Разрешения на строительство недвижимого имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешения на строительство недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К возведению объектов нежилого фонда, приносящим постоянный доход, выдвигаются более жесткие требования, чем к размещению гражданских зданий и хозяйственных строений и сооружений.

Изначально следует определиться с местом застройки и представить в уполномоченные органы документы, констатирующие факт легального владения землей: регистрационное свидетельство на участок, арендный договор. Разрешение на коммерческое строительство должно быть получено до начала строительно-монтажных работ на участке.

Следующим шагом является не подготовка ТЗ на проектную документацию, а выбор наименования для объекта строительства. Но для этого нужно иметь четкое понимание цели разработанного проекта, а также технических особенностей будущей деятельности.

Наименование выбирается в соответствии с видом разрешенного использования земли. Оно отражает функциональное использование объекта, которое может меняться в связи с изменением назначения коммерческого недвижимого имущества.

Разрешение на строительство коммерческого объекта

Разрешение на строительство коммерческого объекта выдается на основании заявления и приложенного к нему комплекта документов.

Согласно п.1 ст. 51 ГрК РФ обязательным документом, который нужно представить на рассмотрение властям, является градплан участка земли. Данная бумага бесплатно предоставляется местными властями по заявлению застройщика в течение 1-го месяца.

План определяет границы подлежащего застройке надела, ограничения на использование территории, места допустимого размещения объекта, параметры присоединения к сетям инженерной инфраструктуры.

  • пояснительная записка;
  • схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), выполненная в соответствии с информацией, содержащейся в градплане ЗУ с указанием месторасположения капитального объекта, его транспортной и пешей доступности, объектов культурного наследия, границ публичных сервитутов;
  • схемы, на которых отображены архитектурные решения;
  • сведения об инженерном оборудовании, сводный план инженерных сетей с указанием мест подключения планируемого объекта капстроительства к инженерным коммуникациям;
  • проект создания коммерческой недвижимости;
  • информация о соответствии строения нормам пожарной или экологической безопасности;
  • сведения по организации безопасной эксплуатации объекта.

При рассмотрении документов заинтересованные инстанции учитывают категорию земельного участка, выбранного под строительство, расстояние от его границ до жилых строений и массивов. Специфика самого коммерческого объекта тоже влияет на процесс выдачи разрешительного документа.

Получить разрешение на строительство коммерческой недвижимости можно также через многофункциональный центр, куда также следует обратиться со всеми вышеперечисленными документами.

В ч.13 ст. 51 ГрК РФ перечислены случаи, при которых заявителю может быть отказано в выдаче разрешения. Рассчитывать на осуществление заявленного строительства не получится, если оно противоречит утвержденному плану размещения интересующего объекта капстроительства и требованиям градостроительных регламентов.

Власти соглашаются выдавать разрешение на строительство коммерческого объекта только при условии, что предстоящая деятельность не будет вестись вразрез с действующим законодательством. И, конечно, у них вряд ли возникнут основания для отказа, если собран полный пакет необходимых документов, причем оформленных в установленном порядке и. разумеется, без ошибок и несоответствий.

После получения разрешения необходимо незамедлительно приступать к строительным работам согласно утвержденному проекту, поскольку документ имеет ограниченный срок действия.

Наличие разрешения означает, что объект коммерческого назначения будет создан с соблюдением всех градостроительных и строительных норм и правил, а все необходимые согласования с контролирующими органами будут получены в ходе реализации проекта.

Специалисты юридического центра Град Девелопмент помогают получить разрешение на строительство коммерческой недвижимости в короткие сроки, сопровождая проект при прохождении всех инстанций.

Случаи, когда разрешение на строительство не требуется

Подготовка площадки для работ занимает немалое время, поэтому для сокращения общего срока строительства предусмотрено получение временного разрешения, предоставляющего законное право на предварительное оборудование вышеуказанной площадки, пока идет согласование основного Разрешительного документа.

Выигрыш по времени составляет примерно месяц. Для начала подготовительных работ необходим градплан участка (действителен 3 года).

Получив временное разрешение на подготовку площадки можно сделать:

  • демонтаж существующих построек;
  • очистку площадки от мусора;
  • геодезические работы;
  • разбивку дорог и инженерных сетей.

Временное разрешение допускает только подготовку строительной площадки. Начинать другие работы, например, закладку фундамента, в этот период запрещено! Для этого требуется получение Разрешения.

При реконструкции нескольких строений, расположенных на одном земельном участке, если одно из них будет раньше других введено в эксплуатацию и использоваться независимо от других частей целого объекта, определено понятие — этап реконструкции.

Выдается отдельное разрешение на этапы реконструкции. Это необходимо, если проектная документация требует прохождения государственной экспертизы. В этом случае, по инициативе застройщика, подготовка проектной документации осуществляется по каждому этапу.

Для получения допуска необходимо:

  1. Подготовить проект будущего здания по всем нормам и требованиям.
  2. Собрать пакет требуемой документации.
  3. Подать документы в уполномоченный и выдающий разрешение орган, согласно установленному регламенту.
  4. Получить Разрешение. Документ получает заказчик самостоятельно, либо подрядчик объекта.

Согласование на арендованном участке предусматривает аналогичные операции при получении Разрешительного документа.

Следует учесть, что строительство частного дома допускается только на землях поселений с разрешенным использованием под ИЖС. Все другие требуют дополнительного перевода, который в некоторых случаях будет невыполним.

Строительство — трудоемкий процесс как в оформлении документов, так и в соблюдении обязательных нормативов. Все согласования, начиная от получения Разрешения и заканчивая регистрацией в Росреестре — это утвержденные законом мероприятия, итогом которых должен быть безопасный в эксплуатации объект недвижимости как для людей, так и для окружающей среды.

Как получить разрешение на строительство коммерческого объекта

Разрешительные документы на строительство частного или многоквартирного дома, гаража, квартиры или иного капитального объекта имеют важное значение. С одной стороны, они подтверждают, что возведенное здание отвечает всем требованиям безопасности и не причинит вреда поселившимся в нём людям. С другой — постройка получает легальный статус, она не будет признана незаконной со всеми возможными неблагоприятными последствиями этого факта (ст. 222 ГК).

Выдача разрешения на строительство относится к компетенции местных органов самоуправления (за редким исключением). Для его получения застройщику потребуется провести предварительную работу по сбору определённого пакета документов.

Основным нормативным документом, определяющим порядок выдачи разрешения на строительство, является Градостроительный кодекс. В ст. 51 этого закона сказано, что разрешение дает право на строительство любого капитального объекта: гаража, квартиры, многоэтажного или многоквартирного дома, ИЖС, дороги, пруда, газопровода, автодрома, магазина и т.д.

Чтобы заявление о выдаче разрешения на строительство было удовлетворено, необходимо соответствие проекта другим нормативным документам. В соответствии со ст. 51 кодекса это: 1) градостроительный регламент; 2) проект планировки и межевания территории для линейных (дороги, газопровод) и нелинейных (дома, пруда, магазина, гаража, автодрома и т.д) объектов; 3) разрешенное использование земельного участка (ИЖС, разработка недр и т.д).

Выдача разрешения на строительство производится на определенный срок (п. 19 ст. 51 Гр.К). В дальнейшем может возникнуть необходимость в его продлении, так как судебная практика показывает, что иначе строительство будет признано незаконным и застройщик будет нести ответственность (ст. 9.5 КоАП).

Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство

Порядок получения разрешения на строительство частного дома на участке по ИЖС и многоквартирного дома примерно одинаков. Различается только пакет прилагаемых документов. Рассмотрим подробнее, какие правила действуют в каждом из случаев.

Для получения разрешения на ИЖС потребуются:

  • документы на землю (свидетельство о праве собственности или договор долгосрочной аренды или иной, а также кадастровый паспорт);
  • градостроительный план участка (он подтверждает в том числе наличие градостроительного регламента для участка);
  • схема размещения капитальных объектов на участке (дома, пруда, хозяйственных построек, магазина и т.д.), обязательно согласованная с архитектором;
  • копия паспорта собственника будущей постройки;
  • проект (по желанию).

Требовать какие-либо дополнительные документы местной администрации запрещает п. 10 ст. 51 Гр.К. Поданный сведения в течение 10 дней проверяются и по результатам производится либо выдача разрешения на строительство, либо отказ. В последнем случае всегда указывается причина. Оспорить отказ в выдаче разрешения на строительство можно через суд.

Документы, необходимые для получения застройщиком разрешения на строительство, практически те же, что и при ИЖС. Для начала потребуется подходящий земельный участок. В отношении него должен быть составлен градостроительный регламент и указано целевое назначение, которое не должно противоречить задачам застройщика. Иными словами, строительство многоквартирного жилого дома на участке, предназначенном для создания пруда, дороги, газопровода или автодрома изначально невозможно. Градостроительные правила не позволят получить разрешение в обход регламента.

После того, как получены документы на землю, потребуется согласовать проект. Он должен включать в себя (пп. 3 п. 7 ст. 51 Гр.К):

  • пояснительную записку;
  • план организации участка с обозначением как самого многоквартирного дома, так и подъездных дорог, подходов, сервитутов;
  • схемы архитектурных решений;
  • сведения об инженерных системах и местах подключения к городским коммуникациям (газопроводу, канализации и пр.);
  • сведения об организации строительства, сносе старых объектов;
  • информацию о создании объектов безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями.

Экспертиза проекта может проводиться как государственным архитектурным бюро, так и частным. В последнем случае потребуется приложить к документам для получения разрешения свидетельство о госаккредитации организации (копию). Получить необходимое одобрение с первого раза бывает сложно. Большая часть проектов отправляется на доработку.

Итак, разрешение на строительство многоквартирного дома потребует от застройщика следующего пакета документов:

  • заявление;
  • подтверждение прав на земельный участок (собственность, аренда и т.д.);
  • градостроительный план участка (подтверждение наличия регламента и правил землепользования);
  • полная проектная документация;
  • положительный результат экспертизы проекта;
  • копию аккредитации архитектурного бюро (если необходимо).

Требовать что-либо еще, как и в случае с ИЖС, закон запрещает. Срок рассмотрения заявки составляет 10 дней. Отказ может быть обжалован в общем порядке.

Если в случае с разрешением на ИЖС законодатель идёт на упрощение процедур, то в случае привлечения средств граждан для долевого участия в строительстве ситуация иная. Многочисленные нарушения закона со стороны застройщиков и фактическое присвоение ими средств дольщиков, привели к появлению правил, препятствующим этому в дальнейшем. Они касаются больше заключения самих ДДУ, чем получения разрешения на строительство.

Документы, необходимые для этого исчерпывающе перечислены в ст. 51 ГР.К и не отличаются от таковых для возведения многоквартирного дома на средства самого застройщика или инвесторов. Только после получения разрешения на строительство застройщик может заключать с дольщиками договоры и брать денежные средства (ст. 3 закона 214-ФЗ). Пакет документов включает:

  • заявление застройщика о выдаче разрешения;
  • свидетельство о праве на земельный участок;
  • градостроительный план этого участка;
  • проектную документацию, состав которой определён в пп. 3 п. 7 ст. 51 Гр.К;
  • положительное заключение экспертизы проекта.

При заключении договора строительная компания обязана предъявить потенциальному дольщику следующие документы: 1) разрешение на строительство; 2) проектную декларацию; 3) документы на землю.

Также закон требует размещения копий этих документов в свободном доступе (сети интернет) да начала продаж, то есть заключения договоров долевого участия. Застройщик может предоставить и ряд финансовых документов, подтверждающих его добросовестность и надежность.

Вместе с тем, законодатель допускает, что полученные от дольщиков денежные средства, застройщик может использовать в том числе и на компенсацию своих расходов по проведению изыскательских работ, созданию проекта жилого многоквартирного дома и получения от местных властей разрешения на строительство. Однако делать это он может уже после того, как все необходимые документы будут получены. Это позволяет защитить дольщиков, как экономически слабую сторону от злоупотреблений со стороны застройщика.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Документы, необходимые для получения разрешения на строительство

После того, как разобрались с категорией земли и видом разрешенного использования, появляются новые и не менее важные вопросы. К примеру, можно ли строить частный дом без проекта и можно ли в этом случае получить разрешение на строительство.

Разрешить все противоречия нам поможет Градостроительный кодекс РФ. Открывая статью 48 “Архитектурно-строительное проектирование”, пункт 3, 4 и 5, читаем следующее:

– в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

– не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

– Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.

Ознакомившись со статьями 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, можно сказать, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома – это документ, выдаваемый в установленном законом порядке и подтверждающий соответствие проектной документации градостроительному плану и проекту планировки территории. На заметку! Для ИЖС разрешение на строительство является одним из самых необходимых документов. Более того, без разрешения на строительство ИЖС может попросту оказаться под угрозой, так как без него невозможно, например, взять кредит на строительство и многое другое.

Опираясь на основные пункты статей 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, представленные выше, обсудим, какие документы необходимы для строительства индивидуального жилого дома.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство:

  • подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), а в отсутствии градостроительного плана – разрешенному использованию участка;
  • дает право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов недвижимости, а также капитальный ремонт.

При продаже участка новому собственнику получать разрешение на строительство уже не нужно, если только не истек десятилетний срок его действия. Потому как разрешение не привязано к конкретному лицу, оно действует в отношении участка в целом.

Написать комментарий

      Градостроительный кодекс РФ является сборником законодательных актов, на основании которых осуществляется процесс возведения и развития новых территориальных образований, начиная от муниципального подразделения и заканчивая государством в целом. Данный документ регламентирует правила планирования, застройки, распределения зон, реконструкции объектов недвижимости с учетом предназначения земельного участка. Он устанавливает форму разрешения на строительство.

      Для возведения любого вида недвижимости необходимо оформить разрешительный документ в соответствии с нормативными требованиями, которые регламентируются Градостроительным кодексом. Разрешение на строительство представляет собой бланк определенного образца, в котором содержится подтверждающая информация владельца на соответствие проектной документации плану участка застройки и межевому проекту территории. Данный документ предоставляет официальное разрешение на строительство сооружения и проведение реконструкционных работ с ним. В разрешении на строительство, образец которого можно увидеть на специализированных сайтах, указывается допустимость размещения постройки на земельном участке в зависимости от разрешенных вариантов его использования и перечня ограничений, установленного для данной территории.

      Это обязательный документ для строительства жилого загородного дома, который является основанием для его возведения, включая выполнение подготовительных этапов, прокладку наружных инженерных коммуникаций и осуществление мероприятий по благоустройству территории. Данное разрешение необходимо также оформлять при выполнении комплексных капитальных мероприятий на существующем объекте, когда возникает вопрос о проверке прочности, безопасности, износоустойчивости сооружения.

      Разрешение на строительство: пошаговая инструкция по оформлению документов

      Порядок получения разрешения на строительство строго регламентируется ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на основании чего необходимо подготовить требуемый пакет документов и подать его в уполномоченный орган местного самоуправления, в чьем ведомстве находится земельный участок под постройку.

      Срок получения разрешения на строительство составляет не более семи рабочих дней с даты подачи заявления. На объект капитального строительства, который не принадлежит к линейным или возводится на территории исторического поселения, документ выдается через 30 календарных дней.

      Перечень документов для получения разрешения на строительство регламентируется Градостроительным кодексом и состоит из следующих позиций:

      • заявления на разрешение на строительство определенного образца от застройщика, причем бланк можно скачать на портале государственных услуг;
      • правоустанавливающей документации на участок земли;
      • градостроительного плана земельного участка, который должен быть выдан не ранее, чем за три года до момента подачи заявления на оформление разрешения на строительство;
      • проектной документации;

      Какие документы нужны для строительства дома в области разработки проектной документации? Пакет состоит из следующих наименований:

      • пояснительной записки к проекту;
      • чертежей постройки: фасада, разреза здания;
      • сметы на строительство;
      • схемы земельного участка, которая должна отвечать градостроительному плану, с указанием места расположения объекта строительства и обозначения всех подъездов и подходов к нему;
      • плана земельного участка, где подтверждается в пределах красных линий расположение построек линейного типа, утвержденных в документации по планированию территории;
      • схематических архитектурных решений;
      • плана с изображением всех инженерно-технических коммуникаций, включая нанесение точек их подключения к объекту строительства;

      Оформление разрешительных документов для осуществления строительства индивидуального жилого дома осуществляется по тому же принципу, что и для объектов капитального возведения. Отличие состоит в том, что в этом случае требуется меньший пакет документов. Это связано с тем, что будущая постройка является менее сложной по количеству предъявляемых к ней требований. Срок действия документа составляет 10 лет с момента получения.

      Владелец земельного участка может зарегистрировать только одну недвижимую жилую постройку, для которой оформляется разрешение на строительство ИЖС. Такой дом может иметь до 3 этажей. Основные параметры сооружения: кухня площадью 6-8 м², жилая комната – 8-12 м², раздельный санузел, где ширина ванной начинается от 1,5 м, туалета – от 0,8 м, коридор шириной от 0,9 м. Для более высокого строения понадобится расширенный пакет документов. Разрешение на строительство следует также оформлять для балкона и мансарды, которые пристраиваются к существующему зданию.

      Как оформить разрешительную документацию на строительство

      Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

      Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[363].

      По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

      При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

      1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
      2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
      3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
      4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
      5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т.ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
      6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
      7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
      8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
      9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[364].

      Помимо указанных случаев Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[365] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется.

      ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[366] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

      При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т.е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т.е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[367]).

      По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

      Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[368].

      В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[369].

      Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

      Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[370]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

      Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

      Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

      О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

      Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением построенного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[371].

      Необходимо отметить, что с принятием поправок в ГрК РФ, вступивших в силу с 04.08.2018[372], правила о внесении изменений в разрешение существенным образом изменились.

      Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

      П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.

      Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

      • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[374], истечение срока действия договора аренды[375];
      • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[376], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[377];
      • несоответствие ВРИ земельного участка[378];
      • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[379];
      • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[380];
      • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[381] и т.д.

      Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

      1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
      2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
      3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
      4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
      5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

      После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

      Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

      • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[382] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[383];
      • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[384].

      Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

      Если на этапе выдачи разрешения на строительство ни застройщиком, ни уполномоченным органом не было допущено каких-либо нарушений, то отзыв разрешения на строительство возможен только при наличии обстоятельств, указанных в п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ. Если такие обстоятельства отсутствуют, то разрешение не может быть отменено. В случае принятия такого решения застройщик может признать его незаконным в судебном порядке.

      Если отмена разрешения на строительство будет обоснована отменой ГПЗУ, то застройщику необходимо обжаловать два незаконных действия органа власти:

      • об отмене ГПЗУ, который соответствовал всем требованиям;
      • об отмене разрешения на строительство, которое может быть отозвано только при наличии неправильно оформленного ГПЗУ.

      Между тем, поскольку с 01.07.2017 ГПЗУ перестал относиться к документации по планировке территории и уполномоченный орган должен будет проверять проект не на соответствие ГПЗУ, а на соответствие градостроительным ограничениям, которые действовали на момент выдачи ГПЗУ, представляется, что разрешение на строительство не может отменяться (отзываться) при отмене/отзыве ГПЗУ или выявлении в нём каких-либо ошибок (основанием должно быть именно несоответствие разрешения градрегламенту). Тем не менее это не устраняет необходимости обжаловать отмену ГПЗУ, так как само его наличие является обязательным условием выдачи застройщику разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.

      Регистрация права собственности на дом по завершении строительства

      С 04.08.2018[386] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

      Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

      Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[387], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

      Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

      Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т.д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

      В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

      После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

      Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

      Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

      В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

      В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

      Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

      Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

      • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
      • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо если такое уведомление ранее не направлялось.

      Прежде всего, для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома понадобиться подготовить пакет документов. Их перечень утвержден пунктом 7 действующей статьи:

      • заявление;
      • правоустанавливающие документы на участок земли;
      • градостроительный план земельного надела, на котором планируется осуществить постройку;
      • результаты инженерных изысканий и список материалов, которые на законодательном уровне утверждены и входят в проектную документацию (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ);
      • схема планировочной организации земельного участка (разрабатывается самостоятельно или с привлечением специалистов).

      Если через Госуслуги то бесплатно. Но застройщик, в любом случае, понесет расходы, связаннее с необходимость оплат услуг специалистов на этапе подготовки документов. При передаче данных полномочий специализированной коммерческой компании стоимость может дойти до 50 000 рублей. Но каждый случай индивидуален, поэтому точную сумму назвать достаточно сложно.

      По завершении строительных работ дом придется в обязательном порядке зарегистрировать в Росреестре, что влечет за собой дополнительные расходы в виде госпошлины (350 рублей).

      Строительство промышленной недвижимости – это возведение производственных помещений в черте населенного пункта или на землях промышленности.

      Складывается этот процесс с множества этапов, которые придется пройти инвесторам, прежде чем объект будет готов к эксплуатации:

      • Выбор земельного участка и его выкуп.
      • Проектирование объекта.
      • Получение разрешения на строительство.
      • Создание инженерных коммуникаций.
      • Регистрация готового сооружения в Росреестре.
      • Введение в эксплуатацию.

      Рассмотрим основные требования к земельным участкам под строительство производственных объектов:

      • Расположение участка. Определение места расположения будущего объекта промышленности – один из самых ответственных и важных этапов строительства. От соответствия земельного участка цели, которую собирается реализовать инвестор, зависит будущий успех предприятия.
      • Территориальное планирование. Участок сформирован в рамках программы планирования территорий, имеет четкие границы, внесен в государственный земельный кадастр.
      • Еще одним важным требованием к участку будет его вид разрешенного использования. Вид разрешенного использования представляет собой всю возможную область применения данной территории. Определяется он государственными или муниципальными органами, устанавливающими правила землепользования, и влияет на градостроительный регламент соответствующей зоны городской застройки.

        Объект промышленности может быть построен не в черте населенного пункта, а за его пределами. В таком случае, строительство может производиться только на участке, отнесенном к категории земель промышленности.

      • Выбор участка производится путем изучения государственного кадастра и с учетом экологических и санитарных ограничений тех или иных территориальных зон.
      • Прежде всего застройщик подает документы в Управление архитектуры и градостроительства на проверку.
      • Оформление разрешения производится в органе местного самоуправления, который выносит окончательное решение об одобрении строительства.
      • Застройщик может также обратиться в местный МФЦ для подачи документов.
      • Ксерокопии паспортов владельцев.
      • Свидетельство о регистрации компании-застройщика, учредительная документация.
      • Свидетельство права собственности на землю.
      • Основания возникновения права собственности.
      • Градостроительный план, проект межевания и планировки.
      • Кадастровый паспорт.
      • Строительный паспорт будущего сооружения.
      • Право на отклонения от допустимых предельных параметров строительства.
      • Проектная документация на объект, план расположения здания.
      • Архитектурные схемы.
      • Пояснительная записка.
      • Проекты расположения инженерных сетей и иной инфраструктуры.
      • Результаты экологической экспертизы.
      • Топографическая съемка участка.
      1. Подготовительный этап включает в себя:
        • заказ проекта и плана сооружения;
        • топографическую съемку территории;
        • проведение экологической экспертизы;
        • сбор всех необходимых документов.
      2. Обращение в Управление Архитектуры и Градостроительства для согласования проекта сооружения.
      3. Обращение к главному архитектору муниципального образования для подписания согласования проекта.
      4. Обращение в ОМСУ, написание заявления на выдачу разрешения, передача документов под роспись. После получения документов уполномоченный орган производит проверку полученной документации и выносит окончательное решение.
      5. Получение решения органов самоуправления.

      Заявление должно быть заполнено на специальном бланке, утвержденном Минстроем РФ, который можно получить в МСУ или МФЦ при обращении.

      В заявлении указываются следующие данные:

      1. Наименование организации-застройщика.
      2. Адрес, контактные данные застройщика.
      3. Наименование уполномоченного органа, адрес, реквизиты.
      4. Название объекта строительства.
      5. Адрес земельного участка.
      6. Документ, на основании которого осуществляется застройка (инвестиционная программа).
      7. Разработчик проекта сооружения ( организация, сотрудник, выполнивший проект).
      8. Реквизиты заключения государственной экспертизы.
      9. Наименование подрядчика.
      10. Реквизиты свидетельства о допуске к строительным работам организации-подрядчика.
      11. ФИО и должность лица, назначенного производителем работ.
      12. ФИО, подпись и печать ген.директора.
      • Скачать бланк заявления о выдаче разрешения на строительство
      • Скачать образец заявления о выдаче разрешения на строительство промышленного здания

      На данный момент госпошлина на данный вид государственной услуги не установлена. Тем не менее получение разрешения довольно затратное мероприятие, собственнику потребуется оплатить услуги:

      • экологической экспертизы (от 50р за кв.метр);
      • организации-посредника, которая организует сбор и подачу документации (около 150000 рублей).

      Разрешение на строительство

      Имеется ряд ситуаций, когда услуга выдачи специального разрешения на строительство на земельном наделе для садоводства и огородничества, участке для личного подсобного хозяйства (ЛПХ) либо индивидуального жилищного строительства (ИЖС), не является обязательным. Все они перечислены в п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса:

      1. Возведение гаража на участке, который не предназначен для бизнеса.
      2. Вспомогательные компактные сооружения:
        • баня;
        • беседка;
        • навес;
        • сарай;
        • погреб;
        • летняя кухня.
      3. Внутриканальные коммуникационные соединения.
      4. Дополнительные постройки, необходимые для подключения к инженерным сетям.
      5. Перестройка здания без изменения капитальных элементов конструкции.

      Внимание. Разрешение выдаёт муниципалитет либо иной исполнительный орган местного самоуправления (администрация) по месту расположения земельного участка, в том числе и дачного.

      При этом здесь имеются ограничения:

      • при выполнении строительных работ с использованием недр земли потребуется завизировать документ в Министерстве природных ресурсов и экологии;
      • при ведении строительства в рамках границ исторических поселений нужно будет согласование с органом власти, уполномоченным в области охраны зданий культурного наследия.

      Заявка подаётся в муниципалитет или иной орган местного самоуправления. Это можно сделать лично через МФЦ (многофункциональный центр) или через интернет онлайн. Для подачи заявки нужно лично с подготовленным пакетом документом обратиться напрямую в МФЦ по месту нахождения земельного участка.

      Возможно обращение через представителя, но в таком случае придётся позаботиться о выдаче доверенности. По закону ждать в очереди предстоит не более пятнадцати минут, а само ваше заявление должны официально оформить за один рабочий день.

      Если вы ведете жилую застройку с использованием недр, необходим документ, предоставляющий право на них. При строительстве здания в границах зоны исторического поселения нужно приложить описание внешнего облика дома в текстовом и графическом вариантах, где следует обозначить:

      • главные данные возводимого здания;
      • будущую гамму цветового решения;
      • предполагаемые материалы для строительства;
      • планы и виды по фасадам.

      Не более чем в десятидневный срок с даты обращения представитель муниципалитета обязан проверить документацию и вынести аргументированное решение о выдаче. В результате после проверки орган администрации должен вынести одно из двух решений:

      • выдать разрешение на строительство;
      • отказать в выдаче разрешения.

      После получения собственником разрешения он передаёт всю инженерную документацию в уполномоченный орган.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.