Списание недвижимого имущества ао

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание недвижимого имущества ао». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:

  • прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно — начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
  • на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).

Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на бо´л­ьший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

Ликвидируем ненужную недвижимость

Справка

В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 42, ст. 5402), приказываю:

Утвердить прилагаемый Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации.

И.о. Министра финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2012 г.


Утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о списании недвижимости (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями Минфина России.

Так, в Министерство необходимо предоставить следующие документы. Обращение организации (на бланке, содержащем его полное наименование), копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие право лица, подписавшего обращение, действовать без доверенности от имени организации и др. Кроме того, дополнительно направляют копию инвентарной карточки учета основных средств, кадастровый или технический паспорт, выписку из реестра федерального имущества, фотографии объекта и др.

При списании недвижимости в связи с новым строительством, реконструкцией и сносом старых необходимо приложить проект, распоряжение главы администрации публично-правового образования о сносе зданий или акт межведомственной комиссии.

Списание имущества, пришедшего в негодное состояние, либо утраченного в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий происходит на основании акта о причиненных повреждениях, справки о ЧС и стоимости нанесенного ущерба.

Определен перечень документов, предоставляемых для списания имущества, пришедшего в негодное состояние в результате его умышленного уничтожения, порчи, хищения.

  • Бухучет и отчетность
  • Налоги
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Госзакупки
  • Бюджетный учет

Приказ пишется от лица руководителя предприятия или уполномоченного на подписание такого рода документов сотрудника. Непосредственно его составлением занимается

  • или секретарь организации,
  • или начальник какого-либо структурного подразделения,
  • или бухгалтер.

В любом случае, это должен быть работник, который имеет достаточную квалификацию и знаком с правилами составления приказов.

Правильно оформленный приказ позволяет грамотно и, главное, законно, избавиться от ненужного имущества, с полным соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета.

В целях установления сохранности имущества организации проводят инвентаризацию. Порядок ее проведения регламентируется Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина N 49 от 13.06.95.

Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно. Образец приказа на проведение инвентаризации основных средств можно скачать в конце статьи.

Проведение проверки может быть обязательным и инициативным. Обязательна инвентаризация в следующих случаях (п.1.5 Методических указаний):

  • составление годовой отчетности (допускается проведение инвентаризации основных фондов раз в три года);
  • смена материально ответственного лица;
  • выявление фактов порчи, хищения имущества;
  • стихийных бедствий.

Для проведения инвентаризации руководство компании назначает комиссию. В нее целесообразно включить представителей администрации, работников инженерных и технических служб, финансовых сотрудников. Проводится проверка в присутствии лица, ответственного за сохранность имущества.

При выявлении морально устаревшего или испорченного оборудования комиссия может принять решение о ремонте, восстановлении ОС либо о его ликвидации.

На сегодняшний день унифицированного, единого и обязательного к применению образца данного документа нет. Поэтому руководители предприятий и организаций могут писать приказ в свободном виде или пользоваться шаблоном документа, который применяется внутри компании (необходимо помнить, что самостоятельно разработанные формы документов нужно регистрировать во внутренней учетной политике фирмы). Независимо от того, какой именно вариант будет выбран, приказ должен содержать ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • полное наименование предприятия,
  • дата и номер приказа,
  • название,
  • модель,
  • марка,
  • инвентарный номер,
  • а также причины списания основного средства.

Важный нюанс: в данном приказе может значиться как один объект, так и целая группа списываемых основных средств. Второй вариант обычно бывает в результате плановой инвентаризации имущества компании.

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н
) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания. Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Однако в силу
п. 4 Положения
о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование. Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования. Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах. То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано. Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н
указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»
до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается
.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

Приказ о списании основных средств может быть написан как от руки, так и в печатном виде, как на фирменном бланке организации, так и на обычном листе А4 формата.

Важнейшее условие: он должен содержать «живые» подписи руководителя компании и сотрудников, которые в нем упомянуты.

Заверять печатью приказ не обязательно, поскольку он относится ко внутренней документации предприятия (не будем забывать и о том, что с 2021 года юридические лица могут больше не применять в работе оттиски печатей и штампов для визирования бумаг).

Приказ относится к первичной документации, поэтому правила по его хранению строго регламентированы. Его необходимо держать в архиве предприятия не менее пяти лет, на случай востребования налоговыми специалистами (например, для подтверждения списания основного средства).

Приказ оформляется с целью подтверждения согласия руководства на списание. При этом, нет конкретного обязательства его составлять.

Необходимость оформления определяется особенностями деятельности конкретной компании, ее объемами и порядком ведения документации.

Дополнительно, если имущество выбывает по причине какого-либо вида реализации, заключается соответствующий договор. Он и будет являться основанием.

Распоряжение, в основном, имеет место, если списание происходит по причине физического либо морального износа.

Под моральным износом подразумевают устаревание объекта, а под физическим– невозможность его дальнейшего использования по назначению.

При таких обстоятельствах после издания распоряжения оформляется акт о списании и дефектная ведомость. Акт может оформляться по одной из типовых форм: ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.

Именно приказ служит толчком и основанием к снятию основного средства с учета.

Закон не устанавливает определенной формы приказа. Поэтому документ составляется в свободной форме, утвержденной в компании.
Он должен соответствовать основным правилам документооборота и содержать обязательные пункты:

  • название организации;
  • дата и наименование компании;
  • название компании и номер документа;
  • в связи с чем возникла необходимость в списании – физический или моральный износ;
  • ссылка на законодательный акт и другую нормативную документацию;
  • подробное описание объекта: серийный номер, модель, год выпуска и характеристики;
  • состояние основного средства: период эксплуатации, остаточная стоимость;
  • обозначение конкретного времени для ликвидации объекта и демонтажа;
  • перечисление членов комиссии, контролирующих процесс;
  • задачи для комиссии;
  • визы всех указанных лиц и дата оформления документа.

Важно! Без визы руководства приказ считается не действительным.

Что рекомендуется знать при оформлении:

  • С распоряжением должны ознакомиться все заинтересованные и указанные в документе лица.
  • Оформляется бланк в одном экземпляре. При необходимости с него можно снять копии.
  • Если списание ОС происходит в бюджетном учреждении, то оно должно согласовываться с федеральными органами. Для этого им направляется перечень средств и акт с подписями комиссии.
  • Печати компании на приказах не проставляются. Исключение составляют ситуации, когда такое условие оговорено в нормативной документации организации.
  • В распоряжении оговаривается срок его действия. Если такого пункта нет, то срок действия составляет один год.

Пока приказ действует, он хранится у секретаря предприятия, после чего передается на хранение в архив.
В архивном отделе распоряжения хранятся на протяжении пяти лет.

При оформлении не допускается совершение ошибок и описок.

Допускается составление от руки либо печатать на компьютере.

Бланк должен соответствовать основным правилам документооборота, утвержденным в компании.

На основании приказа о списании оформляется соответствующий акт, который подписывается всеми членами комиссии.

В настоящее время действует Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение о списании). Данное постановление определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, и распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа.
Согласно п. 2 Положения о списании под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Смысл списания имущества в указанном пункте отчасти совпадает с условиями признания имущества активом, приведенными в п. 8 СГС ОС, за исключением того, что в этом пункте говорится о необходимости учета за балансом имущества, не признаваемого активом. А согласно Положению о списании выбываемое при списании имущество, как правило, находится на балансе до окончательного решения его собственника.
Положение о списании предписывает создание на постоянной основе комиссии по подготовке и принятию соответствующего решения.
Обратите внимание! В соответствии с п. 7 Положения о списании срок рассмотрения комиссией по списанию представленных ей документов не должен превышать 14 дней.
Порядок согласования решения о списании имущества на федеральном уровне регламентирован совместным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н. Согласно п. 3 данного порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.
Как видно из вышесказанного, срок процедур согласования до момента списания может длиться около двух месяцев, а на практике такой срок может быть и того больше.

Новое в процедуре списания основных средств

В обновленных редакциях инструкций по бухгалтерскому учету для списания объектов основных средств предлагается типовая проводка:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация»
Дебет счета 0 11400 000 «Обесценение нефинансовых активов»
Дебет счета 0 40110 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счетов аналитического учета счета 0 10100 000 «Основные средства».
При этом в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеуказанной записью необходимо отразить выбытие из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.
К сожалению, ни в СГС ОС, ни в инструкциях по бухгалтерскому учету нет четкого указания на то, в каком порядке и на основании каких учетных документов следует отражать обесценение. Очевидно, что до выхода соответствующих разъяснений Минфина придется принимать такие решения в рамках учетной политики учреждения.

Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:

  • здания, сооружения;
  • многолетние насаждения (кустарники и деревья);
  • участки;
  • объекты природопользования;
  • прочие объекты, согласно ГК РФ (ст. 130), являющиеся недвижимостью и требующие госрегистрации.

Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).

Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.

  1. Движимое и недвижимое имущество, поименованное согласно ГК РФ, в бухгалтерском учете отражается на различных счетах.
  2. Оба вида имущества могут фиксироваться на сч. 01 БУ, в аналитическом учете их нужно разделять. Земля и объекты природопользования, относящиеся к недвижимости, не амортизируются.
  3. Иное движимое имущество (ТМЦ, акции, деньги, НМА) учитывается в бухучете в соответствии с Планом счетов. Применяются счета БУ по видам ценностей.
  4. Момент отражения в бухгалтерском учете недвижимости не зависит от даты ее госрегистрации.

Движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете

Под списанием в основном понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств (в том числе физического или морального износа) либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения (например, если объект похищен).

Правила списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными и муниципальными (в том числе автономными) учреждениями, определяются на уровне собственника этого имущества (учредителя учреждений). Это могут быть и законы (правовые акты, утвержденные представительными органами местного самоуправления), и нормативные акты, изданные исполнительными органами государственной власти и местными администрациями. Так, в Республике Крым имеется соответствующий республиканский закон[1], в Хабаровском крае – постановление краевого правительства[2], в Волгоградской области – приказ областного комитета по управлению госимуществом[3], в Орле – решение городского совета народных депутатов[4], в Чудовском районе Новгородской области – постановление районной администрации[5].

Правила списания имущества могут быть разными. Рассмотрим в качестве примера основные положения документа, действующего в Хабаровском крае (см. сноску 2 к настоящей статье).

1. Краевым автономным учреждениям нужно согласовывать с учредителем списание только недвижимого, особо ценного движимого имущества, а также имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эту цель. Другое имущество, приобретенное учреждением на доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ), учреждение списывает самостоятельно, направляя учредителю соответствующее уведомление.


Списание имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения.


2. Списанию подлежит следующее имущество, относящееся к объектам основных средств и интеллектуальной собственности:

  • изношенное по истечении установленных сроков эксплуатации и (или) непригодное для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
  • изношенное до истечения установленных сроков эксплуатации и (или) непригодное для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
  • морально устаревшее, если оно не может быть реализовано за плату или передано для дальнейшего использования другим учреждениям, предприятиям, организациями либо в муниципальную собственность;
  • утраченное, уничтоженное или пришедшее в негодность в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций;
  • утраченное, уничтоженное или пришедшее в негодность в результате хищения, недостачи, порчи, повлекших выбытие имущества либо полную или частичную утрату им своих потребительских свойств, а также вследствие невозможности установления его местонахождения;
  • объекты недвижимого имущества, признанные аварийными, подлежащие сносу;
  • объекты, подлежащие сносу или демонтажу в целях создания объектов капитального строительства путем нового строительства.

При этом амортизация, начисленная в размере 100% стоимости имущества, может служить основанием для списания только в случае, если имущество не пригодно для дальнейшей эксплуатации.

3. Определяют непригодность имущества к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность проведения его восстановительного ремонта, собирают и оформляют необходимую документацию для списания, а также принимают решение об этом постоянно действующие комиссии по списанию краевого имущества, созданные в учреждениях. Данные комиссии готовят пакет документов по установленному перечню и направляют его в краевой отраслевой орган госвласти (при списании движимого имущества) или краевой орган власти по управлению государственным имуществом (при списании недвижимости) для согласования действий. В указанных органах власти согласование также осуществляют специально созданные комиссии.

4. Средства, полученные автономными учреждениями от реализации списанного имущества, остаются в их распоряжении.

Согласно федеральному законодательству договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным автономным учреждениям, должен заключаться по результатам конкурсов или аукционов на право заключения названных договоров[6]. Кстати, в отличие от бюджетных учреждений АУ могут не проводить конкурсы или аукционы при сдаче в аренду своего движимого имущества (ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Но из этого правила есть исключения (см. п. 1 – 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Так, без конкурса и аукциона имущество автономного учреждения можно сдать в аренду:

  • государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам;
  • другим государственным или муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям и фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья;
  • социально ориентированным некоммерческим организациям[7];
  • медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, автономное учреждение здравоохранения может без торгов сдать коммерческой медицинской организации площади в аренду для размещения специализированного медкабинета);
  • адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
  • для размещения объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).

Доход, полученный автономным учреждением от сдачи в аренду имущества, не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение.


Обратим внимание, что в число исключений входит случай, когда имущество сдается на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев. Это, в частности, позволяет учреждению без конкурса и аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.

Отдельные исключения предусмотрены в отношении имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Сюда относятся и автономные образовательные учреждения. Их имущество сдается в аренду без конкурсов или аукционов в случае заключения договоров:

1) с медицинскими организациями – для охраны здоровья своих обучающихся и работников;

2) с предприятиями общественного питания – для создания необходимых условий для организации питания своих обучающихся и работников;

3) с физкультурно-спортивными организациями – для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Кроме того, государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения (включая автономные) могут без конкурса и аукциона сдавать в аренду имущество своим «дочкам» – созданным ими хозяйственным обществам[8]. При этом должны одновременно выполняться два условия:

  • деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
  • договором аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственным обществам по договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, по истечении срока действия договор с арендатором, надлежаще исполнившим свои обязанности, заключается на новый срок без проведения торгов, если иное не установлено договором. При этом в силу ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции одновременно должны соблюдаться такие условия:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой согласно законодательству, регулирующему оценочную деятельность (за исключением установленных федеральными законами случаев, когда имущество передается на льготных условиях[9]);

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять три года (уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора).


Если продано недвижимое имущество АУ, полученные средства должны направляться в бюджет. Согласно букве закона такой будет и судьба дохода, полученного АУ от продажи недвижимости, ранее купленной на внебюджетные средства.


Учреждение не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок кроме случаев, перечисленных в ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции:

1) принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором.

Если учреждение по каким-либо другим основаниям откажет в заключении договора аренды на новый срок и подпишет в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора новый договор с другим лицом, прежний арендатор, надлежаще исполнявший свои обязанности, в соответствии с гражданским законодательством может потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор (ч. 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Продажа автономным учреждением имущества проходит в основном по тем же правилам, что и сдача в аренду. Здесь действуют общие исключения, когда продажу можно осуществить без конкурса или аукциона (п. 1 – 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС (см. сноску 10). При продаже имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется оценка рыночной стоимости такого имущества (см. сноску 11). Однако к ситуации продажи не применимы рассмотренные выше специфические исключения, относящиеся к сдаче в аренду имущества государственных и муниципальных автономных образовательных учреждений.

Согласно бюджетному законодательству доход от продажи автономным учреждением имущества не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества. Если же продана недвижимость, полученные средства должны направляться в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ). По букве закона, такой же будет судьба дохода, полученного автономным учреждением от продажи недвижимого имущества, ранее приобретенного на внебюджетные средства (например, служебной квартиры для персонала). Ведь из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества этих учреждений станут доходом бюджета.

Государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) уделяют имущественным вопросам особое внимание. В прошлых номерах мы рассмотрели некоторые аспекты этой темы: возникает ли у учреждения право собственности на имущество, каковы пределы самостоятельности АУ в распоряжении последним. Кроме того, мы разобрали правила использования, сдачи в аренду, изъятия и списания имущества, отдельно остановились на нормах, касающихся особо ценного движимого имущества, и на том, как согласовывать распоряжение имуществом с собственником. В заключительной части цикла речь пойдет об использовании автономными учреждениями закрепленных за ними земельных участков и ограничениях в распоряжении отдельными видами имущества.

Реализация и изъятие основного средства МУП


РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2015 г. № 301
г. Тарко-Сале


Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества
муниципального образования Пуровский район



В целях совершенствования процедур учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, в соответствии Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

Р Е Ш И Л А:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 27 февраля 2014 года № 218 «Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения в новой редакции».
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете «Северный луч».
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную нормативно-правовую комиссию Районной Думы (О.Г. Бережная).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

Приложение
к решению Районной Думы
муниципального образования Пуровский район
от 3 сентября 2015 года № 301


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район

1. Общие положения

Личный кабинет МВ портала Росимущество позволяет юридическим и физическим лицам:

  • предоставлять сведения о новых объектах федерального имущества;
  • «прикреплять» к объектам электронные копии необходимых документов;
  • исключить сведения об объекте учета или лице им владеющем из реестра;
  • вносить данные инвентаризации;
  • просматривать сведения, содержащиеся в реестре;
  • заказать выписку из федерального реестра;
  • подать электронную заявку на получение государственных услуг.

Регистрация и последующая авторизация в личном кабинете МФ портала Росимущества предоставляет доступ к следующим функциональным возможностям электронной информационной системы:

  • изучение исчерпывающей информации о госсобственности;
  • создание копий документации о федеральном имуществе в электронном формате;
  • просмотр сведений, находящихся в государственных реестрах, и внесение изменений в соответствующие базы данных (при наличии права на совершение подобных действий);
  • составление и подача заявок на оформление выписок из Госреестра;
  • внесение информации о проведенной инвентаризации государственного имущества.

Подключение к модулю правообладателя открывает доступ к дополнительному набору возможностей.

Процедура списания ОС содержит множество нюансов. Их нужно изучить заблаговременно, до начала запуска процесса.

Зная правильный порядок действий, и какие проводки необходимо сделать бухгалтерии, компания сможет правильно осуществить процедуру, что поможет избежать проблем с контролирующими инстанциями (в частности с налоговой инспекцией).

Списание проводится в компании только при наличии определенных ситуаций.

Как снять с баланса недвижимое имущество

По указанной теме можно сделать несколько основных выводов:

  • При продаже, износе (невозможности дальнейшего использования объекта) или утрате основных средств организация должна провести их списание с баланса.
  • Процедура сопровождается документальным оформлением. Основной является акт о списании, дефектная ведомость (при износе), договор купли продажи (при реализации) и т.п.
  • Для проведения процедуры в компании создается специальная комиссия, состоящая минимум из трех человек. В ее состав входят руководители среднего звена и сотрудники бухгалтерии. Состав комиссии утверждается приказом руководителя.
  • После проведения осмотра имущества комиссией и оформления заключения о невозможности дальнейшего использования ОС в компании издается приказ о факте списания.
  • Разрешается списать основное средство и и оприходовать его отдельные части для дальнейшего использования.
  • Все приказы не будут считаться действительными без визы руководителя. Также на всей сопроводительной документации подписи ставят члены комиссии.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

С целью выявления имущества, не используемого при ведении деятельности учреждения, проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н[1]).

Напомним, что перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно (п. 7 Инструкции № 191н[2]).Такая инвентаризация должна проводиться учреждением не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), прописаны общие правила ее проведения. Согласно этому документу на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших данные объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.

6 Методических указаний по инвентаризации). Полагаем, что аналогичным образом следует оформить инвентаризационные описи и в отношении иных нефинансовых активов. То есть факт обнаружения не пригодных к использованию объектов имущества должен быть зафиксирован в отдельной описи. Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н[3], – инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Именно этот документ будет являться основанием для проведения последующих мероприятий по списанию имущества.

Решение о списании пришедшего в негодность имущества с учета принимается не инвентаризационной комиссией, а специально созданной для этих целей комиссией, состоящей из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Документ утратил силу

Утвердить Положение «О порядке списания муниципального имущества» (прилагается).

Председатель Земского Собрания П.С.ГОРБУНОВ

Глава района А.П.МАКАРОВ

Приложение к решению Земского Собрания Куединского района от 23.03.2004 N 18

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на муниципальное движимое и недвижимое имущество (кроме земли), находящееся в муниципальной собственности Куединского района.

1.2. Рассмотрение вопросов и утверждение решений о списании имущества (основных средств) возлагается на управление имущественных отношений, которое уполномочено распоряжаться муниципальным имуществом района в соответствии с Положением об управлении имущественных отношений администрации района.

2. Порядок списания муниципального имущества

2.1. Имущество подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть реализовано или передано другим предприятиям, учреждениям.

заместителя руководителя или представителя администрации предприятия, учреждения (председатель комиссии);

главного бухгалтера или его заместителя;

лица, на которого возложена ответственность за сохранность основных средств.

производит непосредственно осмотр объекта, подлежащего списанию, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета и устанавливает возможность дальнейшего его использования;

устанавливает конкретные причины списания объекта (износ, нарушение нормативных условий эксплуатации, авария, стихийное бедствие и т.п.). Если утрата (повреждение) имущества явилась следствием бесхозяйственности, бесконтрольности, комиссия вносит предложение о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством;

определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку;

составляет акты на списание;

осуществляет контроль за изъятием списанных объектов годных узлов, деталей, механизмов, материалов, цветных металлов, определяет их количество, вес и контролирует сдачу под ответственность определенным для этого лицам.

год изготовления или постройки (дата его поступления на предприятие, в учреждение, дата ввода в эксплуатацию);

первоначальная стоимость объекта (для переоцененных — восстановительная);

сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета;

количество проведенных ремонтов;

состояние основных его частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

заявление о списании имущества, согласованное с учредителем или представителем администрации района, курирующим данное муниципальное предприятие, учреждение;

акт типовой формы ОС-4, ОС-4 — бюджет, ОС-4а, а бюджет в двух экземплярах на каждую единицу (объект), по автотранспорту в трех экземплярах;

дефектный акт или ведомость дефектов (оригинал) на каждую единицу. При этом на автотранспорт, оргтехнику, сложную бытовую технику и оборудование выбраковочные документы должны быть составлены организациями (лицами), имеющими соответствующую лицензию;

на автотранспорт после аварии — копию акта об аварии;

Составленные постоянно действующей комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия, учреждения и представляются в управление имущественных отношений, комиссия и руководитель предприятия несут персональную ответственность за достоверность представленных в управление документов.

В отдельных случаях управление может затребовать дополнительную информацию для подтверждения целесообразности списания конкретного имущества или провести проверку целесообразности списывания имущества.

2.6. Представленные документы на списание основных средств рассматриваются управлением имущественных отношений в общем порядке в течение 1 месяца. По результатам рассмотрения издается распоряжение о списании муниципального имущества или принимается иное решение.

2.7. При списании имущества выбывшего вследствие аварии, пожара к акту на списание прилагаются копии актов об аварии, заключения государственной пожарной службы, а также пояснение о причинах, вызвавших их, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

2.8. Списание имущества, выбывшего из эксплуатации в результате совершенного преступления против собственности (хищение, угон, и др.), может быть произведено только после прекращения уголовного дела по факту совершенного преступления, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

2.9. В случае наложения ареста на имущество предприятия, списание производится только после снятия ареста.

3. Заключительные положения

3.1. Разборка и демонтаж имущества до утверждения акта управлением имущественных отношений не допускается.

3.2. В случае нарушения порядка списания с баланса муниципальных предприятий и учреждений основных средств, а также при бесхозяйственном отношении к материальным ценностям (уничтожение и т.п.), виновные в этом должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

  • Решение Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 25.07.2013 N 708 О внесении изменения в Порядок списания имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района, утвержденный решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 22 декабря 2011 г. N 380 «Об утверждении в новой редакции Порядка списания имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района»
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 20.11.2012 N 372 О внесении изменений в решение Земского Собрания от 15.06.2011 N 265 «Об утверждении Порядка распределения и использования средств регионального фонда софинансирования расходов, предоставляемых бюджетам сельских поселений, входящих в состав Куединского района, из бюджета Куединского района на реализацию приоритетных муниципальных проектов (программ) и инвестиционных проектов (целевых программ) Куединского района»
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 15.06.2011 N 265 Об утверждении Порядка распределения и использования средств регионального фонда софинансирования расходов, предоставляемых бюджетам сельских поселений, входящих в состав Куединского района, из бюджета Куединского района на реализацию приоритетных муниципальных проектов (программ) и инвестиционных проектов (целевых программ) Куединского района
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 23.03.2004 N 19 Об утверждении Положения «О порядке и условиях признания безнадежной и списания невозможной к взысканию задолженности по арендной плате, а также пени за землю и имущество, находящиеся в муниципальной собственности Куединского района»
  • Постановление Администрации Куединского района от 06.04.2012 N 198-па Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Куединского района иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, в том числе сверх объемов, утвержденных решением Земского Собрания Куединского района о бюджете Куединского района на очередной финансовый год и плановый период
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 27.02.2009 N 538 О внесении изменений в решение Земского Собрания Куединского района от 27.02.2006 N 224 «Об утверждении Положения о компенсационных выплатах депутатам Земского Собрания Куединского района»
  • Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 12.11.2014 N 209-в
    О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» (Чернушинский район)
  • Постановление Администрации г. Перми от 11.12.2014 N 952
    О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты администрации города Перми
  • Приказ Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 01.10.2014 N СЭД-27-01-09-439
    Об установлении границ территории и утверждении режима использования территории объекта археологического наследия — памятника «Рогалихинское I, городище»
  • Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 23.10.2014 N 1486
    О принятии Закона Пермского края «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края»
  • Постановление Администрации Красновишерского муниципального района от 28.11.2014 N 1639
    Об установлении размера пособия семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные образовательные учреждения (организации), реализующие образовательные программы дошкольного образования, на территории Красновишерского муниципального района на 2015 год

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

  • Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами;
  • Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

а) номер по порядку;

По указанной теме можно сделать несколько основных выводов:

  • При продаже, износе (невозможности дальнейшего использования объекта) или утрате основных средств организация должна провести их списание с баланса.
  • Процедура сопровождается документальным оформлением. Основной является акт о списании, дефектная ведомость (при износе), договор купли продажи (при реализации) и т.п.
  • Для проведения процедуры в компании создается специальная комиссия, состоящая минимум из трех человек. В ее состав входят руководители среднего звена и сотрудники бухгалтерии. Состав комиссии утверждается приказом руководителя.
  • После проведения осмотра имущества комиссией и оформления заключения о невозможности дальнейшего использования ОС в компании издается приказ о факте списания.
  • Разрешается списать основное средство и и оприходовать его отдельные части для дальнейшего использования.
  • Все приказы не будут считаться действительными без визы руководителя. Также на всей сопроводительной документации подписи ставят члены комиссии.

Если речь идет о предприятиях, которые состоят на государственном бюджете, для них действуют свои правила списания имущества. Если его цена не превышает двух тысяч рублей, процедуру осуществляет сама организация. Если сумма больше, потребуется разрешительный документ от высших инстанций (министерств, местных отделений муниципальной власти, госкорпораций).

При учреждении АО вкладом в его имущество в соответствии с п.6 ст.66 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи. При вкладе в форме недвижимого имущества помимо исполнения обязательств по учредительному договору учредитель при отчуждении недвижимости совершает фактическую передачу имущества и регистрацию перехода права собственности на него. При приобретении акций после их дополнительной эмиссии, внося в их оплату недвижимое имущество, покупатель акций (далее — Акционер) при отчуждении недвижимости совершает передачу имущества и регистрацию перехода права собственности на него. В обоих случаях участники общества являются его Акционерами.

При исполнении договора и передаче недвижимого имущества АО Акционер лишается прав владения и пользования недвижимым имуществом. Относительно права распоряжения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п.14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8) отметил, что после передачи имущества обществу, но до государственной регистрации перехода права собственности Акционер не вправе им распоряжаться, поскольку указанное имущество служит предметом исполненного Акционером обязательства, возникшего из договора, а общество является его законным владельцем.

Обращаясь к Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8, необходимо отметить, что трактовка текста Постановления, в соответствии с которым после передачи имущества обществу, но до государственной регистрации перехода права собственности Акционер не вправе им распоряжаться, поскольку указанное имущество служит предметом исполненного Акционером обязательства, возникшего из договора, как лишение титульного собственника права распоряжения недвижимым имуществом, несостоятельна, противоречит смыслу Постановления N 8 и нормам гражданского законодательства. В развитие своей позиции Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает, что в случае заключения нового договора об отчуждении ранее переданного недвижимого имущества (что невозможно при утрате собственником права распоряжения) собственник несет ответственность за его неисполнение. Таким образом, в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не говорится о лишении собственника права распоряжения недвижимым имуществом до момента утраты им титула по исполненному договору отчуждения недвижимости, а только указывается на то, что при исполненном договоре отчуждения недвижимости титульный собственник не вправе распоряжаться недвижимостью как сторона по договору (но не как титульный собственник).

В соответствии со ст.ст.25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее — Земельный кодекс) права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В ст.35 Земельного кодекса указано, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции подлежат своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий. Поэтому полученное АО недвижимое имущество независимо от времени его регистрации подлежит учету на соответствующих счетах на основании первичных документов. В связи с тем что порядок учета объектов недвижимости регулируется не налоговым, а гражданским законодательством, к учету на счет 01 принимаются основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, т.е. прошедшие государственную регистрацию. Что касается налога на имущество, то он исчисляется и уплачивается исключительно на основании и в соответствии с теми правовыми нормами, которые содержатся в законодательстве, регулирующем условия налогообложения.

Рассмотрим ситуацию с позиций Акционера и АО.

Позиция Акционера. Акционер, оприходовав на балансовом счете 58 (Д-т 58, К-т 91 — на стоимость основных средств, переданных в порядке финансовых вложений в уставный капитал АО по согласованной оценке) полученные акции и отразив эту операцию в активе баланса, одновременно должен списать с актива баланса числящиеся на балансовом счете 01 основные средства: Д-т 02, К-т 01 — на сумму начисленной амортизации; Д-т 91, К-т 01 — на остаточную стоимость выбывших объектов основных средств. Списав с актива баланса основные средства, он тем самым констатирует, что переданное им недвижимое имущество более не является для него основным средством. Однако в связи с тем что Акционер продолжает оставаться титульным собственником недвижимого имущества, он до момента государственной регистрации перехода права собственности должен учитывать его в бухгалтерском учете. Поэтому, списав объект основных средств с балансового счета 01, Акционер учитывает недвижимость за балансом вплоть до момента государственной регистрации перехода права собственности.

Позиция АО. Фактически полученное АО недвижимое имущество, на которое не оформлены документы, подтверждающие государственную регистрацию объекта недвижимости, не является для него основным средством и относится к незавершенным капитальным вложениям, отражаясь в бухгалтерском балансе по фактическим затратам. Сформированная первоначальная стоимость основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01. Сальдо по счету 08 отражает не только величину вложений организации, но и незаконченные операции приобретения основных средств. И только после списания недвижимого имущества со счета 08 на счет 01 оно становится для общества основным средством.

Процедура списания ОС содержит множество нюансов. Их нужно изучить заблаговременно, до начала запуска процесса.

Зная правильный порядок действий, и какие проводки необходимо сделать бухгалтерии, компания сможет правильно осуществить процедуру, что поможет избежать проблем с контролирующими инстанциями (в частности с налоговой инспекцией).

Списание проводится в компании только при наличии определенных ситуаций.

Основные причины снятия с учета основных средств:

Износ объекта может быть физический или моральный. Первый подразумевает поломки или выход из строя, во втором случае говорят об устаревании модели.

В обеих ситуациях дальнейшее использование основного средства по назначению считается нецелесообразным.

Важно! При перемещении объекта между структурными подразделениями списание не производится.

Здесь оформляется простая накладная о внутреннем перемещении. На балансе компании основное средств по-прежнему остается.

Независимо от причин, порядок действий при проведении процедуры списания актива с баланса предприятия будет во всех случаях идентичен.

Сама процедура начинается с утверждения специальной комиссии руководителем. Для этого по предприятию издается соответствующий приказ. Комиссия состоит минимум из трех человек.

Членами комиссии выступают руководители среднего звена: гл. инженер, гл. механик, гл. бухгалтер и т. п. Специалисты должны быть из разных сфер, это поможет рассмотреть невозможность дальнейшего использования ОС с разных точек зрения.

Комиссия проводит ряд действий:

  • оценка возможности восстановления прежних параметров объекта;
  • тщательный осмотр ОС;
  • определение причины ликвидации;
  • выявление виновных лиц (при краже или поломке);
  • оформление акта осмотра;
  • оформление заключения;
  • составление дефектной ведомости;
  • формирования акт о списании ОС и протокола.

Только после выполнения комиссией поставленных задач, руководитель принимает решение, списать основное средство или нет.

В случае положительного решения издается специальный приказ. В нем должны расписаться все члены комиссии, руководитель компании и другие заинтересованные лица.

После издания приказа бухгалтер делает необходимые проводки, и имущество списывается. Если в ОС есть детали, которые можно использовать в дальнейшем в другом имуществе, необходимо провести разукомплектацию и оприходование частей.

Для списания основных средств к счету 01 открывается дополнительный субсчет.

На него производится перенос первоначальной стоимости объекта.

Следующим этапом происходит списание амортизации за весь период использования имущества со счета 02 на открытый субсчет к счету 01.

После совершения этой проводки образуется остаточная стоимость, которую тоже необходимо списать.

От правильности отображения проводок в бухгалтерском учете зависит размер налога на прибыль.

Ошибки бухгалтера могут привести к плачевным последствиям.

Более подробно о том, какие бухгалтер сделает проводки, рассмотрим чуть ниже.

Процедура списания происходит по причинам:

  • продажа объекта физическому или юридическому лицу;
  • передача имущества в качестве уставного капитала другой компании;
  • передача объекта по объекту мены или дарения;
  • при выявлении недостачи объекта;
  • при частичной ликвидации объекта.

Также списать основное средство можно по причинам морального или физического износа.

Закон не содержит конкретного обязательства заполнять определенные формы документов при списании имущества с баланса предприятия. Компании вправе разрабатывать их самостоятельно, при этом предварительно утвердив приказом.

При этом нужно обеспечить в такой документации присутствие обязательных реквизитов.

Допускается использование унифицированных форм первичных документов, а также переделанных или самостоятельно разработанных форм.

Главное, чтобы используемые формы были оговорены учетной политикой.

Перечень необходимых документов напрямую зависит от причины списания.

При продаже заполняются такие формы:

  • акт о списании формы ОС-1 (ОС-1а или ОС–1б);
  • акт приемки передачи;
  • договор купли продажи

Если основное средство пришло в негодное состояние, используется:

Дефектные ведомости и акты заполняются комиссией по списанию основных средств. В подобной документации нельзя допускать ошибки и описки. Иначе это может привести к проблемам с проверяющими органами.

Чтобы снять объект ОС с баланса предприятия, нужно списать амортизацию со счета 02 и первоначальную стоимость со счета 01.1 на субсчет 01.2 с помощью проводок Дт 01.2 Кт 02 и Дт 01.1 Кт 01.2.

После чего на субсчете 01.2 образуется остаточная стоимость, которую нужно списать в дебет счета 91 проводкой Дт 91.2 Кт 01.2.

При списании основного средства бухгалтерия делает несколько важных проводок:

Проводки Описание
Дт Кт
01.1 01.2 Проводка по списанию первоначальной стоимости объекта
02 01.2 Списание амортизации
91.2 01.2 Проводка по списанию остаточной стоимости объекта
91.2 70, 76, 69 Учтены расходы, связанные со снятием с учета
При износе
10 91.1 Оприходованы МЦ, оставшиеся от списания основного средства (детали, узлы)
При продаже
62 91.1 Отражена продажная цена основного средства
91.3 68 Начислен НДС на проданный объект
91.2 10 (20,23,26 …), 60 Отражаются расходы с продажи
При безвозмездной передаче
91.3 68 Отражен НДС от рыночной стоимости подаренного ОС
При внесении основного средства в уставный капитал другой организации
76 01.2 Передача основного средства в УК другой компании
58 76 Отражена задолженность по вкладу в УК другой компании
При недостаче
94 01.2 Списание остаточной стоимости

Как видно из таблицы проводки, которые делает бухгалтер, напрямую взаимосвязаны с причинами списания: продажа, передача, недостача или износ.

Также дополнительно бухгалтер сделает проводки по оприходования деталей, если проводится разборка имущества на запчасти.

Делается это после списания основного объекта.

Дополнительно, когда ОС продается по цене ниже остаточной стоимости, бухгалтер сделает проводку об отражении убытка Дт 99 Кт 91.9, а при цене выше остаточной стоимости, покажет прибыль проводкой Дт 91.9 Кт 99.

  • Обратиться с заявлением в МРЭО (ГИБДД) о снятии транспорта с регистрации и с полным пакетом документации на автомобиль.
  • Представить номерные знаки машины.
  • Выждать 10 дней, пока документация пройдёт проверку в ГИБДД и налоговой и получить свидетельство о конечной стоимости транспортного средства.

Инициировать списание транспортного средства в бюджетной организации имеет право руководитель автотранспортного хозяйства либо другое ответственное должностное лицо. Подать служебную записку о состоянии ТС может также работник, закрепленный приказом за авто.

Как списать движимое имущество с баланса

Основанием для списания может стать то обстоятельство, что объект уже долгое время не используется бюджетным учреждением в деятельности, поскольку является непригодным для этого.

Также важен факт отсутствия возможности получить учреждением экономической выгоды или же полезного потенциала от существующего объекта.

Если учтены оба фактора, тогда объект или объекты могут быть списаны с баланса учреждения.

С 4 августа 2021 года в Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) были внесены изменения, которые, в том числе ввели понятие «снос объекта капительного строительства» и определили порядок такого сноса (№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Под сносом объекта капитального строительства понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства либо его частей (п. 14.4 ст. 1 ГрК РФ).

Основанием сноса могут являться:

Решение о сносе может быть принято по следующим причинам:

  • необходимость строительства нового объекта недвижимости на месте снесенного;
  • существенный физический износ и обветшание объекта недвижимости, не позволяющие его дальнейшую полноценную эксплуатацию.

Всё вышеизложенное позволяет трактовать понятие сноса, сформулированное в ГрК РФ, как осознанные действия собственника объекта недвижимости, направленные на прекращение его существования.

Поскольку порядок сноса объекта недвижимости регламентируется ГрК РФ, серьёзно отнеситесь к соблюдению всех процедурных моментов.

Соответственно, в отличие от сноса разрушением объекта недвижимости считается его гибель или утрата целостности и функциональности независимо воли собственника, вследствие природных явлений, чрезвычайных ситуаций либо противоправных действий третьих лиц.

В случае, если степень разрушения объекта недвижимости позволяет осуществить реконструктивные (восстановительные) мероприятия, собственником может быть принято решение о восстановлении объекта недвижимости, для чего должно быть получено разрешение органа местного самоуправления на реконструкцию (за исключением объектов недвижимости, строительство которых не требует разрешения, а также в отношении которых действует уведомительный порядок).

В случае, если объект полностью разрушен, собственник в целях снятия его с кадастрового учета и прекращения права собственности должен совершить ряд действий, часть из которых аналогична действиям в случае сноса объекта недвижимости.

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Принятие такого решения может возникнуть в связи с тем, что недвижимость находится в аварийном состоянии и более не может использоваться учреждением в деятельности. Как же правильно списать такой объект? Когда его можно будет вывести из эксплуатации?

Порядок списания и вывода из эксплуатации

Основанием для списания может стать то обстоятельство, что объект уже долгое время не используется бюджетным учреждением в деятельности, поскольку является непригодным для этого. Также важен факт отсутствия возможности получить учреждением экономической выгоды или же полезного потенциала от существующего объекта. Если учтены оба фактора, тогда объект или объекты могут быть списаны с баланса учреждения.

После получения распоряжения руководителя необходимо получить техническое заключение, подтверждающее аварийное состояние объекта, оформить и утвердить акт о списании (ОС-4). Далее будет следовать процесс ожидания окончания утилизации объекта, который может затянуться на длительный срок.

За это время необходимо созвать профильную комиссию, которая вынесет и официально оформит свое решение, а также понадобится акт о выводе имущества из эксплуатации. Возможен также и другой документ, который имеет ту же суть и предусмотрен существующей политикой бюджетного учреждения. После этого данный объект обязательно должен перейти в учет на отдельный забалансовый счет до момента, когда будет закончен процесс утилизации.

Такими объектами недвижимости выступают гаражи, склады или другие постройки, используемые учреждениями в своей деятельности. Вести учет данных объектов очень важно, поскольку могут возникнуть проблемы с проверяющими органами, которые следуют закону и программам, принятым в государстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *