Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение суда о признании права собственности служебной квартиры». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 г. дело по иску Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. к Департаменту жилищной политикии жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по кассационной жалобе Негробова В.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Негробова В.И. и его представителя Боголюбского С.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Эльдарова А.М., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что Негробову В.И. в связи с его работой в жилищно-эксплуатационной комендатуре № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (далее — комендатура № … ЖКО КЭУ г. Москвы), находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на основании служебного ордера, выданного Ленинским исполкомом г. Москвы 16 апреля 1992 г. на состав семьи из четырех человек (Негробов В.И., его жена Негробова Л.H., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.), была предоставлена трехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: г. …. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решения об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.
Дело рассматривалось судами неоднократно.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Негробов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Негробова В.И. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 декабря 2012 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 апреля 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и второй инстанций, которые выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 1983 г. Негробов В.И. был принят на работу в комендатуру № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы … дежурным по ЦТП. Указанная комендатура находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
16 апреля 1992 г. Ленинским исполкомом г. Москвы Негробову В.И. на состав семьи из четырех человек (он, его жена Негробова Л.Н., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.) был выдан служебный ордер на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. …, общей площадью 68,6 кв.м., жилой площадью 46,2 кв.м.
На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возник спор.
В 1995 году Негробов В.И. уволился из комендатуры № … ЖКО КЭУ г. Москвы.
На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжали проживать в спорной квартире.
Заявители обратились в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска было указано, что дом, в котором находится спорное помещение, был передан от Минобороны России в собственность субъекта Федерации. На обращение заявителей по вопросу приватизации уполномоченный орган ответил, что жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит.
ВС РФ указал следующее.
Согласно ранее сформулированным разъяснениям ВС РФ, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам соцнайма.
В связи с этим граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.
Данные разъяснения судом при разрешении спора учтены не были.
С учетом изложенного иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Право на распоряжение жильем выдает судебный орган по поданному исковому заявлению. Прилагаемые документы, подтверждающие наличие собственности :
- бумаги о получении наследства;
- соглашение о купле-продаже;
- бумаги о дарении.
Если признание права на владение имуществом вызывает у сторон спора конфликтные ситуации, нужно представлять суду исковое заявление о признании права собственности на квартиру. Владелец квартиры должен обосновать свое право на недвижимость, а также предоставить квитанции об уплате коммунальных платежей, справки о приведении помещения к экологическим и санитарно-гигиеническим нормам.
Признание права собственности на служебное жилое помещение
Законодательство позволяет гражданам удостоверить свое право собственности на недостроенную квартиру через суд. Этот способ имеет несколько преимуществ:
- так можно уберечь себя от мошенников – после получения судебного решения застройщик больше не сможет перепродать квартиру нескольким покупателям;
- возможность официального оформления помещения в личную собственность;
- в случае банкротства застройщика владелец недвижимости может вернуть свои деньги обратно, огласив себя кредитором.
Чтобы недостроенная квартира перешла в собственность покупателя, ему следует написать исковое заявление в районный суд по места расположения стройки.
Если договор на приобретение помещения заключали несколько граждан, то каждый из них имеет возможность выступить в качестве истца. Будет признано право собственности на долю квартиры.
В разряд служебного принято относить жилье, которое выделяется организациями и предприятиями для своих сотрудников. Через некоторое время возникает потребность оформить помещение в частную собственность.
Однако порядок приватизации жилья не включает возможность оформления в собственность служебных помещений. Граждане в большинстве случаев получают отказ. В судебной практике все же возникают случаи, когда приватизация все же осуществляется.
К примеру, предприятие предоставило сотруднику квартиру, однако нет никаких доказательств того, что она является служебной. В законодательстве указано, что статус помещения должен быть закреплен в реестре прав собственности.
Во время направления иска следует правильно определить стороны процесса. В качестве истцов будут выступать люди, проживающие в выделенном предприятием помещении. Ответчиком будет предприятие, на чьем балансе находится квартира, а также исполнительные органы, которые занимаются оформлением процедуры приватизации.
В законодательстве указывается, что сегодня наниматели жилья и их семьи могут провести бесплатную приватизацию. Однако, в некоторых случаях в этом может быть отказано. Работники муниципальных органов власти выделяют несколько причин для отказов:
- жилье не было передано во владение муниципалитету и в муниципальном реестре не значится;
- не был заключен в письменно виде договор социального найма;
- общежитие было передано в муниципальную собственность, однако статус с него снят не был (это касается и служебного жилья).
В этом случае будет правильно обратиться с иском о признании права собственности в порядке приватизации в суд общей юрисдикции. Этот вариант приватизации более выгоден истцу, так как местная администрация не сможет еще раз отказать в оформлении жилья, но по другому поводу.
Если бывшие супруги после развода или при других обстоятельствах не смогли мирно разделить совместно нажитое имущество, несогласная сторона может обратиться в суд. В ходе разбирательства будет определено, какая недвижимость считается личной, а какая подлежит разделу.
Подобный процесс является гражданским и имеет свои сложности. К примеру, личное имущество одного супруга может быть признано общим, если второй вложил в него свои денежные средства и труд.
Понятие служебного жилья возникло еще в период расцвета Советского Союза, когда предприятия и ведомства выдавали квартиры для временного проживания своим служащим и рабочим.
Жилье предоставлялось только на период исполнения служебных обязанностей.
Как правило, находилось оно недалеко от места трудоустройства и выделялось для удобства проживания сотрудников, а не с целью улучшения жилищных условий.
По закону о приватизации получить в собственность служебное жилье никак нельзя. Так как объекты служебного пользования, в отличии, например, от квартир, комнат и дач не подлежат приватизации. Что же делать в таком случае? Ведь по статистике еще очень большое количество наших граждан проживают в квартирах, предоставленных им в качестве служебных.
Выход из этой ситуации есть, правда он не гарантирует сто процентов успеха. В самом законе есть оговорка, что предприятия и организации, за которыми числится служебная недвижимость, вправе передавать ее в собственность.
Но ведомства не спешат пользоваться этой своей возможностью, ведь может создаться прецедент. Если все проживающие в жилье, предоставленном предприятием, граждане начнут приватизировать его, служебного жилого фонда просто не останется.
Поэтому отстаивать свое право на приватизацию ведомственного жилья наверняка придется в суде.
Полезную информацию о том, как приватизировать служебную квартиру, содержит следующее видео:
Начать следует с написания заявления к руководителю предприятия с просьбой о переводе жилья в государственную (муниципальную) собственность.
- В случае если директор вашей организации ответит положительно, то он должен обратиться в местные органы власти с просьбой взять на баланс квартиру, в которой вы проживаете. После этого вы заключаете с муниципалитетом договор социального найма и приступаете к приватизации жилья в установленном законом порядке.
- В случае отказа руководства вашего ведомства в передаче служебного жилья государству стоит обратиться в суд.
Ниже вы можете ознакомиться с примером искового заявления о приватизации служебной квартиры. Вы также можете его скачать.
Вам следует написать иск на имя владельца недвижимости с требованием отправить ходатайство об исключении объекта проживания из категории ведомственного жилья.
А к муниципальным органам отправляется заявление с просьбой принять на баланс данную квартиру. Обосновать данное исковое заявление на практике довольно затруднительно.
В судебной практике существует множество отказов по данным обращениям, но есть и ряд решений в пользу истца.
Ниже мы подготовили раздел о судебной практике по вопросам приватизации служебных квартир.
Для многих групп людей со специальностями, которые требуют их постоянного проживания рядом с местом их профессиональной деятельности, получение служебных квартир очень актуально.
К таким категориям граждан относятся:
- военнослужащие (одиноким даётся место в общежитии, семейным — отдельная квартира);
- служащие налоговых инспекций, судебных органов, таможни;
- депутаты (любому из них положена служебная квартира по месту деятельности, и чем больше административное образование, тем качественнее даётся жильё);
- сотрудники правоохранительных органов, спасатели;
- учителя, врачи, чиновники (если у них отсутствует собственная квартира);
- некоторые сотрудники ЖКХ (дворники и т.п.);
- работники, занятые в рыболовном, лесном хозяйстве.
Приватизация служебного жилья: миф или реальность?
Служебное жилье предоставляется организациями для сотрудников в связи с исполнением ими непосредственных трудовых обязанностей.
Законодательством запрещается передача жилища, имеющего статус служебного в собственность граждан.
- Но существуют исключения из правила.
- Приватизация квартир, находящихся на балансе муниципалитета подробно регламентирована.
- Новое в законодательстве, касающееся перехода права собственности на служебное жилье гражданам, вызывают много вопросов.
Служебное жилье — это дома или общежития, которые используются гражданами для временного проживания на период осуществления трудовой деятельности.
Его нельзя приватизировать, так как это — не муниципальная и не государственная собственность.
- Жилье, имеющее статус служебного принадлежит организациям.
- Служебное жилье гражданину предоставляется организацией в соответствии с договором.
- Пользоваться такой квартирой он может, пока действие документа не закончится, после чего сотрудник и члены его семьи обязаны будут освободить жилое помещение.
- Не обязаны покидать служебную жилплощадь следующие категории лиц:
- члены семьи военнослужащего, сотрудника силовых структур, пожарного пропавшего без вести или погибшего при исполнении служебных обязанностей;
- работники, вышедшие на пенсию;
- дети—сироты;
- члены семьи умершего работника;
- сотрудники, ставшие инвалидами 1—2 групп по вине нанимателя.
Приватизация служебного жилья, за редким исключением, на общих основаниях практически невозможна.
Единственно возможный вариант перехода права собственности на такое жилище — согласие организации, которая является владельцем жилого помещение.
Правовые нормы по выселению граждан из квартир Верховный суд разобрал самые спорные моменты Жилищного кодекса
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддер жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
Учитывая, что в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности постановляет дать судам следующие разъяснения:
Общие положения
1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.
2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.
Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.
3. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.
Когда речь идет о приватизации служебной квартиры, возникает множество вопросов, по разрешению которых существует достаточно сложная и неоднозначная судебная практика. Однако приватизировать служебную квартиру, которая была передана на баланс муниципальным органам, а часто и оформлялась в качестве служебной с определенными нарушениями норм законодательства, можно путем разрешения судебных споров.
В соответствии с действующим законодательством, указанное жилье (служебное) может приватизироваться, однако правовых оснований, установленных законом, для этого совсем не много.
Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установил запрет на приватизацию служебных помещений. Этим законом предоставляется право собственникам жилищного фонда принимать соответствующие решения о предоставлении права приватизации служебных помещений (квартир), которые относятся к жилищному фонду, а также квартир и жилых помещений, которые закреплены за предприятиями или учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.
В судебной практике достаточно важным является вопрос о том, какие помещения имеют статус служебных, что, как следствие, ограничивает права граждан, проживающих в них, на приватизацию жилья. Верховным Судом дано разъяснение по этому поводу. Согласно Положению о госучете жилищного фонда в РФ (Постановление Правительства РФ от 13.10.97 г. № 1301) госучету подлежат жилые дома, общежития, гостиницы, приюты, служебные жилые помещения и т.д., пригодные для проживания.
Исковое заявление о признании права собственности на квартиру
Определением Конституционного суда № 119-0 от 18.04.2006 года было определено, что право на приватизацию в Федеральном законе должно быть обеспечено возможностью соблюдения соответствующих гарантий граждан при передаче имущества в собственность открытых акционерных обществ. К таким гарантиям относят закрепленные Конституцией России права на жилье, которые позволяют гражданам по своему усмотрению и в своих интересах приватизировать жилье.
Из всего вышеизложенного и основываясь на существующей судебной практике, можно сделать вывод о том, что при передаче служебного жилья в собственность коммерческих организаций не ограничивается право граждан, проживающих в них, на приватизацию данного жилого помещения (Положение ст. 19 ЖК РФ). А переход права собственности из государственной и муниципальной в собственность коммерческих организации не влечет за собой расторжение или изменение договора найма жилого помещения (квартиры). В этом случае формальный фактор того, что это помещение в документах о регистрации указано как служебное, на практике не ограничивает прав граждан на его приватизацию.
Подтверждением вышеуказанной правовой позиции может служить решение суда по делу № 33-9579 от 26.08.2010 г. Сутью судебного спора является отказ ОАО РЖД предоставить квартиру проживающему в нем гражданину Пархоменко Е.Ю. в собственность в порядке приватизации. В обосновании своего отказа представитель ответчика по делу ОАО заявил, что в данную квартиру истец был вселен как в служебную и поэтому в соответствии с нормами жилищного законодательства у него отсутствует право получить квартиру в собственность в порядке приватизации.
Однако, как заявил истец, квартира была предоставлена ему на условиях социального найма, и он не был уведомлен о том, что квартира имела статус служебного жилья.
Из материалов судебного производства следует, что данное жилое помещение зарегистрировано за ОАО Российские железные дороги, о чем в ЕГР прав на недвижимое имущество внесена соответствующая запись.
Служебная жилая недвижимость — это жилище, выделяемое субъектам в связи с выполнением специфических трудовых функций. Помещение передается гражданину на срок службы или трудоустройства. Собственником такого имущества чаще всего выступает министерство, ведомство, госпредприятия или корпорации. Квартиру выделят при условии отсутствия собственного жилья в том населенном пункте, где осуществляется рабочая деятельность. Получить жилплощадь в связи со спецификой службы могут военные, полицейские, работники ЖКХ, таможенники.
Отношения, возникающие в сфере распределения специализированных помещений для проживания, регулируются главой 10 ЖК РФ. Распоряжение такими объектами обеспечивают правообладатели или уполномоченные ими структуры. Ведомственное жилище может быть выделено в форме дома, квартиры или комнаты в общежитии.
Важно! Между проживающими и распорядителем специализированного фонда заключается договор найма. В тексте соглашения указывается главный наниматель и члены его семьи. Пользователи вселяются временно и обязаны вносить плату за занимаемую площадь.
Приватизировать служебную комнату, дом или квартиру законом не позволено. Однако можно пойти другим путем — получить одобрение владельца на приватизационную процедуру. В таком случае существуют шансы на удовлетворительный результат. Ст. 4 ФЗ №1541-1 прямо указывает, что собственник специализированной жилплощади вправе позволить жителям оформить такое имущество в частную собственность. Кроме правообладателя решение о передаче недвижимости может принять:
- уполномоченная организация;
- предприятия, выполняющие функции хозяйственного ведения относительно интересующей недвижимости;
- учреждения, которые занимаются оперативным управлением имущественных спецфондов.
Однако в любом случае без одобрения законного хозяина объекта не обойтись. Давать или не давать разрешение — право, а не обязанность распорядителя. Именно потому на практике возникает много спорных моментов относительно оформления в собственность служебных жилых помещений.
Еще одна возможность для служащих получить собственное жилье — зафиксировать потерю квартирой статуса специализированной недвижимости. Это происходит, когда жилье передают муниципальному или государственному унитарному предприятию. При таких обстоятельствах с проживающими гражданами заключают не просто договор найма, а подписывают соглашение о социальном найме. Поскольку недвижимость перестает считаться ведомственной, то по ней становится возможным инициирование приватизационной процедуры в общем порядке.
Приватизировать жилье, которое находится на балансе министерства, федеральной службы или другой организации, можно, выполнив несколько последовательных стадий. Первый шаг — четко установить статус занимаемого жилища. Для этого нужно обратиться с запросом в Росреестр или БТИ. Заявление о предоставлении официальной информации нужно отправить и собственнику помещения. В полученной выписке необходимо найти сведения о дате регистрации недвижимости в качестве специализированной. Если день регистрирования наступил раньше дня заселения субъекта, применяются правила, предусмотренные для служебного жилища. Возможна и противоположная ситуация. Квартира выделена семейству в связи с трудоустройством одного из членов, однако недвижимость фактически внесена в базу как муниципальная собственность. При таких обстоятельствах жильцы вправе беспрепятственно приватизировать жилье.
Следующий этап — передача заявления владельцу с просьбой дать согласие на осуществление приватизационной процедуры. Если решение положительное, можно приступать к оформлению. В случае отказа необходимо требовать письменный документ с указанием оснований и аргументации принятого решения.
Какие дальнейшие действия заинтересованной стороны после получения согласия на приватизацию от собственника недвижимого имущества?
Если ведомство или предприятие-распорядитель согласилось на безвозмездное отчуждение квартиры, между сторонами заключается договор. Соглашение подлежит регистрации в местном управлении Росреестра. Новый правообладатель получает выписку, подтверждающую переход собственности.
Признание права собственности на недвижимость
В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность».
Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С. обращаются с иском в суд к департаменту и жилищному фонду Москвы, а также ОАО «Теплосеть», где просят признать в рамках приватизации право общей долевой собственности, по ½ доли за каждым, на квартиру.
Приватизировать желанные квадратные метры все же можно. Вот три варианта.
- Вариант 1: Если служебное жилое помещение строилось или приобреталось коммерческой организацией за собственные средства, а затем было передано жильцам – право пользования квартирой по договору социального найма за ним не признается.
- Вариант 2: Если служебное жилое помещение принадлежало в прошлом государственному предприятию, передавшему добровольно жилой фонд органам местного управления. В такой ситуации за жильцами при их желании может быть признано право использовать жилье на условиях социального найма с возможностью изменения статуса, если государственное предприятие не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось . Время передачи жилого фонда госпредприятием муниципалитету (до или после утверждения Жилищного кодекса РФ) в этом вопросе роли не играет. Если же предприятие продолжает оставаться государственным и жилой фонд в муниципалитет не передает, то служебное жилье сохраняет тот же статус, а его жильцы не могут рассчитывать на приватизацию .
- Вариант 3: по закону о приватизации приватизированное жилье передают государству. Но если служебные жилые объекты зависают на балансе бывших госпредприятий давно реорганизованных в коммерческие и в муниципальную собственность так и не передаются, то в такой ситуации нежелание муниципалитета принять жилой фонд в свою собственность дает возможность жильцам служебных квартир заключать договоры с дальнейшей приватизацией служебного жилья.
Седьмая статья Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.
И все же главное назначение служебных квартир — проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.
Заключение о возможности приватизации квартир выдает департамент имущественных отношений администрации. К заявлению надо приложить минимальный перечень копий документов:
- лицевого счета;
- выписки из реестра муниципального имущества (предварительно запросить в том же департаменте);
- паспорта;
- техпаспорта на квартиру.
Обращаться надо в департамент с просьбой разрешить приватизацию занимаемого жилья. При положительном решении вопроса в департаменте, жилье приватизируется в общем порядке, если получен отрицательный ответ, то признавать право собственности на занимаемую квартиру придется в суде.
Еще один вариант. Если служебную квартиру не передали в муниципальную собственность, надо проверять законность присвоения статуса служебного жилья – сам по себе штамп в ордере еще ничего не значит.
Во-первых, решение включить квартиру в категорию служебных принимается в установленном порядке уполномоченным органом, который осуществляет управление жилищным фондом. Согласно Жилищному кодексу, который действовал ранее, это были решения исполнительных комитетов районного или городского Совета народных депутатов.
Во-вторых, решение об отнесении квартиры к служебным возможно принимать только в период, пока квартира жильцам не предоставлена.
В-третьих, после принятия решения о включении жилплощади в категорию служебных, данная квартира регистрируется как служебная в органах госрегистрации недвижимости.
Только при соблюдении всех условий можно рассчитывать на законность присвоения статуса служебного жилья. Сведения о статусе предоставляемой квартиры, как и о наличии решения о ее включении в категорию служебных (или о его отсутствии) можно получить в госархиве. Если этих решений в архиве нет, надо исходить из того, что квартиру жильцы используют по договору социального найма, а это означает, что она подлежит приватизации.
В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает бессрочное право бюджетников на приватизацию служебного жилья. По сегодняшнему законодательству решение о приватизации служебного жилья принимают собственники или уполномоченные ими органы. Также по согласованию это могут делать предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд. Но с 1.03.2015. это положение (ст.4 от 4.07.1991. Закона «О приватизации жилфонда в РФ») утратит силу. Для многих работников бюджетной сферы и их семей служебное жилье — единственно возможное для постоянного проживания. Граждане, которые трудятся в интересах общества, заслуживают право на предоставление служебной квартиры в собственность, и все же право на такую приватизацию будут иметь не все. Законопроект ограничивает претендентов, которые смогут приватизировать служебные квартиры. Речь идет о научных, педагогических, медицинских работниках, сотрудниках учреждений социального обслуживания соцзащиты населения и, физкультурно-спортивных организаций , учреждений культуры, о спасателях профессиональных аварийно-спасательных служб, о лицах федеральной противопожарной службы, о работниках федеральной почтовой связи.
При этом право стать собственниками служебного жилья будет предоставляться только добросовестным работникам, которые не привлекались к материальной и дисциплинарной ответственности. Кроме того эта категория работников должна прожить в этой служебной квартире не менее 10 лет.
Приватизация служебного жилья: инструкция и судебная практика
Первая и основная причина лишения помещения – это увольнение, когда завершается действие трудового контракта. Помещение должны освободить все лица, проживавшие в нем, так как происходит утрата статуса полицейского, военного, государственного работника.
Что касается процедуры сокращения, то военные, полицейские и иные работники силовых структур обладают законодательными гарантиями при сокращении. Таким образом, выселению не подлежат жители служебной квартиры, заселенные в нее до момента вступления в силу обновленных норм кодекса. Также нельзя выгнать людей, проживающих на основании договора социального найма, либо стоящих на таком учете без веских причин. Об этом указано в части второй статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Бывает и так, что граждан могут выселять по другим причинам. В частности, проживающих из служебного жилья могут попросить съехать в том случае, если у них имеется в собственности другой объект недвижимости, а если они не соглашаются, то тогда приходится обращаться в суд и организовывать процесс выселения принудительным образом.
Еще одна причина частых выселений служебных квартир кроется в наличии задолженности по коммунальным платежам. Лишиться жилья можно, если неуплата взносов за услуги ЖКХ составляет больше шести календарных месяцев. Плюс ко всему прочему причиной может послужить и нецелевое использование помещения, когда нарушаются нормы и положения статей 83 и 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сказать надо о тех гражданах, которые не могут быть выселены из служебного помещения. Причем выселение может состояться только в том случае, если им предоставляется альтернативное и соразмерное жилье взамен. Без предоставления альтернативной квартиры даже по окончании трудовых отношений нельзя выселить:
- Граждан, получивших статус инвалидов после того, как они получили травмы в результате военных конфликтов и противостояний либо ставших таковыми по причине контузий и травм, полученных при выполнении своих обязанностей, заданий или наличия профессионального заболевания;
- Членов семьи граждан, проживающих по договору социального найма являющихся участниками ВОВ, семьи военных и партизан, павших либо пропавших без вести при обороне СССР или же при исполнении иных заданий относительно несения службы в армии;
- Граждан с инвалидностью из числа служащих начальствующего и рядового звена Министерства МВД, МЧС, Государственной противопожарной службы, которые получили данный статус из-за ранений, контузий, и иных травм, полученных в ходе несения службы и военной обязанности;
- Граждан, которые трудились в организации, на предприятии или в учреждении, которым на основании трудового договора была выделена служебная квартира. При этом трудовой стаж непрерывного характера должен быть не меньше десяти календарных лет;
- Лиц, которые были освобождены от занимаемой должности и в силу этого им было положено жилое помещение, но они не прекратили сотрудничество со своим работодателем;
- Граждан, которые были уволены по причине прекращения деятельности компании (ликвидации) или прекративших сотрудничество с работодателем по причине сокращения численности штата;
- Членов семьи умершего лица, которым была выделена жилая квартира либо дом для проживания, одиноких граждан с которыми вместе проживают малолетние дети, инвалиды труда первой и второй группы.
Как видно данный список достаточно обширный и в него включены незащищенные категории населения, которые не смогут самостоятельно обеспечить себя жильем после выселения.
Вопрос о выселении граждан решает организация, с которой у проживающих был заключен договор. Решение о выселении не заставляет наймодателя предоставлять альтернативное жилое помещение гражданам для проживания, даже если у арендатора есть иная свободная площадь, особенно когда были прекращены трудовые отношения.
В законодательстве нашей страны был относительно недавно внесены ряд правок, которые касались вступления в силу обновленных положений Жилого кодекса в 2005 году. Если граждане ранее числились на учету по улучшению жилищных условий, то тогда их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29 декабря 2014 года. В остальных случаях лица обязаны покинуть жилое помещение, если не имеются основания, обозначенные выше в статье.
Порядок выселения из служебного помещения не регламентирован, и он устанавливается следующим образом: очередь владелец квартиры или уполномоченная компания должны направить официальную записку арендаторам с требованием освободить объект в установленный период. Затем всё будет завесить от обстоятельств отношений между нанимателей и наймодателем.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает такое понятие, как расторжение договора найма. Поводом может служить соглашение сторон, воля собственника, желание самого нанимателя. Это может быть осуществлено при нарушении определенных правовых норм. В частности, при нарушении покоя соседей, при приведении помещения в негодность, пользовании жилым объектов в иных целях, нежели те, которые были определены ранее. Прекращается наем квартиры при физической утрате самого помещения или же при переходе ее к другому собственнику, с которым работник-наниматель в трудовых или служебных отношениях не состоит. Право на служебную квартиру сохраняется за работником или служащим только на время исполнения им своих обязанностей. Окончание срока службы или разрыв договора, контракта прекращают права пользования жильем и ведут к расторжению договора найма.
При отказе выселиться добровольно из помещения нанимателю высылается специальное уведомление. В нем сообщается о необходимости самому в указанный срок освободить занимаемую жилплощадь и вывезти из нее все ценные и личные вещи. Если в ходе заседания не было выявлено причин отказать в выселении, то решение суда, вступившее в силу, передается судебным приставам. Представители Федеральной службы судебных приставов будут производить принудительное выселение при отказе жильцов покинуть квартиру в добровольном и установленным нормами федерального и местного законодательства порядке.
Что нужно учитывать в деле о выселении из служебного жилья
При обращении в суд необходимо указывать срок работы в учреждении или организации собственника жилого фонда. Как показывает судебная практика, именно эти показатели могут иметь огромное значение для суда. Если человек отработал всю жизнь в государственном учреждении, и после выхода на заслуженный отдых, ему негде жить, так как собственник требует вернуть квартиру в фонд предприятия, отказывая в изменении статуса жилья. В этом случае, только суд поможет гражданину не остаться без жилья.
Отказ в положительном решении может последовать, в случае доказательства ненадлежащего пользования жильём или когда данные о сроке работы были преднамеренно работником завышены.
В судебной практике были и такие случаи, когда положительное решение в пользу истца было вынесено, но оно не исполняется. Тогда работник может снова подать иск в суд и решение будет вынесено в кротчайшие сроки с положительным исходом.
Таким образом, если законное право на получение жилья в собственность на основании решения суда не исполняется по каким-либо причинам, то государство должно обеспечить реализацию этого права.
Собственника обяжут изменить статус служебной квартиры и передать её в муниципалитет. Регистрация права собственности происходит в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимость на основании решения судебных органов.
Видео: Советы юриста как приватизировать служебное жилье
Подводим итоги
- Чтобы приватизировать служебную квартиру, необходимо изменить её статус со служебной на муниципальную. Это можно сделать на основании решения собственника и исполкома города.
- Государственные учреждения и организации могут самостоятельно принимать решение о передаче жилья в муниципалитет и приватизации
- Гражданин, который хочет приватизировать служебную квартиру, должен иметь на руках письменное решение.
- Правом на приватизацию может пользоваться каждый работник, проживающий в служебной квартире и отработавший на государственном предприятии собственнике не менее 10 лет.
- Кроме письменного решения, необходимо приготовить пакет других важных документов.
- Порядок приватизации служебной квартиры очень простой, если имеется решение собственника.
- Если такое решение получить не удаётся, тогда можно подать иск в суд.
- Судебная практика показывает, что сложно добиться положительного решения суда, но это возможно, если человек долго проработал в учреждении.
В соответствии с действующим законодательством, указанное жилье (служебное) может приватизироваться, однако правовых оснований, установленных законом, для этого совсем не много.
Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установил запрет на приватизацию служебных помещений. Этим законом предоставляется право собственникам жилищного фонда принимать соответствующие решения о предоставлении права приватизации служебных помещений (квартир), которые относятся к жилищному фонду, а также квартир и жилых помещений, которые закреплены за предприятиями или учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.
Определением Конституционного суда № 119-0 от 18.04.2006 года было определено, что право на приватизацию в Федеральном законе должно быть обеспечено возможностью соблюдения соответствующих гарантий граждан при передаче имущества в собственность открытых акционерных обществ. К таким гарантиям относят закрепленные Конституцией России права на жилье, которые позволяют гражданам по своему усмотрению и в своих интересах приватизировать жилье.
Из всего вышеизложенного и основываясь на существующей судебной практике, можно сделать вывод о том, что при передаче служебного жилья в собственность коммерческих организаций не ограничивается право граждан, проживающих в них, на приватизацию данного жилого помещения (Положение ст. 19 ЖК РФ). А переход права собственности из государственной и муниципальной в собственность коммерческих организации не влечет за собой расторжение или изменение договора найма жилого помещения (квартиры). В этом случае формальный фактор того, что это помещение в документах о регистрации указано как служебное, на практике не ограничивает прав граждан на его приватизацию.
Подтверждением вышеуказанной правовой позиции может служить решение суда по делу № 33-9579 от 26.08.2010 г. Сутью судебного спора является отказ ОАО РЖД предоставить квартиру проживающему в нем гражданину Пархоменко Е.Ю. в собственность в порядке приватизации. В обосновании своего отказа представитель ответчика по делу ОАО заявил, что в данную квартиру истец был вселен как в служебную и поэтому в соответствии с нормами жилищного законодательства у него отсутствует право получить квартиру в собственность в порядке приватизации.
Однако, как заявил истец, квартира была предоставлена ему на условиях социального найма, и он не был уведомлен о том, что квартира имела статус служебного жилья.
Из материалов судебного производства следует, что данное жилое помещение зарегистрировано за ОАО Российские железные дороги, о чем в ЕГР прав на недвижимое имущество внесена соответствующая запись.
Также в судебном заседании было установлено, что в данном случае приобретение права ответчика (ОАО РЖД) было осуществлено с нарушением конституционных прав истца.
Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»
Постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений»
Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П)
Вопрос N 3 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008
Вопрос N 4 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007
П. п. 9, 11, 13, 15, 19, 24, 26 — 29, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»
Если жилое помещение не отнесено ни к государственному, ни к муниципальному жилищному фонду, оно не может быть предоставлено в пользование по договору социального найма.
(Определение Московского городского суда от 05.05.2014 N 4г/7-3752/14)
Действующее законодательство не предусматривает возможности постоянного проживания и пользования гражданином одновременно двумя жилыми помещениями. При наличии у гражданина права пользования одним помещением признать за ним право пользования вторым не представляется возможным.
(Определение Московского городского суда от 06.03.2014 N 4г/7-1897/14)
Сам по себе факт родства с нанимателем жилого помещения не влечет возникновения права пользования помещением наравне с нанимателем.
Для того чтобы у родственника нанимателя жилого помещения возникло право пользования таким помещением, он должен вселиться в него в установленном законом (ст. 70 ЖК РФ) порядке: с согласия нанимателя и членов его семьи и с соответствующим изменением договора социального найма.
(Определение Московского городского суда от 06.03.2014 N 4г/7-1897/14)
Сам по себе факт постоянного проживания лица в каком-либо жилом помещении не является единственным основанием для приобретения права на это жилое помещение, в частности — права пользования им на условиях социального найма.
(Определение Московского городского суда от 07.05.2015 N 4г/7-4453/15)
Длительное проживание в жилом помещении и оплата коммунальных услуг не является подтверждением заключения договора найма и законности вселения.
(Определение Московского городского суда от 25.12.2015 N 4г-13982/2015)
Для несовершеннолетних детей до 14 лет установлен упрощенный порядок регистрации по месту жительства по сравнению с другими категориями граждан. При вселении и регистрации детей по месту жительства родителей согласие иных нанимателей и наймодателя не требуется.
(Определение Московского городского суда от 06.11.2015 N 4г/3-11110/2015)
Зарегистрированное в жилом помещении лицо приобретает право пользования этим помещением наравне с нанимателем.
Если истец был вселен и зарегистрирован на спорной жилой площади в установленном законом порядке, он обладает правом пользования этим жилым помещением. При этом наниматель жилого помещения не вправе чинить истцу препятствия в пользовании спорным жилым помещением.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 02.12.2014 по делу N 33-34838)
Штамп в паспорте о постоянной прописке в спорной квартире не является доказательством вселения и постоянного проживания в ней.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2014 по делу N 33-19269)
Отсутствие согласия нанимателя помещения на вселение другого лица является причиной отказа в признании права пользования.
Наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя. Если доказано, что наниматель не обращался в органы федеральной миграционной службы с заявлением о регистрации истца в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения и не подавал никаких заявлений о вселении истца, у последнего не возникает права пользования спорным помещением.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.02.2015 по делу N 33-4798/2015)
Признание гражданина безвестно отсутствующим не лишает его права пользования жилым помещением.
Исковые требования
Основное:
— о признании права пользования жилым помещением.
Дополнительные:
— об обязании заключить договор социального найма жилого помещения;
— об обязании зарегистрировать по месту жительства;
— об обязании не чинить препятствия в пользовании жилым помещением.
— Жилищное законодательство рассматривает право пользования жилым помещением в качестве одного из законных прав участников жилищных отношений по отношению к имуществу (п. 1 ст. 4 ЖК РФ). Требование о признании права пользования жилым помещением приводится в подавляющем большинстве исковых заявлений по рассматриваемой категории споров (например, Определение Московского городского суда от 18.02.2015 N 4г/7-755/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.03.2015 по делу N 33-8542/15).
— В качестве ответчиков следует указывать органы и лиц, обладающих полномочиями по совершению тех или иных действий в отношении спорного жилого помещения.
Так, например, в исковых заявлениях о признании права пользования жильем, принадлежащим городу Москве, в качестве ответчика целесообразно указывать Департамент городского имущества г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 13.11.2014 N 664-ПП (например, Определение Московского городского суда от 15.07.2015 N 4г/5-7574).
В отдельных случаях, когда известно, что жилое помещение находится в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении и т.д.) определенного ведомства или учреждения, ответчиком по иску может быть и такое ведомство или учреждение (например, Определение Московского городского суда от 11.11.2015 N 4г/9-11483/2015).
В случаях, когда спорное имущество на тех или иных основаниях (например, на праве собственности, на основании договора социального найма и т.д.) уже используется физическими лицами, а удовлетворение исковых требований так или иначе затронет их права или повлечет определенные обязанности (например, обязанность не чинить препятствий в пользовании помещением, выдать дубликат ключей и т.д.), в качестве ответчиков можно указать и их (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.03.2015 по делу N 33-4130).
С учетом вышесказанного, если иск содержит сразу несколько требований, он может быть предъявлен одновременно нескольким ответчикам (в зависимости от сути требований и полномочий ответчиков). Так, например, если в иске присутствует требование о регистрации по месту жительства, соответчиком может быть УФМС. Адресатом требования о заключении или изменении договора социального найма — Департамент городского имущества г. Москвы и т.д. При этом ответчиками по одному иску одновременно могут быть как физические, так и юридические лица (например (в указанном деле ответчиками являются ДЖПиЖП и ОУФМС), Определение Московского городского суда от 06.11.2015 N 4г/3-11110/2015).
— Как отмечается в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14, если ЖК РФ не определяет сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст. ст. 196, 197 ГК РФ), и иные положения гл. 12 ГК РФ об исковой давности (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).
— Часть 1 ст. 69 ЖК РФ определяет круг лиц, относящихся к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Это проживающие совместно с нанимателем его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Иных лиц закон к членам семьи нанимателя не относит. Члены семьи нанимателя вправе вселиться и пользоваться жилым помещением, даже если обеспеченность общей жилой площадью данного помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).
— В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи должно быть получено согласие не только самого нанимателя и членов его семьи, в том числе отсутствующих, но и наймодателя, который вправе запретить вселение других граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2014 по делу N 33-26659).
— Оспорить право истца на пользование жилым помещением можно, если при его вселении были допущены нарушения. Так, лица, вселенные нанимателем в жилое помещение, используемое на основании договора социального найма, в качестве членов семьи нанимателя, приобретают равные с ним права, включая право пользования, только если был соблюден установленный законом порядок вселения. Например, если на вселение лица не было получено письменное согласие нанимателя и (или) членов его семьи, а также наймодателя, когда оно необходимо (ч. 1 ст. 70 ЖК РФ), такое вселение является незаконным и не порождает у вселенного лица прав члена семьи нанимателя. Доводы о том, что лицо длительное время проживало в спорном помещении в качестве члена семьи нанимателя, как правило, также отвергаются судами (например, Определение Московского городского суда от 29.04.2014 N 4г/7-3760/14).
В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда. Если такой выезд имеет место, рекомендуем обратить на это внимание суда, ведь в момент расторжения договора бывший наниматель и члены его семьи утрачивают и право пользования жилым помещением (например, Кассационное определение Московского городского суда от 24.03.2014 N 4г/2-2241/14).
Для принятия решения в пользу ответчика необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию | Доказательства, которыми можно подтвердить эти обстоятельства | Примеры из судебной практики |
Наниматель, члены его семьи, а также — в установленных законом случаях — наймодатель жилого помещения по договору социального найма не давали согласия на вселение истца в жилое помещение, в связи с чем порядок вселения в жилое помещение соблюден не был | Свидетельские показания
Выписка из домовой книги Отсутствие письменного согласия (заявления) нанимателя на заселение истца в спорное жилое помещение |
Определение Московского городского суда от 29.09.2014 N 4г/6-10195
Определение Московского городского суда от 29.04.2014 N 4г/7-3760/14 Определение Московского городского суда от 20.10.2014 N 4г/3-10444/14 Апелляционное определение Московского городского суда от 10.07.2015 по делу N 33-20772/2015 Апелляционное определение Московского городского суда от 22.05.2015 N 33-16775/15 |
Собственник жилого помещения не давал своего согласия на вселение и проживание истца в принадлежащем ему жилом помещении | Отсутствие доказательств согласия собственника на вселение и проживание истца | Апелляционное определение Московского городского суда от 22.08.2014 по делу N 33-30285
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2014 по делу N 33-31717 |
В случае вселения истца, не являющегося членом семьи нанимателя, в спорное жилое помещение общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составит менее установленной законом учетной нормы | Договор социального найма, в котором указана общая площадь жилого помещения | Определение Московского городского суда от 10.10.2013 N 4г/4-9115
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2014 по делу N 33-26659 |
Истец добровольно отказался от прав нанимателя, выехал из квартиры, не проживал в ней длительное время, не предпринимал попыток вселиться, не оплачивал жилищно-коммунальные услуги | Свидетельские показания
Копии квитанций об оплате ответчиком жилищно-коммунальных услуг Выписка из домовой книги, подтверждающая факт снятия истца с регистрационного учета |
Определение Московского городского суда от 12.10.2015 N 4г/1-10961/2015
Определение Московского городского суда от 24.04.2015 N 4г/6-3658 Определение Московского городского суда от 24.04.2014 N 4г/5-4501/2014 Определение Московского городского суда от 26.12.2014 N 4г/7-13434/14 Кассационное определение Московского городского суда от 05.12.2014 N 4г/2-11842/14 Апелляционное определение Московского городского суда от 02.03.2015 по делу N 33-3519 Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5913/15 |
Истец перестал быть членом семьи собственника жилого помещения | Свидетельство о расторжении брака
Решение суда о расторжении брака Иные документы, подтверждающие прекращение семейных отношений |
Апелляционное определение Московского городского суда от 23.04.2014 по делу N 33-13497/2014
Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2014 по делу N 33-9597 Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31280 Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2014 по делу N 33-6710 |
В ________________________ районный суд
Истец: ____________(Ф.И.О.)____________
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Представитель Истца: _____(Ф.И.О.)_____
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Ответчик: _(наименование и/или Ф.И.О.)_
адрес: _______________________________,
телефон: _____________________________,
эл. почта: ____________________________
Госпошлина: ____________________ рублей
Исковое заявление
о признании права пользования жилым помещением
«___» ________ ___г. Истец обратился к Ответчику с требованием о предоставлении в пользование жилого помещения, расположенного по адресу: __________________________ (далее — «Жилое помещение»), на основании: ___________________________________________.
«___» ________ ___г. Ответчик отказал Истцу в предоставлении права пользования Жилым помещением на основании того, что:
— Истец не был вселен в спорное помещение в качестве члена семьи нанимателя, согласие нанимателя на его вселение получено не было;
— Собственник Жилого помещения не давал своего согласия на вселение и регистрацию Истца;
— Истец не производит оплату жилищно-коммунальных услуг за спорное Жилое помещение;
— Истец не является собственником спорного Жилого помещения или доли в нем;
— Истец добровольно выехал из Жилого помещения, не пользуется и не проживает в нем;
— Жилое помещение не предоставлялось Истцу в качестве служебного жилья;
— Перестав быть членом семьи собственника, Истец утратил право пользования спорным Жилым помещением.
Истец считает подобный отказ нарушающим его законное право на пользование Жилым помещением. По мнению Истца:
— Истец вселен и проживает в спорном жилом помещении с согласия самого нанимателя, членов его семьи и — в установленных законом случаях — наймодателя, что подтверждается договором социального найма Жилого помещения/выпиской из домовой книги/ордером на Жилое помещение/решением суда о вселении.
Согласно ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя — других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Согласно ч. 2 ст. 70 Жилищного кодекса РФ вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
— Истец был вселен и зарегистрирован в спорном Жилом помещении с согласия его собственника, что подтверждается выпиской из домовой книги.
В силу ч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и Жилищным кодексом РФ.
— Истец производит оплату жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается квитанциями/расписками Ответчика о получении от Истца денег для оплаты услуг ЖКХ.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
— Истец является собственником спорного Жилого помещения (доли в спорном Жилом помещении), что подтверждается свидетельством о праве собственности.
В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
— Непроживание Истца в спорном Жилом помещении носило вынужденный характер, а между Истцом и Ответчиком сложились конфликтные отношения, что подтверждается решением суда, подтверждающим факт наличия конфликтных отношений между Истцом и другими нанимателями Жилого помещения.
Главным основанием для приватизации служебной квартиры является согласие собственника. Все остальные факторы зачастую не играют особой роли и остаются на совести владельца помещения. По усредненным данным, потенциальные собственники квартиры обязаны соответствовать следующим требованиям:
- Они должны заключить договор найма данного помещения с собственником-предприятием.
- Жильцы или жилец, который заключил договор найма должен проработать в данной компании не менее 10 лет. И столько же он должен прожить в квартире. Следует учитывать, что эта норма нигде не закреплена и формально, не обязательна к исполнению. Однако компании, которая все же пойдет на приватизацию, важно, чтобы сотрудник, оформивший недвижимость в собственность, продолжал успешно трудиться.
- Бесплатная приватизация возможна только один раз в жизни, потому важно, чтобы сотрудник компании ранее в ней не участвовал. С другой стороны, так как помещение принадлежит непосредственно предприятию, его можно просто подарить жильцу, благодаря чему право на приватизацию не будет использовано.
Исходя из стати 4 закона «О приватизации», право на приватизацию служебного жилья имеют только те лица, которые обитают в помещениях, относящихся к жилищному фонду совхозов или аналогичных сельскохозяйственных предприятий, при условии, что они располагаются в сельской местности. Сюда же относятся сходные по назначению квартиры, которые принадлежат стационарным организациям, занимающимся социальной защитой населения.
В любом случае, именно собственники решают, смогут ли жильцы реализовать свои права на приватизацию или нет.
Договор найма служебного жилья заключается между работником и работодателем, будь то компания или государственная структура. Основные положения, исходя из ЖК РФ:
- Договор заключается на добровольной основе. Работодатель не может принудить работника его заключить. Верно и обратное, работник не имеет права требовать предоставления отдельного места жительства, если договоренность об этом не была достигнута ранее и не была зафиксирована в других документах.
- Наниматель служебного жилья не имеет права сдавать его третьим лицами или обменивать. Следует учитывать, что обычно в договоре прописываются все потенциальные жильцы, начиная непосредственно с работника и заканчивая членами его семьи.
- Договор заключается исключительно в письменной форме и заверяется подписями сторон. Нотариальное заверение не требуется.
- Договор расторгается в случае увольнения.
- Работодатель не обязан регистрировать жильцов служебного помещения.
Приватизировать служебную квартиру можно двумя способами:
- Получить разрешение наймодателя на подобную процедуру, при условии, что помещение относится к тем, которые вообще можно приватизировать (основное требование – находятся в сельской местности).
- Превратить служебную квартиру в муниципальную и потом приватизировать на общих основаниях. Это также возможно только с разрешения наймодателя. Такую систему можно использовать в том случае, если помещение расположено не в сельской местности.
Вне зависимости от выбранного/доступного варианта, общая процедура приватизации, за исключением обязательного требования разрешения от наймодателя, полностью соответствует обычной.
Рассмотрим процедуру подробнее. Первым делом нужно получить разрешение работодателя. Обычно, если наймодатель в принципе согласен выдать такой документ, он же выдвигает и встречные требования.
На самом деле, подобные ситуации встречаются очень редко. Чаще всего они связаны с желанием привязать к компании особо ценного сотрудника либо действительно относятся к сельской местности, где постоянно испытывается кадровый голод.