Научные статьи по государственной регистрации недвижимого имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Научные статьи по государственной регистрации недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Государственная регистрация недвижимости

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.

ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.

В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.

Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.

Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.

В нем отражены четыре вида выписки:
  • Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
  • Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
  • Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
  • Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.

Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей. В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.

При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.

В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.

ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы проверить готовность документов необходимо перейти на официальный сайт Росреестра. Там перейдя по соответствующей вкладке, откроется страница проверки. На ней необходимо указать номер заявки (его выдают после передачи заявления в регистрирующий орган), пройти спам проверку произведя введение указанных на картинке символов в специальное поле и нажать кнопку проверить.

Процедура занимает всего несколько секунд. После чего гражданину открывается возможность просмотреть статус готовности документов.

Научно-исследовательские работы

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

2011

№01

№02

2012

№01

№02

№03

№04

№05-06

№07

№08-09

№10

№11-12

2013

№01-02

№03-04

№05-06

№07-08

№09-10

№11

№12

Введение.

Глава 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество как явление и предмет научного анализа.

§ 1.1. Правовая природа, основные цели и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

§ 1.2. Развитие теории и практики государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в России.

Глава 2. Основные проблемы и противоречия гражданско-правового регулирования регистрации прав на недвижимое имущество.

§ 2.1. Противоречия правового регулирования, признания и подтверждения прав на недвижимое имущество.

§ 2.2. Правовое значение и основания отказа в государственной регистрации прав на недвижимость.

Глава 3. Особенности регистрации прав объектов недвижимости

§ 3.1. Особенности регистрации прав участников создания новых объектов недвижимости.

§ 3.2. Особенности регистрации прав на недвижимость, возникающих в результате правопреемства.

Библиографический список по теме «Регистрация права на недвижимое имущество»

1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • Судебная практика, как элемент разрешения противоречий в гражданско- правовом регулировании государством института сделок с недвижимостью

    КОЧКУРОВА Е.Г. — 2010 г.

  • О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    НОРКИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — 2009 г.

  • ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

    ЕПИФАНОВ ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ — 2012 г.

  • Генезис законодательства РФ о государственной регистрации прав на имущество

    СИНЕЛЬНИКОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА — 2013 г.

В современной российской юридической литературе нет однозначного вывода о том, чем является государственная регистрация: формирующейся отраслью российского права, комплексным правовым институтом, смешанным институтом, институтом административного или гражданского права.
Изучение общественных отношений, которые регулируются законодательством РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, показывает, что они являются двухуровневыми. Их первый уровень составляют отношения между сторонами, желающими заключить сделку. Такие отношения носят гражданско-правовой характер, также они имеют частный характер и регулируются нормами материального права. Второй уровень общественных отношений, регулируемых законодательством о государственной регистрации, образуют отношения между органом госу-дарственной регистрации и заявителем. По мнению Кирсанова А. Р., эти правоотношения имеют публичный, административно-правовой характер. В случае конфликтных ситуаций могут возникнуть еще гражданско-процессуальные отношения, возникающие между судом и заявителем, а при вынесении положительного решения — судом и регистрирующим органом.
В.Д. Сорокин отмечает, что гражданско-правовые нормы института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним тесно связаны с административно-правовыми. Это проявляется и при оспаривании зарегистрированных прав. А.Л. Ильченко указывает, что использование способов оспаривания зарегистрированного права связано с разрешением споров, вытекающих из административных правоотношений, и до разрешения в суде спора о праве неприменимо. В этом проявляется тесная связь норм гражданско-правовых и административно-процессуальных. Таким образом, мы видим, что взгляд на государственную регистрацию как институт исключительно административно-правовой или преимущественно административно-правовой не совсем верен. Этот институт представляет собой в структуре российского права комплексное образование.
М.Г. Пискунова полагает, что институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит смешанный характер, поскольку содержит нормы, характерные для разных отраслей права. С.С. Алексеев отмечает, что смешанные институты возникают на стыке отдельных правовых сфер, в точках их соприкосновения проникают элементы, свойственные другой отрасли. В областях функционирования родственных отраслей, то есть отраслей, образующих конгломерат, формирование подобных смешанных институтов логично.
Существует точка зрения на государственную регистрацию как комплексный правовой институт. Подобное мнение разделяет А.Р. Кирса-нов, он утверждает, что регистрационное право — формирующаяся отрасль российского права. По моему мнению, это утверждение является спорным по следующим причинам. Прежде всего, отсутствует достаточное количество тех источников, чем практика руководствуется в решении юридических дел и на базе которых можно было бы сформировать новую самостоятельную отрасль права. Любая отрасль права тяготеет к тому, чтобы иметь собственный кодифицированный акт. Закон о госрегистрации, как мы убедились выше, не может претендовать на роль акта, регулирующего все без исключения отношения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Во многом недостаток правового регулирования восполняется за счет подзаконных нормативных актов. Кодифицированный же акт (как, например, ГК РФ в гражданском праве РФ) должен быть направлен на максимальное урегулирование отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Безусловно, отрасль права может существовать и без единого кодифицированного акта, однако при этом обязательно должно быть принято несколько федеральных законов, которые бы подробно регламентировали соответствующие отношения. В рамках регистрационного права мы этого не наблюдаем. Существует ГК РФ и Закон о госрегистрации, в которых закреплены основополагающие нормы о государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом, но они регламентируют эти отношения не в полной мере. Существуют и иные федеральные законы, о которых я упомянула выше и предметом регулирования которых не выступает государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью, однако при этом они имеют отдельные нормы, посвященные регулированию отношений по данной регистрации. Многие технические вопросы урегулированы подзаконными нормативными актами и судебной практикой. Все это свидетельствует о сдержанном внимании законодателя к деятельности регистраторов, что, в конечном счете, не позволяет сделать вывод о возможности появления самостоятельной отрасли регистрационного права. Наконец, в такой отрасли права как административное право существует мнение, которое высказано представителями юридического факультета МГУ им. Ломоносова Алехиным и Кармолицким о том, что не стоит в рамках административного права выделять отдельные отрасли права, а админи-стративно-процессуальное право нуждается в унификации, тем более что рядом ученых-правоведов предлагаются проекты по кодификации административно-процессуального законодательства.

Вы находитесь на сайте компании «Геодезия и кадастр». С 2003-го года мы предоставляем кадастровые услуги, подготавливаем межевые, технические планы, акты обследования и экспертные заключения в целях кадастрового учета и регистрации права. Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и разработкой алгоритма решения вашей задачи.

Госдума приняла масштабные поправки в процедуру регистрации недвижимости

Нажмите на активную сноску снова, чтобы вернуться к чтению текста.

[1] СПС «КонсультантПлюс».

  1. Бетхер В.А. Самовольное создание и (или) изменение объектов недвижимости в Российской Федерации (гражданско-правовой аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – Томск, 2016. – 24 с.
  2. Дискин Е.И. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебных актов: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2013. – 25 с.
  3. Емельянова Е.А. Правовые проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – Самара, 2004. – 220 c.
  4. Козлова Е. Б. Развитие системы договорных моделей, опосредующих создание объектов недвижимого имущества в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03. – М., 2015. – 43 с.
  5. Петрушкин В.А. Системный анализ гражданско-правовой модели оборота недвижимости: проблемы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.03. – М., 2014. – 43 с.
  6. Полунеева Е.В. Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (гражданско-правовой аспект): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2004. – 192 c.
  7. Пустовалова Е.А. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – М., 2012. – 23 с.
  8. Спицына Н.В. Судебное оспаривание решений, действий (бездействия), ненормативных правовых актов федеральной регистрационной службы по делам, связанным с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.15. – М., 2006. – 180 c.
  9. Яковлев А.Я. Административно-правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. – М., 2006. – 178 c.
  1. Bether V.A. Unauthorized creation and (or) changes in of real estate objects in the Russian Federation (civil-legal aspect): synopsis of candidate of juridical science dissertation [Samovol’noe sozdanie i (ili) izmenenie ob»ektov nedvizhimosti v Rossijskoj Federacii (grazhdansko-pravovoj aspekt): avtoreferat dissertatsii candidata yuridicheskikh nauk]. Tomsk, 2016. 24 p. (In Russ.)
  2. Diskin E. I. The state registration of rights to real estate on the basis of judicial acts: synopsis of candidate of juridical science dissertation [Gosudarstvennaya registraciya prav na nedvizhimoe imushchestvo na osnovanii sudebnyh aktov: avtoreferat dissertatsii candidata yuridicheskikh nauk]. Moscow, 2013. 25 p. (In Russ.).
  3. Emel’yanova E.A. Legal problems of state registration of rights to real estate and transactions with it: synopsis of candidate of juridical science dissertation [Pravovye problemy gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim: avtoreferat dissertatsii candidata yuridicheskikh nauk]. Samara, 2004. 220 p. (In Russ.).
  4. Kozlova E.B. Development of the system of contractual models that mediate the creation of real estate objects in the Russian Federation: synopsis of doctor of juridical science dissertation [Razvitie sistemy dogovornyh modelej, oposreduyushchih sozdanie ob»ektov nedvizhimogo imushchestva v Rossijskoj Federacii: avtoreferat dissertatsii doktora yuridicheskikh nauk]. Moscow, 2015. 43 p. (In Russ.).
  5. Petrushkin V.A. System analysis of civil-legal model of real estate sales: theory and practice problems: synopsis of doctor of juridical science dissertation [Sistemnyj analiz grazhdansko-pravovoj modeli oborota nedvizhimosti: problemy teorii i praktiki: avtoreferat dissertatsii doktora yuridicheskikh nauk]. Moscow, 2014. 43 p. (In Russ.).
  6. Poluneeva E.V. Institute of state registration of rights to real estate and transactions with it (civil aspect): candidate of juridical science dissertation [Institut gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim (grazhdansko-pravovoj aspect): dissertatsia candidata yuridicheskikh nauk]. Moscow, 2004. 192 p. (In Russ.).
  7. Pustovalova E.A. The state registration of rights to real estate at the present stage of development of civil legislation: synopsis of candidate of juridical science dissertation [Gosudarstvennaya registraciya prav na nedvizhimoe imushchestvo na sovremennom ehtape razvitiya grazhdanskogo zakonodatel’stva: avtoreferat dissertatsii candidata yuridicheskikh nauk]. Moscow, 2012. 23 p. (In Russ.).
  8. Spicyna N.V. The court challenging the decisions, actions (inaction), non-normative legal acts of the Federal Registration Service of the cases related to state registration of real estate rights and transactions with it: candidate of juridical science dissertation [Sudebnoe osparivanie reshenij, dejstvij (bezdejstviya), nenormativnyh pravovyh aktov federal’noj registracionnoj sluzhby po delam, svyazannym s gosudarstvennoj registraciej prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim: dissertatsia candidata yuridicheskikh nauk]. Moscow, 2006. 180 p. (In Russ.).
  9. Yakovlev A.Ya. Administrative legal regulation of state registration of rights to real estate and transactions with it in the Russian Federation: candidate of juridical science dissertation [Administrativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim v Rossijskoj Federacii: dissertatsia candidata yuridicheskikh nauk]. Moscow, 2006. 178 p. (In Russ.).

1. Государственная регистрация производного вещного права на земельный участок, право собственности на который возникло и оформлено в установленном порядке до 1 января 2013 года, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на такой земельный участок (кроме случаев, когда право собственности на такой земельный участок уже зарегистрировано в Государственном реестре прав) на основании заявления о государственной регистрации прав.

2. Государственная регистрация права собственности на земельный участок в случае подачи заявления о государственной регистрации прав приобретателем производного вещного права на такой земельный участок может осуществляться без представления заявителем документа, на основании которого возникло право собственности, при условии наличия информации о зарегистрированном земельный участок в Государственном земельном кадастре и до момента автоматизированного переноса в Государственный реестр прав записей (сведений) о вещных правах и обременениях на земельные участки из Государственного реестра земель.

  • Новая статья на сайте: «Новая программа от Сбербанка «СберПремьер»: особенности и условия», 15.05.2021
  • Новая статья на сайте: «Банковский вклад: что такое, виды, обязанности банка, права вкладчиков», 11.05.2021
  • Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021
  • Зачем оформляется закладная на квартиру при ипотеке и какие возможности она предоставляет банку
  • Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
  • За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Семейное право», 08.10.2020
  • Подборка материала за сентябрь 2020 года, 01.10.2020
  • Подборка материалов по теме: «Ценные бумаги», 18.10.2020
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Наследственное право», 17.09.2020
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Гражданское право», 21.09.2020

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) преимущественные интересы — права (обременения прав) на недвижимое имущество, которые в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами не подлежат обязательной государственной регистрации в правовом кадастре и признаются действительными без государственной регистрации;

2) ранее возникшее право (обременение права) — право (обременение права) на недвижимое имущество, которое возникло до 1 марта 1996 года и действительно при условии его соответствия законодательству, действовавшему на момент возникновения соответствующего права;

3) учетная регистрация — регистрация прав (обременении прав) на недвижимое имущество с целью учета прав (обременении прав) на недвижимое имущество, действительных без государственной регистрации в правовом кадастре, в том числе ранее возникших прав;

4) личный сервитут — сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости;

5) недвижимое имущество (недвижимость) — земельные участки, здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;

6) государственная регистрация прав на недвижимое имущество (далее — государственная регистрация) — обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременении прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в правовом кадастре в порядке и сроки, установленные настоящим Законом и иными законами;

7) первичный объект недвижимости — здания и сооружения различного функционального назначения, а также объекты особого регулирования и градостроительной регламентации;

8) вторичный объект недвижимости — жилые и нежилые помещения, которым в целях регистрации прав на них присваиваются кадастровые номера как объектам индивидуального (раздельного) права собственности (иного вещного права);

9) обременение права на недвижимое имущество — любое ограничение права на недвижимое имущество, возникшее в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или соглашением сторон и выражающееся в ограничении правомочия правообладателя на владение, пользование и (или) распоряжение недвижимым имуществом;

10) формирование объекта недвижимости — процесс установления уникальных идентификационных характеристик объекта недвижимости и присвоение ему кадастрового номера;

11) служащий объект недвижимости — объект недвижимости, обремененный сервитутом;

12) идентификационные характеристики объекта недвижимости — сведения об объекте недвижимого имущества, включая адрес, регистрационный код адреса (при его наличии), вид недвижимости, кадастровый номер, форму собственности, количество составляющих, категорию земель, делимость, целевое назначение, этажность, площадь (общая, жилая, полезная), необходимые для целей ведения правового кадастра;

13) юридические притязания — юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами либо наличии интереса в отношении прав на недвижимое имущество, сделок с ним;

14) кадастровый номер — индивидуальный, не повторяющийся на территории Республики Казахстан, номер объекта недвижимости, который присваивается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

15) объект кондоминиума — имущественный комплекс, состоящий из земельного участка (земельных участков), первичных и вторичных объектов, на который устанавливается в соответствии с законодательством Республики Казахстан собственность на недвижимое имущество в форме кондоминиума;

16) правоустанавливающие документы — документы, на основании которых возникают, изменяются и (или) прекращаются права (обременения прав) на недвижимое имущество;

Новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года

Статья 37. Государственная регистрация изменения, прекращения или установления обременении в отношении ранее возникших прав, признаваемых без государственной регистрации

1. В государственной регистрации изменения, прекращения ранее возникших прав на недвижимое имущество (обременении прав), признаваемых возникшими без государственной регистрации в правовом кадастре, или установления обременения в отношении ранее возникших прав не может быть отказано в связи с отсутствием регистрации такого права (обременения права).

2. При переходе ранее возникшего права в результате его отчуждения или наступления иных юридических фактов запись о возникновении ранее возникшего права и его прекращении осуществляется одновременно с регистрацией возникновения права у приобретателя.

3. Для государственной регистрации в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, заявитель (уполномоченный его представитель), кроме случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, должен представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие ранее возникшее право (обременение права) на недвижимое имущество. Указанные документы должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент возникновения права (обременения права).

4. Правообладатель ранее возникшего права (уполномоченный представитель) должен в письменном виде представить в регистрирующий орган сведения о ранее возникших обременениях такого права, признаваемых без государственной регистрации. При наличии документов, подтверждающих такие обременения, запись о них в регистрационном листе осуществляется в таком же порядке, что и запись о ранее возникших правах.

5. Для целей государственной регистрации обременении, устанавливаемых в отношении ранее возникших прав на недвижимое имущество по решению судов, правоохранительных, иных государственных органов и в иных случаях, когда обременение налагается не по волеизъявлению правообладателя, регистрирующий орган заводит информационную базу по субъектному признаку в тех случаях, когда в правовом кадастре отсутствует какая-либо информация об объекте недвижимости, его правообладателе, а заявитель не имеет возможности представить документы, подтверждающие ранее возникшее право.

Статья 38. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на незарегистрированном земельном участке

1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, право на которое не зарегистрировано, не допускается без регистрации прав на земельный участок, если право на такой участок возникло после введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не признается возникшим без государственной регистрации. Государственная регистрация прав на земельный участок и указанные объекты недвижимости может быть осуществлена одновременно.

2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, право на который не зарегистрировано в правовом кадастре и действительно без государственной регистрации как ранее возникшее право, допускается в тех случаях, когда одновременно производится учетная регистрация права на земельный участок по правилам, установленным в главе 6 настоящего Закона для систематической регистрации ранее возникших прав.

3. Государственная регистрация прав на здания (строения, сооружения) комплекса «Байконур», закрепленные за государственным юридическим лицом, а также государственная регистрация прав на производственные здания (строения, сооружения), построенные за счет инвесторов на земельных участках, принадлежащих на праве собственности другому лицу, с согласия собственника земельного участка, осуществляется без привязки к земельному участку в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Республики Казахстан.

Сноска. Статья 38 с изменениями, внесенными законами РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 02.01.2021 № 399-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 39. Государственная регистрация объекта кондоминиума

1. Для государственной регистрации объекта кондоминиума в регистрирующий орган представляется письменное заявление не менее чем от двух собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома.

При государственной регистрации объекта кондоминиума регистрирующий орган вносит сведения в правовой кадастр в соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях».

2. Государственная регистрация объекта кондоминиума может быть произведена на основании электронного заявления, поданного посредством сети Интернет, в порядке, определяемом уполномоченным органом.

3. Если на момент государственной регистрации объекта кондоминиума в правовом кадастре отсутствуют сведения о регистрации права на земельный участок, регистрирующий орган вносит сведения о земельном участке из автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра.

Статья 56. Объекты и правовое значение систематической регистрации в правовом кадастре

1. Систематическая регистрация осуществляется с целью пополнения правового кадастра сведениями о ранее возникших правах (обременениях прав) на недвижимое имущество и носит учетный характер.

2. Дата возникновения ранее возникшего права (обременения права) на недвижимое имущество при систематической регистрации определяется на основании правоустанавливающих документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действовавшим на момент возникновения ранее возникшего права (обременения права).

Статья 57. Порядок осуществления систематической регистрации в правовом кадастре

1. Сроки и порядок проведения систематической регистрации в Республике Казахстан определяются уполномоченным органом.

2. Систематическая регистрация ранее возникших прав (обременении прав) на недвижимое имущество может быть осуществлена путем подачи заявления правообладателем и (или) перевода действительных данных о ранее возникших правах (обременениях прав) из других информационных систем.

3. Для осуществления систематической регистрации необходимо оповещение населения в порядке, установленном уполномоченным органом.

4. При проведении систематической регистрации может быть осуществлен перевод данных о ранее возникших правах и обременениях прав на недвижимое имущество, которые имеются в регистрирующем органе или в других государственных органах. Передача документов, имеющих отношение к ранее возникшим правам (обременениям прав) на недвижимое имущество, от других государственных органов (организаций) осуществляется по процедуре, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан по согласованию с государственными органами, располагающими действительными данными о ранее возникших правах (обременениях прав).

5. Перевод данных о ранее возникших правах и обремененных прав на недвижимое имущество в правовой кадастр может быть осуществлен при условии действительности данных, содержащихся в регистрирующем органе или в других государственных органах.

6. Систематическая регистрация ранее возникших прав (обременении прав) на недвижимое имущество осуществляется безвозмездно.

Сноска. Статья 57 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 58. Особенности осуществления систематической регистрации в отдельных случаях

1. Если у правообладателя, подавшего заявление о регистрации прав на первичный или вторичный объект недвижимости, отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок либо на актах старого образца или иных документах, подтверждающих возникновение прав на земельный участок в соответствии с ранее действовавшим законодательством, отсутствуют сведения, необходимые для целей ведения правового кадастра, то регистрирующий орган обязан произвести учетную регистрацию ранее возникшего права на первичный или вторичный объект недвижимости.

Учетная регистрация ранее возникшего права на земельный участок осуществляется после выдачи уполномоченным органом идентификационного документа на земельный участок на основании акта старого образца или иных документов, подтверждающих возникновение прав на земельный участок в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Для регистрации правообладатель представляет акт старого образца или иной документ, подтверждающий возникновение прав на земельный участок в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и идентификационный документ на земельный участок.

При отсутствии у правообладателя правоустанавливающего документа на земельный участок оформление прав на него осуществляется в установленном порядке.

2. При осуществлении учетной регистрации ранее возникших прав на первичные и вторичные объекты регистрирующий орган не вправе требовать от правообладателя представления нового технического паспорта на объект недвижимости. В случае необходимости государственное техническое обследование при проведении систематической регистрации осуществляется безвозмездно регистрирующим органом.

Статья 59. Порядок разрешения споров

Примечание ИЗПИ!
Статья 59 предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

Споры, связанные с государственной регистрацией, разрешаются в судебном порядке.

Статья 60. Переходные положения

1. Ранее возникшие права признаются действительными при условии их соответствия законодательству, действовавшему на момент возникновения соответствующего права.

2. Государственная регистрация, произведенная органами по оценке и регистрации недвижимости после введения системы государственной регистрации и до создания в 1997 году регистрирующих органов, имеет юридическую силу.

3. Физические и юридические лица, не зарегистрировавшие права на недвижимое имущество до введения в действие настоящего Закона, обязаны зарегистрировать свои права в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.

Статья 61. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 25 декабря 1995 года N 2727 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 24, ст. 168; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 21, ст. 277; 2001 г., N 24, ст. 338; 2002 г., N 17, ст. 155; N 18, ст. 157; 2004 г., N 17, ст. 99; 2006 г., N 19-20, ст. 119).

Президент
Республики Казахстан

Следуя традиционному подходу, институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляется целесообразным подразделить на две взаимосвязанные части: материально-правовую и формально-правовую. Такой подход находит свое закрепление в действующем законодательстве.

Материально-правовая часть государственной регистрации, содержащая положения, касающиеся возникновения, изменения, прекращения и осуществления гражданских прав в отношении недвижимости (объекты и случаи государственной регистрации, юридическое значение государственной регистрации), закреплена, по общему правилу, основным по юридической значимости гражданско-правовым нормативным актом — Гражданским кодексом.

Материально-правовую сторону института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации образуют: принцип публичности (внесения) прав на недвижимое имущество, принцип публичной достоверности (бесповоротности) государственной регистрации, принцип исправления, принцип возражения (протестации), принцип отметки (предварительной регистрации) и принцип изъятия от действия давности.

1. Первым материально-правовым принципом, на котором основана система укрепления прав на недвижимость, является принцип публичности (внесения) прав на недвижимое имущество. Г. А. Свердлык справедливо отмечал, что «…поскольку все принципы гражданского права не сумматив-ный конгломерат, а целостная система, то в соответствии с закономерностями, присущими ее элементам, они не могут быть однопорядковыми» . Основополагающим принципом института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выступает принцип публичности.

Принцип публичности (внесения) в соответствии с его традиционным пониманием означает, что всякое изменение в правовом состоянии недвижимости подлежит записи (государственной регистрации) публичным порядком в специальную книгу (единый государственный реестр; в русской дореволюционной цивилистике указанная книга именовалась поземельной или вотчинной). При этом изменение в правовом состоянии недвижимости, по общему правилу, происходит с момента (не иначе как посредством) соответствующей регистрации.

Изменение в правовом состоянии недвижимости включает в себя и первоначальное возникновение права на недвижимость, и его переход, в результате которого одно лицо приобретает право, а у другого оно прекращается, и изменение в виде установления ограничений и обременении, которые зачастую сами по себе представляют права, подлежащие регистрации, а также прекращение права. Использование словосочетания «право на недвижимость» делает понятным, что речь идет, прежде всего, о вещных правах, однако на современном этапе взаимного влияния вещных и обязательственных элементов право на недвижимость может возникать на основании прав, исторически сложившихся как обязательственные (например, право по поводу арендованного имущества) .

Свое нормативное закрепление принцип публичности находит в ст. 8, 131, 164, 219, 433 ГК РФ, а также в ст. 2 и 4 Закона о регистрации недвижимости. Так, в соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникнове ниє, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстициями. Статьей 8 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Принцип публичности относится к обязательным элементам всякой ипотечной системы и, имея различные границы своего действия, может быть выявлен в германской, французской, англоамериканской, колониальной и российской дореволюционной системах укрепления прав на недвижимость1.

Обоснование принципа публичности видится в необходимости укрепления прочности оборота. Объективная неподвижность недвижимости позволяет в одном месте вести записи о правах на недвижимые вещи, расположенные на определенной территории. Данные сведения дают возможность точно установить фигуру правообладателя и тем самым обеспечивают уверенность третьих лиц, вступающих в правоотношения по поводу недвижимости, в том, что другой стороной в правоотношении выступает именно правообладатель. Тем самым и обеспечивается прочность оборота. Введение такого надежного акта укрепления права как запись делает более удобным как положение правообладателя, так и третьих лиц. Для доказательства существования своего права на недвижимость правообладателю достаточно представить документ о зарегистрированном праве. Участникам гражданского оборота уже нет необходимости довольствоваться опровержимой презумпцией права собственности на стороне владельца, они могут беспрепятственно получить информацию о правах на интересующий их объект недвижимости.

Для этого необходимо представить один из следующих документов, а именно?

  • заключенный в установленном законом порядке договор, предметом которого является недвижимое имущество, вещные права на которое подлежат государственной регистрации или его дубликата;
  • свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов, выданного нотариусом или консульским учреждением Украины, или его дубликата;
  • свидетельство о праве на наследство, выданного нотариусом или консульским учреждением Украины, или его дубликата;
  • выданное нотариусом свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись, или их дубликатов;
  • свидетельство о праве собственности, выданного органом приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилищном фонде, или его дубликата;
  • свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданного до 1 января 2013 года органы местного самоуправления или местной государственной администрацией, или его дубликата;
  • решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, принятого владельцем недвижимого имущества или лицом, уполномоченным управлять таким имуществом;
  • государственный акт на право частной собственности на землю, государственного акта на право собственности на землю, государственного акта на право собственности на земельный участок или государственного акта на право постоянного пользования землей, выданных до 1 января 2013 года;
  • решение суда, вступившее в законную силу, о праве собственности и других вещных прав на недвижимое имущество;
  • определения суда об утверждении (признании) мирового соглашения;
  • завещания, которым установлен сервитут на недвижимое имущество;
  • решение уполномоченного законом органа государственной власти о возвращении объекта недвижимого имущества религиозной организации;
  • решение собственника имущества, уполномоченного им органа о передаче объекта недвижимого имущества из государственной в коммунальную собственность или из коммунальной в государственную собственность или из частной в государственную или коммунальную собственность.
  • 1) Консультацию;
  • 2) Помощь наших специалистов в разработке подхода для взаимодействия с органом государственной регистрации;
  • 3) Подготовку и подачу необходимых документов для регистрации прав на недвижимость;
  • 4) Сопровождение государственной регистрации;
  • 5) Предоставление необходимых документов на недвижимость;
  • 6) Помощь в разрешении судебных споров по вопросам недвижимости (в случае необходимости)

Выбирая «Legal Solutions», Вы можете быть уверенными в качестве предоставленной услуги и эффективной работе наших специалистов.


ЗАКАЗАТЬ
УСЛУГУ

Оставьте нам заявку и мы
в скором времени
свяжемся с Вами!

  • Права собственности на квартируСобираетесь продать, подарить, передать в наследство квартиру? Ваше жилье в новостройке уже готово и сдано в эксплуатацию? Выиграли суд, и за вами при…
  • Узаконить перепланировку квартирыВ соответствии с изменениями, внесенными в Правила пользования помещениями жилых домов и общежитий в 2016 году, при переоборудовании квартир получение…
  • Оформление права собственности на домОсуществление сделок с недвижимостью невозможно, если у вас не зарегистрировано на нее право собственности. Чаще всего процедура регистрации требуется…
  • Приватизация жильяНа сегодняшний день в Украине приватизирована большая часть жилья, в то же время еще есть квартиры, которые не оформлены в собственность фактических и…
  • Предварительная независимая экспертиза недвижимостиСобираетесь купить квартиру, землю, а возможно, недостроенный дом? Тогда вы наверняка помните, что вам предстоит серьезная сделка, а объект стоит нема…
  • Юридические компании
  • Юристы Киева
  • Адвокаты Украины
  • Нотариусы Украины
  • Государственные нотариусы
  • Частные нотариусы

Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • 1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
  • 2) Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, обеспечивающая обработку, хранение и предоставление сведений о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения;
  • 3) заявитель:
    • владелец, другой правоприобретатель, сторона сделки, в которых возникло, перешло ли прекратилось вещное право, или уполномоченные ими лица — при подаче документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и иных вещных прав;
    • орган государственной власти, его должностное лицо, которым установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлены, изменены или прекращены обременения, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения имущественных прав;
    • ипотекодержатель, лицо, в интересах которого установлена, изменена или прекращена ипотека, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения ипотеки;
    • орган местного самоуправления — в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
    • лицо, за которым закреплен личный счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо — в случае проведения государственной регистрации права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения , пристройки к ним, были закончены строительством в 5 августа 1992 и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которым в соответствии с законодательством осуществлялось ведение похозяйственного учета;
    • частный партнер (концессионер) — в случае проведения государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на недвижимое имущество, вещные права на которое возникли в результате создания и / или строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения), и / или управление (пользование, эксплуатация, техническое обслуживание) по договору, заключенному в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессионным договором;
    • государственный партнер (концессиедатель) или по его поручению государственное или коммунальное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другом хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству, — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения права государственной или коммунальной собственности на земельный участок, необходимый для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии), для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения прав на такой земельный участок;

    1. Общими принципами государственной регистрации прав являются:

    • 1) обеспечение государством объективности, достоверности и полноты сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и их обременения;
    • 2) обязательность государственной регистрации прав в Государственном реестре прав;
    • 2-1) одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав;
    • 3) публичность государственной регистрации прав;
    • 4) внесение сведений в Государственный реестр прав исключительно по основаниям и в порядке, определенным этим Законом;
    • 5) открытость и доступность сведений Государственного реестра прав.

    2. Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.

    3. Имущественные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий:

    • 1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения;
    • 2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательной регистрации.

    4. Любые действия лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и их обременений, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, могут совершаться, если имущественные права на такое имущество зарегистрированы согласно требованиям этого Закона, кроме случаев, когда вещные права на недвижимое имущество, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 28 настоящего Закона.

    5. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества.

    На основании решения Министерства юстиции Украины государственная регистрация права собственности и других вещных прав в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, определенных абзацем первым настоящей части, или независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация прав проводится по заявлениям в сфере государственной регистрации прав любым государственным регистратором с учетом требований, установленных абзацами первым — третьим этой части, кроме случая, предусмотренного статьей 32-1 настоящего Закона.

      1. Государственной регистрации прав подлежат:

      • 1) право собственности и право доверительной собственности как способ обеспечения исполнения обязательства на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;
      • 2) вещные права на недвижимое имущество, производные от права собственности:
        • право пользования (сервитут);
        • право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис)
        • право застройки земельного участка (суперфиций);
        • право хозяйственного ведения;
        • право оперативного управления;
        • право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
        • право пользования (найма, аренды) зданием или другим капитальным сооружением (их отдельной части), что возникает на основании договора найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет;
        • (Абзац девятый пункта 2 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
        • право доверительной собственности (кроме права доверительной собственности как способа обеспечения исполнения обязательств);
        • другие вещные права в соответствии с законом;
      • 3) (Пункт 3 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
      • 4) обременения прав на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства:запрет отчуждения и / или пользования;
        • арест;
        • ипотека;
        • требование нотариального удостоверения договора, предметом которого является недвижимое имущество, установленная собственником такого имущества;
        • налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;

      2. При определении долей в праве общей собственности или их изменения, изменения субъекта управления объектами государственной собственности, изменения правоприобретателя вещного права, производного от права собственности, срока действия такого вещного права, а также изменения обременителя, лица, в интересах которой установлено обременение прав, или изменения условий обременения проводится государственная регистрация таких изменений, при этом дата и время государственной регистрации прав, обременений прав остаются неизменными.

      1. В Государственном реестре прав регистрируются вещные права и их обременения на земельные участки, а также на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а именно: жилые дома, здания, сооружения, а также их отдельные части, квартиры, жилые и нежилые помещения.

      2. Если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такое имущество проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона.

      3. Право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части могут быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором они расположены.

      Право собственности на квартиру, жилое и нежилое помещение может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части, в которых они расположены.

      4. Не подлежат государственной регистрации вещных правах и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, что является принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промысловые трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.

      Каждая страна строит свою систему регистрации основываясь на исторически сложившихся традициях в области права и учета объектов недвижимости.

      В мире существуют три принципиально различные системы регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом:

      • кадастровая система;
      • система торренса;
      • система «публичных записей»

      Кадастром (юридическим кадастром) называется систематически поддерживаемый публичный реестр письменных сведений об объектах недвижимости на территории региона (страны), основанный на картографическом изображении границ участков недвижимой собственности, которым присваиваются определенные обозначения. Границы участков земли при кадастровой системе постоянны, что позволяет легко установить местоположение любого земельного участка на территории данной страны.

      Ведение кадастра возможно на основе длительного существования налаженной системы сбора и обновления данных о земельных участках, их владельцах, переходе прав на них, что позволяет однозначно идентифицировать земельные участки по их местоположению и характеристикам, точно ответить на вопрос о его принадлежности и существующих обременениях.

      При ведении кадастра государство регламентирует правила составления карт участков собственности на основе кадастровой съемки и ведения регистров сведений об участках или объектах, а также об их владельцах. На основе кадастровой съемки составляется кадастровая карта участка, района или региона.

      Основой для системы регистрации являются реестры, представляющие собой единые табличные формы для выполнения юридических записей о правах, сделках и обременениях.

      Различают:

      • поземельный регистр,
      • регистр недвижимости
      • регистр аренды.

      В ряде государств кроме непосредственного учета участков владения принимается во внимание также расширенный список состава недвижимости, т. е. все строения на данном участке, а также цена участка.

      В кадастровой системе регистрируется каждый акт возникновения и передачи права собственности, изменения состава недвижимости, разделения прав на объект недвижимости, залога и пр. Основной учетной единицей кадастровой системы является имеющий выход к коммуникациям и к системе путей сообщения (дорогам) участок земли в виде ограниченной замкнутой территории.

      Система Торренса применяется в странах с нормами общего права. Система названа по имени ее автора, Р. Торренса, впервые применившего ее в Южной Австралии в XIX в.

      Такая система распространена в Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Имели место попытки введения ее в США, однако поскольку они осуществлялись на добровольной основе, то с учетом значительных затрат на формирование титула не имели большого успеха.

      В этой системе обеспечение прав на недвижимость осуществляется с помощью передачи титула и публичной записи о сделке.

      Под титулом понимается законное право собственности на недвижимость, удостоверенное набором документов, имеющих юридическую силу и позволяющих составить краткую историческую справку обо всех публично утвержденных и зарегистрированных сделках с данной недвижимостью. К такого рода документам относят все записи, касающиеся недвижимости (предшествующие сделки, договоры о передаче прав, завещания), документы, относящиеся к косвенным правам на данную недвижимость (закладные, сервитуты и другие обременения).

      Титул устанавливает количество прав относительно недвижимости, передающихся от покупателя к продавцу. Качество титула зависит от полноты портфеля документов на эту недвижимость. При продаже недвижимости, как правило, требуется проверка качества титула, которая осуществляется специализированными адвокатскими фирмами.

      Доброкачественный титул означает, что его передача наследнику или покупателю представляет собой фактическую передачу собственности.

      Товарным считается титул, который документально подтверждает все существующие права на данную недвижимость. Покупатель может приобрести титул заложенного имущества, но в документах должны быть указаны все прежние закладные по титулу, чтобы покупатель мог сам решить, стоит приобретать данное имущество или нет.

      Какие-либо отягощения относительно данного объекта недвижимости, по которым еще не вынесено окончательное решение, и которые, если окажутся действительными, испортят титул владельца, называются «пятнами на титуле».

      Система регистрации на основе публичных записей появилась в Англии и США как результат упрощения системы Торренса.

      В этой системе документы, предъявляемые в органы государственной регистрации, не проверяются. Регистрация означает лишь то, что передаваемый титул соответствует его настоящей форме и сам по себе акт передачи юридически действителен.

      В связи с тем, что государство при этом не берет на себя ответственности за «чистоту титула», гарантией чистоты сделки является страхование дефектов титула специализированными страховыми компаниями. Такие «титульные» страховые компании ведут собственный учет земельных участков, зданий и сооружений на них, изучают процессы перехода прав на недвижимость, что и дает им основания для страхования прав на недвижимость. Такое сочетание (регистрация актов и страхование титула) обходится государству дешевле, чем кадастровая система или система Торренса. Однако с точки зрения субъектов рынка недвижимости она оказывается более дорогой.

      В США все компании, занимающиеся страхованием чистоты титулов собственности, являются частными.

      Страховая компания осуществляет квалифицированную проверку всех доказательств качества титула, составляет отчет и только после этого принимает решение страховать или нет данный титул. Страхование титула есть своего рода признание его доброкачественности и товарности. Особенностью этого вида страхования является то обстоятельство, что предметом страхования являются события, имевшие место в прошлом, но которые могут обнаружиться и оказать негативное воздействие на права владельца недвижимости в будущем.

      С 1 февраля 1998 г. в России начала действовать государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая является результатом развития отдельных элементов в области регистрации, как сохранившихся с советских времен, так и построенных заново.

      Прежняя советская система заключалась в инвентаризационном учете отдельных объектов недвижимости и земельных участков, проводимых различными ведомствами: Бюро технической инвентаризации, Роскомзем и др. Разрозненные базы, а главное – слабое правовое описание не могло быть приемлемым при переходе к рыночной экономике.

      В целях защиты прав собственников с введением частной собственности на недвижимое имущество появилась норма о нотариальном удостоверении сделок с недвижимым имуществом.

      Сложился порядок, согласно которому нотариусы удостоверяли договоры купли продажи, договоры передачи жилья при приватизации, дарении и др., а органы БТИ на местах учитывали такие договоры, выдавая собственникам так называемые регистрационные удостоверения.

      С началом рыночных реформ была начата работа по построению государственной системы регистрации. Так, Указом Президента

      РФ № 2130 от 11.12.93 г. в целях установления и защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость вводилось понятие «государственный земельный кадастр». Определялось, что регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведется по единой системе на всей территории Российской Федерации. Отметим, что в СССР земельный кадастр был введен в 1968 г. «Основами земельного законодательства Союза ССР».

      В ноябре 1994 г. вступила в силу первая часть Гражданского кодекса РФ, где в ст. 131 указывалось, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *