Налог на недвижимое имущество обособленных подразделений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на недвижимое имущество обособленных подразделений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законодательный порядок организации структуры предприятия установлен ст. 64 Хозяйственного кодекса, которой определено право предприятий создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения. При этом в соответствии с частью первой ст. 64 Хозяйственного кодекса предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.).

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Вместе с тем согласно части четвертой ст. 64 Хозяйственного кодекса при создании предприятием филиала, представительства, отделения и других обособленных подразделений оно должно согласовать вопрос размещения таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием. Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.

Структурные подразделения юридического лица делятся на обособленные и необособленные.

Согласно ст. 1 Закона № 755 обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и производит продукцию, выполняет работы или операции, предоставляет услуги от имени юридического лица, или представительство, осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.

Из вышеуказанного следует, что под понятие «обособленные подразделения» подпадают практически все без исключения подразделения предприятия.

Согласно же Гражданскому кодексу под обособленным подразделением понимают только филиалы и представительства. Так, в соответствии с частью первой ст. 95 этого Кодекса филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций.

Филиалы вправе осуществлять все те действия (или их часть), которые осуществляет в соответствии с уставными документами создавшее их юридическое лицо. Обычно перечень таких действий определяется в положении о филиале, но понятно, что их круг не может быть шире круга действий, которые имеет право совершать само юридическое лицо.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица (часть вторая ст. 95 Гражданского кодекса).

В отличие от филиалов представительства не имеют права совершать фактические действия, а их правосубъектность ограничивается лишь юридическими действиями заключением контрактов, защитой интересов юридического лица и т. п.

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в Единый государственный реестр (части четвертая и пятая ст. 95 Гражданского кодекса).

Обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации. Однако сведения о них вносятся в их регистрационное дело и включаются в Единый государственный реестр. Сведения о необособленных подразделениях в Реестр не включаются. В результате внесения/невнесения соответствующих данных в Единый государственный реестр формально определяется статус подразделения — обособленное или структурное (ст. 4 Закона № 755).

Таким образом, расположение обособленного подразделения предприятия в другой местности не является решающим признаком для отнесения такого подразделения к обособленному в целях постановки его на учет самостоятельным плательщиком налога.

Это связано с рядом законодательных факторов, не присущих структурным подразделениям, а именно: они не могут иметь отдельного имущества, баланса, счетов в банках. А филиалы и представительства как обособленные подразделения имеют ряд дополнительных юридических признаков: они наделены имуществом создавшего их юридического лица, действуют на основании утвержденного им положения (часть третья ст. 95 Гражданского кодекса) и могут открывать счета в учреждениях банков (часть четвертая ст. 64 Хозяйственного кодекса).

Законодательно не ограничено право предприятия самостоятельно определять, какие именно подразделения будут созданы за пределами его местонахождения. Однако в зависимости от избранной формы подразделения будут определяться его налоговый статус, а следовательно, соответствующие права и обязанности самого предприятия.

Головное предприятие и его обособленные подразделения

Регистрация обособленного подразделения в органах ГНС осуществляется независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога и сбора.

Правила постановки на учет обособленного подразделения в органах ГНС установлены Порядком № 1588, в соответствии с п. 4.2 раздела IV которого для постановки на учет обособленного подразделения юридического лица плательщик налога представляет в орган ГНС по своему местонахождению следующие документы:

  • заявление по форме № 1 — ОПП;
  • копию документа, подтверждающего присвоение кода по ЕГРПОУ;
  • копию извлечения из Единого государственного реестра с указанием сведений об обособленном подразделении, если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором включаются в Единый государственный реестр;
  • копию документа о регистрации, легализации, аккредитации, создании и т. п., если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором не включаются в Единый государственный реестр (в том числе обособленные подразделения нерезидента).

Обособленные подразделения, не включаемые в Единый государственный реестр, обязаны представить указанные документы в орган ГНС в 10 — дневный срок после государственной регистрации (легализации, аккредитации или удостоверения факта создания другим способом).

Обособленные подразделения, которые включаются в Единый государственный реестр, могут представить указанные документы в орган ГНС для постановки на учет по желанию.

Согласно пунктам 3.10 и 3.11 раздела III Порядка № 1588 после постановки налогоплательщика на учет по основному месту учета орган ГНС формирует справку о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4 — ОПП. Такая справка направляется налогоплательщику на следующий рабочий день со дня постановки на учет. По согласию налогоплательщика не позднее следующего рабочего дня после постановки его на учет такая справка может быть выдана налогоплательщику либо уполномоченному лицу налогоплательщика в органе ГНС. Справка о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4 — ОПП является единым документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет в органе ГНС. Справка (свидетельство) выдается бесплатно и действительна только на территории Украины. На территории государств, с которыми Украина заключила международные договоры об избежании двойного налогообложения, применяется справка — подтверждение статуса налогового резидента Украины.

В соответствии с пп. 133.1.5 п. 133.1 ст. 133 Налогового кодекса обособленные подразделения плательщиков налога и их представительства могут быть самостоятельными плательщиками налога на прибыль. При этом такой статус они имеют право получить только в случае, если расположены на территории другой территориальной общины, нежели головное предприятие.

Таким образом, в случае если обособленное подразделение расположено в пределах одной территориальной общины с головным предприятием, такое предприятие и его обособленное подразделение рассматриваются как единый плательщик налога на прибыль, что, в свою очередь, обязует головное предприятие рассчитывать и уплачивать налог на прибыль за все юридическое лицо. Если же обособленное подразделение расположено на другой, нежели головное предприятие, территории, оно является самостоятельным плательщиком налога на прибыль.

Согласно налоговому законодательству при наличии у предприятия обособленных подразделений оно может выбрать один из двух способов уплаты налога на прибыль, а именно: уплатить налог на прибыль консолидировано или на общих основаниях.

При этом выбор порядка уплаты налога на прибыль осуществляется плательщиком налога самостоятельно до 1 июля года, предшествующего отчетному, о чем уведомляются налоговые органы по местонахождению такого плательщика налога и его филиалов (обособленных подразделений).

Изменение порядка уплаты налога в течение отчетного года не разрешается. При этом обособленные подразделения представляют в налоговый орган по своему местонахождению расчет налоговых обязательств по уплате консолидированного налога, форма которого утверждена приказом № 36. Решение об уплате консолидированного налога распространяется также на обособленные подразделения, созданные таким плательщиком налога в течение любого времени после такого уведомления.

Ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет территориальной общины по местонахождению обособленных подразделений несет плательщик налога, в составе которого находятся такие обособленные подразделения.

Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками — российскими организациями, имеющими ОП, определены ст. 288 и 289 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей и налога в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения по ОП.

Что касается сумм авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, то они исчисляются и уплачиваются головной организацией как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом разрешается определить самостоятельно, какой из показателей будет применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Главное, чтобы выбранный показатель не изменялся в течение налогового периода.

Особенностью уплаты авансовых платежей и налога на прибыль по ОП является исчисление их по ставкам, действующим на тех территориях, где расположены организация и каждое из ее ОП.

Уплата исчисленного налога и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) за отчетный или налоговый период аналогичны: головная организация-налогоплательщик в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, обязана представить соответствующие документы в налоговые органы и уплатить суммы налога, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП.

Налоги по обособленному подразделению

Особенностью исчисления данного налога является то, что он распространяется только на ОП, имеющие отдельный баланс. При отсутствии такого баланса у головной организации проблем с отчетностью и уплатой станет меньше. Более подробно порядок определения налоговой базы рассмотрен в ст. 376 НК РФ, согласно которой в нее отдельно включается:

  • имущество по местонахождению организации;
  • имущество каждого ОП организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения организации и(или) ее ОП, имеющего отдельный баланс;
  • имущество, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Статьей 384 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят ОП, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из таких ОП, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, где расположены эти ОП, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ в отношении каждого ОП, с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ (т.е. при оценке имущества по кадастровой стоимости).

По объектам недвижимости, расположенных вне местонахождения организации или ее ОП, имеющего отдельный баланс, налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из них. При этом порядок и сроки уплаты устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Порядок представления отчетности по ОП регулируется ст. 386 НК РФ. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего ОП, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

  • Дайджест изменений за апрель. Новое по НДС и НДФЛ
  • Что делать, если налоговая требует документы и пояснения
  • Дайджест № 62: новости для тех, кто на УСН
  • Совмещение УСН и ПСН: как учитывать доходы и расходы
  • Дайджест № 60: новое о налоге на прибыль
  • Как компенсировать удаленному сотруднику использование личного имущества
  1. Плательщики налога на недвижимость
  2. Объекты налогообложения
  3. База налогообложения недвижимости
  4. Льготы по уплате налога на недвижимость
  5. Ставка налога на недвижимость
  6. Ставки налога на недвижимость в 2020 году
  7. Порядок уплаты налога на недвижимость
  8. Сроки уплаты налога на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимое имущество являются физические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой или нежилой недвижимости.

Если объект недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю.

Если объект недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, плательщиком налога является один из таких совладельцев, по их согласию, если иное не установлено судом.

В случае если объект жилой или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц и поделен между ними в натуре, налогоплательщиком является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю.

Структурные и обособленные подразделения: регистрация и порядок уплаты налога

Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей.

База налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физических лиц, исчисляется контролирующим органом на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые безвозмездно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и / или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в том числе документов на право собственности.

База налогообложения объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица — налогоплательщика, уменьшается:

а) для квартиры / квартир независимо от их количества — на 60 кв. метров;

б) для жилого дома / домов независимо от их количества — на 120 кв. метров;

в) для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры / квартир и жилого дома / домов, в том числе их частей) — на 180 кв. метров.

Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый налоговый (отчетный) период (год).

Кроме того, сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин устанавливают льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой и / или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц (в том числе пенсионеров).

Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой и нежилой недвижимости, для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов. Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения.

Органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению объекта жилой или нежилой недвижимости решение по ставкам и предоставленным льготам по форме, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Льготы по налогу для физических лиц не применяются к:

  • объектам налогообложения, если площадь превышает пятикратный размер необлагаемой площади, установленной подпунктом 266.4.1 ст.266 НКУ;
  • объектам налогообложения, используемым их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).

Ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр базы налогообложения.

При наличии в собственности налогоплательщика объекта (объектов) жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического или юридического лица — плательщика налога, общая площадь которого превышает 300 квадратных метров (для квартиры) и / или 500 квадратных метров (для дома), сумма налога увеличивается на 25000 гривен в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его часть).

Ставка налога на недвижимость устанавливаются решением органов местного самоуправления в зависимости от места расположения и типа недвижимости. Размер такой ставки не может превышать 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр базы налогообложения.

В 2020 году минимальная заработная плата будет составлять 4723 грн., следовательно максимальный размер ставки налога на недвижимость в 2020 году — 70,85 грн. за 1 квадратный метр.

Органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению объекта недвижимости информацию о ставках и предоставленных льгот юридическим и физическим лицам по уплате налога на недвижимое имущество. Если ставки налога на недвижимость не установлены местными радами, налогоплательщики не обязаны платить налог на недвижимость.

При наличии в собственности налогоплательщика объекта (объектов) жилой недвижимости, общая площадь которого превышает 300 квадратных метров (для квартиры) и / или 500 квадратных метров (для дома), сумма налога увеличивается на 25000 гривен в год за каждый такой объект жилой недвижимости.

  • «Про затвердження Змін до додатка до Порядку заповнення та подання податковими агентами Податкового розрахунку сум доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і сум утриманого з них податку», наказ Мінфіну України від 26.05.2020 № 241
  • «Деякі питання транскордонного переміщення фізичними особами валютних цінностей», постанова КМУ від 27.02.2019 № 203
  • «Про внесення змін до деяких форм заяв у сфері державної реєстрації юридичних осіб, фізичних осіб — підприємців та громадських формувань», наказ Мін’юсту від 29.08.2018 р. № 2824/5

Все документы

Единая декларация по налогу на имущество, но не для всех

Это неплохая возможность упростить отчетность компаний, недвижимое имущество которых разбросано по разным муниципальным территориям внутри одного субъекта.

Но не все так просто. Воспользоваться централизованным алгоритмом смогут компании при соблюдении ряда условий:

1.Компания должна стоять на учете как владелец имущества в разных налоговых органах одного субъекта РФ, сдавать отчетность по налогу на имущество в разные налоговые инспекции по месту нахождения имущества.

2. Единая декларация может применяться только в отношении объектов недвижимости, для которых налоговая база — среднегодовая стоимость имущества.

Если у вас на балансе административно -деловые, торговые объекты, жилье, иностранцы без обособленных подразделений, для которых налогооблагаемая база определяется — в соответствии с требованиями ст. 378.2 НК РФ — исходя из кадастровой стоимости – отчитываться централизованно вы не сможете.

3. В законе субъекта РФ не должно быть условия и норматива распределения налога на имущество между муниципальными образованиями – в местные бюджеты. Вы можете выяснить есть ли такое условие в вашем регионе из закона субъекта РФ «О бюджете» на текущий год или в другом законе, в котором расписан бюджет.

4. Вы должны выбрать одну налоговую инспекцию на территории субъекта РФ, в который хотите направлять отчетность — и указать ее.

5. Ваш выбор не может быть изменен в течение календарного года.

Для применения централизованной отчетности компании следует подготовить уведомление ( по установленной в вышеприведенном письме ФНС форме) и направить его в региональное управление ФНС России.

В уведомлении требуется указать сведения о себе, налоговую инспекцию, в которую будет представляться единая отчетность и налоговый (отчетные) период применения данного порядка.

Срок направления уведомления — до начала представления налоговой отчетности за первый отчетный период. То есть до 30 марта 2019 года.

Постарайтесь в суете годовой отчетности позаботиться об упрощенной отчетности и не пропустите этот срок.

Уведомление направляется однократно. Повторно его у вас не примут. Поэтому нужно хорошо подумать, какой налоговый орган для представления единой отчетности вы выберете (из имеющихся возможных).

К уведомлению не требуется прилагать никаких документов, ни подтверждающих постановку на учет, ни пояснений, ни расшифровок. Региональное управление ФНС все это проверит самостоятельно, без вашего участия.

Если вы допустили какие-то ошибки или не учли обязательных условий для применения упрощенной отчетности — налоговая вас «поправит». Вам будет направлено сообщение о результатах рассмотрения уведомления с указанием несоответствий, из-за которых сдавать централизованную отчетность ваша компания не вправе.

Информировать компанию о подтверждении права сдавать единую отчетность почему-то письмом ФНС не предусмотрено. Рекомендую все же – если не получите из УФНС уведомления об отказе – позаботиться о себе самим. Сделать запрос и в региональное управление ФНС, и в налоговую по месту постановки учета, и в налоговую, выбранную для направления единой отчетности, о результатах рассмотрения вашего уведомления. Чтобы убедиться, что у вас примут именно единую отчетность, и знать, что ваше уведомление не отклонено.

  • Кредит с опцией прощения с 1 июня. Что это и кому подойдет

    14,2 тыс. 9

    • 222

      • В случае с большинством налогов филиал не имеет статуса отдельного плательщика. При этом лицом, ответственным за уплату налога, является головное предприятие.
      • Филиалы могут быть отдельными плательщиками туристического и парковочного сборов, а также рентной платы за специальное использование воды.
      • За объекты обложения экологическим налогом, налогом на недвижимость и земельным налогом отчитывается и уплачивает налоговые обязательства головное предприятие. Даже если фактически ими распоряжается филиал.
    • Общая собственность двух или более лиц без определения долей каждого из них в праве собственности является общей совместной собственностью (ч. 1 ст. 368 ГК Украины).

      Для права общей совместной собственности характерно, что размер долей в праве собственности каждого из собственников не определен.

      Субъектами права общей совместной собственности могут быть физические лица, юридические лица, а также государство, территориальные громады, если иное не установлено законом.

      Имущество, приобретенное супругами за время брака, является их общей совместной собственностью, если иное не установлено договором или законом.

      Имущество, приобретенное в результате совместной работы и за общие денежные средства членов семьи, является их общей совместной собственностью, если иное не установлено договором, заключенным в письменной форме.

  • Согласно пп. 14.1.129 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины объекты жилой недвижимости — это здания, отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду, дачные и садовые дома.

    Согласно подпункту 14.1.129.1 пп. 14.1.129 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины здания, отнесенные к жилому фонду делятся на пять типов зданий (рис. 1).

    Объекты нежилой недвижимости — здания, помещения, не отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду (пп. 14.1.1291 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).

    В нежилой недвижимости выделяют восемь типов зданий (рис. 2).

    Согласно пп. 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 разд. ХII НК Украины не являются объектом налогообложения:

    ♦ объекты жилой и нежилой недвижимости, которые находятся в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующего государственного бюджета или местного бюджета и являются неприбыльными (их совместной собственности).

    Объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также созданных ими организаций, содержащихся за счет соответствующих бюджетов и получающих прибыль, облагаются налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка на общих основаниях;

    ♦ объекты жилой и нежилой недвижимости, которые расположены в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенные законом, в том числе их доли;

    ♦ здания детских домов семейного типа;

    ♦ общежития;

    ♦ жилая недвижимость непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная таковой согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады, созданной в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад.

    Владелец объекта жилой недвижимости может подтвердить, что жилая недвижимость непригодна для проживания на основании решения органа местного самоуправления об использовании непригодного для проживания жилого дома (жилого помещения) в других целях или о сносе этого дома;

    ♦ объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, признанным таковыми в соответствии с законом, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (родителями), но не больше одного такого объекта на ребенка;

    ♦ объекты нежилой недвижимости, которые используются субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;

    ♦ здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий. Ограничений по использованию или неиспользованию таких объектов недвижимости в подпункте «є» пп. 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 разд. ХII НК Украины нет;

    ♦ здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;

    ♦ объекты жилой и нежилой недвижимости, которые находятся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий;

    ♦ объекты недвижимости, которые находятся в собственности религиозных организаций, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются исключительно для обеспечения их уставной деятельности, включая те, в которых осуществляют деятельность основанные такими религиозными организациями благотворительные заведения (приюты, интернаты, больницы и т. п.), кроме объектов недвижимости, в которых осуществляется производственная и/или хозяйственная деятельность;

    ♦ здания дошкольных и общеобразовательных учебных заведений независимо от формы собственности и источников финансирования, которые используются для предоставления образовательных услуг;

    ♦ объекты нежилой недвижимости государственных и коммунальных детских санаторно- курортных заведений и заведений оздоровления и отдыха детей, а также детских санаторно-курортных заведений и заведений оздоровления и отдыха детей, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций, которые являются неприбыльными и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация подается плательщиком налога в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;

    ♦ объекты нежилой недвижимости государственных и коммунальных центров олимпийской подготовки, школ высшего спортивного мастерства, центров физического здоровья населения, центров по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско- юношеских спортивных школ, а также центров олимпийской подготовки, школ высшего спортивного мастерства, детско-юношеских спортивных школ и спортивных сооружений всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, которые являются неприбыльными и включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация подается плательщиком налога в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций;

    ♦ объекты нежилой недвижимости баз олимпийской и паралимпийской подготовки. Перечень таких баз утверждается Кабинетом Министров Украины;

    ♦ объекты жилой недвижимости, которые принадлежат многодетным или приемным семьям, в которых воспитывается пять и больше детей.

    Промышленное предприятие — это предприятие, производящее промышленную продукцию в определенных объемах согласно заданной технологии.

    Термин «промышленное предприятие» охватывает все предприятия, относящиеся к следующим отраслям экономической деятельности:

    • добывающая промышленность;

    • перерабатывающая промышленность;

    • строительство;

    • электроэнергия;

    • газ;

    • водоснабжение и санитарное обслуживание;

    • транспорт;

    • склады и службы связи.

    В соответствии с КВЭД-2010 экономическая деятельность — процесс производства продукции (товаров и услуг), который осуществляют с использованием определенных ресурсов: сырья, материалов, оборудования, рабочей силы, технологических процессов и т. п. Экономическую деятельность характеризуют расходы на производство, процесс производства и выпуск продукции.

    Согласно КВЭД-2010 процесс промышленного производства — это процесс переработки (механического, химического, ручного и т. п.), который используют для изготовления новой продукции (потребительских товаров, полуфабрикатов или средств производства), обработка товаров, бывших в употреблении, предоставление промышленных услуг и который классифицируют в секциях B «Добывающая промышленность и разработка карьеров», C «Обрабатывающая промышленность», D «Поставка электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха», E« Водоснабжение; канализация, обращение с отходами » и F «Строительство».

    То есть, с целью применения норм пп. 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 разд. ХII НК Украины промышленными считаются предприятия, которые в соответствии с КВЭД-2010 относятся к секциям:

    B «Добывающая промышленность и разработка карьеров»;

    C «Обрабатывающая промышленность», в частности производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий, текстильное производство, производство кожи, изделий из кожи и других материалов, производство бумаги и бумажных изделий, полиграфическая деятельность, тиражирование записанной информации и т. п.;

    D «Поставка электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха»;

    E «Водоснабжение; канализация, обращение с отходами»;

    F «Строительство».

    Также Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации Приказом № 507 утвержден и введен в действие Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000 (далее — ДК 018-2000), предназначенный для использования органами центральной и местной исполнительной и законодательной власти, финансовыми службами, органами статистики и всеми субъектами хозяйствования (юридическими и физическими лицами) в Украине. Объектами классификации в ДК 018-2000 являются здания производственного и непроизводственного назначения и инженерные сооружения различного функционального назначения.

    Согласно ДК 018-2000 к группе «Здания промышленные и склады» (код 125) относятся здания промышленные — здания промышленного назначения, например, фабрики, мастерские, бойни, пивоваренные заводы, сборочные предприятия и т. п.

    Для получения льготы по налогу на недвижимость промышленными предприятиями должны выполняться оба условия одновременно.

    То есть собственник недвижимости должен быть промышленным предприятием (иметь промышленные коды КВЭД среди своих видов деятельности), а сама недвижимость должна классифицироваться как промышленная в понимании ДК 018-2000.

    В соответствии с пп. 14.1.235 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины сельскохозяйственный товаропроизводитель — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, которое занимается производством сельскохозяйственной продукции и/или разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) и ее переработкой на собственных или арендованных мощностях, в том числе собственнопроизведенного сырья на давальческих условиях, и осуществляет операции по ее поставке.

    Налоговики настаивают на том, что от налога на недвижимость освобождены лишь сельскохозяйственные здания (класс 1271 в соответствии с ДК 018-2000), предназначенные для использования в сельскохозяйственной деятельности.

    Это, к примеру, могут быть коровники, конюшни, свинарники, кошары, конные заводы, собачьи питомники, птицефабрики, зернохранилища, склады и надворные постройки, подвалы, винокурни, винные емкости, теплицы, сельскохозяйственные силосы и т. д. Кроме того, такие здания должны принадлежать сельхозтоваропроизводителям.

    Здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, используемых не по назначению, облагаются налогом на общих основаниях.

    В соответствии с ДК 018-2000 класс 1271 «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» включает подклассы:

    ◙ 1271.1 «Здания для животноводства» (в частности, товарные и племенные фермы крупного рогатого скота, свинофермы и свинофабрики, овцефермы, кролиководческие и звероводческие фермы, конные заводы, собачьи питомники);

    ◙ 1271.2 «Здания для птицеводства» (в частности, птицефабрики, и птицефермы, на предприятия по производству яиц и мяса птицы, а также по выращиванию гибридной птицы для товарных хозяйств и инкубаторно-птицеводческие станции для производства суточного молодняка птицы и другие);

    ◙ 1271.3 «Здания для хранения зерна» (в частности, зернохранилища);

    ◙ 1271.4 «Здания силосные и сенажные»;

    ◙ 1271.5 «Здания для садоводства, виноградарства и виноделия» (в частности, подвалы, винокурни, емкости для вина);

    ◙ 1271.6 «Здания тепличного хозяйства» (в частности, теплицы сельскохозяйственные, парники, оранжереи, заводы кормовых антибиотиков);

    ◙ 1271.7 «Здания рыбного хозяйства» (в частности, предприятия по переработке рыбы);

    ◙ 1271.8 «Здания предприятий лесоводства и звероводства» (в частности, предприятия по переработке отходов животноводства);

    ◙ 1271.9 «Здания прочего сельскохозяйственного назначения» (в частности, предприятия производственно-технического обслуживания, которые включают: базы хранения минеральных удобрений и пестицидов, сельскохозяйственной техники и запасных частей, предприятия по ремонту сельскохозяйственных машин и транспорта, станции биологической защиты растений).

    Таким образом, в целях применения норм пп. 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 разд. ХII НК Украины к зданиям, сооружениям сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенных для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности, относятся объекты недвижимости, которые в соответствии с ДК 018-2000 относятся к классу 1271 «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (подклассы 1271.1 — 1271.9).

    • Уплачивается в федеральный бюджет по месту нахождения головной организации. Декларация по НДС сдается в налоговую инспекцию по месту учета организации (п.5 ст.174 НК РФ). Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета, поэтому сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно (п.5 ст.174 НК РФ).
    • Если филиал находится за рубежом и реализует продукцию фирмы на территории иностранного государства, а не на территории России, то такие операции не являются объектом обложения НДС. Следовательно, суммы «входного» налога, относящегося к деятельности филиала, к вычету не принимаются. Они включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг).
    • Выручка иностранного филиала учитывается при расчете 5% барьера для ведения раздельного учета по НДС
    • При наличии раздельного учета выручка филиала (в том числе иностранного) учитывается при расчете долей облагаемых и необлагаемых операций. Входящий НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для иностранного филиала к вычету не принимается, а учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг).
    • Выручка иностранного филиала показывается в Разделе 7 Декларации по НДС.
    • Часть налога на прибыль, направляемая в федеральный бюджет, полностью перечисляется по местонахождению головного отделения организации (п.1 ст.288 НК РФ).
    • Часть налога на прибыль, направляемую в региональный бюджет, необходимо распределить между головным отделением организации и ее обособленными подразделениями (п.2 ст.288 НК РФ). Распределять налог нужно независимо от того, есть ли у обособленных подразделений доходы (расходы), которые учитываются при расчете налога на прибыль, или нет (письмо Минфина России от 10.10.2011г. №03-03-06/1/640).
    • В общей декларации (Приложения к листу 02 Декларации), которая составляется и сдается по местонахождению организации (головного отделения) суммарно учитываются доходы и расходы головного отделения и всех филиалов (в том числе зарубежных).

    Если организация выбрала в качестве показателя для распределения налога расходы на оплату труда, данные расходы определяются по правилам статьи 255 Налогового кодекса РФ. В них, в частности, будут входить зарплата, отпускные, выходные пособия и т. д. Такое правило предусмотрено п.2 статьи 288 Налогового кодекса РФ:

    Среднесписочная численность сотрудников

    Обособленные подразделения (филиалы) и налогообложение: точки пересечения

    Организации, которые имеют обособленные подразделения за границей, всю сумму налога на прибыль должны перечислять по местонахождению головных отделений (п.4 ст.311 НК РФ).

    При распределении доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение компании (если в ее составе есть филиалы или представительства за границей), нужно учитывать среднесписочную численность всех работников компании (расходы на оплату труда) и остаточную стоимость всего имущества. Показатели заграничных филиалов нужно прибавить к значениям по головному отделению (Письмо Минфина РФ от 17.04.2008г. № 03-03-05/39).

    При наличии суммы налога на прибыль, выплаченной за пределами РФ и засчитываемой в уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в соответствии со ст. 311 НК РФ, заполняется строка 090 Приложения N 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

    Доходы, полученные российской организацией за границей, могут облагаться налогами в государствах – источниках выплат. Это означает, что государство – источник выплат имеет право обложить этот доход по ставкам, предусмотренным либо соглашением об избежании двойного налогообложения, либо национальным налоговым законодательством (письмо Минфина РФ от 23.07.2002г. № 04-06-05/1/17).

    Суммы налогов, уплаченных (удержанных) в иностранном государстве, можно засчитывать при уплате налога на прибыль в России, если это предусмотрено соответствующим Соглашением). Зачесть сумму налога можно как в текущем налоговом периоде (т. е. когда доходы, полученные за рубежом, были задекларированы в России), так и в течение следующих трех лет (письмо Минфина РФ от 02.10.2014г. № 03-08-05/49453).

    Чтобы воспользоваться зачетом, российская организация – плательщик налога на прибыль должна представить в налоговую инспекцию по своему местонахождению:

    • документы, подтверждающие уплату налога за границей (п.3 ст.311 НК);
    • декларацию о доходах, полученных от источников за пределами России.

    Плательщиками налога на имущество признаются юридические лица (п. 1 ст. 373 НК РФ). Обособленные подразделения юридическими лицами не являются, поэтому налог на имущество они не начисляют (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

    • Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, то имущество, закрепленное за ним, учитывается отдельно от имущества головного отделения организации. Налог на имущество в этом случае нужно платить по местонахождению обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).
    • Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то все имущество подразделения учитывается на балансе головного отделения организации. Налог на имущество в этом случае нужно платить по местонахождению головного отделения (п. 3 ст. 382 НК РФ).

    Кроме того, организация должна платить налог на имущество по территориально отдаленным объектам недвижимости. Эта часть налога уплачивается по местонахождению каждого такого объекта, даже если там нет подразделения, выделенного на отдельный баланс (ст. 385 НК РФ).

    Если организация и обособленное подразделение с отдельным балансом расположены в разных регионах, налог на имущество по этому подразделению нужно начислять по ставке, действующей в регионе, в котором оно находится (ст. 384 НК РФ). Если налоговые ставки региональными властями не определены, налог рассчитывается по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 380 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

    Особенности уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, регулируются статьей 386.1 НК РФ «Устранение двойного налогообложения». Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.

    Необходимые документы (заявление на зачет налога, документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства) представляются российской организацией в налоговый орган по местонахождению российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.

    При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении находящегося за пределами РФ имущества.

    Налог на имущество организаций, так же как и транспортный налог, является региональным налогом. При этом для данного налога база определяется отдельно в отношении имущества:

    • подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
    • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
    • находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

    Таким образом, исчисление налога «привязано» к балансу организации и ее обособленных подразделений, то есть обособленные подразделения уплачивают налог в отношении имущества, находящегося на балансе этого подразделения и расположенного по месту учета подразделения.

    Организации самостоятельно решают вопрос о выделении обособленного подразделения на отдельный баланс. Но головная организация может передать своему подразделению необходимое имущество без постановки на баланс последнего. В данном случае такое имущество будет учитываться при расчете налога у головной организации. Следовательно, декларацию должна представить именно она.

    Стоит отметить, что по налогу на имущество организаций нет сводного расчета (декларации) в целом по юридическому лицу. Следовательно, расчеты и декларации составляются отдельно по головной организации, по каждому обособленному подразделению, выделенному на отдельный баланс, и по каждому объекту недвижимости.

    Налог на недвижимость: кто, сколько и за что будет платить

    Бухгалтерская отчетность организаций должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). При этом обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, должны формировать внутреннюю бухгалтерскую отчетность. В состав такой отчетности могут входить:

    • оборотно-сальдовые ведомости по операциям обособленного подразделения за отчетный период и с начала года;
    • форма № 1 (бухгалтерский баланс);
    • форма № 2 (отчет о прибылях и убытках).

    Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений с отдельным балансом не регулируется. Таким образом, организация представляет бухгалтерскую отчетность, в которую включены показатели внутренней отчетности представительств, только по месту нахождения головной организации.

    • Многолетний опыт. Он помогает нам заранее знать все подводные камни налогообложения и отчетности, а также избежать множества распространенных ошибок.
    • Многопрофильность. У нас работают не только бухгалтера, но и юристы.
    • Услуги от команды специалистов. Вы не зависите от одного человека и получаете многоуровневую проверку работ.

    Позвоните нам по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы сотрудники компании сориентировали по точной стоимости и рассказали, как начать сотрудничество.

    • Бухгалтерские
    • Кадровые
    • Юридические
    • Статистические
    • Экономические
    • Должностные инструкции
    • Изменения с 2021 года
    • Изменения с 2020 года
    • Изменения с 2019 года
    • Изменения с 2018 года
    • Программные продукты
    • Подборка статей
    • Вопросы и ответы
    • Производственный календарь
    • ПБУ
    • Справочно
    • Законодательные документы
    • Экономический словарь
    • Корреспонденция счетов
    • Телефонные коды
    • МСФО
      • Стандарты МСФО (IFRS)
    • Аудит
    • Записи в трудовой книжке
    • Для г. Белгорода
    • Информация по 1С
    • Новости
    • Финансовые коэффициенты
    • Справочники
    • История бухучета
    • Основные средства
    • Нематериальные активы
    • Товарно-материальные ценности
    • Затраты на производтво
    • Денежные средства
    • Расчеты с персоналом
    • Расчеты с бюджетом
    • Готовая продукция
    • Финансовые результаты
    • Капитал и резервы
    • Учетная политика
    • Учет и оплата труда

    Плательщики налога на недвижимость

    • НДС
    • ЕСХН
    • УСНО
    • ЕНВД
    • НДФЛ
    • Страховые взносы
    • Взносы в ФСС
    • Налог на имущество
    • Водный налог
    • Земельный налог
    • Транспортный налог
    • Налог на прибыль
    • Налог на игорный бизнес
    • Акцизы
    • Налог на пользование полезными ископаемыми
    • Патентная система налогообложения
    • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
    • Сущность и назначение управленческого учета
    • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
    • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
    • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
    • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
    • Планирование и бюджетирование
    • ОКСМ
    • ОКВЭД [1.1]
    • ОКВЭД [2]
    • ОКВ
    • ОКДП
    • ОКЕИ
    • ОКФС
    • ОКОПФ
    • ОКУН
    • ОКОФ
    • ИНКОТЕРМС
    • ОКИН
    • ОКЭР
    • КСД
    • ОКСО

    Разработка сайта:

    Оборудованным следует считать рабочее место, функционально приспособленное для осуществления вида деятельности, для которого оно создается, и пригодное для нахождения на этом месте работника.

    Оборудование рабочего места может подтверждаться в т.ч. документами о материальной ответственности, содержащими указания на конкретное имущество, вверяемое работнику. Необходимое для работы имущество может быть передано под отчет работнику и по акту инвентаризации.

    Если к оборудованию рабочих мест предъявляются специальные требования, без соблюдения которых ведение деятельности невозможно (запрещено), при отсутствии установленных законодательством документов наличие оборудованных стационарных рабочих мест само по себе не приводит к образованию обособленного подразделения организации.

    Вместе с тем некоторые судебные инстанции продолжают настаивать на следующем: под оборудованием стационарных рабочих мест в обособленном подразделении подразумевается не только создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, но и само исполнение таких (трудовых) обязанностей (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 N 09АП-10255/07-АК по делу N А40-10267/07-141-57).

    Рабочее место согласно п. 2 ст. 11 НК РФ считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

    Признание рабочего места стационарным не зависит от периодичности посещения его работником и от времени пребывания на нем.

    Не имеет правового значения и форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте. Это, со ссылкой на судебную практику, указано в Письмах Минфина России от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879 и от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.

    Таким образом, факт присутствия организации своим персоналом и материально-техническими средствами на обособленной территории в течение месяца является достаточным признаком стационарности независимо от фактической продолжительности (непрерывности) непосредственного осуществления производственной деятельности.

    Обязательным признаком рабочего места является контроль (прямой или косвенный) над ним со стороны работодателя. Попробуем разобраться, что это означает. Представляется, что под этим следует понимать право работодателя:

    • на законном основании входить в помещение, в котором оборудовано рабочее место;оборудовать это место в соответствии с его функциональным назначением (с соблюдением правил по охране труда);
    • непосредственно осуществлять контроль над деятельностью работника, для чего он должен состоять с последним в трудовых отношениях, оформленных в порядке, установленном законом.

    При рассмотрении споров о наличии (отсутствии) обособленного подразделения арбитражные суды, прежде всего, уделяют внимание этому моменту. Например, если организация оказывает услуги на территории заказчика, который обеспечивает все условия для работы командированных сотрудников организации, то в этом случае обособленное подразделение у организации не образуется. Ведь в такой ситуации стационарные рабочие места подконтрольны заказчику, сама же организация их не создает (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/2015).

    Таким образом, с учетом вышеуказанных особенностей для целей налогообложения может применяться следующее комплексное определение понятия стационарного рабочего места.

    Стационарное рабочее место – место, созданное на срок более одного месяца, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения, перечисленного в п. 2 ст. 11 НК РФ, не ведет к созданию организацией обособленного подразделения (Приложение к Письму ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/[email protected]).

    Разобравшись с основными признаками возникновения обособленного подразделения, применим их к практическим ситуациям.

    В целях оказания аудиторских услуг исполнитель направляет своих работников в длительную служебную командировку (более 1 месяца) в другой город. Договором на оказание аудиторских услуг предусмотрено проведение аудиторской проверки в офисе заказчика. Согласно условиям договора исполнитель в ходе проведения проверки подчиняется внутреннему трудовому распорядку и режиму рабочего времени заказчика. Заказчик обязуется обеспечить представителям исполнителя условия для своевременного и качественного проведения аудиторской проверки.

    В данном случае все условия для работы командированных сотрудников обеспечивает не исполнитель, а заказчик. Следовательно, именно заказчику подконтрольны эти рабочие места. А поскольку сам исполнитель не создает стационарных рабочих мест в месте командировки, то у него там не образуется обособленного подразделения.

    Чтобы в подобной ситуации у исполнителя не возникло разногласий с налоговиками, целесообразно указать в договоре с заказчиком, что именно на него возложены обязанности по созданию всех условий, необходимых для выполнения работ сотрудниками исполнителя.

    Арбитражные суды подтверждают, что при наличии такого условия в договоре у исполнителя не образуется обособленного подразделения в месте командировки (Постановления ФАС Московского от 20.12.2010 N КА-А41/15744-10, от 02.03.2009 N КА-А40/817-09 и Северо-Западного от 15.02.2010 по делу N А05-9705/2009 округов).

    Однако нужно учитывать, что контролирующие органы высказывают и иное мнение по этому вопросу. Так, Минфин России считает, что фактическим местом работы является место, где сотрудник выполняет большую часть трудовых обязанностей. И если в течение длительного времени значительную часть своих функций работник выполняет вне места постоянной работы, например за границей, то служебную поездку нельзя считать командировкой (Письмо Минфина России от 28.04.2010 N 03-03-06/1/304).

    Кроме того, командирующая организация может столкнуться с необходимостью постановки на учет своего обособленного подразделения, если в месте командировки она оборудовала стационарные рабочие места для своих командированных работников (Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176).

    По договору аренды техники с экипажем организация-арендодатель предоставляет арендатору строительную технику за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации предоставленной техники.

    На основании ст. 635 ГК РФ члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

    В данной ситуации, по нашему мнению, отсутствует такой признак обособленного подразделения, как создание стационарных рабочих мест в силу того, что техника сама по себе не может являться стационарным рабочим местом.

    Подобное мнение выражено в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2015 N Ф07-7313/2015 по делу N А05-9557/2014. Судьи, руководствуясь понятием рабочего места, пришли к выводу, что самосвалы не могли являться стационарным рабочим местом.

    При рассмотрении споров касательно обязанности постановки на учет обособленного подразделения арбитры указывают на необходимость документальных доказательств создания стационарных рабочих мест. Так, арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 16.09.2015 N Ф07-7313/2015 по делу N А05-9557/2014 опроверг довод налогового органа о том, что нахождение работников Общества на строительстве объекта в течение длительного периода времени уже свидетельствует о создании стационарных рабочих мест вне местонахождения общества. По мнению судей, само по себе заключение договора субподряда и направление сотрудников в командировку сроком более месяца не свидетельствует о создании обществом обособленного подразделения, поскольку направление работников в командировку без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения. Основной причиной отклонения довода налогового органа послужила недоказанность налоговым органом создания обществом стационарных рабочих мест. Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2015 N Ф07-3858/2015 по делу N А05-7419/2014 и от 27.05.2015 N Ф07-2939/2015 по делу N А05-11564/2014

    Организация выполняет строительно-монтажные работы на газопроводе. Территория, на которой находится газопровод, относится к разным субъектам РФ и подведомственна разным ИФНС. Строительная площадка по мере выполнения работ постоянно передвигается.

    Так как строительная площадка постоянно передвигается, то организацией, по нашему мнению, не создаются стационарные рабочие места. И, соответственно, отсутствуют основания для признания места осуществления таких работ обособленным подразделением организации. Аналогичное мнение выразил Минфин России в своем Письме от 08.08.2006 г. № 03-02-07/1-212. Арбитражная практика подтверждает данное мнение. Так, арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 02.03.2016 г. № Ф07-2270/2016 по делу N А42-8726/2014 пришел к выводу, что Общество не создавало стационарных рабочих мест, поскольку спорные работы носили полевой, разъездной характер, относимость работника к тому или иному месту проведения работ при данных обстоятельствах как стационарного рабочему месту не представляется возможным установить.

    Если строительная площадка не будет передвигаться более одного месяца, то у организации возникает обязанность постановки на учет обособленного подразделения, так как создаются рабочие места, обладающие признаками стационарности.

    В соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ при возникновении у организации затруднения с определением места постановки на учет обособленного подразделения решение принимается налоговым органом на основе представленных данных.

    Кроме того, для решения вопроса о наличии либо отсутствии признаков обособленного подразделения организации по месту осуществления ее деятельности налоговыми органами учитываются характер отношений между организацией и ее работниками и другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения. Такая позиция была выражена Минфином России в Письме от 17.03.2010 г. № 03-02-07/1-114.

    Поэтому, по нашему мнению, при возникновении обязанности по регистрации обособленного подразделения, организации следует представить налоговому органу информацию о месте проведения работ с учетом их длительного характера. При передвижении строительной площадки сниматься с учета в одном налоговом органе и вставать на учет в другом не требуется.

    Ответ на вопрос, с какого момента обособленное подразделение организации следует считать созданным, важен для правильного исполнения предусмотренных в НК РФ обязанностей организации:

    письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

    По мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (Постановления ФАС Московского округа от 10.04.2008 N КА-А40/2751-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2008 N 9752/08), ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 N Ф03-5338/2009).

    Создание стационарного рабочего места вы можете подтвердить, например:

    • приказом о создании рабочих мест (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
    • подписанным договором аренды помещения, в котором будет располагаться рабочее место (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
    • приказом о принятии на работу руководителя обособленного подразделения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А56-10280/2008).

    В Письме от 19.02.2016 N 03-02-07/1/9377 Минфин России выразил иную точку зрения, согласно которой срок исчисляется с начала осуществления деятельности организации через соответствующее обособленное подразделение.

    По нашему мнению, пользуясь универсальным правилом, следует определять дату создания обособленного подразделения по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков, установленных ст. 11 НК РФ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.