобретенный объект будет полностью задействован в деятельности, выручка от которой облагается НДС.

Если же некоторые виды деятельности организации не облагаются НДС и объект приобретен именно для них, то принимать по нему к вычету «входной» НДС нельзя. Тогда налог включается в первоначальную стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Возможно, что объект будет использован для разных видов деятельности. Тогда налогоплательщик должен вести раздельный учет и принимать к вычету только часть входного НДС по объекту пропорционально доле выручки по облагаемым операциям. Если же необлагаемых операций мало (менее 5% в общей сумме), то пропорцию можно не рассчитывать и принимать к вычету весь НДС по купленной недвижимости (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Если объект строится подрядным способом, то организация берет к вычету НДС после приемки каждого этапа работ на основании счетов-фактур, полученных от подрядчика. Таким образом, исчисление НДС здесь будет происходить так же, как при покупке. Разница только в том, что налог возмещается не единовременно, а по мере сдачи работы подрядчиком.

При строительстве собственными силами нужно начислить НДС на всю стоимость самостоятельно произведенных работ. Счет-фактура выставляется в конце каждого квартала (п. 10 ст. 167 НК РФ). Вся начисленная сумма НДС подлежит вычету в том же периоде (п. 6 ст. 171 НК РФ), т.е. счет-фактуру нужно зарегистрировать одновременно и в книге продаж, и в книге покупок.

Таким образом, никакого дополнительного НДС при самостоятельном строительстве объекта не возникает.

Весь «входной» НДС по материалам, работам, услугам и т.п., которые используются для строительства, можно взять к вычету «на общих основаниях», т.е. по мере оприходования и получения счетов-фактур от поставщиков.

В отличие от НДС, затраты на покупку или строительство недвижимости уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль постепенно, через механизм амортизации.

Для налога на прибыль амортизация применяется ко всем объектам с первоначальной стоимостью (ПС), превышающей 100 тыс. руб. и сроком полезного использования (СПИ) свыше 12 месяцев.

ПС объекта определяется, как сумма расходов на его приобретение (строительство), а при безвозмездном получении — как оценочная стоимость.

В общем случае НДС в эту сумму не входит. Однако, если объект будет полностью или частично использоваться в деятельности, не облагаемой НДС, то «входной» налог, не принимаемый к вычету, включается в его стоимость.

СПИ организация определяет самостоятельно с учетом классификатора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Обычно при расчете налога на прибыль применяют линейный метод амортизации. Во-первых – он самый простой, а во-вторых — обеспечивает отсутствие отклонений между бухгалтерским и налоговым учетом.

В этом случае сумма амортизации каждый месяц определяется по формуле:

А = ПС / СПИ

Если недвижимость продается, то выручка от ее реализации формирует базу по налогу на прибыль так же, как и любая другая отгрузка. При этом, если объект амортизирован не полностью, то выручку нужно уменьшить на его остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

При демонтаже объекта возникают внереализационные расходы в сумме остаточной стоимости и затрат на сам демонтаж, в т.ч. – услуг подрядных организаций, если таковые были (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если после ликвидации объекта остались материалы, пригодные к дальнейшему использованию, то их следует оприходовать, а стоимость — отнести на внереализационные доходы.

Расчет облагаемой базы при УСН «Доходы минус расходы» и ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль. Однако порядок признания отдельных видов расходов здесь будет отличаться.

Если объект куплен (построен) после перехода на спецрежим, то все расходы вычитаются из налоговой базы в момент ввода в эксплуатацию, т.е. амортизация в данном случае не предусмотрена (п. 3 ст. 346.16 и п. 4 ст. 346.5 НК РФ ).

Механизм, похожий на амортизацию, применяется только для тех объектов, которые были приобретены до перехода на спецрежим. В этом случае остаточная стоимость списывается по специальным правилам, в зависимости от СПИ.

Для объектов недвижимости СПИ, как правило, превышает 15 лет. В этом случае их «переходящая» стоимость подлежит списанию равными долями в течение первых 10 лет применения спецрежима.

При УСН «Доходы» приобретение недвижимости напрямую не влияет на сумму налога, т.к. затраты в данном случае не учитываются. Однако следует помнить, что для обоих вариантов «упрощенки существует лимит остаточной стоимости основных средств – 150 млн. руб. Поэтому, если компания уже близка к «порогу», то приобретение «лишнего» объекта может привести к утрате права на применение спецрежима.

Продажа ОС при обоих спецрежимах включается в налоговую базу наряду с «обычной» реализацией продукции, товаров или услуг. Но, в отличие от ОСНО, выручка при УСН и ЕСХН определяется «по оплате», т.е. по дате поступления денежных средств за реализованный объект.

  • 08.06.2020 НИОКР и специальный коэффициент к норме амортизации ОС
  • 08.06.2020 Вычет по НДС. Если услуга облагается по ставке 0%

Разделение одного объекта недвижимости на несколько

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество1 заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Данная расписка может служить документом, подтверждающим факт подачи документов на регистрацию права на объект недвижимости.

Из приведенных норм следует, что в целях исчисления налога на прибыль объект недвижимости включается в состав амортизируемого имущества при соблюдении совокупности следующих условий:

  • получение расписки, подтверждающей факт подачи документов на регистрацию права собственности налогоплательщика на объект недвижимости;
  • ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.

Согласно п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально­производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н, активы организации, приобретенные для последующей перепродажи, признаются товарами. В регистрах бухгалтерского учета приобретенные товары, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, подлежат отражению на балансовом счете 41 «Товары».

В соответствии с п. 10 данных Методических указаний до перехода права собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления) на поступивший товар он подлежит учету на забалансовых счетах.

По мнению автора, оптимально учитывать поступивший (принятый по акту) товар на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Приобретаемая в качестве товара недвижимость может быть как жилым помещением (квартира, жилой дом), так и нежилым (административный или производственный корпус, офис, магазин).

Согласно ст. 558 ГК РФ договор купли­продажи жилых помещений требует государственной регистрации и вступает в силу только после нее. Таким образом, по не зарегистрированному в территориальном органе Росреестра договору продавец квартиры или дома не имеет права требовать предварительной оплаты, хотя условиями договора такое положение и может быть предусмотрено.

За регистрацию договора купли­продажи жилого помещения, согласно подп. 1 п. 2 ст. 333.17 НК РФ, должна быть уплачена государственная пошлина.

Минфин России в ряде своих писем1 приходит к выводу, что гос­пошлину за регистрацию договора купли­продажи жилых помещений в размере, предусмотренном подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, должны уплачивать обе стороны договора. Пошлину за регистрацию перехода права собственности, согласно этим же письмам, должен заплатить покупатель.

Реализация жилых домов, жилых помещений и долей в них, в соответствии с подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождена от налога на добавленную стоимость. То есть при покупке для последующей продажи жилья продавец выставит счет-фактуру, где в графе 8 будет стоять прочерк.

Следовательно, и при перечислении предварительной оплаты НДС продавец выделить не сможет, и покупатель, в свою очередь, также не будет иметь возможности принять его к вычету.

Рассмотрим порядок учета покупки жилого помещения, приобретаемого для последующей продажи, на условном примере.

Пример 1 Порядок отражения в учете приобретения (для последующей продажи) жилого помещения

ООО «Альфа» заключило договор с ЗАО «Бета» о приобретении у последнего квартиры для ее последующей продажи. Стоимость квартиры определена в размере 5 000 000 руб. По условиям договора ООО «Альфа» в течение трех дней после регистрации договора купли­продажи должно заплатить продавцу 4 000 000 руб. Оставшаяся сумма подлежит перечислению в срок не позднее 10 дней после подписания приемопередаточного акта.

Для регистрации договора, кроме предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документов, стороны должны были предоставить и платежные поручения об уплате госпошлины.

Для юридических лиц, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, госпошлина за регистрацию договора купли­продажи жилья установлена в размере 7500 руб.

Следовательно, обе стороны должны будут заплатить по 3750 руб.

Затраты на уплату госпошлины за регистрацию договора купли­продажи недвижимости, приобретаемой как товар, по мнению автора, оптимально посчитать иными затратами, связанными с его приобретением, и включить в его стоимость в регистрах бухгалтерского учета (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально­производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).

Для целей налогообложения прибыли, хотя госпошлина, согласно подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ признается прочим расходами, ее также, по мнению автора, удобнее включить в покупную стоимость товара.

Экономия по налогу, если списать ее сразу, составит целых 750 руб. (3750 руб. х 20%). Но хлопоты по начислению отложенного налогового обязательства и его последующему погашению, по всей видимости, этого не стоят.

Таким образом, уплата госпошлины в регистрах бухгалтерского учета будет отражена записями:

  • Дебет 60 Кредит 68 (субсчет «Расчеты по госпошлинам») – 3750 руб.;
  • Дебет 68 (субсчет «Расчеты по госпошлинам») Кредит 51 – 3750 руб.

В течение трех дней после регистрации договора ООО «Альфа» перечислило продавцу, как это и предусмотрено договором, 4 000 000 руб., что было отражено записью:

  • Дебет 60 Кредит 51 – 4 000 000 руб.

Подписание приемопередаточного акта в учете покупателя, как уже говорилось, будет отражено записью:

  • Дебет 002 – 5 003 750 руб.

После этого ООО «Альфа» как можно скорее должно заплатить госпошлину за регистрацию перехода права собственности в размере 7500 руб., что должно быть отражено записями:

  • Дебет 60 Кредит 68 (субсчет «Расчеты по госпошлинам») – 7500 руб.;
  • Дебет 68 (субсчет «Расчеты по госпошлинам») Кредит 51 – 7500 руб.

И в срок, установленный договором (10 дней, считая со дня, следующего за днем подписания приемопередаточного акта), на расчетный счет ЗАО «Бета» должен быть перечислен оставшийся долг, что отразится проводкой:

  • Дебет 60 Кредит 51 – 1 000 000 руб.

Далее остается ждать, когда чиновники Росреестра проверят все документы и внесут в ЕГРП (Единый государственный реестр прав) запись о переходе права собственности на данную квартиру от ЗАО «Бета» к ООО «Альфа».

  • Свежие
  • Посещаемые

(в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101; N 31, ст. 4466), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю: (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

1. Утвердить федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — Стандарт).

2. Установить, что настоящий Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности государственного сектора Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения настоящего Стандарта.

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства Финансов
Российской Федерации
от «31» декабря 2016 г. N 257н

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее — бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. Настоящий Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Положения настоящего Стандарта применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности). (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918); (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

4. Положения настоящего Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» .

6. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

7. В настоящем Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.

Основные средства — являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

К основным средствам не относятся:

а) непроизведенные активы;

б) имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом;

в) материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, а также материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;

г) биологические активы.

Группа основных средств — совокупность активов, являющихся основными средствами, выделяемыми для целей бухгалтерского учета, информация по которым раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.

Группами основных средств являются:

а) жилые помещения;

б) нежилые помещения (здания и сооружения);

в) машины и оборудование;

г) транспортные средства;

д) инвентарь производственный и хозяйственный;

е) многолетние насаждения;

ж) инвестиционная недвижимость;

з) основные средства, не включенные в другие группы.

Инвестиционная недвижимость — объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Недвижимость, занимаемая субъектом учета, — основные средства, являющиеся объектами недвижимого имущества, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета, в том числе по договорам аренды (имущественного найма) либо договорам безвозмездного пользования), предназначенные для использования при выполнении возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Активы культурного наследия — являющиеся активами материальные ценности, возникшие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (далее — культурная, историческая, экологическая (связанная с окружающей средой) ценность).

Активы культурного наследия включают в себя объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью.

8. Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее — объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее — критерии признания объекта основных средств).

Материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета (далее соответственно — учетная политика, забалансовый учет). Информация о таких объектах основных средств, подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

9. Единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Критерии признания объекта основных средств, предусмотренные пунктом 8 настоящего Стандарта, должны применяться к инвентарному объекту в целом.

Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой с учетом положений настоящего Стандарта и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее соответственно — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, Единый план счетов бухгалтерского учета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный номер 19452), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный номер 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный номер 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный номер 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г. регистрационный номер 41570); от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный номер 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный номер 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный номер 53597); (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Инвентарные номера объектов основных средств, выбывших с балансового учета, объектам основных средств, вновь принятым к бухгалтерскому учету, не присваиваются.

10. При признании объекта основных средств субъектом учета определяется состав инвентарного объекта с учетом положений настоящего Стандарта и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

22. Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения.

23. В случае, если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.

24. Объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) — по стоимости, отраженной в передаточных документах. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

25. После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости.

Суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете обособлено.

26. Отражение в бухгалтерском учете объектов основных средств, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 29, 30 настоящего Стандарта. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

27. В случае если порядок эксплуатации объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в случаях, предусмотренных учетной политикой, в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Стандарта. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

При этом стоимость объекта основных средств корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 50 настоящего Стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

Субъект учета закрепляет в учетной политике применение в бухгалтерском учете положений настоящего пункта в отношении групп основных средств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

28. Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов (модернизаций, дооборудований, реконструкций, в том числе с элементами реставраций, технических перевооружений) формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Стандарта. В этом случае учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение аналогичного мероприятия подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) с учетом накопленной амортизации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

Субъект учета закрепляет в учетной политике применение положений настоящего пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

Налоговые новации в учёте недвижимости

31. Перевод объектов основных средств в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» или исключение из нее должен проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемых субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, в случае изменения назначения их использования, при: (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

а) завершении использования объектов основных средств в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд, в целях предоставления их по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования, в соответствии с которым признаются объекты аренды на льготной основе согласно Стандарту «Аренда» (перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость»); (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

б) изменении функционального назначения объектов основных средств, учтенных в составе группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» в целях их использования в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд (перевод из группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» в состав объектов основных средств, относящихся к недвижимости, занимаемой субъектом учета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2019 N 253н)

  1. движимое имущество организаций (с налогового периода 2019 года);
  2. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  3. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  4. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  5. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  6. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  7. космические объекты;
  8. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  9. (с 2020 года) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
  10. (с 2020 года) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

^К началу страницы

Отчетный период Квартал Полугодие 9 месяцев Налоговый период Год

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

^К началу страницы

Федеральные льготы Региональные льготы

От исполнения обязанности уплатить налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу на имущество организаций за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года освобождаются:

  • организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
  • централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

Регистрация основных средств и порядок учета доходов и расходов

Объектами налогообложения признается недвижимое имущество (ст. 374 НК РФ).

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (ст. 130 ГК РФ).

С 2019 года движимость больше не облагается налогом на имущество. Соответствующие поправки в пункт 1 статьи 374 и другие нормы НК РФ внес закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ.

В письмах от 2 августа 2018 г. № БС-4-21/[email protected], 25 марта 2019 г. № БС-4-21/[email protected] ФНС РФ разъяснила инспекциям, как проверять правомерность отнесения имущества к движимому или недвижимому у организаций в целях налогообложения.

При отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу нужно исходить из норм статей 130–131 ГК РФ: возможно или невозможно перемещать объект и обязан ли владелец регистрировать права на недвижимость.

С учетом этого для подтверждения правильности отнесения имущества к недвижимости контролерам рекомендовано устанавливать следующие обстоятельства:

  • есть ли запись об объекте в ЕГРН;
  • если сведений в реестре нет, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и иных объектов, относящихся к недвижимости в силу прямого указания федерального закона: земельные участки, жилые помещения и др.).

В сложных случаях налоговики будут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов, истребовать документы или информацию.

Понятие недвижимости пока четко не прописано в гражданском законодательстве, этим вопросом занимается Минэкономразвития. Минфин в письме от 24 декабря 2018 г. № 03-05-05-01/94044 подсказал, чем нужно руководствоваться при отнесении объектов к недвижимости в целях налогообложения налогом на имущество.

В первую очередь, это статьи 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются:

  • подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Для квалификации зданий и сооружений рекомендовано использовать два документа:

  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 № 2018-ст.

Для имущества инженерного и технологического оборудования промышленного производства финансисты советуют руководствоваться письмами Минпромторга РФ:

  • от 23 марта 2018 г. № ОВ-17590/12;
  • 2 апреля 2018 г. № 19919/17.

По объектам капитального строительства должны оцениваться наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и о его характеристиках.

Статьей 1 Градостроительного кодекса определено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (ст 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

Объектом капитального строительства также является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ГрК РФ).

В ряде случаев установить, относится объект к недвижимости или движимости только на основе норм ГК РФ и классификаторов невозможно. Поэтому в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и которые только лишь по своему наименованию не могут быть однозначные отнесены к недвижимым вещам, налоговая служба рекомендует руководствоваться судебной практикой (Письмо ФНС РФ от 18 октября 2018 г. N БС-4-21/[email protected]).

Так, суды признали недвижимостью:

  • технологическое оборудование цеха по производству древесных гранул (комплексная трансформаторная подстанция, оборудование линии по производству древесных гранул, поперечные транспортеры подачи щепы, опилок, коры, автоматическая система защиты от пожаров и пылевых взрывов «Firefly») (Постановление АС Северо-Западного округа от 18 января 2019 г. № Ф07-15984/18);
  • технологические трубопроводы и газоходы, установленные на фундаменте, прочно связанные с землей (Определение ВС РФ от 11 декабря 2018 г. № 305-КГ18-20539);
  • самоподъемную плавучую буровую установку вместе с палубными кранами (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2018 г. N Ф07-6257/18 по делу N А42-5598/2017);
  • трансформаторную подстанцию с установкой новой модульной КТП (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2018 г. N Ф07-5328/18 по делу N А05-1595/2017).

Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, понятия «движимого» и «недвижимого имущества» не определены. Но дано понятие «единица бухгалтерского учета».

Принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве ОС не связано с государственной регистрацией прав собственности на него. Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

Исключается (в целях бухучета) объект из состава основных средств в момент фактического выбытия. До госрегистрации выбытия рекомендуется учитывать имущество на счете 45 «Товары отгруженные» (субсчет «Переданные объекты недвижимости»). При этом необходимо подтвердить передачу объекта, используя передаточный акт или другой документ о передаче (например, договор купли-продажи.

Не важно с точки зрения налогообложения также и то, имеется или нет разрешение на ввод в эксплуатацию основного средства. Ведь оно только свидетельствует о том, что объект соответствует проекту и строительным нормам и правилам.

Сначала рассмотрим позицию налоговых органов. В случае сноса объекта недвижимости платить налог на имущество нужно до даты регистрации прекращения права собственности на объект.

Объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению у их собственника или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Право собственности прекращается:

  • при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • при отказе собственника от права собственности;
  • в случае гибели или уничтожении имущества;
  • при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ).

Госрегистрация прав осуществляется в заявительном порядке. Значит, для внесения записи о регистрации прекращения права собственности на объект в связи с его ликвидацией в ЕГРН нужно заявление собственника.

Таким образом, исчисление налога на имущество организаций в случае сноса объекта недвижимости производится до даты регистрации прекращения права собственности на этот объект (в том числе на жилые дома и жилые помещения).

Однако право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. Поэтому в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него, а вместе с ним и обязанность по уплате налога, прекращается по факту уничтожения. Основание — положения статей 373 и 374 Налогового кодекса: «плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество… ».

Этот вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 20 сентября 2018 г. № 305-КГ18-9064. Компания снесла принадлежащее ей здание и списала его с бухучета в апреле. С учетом этой даты рассчитала налог за отчетный год. Однако инспекция доначислила ей налог, сославшись на то, что запись о прекращении права собственности фирмы на это здание в связи с его ликвидацией была внесена в ЕГРН лишь в сентябре. Суды трех инстанций поддержали ИФНС, сославшись на пункт 5 статьи 382 НК РФ. Но ВС РФ встал на сторону компании.

С арендуемого имущества, учитываемого арендатором на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», арендатор не должен платить налог на имущество. Это должен делать арендодатель (письмо Минфина России от 14 июня 2018 г. № 03-05-05-01/40659).

Платить налог на имущество со стоимости неотделимых улучшений арендованного недвижимого имущества также должна та сторона договора аренды, на балансе которой они учтены (письмо Минфина России от 8 сентября 2017 г. № 03-05-05-01/57901).

Под капитальными вложениями в основные средства подразумеваются затраты на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта. Они учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После завершения работ они включаются в стоимость основных средств (п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

Капитальные вложения в арендованные объекты сами по себе признаются основными средствами (абз. 2 п. 5 ПБУ 6/01). Следовательно, они облагаются налогом на имущество на общих основаниях (п. 1 ст. 374 НК РФ). А налогоплательщиком, напомним, является тот, кто учитывает указанные объекты на счете 01 «Основные средства» (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Если капитальные вложения осуществляет арендатор, именно он и формирует первоначальную стоимость неотделимых улучшений на счете 08. В момент передачи неотделимых улучшений в эксплуатацию арендатор должен включить их в состав основных средств (п. 4 ПБУ 6/01), и с даты их ввода в эксплуатацию он становится налогоплательщиком налога на имущество.

Когда договор аренды заканчивается или арендодатель в соответствии с договором возмещает арендодатору стоимость произведенных улучшений, происходит выбытие неотделимых улучшений. Передачу нужно оформить актом. На дату передаточного акта арендатор списывает стоимость неотделимых улучшений со своего баланса, а арендодатель включает их в состав своих основных средств. С этого момента плательщиком налога в отношении неотделимых улучшений становится арендодатель.

Может возникнуть вопрос: если неотделимые улучшения в арендованное являются самостоятельным объектом налогообложения, то исходя из какой базы нужно рассчитывать налог?

Капвложения в арендуемую и состоящую на учете арендодателя недвижимость являются объектом обложения вплоть до окончания аренды. Для целей налога база на неотделимые усовершенствования определяется исходя из среднегодового метода расчета. Даже несмотря на то, что у арендодателя базой по этому объекту является кадастровая стоимость (письмо ФНС России от 28 декабря 2018 г. № БС-4-21/25917).

В ситуации, когда когда одна из сторон договора аренды досрочно перешла на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утв. Приказом Минфина от 16 октября 2018 г. № 208н), а вторая еще нет, во избежание двойного налогообложения налог на имущество должен платить арендодатель.

Это имеет отношение только к аренде имущества, налог по которому рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.

Что же касается «кадастровой» недвижимости, то с 1 января 2020 года налог на имущество с такого объекта должен уплачивать тот, кому это имущество принадлежит на праве собственности или праве хозяйственного ведения, независимо от применяемых правил бухучета (Письмо Минфина от 21 января 2020 г. № 03-05-04-01/2993).

Обязанность применять ФСБУ 25/2018 установлена на 2022 год (начиная с отчетности за 2022 год). Организация может принять решение о его применении и до указанного срока.

В Письме Минфина России от 25 мая 2016 г. № 03-05-05-01/29904 разъяснен вопрос об освобождении от обложения налогом на имущество помещения, расположенного в здании, относящемся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ федерального значения.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий. Они представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, поскольку являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

При этом согласно статье 4 указанного Закона объекты культурного наследия подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения.

Поэтому если здание является объектом культурного наследия федерального значения, то и находящееся в этом здании помещение, учитываемое на балансе организации на праве собственности, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу подпункта 3 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Передача туристической компанией (АО) имущества в качестве оплата доли в уставной капитал ООО не приводит к возникновению у нее расходов в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]). При этом стоимость выбывающего имущества должна быть списана с бухучета (см., в частности, п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[2]). Порядок списания ОС, передаваемых в качестве вклада в УК другой организации, прописан в п. 85 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств[3] (см. также Письмо Минфина РФ от 18.10.2007 № 07-05-06/259).

Выбытие объекта ОС, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств. Ранее на возникающую задолженность по вкладу в УК производится запись по дебету счета учета финансовых вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов на величину остаточной стоимости передаваемого объекта ОС, а в случае полного погашения стоимости такого объекта – в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

На то, что вклады в УК других организаций относятся к финансовым вложениям, прямо указано в п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»[4].

На основании п. 12 ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в УК организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Разница между стоимостью передаваемого имущества по данным бухгалтерского учета (остаточной стоимостью ОС) с учетом суммы восстановленного НДС и оценкой стоимости имущества, согласованной участниками организации, включается в состав прочих доходов или расходов (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»[5], п. 11 ПБУ 10/99).

Минфин в Письме от 06.12.2006 № 03-03-04/1/813 подчеркнул: для целей бухгалтерского учета применяется денежная оценка основных средств, переданных в счет вклада в УК общества, согласованная всеми его участниками, при условии, что она не превышает оценку ОС, установленную независимым оценщиком.

При передаче имущества в качестве оплаты доли в УК ООО у АО в целях налогообложения прибыли не возникает прибыль (убыток) (пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Расходы в виде взноса в УК при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (п. 3 ст. 270 НК РФ).

В статье 277 НК РФ прописан порядок определения стоимости приобретаемой доли для целей гл. 25 НК РФ. Эта стоимость признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав в денежной оценке), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), включая дополнительные расходы, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Не входит в состав налоговых расходов и восстановленная сумма НДС, в том числе при продаже доли (то есть эта сумма не включается в стоимость приобретаемой доли для целей гл. 25 НК РФ). Именно такого подхода придерживаются чиновники (см. письма Минфина РФ от 04.05.2012 № 03-03-06/1/228, от 02.08.2011 № 03-07-11/208, ФНС РФ от 14.04.2014 № ГД-4-3/[email protected], УФНС по г. Москве от 05.07.2006 № 19-11/058862). Такую же позицию заняли судьи АС МО (Постановление от 22.08.2014 № Ф05-9007/2014 по делу № А40-140122/13, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 17.12.2014 № 305-КГ14-5030).

Поступление активов в качестве вклада в УК общества не приводит к возникновению у него доходов (п. 2 ПБУ 9/99). Полученное имущество следует принять к учету в оценке, согласованной участниками.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 9 ПБУ 6/01). В первоначальную стоимость включаются и иные затраты, связанные с получением этого объекта ОС, если они возникают (п. 12 ПБУ 6/01). Если согласованная оценка включает в себя сумму НДС и получающая сторона обладает правом на вычет указанной в документах суммы НДС, которая была восстановлена передающей стороной, то первоначальная стоимость полученного имущества формируется без этой суммы налога. В таком случае сумма НДС относится на погашение дебиторской задолженности участника (Дебет 19 Кредит 75).

Изложенный подход согласуется с разъяснениями НКО «Фонд «НРБУ «БМЦ», представленными в Рекомендации Р-7/2009 КпР «НДС при передаче неденежного имущества во вклад в уставный капитал». В частности, в этой рекомендации указаны примеры фактов, свидетельствующих об уместности отнесения полученного права вычета НДС на погашение дебиторской задолженности участников (собственников) с соответствующим уменьшением первоначальной стоимости полученного имущества:

  • в учредительных документах указан факт передачи НДС и его величина;

  • имущество оценено по стоимости, определенной независимым оценщиком, из заключения которого следует, что стоимость оценивалась с учетом права на вычет НДС;

  • имущество оценено по стоимости, определенной независимым оценщиком, из заключения которого следует, что стоимость оценивалась с учетом рыночного НДС, размер которого превышает или равен величине полученного права на вычет НДС.

В то же время возможна ситуация, когда на сумму НДС следует увеличить добавочный капитал (Дебет 19 Кредит 83) без уменьшения дебиторской задолженности. Приведем примеры фактов, свидетельствующих об уместности отнесения полученного права вычета НДС на эмиссионный доход:

из учредительных документов следует, что имущество оценено без учета передаваемого НДС;

имущество оценено по стоимости, определенной независимым оценщиком, из заключения которого следует, что стоимость оценивалась без НДС;

имущество оценено по стоимости ниже той, которую представил в заключении независимый оценщик (разница равна или превышает величину полученного права на вычет НДС).

В 1С есть два варианта оформления приобретения и принятия к учету ОС:

Стандартный вариант, при котором используются документы:

  • оприходование ОС — документ Поступление (акт, накладная) вид операции Оборудование;
  • ввод в эксплуатацию ОС — документ Принятие к учету ОС;

Упрощенный вариант, при котором используется единый документ:

  • оприходование и ввод в эксплуатацию ОС — документ Поступление (акт, накладная) вид операции Основные средства.

Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа по вводу в эксплуатацию объекта недвижимости и форму инвентарной карточки для дальнейшего учета ОС. В 1С используется Акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-1а и Инвентарная карточка ОС-6.

Бланк Акта о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-1а можно распечатать по кнопке Печать – Акт о приеме-передаче ОС (ОС-1) документа Поступление (акт, накладная).

Бланк Инвентарной карточки по форме ОС-6 можно распечатать по кнопке Инвентарная карточка ОС (ОС-6) в карточке основного средства (раздел Справочники –ОС и НМА – Основные средства).

Для регистрации входящего счета-фактуры поставщика необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная), далее нажать кнопку Зарегистрировать.

Документ Счет-фактура полученный автоматически заполняется данными документа Поступление (акт, накладная).

  • Код вида операции — 01 «Получение товаров, работ, услуг».

В декларации по налогу на прибыль затраты на госпошлину за регистрацию прав собственности на недвижимость отражают в составе косвенных расходов в Листе 02 Приложение N 2:

  • стр. 040 «Косвенные расходы — всего» в т.ч.:
    • стр. 041 «суммы налогов и сборов…».
  1. Принятие НДС к вычету по приобретенному объекту недвижимости оформляется документом Формирование записей книги покупок в разделе Операции — Закрытие периода — Регламентные операции НДС.
  2. Для автоматического заполнения вкладки Приобретенные ценности необходимо воспользоваться кнопкой Заполнить.

Документ формирует проводки:

  • Дт 68.02 Кт 19.01 — принятие НДС к вычету.

Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты – НДС – Книга покупок.

В декларации по НДС сумма вычета НДС отражается:

В Разделе 3 стр.120 «Сумма НДС, подлежащая вычету»:

  • сумма НДС, принятая к вычету.

В Разделе 8 «Сведения из книги покупок»:

  • счет-фактура полученный, код вида операции «01».

При продаже здания или помещения продавцу необходимо отразить доход и исчислить с него налоги. Какие конкретно налоги, зависит от применяемой системы налогообложения. Если фирма применяет общую систему налогообложения, то при реализации возникает обязанность по исчислению двух налогов: НДС и налога на прибыль. Если объектом недвижимости выступает жилое здание или помещение, то здесь применяется льгота по НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Поскольку права собственности на любую недвижимость подлежат государственной регистрации, то при продаже почти всегда возникает временной промежуток между передачей объекта по акту и регистрацией права собственности на него. Данное обстоятельство приводит к возникновению временных разниц, которые, в свою очередь, ведут к появлению отложенного налогового актива (ОНА). Это связано с тем, что момент отражения выручки от реализации объекта недвижимости в бухгалтерском и в налоговом учете отличается.

В налоговом учете датой реализации недвижимого имущества признается дата передачи этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (п. 3 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете для отражения выручки имеет значение переход права собственности от продавца к покупателю (пп. «г» п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Поэтому в бухучете доход от реализации показывается только в тот момент, когда право собственности зарегистрировано на нового собственника. Такое отличие и ведет к образованию временных разниц, а значит и к образованию отложенного налогового актива.

Что касается НДС, то здесь, так же как и в целях исчисления налога на прибыль, факт регистрации перехода права собственности значения не имеет. Важен только факт перехода объекта к покупателю по акту (п. 16 ст. 167 НК РФ). Именно в этот момент и необходимо включать в налоговую базу по НДС стоимость проданной недвижимости и, соответственно, оформлять на нее счет-фактуру.

Недвижимость является объектом обложения налогом на имущество организаций (за редким исключением, когда объект относится к льготируемому имуществу). До какого момента проданная недвижимость будет формировать налоговую базу у продавца? До момента ее передачи по акту покупателю.

В бухучете именно в этот момент объект недвижимости и должен списываться с баланса, поскольку он уже не отвечает всем признакам основного средства, приведенным в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Несмотря на то, что продавец фактически еще продолжает считаться собственником здания, платить по нему налог на имущество он уже не обязан. При этом в бухгалтерском учете для отражения выбывшего объекта основных средств до момента признания доходов и расходов от его выбытия может использоваться счет 45 «Товары отгруженные»/отдельный субсчет «Переданные объекты недвижимости» (письма Минфина РФ от 27.01.2012 № 07-02-18/01, от 22.03.2011 № 07-02-10/20).

Есть еще одна особенность, которая возникает только у тех компаний, у которых объект недвижимости располагался вне места нахождения организации и которые в связи с этим одновременно состояли на учете и в другой налоговой инспекции. Такие компании должны отчитываться по налогу на имущество в ИФНС по месту нахождения здания (такой порядок действует с 1 января 2019 года).

Учитывая, что налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год, сдавать декларацию нужно по завершении года. Однако на тот момент организация уже будет снята с учета в налоговой инспекции по месту нахождения объекта, поскольку наверняка к тому времени новый собственник зарегистрирует свое право собственности и его автоматически поставят на учет в ИФНС по месту нахождения недвижимости, а прежнего собственника снимут с учета. Соответственно, налоговая инспекция, скорее всего, не примет декларацию от плательщика, который уже не числится у нее в качестве действующего налогоплательщика.

Как быть в этом случае? Решение есть. Пункт 1 статьи 45 НК РФ разрешает налогоплательщикам уплачивать налоги досрочно. Как это связано с представлением декларации? Очень просто: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по данным декларации. Соответственно, если налог разрешено уплачивать досрочно, то и декларацию также можно подавать досрочно. Прямо об этом, конечно, не сказано в Налоговом кодексе, однако есть письма, в которых содержится такой вывод (письмо ФНС России от 08.11.2016 № БС-4-21/21110). В нем говорится, что организация вправе представить в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество в отношении проданного объекта недвижимого имущества в течение календарного года до общего срока ее представления.

Поэтому сразу после того, как компания передала покупателю по акту объект недвижимости, она может оформить декларацию и представить ее в ту налоговую инспекцию, в которой она еще состоит на учете по месту нахождения объекта.

А если момент уже упущен, то есть право собственности переоформлено и, соответственно, продавца недвижимости уже сняли с учета в налоговой инспекции? Ничего страшного. Чиновники поясняют, что в таком случае декларацию следует направить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (письма ФНС от 16.05.2019 № БС-4-21/9108, от 08.11.2016 № БС-4-21/21110). Хотя такой порядок не прописан в НК РФ, но по-другому здесь поступить не получится. При этом обратите внимание: авторы писем предупреждают, что при заполнении декларации необходимо указать в ней ОКТМО по месту нахождения выбывшего объекта недвижимого имущества. Таким образом, сам налог независимо ни от чего следует платить по месту выбывшего объекта недвижимости.

По контролируемым сделкам организация должна ежегодно представлять в ИФНС соответствующее уведомление. Факт того, что предметом сделки является объект недвижимости, еще не дает основания признавать ее контролируемой. Для того, чтобы такая сделка (как, впрочем, и любая другая) стала признаваться контролируемой, необходимы определенные условия.

Так, например, если сделка совершена между российскими взаимозависимыми лицами, то она признается контролируемой (если иное не предусмотрено п. 3, 4, 6 ст. 105.14 НК РФ) при одновременном выполнении двух условий:

  • выполняется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (в частности, когда одна из сторон сделки применяет спецрежим ЕСХН, а другая – ОСНО);
  • сумма дохода по сделкам с данным контрагентом за соответствующий календарный год превысила 1 млрд руб.

Например, если продавец, применяющий ОСНО, продает объект фирме, применяющей ЕСХН, и при этом сумма дохода по сделкам с данным контрагентом за календарный год превысила 1 млрд руб., то в таком случае сделка будет считаться контролируемой.

Если же объект продается иностранному лицу, то здесь действуют уже иные критерии. Суммовой порог по доходам в данном случае ниже – 60 млн руб. И при этом иностранный покупатель не обязательно должен считаться взаимозависимым лицом (в целях признания сделки контролируемой). Например, если он зарегистрирован в государстве, включенном в Перечень офшорных зон, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, то сделка с ним будет приравнена к сделке с взаимозависимым лицом. Соответственно, при превышении порога в 60 млн руб. сделка будет считаться контролируемой.

Таким образом, в большинстве своем сделки по продаже недвижимости не считаются контролируемыми.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *