Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание ярослава мудрого сыновьям краткое содержание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Ярослав Мудрый – внешняя и внутренняя политика, таблица
- Ярослав Мудрый – внешняя политика
- Ярослав Мудрый – внутренняя политика
- Русь после Ярослава Мудрого
- Правление Ярослава Мудрого – кратко
- Княжение Ярослава Мудрого
- § 16 — Ярослав Мудрый – краткая биография
- Новгород, история
- Ярослав Мудрый
- Владимир Святой
Рассматривая вопросы влияния византийской цивилизации на Русь, усвоение Русью норм христианской морали, следует обратить внимание студентов на «Поучение» Владимира Мономаха.
Владимир Мономах (1053-1125гг.) – внук Ярослава Мудрого. Прозвище «Мономах» получил по линии матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Великий киевский князь (1113-1125гг.) сумел приостановить процесс феодальной раздробленности Киевской Руси, объединив около ¾ территории Древнерусского государства. Успешно воевал против половцев. Законодательным путем смягчил положение угнетенных слоев населения.
Был дважды женат: 1) на англо-саксонской принцессе Гиде (умерла в н.XIв.) В браке с ней имел семерых сыновей и две дочери; 2) на неизвестной боярышне, от брака с которой оставил единственного сына – Юрия Долгорукого и дочь.
Задание 1. Читая произведение, укажите на факты, свидетельствующие о влиянии византийской цивилизации на Киевскую Русь.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
-
В чем, по мнению В. Мономаха, назначение княжеской власти?
-
Какими качествами должен обладать князь?
-
Как вы поняли слова В.Мономаха:
-
«…Не уклоняться, учить увлекающихся властью…?»
-
«…Ни во что ставить всеобщий почет…?»
-
Задание 3. Подготовьте к семинарному занятию сообщение (5-7 минут) о В. Мономахе.
Я смиренный дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов…и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамота эта, то пусть не посмеются, а так скажут: «на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил»…
… «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконье, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть замлей». И еще немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешных. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир, и отгони зло, и живи во веки веков…
… Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Еде и питью быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словам, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас сможет другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни».
Вскоре триумвирату Ярославичей пришлось решать еще одни серьезные проблемы, связанные с княжескими мятежами. Первым взбунтовался их племянник, князь Ростислав, недовольный тем, что ему во владение перешла Волынь. В 1064 году князь захватил Тмутаракань, изгнал оттуда Глеба. Ярославичи решили проучить Ростислава, но тот внезапно скончался от руки византийцев.
Киевская Русь при преемниках Ярослава. Владимир Мономах
- ЕГЭ. Русский язык. Задание 27. За несколько дней до экзамена. Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).
- История России. Эпоха Олега Вещего в искусстве.
- История России Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.) Всё о князе Олеге.
- История России. Советско-американское соглашение «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». 1942 г.
- История России. Советско-польское Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между СССР и правительством Польской Республики в изгнании. (Соглашение Сикорского-Майского). 1941 г
- История России. Советско-японский пакт о нейтралитете. 1941 г.
- История России. РЮРИК. (862 – 879 гг.) ВСЁ о правлении РЮРИКА.
- Русский язык. 1-4 классы. Отличие приставки от предлога.
- Русский язык. 1- 4 классы. Приставка.
- Русский язык. 1- 4 классы. Окончание.
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.
Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.
О, святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Князь Ярослав Владимирович, известный в истории как Ярослав Мудрый, родился в семье крестителя Руси, князя новгородского и киевского Владимира Святославовича и предположительно полоцкой княжны Рогнеды в 979 году. Он из рода Рюриковичей. Год рождения, как и мать князя, достоверно не установлены. Известным историком Н. Костомаровым высказывалось сомнение по поводу Рогнеды, как матери Ярослава.
Историк из Франции Арриньон был уверен, что матерью Ярослава была византийская царевна Анна. Его уверенность подтверждается вмешательством Ярослава Владимировича во внутриполитические дела Византии в 1043 году. Официальной считается версия, по которой именно Рогнеда была матерью Владимира, так большинство источников указывают на это. Именно ее придерживаются большинство российских и мировых историков.
Если сомнения по поводу матери можно объяснить отсутствием надлежащей информации, чередой определенных событий, которые исследователям необходимо каким-либо образом объяснить, то спор о дате рождения подтверждает предположение историков о том, что борьба за великое княжение киевское была нелегкой и братоубийственной.
Следует напомнить, что правление Киевом давало звание Великого князя. В лествинничной форме этот титул считался главным, и его передавали старшим сыновьям. Именно Киеву платилась дань всеми остальными городами. Поэтому нередко в борьбе за старшинство использовались всевозможные уловки, в том числе изменение даты рождения.
Историками на основе летописей было установлено, что Ярослав Владимирович был третьим сыном Рогнеды, после Изяслава, Мстислава. После него шел Всеволод. Это подтверждается в летописи «Повесть временных лет». Самым старшим сыном, предполагается, был Вышеслав, матерью которого считается первая жена Владимира, варяжка Олова.
Между Мстиславом и Ярославом шел еще один сын князя Владимира, Святополк, рожденный от гречанки, вдовы его брата, киевского князя Ярополка Святославовича. Он погиб в борьбе с князем Владимиром за киевский престол, а его жена взята последним в наложницы. Отцовство было спорным, но князь Владимир считал его за родного сына.
На сегодня точно установлено, что Святополк был старше Ярослава Владимировича, его год рождения приходился на 979 г. Это подтверждает и ряд летописей. Было установлено, что бракосочетание князя Владимира и Рогнеды было в 979 году. Принимая во внимание, что он является третьим сыном Рогнеды, можно предположить, что дата рождения установлена не верно.
Многие ученые, в том числе и С. Соловьев, считают, что Ярослав Владимирович не мог родиться в 979 или 978 годах. Это подтверждают и исследования костных останков в XX веке, они свидетельствуют о том, что предположительно останки принадлежали человеку в возрасте от 50 до 60 лет.
Еще историк Соловьев высказывал сомнения относительно продолжительности жизни Ярослава — 76 лет. Исходя из этого, можно сделать вывод о неправильно установленной дате рождения. Это сделано с целью показать, что Ярослав был старше Святополка, чем и обосновать его право на киевское правление. По некоторым данным, дата рождения Ярослава должна соответствовать 988 или 989 годам.
Повесть временных лет краткое содержание
Князь Владимир даровал в правление сыновьям различные города. Князю Ярославу Владимировичу достался Ростов. На это время ему было только 9 лет, поэтому к нему был прикреплен так называемый кормилец, который был воеводой и назывался Будый или Буда. О ростовском периоде практически ничего не известно, так как для правления князь был достаточно молодым. После гибели в 1010 году князя новгородского Вышеслава, правителем Новгорода назначается ростовский князь Ярослав, которому на тот период было 18-22 года. Это еще раз подтверждает, что время его рождения в летописи временных лет указано неправильно.
С историей возникновения Ярославля связана легенда, согласно которой князь Ярослав Владимирович Мудрый основал город во время своего путешествия из Ростова в Новгород по реке Волге. Во время стоянки князь со своей свитой отправился на большой утес, вдруг из чащи леса на него выскочил медведь. Ярослав, при помощи секиры и подбежавших слуг, убил его. На этом месте была построена небольшая крепость, из которой впоследствии вырос город, названный Ярославлем. Может это просто красивая легенда, но, тем не менее, дату своего рождения Ярославль считает от 1010 года.
После гибели Вышеслава встал вопрос о правлении в Новгородском княжестве. Так как Новгород был вторым по значимости городом после Киева, где княжил Владимир, то управление должно было перейти по наследству к старшему сыну, Изяславу, который был в опале у отца, да и к моменту назначения правителя Новгорода скончался.
После Изяслава шел Святополк, но он сидел в темнице по обвинению в измене против отца. Следующим сыном по старшинству был князь Ярослав Владимирович Мудрый, которого князь Владимир поставил княжить в Новгороде. Этот город должен был выплачивать Киеву дань, которая составляла размер, равный 2/3 от всех собираемых налогов, остальных денег хватало только на то, чтобы содержать дружину и князя. Это вызывало недовольство новгородцев, которые ждали повода, чтобы восстать против Киева.
В краткой биографии Ярослава Владимировича Мудрого период Новгородского правления не достаточно известен. Все поколения Рюриков, правящие в Новгороде, проживали в Городище, расположенном недалеко от населенного пункта. Но Ярослав поселился в самом городе в торговом месте «Ярославово дворище». К этому периоду относят историки и женитьбу Ярослава. Его первую жену, по некоторым источникам, звали Анна (дословно не установлено). Она по происхождению была норвежкой.
Среди историков ведутся дискуссии насчёт лет жизни Ярослава, однако большинство из них придерживается версии о 978 годе рождения. Он появился на свет в семье князя Владимира Святославовича, окрестившего Киевскую Русь. Матерью государственного деятеля была Рогнеда Рогволодовна.
Уже в 987 г. он получил титул Ростовского князя. Именно в этом году был основан город под названием Ярославль. Поскольку мальчик был совсем юным, к нему приставили кормильца и воеводу Буды. Тот помогал правителю освоиться, впоследствии он стал ближайшим соратником Ярослава.
После смерти Вышеслава в 1010 г. Ярослава признали князем Новгорода. В 1014 г. он впервые отказался выплачивать дань Киеву, что привело к разногласиям с отцом Владимиром, на тот момент стоявшим во главе государства. Тот рассвирепел, начал готовить поход, чтобы наказать сына. Однако позже он заболел и скоропостижно скончался.
Задачу по усмирению брата взяли на себя другие сыновья Владимира. С 1015 г. начались конфликты Ярослава со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским. Они длились несколько лет. За это время границы государства несколько раз перемещались.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Ярослав Мудрый (1019-1054)
Мудрый управлял Киевом с 1019 по 1054 год, за это время Русь стала сильнейшей страной в Европе. Территория была обведена каменной стеной, а главные ворота города назвали «Золотыми». Над ними возвышалась церковь Благовещения. Благодаря этому государственному деятелю на Руси был издан первый полноценный свод законов «Русская правда». Для укрепления защиты государства было вырублено несколько крепостей по реке Рось.
В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет (по древнерусскому счету лет, то есть прожил 75 лет и умер на 76-том году жизни). Соответственно, согласно летописным известиям, родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является наиболее употребительной в литературе.
Однако существует мнение, что данный год является ошибочным. В летописной статье под 1016 (6524) годом говорится о вокняжении Ярослава в Киеве. Если верить этому известию, то Ярослав должен был родиться в 988 или 989 году. Объясняется это по-разному. Татищев считает, что имела место ошибка и должно быть не 28, а 38 лет. В несохранившихся до нашего времени летописях, бывших у него в распоряжении (Раскольничья, Голицынская и Хрущёвская летописи), было 3 варианта — 23, 28 и 34 года, а согласно Оренбургскому манускрипту дату рождения Ярослава следовало отнести к 972 году.
При этом в некоторых поздних летописях читается не 28 лет, а 18 (Софийская первая летопись, Архангелогородский летописец, Ипатьевский список Ипатьевской летописи). А в Лаврентьевской летописи было указано, что «И бы тогда Ярослав Новегороде лет 28», что дало основание С. М. Соловьёву предположить, что известие относится к продолжительности новгородского княжения Ярослава: если принять правильным 18 лет — то с 998 года, а если 28 лет — то совокупное правление в Ростове и Новгороде с 988 года. Соловьёв также сомневался в правильности известий о том, что Ярославу в год смерти было 76 лет.
С учётом того, что брак между Владимиром и Рогнедой по устоявшемуся сейчас мнению был заключён в 978 году, а также того, что Ярослав был третьим сыном Рогнеды, он не мог родиться в 978 году. По мнению историков датировка в 76 лет появилась для того, чтобы представить Ярослава старше Святополка. Однако есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира. Косвенным свидетельством этому могут служить слова Бориса, которые он сказал своей дружине, не желая занимать Киев, поскольку именно Святополк является старшим: «Онъ же рѣче · Не буди мнѣ възнѧти рук на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто».
В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав, таким образом, его право на великое княжение.
Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море.
Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939-1940 годах. Д.Г. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986, а В.В. Гинзбург — 60-70 лет. Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами.
Кроме того, некоторые историки вслед за Н.И. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам.
Ярослав Мудрый (документальный фильм)
В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года.
В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.
Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль.
Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. А. Ленивцевым в 1827 году.
Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.
В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.
Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает.
В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой.
Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав.
В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.
Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.
В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах».
В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле — августе 1015 года.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.
Что предусматривало завещание Ярослава Мудрого?
В летописи византийцев упоминается о походе на Царьград какой-то «руси», чья земля охвачена междоусобицами: северные, включая новгородских словен, народы под данью варяг, южные, вместе с полянами, — под властью хазар.
Северные племена сбрасывают захватчиков за Балтийское море, и решают позвать от других варягов, народ которых звался «русью», себе единого князя.
На зов откликнулись три брата:
- Рюрик, ставший княжить у словен в Новгороде;
- Синеус, — у весей в Белозерске;
- Трувор, — у кривичей в Изборске.
Через два годя, в связи со смертью младших братьев, Рюрик становится единым князем, передавая в управление варягам-руси города. Так, новое государство, в честь правителей, стало зваться «Русской землею».
После потопа трое сыновей Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили землю, и договорились не нарушать границы владений друг друга. Симу «достался восток», Хаму отошли земли на юге, а «Иафету же достались северные страны и западные».
Когда численность людей заметно увеличилась, было принято «создать столп до неба». Увидев это, бог разрушил высокую башню, разделил народы и «рассеял по всей земле».
Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.
Апостол Андрей, брат Петра, распространял учение о Христе на берегах Черного моря. Однажды он отправился вверх по течению Днепра, чтобы добраться в Рим. Во время стоянки он увидел живописное место с высокими холмами. Андрей взошел «на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу», сказав, что здесь появится великий город.
Среди полян жили «три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь». На том месте, что благословил апостол Андрей, был ими построен город и назван в честь старшего брата Кия – Киевом.
После смерти братьев поляне оказались во власти хазар, которые потребовали платить им дань. Поляне передали им с каждого дома по мечу. Увидев столь необычную дань, старейшины хазар предсказали, что поляне в будущем будут сами собирать дань с других народов.
Начиная с 852 года «стала прозываться Русская земля». Многочисленные племена, устав от постоянных междоусобиц и войн, порешили между собой выбрать одного общего князя, который управлял бы ими и судил по единым законам. Им стал князь Рюрик, представитель варягов, что «назывались русью». Обосновался Рюрик в Новгороде.
Два боярина Рюрика – Аскольд и Дир – с его позволения отправились с «войной на греков». Поход их окончился сокрушительным поражением – византийский правитель всю ночь молился, и неожиданно началась сильнейшая буря, сокрушившая корабли противника. Лишь немногим из них «удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».
В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей. Он «начал ставить города и установил дани» с большого количества племен, а также покорил Царьград. После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.
Со временем Олег стал спокойно княжить в Киеве, «мир имея со всеми странами». Помня о предсказании, согласно которому смерть настигнет его от любимого коня, князь приказал больше не приводить его. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, пнул ногой его череп. Из него выползла ядовитая змея, от укуса которой и скончался князь Олег.
После смерти Олега в 913 году «стал княжить Игорь». Древляне отвернулись от нового князя, но он пошел на них с свойском и обложил еще большей данью. Игорь отправился на Византию, где потерпел поражение. Укрепив свой флот, он вновь отправился к грекам, чтобы отомстить за свой позор.
В 955 году «отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду». Царь Константин, восхищенный ее красотой и острым умом, решил сделать ее своей женой. Ольга призналась, что является язычницей. Византийский царь и патриарх окрестили ее. Став крестной дочерью Константина, она избежала замужества с ним и вернулась в Киев.
Повзрослев, Святослав собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы.
Святослав сообщил матери и боярам, что намерен княжить не в Киеве, а в Переяславце на Дунае, поскольку «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
После 28 лет правления Святослав был убит печенежским князем Курей, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.
После смерти законных сыновей Святослава, править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.
К Владимиру «пришли болгары магометанской веры» и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался. Владимир всерьез задумался над тем, какую веру ему принять. Спустя время, изучив все существовавшие тогда вероисповедания, он остановился на христианстве. Поспособствовал тому и брак с христианкой – сестрой византийских царей.
Владимир распорядился уничтожить всех идолов, а на их местах воздвигнуть церкви. Он приказал всем своим подданным явиться к реке, чтобы провести обряд крещения – так Русь стала православной.
Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне, пока однажды князь обманом не отвадил печенегов от своих земель. Он приказал выкопать в земле два колодца, куда были поставлены котлы: в одном варился пшеничный кисель, в другом – медовый узвар. Владимир пригласил печенегов убедиться, что еду им дает сама земля, и никто и никогда их не одолеет.
После смерти Владимира княжеский престол занял Святополк. Он принялся щедро одаривать своих подданных, «но сердце их не лежало к нему» – простой люд и войско стояло за другим сыном Владимира, Борисом. «Дружина отцовская» предложила ему силой взять власть, однако наследник не посмел поднять руку на старшего брата.
Однако Святополк ненавидел Бориса и решил «как-нибудь его погубить». Он приказал своим воинам ночью напасть на брата и заколоть его. После смерти Бориса Святополк задумался над тем, «как бы убить Глеба» – другого брата. Обманом он заманил его и так же безжалостно убил, как и Бориса. Святополк решил перебить всех своих братьев, чтобы одному «владеть Русскою землею».
Узнав о бесчинствах брата, Ярослав собрал всю свою новгородскую дружину, войско варягов и отправился в Киев, чтобы отомстить Святополку за смерть братьев.
Каким был ярослав мудрый кратко. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям
После смерти Ярослава было «знаменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми», предвещавшая многочисленные войны. Так и случилось, и с тех пор «были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю».
В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его подданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта и полностью восстановил свою власть.
«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба. Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин. Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе. Справиться с мошенниками удалось воеводе Киевского князя – Яну Вышатичу.
Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.
«Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей». В течение многих лет он участвовал в кровных междоусобицах, пытаясь удержать свою власть любой ценой. Он продолжил великое дело князя Ярослава и заложил в городах немало православных церквей.
В 1093 году «преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимиров». Он вошел в историю как справедливый, истинно верующий правитель, который «воздерживался от пьянства и похоти».
Сын Всеволода, Владимир, решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром. Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев. Лишь спустя несколько лет Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти из плена свой народ.
При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.
В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.
Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к Киевской Руси.
Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.
- Укрепление княжеской власти
- Окончательное утверждение христианства : строились церкви, монастыри — в их числе Киево-Печерский, Софийский собор в Киеве и Новгороде; церковь вышла из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит — Илларион.
- Создание системы законодательства: свод законов « Русская правда»- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира — система штрафов.
- Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.
- Развитие письменности и образования: создавались начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.
- Уделял большое внимание воспитанию детей. Написал знаменитое «Завещание» детям.
«Повесть временных лет» является чуть ли не главным источником информации о просветительской деятельности князя. В ней указано, что политика Ярослава Мудрого в области культуры базировалась на переводе большого количества исторических книг с греческого языка на русский. Это и неудивительно, так как сам правитель очень любил читать, из-за чего его и нарекли Мудрым. Переводы книг заложили фундамент для создания первой библиотеки в Софийском храме, а значит и развития науки и образования среди народов Киевской Руси.
Великим князем был создан сборник законов «Русская правда». Сей свод стал главным источником правовых, экономических и социальных отношений славян. Во время его правления развивались живопись и зодчество.
Сыновья Ярослава Мудрого (таблица)
- Способствовал расцвету Руси.
- Усилил княжескую власть.
- Окончательно утвердил христианство, начал процесс отделения церкви от власти византийского патриарха.
- Положил начало письменного законодательства государства
- Способствовал развитию образования и просвещения
- Значительно укрепил международный авторитет Руси.
Киевский князь Ярослав приходился сыном великому киевскому князю Владимиру Святославичу и его жене, полоцкой княжне Рогнеде. Ещё в отрочестве, в 987 году отец назначает Ярослава князем Ростова, а к 1010 году, после кончины Вышеслава, который являлся старшим сыном Владимира, Ярослав садиться княжить в Новгороде.
После кончины Владимира начинается период междоусобной войны его сыновей за великий киевский престол. Вначале власть переходит к Святополку, который для достижения этого пошёл на братоубийство Святослава, Глеба и Бориса. После победы над Святополком Ярослав был вынужден бороться за власть в Киеве с ещё одним братом, Мстиславом, который являлся на тот момент тмутараканским князем. В данной борьбе Мстислав победил брата. Однако, уже к 1036 году он скончался и с этого момента вся Киевская Русь была в руках Ярослава Мудрого.
В годы правления данного правителя Киевская Русь смогла достичь своего расцвета, преобразившись в одно из самых мощных европейских государств. Для того чтобы укрепить границы Ярослав приказывает возвести несколько городов, а столица Руси Киев была обнесена при нём каменной стеной.
Во внешней политике Ярослав Мудрый проявил себя как сильный и достойный монарх. Он совершил несколько военных походов увенчавшихся успехом, укрепив авторитет государства, а в 1036 году он окончательно покончил с набегами печенегов, построив на месте сражения церковь святой Софии.
Также, в период правления этого князя состоялось последнее противостояние между Византией и Русью. Его итогом стало подписание мирного договора, который был скреплен династическим браком (сын Ярослава женился на принцессе Анне, греческой принцессе).
Внутренняя политика князя носила просветительный характер. Он развивал народное образование, возводил города и храмы, а во главе русской церкви впервые оказался славянский митрополит Иларион. Благодаря строительству церквей и храмов появляются живопись и зодчество, а для большего укрепления церкви была возобновлена так называемая церковная десятина, согласно которой десятая часть дани передавалась на церковные нужды.
Ещё одним великим достижением периода правления Ярослава Мудрого стала «Русская правда», представляющая собой первый в славянской истории написанный сборник законов. Также, при этом князе появляется «Номоканон» — сборник церковных законов.
Ярослав Мудрый скончался в возрасте 76 лет в 1054 году.
Наставление Ярослава Мудрого сыновьям
Владимир Красное Солнышко умирает в 1015 году. Киев он оставляет младшему и любимейшему из сыновей – Борису. Но известие о смерти отца застает Бориса вдали от дома, и выполнить его последнюю волю, он не может.
Власть в Киеве насильно захватывает его жестокий брат Святополк, прозванный в народе Окаянным. Незадолго до смерти Владимира, Святополк и его жена были уличены в заговоре против князя, и взяты под стражу до суда. После кончины отца, соратники Святополка освободили его из темницы и возвели на престол.
Желая восстановить справедливость, брат Святополка и Бориса, Ярослав собирает дружину для похода на Киев. Событиям этим предшествует кровавая смерть Бориса, Глеба и их брата Святослава. Это еще больше разделяет сыновей Владимира и русские земли. Начинается жестокая борьба за власть. Междоусобица после Владимира длится не менее 21 года подряд. Условно ее можно разделить на периоды противостояния:
- Святополка и Ярослава (1015-1019 гг.)
- Ярослава и Мстислава (1023-1036 гг.)
Братья Глеб и Борис стали первыми русскими святыми-мучениками. Матерью их была византийская царевна Анна. Перед смертью Владимир призывает Бориса в Киев и посылает его на борьбу с печенегами. Неизвестно была ли реальной угроза нашествия или ее выдумал устроивший заговор против отца Святополк, но врагов Борис не встретил и решил повернуть назад. Дойдя до реки Альта, он узнает о смерти отца и занятии престола Святополком.
Будучи от природы добрым и не мстительным человеком, Борис отказывается от прямой борьбы с братом. Не сумев убедить Бориса вступить в схватку со Святополком, лучшие его воины покидают стоянку князя и уводят с собой всю старшую дружину. С Борисом остается лишь младшая дружина. За свою жизнь князь не опасается, поскольку уверен в братских узах. Но Святополк размышляет по-другому. Узнав о том, что брат его вернулся из похода, киевский князь присылает к нему убийц. Темной ночью убийцы во главе с боярином Путшем проникают в шатер князя и жестоко с ним расправляются. Еще живого Бориса заворачивают в полотно от шатра и везут на показ к брату. Разгневанный тем, что Борис все еще жив, Святополк посылает двух варягов для его убийства. Пронзенного мечами князя тайно вывозя в Вышгород, где и хоронят у стен местной церкви.
История гибели Глеба не менее печальна. Он был единоутробным братом[1] Бориса и потому представлял для Святополка особую угрозу. Киевский князь призывает Глеба к себе, обещая покровительство и защиту. Но по дороге в Киев Глеба и его дружину вырезают посланные Святополком убийцы. Истерзанное тело князя погребают на берегу Днепра. Смерть Бориса и Глеба застает их в расцвете сил и это не оставляет русский народ равнодушным. Убийство кровных родственников на Руси считается страшным преступлением, а после принятия христианства еще и смертным грехом. Святополка в народе прозывают страшным прозвищем Окаянный. Дело об убийстве Бориса и Глеба налагает кровавый отпечаток на все правление Святополка. Убийство Бориса и Глеба народ ему не прощает.
Пока Ярослав воевал со Святополком и пытался вновь объединить русские земли, его брат Мстислав княжил в Тмутаракани и старался держаться подальше от междоусобных дел. Он был хорошим стратегом и великим воином. Именно благодаря Мстиславу были покорены северокавказские народы. Молодого и отчаянно смелого князя любили дружинники и простые крестьяне. Был он красив лицом и чрезвычайно щедр. Все эти качества как нельзя более подходили великому князю.
Но Ярослав и Мстислав ни в чем не уступали друг другу. Борьба между ними начинается в 1023 г. Виновником смуты оказался Мстислав. Собрав войско из хазар, касогов и других подвластных ему народов, Мстислав отправляется на север. Киев взять у Мстислава не получается, но ему подчиняется Чернигов и прилегающие к нему земли. Русские земли вновь разделяются. Чтобы не допустить окончательного раскола, Ярослав призывает на помощь варягов. Противоборствующие войска встретились у местечка Листвин. Сама битва Ярослава с Мстиславом произошла глубокой ночью в грозу и дождь. Менее удачливый Ярослав был вынужден отдать победу Мстиславу и бежать в Новгород. Русь окончательно раскололась. Киев остался под управлением Ярослава, но сам князь там не показывался, опасаясь проходить через принадлежавшие брату земли.
Во внешней политике Ярослава Мудрого выделяют несколько направлений. Кратко внешнюю политику Ярослава Мудрого можно представить следующим образом:
- Борьба с кочевыми племенами. В 1017 г. Киев осаждают печенеги. С большим трудом их удается отогнать от рубежей русского государства, но их сменяют кочевые племена половцев.
- Установление прочных контактов с Польшей. Со стороны Польши, со времени ее образования, постоянно ощущалась угроза. Польский король пытался захватить не принадлежащие ему пограничные земли. В 1026 г. Ярослав отвоевывает у Польши Перемышльский район, а в 1037 г. король Польши Казимир признает за князем право владеть этой землей.
- Отношения с Германией. В 1024 г. германский король способствует укреплению польского государства, пытается заключить династический брак с одним из детей и внуков Ярослава. В 1040 г. внучка Ярослава Мудрого Евпраксия становится женой императора Генриха IV. Брак был не особо удачным и существенных преимуществ русскому государству не сулил, но вес Киевской Руси, благодаря нему на мировой арене увеличился.
- Налаживаниесвязей с Венгрией. Основой крепких дружественных отношений стал династический брак венгерского короля и одной из дочерей Ярослава. Целью союза было установление прочных союзнических связей для последующей борьбы с Польшей.
- Отношения с Византией. Начиная с 1042 г. отношения с Византийской империей понемногу охладевают. Этому во многом способствует поход Владимира (сын Ярослава) на Константинополь. В 1051 году Ярослав утверждает в качестве митрополита всей Руси Иллариона. Эту кандидатуру Константинопольский патриархат не одобрил, что стало одной из причин ухудшения отношений.
Княжение Ярослава Мудрого, длившееся с 1016 по 1018 и с 1019 по 1054 гг., было относительно спокойным. Борьба за территориальную целостность Руси продолжается, но на центральные рубежи государства больше никто не покушается. Даже половцы совершили свой последний поход на Киев в 1036 г.
Летопись Нестора Повесть временных лет: краткое содержание
При Ярославе Мудром появляется первый письменный свод законов Древней Руси – «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом документе было 35 глав, каждая из которых описывала отдельное преступление и предусмотренное за него наказание. Закон были жестокими. Особое внимание уделялось наказанию за убийство. Родственники убитого получали право самостоятельно выбрать меру наказания его убийце. Обычно это была смерть. Если же родственников не было, то убийца должен был уплатить штраф в пользу государства – виру[2]. Размер виры зависел от возраста, пола и сословия убитого.
Сурово карала «Русская правда» Ярослава и за воровство. В качестве судьи выступал князь или уполномоченное им лицо. До свода законов «Русская правда» чтобы доказать свою невиновность обвиняемый в воровстве должен был всякий раз действовать по-разному.В своде законов «Русская правда» сказано, что обвиняемый обязан взять в руки раскаленный кусок железа. После этого его руку обматывали куском ткани и отпускали на три дня. По окончании этого срока руку разматывали, и если под тканью не оставалось раны или рубца, то обвиняемый признавался невиновным. В тексте Русской правды Ярослава Мудрого содержатся четкие указания на то, как поступать с ворами.
Когда в пограничных степях появился новый враг – половцы – Русь ещё находилась на пике могущества. Ярославичи собрали большое войско и летом 1068 года сообща выступили против кочевников. Сокрушительное поражение от половцев стало для всех полной неожиданностью.
Оно не сплотило, а разобщило Ярославичей. Каждый кинулся укреплять оборону своих владений: Святослав – в Чернигов, Всеволод – в Переяславль. Растерянный Изяслав затворился в Киеве и ничего не предпринимал, хотя половецкие орды уже грабили земли Киевского княжества.
Через 7 месяцев после бегства, в мае 1069 года, Изяслав вернулся с войском польского короля Болеслава II, мужа его сестры. Всеслав вышел с киевской дружиной навстречу полякам. Однако увидел неравенство сил и без боя бежал в родной Полоцк, что стало для киевлян полной неожиданностью.
Киевляне отправили послов к Святославу и Всеволоду, умоляя защитить их от мести Изяслава. В противном случае жители города грозили спалить Киев дотла и «уйти в греческую землю».
В это время в Киев возвращался из похода князь Борис со своей дружиной. На реке Альт ему сообщили печальные известия о смерти его отца и о том, что брат его захватил власть в Киеве. Дружина, которой руководил Борис, состоявшая, главным образом, из старых воинов Владимира, предложила молодому князю силой отобрать власть.
Воспитание и братские чувства не позволили молодому человеку обнажить оружие на старшего брата. Такое поведение молодого князя было воспринято, как малодушие и трусость, поэтому большая часть дружины Бориса отправилась в Киев служить тамошнему князю.
Святополк тем временем отправился в Ижгород, чтобы лично убедиться в преданности тамошних бояр. Не веря простым словам, он потребовал от бояр в качестве доказательства их преданности принести ему голову Бориса. Бояре согласились и отправились на реку Альт, где стоял стан Бориса. Молодой князь молился в своем шатре.
Совет
Убийцы дождались, пока он уснет, и убили его. Тело завернули в простыни и отправили Святополку. Так Борис был убит собственным братом.
Святополк Окаянный продолжал свои злодеяния. После убийства Бориса, он отправил гонцов в Муром, которым правил другой его брат — Глеб. Гонцы передали князю весть о том, что Владимир тяжело болен, и хочет видеть своего сына.
Обман сработал, и Глеб с малым войском отправился в Киев. Святополк велел организовать засаду и умертвить своего брата. Недалеко от Смоленска Глеб со своей дружиной был остановлен посланниками Ярослава, которые сообщили ему весть о смерти отца и предательстве брата.
Глеб оплакивал отца. В это время его окружили убийцы. Малая дружина не смогла спасти князя, его убил собственный повар, в надежде угодить киевскому правителю. Убийство Бориса и Глеба было подлым шагом, а сами братья позже были причислены православной церковью к лику святых.
Самого же Святополка народ за эти злодеяния окрестил «окаянный».
Ярослав Мудрый: внешняя и внутренняя политика
Ярослав (в крещении – Георгий) Мудрый (родился около 980 г. – умер 20 февраля 1054 г. в Вышгороде) – великий князь Киевский (c 1019 г.), во время правления которого Русь достигла наивысшего расцвета. Он был сыном Владимира Великого и полоцкой княжны Рогнеды. Прозвище Мудрый закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине ХІХ в.
, при жизни его так не называли. Период правления Ярослава считается кульминацией величия Киева, который именно тогда стал одним из крупнейших городов Европы и в летописях был назван «Матерью городов русских». Князь Ярослав правил самой большой страной Европы целых 35 лет и никогда ни до, ни после него древнерусская держава не имела такого могущества.
За это время князь проявил себя как выдающийся:
Правление в Новгороде и борьба за Киев. Ярославу пришлось побороться за киевский престол. Сначала отец посадил его править в Ростове, а затем – в Новгороде.
В 1014 году Ярослав отказался платить дань Киеву, чем вызвал гнев отца. Это, кстати, было первым проявлением сепаратизма среди Рюриковичей.
Только скоропостижная смерть помешала Владимиру Святославовичу начать поход на Новгород.
Сразу после кончины Владимира киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава, который приказал убить своих братьев: ростовского князя Бориса, муромского – Глеба и древлянского – Святослава. Ярослав Владимирович был вовремя предупреждён об опасности сестрой Предславой.
Пользуясь поддержкой новгородцев, в декабре 1015 года он одержал победу над Святополком в битве под Любечем и захватил Киев.
В этой битве он зарекомендовал себя как превосходный тактик, сумел напасть внезапно и поставив киевлян практически в безвыходное положение, прижав к реке.
Но Святополк не смирился: в 1018 году вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, он нанес поражение Ярославу в сражении при Буге и отбил Киев.
Ярослав Мудрый бежал в Новгород, откуда намеревался переправиться в Скандинавию и скрыться там навсегда. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и заставили Ярослава продолжить борьбу. Они же собрали денег для найма новой дружины в Скандинавии.
В 1019 году в битве на Альте была одержана окончательная победа над Святополком. К тому времени окаянный уже лишился поддержки польского тестя, с которым неосмотрительно рассорился, однако призвал к себе на защиту печенегов, что, впрочем, ему не помогло.
Важно
Ярослав Владимирович воссел в стольном граде, но междоусобицы на Руси на этом не закончились.
В 1021 году Ярослав разбил другого претендента на киевский престол – своего брата Брячислава Изяславовича Полоцкого. В 1024 году у него появился новый, значительно более грозный соперник – Мстислав Тмутараканский, который захватил Чернигов.
В сражении под Лиственном Ярослав потерпел поражение, но, несмотря на это, братья сумели договориться, разделив отцовское наследие между собой.
Двоевластие на Руси сохранялось вплоть до смерти Мстислава в 1035 году, только после этого Ярослав стал полновластным правителем Древней Руси.
Что примечательно, среди самых тяжких преступлений, согласно древнерусскому кодексу, были также конокрадство и поджог. «Русская правда» юридически оформила феодальные отношения на Руси.
Около 1050 года Ярослав Мудрый впервые без согласования с Константинополем назначил Киевского митрополита из славян – им стал Илларион, автор «Слова о Законе и Благодати».
В его правление была написана первая русская летопись.
горизонтальная система, которая предусматривала переход власти от старшего брата к младшему.
На правах родственника в дальнейшем Ярослав очень часто вмешивался во внутриполитические дела многих государств. Слава о Киевской Руси в этот период достигла самых дальних стран. Дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы: Францией, Норвегией, Данией, Венгрией, Византией. Сам князь был женат на дочери шведского короля.
Скончался Ярослав 20 февраля 1054 года. Перед смертью он завещал киевский престол новгородскому князю Изяславу, а остальным сыновьям оставил в удел другие княжества, наказав всем жить в мире.
«Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то бог будет с вами.