Управление приватизации и оформления прав собственности Москвы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Управление приватизации и оформления прав собственности Москвы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Компания Управление приватизации и оформления прав собственности из Москвы предлагает клиентам услуги и товары в сфере деятельности Центры приватизации жилой площади. Организацию можно найти по адресу Газетный переулок, 1/12 в Пресненском районе, на расстоянии 500 м от станции метро Александровский сад. Связаться с контактным лицом компании Управление приватизации и оформления прав собственности по всем вопросам вы можете с помощью телефона 74956919455.

Прежде, чем приступить к оформлению квартиры в собственность, следует ознакомиться с законодательными нормами.

Базовым документом является ФЗ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». В начале этого года в него были внесены изменения, по которым оформление муниципального жилья в собственность не ограничено временными рамками.

Напомним, ранее властями планировалось, что приватизационный процесс должен был завершиться весной 2017 года.

То есть, теперь москвичи вправе приватизировать собственную квартиру в удобное для них время при условии готовности всех необходимых документов.

Причастными к приватизации могут быть все заявители, которые зарегистрированы в муниципальной квартире. При этом возраст граждан во внимание не принимается. Поэтому совладельцами площадей могут стать даже совсем маленькие дети.

Быть включённым в приватизационный процесс является правом, а не обязанностью лица. Например, если в браке только жена приватизировала квартиру, то она будет являться и ее собственностью. Впрочем, в случае развода её супруг сохранит за собой право пользования жильём.

Не вправе быть задействованными в приватизации люди (за исключением несовершеннолетних), которые уже раньше получили жилье таким способом.

Для столичных жителей существует административный регламент Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы. Его текст можно скачать на нашем ресурсе.

В данном документе расписан весь процесс оформления квартир в собственность: состав и порядок подачи документов, процедура их рассмотрения, сроки осуществления приватизации. А также из текста упомянутого правового акта станет понятно, чем завершается предоставления помещения в индивидуальную собственность.

Отделы приватизации города Москвы

Чтобы полноценно приватизировать квартиру, следует собрать определенный пакет документов с информацией необходимой для осуществления этой процедуры. Состав будет определяться в зависимости от того, какое количество людей примут участие в приватизации занимаемых площадей, а также кому изначально

Мы расскажем, какие документы нужны для приватизации квартиры исходя из столичных реалий. Ведь неполный пакет документов, присутствие разночтений в них может стать причиной того, что механизм приватизации может быть приостановлен или отложен на неопределённое время.

Вашему вниманию предлагается список документов, которые понадобятся для оформления квартиры по безвозмездной сделке:

  1. Заявление (оно ещё называется запросом по предоставлению муниципальной услуги).
  2. Ордер на квартиру или экземпляр договора в отношении социального найма.
  3. Паспорта лиц, принимающих участие в приватизации, или их свидетельства о рождении (если речь идёт о детях).
  4. Нотариально подтвержденный отказ от причастности к приватизации (если кто-либо из жильцов квартиры не захочет оформлять на нее свою часть собственности).
  5. Паспорта, оформленные по данной квартире (технический, кадастровый).
  6. Сведения о состоянии лицевого счёта, доказывающие отсутствие коммунальных долгов.
  7. Выписка из существующей домовой книги (при её ведении), в которой будут обозначены все лица, законно зарегистрированные в квартире на день подачи документов.
  8. Информация из Единого государственного реестра недвижимости касаемо интересующего объекта, а также наличия недвижимости, которой владеют граждане.
  9. Подтверждение того, что лица, прописанные в квартире, не приватизировали квартиры раньше.

Когда заниматься приватизацией от лица жильцов будет представитель, то понадобится одна или несколько удостоверенных нотариусом доверенностей.

Некоторые документы для приватизации квартиры необходимо получать в архивах и заказывать у предприятий или учреждений. Вот лишь перечень главных из них.

Он изготавливается сотрудниками БТИ по запросу и после обследования помещения. Значит, за техпаспортом следует обращаться именно туда. Расценки на изготовление документа постоянно меняются, поэтому лучше всего уточнить финансовую сторону заранее.

Его также можно оформить в БТИ. Поэтому техпаспорт и кадастровый паспорт заказываются обычно одновременно. Согласитесь, что это упрощает задачу.

Вместе с тем на данный момент, эти сведения содержатся в выписке ЕГРЮЛ. Поэтому можно сэкономить.

В зависимости от статуса дома, она заказывается в паспортном столе по месту регистрации гражданина, у управляющей компании или органа, который занимается делами ТСЖ. В среднем получение данной справки составляет 5 дней.

  • В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ сроки приватизации жилых помещений полученных на условиях социального найма продлены до 1 марта 2013 года.
  • Право на приватизацию предоставляется гражданину бесплатно и только один раз.
  • Предусмотрена возможность отмены приватизации. Граждане, деприватизировавшие жилое помещение, не могут повторно приватизировать ни это жилое помещение, ни какое-либо другое.
  • Факт приватизации жилого помещения не влияет ни на постановку граждан на жилищный учёт, ни на снятие с жилищного учёта.
  • Право на приватизацию ни как не связано и не ограничено наличием задолженности за коммунальные услуги.

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Законом города Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить среднесрочную программу приватизации государственного имущества города Москвы на 2017-2019 годы (приложение).

2. Ежегодно до 1 ноября текущего года в пределах показателей по доходам от реализации иного имущества, находящегося в собственности города Москвы, утвержденных законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период (за исключением имущества государственных автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы), Департаментом городского имущества города Москвы формируются срочные планы приватизации (на один год), которые утверждаются правовыми актами Департамента городского имущества города Москвы.

3. Продолжить в 2017-2019 годах приватизацию государственных унитарных предприятий и государственного имущества города Москвы (за исключением акций (долей)), содержащихся в среднесрочных программах приватизации государственного имущества города Москвы на 2005-2007 годы, 2008-2010 годы, 2011-2013 годы и 2014-2016 годы, по которым в 2016 году приватизация не завершена.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы С.С. Собянин
N п/п Наименование Основной государственный регистрационный номер Ведомственная подчиненность Срок приватизации
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «РЭМ» 1047727021198 Департамент городского имущества города Москвы 2017

В перечень государственных унитарных предприятий города, подлежащих преобразованию в акционерные общества, включен ГУП «РЭМ». Определен перечень обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Москвы и подлежат приватизации. Всего в перечень включено 51 общество.

Установлено, что ежегодно до 1 ноября текущего года Департамент городского имущества формирует срочные планы приватизации (на один год), которые утверждаются правовыми актами Департамента.

Принято решение продолжить в 2017-2019 гг. приватизацию ГУПов и госимущества Москвы, содержащихся в среднесрочных программах приватизации госимущества на 2005-2007 гг., 2008-2010 гг., 211-2013 гг. и 2014-2016гг, по которым в 2016 г. приватизация не завершена.

Различают несколько видов собственности:

  • общую долевую;
  • общую совместную.

Долевая форма собственности подразумевает владение имуществом в определенных долях. Как правило, долевая собственность возникает согласно условиям договора или наследования. Доли всех участников могут быть равными, или устанавливаться законодательными рамками, или определяться соглашением, подписываемым всеми участниками. Долевая собственность предполагает не только права, но и обязанности, которые стороны несут тоже в равной степени.

Согласно законодательству, право распоряжаться долевой собственностью принадлежит всем владельцам, и регламентируется общим соглашением, заключаемым сторонами. Каждый участник может подарить свою долю, продать ее, оставить в залог или завещать. Естественно, перед любыми манипуляциями с долями, необходимо информировать всех собственников о намерениях письмом, особенно, если предстоит продажа. В таком случае, другие собственники имеют преимущественные права на выкуп продаваемой доли тоже на равных условиях.

Если условие продажи не выполняется, то любой участник может обратиться в суд с требованием перевода прав собственника на себя и принять обязанности покупателя. В случае если требуется выделить долю в натуру и получить законную компенсацию, то вопрос придется разрешать тоже в суде.

Совместная форма собственности может быть установлена исключительно при ее разделе. Собственность может находиться в общем владении супругов, при условии, если она нажита в браке. Если один из супругов намерен совершить сделку или распорядится совместной собственностью, то он вначале обязан получить согласие второй стороны.

Права собственности могут быть получены в процессе приватизации, проведенной согласно законодательным нормам, унаследованы или презентованы другими лицами.

Приватизация – самый короткий, простой и экономичный путь получения прав на недвижимость. Приватизации подлежат любые объекты, определенные законодательством, в частности:

  • жилье;
  • земельные участки;
  • гаражи;
  • госпредприятия;
  • промышленные объекты;
  • акции.

Чтобы начать процесс приватизации необходимо собрать достаточно большой пакет документации:

  • заявление;
  • гражданские паспорта всех участников приватизации;
  • если объект (квартира или земельный участок) приватизируются впервые, необходима справка для подтверждения, так как в противном случае провести бесплатную приватизацию невозможно;
  • согласие всех, кто прописан на приватизируемой площади или претендует на владение участком;
  • договор о социальной аренде;
  • справка, подтверждающая отсутствие задолженностей по услугам ЖКХ или обременений;
  • справки из БТИ и ЕГРА;
  • технические документы.

Приватизация может проводиться на безвозмездной основе, если речь идет о квартирах и земельных участках, или платной, если предстоит приватизация промышленного объекта, или госпредприятия. Право бесплатной приватизации предоставляется только для одного объекта.

Хотя в последнее время, приватизация значительно упрощена, следует учитывать, что существует масса нюансов, потому может потребоваться помощь юристов.

Хотите поделиться?

Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.

В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  • Конкурсная продажа.
  • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  • Продажа через публичное предложение.
  • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
  • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
  3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

ВАЖНО: Перечень способов и порядок преобразования, приведённые выше – исчерпывающие. Никакие другие способы или варианты в России применяться не должны.

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.

Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:

  • дом не должен относиться к категории аварийных;
  • помещение не является общежитием;
  • оно не находится на территории городка при воинской части;
  • оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).

ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.

Есть также условие, относящееся и к приобретателю жилья в бесплатном порядке: он либо не должен был вообще ранее участвовать в приватизационном процессе, либо участвовал, будучи несовершеннолетним. После того, как однократное право взрослого реализовано, муниципальные квартиры можно лишь выкупать, но не получать бесплатно.

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение гос��дарственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Изменив данные в Кадастре о собственнике жилья, гражданин становится его полноправным владельцем.

Он вправе:

  • квартиру продать;
  • поменять;
  • заложить;
  • сдать третьим лицам;
  • подарить;
  • передать по наследству;
  • прописать или выписать граждан без уведомления об этом муниципалитета.

В обязанностях собственника остаются:

  1. забота о сохранности своего имущества;
  2. забота о состоянии не только самой квартиры, но и жилого фонда (например, участие в обслуживании и ремонте здания, где расположена квартира);
  3. оплата жилищного налога и налогов на прибыль от сдачи жилья в наём.

Приватизационные процедуры жилья, по сути, представляют собой законодательно установленную схему по бесплатной передаче объекта в собственность граждан. В соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин имеет право единожды приобрести в распоряжение (приватизировать) на безвозмездной основе жилье из государственного или муниципального фонда.

Приватизация квартиры по договору социального найма предполагает осуществление ряда необходимых действий, выполняемых в следующем порядке:

  1. Выявление наличия или отсутствия оснований для приватизации.
  2. Определение круга лиц, участвующих в приватизационных процедурах.
  3. Подготовка документации.
  4. Передача комплекта документации в уполномоченный орган.
  5. Заключение и получение приватизационного договора.

Перед тем, как начать процедуру, нужно убедиться, что все проживающие на жилплощади готовы стать её сособственниками. Те, кто отказывается от получения в собственность доли в квартире, должны написать отказ и заверить его у нотариуса. Больше от них ничего не потребуется.

На практике такое встречается нечасто и связано, в основном, с упрощением имущественных вопросов в будущем. Однако, следует помнить, что отказ одного из супругов от части квартиры означает, что при разводе она автоматически перейдёт тем, на кого оформлена, и не будет участвовать в разделе имущества. В случае смерти отказавшегося приватизированная квартира не станет частью наследственной массы, так как не относится к совместно нажитому в браке имуществу.

В законодательстве установлены условия передачи жилья в собственность нанимателей. Они таковы:

  • проводится по инициативе гражданина: обратившегося с заявлением в местную администрацию;
  • предоставившего полный пакет необходимых документов;
  • решение принимает собственник (муниципалитет, госорган);
  • наниматель обязан оформить право собственности в установленном порядке (зарегистрировать квартиру в Едином государственном реестре недвижимости ЕГРН).
  • Из приватизационного списка исключаются жилые помещения:

    • признанные местными властями аварийными;
    • в общежитиях;
    • в домах закрытых военных городков;
    • служебные жилые помещения;
    • находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

    Согласно указанному закону под приватизацией понимается безвозмездная передача гражданам на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

    С большим количеством проблем в последние годы сталкиваются наниматели-военнослужащие. Причем на законодательном уровне препятствий к использованию приватизационной привилегии у них нет. Суть проблем состоит в следующем:

    1. Как правило, наймодателем (собственником строений) военнослужащих выступает Министерство обороны.
    2. Ведомство не желает расставаться с жилым фондом, хотя не имеет к этому легитимных оснований. В ход идут:
        затягивание процесса;
    3. выдвижение неправомерных аргументов.

    Для сведения: в законе содержится запрет на передачу в собственность гражданам таких строений:

    • располагающихся на территории закрытых объектов (военных городков);
    • имеющих статус общежитий Министерства обороны.

    Практически все споры военнослужащим приходится решать в суде. Как правило, судьи становятся на защиту законных прав людей. Преимущество в этом случае получают военнослужащие:

    • подающие заявку на передачу жилья в собственность всех членов семейства;
    • воспитывающие несовершеннолетних детей.

    Несовершеннолетние жители РФ получили на законодательном уровне возможность участвовать в безвозмездной передаче жилья в собственность дважды:

    • вместе с родителями до 18-летия;
    • самостоятельно после обретения дееспособности.

    Внимание: использовать такие привилегии довольно сложно. Ведь собственникам, в число которых попадает ребенок после приватизации квартиры вместе с родителем, соцнайм не полагается.
    У детей-сирот и детей из числа оставшихся без попечения родителей более широкие возможности. Дело в том, что по социальным нормам государство берет на себя обязательство предоставить ребенку, оставшемуся без родительской опеки, жилую площадь. Делается это по следующим правилам:

    • если у таких детей нет дома в собственности;
    • после совершеннолетия ему выделяются квадратные метры по договору соцнайма;
    • отвечает за обеспечение таких лиц местная власть.

    Таким образом, бывший сирота или оставшийся без попечения родителей получает возможность воспользоваться приватизационной привилегией. Закон ограничивает ее определенным периодом. Правило установлено с целью защиты молодых людей от мошенничества.

    Каков порядок приватизации квартиры по договору социального найма

    Шаг 1. Подготовка документов

    Для приватизации земельного участка потребуются следующие документы:

    • заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению)
    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя
    • доверенность, если заявление подает представитель
    • документ, подтверждающий права заявителя на испрашиваемый земельный участок (договор безвозмездного найма и т.д.)
    • схема расположения земельного участка — если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок
    • выписка из ЕГРН на земельный участок (не представляется в случае, если земельный участок предстоит образовать). Вы вправе не представлять выписку из ЕГРН, поскольку орган, рассматривающий заявление, может получить их самостоятельно. Однако для ускорения решения вопроса рекомендуем собрать эти документы.
    • документы, подтверждающие право на приватизацию земельного участка (в частности, приказ о приеме на работу, выписку из трудовой книжки или трудовой договор, документы, подтверждающие статус многодетной семьи)

    В зависимости от того, кому принадлежит приватизируемый земельный участок, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок (если земельный участок находится в муниципальной собственности), или в территориальное управление Росимущества (если земельный участок находится в государственной собственности). Сведения о собственнике земельного участка указываются в выписке из ЕГРН. Вам должны выдать расписку, которая подтверждает получение заявления и прилагаемых к нему документов.

    Срок рассмотрения заявления — 30 дней. Срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть продлен до 45 дней.

    Если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, вы получите решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего можете сразу переходить к шагу 6. Если земельный участок предстоит образовать или его границы нужно уточнять, вы получите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    Заключите договор подряда с кадастровым инженером для проведения кадастровых работ по межеванию, в результате которых он подготовит межевой план. Кадастровые работы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть также проведены ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату. После выполнения кадастровых работ обратитесь в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ земельного участка либо с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, к заявлению приложите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    Приватизация (оформление в собственность) государственной и муниципальной земли

    Для этого уплатите госпошлину за регистрацию и представьте в Росреестр заявление о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Вы вправе сделать это по собственной инициативе, однако для ускорения процесса советуем приложить квитанцию.

    Размер госпошлины за регистрацию права собственности на земельный участок:

    • 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования
    • 2 000 руб. — в иных случаях

    Отказ Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок может быть обжалован в суде.

    В случае незаконного отказа администрации муниципального образования или Росимушества в предоставлении земельного участка в собственность, владелец земельного участка может обратиться с исковым заявлением для приватизации земельного участка через суд.

    Для приватизации земли через суд необходимо подготовить исковое заявление и документы, подтверждающие право на приватизацию, описанные выше. В случае возникновения сомнений в наличии права на приватизацию у уполномоченного органа он данные сомнения указывает в своем решении. Задача владельца земельного участка опровергнуть в суде данные сомнения, для этого, возможно, потребуется представить дополнительные доказательства суду.

    Для признания права собственности на дачный участок или иной земельный участок исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельного участка (исключительная подсудность). Рассмотрение иска о признании права собственности на земельный участок облагается госпошлиной, исходя из сложившейся судебной практики, требования о признании права собственности на землю через суд рассматриваются как имущественные, не подлежащие оценки, поэтому пошлина взимается 300 рублей для физических лиц.

    Важное изменение для членов СНТ, ДНТ, ОНТ: до 31 декабря 2020 года члены СНТ, ДНТ, ОНТ, созданных до 1 января 2019 года, имеют право независимо от даты вступления в члены приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, при этом земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного до 30.10.2001 года снт, днт или онт либо иной организации, при которой они были созданы и распределен по решению общего собрания членов или иного документа о распределении земельных участков данному члену товарищества (п. 2.7. ст. 3 137-ФЗ от 25.10.2001 в ред 217-ФЗ от 29.07.17 года вступает в силу с 01.09.2019). Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (п. 2 ст. 23 217-ФЗ от 29.07.17 в ред. 340-ФЗ от 03.08.2018 года).

    Нет времени заниматься приватизацией земельного участка? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги в сфере недвижимости с 2010 года и обладает обширным опытом приватизации имущества и судебном признании права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости. Мы предлагаем выгодные условия для владельцев недвижимости и традиционно работаем без предоплаты, что гарантирует завершение дела в вашу пользу в короткий срок (мы не получаем оплату услуг, пока вы не станете собственником земельного участка). Вы можете заказать услуги по приватизации земельного участка без предоплаты любым удобным способом: 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы.

    Процедуру приватизации регулирует Закон РФ № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ». В соответствии с этим нормативным актом граждане России вправе переоформить в личную собственность недвижимость, которую они используют на основании договора социального найма. При этом жилье должно находиться в муниципальном или государственном жилищном фонде.

    Разрешено переоформление как в личную, так и в общую собственность. В приватизации могут участвовать все лица, проживающие в квартире (в том числе и несовершеннолетние). При участии в приватизации детей до 14 лет их интересы представляют родители, опекуны или органы опеки и попечительства.

    Каждый гражданин РФ вправе бесплатно переоформить жилплощадь в личную собственность только однократно.

    Возможность бесплатной приватизации продлевалась несколько раз. В итоге власти внесли поправки в законодательные акты и отменили сроки.

    Теперь воспользоваться правом приватизации жилья в Москве и по всей России могут все граждане на бессрочной основе.

    Ограничение срока отменено ФЗ № 14 от 22 февраля 2017 г.

    Приватизация жилья (квартиры) в 2020-2021

    Если гражданину негде жить, он признается нуждающимся и не может самостоятельно приобрести квартиру, государство или муниципалитет предоставляет ему жилплощадь. Для этого заключается договор социального найма. Жилье предоставляется гражданам в порядке очереди.

    Чтобы встать в очередь необходимо получить статус малоимущих. Для этого потребуется доказать, что на каждого члена семьи приходится меньше прожиточного минимума. В муниципалитет предоставляются справки, подтверждающие доходы. Действовать можно через МФЦ.

    После получения жилья и оформления договора социального найма его можно сразу же приватизировать. Для этого подаются следующие документы:

    • заявление, оформленное на специальном бланке (даст сотрудник МФЦ или муниципалитета);
    • общегражданский паспорт заявителя;
    • паспорта всех членов семьи и лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилье;
    • доверенность и паспорт доверенного лица, если заявитель действует через представителя;
    • договор социального найма жилого помещения;
    • ордер на квартиру или выписку из распоряжения органа исполнительной власти;
    • свидетельства о рождении детей;
    • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года до начала проживания в приватизируемом жилье или иной документ, содержащий аналогичные сведения;
    • документ-подтверждение того, что право на приватизацию не использовалось по другому месту проживания;
    • согласие или отказ от приватизации, полученные от жильцов, оформленные письменно (отказ заверяется нотариально и составляется не позднее, чем за 30 дней до даты предоставления государственной услуги).

    Документы могут быть поданы лично или через портал Госуслуги. Для личной подачи бумаг необходимо обратиться в МФЦ. Территориальное расположение учреждения не имеет значения. Сотрудник МФЦ предоставит заявление, которое необходимо заполнить по образцу. Готовое заявление подписывается всеми участниками приватизации. К бланку прилагается пакет документов.

    Специалист примет документы и выдаст расписку в получении, в которой будет указана предварительная дата готовности. В указанную дату потребуется явиться в МФЦ повторно и подписать договор о передаче квартиры в собственность. При оформлении договора необходимо присутствие всех участников приватизации.

    Подписанный договор передается в МФЦ или в Росреестр для регистрации права собственности. Через 5-7 рабочих дней можно забрать документы и получить выписку из ЕГРН.

    В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 1541-1 помещения, находящиеся в общежитии, не подлежат приватизации.

    Если человек, проживающий в общежитии, желает переоформить занимаемую комнату в собственность, он может выкупить ее у владельца. Текущий собственник указывается в документе, на основании которого гражданин занимает жилое помещение.

    Служебное жилье также не подлежит приватизации по закону. Право пользования такой жилплощадью прекращается после расторжения или прекращения действия трудового договора.

    В этом правиле есть исключение. Человек может приватизировать служебное жилье в том случае, когда оно располагалось в ведомстве колхоза или совхоза.

    Квартиры из государственного жилищного фонда в первую очередь предоставляются социально-незащищенным слоям населения. В эту категорию входят дети, оставшиеся без попечения родителей.

    Приватизация жилья сиротами возможна через пять лет проживания в квартире на основании договора безвозмездного пользования. Этот срок необходим для адаптации. Весь пятилетний период сироте помогает представитель органа опеки и попечительства или опекун. Кром того, «правило пяти лет» защищает от мошеннических действий со стороны «черных риелторов» и других аферистов.

    По истечении пяти лет оформляется стандартный договор социального найма. После этого возможна приватизация квартиры в общем порядке.

    Особенность приватизации жилья сиротами заключается в том, что они не несут никаких финансовых расходов. Все госпошлины и другие затраты оплачиваются из бюджетных средств.

    При приватизации в договор передачи жилплощади включаются несовершеннолетние дети, проживающие совместно с заявителем или отдельно от него, но не утратившие права пользования данной недвижимостью. Несовершеннолетние граждане, которые принимают участие в приватизации, сохраняют право на однократное бесплатное переоформление жилья в будущем (после достижения 18-ти лет).

    Дети, проживающие в квартире, не могут быть лишены права на участие в приватизации. Это допустимо лишь в интересах несовершеннолетнего ребенка и с разрешения органов опеки и попечительства.

    1. Сбор справок и документов по квартире (комнате), оформление приватизации недвижимости — от 15 000 руб.
    2. Изменение финансового лицевого счета, восстановление утраченного ордера, сбор документов, оформление приватизации — от 20 000 руб.
    3. Юридическая консультация при приёме — бесплатно.
    4. Приватизация через суд — от 30 000 руб.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *