Процедура списания недвижимого имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура списания недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:

  • прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно — начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
  • на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).

Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на бо´л­ьший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

Ликвидируем ненужную недвижимость

1. Для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения, подведомственные Министерству финансов Российской Федерации (далее — Организации), представляют в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

1.1. Обращение Организации — на бланке, содержащем полное наименование Организации;

1.2. Копию1 учредительных документов (устав и (или) положение);

1.3. Копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации Организации;

1.4. Копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее трех месяцев до дня представления документов;

1.5. Копии документов, подтверждающих право лица, подписавшего обращение, действовать без доверенности от имени Организации (контракт с руководителем, главным бухгалтером Организации, приказ о назначении на должность);

1.6. Копию приказа об утверждении персонального состава постоянно действующей Комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (далее — Комиссия Организации) (с приложением положения о данной Комиссии Организации)2.

1.7. Перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию, подписанный руководителем и главным бухгалтером Организации, заверенный печатью Организации. В перечне объектов федерального имущества указывается:

номер по порядку;

наименование объекта;

инвентарный номер объекта в случае его присвоения;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта;

балансовая стоимость объекта на момент принятия решения о списании;

остаточная стоимость объекта на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования, установленный для данного объекта, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

1.8. Копию протокола заседания Комиссии Организации о подготовке и принятии решения о списании объектов федерального имущества;

1.9. Акты о списании объектов основных средств, указанных в перечне, представленном в соответствии с пунктом 1.7. (далее — акты о списании), в одном подлинном экземпляре3.

2. Для списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), Организации дополнительно к документам, указанным в пункте 1 настоящего Перечня, представляют:

2.1. Копию Инвентарной карточки учета основных средств, подлежащего списанию, с указанием всех обязательных реквизитов на дату принятия решения Комиссией Организации о списании объекта;

2.2. Копии правоустанавливающих документов на федеральное недвижимое имущество, указанное в перечне, оформленном согласно пункту 1.7 настоящего Перечня (распоряжение органа по управлению имуществом или решение уполномоченного органа государственной власти о закреплении имущества и акт приема-передачи имущества, договор о приобретении);

2.3. Копии документов технического учета (кадастровый и/или технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, действительный на дату его представления, выданный организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности;

2.4. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, подлежащий списанию (с приложением копии кадастрового плана земельного участка или ситуационного плана (при отсутствии кадастрового плана);

2.5. Копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию и на земельный участок, на котором располагается объект недвижимого имущества, выданных не ранее чем за один месяц до дня их направления;

2.6. Копию выписки из реестра федерального имущества, которая подтверждает, что объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, внесен в указанный реестр в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4237; 2009, N 17, ст. 2095; 2010, N 33, ст. 4435; 2011, N 7, ст. 978) (далее — постановление Правительства Российской Федерации);

2.7. Техническое заключение независимого эксперта (заключение технической экспертизы при списании объектов незавершенного строительства), с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации;

2.8. Фотографии объекта;

2.9. Справку об остаточной стоимости объекта недвижимого имущества, подлежащего списанию, составленную на дату принятия решения Комиссией Организации о списании объекта, подписанную руководителем и главным бухгалтером Организации и заверенную печатью Организации;

2.10. В случае если списанию подлежит объект незавершенного строительства — справку с подробным обоснованием причин списания объекта незавершенного строительства с приложением копий документов, являющихся составной частью проектной документации.

  • Бухучет и отчетность
  • Налоги
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Госзакупки
  • Бюджетный учет

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания.
Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Однако в силу п. 4 Положения о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.
Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.
Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.
То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано.
Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

В обновленных редакциях инструкций по бухгалтерскому учету для списания объектов основных средств предлагается типовая проводка:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация»
Дебет счета 0 11400 000 «Обесценение нефинансовых активов»
Дебет счета 0 40110 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счетов аналитического учета счета 0 10100 000 «Основные средства».
При этом в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеуказанной записью необходимо отразить выбытие из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.
К сожалению, ни в СГС ОС, ни в инструкциях по бухгалтерскому учету нет четкого указания на то, в каком порядке и на основании каких учетных документов следует отражать обесценение. Очевидно, что до выхода соответствующих разъяснений Минфина придется принимать такие решения в рамках учетной политики учреждения.

Приказ пишется от лица руководителя предприятия или уполномоченного на подписание такого рода документов сотрудника. Непосредственно его составлением занимается

  • или секретарь организации,
  • или начальник какого-либо структурного подразделения,
  • или бухгалтер.

В любом случае, это должен быть работник, который имеет достаточную квалификацию и знаком с правилами составления приказов.

Правильно оформленный приказ позволяет грамотно и, главное, законно, избавиться от ненужного имущества, с полным соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета.

В целях установления сохранности имущества организации проводят инвентаризацию. Порядок ее проведения регламентируется Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина N 49 от 13.06.95.

Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно. Образец приказа на проведение инвентаризации основных средств можно скачать в конце статьи.

Проведение проверки может быть обязательным и инициативным. Обязательна инвентаризация в следующих случаях (п.1.5 Методических указаний):

  • составление годовой отчетности (допускается проведение инвентаризации основных фондов раз в три года);
  • смена материально ответственного лица;
  • выявление фактов порчи, хищения имущества;
  • стихийных бедствий.

Для проведения инвентаризации руководство компании назначает комиссию. В нее целесообразно включить представителей администрации, работников инженерных и технических служб, финансовых сотрудников. Проводится проверка в присутствии лица, ответственного за сохранность имущества.

При выявлении морально устаревшего или испорченного оборудования комиссия может принять решение о ремонте, восстановлении ОС либо о его ликвидации.

На сегодняшний день унифицированного, единого и обязательного к применению образца данного документа нет. Поэтому руководители предприятий и организаций могут писать приказ в свободном виде или пользоваться шаблоном документа, который применяется внутри компании (необходимо помнить, что самостоятельно разработанные формы документов нужно регистрировать во внутренней учетной политике фирмы). Независимо от того, какой именно вариант будет выбран, приказ должен содержать ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • полное наименование предприятия,
  • дата и номер приказа,
  • название,
  • модель,
  • марка,
  • инвентарный номер,
  • а также причины списания основного средства.

Важный нюанс: в данном приказе может значиться как один объект, так и целая группа списываемых основных средств. Второй вариант обычно бывает в результате плановой инвентаризации имущества компании.

Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н
) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания. Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Однако в силу
п. 4 Положения
о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование. Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования. Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах. То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано. Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н
указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»
до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается
.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

Приказ о списании основных средств может быть написан как от руки, так и в печатном виде, как на фирменном бланке организации, так и на обычном листе А4 формата.

Важнейшее условие: он должен содержать «живые» подписи руководителя компании и сотрудников, которые в нем упомянуты.

Заверять печатью приказ не обязательно, поскольку он относится ко внутренней документации предприятия (не будем забывать и о том, что с 2021 года юридические лица могут больше не применять в работе оттиски печатей и штампов для визирования бумаг).

Приказ относится к первичной документации, поэтому правила по его хранению строго регламентированы. Его необходимо держать в архиве предприятия не менее пяти лет, на случай востребования налоговыми специалистами (например, для подтверждения списания основного средства).

Приказ оформляется с целью подтверждения согласия руководства на списание. При этом, нет конкретного обязательства его составлять.

Необходимость оформления определяется особенностями деятельности конкретной компании, ее объемами и порядком ведения документации.

Дополнительно, если имущество выбывает по причине какого-либо вида реализации, заключается соответствующий договор. Он и будет являться основанием.

Распоряжение, в основном, имеет место, если списание происходит по причине физического либо морального износа.

Под моральным износом подразумевают устаревание объекта, а под физическим– невозможность его дальнейшего использования по назначению.

При таких обстоятельствах после издания распоряжения оформляется акт о списании и дефектная ведомость. Акт может оформляться по одной из типовых форм: ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.

Именно приказ служит толчком и основанием к снятию основного средства с учета.

Закон не устанавливает определенной формы приказа. Поэтому документ составляется в свободной форме, утвержденной в компании.
Он должен соответствовать основным правилам документооборота и содержать обязательные пункты:

  • название организации;
  • дата и наименование компании;
  • название компании и номер документа;
  • в связи с чем возникла необходимость в списании – физический или моральный износ;
  • ссылка на законодательный акт и другую нормативную документацию;
  • подробное описание объекта: серийный номер, модель, год выпуска и характеристики;
  • состояние основного средства: период эксплуатации, остаточная стоимость;
  • обозначение конкретного времени для ликвидации объекта и демонтажа;
  • перечисление членов комиссии, контролирующих процесс;
  • задачи для комиссии;
  • визы всех указанных лиц и дата оформления документа.

Важно! Без визы руководства приказ считается не действительным.

Что рекомендуется знать при оформлении:

  • С распоряжением должны ознакомиться все заинтересованные и указанные в документе лица.
  • Оформляется бланк в одном экземпляре. При необходимости с него можно снять копии.
  • Если списание ОС происходит в бюджетном учреждении, то оно должно согласовываться с федеральными органами. Для этого им направляется перечень средств и акт с подписями комиссии.
  • Печати компании на приказах не проставляются. Исключение составляют ситуации, когда такое условие оговорено в нормативной документации организации.
  • В распоряжении оговаривается срок его действия. Если такого пункта нет, то срок действия составляет один год.

Пока приказ действует, он хранится у секретаря предприятия, после чего передается на хранение в архив.
В архивном отделе распоряжения хранятся на протяжении пяти лет.

При оформлении не допускается совершение ошибок и описок.

Допускается составление от руки либо печатать на компьютере.

Бланк должен соответствовать основным правилам документооборота, утвержденным в компании.

На основании приказа о списании оформляется соответствующий акт, который подписывается всеми членами комиссии.

Новое в процедуре списания основных средств

В отношении бюджетных учреждений федеральное законодательство о некоммерческих организациях определяет особо ценное движимое имущество как «движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено»[5]. Перечни такого имущества устанавливаются соответствующими органами, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, с учетом положений Постановления Правительства РФ № 538[6]. При этом данные перечни могут устанавливаться категориально для всех учреждений, подведомственных конкретному органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, а могут – для конкретных учреждений. В последнем случае перечень содержит конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и прочей информацией.

Например, для своих подведомственных учреждений Минздрав отнес к такому имуществу автомобили, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.; медицинское и хирургическое оборудование, балансовая стоимость которого превышает 3 тыс. руб.; любое движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб.[7] В Пензенской области в сфере здравоохранения подход еще более жесткий – здесь к такому имуществу отнесены транспортные средства, компьютерная техника, машины и оборудование, оргтехника, балансовая стоимость которых за единицу превышает 3 тыс. руб., производственный и хозяйственный инвентарь, балансовая стоимость которого за единицу превышает 10 тыс. руб.[8]

Следует понимать, что фактически независимо от стоимости имущества учредитель может причислить к особо ценному любое движимое имущество, если сочтет, что без этого имущества осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено[9]. Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным – например, в г. Астрахани в отношении муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств № 20» в перечень особо ценного движимого имущества были включены только два объекта: рояль с балансовой стоимостью в 66 тыс. руб. и баян с балансовой стоимостью 56 тыс. руб.[10] Но такой подход встречается не очень часто – все же учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к категории особо ценного движимого имущества как можно больше различных объектов. Например, для муниципального бюджетного учреждения «Усть-Цилемская детская музыкальная школа» (Республика Коми)[11] к этой категории, в отличие от предыдущего случая, был отнесен 21 объект, в том числе не только дорогостоящая звуковая аппаратура, но и дешевые гитары.


Учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество.


В результате появления у бюджетного учреждения новых имущественных объектов в перечни особо ценного движимого имущества могут вноситься изменения. Иными словами, собственник имущества, которое приобретается бюджетным учреждением, может «добавлять» его в перечень особо ценного движимого. Например, в июле 2016 года администрация г. Шахты Ростовской области внесла в соответствующий перечень такой имущественный объект, как теневой навес с балансовой стоимостью 1,5 млн руб., закрепив его за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 37»[12].

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, может ли учредитель (собственник имущества) отнести к категории особо ценного то движимое имущество, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Таких запретов в действующей федеральной нормативной правовой базе нет, хотя раньше они были, правда, только в отношении автономных учреждений[13]. Кроме того, по мнению Минфина, отнесение имущества к данной категории осуществляется независимо от источника средств на его приобретение[14]. Однако в некоторых случаях сам учредитель вводит соответствующий запрет. Например, в г. Ангарске Иркутской области[15] установлено, что не может быть отнесено к особо ценному движимое имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного или бюджетного учреждения Ангарского городского округа, а также имущество, приобретенное автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа за счет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа согласно его уставу. В Тольятти мы видим похожую норму – здесь определено, что к особо ценному движимому имуществу не относится имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, полученное в результате добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц[16]. А вот, например, в г. Ярославле в местной нормативной правовой базе такого запрета нет[17].

Порядок согласования бюджетным учреждением с собственником имущества правил распоряжения имуществом обычно устанавливается в нормативных правовых актах, утвержденных конкретным собственником имущества. Для примера рассмотрим соответствующие правила, определенные для федеральных учреждений здравоохранения[18].

На первом этапе учреждение должно направить в департамент имущественного комплекса министерства перечень особо ценного движимого имущества, которым учреждение планирует распорядиться, с указанием цели использования данного имущества; обоснование целесообразности распоряжения имуществом; технико-экономическое обоснование; отчет об оценке рыночной стоимости имущества (оценка должна быть проведена не ранее, чем за три месяца до предоставления отчета); сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.

Затем в течение одного месяца министерство рассматривает полученное обращение и принимает решение о согласовании распоряжения имуществом или о мотивированном отказе. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства: 1) в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения; 2) в результате распоряжения имуществом осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено или невозможно.

На завершающем этапе министерство направляет в учреждение письмо со своим решением. Решение о согласовании распоряжения имуществом действительно в течение одного года со дня его принятия.

В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение данной статьи.



[1]Часть 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).

[2] Часть 9 ст. 9.2 Закона об НКО.

[3]Абзац 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.

[4] Часть 10 ст. 9.2 Закона об НКО, абз. 1 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.

[5] Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО.

[6] Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

[7] Приказ Минздрава РФ от 02.06.2015 № 296н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации».

[8] Приказ минздрава Пензенской области от 26.11.2013 № 503 «Об утверждении Перечня видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных учреждений Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство здравоохранения Пензенской области».

[9] Подпункт «б» п. 4 Постановления Правительства РФ № 538.

[10] Постановление администрации города Астрахани от 11.05.2012 № 3956 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 20 города Астрахани».

[11] Постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 24.10.2013 № 10/2142 «Об утверждении перечня особо ценного движимого имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Усть-Цилемская детская музыкальная школа».

[12] Постановление администрации г. Шахты от 21.07.2016 № 3633 «О внесении изменений в постановление администрации города Шахты от 26.07.2011 № 3333 «Об утверждении перечней особо ценного движимого имущества муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования г. Шахты».

[13] Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (утратило силу с 01.01.2011).

[14] Письмо Минфина РФ от 26.09.2012 № 02-06-10/3912.

[15] Постановление администрации Ангарского городского округа от 20.11.2015 № 1667-па «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного, бюджетного учреждения Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов».

[16] Постановление мэрии городского округа Тольятти от 07.02.2011 № 343-п/1 «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений городского округа Тольятти».

[17] Постановление мэрии г. Ярославля от 02.03.2011 № 525 «О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения».

[18] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1125н «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, либо приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества».

[19] Закон Республики Крым от 25.12.2014 № 51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым».

[20] Постановление правительства Хабаровского края от 02.03.2009 № 64-пр «Об утверждении Порядка списания государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края».

Личный кабинет МВ портала Росимущество позволяет юридическим и физическим лицам:

  • предоставлять сведения о новых объектах федерального имущества;
  • «прикреплять» к объектам электронные копии необходимых документов;
  • исключить сведения об объекте учета или лице им владеющем из реестра;
  • вносить данные инвентаризации;
  • просматривать сведения, содержащиеся в реестре;
  • заказать выписку из федерального реестра;
  • подать электронную заявку на получение государственных услуг.

Регистрация и последующая авторизация в личном кабинете МФ портала Росимущества предоставляет доступ к следующим функциональным возможностям электронной информационной системы:

  • изучение исчерпывающей информации о госсобственности;
  • создание копий документации о федеральном имуществе в электронном формате;
  • просмотр сведений, находящихся в государственных реестрах, и внесение изменений в соответствующие базы данных (при наличии права на совершение подобных действий);
  • составление и подача заявок на оформление выписок из Госреестра;
  • внесение информации о проведенной инвентаризации государственного имущества.

Подключение к модулю правообладателя открывает доступ к дополнительному набору возможностей.

Процедура списания ОС содержит множество нюансов. Их нужно изучить заблаговременно, до начала запуска процесса.

Зная правильный порядок действий, и какие проводки необходимо сделать бухгалтерии, компания сможет правильно осуществить процедуру, что поможет избежать проблем с контролирующими инстанциями (в частности с налоговой инспекцией).

Списание проводится в компании только при наличии определенных ситуаций.

Процедура списания происходит по причинам:

  • продажа объекта физическому или юридическому лицу;
  • передача имущества в качестве уставного капитала другой компании;
  • передача объекта по объекту мены или дарения;
  • при выявлении недостачи объекта;
  • при частичной ликвидации объекта.

Также списать основное средство можно по причинам морального или физического износа.

В большинстве случаев снятие с учета происходит после того, как объект перестает приносить компании экономическую выгоду.

По указанной теме можно сделать несколько основных выводов:

  • При продаже, износе (невозможности дальнейшего использования объекта) или утрате основных средств организация должна провести их списание с баланса.
  • Процедура сопровождается документальным оформлением. Основной является акт о списании, дефектная ведомость (при износе), договор купли продажи (при реализации) и т.п.
  • Для проведения процедуры в компании создается специальная комиссия, состоящая минимум из трех человек. В ее состав входят руководители среднего звена и сотрудники бухгалтерии. Состав комиссии утверждается приказом руководителя.
  • После проведения осмотра имущества комиссией и оформления заключения о невозможности дальнейшего использования ОС в компании издается приказ о факте списания.
  • Разрешается списать основное средство и и оприходовать его отдельные части для дальнейшего использования.
  • Все приказы не будут считаться действительными без визы руководителя. Также на всей сопроводительной документации подписи ставят члены комиссии.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

УСЛУГИ

  • Оценка жилой недвижимости
  • Оценка квартир для ипотеки
  • Оценка для банков
  • Оценка земли
  • Оценка коммерческой недвижимости
  • Оценка наследства для нотариуса
  • Оценка для суда
  • Оценка ущерба
  • Оценка машин и оборудования
  • Оценка транспортных средств
  • Строительно-техническая экспертиза

Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:

  • У фирмы есть право собственности на объект, подтвержденное документами.
  • Сумма выручки от продажи известна.
  • Есть признаки того, что фирма получит экономическую выгоду от реализации.
  • Покупатель получил право собственности на объект.
  • Траты на операцию можно установить однозначно.

Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.

Фирма-продавец выполняет следующие проводки:

  • ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
  • ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
  • ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
  • ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.

В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.

Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:

  • Направлены бумаги на регистрацию.
  • Недвижимость введена в эксплуатацию.

Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:

  • На основании общего срока полезной эксплуатации.
  • Остаток срока.

Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:

  • ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
  • ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
  • ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.

Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.

Как проводится учет объектов недвижимости

С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.

При снятии с учёта всякого объекта недвижимости принято подавать составленное заявление и пакет с требуемой документацией. Обязательное условие — наличие акта обследования. После принятия одобрительного решения строение снимают с учёта, а хозяину выдают справку в форме выписки из государственного реестра.

Стоит рассмотреть подробно все этапы дела. Наиболее затратной по времени частью считается подготовка акта обследования. Документ напоминает технический план, является его упрощённым видом. Составлять подобные справки могут только аттестованные кадастровые инженеры. Сделать работу самостоятельно и сэкономить на услугах не выйдет. Работник должен обязательно приехать на точку.

Специалист сверяет реальное состояние строения с тем, что указано в российском реестре по недвижимости. После обследования компетентный профессионал оформляет акт в электронной форме, заверяет полученный документ виртуальной печатью. Акт обследования считается основанием для снятия строения с государственного учёта.

После получения документа хозяин обращается в органы по кадастру. При подаче владелец прилагает правоустанавливающую документацию с заявлением.

Если Вы считаете, что Ваша ситуация подходит под исключение, то обязательно проконсультируйтесь у наших специалистов. Мы поможем найти самое оптимальное решение!

Законом строго регламентирован срок на исключение здания из государственного реестра. Но без бюрократии и проволочек нет России. Вы можете потерять массу здоровья, нервов и свободного времени. Обращение в нашу компанию решит любые проблемы. Все хлопоты возьмут на себя наши профессионалы. Стопроцентный результат гарантирован. Оплаченная сумма легко компенсирует возможный негатив.

  • Кадастровые работы
  • Геодезические работы
  • Аренда геодезического
    оборудования
  • Юридические услуги
  • Риэлторские услуги
  • Оценка недвижимости

Как снять недвижимость с кадастрового учета

С целью выявления имущества, не используемого при ведении деятельности учреждения, проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений законодательства РФ (п. 6, 20 Инструкции № 157н[1]).

Напомним, что перед составлением годовой бюджетной отчетности осуществление инвентаризации обязательно (п. 7 Инструкции № 191н[2]).Такая инвентаризация должна проводиться учреждением не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), прописаны общие правила ее проведения. Согласно этому документу на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших данные объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.) (п. 3.

6 Методических указаний по инвентаризации). Полагаем, что аналогичным образом следует оформить инвентаризационные описи и в отношении иных нефинансовых активов. То есть факт обнаружения не пригодных к использованию объектов имущества должен быть зафиксирован в отдельной описи. Составляется она по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н[3], – инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Именно этот документ будет являться основанием для проведения последующих мероприятий по списанию имущества.

Решение о списании пришедшего в негодность имущества с учета принимается не инвентаризационной комиссией, а специально созданной для этих целей комиссией, состоящей из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Документ утратил силу

Утвердить Положение «О порядке списания муниципального имущества» (прилагается).

Председатель Земского Собрания П.С.ГОРБУНОВ

Глава района А.П.МАКАРОВ

Приложение к решению Земского Собрания Куединского района от 23.03.2004 N 18

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на муниципальное движимое и недвижимое имущество (кроме земли), находящееся в муниципальной собственности Куединского района.

1.2. Рассмотрение вопросов и утверждение решений о списании имущества (основных средств) возлагается на управление имущественных отношений, которое уполномочено распоряжаться муниципальным имуществом района в соответствии с Положением об управлении имущественных отношений администрации района.

2. Порядок списания муниципального имущества

2.1. Имущество подлежит списанию лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда оно не может быть реализовано или передано другим предприятиям, учреждениям.

заместителя руководителя или представителя администрации предприятия, учреждения (председатель комиссии);

главного бухгалтера или его заместителя;

лица, на которого возложена ответственность за сохранность основных средств.

производит непосредственно осмотр объекта, подлежащего списанию, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета и устанавливает возможность дальнейшего его использования;

устанавливает конкретные причины списания объекта (износ, нарушение нормативных условий эксплуатации, авария, стихийное бедствие и т.п.). Если утрата (повреждение) имущества явилась следствием бесхозяйственности, бесконтрольности, комиссия вносит предложение о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством;

определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку;

составляет акты на списание;

осуществляет контроль за изъятием списанных объектов годных узлов, деталей, механизмов, материалов, цветных металлов, определяет их количество, вес и контролирует сдачу под ответственность определенным для этого лицам.

год изготовления или постройки (дата его поступления на предприятие, в учреждение, дата ввода в эксплуатацию);

первоначальная стоимость объекта (для переоцененных — восстановительная);

сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета;

количество проведенных ремонтов;

состояние основных его частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

заявление о списании имущества, согласованное с учредителем или представителем администрации района, курирующим данное муниципальное предприятие, учреждение;

акт типовой формы ОС-4, ОС-4 — бюджет, ОС-4а, а бюджет в двух экземплярах на каждую единицу (объект), по автотранспорту в трех экземплярах;

дефектный акт или ведомость дефектов (оригинал) на каждую единицу. При этом на автотранспорт, оргтехнику, сложную бытовую технику и оборудование выбраковочные документы должны быть составлены организациями (лицами), имеющими соответствующую лицензию;

на автотранспорт после аварии — копию акта об аварии;

Составленные постоянно действующей комиссией акты на списание основных средств утверждаются руководителем предприятия, учреждения и представляются в управление имущественных отношений, комиссия и руководитель предприятия несут персональную ответственность за достоверность представленных в управление документов.

В отдельных случаях управление может затребовать дополнительную информацию для подтверждения целесообразности списания конкретного имущества или провести проверку целесообразности списывания имущества.

2.6. Представленные документы на списание основных средств рассматриваются управлением имущественных отношений в общем порядке в течение 1 месяца. По результатам рассмотрения издается распоряжение о списании муниципального имущества или принимается иное решение.

2.7. При списании имущества выбывшего вследствие аварии, пожара к акту на списание прилагаются копии актов об аварии, заключения государственной пожарной службы, а также пояснение о причинах, вызвавших их, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

2.8. Списание имущества, выбывшего из эксплуатации в результате совершенного преступления против собственности (хищение, угон, и др.), может быть произведено только после прекращения уголовного дела по факту совершенного преступления, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

2.9. В случае наложения ареста на имущество предприятия, списание производится только после снятия ареста.

3. Заключительные положения

3.1. Разборка и демонтаж имущества до утверждения акта управлением имущественных отношений не допускается.

3.2. В случае нарушения порядка списания с баланса муниципальных предприятий и учреждений основных средств, а также при бесхозяйственном отношении к материальным ценностям (уничтожение и т.п.), виновные в этом должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

  • Решение Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 25.07.2013 N 708 О внесении изменения в Порядок списания имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района, утвержденный решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 22 декабря 2011 г. N 380 «Об утверждении в новой редакции Порядка списания имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района»
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 20.11.2012 N 372 О внесении изменений в решение Земского Собрания от 15.06.2011 N 265 «Об утверждении Порядка распределения и использования средств регионального фонда софинансирования расходов, предоставляемых бюджетам сельских поселений, входящих в состав Куединского района, из бюджета Куединского района на реализацию приоритетных муниципальных проектов (программ) и инвестиционных проектов (целевых программ) Куединского района»
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 15.06.2011 N 265 Об утверждении Порядка распределения и использования средств регионального фонда софинансирования расходов, предоставляемых бюджетам сельских поселений, входящих в состав Куединского района, из бюджета Куединского района на реализацию приоритетных муниципальных проектов (программ) и инвестиционных проектов (целевых программ) Куединского района
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 23.03.2004 N 19 Об утверждении Положения «О порядке и условиях признания безнадежной и списания невозможной к взысканию задолженности по арендной плате, а также пени за землю и имущество, находящиеся в муниципальной собственности Куединского района»
  • Постановление Администрации Куединского района от 06.04.2012 N 198-па Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Куединского района иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, в том числе сверх объемов, утвержденных решением Земского Собрания Куединского района о бюджете Куединского района на очередной финансовый год и плановый период
  • Решение Земского Собрания Куединского района от 27.02.2009 N 538 О внесении изменений в решение Земского Собрания Куединского района от 27.02.2006 N 224 «Об утверждении Положения о компенсационных выплатах депутатам Земского Собрания Куединского района»
  • Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 12.11.2014 N 209-в
    О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения унитарного муниципального предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» (Чернушинский район)
  • Постановление Администрации г. Перми от 11.12.2014 N 952
    О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты администрации города Перми
  • Приказ Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 01.10.2014 N СЭД-27-01-09-439
    Об установлении границ территории и утверждении режима использования территории объекта археологического наследия — памятника «Рогалихинское I, городище»
  • Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 23.10.2014 N 1486
    О принятии Закона Пермского края «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края»
  • Постановление Администрации Красновишерского муниципального района от 28.11.2014 N 1639
    Об установлении размера пособия семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные образовательные учреждения (организации), реализующие образовательные программы дошкольного образования, на территории Красновишерского муниципального района на 2015 год

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

  • Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами;
  • Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

а) номер по порядку;

Как списать движимое имущество с баланса

Извещение о предстоящем сносе необходимо направить в орган, занимающийся выдачей разрешений на строительство, за 7 дней до физического уничтожения объекта.

Перед сносом любой зарегистрированной постройки нужно подавать уведомление о сносе. Такое правило действует с 4 августа 2018 года и касается как юридических, так и физических лиц.

Для того, чтобы соблюсти определенную законом процедуру сноса, достаточно обратиться в МФЦ. Вам выдадут для заполнения бланк установленной формы. К этому документу нужно приложить Проект (если его подготовка является обязательной).

Через 7 рабочих дней можно приступать к фактическому сносу строения.

Два ваших уведомления с отметками уполномоченного органа служат основанием для подготовки акта обследования. Актами обследования занимается кадастровый инженер.

Этим документом инженер подтверждает фактическое отсутствие объекта недвижимости.

Без уведомлений в составе акта обследования объект не будет снят с кадастрового учета. Как и наличие двух уведомлений без акта также недостаточно для завершения процедуры юридического сноса капитального строения.

Если ОКС поврежден в результате пожара, то направление уведомлений не требуется. Уведомительная система применяется только при добровольном уничтожении строения правообладателем.

От строения не должно остаться ничего – в том числе фундамента.

Поэтому, если строение разрушено частично, и вы не планируете его восстанавливать, нужно ликвидировать остатки, и только потом заказывать акт обследования.

Акт подготавливается несмотря на наличие справки от пожарной инспекции, подтверждающей снос.

Жилой дом, садовый дом, летняя кухня, сарай, баня, гараж снимаются с кадастрового учета по заявлению собственника таких построек и при наличии уведомлений в администрацию о начале строительных работ и об их окончании, а также акта обследования.

В остальных случаях, помимо вышеуказанных документов, потребуется специальный Проект, описывающий порядок работ по сносу.

Прежде чем рассматривать примеры, по которым выбытие имущества из эксплуатации может считаться основанием для списания, нужно определиться с тем, когда же списание невозможно.

Следующие изменения имущественного движения не являются условием для списания:

  • если капитальное строение или любое другое имущество подлежит модернизации или реконструкции, при этом переставая участвовать в деятельности предприятия, в том числе с его временной консервацией;
  • если имущество передается от одного подразделения к другому в пределах одной организации (составляется акт приемки между соответствующими ответственными лицами).

В этих случаях объект продолжает оставаться основным средством одной и той же организации, поэтому повода для снятия его с учета и констатации факта выбытия нет. Следующие причины выбытия движимого и недвижимого имущества из активов предприятия, наоборот, являются основанием для оформления списания:

  • непригодность к дальнейшей эксплуатации;
  • продажа сторонней организации или частному лицу;
  • случаи безвозмездной передачи стороннему лицу или обмен на другие виды имущества;
  • пополнение уставного капитала другой организации за счет данного имущества;
  • сдача объекта в аренду или лизинг.

Рассмотрим каждый из пунктов подробно.

Выбытие имущества по причине непригодности его использования в дальнейшей деятельности организации может быть вызвано рядом причин:

  • физический или моральный износ;
  • ликвидация объекта вследствие возникновения чрезвычайной ситуации (аварии, стихийного бедствия).

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств предписывают следующий порядок действий:

  • Издается приказ о создании комиссии

Документальное оформление начинается с того, что руководителем организации издается приказ, в котором определяются члены постоянно действующей комиссии по списанию основных средств. Членами комиссии обычно являются главный бухгалтер и другие лица, ответственные за сохранность основных средств организации.

  • Членами комиссии, которых определил приказ, производится осмотр объекта на предмет выявления дальнейшей непригодности основных средств для использования организацией.

Распоряжение оформляется на листе формата А4 либо фирменном бланке. Подготовка распорядительного акта возлагается на делопроизводителя, секретаря или юриста. Документ содержит:

  • полное наименование организации с указанием реквизитов;
  • номер распоряжения и дату составления;
  • констатирующую часть – прописываются основания списания имущественных фондов;
  • распорядительную часть – указывается перечень активов (наименования, инвентарные номера), подлежащих выбытию;
  • подпись руководителя, фирменную печать.

Допускается прилагать к документу перечень фондов, заключение рабочей группы и акт о выбытии.

Образец приказа на списание основных средств можно скачать по ссылке.

Если организацией принято решение о том, что должно быть осуществлено выбытие какой-либо имущественной единицы из производственной или непроизводственной деятельности, то оно может быть продано сторонней организации или частному лицу.

[goo_mid]

Стоимость этого имущества определяется при заключении договора продажи и согласовывается обеими его сторонами.

Учет финансовых средств от продажи усложняется тем, что обычно между остаточной стоимостью объекта и ценой его реальной продажи имеется некоторая разница, так как рыночные условия зачастую заставляют снижать цена на объект, чтобы найти покупателя.

Основные бухгалтерские проводки и документальное оформление при продаже объектов (акт передачи, приказ, проводки) рассмотрим в отдельной статье.

В первую очередь необходимо заполнить титульную часть документа. Здесь указывают:

  • наименование организации, код по ОКПО;
  • структурное подразделение;
  • Ф.И.О. ответственного сотрудника;
  • реквизиты приказа;
  • дату списания активов с бухучета.

Далее указывают номер акта и дату его составления, Ф.И.О. руководителя, причину списания основного средства.

Следующий этап – заполнение трех таблиц:

  • Первая таблица предназначена для отображения информации о состоянии объекта ОС на дату списания. Здесь прописывают наименование активов, дату выпуска и принятия к бухгалтерскому учету, срок эксплуатации, сумму начисленной амортизации и другие данные.
  • Во вторую таблицу вносят краткую характеристику объекта ОС. Под таблицей нужно прописать заключение комиссии о том, что имущество подлежит списанию. Обязательно надо указать, почему ОС нельзя использовать (к примеру, моральное и физическое устаревание, неустранимая поломка, уничтожение вследствие пожара и т.п.), а также привести реквизиты документов, на основании которых сделан такой вывод – акт осмотра объекта, акты экспертизы и т.п. Ниже все члены комиссии должны поставить свои подписи с расшифровкой.
  • В третьей таблице указывают данные о расходах, которые организация понесла в связи со списанием ОС, а также о ТМЦ, поступивших от их списания.

Документ составляется как минимум в 2 экземплярах, один из которых нужно передать в бухгалтерию, а второй — ответственному лицу. При необходимости можно оформить дополнительные экземпляры акта для руководства или представителей сторонних организаций. Заверение печатью не обязательно.

Ниже мы приводим образец акта осмотра основных средств для списания и пример заполнения акта списания объекта (форма ОС-4).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *