Сделки с объектами недвижимости приватизация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки с объектами недвижимости приватизация». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Договор приватизации – что это за документ, как правильно оформить, нюансы

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Под приватизацией понимают переход недвижимых объектов из собственности государства в индивидуальную. Данные правила регламентируются действующими нормативными актами.

Для заключения договора о приватизации потребуется соблюдать некоторый алгоритм действий. Можно выделить основные мероприятия, которые потребуется выполнить:

Полностью все мероприятие, когда заключается договор приватизации квартиры, регулируется нормами законодательства.

Как правило, такую процедуру проводят учреждения, специализирующиеся на вопросе передачи конкретного жилищного фонда в частную собственность. Они могут иметь отношение к администрации, а также выступать как частные организации.

Соглашение о приватизации квартиры составлять необходимо в письменной форме и обязательно в присутствии нотариуса.

Потребуется собрать определенную документацию и только после этого отправляться в компанию для оформления. Сюда будут относиться:

Регулирует вопрос касаемо приватизации правовой акт — Федеральный закон 21.12.01 № 178 и 218.

В последнем документе содержатся условия для проведения государственной регистрации и перехода прав собственности. Это необходимо для законного заключения сделок с недвижимостью.

Именно он регламентирует все возможные действия для реализации плана приватизации, особенности и нюансы процедуры.

Кроме этого, вопросы, связанные с заключением договора приватизации, можно найти в Гражданском и Жилищном кодексах. В Гражданском кодексе оговорены общие, а также частные правила, касающиеся заключения договоров.

4.2. СДЕЛКИ С ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ

Договор приватизации жилого помещения — это обязательный документ при передаче имущества в собственность частного лица. Документ подтверждает право человека на конкретную площадь.

Документ считается двусторонним документом, который заключается между нанимателем и стороной, передающей имущество. После оформления приватизации у приобретателя остается данный документ в качестве подтверждения собственных прав.

В случае получения квартиры по договору социального найма нужно составить соответствующий документ при передаче объекта в собственность. В нем должны содержаться все условия заключения сделки, права и обязанности сторон, оговаривается и характеризуется помещение в целом. Также здесь проставляются печать, дата и подписи всех фигурантов сделки.

Скачать образец договора передачи жилого помещения в собственность граждан

При наличии жилого помещения, помимо договора приватизации, необходимо иметь акт согласования с БТИ. Это позволит быстро узаконить сделку и выявить правомерность.

В договоре прописывается тип помещения. Если это частный дом, то оговаривается его месторасположение и то, на какой земле он находится.

Дополнительно описываются квадратура земельного участка и наличие межевания.

Если это частный дом, то договор приватизации составляется только после согласования с БТИ и получения акта соответствия в МЧС. Это позволит минимизировать риски самого собственника.

Договор составляется в нескольких экземплярах. Там оговариваются:

  • площадь;
  • ориентировочная стоимость;
  • территориальное нахождение объекта;
  • земельный надел, где он располагается.

В ст. 252 ГК РФ содержится положение, что общее недвижимое имущество, которое принадлежит нескольким собственникам, можно разделить по соглашению между ними.

Лишить собственника своей части в квартире после приватизации можно только в следующих случаях:

  1. Если достигнуто добровольное согласие дольщика. В результате переговоров стороны приняли взаимное решение, которое устраивает всех собственников.
  2. Лишение права собственности на основании судебного решения. Бывают такие случаи, когда судом выносится решение о прекращении права собственности либо выставление доли квартиры на торги. Такая ситуация возможна при задолженности по коммунальным платежам в больших размерах или равных стоимости доли.
  3. Еще один вариант — принудительный выкуп малозначительной доли. Когда часть имущества собственника мала и ее невозможно реально выделить, кроме этого она не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может лишить собственника малозначительной доли, заменив на обязательство остальных участников выплатить ему компенсацию.

Пример

Имеется трехкомнатная квартира, собственниками которой являются Иванов и Петров. Иванов имеет долю в размере 5/6, а Петров 1/6. Иванов обратился в суд с требованием принудительного выкупа доли Петрова, на основании ее малозначительности.

Специально организованная судом комиссия определила, что часть квартир, которая принадлежит Петрову, действительно малозначительна, не имеет существенного интереса и не может быть отдельно выделена.

Оценку комиссии Петров не оспаривал и получив свою денежную компенсацию, перестал быть собственником малозначительной доли.

Недвижимое имущество может находиться в общей собственности, где для каждого лица определяется его конкретная часть (долевая собственность) или вовсе без определения долей (совместная собственность).

Для того чтобы приватизировать жилое помещение обязательно потребуется разрешение всех граждан, которые имеют право получить конкретный объект в свое владение.

Возможна ситуация, при которой гражданин, подав заявление на приватизацию и необходимые документы, умирает до моментаоформления договора передачи жилого помещения либо до государственной регистрации перехода права собственности. Данное обстоятельство не будет служить основанием для отмены приватизации или отказа в ней уполномоченными органами.

В таком случае, доля умершего включается в наследственную массу, а признание права собственности на нее за наследниками требует судебного рассмотрения.

Для того чтобы спорная доля квартиры вошла в наследство, необходимо предоставить в суд доказательства, подтверждающие тот факт, что умершее лицо, еще при жизни, выражало волю приобрести часть имущества в порядке приватизации.

Одним из таких доказательств может послужить личное заявление о приватизации, написанное гражданином еще при жизни.

Пункт 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 № 8 устанавливает, что выражение воли на приватизацию квартиры происходит не только в момент когда лицо подало соответствующее заявление, приложив необходимые документы, но и когда наследодатель не успел собрать все необходимые для приватизации документы, но намеревался это сделать.

Существуют три основных вида собственности:

  1. Индивидуальная собственность (только один собственник);
  2. Долевая (несколько владельцев с четко выделенной частью имущества);
  3. Совместная (несколько владельцев общего имущества, которое не разделено на доли).

Долевая приватизация представляет собой владение и пользование жилым имуществом по соглашению всех участников приватизации. Если выделить долю не представляется возможным, собственнику может быть выплачена денежная сумма равная стоимости части имущества.

Если все участники приватизации совместно решили распределить доли самостоятельно, то такое разделение имущества должно быть оформлено соответствующим соглашением, которое требует нотариального удостоверения.

В тех случаях, когда участники приватизации не могут самостоятельно договориться о разделе имущества, и равная долевая собственность их тоже не устраивает, такой спор полномочен решить суд.

Если один из участников приватизации решил отказаться от своей части, то она делится поровну на остальных претендентов.

Выделение доли в приватизированной квартире может происходить в натуре или в процентном соотношении. Каждый участник приватизации имеет право на свою часть недвижимого имущества.

Чтобы выделить долю в натуре, необходимо обратиться в суд с заявлением, приложив к нему необходимые документы на саму квартиру.

Разделить квартиру в натуре смогут только в том случае, если каждому собственнику достанется полноценная изолированная комната такой квартиры.

Для этого судом создается специализированная комиссия, которая определяет на месте возможен ли выдел доли или нет. В последствии на основании решения комиссии суд выносит свое мотивированное решение.

4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Данный документ четко определяет, какая конкретная часть недвижимого имущества и ее размер будет принадлежать конкретному лицу после регистрации такого документа.

соглашения начинается с даты и места составления договора, а также в нем указываются:

  • реквизиты сторон (паспортные данные, адреса регистрации);
  • вид имущества (квартира, дом);
  • его местоположение (адрес, подъезд, этаж);
  • полные технические характеристики недвижимости (количество комнат, квадратура);
  • сведения о том, какая доля имущества будет принадлежать каждому лицу;
  • иная информация (когда документ вступает в силу, количество экземпляров и т.д.);
  • подписи сторон.

Для его правильного составления лучше обратиться к квалифицированному нотариусу, который поможет учесть все нюансы, а также заверит документ.

В целом, документ имеет следующую структуру:

  1. Описательная часть.
  2. Предметная часть.
  3. Права и обязанности.
  4. Заключение.

В описательной части содержатся данные следующего вида:

  • дата и номер документа;
  • место составления договора — указать край, республику, округ или область;
  • населенный пункт;
  • данные одной из сторон (будущего собственника) — указываются его Ф.И.О, место регистрации и прочее);
  • сведения о другой стороне (муниципальном либо государственном органе) — следует указать наименование, личные данные главы организации);
  • реквизиты официальной бумаги, которая является основанием для предоставления интересов власти главой организации.

В предметной части договора о приватизации описывается объект правоотношений. Другими словами, указываются технические характеристики, состояние, этаж, адрес и другие данные квартиры или другого объекта недвижимости, на которого оформляется переход прав собственности.

В следующем разделе муниципальный или государственный орган обязуется передать права на собственность гражданину или группе лиц на безвозмездной основе. Что касается обязанностей другой стороны, по завершении приватизационного процесса собственник должен самостоятельно проводить капремонт, а также уплачивать налог. В перечень прав владельца недвижимости входит возможность дарить, продавать, завещать и осуществлять другие виды юридических сделок.

Обязанность за составление документа лежит на местной администрации. Как правило, в ее штате числится квалифицированный юрист, который занимается оформлением, согласно требованиям действующего законодательства. Сторонам сделки остается лишь детально изучить все пункты договора и подписать его.

Договор о приватизации жилой площади в обязательном порядке составляют, как минимум, в двух экземплярах. Точное количество дубликатов зависит от числа участников процесса.

Для этого придется обратиться в уполномоченный орган, что зависит от даты регистрации документа.

Приватизационные договора, подписанные до 1997 года, восстанавливаются в той же организации, которая их выдавала. Если документ регистрировали позже, следует написать заявление в Росреестр. Сроки получения дубликата установлены для каждого из органов.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

4.3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

Подпункт 8 пункта 2 статьи 3 применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

Когда квартира считается приватизированной

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение гос��дарственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

  • Курсовая работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 410 руб.
  • Реферат Приватизация государственной и муниципальной собственности 270 руб.
  • Контрольная работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Решения относительно условий приватизации государственной собственности принимаются согласно прогнозным планам приватизации. Условия приватизации содержат в себе следующие данные:

  • наименование имущества, подлежащего приватизации, с указанием его характеристик;
  • способ приватизации имущества, его начальная цена, срок рассрочки при ее предоставлении;
  • иные сведения, которые требуются для приватизации имущества.

Замечание 1

Порядок принятия условий приватизации определяется органами государственного управления регионального уровня и местного самоуправления.

Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

  • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
  • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
  • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
  • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
  • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

Существует несколько способов переоформления права собственности:

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

  • Курсовая работа Приватизация государственной собственности 470 руб.
  • Реферат Приватизация государственной собственности 270 руб.
  • Контрольная работа Приватизация государственной собственности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ

Под приватизацией подразумевается оформление какого-то объекта недвижимости, принадлежащего муниципалитету в собственность.

Законодательство очень точно определяет порядок проведения и список нужных документов для осуществления процедуры.

Также имеется ряд ограничений, которые полностью ограничивают право принятия жилья на безвозмездной основе. К примеру, данная процедура возможна только для тех лиц, которые постоянно проживают на территории жилплощади по договору социального найма.

Жилье, которое относится к категории неприватизированного — недвижимость, взятая в аренду, права на которую ограничены. Вплоть до того, что для прописки нового члена семьи обязательным условием является разрешение государства.

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Значение приватизации в гражданском праве определяется тем, что она является способом прекращения права публичной собственности (ч. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ) и, соответственно, способом приобретения права частной собственности (см. комментарий к гл. 14).

В то же время следует обратить внимание на то, что сама по себе приватизация не является особым способом приобретения или прекращения права собственности. Приватизация — собирательная конструкция, объединяющая ряд гражданско-правовых способов приобретения права собственности.

1. Приватизация представляет собой процесс перехода имущества, находившегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Учитывая, что прежний хозяйственный уклад был основан на преобладании государственной собственности, приватизация приобрела черты чрезвычайно масштабного явления, охватившего все сферы хозяйства и определившего многие черты экономики.

Сама по себе норма ст. 217 лишь указывает на возможность приватизации и отсылает к законам о приватизации.

2. Из комментируемой статьи следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в частную собственность. Очевидно, что законодатель, исходя из того понимания права собственности, которое дано в ст. 209 ГК, определяет приватизацию как право собственника распорядиться имуществом. Однако законами и иными правовыми актами о приватизации было установлено право тех лиц, которые выступали как покупатели приватизируемого имущества, требовать приватизации. Таким образом, наряду с правом собственника передать имущество из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность, возникло также право частного лица, отвечающего установленным законом условиям, требовать приватизации соответствующего имущества.

3. Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности, поэтому законы и иные нормативные акты о приватизации действуют в изъятие из общих норм ГК о возникновении и прекращении права собственности. И лишь постольку, поскольку законами и иными нормативными актами о приватизации не урегулированы конкретные отношения, применяются соответствующие нормы ГК.

Кроме того, органы государственной власти, действующие от имени государства, а также органы местного самоуправления в процессе приватизации, как это присуще публичным органам, подчиняются специальным правилам и процедурам, определяющим их деятельность. Поскольку эти правила охватывают совершение сделок приватизации, они являются обязательными и для покупателей (приобретателей) государственного (муниципального) имущества, а нарушение установленных правил влечет за собой недействительность сделок приватизации.

4. В ст. 217 указано, что приобретателями государственного (муниципального) имущества являются граждане и юридические лица. Законодатель использует здесь определение, содержащееся в п. 1 ст. 213.

Очевидно, что имеются в виду граждане и юридические лица — частные собственники. Но если по общему правилу любое юридическое лицо является частным собственником, поскольку оно не относится к числу предприятий и учреждений, указанных в п. 4 ст. 214 ГК, для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).

5. Приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется возмездно (исключение составляет приватизация жилых помещений). Цена приватизируемого имущества определяется в соответствии с Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 369 (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2172). Приватизация имущества без указания его стоимости недопустима.

Применение иных средств платежа, кроме валюты РФ (акций, векселей и т.д.), для приобретения имущества в порядке приватизации не допускается. Если такие условия предусмотрены сделкой о приватизации, такая сделка является незаконной (ничтожной).

6. Приватизация земли (за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории РФ, государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, безвозмездная передача в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, передача государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, продажа государственного и муниципального имущества на основании судебного решения, приватизация акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом регулируется не законом о приватизации государственного и муниципального имущества, а иными законами и нормативными актами.

Для того чтобы понять, как происходит наследование неприватизированной квартиры, необходимо знание Гражданского и Жилищного кодексов РФ, в которых указывается на то, что все неприватизированное имущество находится в собственности государственных, либо муниципальных органов власти. Основанием для проживания в квартире, принадлежащей государству, является договор социального найма жилья (гл. 8 ЖК РФ).

Данный документ подписывается представителем муниципальных властей с одной стороны и лицом, проживающим в квартире, с другой. Он является срочным, обычно действие его заканчивается со смертью гражданина, проживающего в жилье. При этом остальные граждане, прописанные на данной жилой площади и проживающие со скончавшимся физическим лицом совместно, право на собственность временно утрачивают, но не могут быть выселены с занимаемой ими собственности.

Договор социального найма позволяет распоряжаться собственностью в рамках, ему не противоречащих. Так, квартиру можно сдать в аренду, продать, обменять (иными путями ее не получишь). Лицо, заключившее данный договор вправе прописывать в квартиру любого из своих родственников, если они являются членами его семьи. В противном случае (когда для проживания допускаются лица, не являющиеся членами семьи нанимателя) от нанимателя потребуется проведение дополнительных процедур по предоставлению им права проживания.

Завещать неприватизированное жилье фактически можно, по правилам составления завещания, в нем можно упомянуть любую, в том числе и лично не принадлежащую владельцу собственность, в случае, если имеются намерения о ее приобретении в полное владение.

Подобная оговорка позволяет родственникам скончавшегося лица сохранить за собой право владения квартирой.

Особенностями наследования неприватизированной собственности являются:

  • наследовать могут лишь близкие родственники умершего (требуется родство 1-й степени – супруга, супруг, дети, внуки);
  • жилье передается в наследство при условии, что бывший его собственник подал заявление на приватизацию (при этом наследники от подобной приватизации не отказываются);
  • правом наследования обладают только те родственники, которые проживают совместно с наследодателем, либо были прописаны на указанной жилой площади (правило это не всегда соблюдается);
  • наследник вправе приватизировать собственность, либо заключить с муниципальными органами новый договор социального найма (заключает его наследник, проживающий с наследодателем на одной жилой площади до момента его смерти).

Смерть гражданина является поводом для автоматического расторжения договора социального найма (ст. 83 ЖК РФ.).

В случае отсутствия у скончавшегося нанимателя близких родственников, либо лиц, могущих претендовать на наследство, невостребованная собственность возвращается настоящему владельцу – государству.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации:

— Когда идет процесс купли-продажи, человеку очень трудно остановиться — и он может распродать все. Свою честь достоинство, национальные интересы своей страны. Надеюсь, что приватизация ограничится появлением у предприятий более эффективного руководства.

Дмитрий РОГОЗИН, депутат Госдумы, руководитель фракции «Родина»:

— Приватизации не должны подлежать энергетика и недра. Государство обязано оставить у себя и транспорт, потому что никто, кроме него, не может гарантировать перевозки по нашей бескрайней стране. Кроме того, нельзя передавать в частные руки то, что приносит реальный доход для страны, — производство черной и красной икры, алкогольной продукции, сахара и других видов акцизных товаров.

Алексей ЛЫСЕНКОВ, ведущий программы «Сам себе режиссер»:

— Нельзя приватизировать флаг, герб и гимн.

Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы:

— Предприятия Гознака и особо засекреченную военную промышленность. Нельзя приватизировать то, от чего зависят здоровье граждан, экология: заповедники и заказники.

Виктор ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации:

— Приватизированы должны быть все предприятия, которые приносят прибыль. Даже те, что имеют стратегическое значение. С условием, что государство должно контролировать ценовую политику этих предприятий и прочие аспекты деятельности, которые непосредственно касаются жизни простых граждан. Не являются исключением и военные предприятия. Бизнесмен может хранить тайны не хуже чиновника. Но при нем, в отличие от госуправления, предприятие будет процветать.

Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер:

— Было бы неплохо приватизировать московские исторические памятники и парковые хозяйства — Архангельское, Коломенское. А то ведь сейчас эти заповедные места в совершенно недопустимом состоянии. Мне кажется, что у парка должен быть один хозяин, бизнесмен, который будет нести за него практически государственную ответственность. Если Абрамович покупает «Челси», почему другому бизнесмену не приобрести Архангельское?

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

— Как советский консерватор, скажу — в государственной собственности должны остаться земля, недра, коммуникации, энергетика, оборонная промышленность. И, конечно, государственные институты — например, МВД. Сейчас там можно легально купить себе в охранники милиционера.

Виктор ТКАЧЕВ, контр-адмирал в отставке:

— В России уже не осталось ничего, что нельзя приватизировать. За исключением совести честных людей.

  • Земельный участок
  • Ипотека
  • Купить
  • Материнский капитал
  • Наследство
  • Новостройка
  • Обменять
  • Продать
  • Советы и рекомендации
  • Частный дом

Процедура оформления Договора регламентируется статьей 161 ГК РФ и Законом о приватизации. Составлением его занимаются специалисты частных организаций или администрации.

В него должны быть включены пункты:

  1. Сведения об объекте недвижимости (адрес, метраж, количество комнат и т.д.).
  2. Данные сторон участников (наниматели и органы местного самоуправления).
  3. Сведения об участниках сделки.
  4. Сведения о собственнике муниципального жилья.
  5. Информация о документе, на основании которого наниматели проживают в квартире (Ордер, Договор социального найма).
  6. Информация о распределении долей (при оформлении квартиры в долевую собственность).
  7. Ответственность сторон.
  8. Условия передачи жилья в собственность физическим лицам.

Документ скрепляется печатью, штампом администрации и заверяется подписями сторон. Количество экземпляров должно совпадать числом его заключающих.

После проведения процедуры у каждого участника процесса должен остаться на руках оригинал.

Как выглядит договор приватизации квартиры? Фото можете посмотреть здесь.

Договор приватизации жилого помещения: образец, скачайте по ссылке.

Данный документ не подлежит заверению у нотариуса, однако он должен быть зарегистрирован в соответствующих государственных органах. В настоящее время регистрацию можно оформить в службе единого окна в МФЦ.

Договор является бессрочным и необходим для дальнейшего получения правоустанавливающих документов в государственных регистрационных органах. После регистрации он представляется Росреестр, и на его основании каждому участнику процесса выдаётся Свидетельство о собственности на квартиру или её долю.

На оформление Свидетельства о собственности отводится 60 календарных дней. Несоблюдение этих сроков может стать препятствием для окончательного оформления сделки.

Заключенный Договор можно расторгнуть, если собственники решат, что им выгоднее проживать в муниципальном жилье или передача в собственность проведена с нарушениями. Это происходит в ходе процесса обратного приватизации и носит наименование расприватизация (деприватизация).

Если гражданин, оформивший права собственности на муниципальное жильё, решит вернуть его государству, он расторгает сделку. В этом случае документ признаётся не действительным, и человек теряет все права.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *