Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Видов наследования отмечены в законах хаммурапи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.
Законам известно и наследование по завещанию: но оно не стало правилом, скорее исключением из правила. К примеру, отец мог лишить сына наследства «за тяжкие грехи» либо, напротив, увеличить его наследственную долю за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть недвижимости (поле, сад) жене в обход прямых наследников-сыновей; этот дар мать, оставшись вдовой, могла не пускать в общий раздел, а передать любимому сыну. Приведенные примеры не являются свидетельством завещательных распоряжений в настоящем смысле слова, и прежде всего потому, что свобода распоряжения собственностью предполагает достаточно высокий уровень развития института частной собственности в обществе, а оно таковым в эпоху Хаммурапи не являлось.
Какие виды наследования отмечены в законах хаммурапи
Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.
Изучение «Законов Хаммурапи» на семинарском занятии позволяет студентам усвоить правовую культуру Вавилонского общества, основные институты, особенности развития права в Древнем Вавилоне.
1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи».
2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
3. Вещное и обязательственное право.
4. Семейное и наследственное право.
5. Преступления и наказания.
6. Суд и судебный процесс.
Рассматривая общую характеристику «Законов Хаммурапи», следует прежде всего обратить внимание на историю находки этого документа, его структуру.
Далее необходимо выделить три самостоятельные части. Особо обратите внимание на введение, где, как правило, даются представления о функциях государственной власти, о предначертании верховного правителя. Студенты должны разъяснить основные положения, которыми Хаммурапи характеризует свою деятельность. При этом проанализируйте заключение этого документа, где царь развивает эти идеи. Анализ пролога и эпилога позволяет выявить идеологические концепции государственной власти, её функции, истоки правопорядка в государстве, роль Хаммурапи в создании данного судебника в жизни Древнего Вавилона.
Обращаясь к основному тексту Судебника Хаммурапи, необходимо проанализировать порядок расположения правовых норм, внутреннюю их логику. Изучая основной текст «Законов Хаммурапи» дайте анализ формы их изложения, формализм, казуистичность этого документа. Ответьте на вопрос: Прослеживается ли связь этого документа с религией, моралью? Являются ли они результатом исключительно правотворчества Хаммурапи, записью норм обычного права, фиксацией судебных прецедентов. Обратите особое внимание на то, что это первый известный сборник законов, освещавших рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранения принципа талиона, применения ордалий.
Наследственное право законы хаммурапи статьи
Государственный строй Вавилона
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности.Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
Обязательства.Взаконах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больш�� дохода, сдавали за 2 /3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Семейно-брачные отношения регулировались по законом Хаммурапи в виде брачного договора между женихом и отцом невесты. Приданое, которая была дана при замужестве женщине, не являлось собственностью мужа после смерти жены. Ее наследовали дети. В Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака являлись свободными.В древневавилонской семье господствует муж, он ведет общее хозяйство семьи. Он представляет ее в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. Для него не существует юридических препятствий для развода. Они существуют для жены. Для нее установлены 3 законных основания для развода: прелюбодеяние мужа, оставление им дома , неосновательное обвинение в неверности. В то же время жена сама вправе распоряжаться своим имуществом ,нажитым ею в браке, полученным по наследству , дарению и тд. мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться без её согласия.
Наследственное право по законам регулировалось по завещанию и по обычаям того общества. При жизни отец мог лишить права наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. А также отец мог подарить сыну определенное имущество дом или сад по договору дарения в письменном виде. Кроме этого дети рабыни получали часть наследства, если отец при жизни признавал их. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования. Различают два вида наследования – по закону и по завещанию. Первым возникло наследование по закону. Имущество оставалось в роде, затем с распадом рода, оно сосредотачивалось в семье и является ее общей собственностью. Законник Хамурапи говорит главным образом о законном наследовании. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей,
Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.
Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи.
Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе.
Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом.
Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей.
Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.
Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.
Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.
Также практиковались договоры найма.С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.
Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.
На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было.
Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам.
Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.
Законы царя Хаммурапи кратко характеристика (Таблица)
К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.
К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.
Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.
Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.
Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека.
Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука – пережиток родоплеменных отношений.
Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.
Виды наказаний:
- смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
- членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
- изгнание из поселения;
- штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.
В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель.
В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.
Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Самым важным источником исследования Старовавилонского периода в жизни государства Месопотамия является свод законов «Законы Хаммурапи», признанный самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли и юриспруденции (рисунок 1). Люди занимались их переписью и изучением в Месопотамии более тысячи лет; этим обусловлено оказанное ими ощутимое влияние на формирование правового мировоззрения жителей не только Древнего Востока, но и всего мира Античности.
Деление на сословия при царе Хаммурапи отметило лишь начало своего формирования, в связи с этим сословия не стали закрытыми общественными группами: перемещения из одного сословия в другое было возможно, заключение браков между представителями разных сословий также не запрещалось.
Перечень законов Хаммурапи не предусматривал особого, юридически привилегированной позиции элитарных слоёв населения: дворцовой и храмовой верхушки, командующий армией — их права и обязанности перед страной не отличались от личных и имущественных прав и обязанностей производящих слоев населения, крестьян и ремесленников, из того же сословия авилум. Более дорого ценилась лишь честь представителей верхнего сословия вавилонского общества.
Каждый авилум обладал правом на наличие и распоряжение недвижимостью, которая была расположена на территории общины, правом на выбор сферы жизнедеятельности, правом на принятие участия в органах социального самоуправления — собраниях либо поквартальных городских встречах, правом на неприкасаемость своего нажитого имущества, правом на защиту своих здоровья, чести, жизни. Каждый общинник попросить материальной помощи у своих соседей, а оказавшись плененным, рассчитывать на выкуп из средств казны храма своего населенного пункта.
Вместе с тем каждый авилум был в курсе: не существует прав без обязанностей — данный принцип претворялся в жизнь посредством свода законов Хаммурапи, поэтому любой свободнорождённый член общины был готов отбывать трудовую и военную повинности, выплачивать налоги, принимать участие в органах самоуправления общины, а также эффективно и плодотворно служить там, где это полагалось: в мастерских ремесленников, на полях, в профессиональном войске, в храме, в административном аппарате, в торговой общине и так далее.
Община — важнейшая форма общественной организации Древнего Междуречья. Она выступала как третейский судья, администратор, казначей. Мнения и слова общинников играли огромную роль в судебных процессах, они оказывали влияние на определение уровня тяжести проступка и могли спровоцировать за собой потерю статуса свободного человека и для женщин, и для мужчин.
Хаммурали создавал общинные организации, и поэтому устранял возможность бегства мужского населения с их территории.
Глава семьи, который рвал связи с общиной, терял права и на семью, и на нажитое семьей имущество.
И авилумы, и мушкенумы обладали правом создания семьи для того, чтобы обзаводиться потомством, которое в будущем унаследует все имущество семьи, будет заниматься поддержанием культа предков, хранить память о своих усопших родственниках, не давая им уйти в забвение, а, значит, подарить им вечное существование.
Семье в Междуречье отводилась роль одного из божественных установлений, которое считалось благом, жизненной ценностью, именно поэтому к формированию семьи стремились все свободнорождённые граждане Месопотамии, и мужчины, и женщины. Но брачные союзы заключались отнюдь не на небесах, так как для родителей жениха и невесты брак был выгодным экономическим мероприятием: за невесту просили солидный выкуп, а жениху предоставляли ее приданое, которое было адресовано будущим потомкам.
Семья в Междуречье обладала ярко выраженным патриархальным характером: наследование имени и всего имущества шло по линии отца, законными родственниками считались лишь люди по отцовской линии, отец также обладал правом жизни и смерти над членами своей семьи.
Главой семьи могло быть лишь единственное лицо, которое отвечало за имущество семьи. Любые сделки с семейным имуществом, которые совершались младшими членами семьи без отцовского согласия, признавались недействительными. Отец распределял размеры долей семейного достояния, которые после его смерти достанутся его сыновьям, оформлял завещание и дарственные, а также имел право включить в число наследников незаконнорожденных детей. Ради интересов семьи он мог отдать в долговую яму (на срок не более трех лет) свою жену либо детей. Более того, отец вершил судьбы своих детей, выбирал для них пару для вступления в брак либо профессиональную деятельность, а за серьёзные преступления и вовсе мог лишить своих потомков наследства. На тех же правах, супруг распоряжался жизнью своей супруги, обладая правом лишения её платы за развод, вдовьей доли и даже обращения в рабство, убийства за прелюбодеяние.
Для того, чтобы ограничить всевластие мужчины в семье и запретить произвол отца и мужа относительно детей и жены,
Хаммурапи хотел предоставить правовой статус всем членам патриархальной семьи:
- Согласно своду его законов, замужняя женщина обладала правом на охрану своего здоровья, защиту своей чести, достоинства, жизни, могла распоряжаться вместе с законными наследниками имуществом семьи после смерти своего мужа, по своему усмотрению заниматься организацией семейного быта в случае долгого отсутствия мужа, его гибели либо ухода из общины.
- Дети как мальчики, так и девочки, в том числе усыновлённые дети рабынь и наложниц, могли рассчитывать на раздел имущества семьи, при этом дочерям было положено исключительно движимое имущество (кроме дочерей-жриц), а сыновьям — недвижимое имущество. Лишить законных наследников права использования семейной собственности могло лишь только решение суда.
Таким образом, Хаммурапи, как ни раз говорилось в данной статье, был верен своему обещанию предоставлять защиту слабым от своеволия сильных, брать под своё покровительство членов патриархальной семьи, смягчать суровое семейное право и предупреждать выражение мужского своеволия и жестокости относительно супруги и детей.
Однако, возлагая на свой свод законов не только регулирующую отношения в социуме функцию, но и задачу создания правового мировоззрения своих граждан, царь Хаммурапи с помощью распространенных юридических прецедентов рушил стереотипы поведения людей: под угрозой страха справедливого и жестокого наказания за нарушение норм права мужчинам стоило учиться показывать свои заботу и милосердие относительно своих близких, женщинам – культивировать в себе чувства самопожертвования, послушания, преданности, а детям — чтить традиции семьи, окружая вниманием своих больных и престарелых членов семьи.
В десятках статей законов Хаммурапи упоминаются рабы — купленные, захваченные в плен в чужой стране, родившиеся в результате совместной жизни и брака рабов, обращённые в рабство за ряд серьёзных проступков, в том числе и этического характера:
- нерациональное и неаккуратное отношение к ирригационной повинности, которое повлекло за собой невосполнимый материальный урон соседей;
- преднамеренное, заведомо ложное обвинение в совершении преступления;
- использование супругой имущества мужа с целью мотовства.
Количество рабов, имевшихся в дворцовом хозяйстве и в имениях частных лиц, определить невозможно. Но если принять во внимание огромные цены на рабов, то все предположения об их широком использовании исчезают. Кроме того, рабы не использовались в производственных процессах – они приносили пользу в домашнем хозяйстве, привлекали к выполнению обязанностей слуг и наложниц. За рабами также сохранялись остатки человеческих прав: они могли оспорить свой статус, выступать в юридических ситуациях в качестве субъектов права.
Дворцовые рабы имели право создать семью, приобрести имущество: их дети, так же как и дети, рождённые от сожительства свободного и рабыни, обретали свободу. Однако в законах Хаммурапи есть информация и другого рода: к рабам, купленным за полную цену, могли относиться как к собственности, в том числе ��асплачиваться ими за долги хозяина, их могли калечить, избивать, клеймить; в случае убийства раба его господину возмещали имущественный ущерб, равный стоимости раба.
Представления о правомерности и естественности рабства уже превращались в норму.
Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.
Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.
Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.
Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.
По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).
Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).
Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.
Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Мужавилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.
Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если мужавилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Мужавилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.
Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).
Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.
За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.
По ЗХ, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.
Судебный процесс Вавилонского общества по законам Хаммурапи.
Наказания в законах были строго определены. Кроме реформ в области управления Хаммурапи реорганизовал судебную систему, т.е. ограничил роль жрецов. Цель судообразовательства царь определил в своем Законнике. Истинное правосудие, по его торжественному заявлению, возможно только на основе его указов и установлений. Не случайно уже в первой части Законника за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления чиновников, военачальников введены жестокие наказания. В законнике также упоминается должность судебных следователей. В больших городах имелись коллегии царских судебных чиновников в кол. 6-10 чел., они разбирали преступления и имущественные споры. Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам,
Судебный процесс обычно начинался с того, что его участники шли в храм, где перед божеством давали клятву говорить правду и соблюдать закон. Для уяснения истины был суд божий «ордалии», т.е. водой, огнем, телесными побоями. Царь считался верховным судьей, высшей апелляционной инстанцией. Он имел право амнистии и помилования.
В судебном процессе также главную роль играла доказательства, предоставленные спорящими сторонами. При рассмотрении имущественных споров, особенно по сделкам о купле-продаже земли, займе, залоге, поклаже, требовалось представлять суду расписки, письменные договоры и другие документы. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Уголовное право: Уголовное право законника отличается значительной суровостью. В основе уголовно-правовых представлений находится идея Талиона: наказание есть возмездие за вину. Прямолинейное применение принципа «равным за равное» исключает установление субъективной стороны действия-умысла, неосторожности, случайности. В законнике Хамураппи кровной мести уже нет. Вместо мести приходит выкуп с начало натуральной а потом денежный штраф-композиция. З.х. знают только денежный штраф строго определенных размеров. Величина штрафа зависит как от тяжести преступления, так и от соц.положения сторон. Кража скота или лодки каралось огромным штрафом(в 10-30 раз больше стоимости украденного). Смертная казнь упоминается в законнике в 30 случаях. Была она мучительной: это сожжение, утопление, посажение на кол.
Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии.
Судебник сохранился почти полностью. Из 282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современными ученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии. Все статьи были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метров имеется рельефное изображение Хаммурапи , которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон. Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».
Вся жизнь Вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудом бесправных рабов.
Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность. Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.
Деление кодекса на разделы:
Наследственное право
Наследование по закону:
Сыновья, независимо от возраста делили наследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на имущество. Первоначально дочери призывались к наследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. При отсутствии нисходящих наследников имущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отца умершего. Пережившая жена получала приданное и предбрачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имела право продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданым как своей собственностью, — это приданое также шло в раздел детям умершей, а при их отсутствии – возвращалось в дом отца умершей.
Наследование по завещанию:
Отец мог с согласия суда лишить какого-либо сына наследства за неоднократную тяжкую обиду . он мог также за счет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей . муж мог подарить часть земельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей. Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что господство по закону переходило к завещательной свободе, отражающей достаточно высокий уровень развития института частной собственности.
Право собственности
Собственникам земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и частные лица. Царская и храмовая земельная собственность могла передаваться во владение или в аренду различным категориям свободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования за государственную службу.
Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком — он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству — для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли еще стало повседневной практикой, — оно являлось скорее исключением, чем правилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-то экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкий уровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость, которой тоже не следовало злоупотреблять.
В целом, владельческие права общинников имели достаточно прочную правовую защиту.
Уголовное право
Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. к ним относились : нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.
Ко второй групп�� относились преступления против собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.
Третья группа – преступления против семьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка, изнасилование.
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Возвышение Вавилона непосредственно связано с именем великого полководца и политика царя Хаммурапи, который взошел на трон приблизительно в 1793 году до н.э. За время его правления (приблизительно 43 года) Вавилон из маленького поселения превратился в большую и самую богатую страну Месопотамии.
Самым большим вкладом в развитие Вавилона стало создание государственных законов, которые были найдены археологами в 1901-1902 годах в столице стародавнего Элама – городе Сузы. Они были высечены на большом базальтовом столбе, который захватили эламиты во время набега на Вавилон.
В верхней части столба изображен царь Хаммурапи с богом солнца и справедливости Шамашем. Под их изображением в клинописной форме записаны законы, текст которых можно условно поделить на три части. В первой рассказывается о том, что бог Шамаш передал государственные законы Царю Хаммурапи для того, чтобы сделать Вавилон более богатым и развитым государством. Вторая наибольшая часть – это законы. Исследователи их поделили на 282 статьи. Из них 35 было стерто во время захвата, но их удалось восстановить благодаря найденным в Сузах глиняным табличкам. В третий части было предупреждено, что пренебрежение законами ведёт за собой проклятия всего рода человека, который не захочет жить согласно им.
Все законы Хаммурапи можно поделить на логические разделы.
Брачно-семейные отношения и наследование по Законам Хаммурапи
Согласно законам царя Хаммурапи, за лжесвидетельство предусмотрено наказание. Если человек обвинил другого человека в убийстве, то он должен доказать это, в ином случае обвинителя приговаривали к смерти. Если же вину удавалось доказать, то обвинитель мог забрать дом виновного в убийстве. А также, если судья вынес приговор, а вскоре изменил его, то его устраняли от судопроизводства и принуждали возместить исковую суму в двенадцатикратном размере.
- § 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)
- • Тексты. Законы Хаммурапи царя Вавилона (XVIII в. до н. э.) (извлечения)
- РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ Глава 1. ЗАКОННОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
- ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ 1900 г.: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
- § 2. Образование и развитие Вавилонского государства (до царя Хаммурапи) [24]
- Глава іі. Общая характеристика института исключения участника
- Законы Хаммурапи: система и принципы.
- Законы Хаммурапи
- ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСИНА, ЛАРСЫ И ЭШНУННЫ
- ХАРАКТЕР и источники ПРАВА ДРЕВНЕй ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРиСТиКА.
- § 1. Законы Хаммурапи – древнейший памятник права планеты
- § 4. Общая характеристика правового обычая
- 16. Религиозные правовые семьи: общая характеристика.
- Čeština
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
Основная статья: Клинописный закон
Хотя Кодекс Хаммурапи был первым обнаруженным собранием месопотамских законов, он не был первым написанным; несколько более ранних коллекций сохранились. Эти сборники были написаны на шумерском и аккадском языках . Они также якобы написаны правителями. Таких коллекций почти наверняка было больше; действительно, заявления других правителей предполагают, что этот обычай был широко распространен. Сходство между этими сборниками законов заставляет предположить наличие последовательной, лежащей в основе правовой системы. Однако, как и в случае с Кодексом Хаммурапи, трудно интерпретировать цель и правовые системы, лежащие в основе этих более ранних сборников, что побуждает многих ученых задаться вопросом, следует ли это делать. Сохранившиеся коллекции включают:
- Кодекс Ур-Намму в Уре .
- Кодекс Липит-Иштар из Исин .
- Законы Эшнунны (написанный Bilalama или Дадуша ).
- Еще один сборник, который Марта Рот называет «Законы X», но который может быть просто концом Кодекса Ур-Намму.
Кроме того, существуют тысячи документов из юридической практики до и во время древневавилонского периода. Эти документы включают контракты, судебные постановления, письма по судебным делам и документы о реформе, такие как документ Урукагина , царя Лагаша в середине 3-го тысячелетия до нашей эры, чьи реформы боролись с коррупцией. Месопотамия имеет наиболее полный из сохранившихся правовых корпусов до Дайджеста Юстиниана , даже по сравнению с таковыми из Древней Греции и Рима .
Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи
Пролог и эпилог вместе занимают пятую часть текста. Из примерно 4130 строк пролог занимает 300 строк, а эпилог — 500. Они выстроены в кольцевую композицию вокруг законов, хотя нет визуального разрыва, отличающего их от законов. Оба написаны в поэтическом стиле и, как писал Уильям У. Дэвис, «содержат много … что очень похоже на хвастовство».
Пролог из 300 строк начинается с этиологии царской власти Хаммурапи (1–49). Анум , вавилонский бог неба и царь богов , предоставил власть над человечеством Мардуку . Мардук выбрал центром своей земной власти Вавилон, который в реальном мире поклонялся ему как своему богу-покровителю . Мардук установил царскую власть в Вавилоне. Наконец, Анум вместе с вавилонским богом ветра Энлилем избрал Хаммурапи царем Вавилона. Хаммурапи должен был править, «чтобы не дать сильным угнетать слабых» (37–39: dannum enšam ana lā abālim ). Он должен был подняться, как Шамаш, над месопотамцами ( халмат qaqqadim , буквально «черноголовый народ») и осветить землю (40–44).
Кодекс Хаммурапи — самый длинный и хорошо организованный юридический текст древнего Ближнего Востока, а также наиболее хорошо сохранившийся. Приведенная ниже классификация (столбцы 1–3) — «Driver & Miles» с некоторыми поправками, и используется перевод Рота. Законы, представленные буквами, воссоздаются в основном из других документов, кроме стелы Лувра.
Юридическая сфера | Законы | Особые положения | Пример (английский) | Пример (аккадский) |
---|---|---|---|---|
Преступления против отправления закона | 1–5 |
ложные обвинения (1–2) |
Если человек обвиняет другого человека и обвиняет его в убийстве, но не может предъявить против него никаких доказательств, его обвинитель должен быть убит. (1) | šumma awīlum awīlam ubbir-ma nērtam elišu iddi-ma lā uktīnšu mubbiršu iddâk (1) |
Правонарушения против собственности | 6–25 |
кража и получение украденного имущества (6–13) |
Если человек ворвется в дом, они должны убить его и повесить (?) Прямо перед этим самым проломом. (21) | šumma awīlum bītam ipluš ina pāni pilšim šuāti idukkūšu-ma iḫallalūšu (21) |
Земля и дома | 26 – k |
Срок пребывания в феоды (26-41) Цель и юридическая сила Кодекса оспариваются с середины 20 века. Теории делятся на три основные категории: это законодательство , будь то свод законов или свод законов ; что это своего рода юридический отчет , содержащий записи прошлых дел и судебных решений; и что это абстрактное произведение юриспруденции . Теория юриспруденции получила большую поддержку в ассириологии. Третья теория, получившая распространение в ассириологии, заключается в том, что Кодекс — это не настоящий кодекс, а абстрактный трактат о том, как следует формулировать суждения. Это привело к тому, что Фриц Рудольф Краус в ранней формулировке теории назвал ее юриспруденцией ( Rechtssprüche ). Краус предположил, что это была работа месопотамских ученых из той же категории, что и собрания предзнаменований, такие как šumma ālu и ana ittišu . Другие представили свои версии этой теории. А. Лео Оппенгейм заметил, что Кодекс Хаммурапи и аналогичные сборники месопотамских законов «представляют собой интересную формулировку социальной критики и не должны восприниматься как нормативные указания». Такое толкование позволяет обойти проблему низкого соответствия между Кодексом и фактическими судебными решениями. Во-вторых, Кодекс действительно имеет поразительное сходство с другими работами месопотамских ученых. Ключевые точки сходства — это формат списка и порядок элементов, который Энн Гуинан описывает как сложную «последовательную логику». Марк Ван де Миеруп объясняет, что, как и другие работы месопотамских ученых, такие как списки предзнаменований, списки царей и списки богов, записи Кодекса Хаммурапи организованы в соответствии с двумя принципами. Это «оппозиция» — когда переменная в одной записи изменяется, чтобы образовалась другая запись, — и «пуантилизм» — когда к статье добавляются новые условия или проводится парадигматический ряд для создания последовательности. Ван Де Миероп приводит следующие примеры: Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливыеОбщая структура сборника законов включает вступление, основную часть и заключение. В основной части 282 параграфа. Из них 35 были стёрты в древние времена. Интересен тот факт, что их текст восстановлен учёными про копиям свода на глиняных табличках, обнаруженных в Сузах и библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Законы тщательно продуманы и стройны. Царь Хаммурапи преследовал цель унифицирования правовых норм, и это одна из первых значительных попыток такого рода в истории. Этот раздел кодекса (§§ 127—194) регулирует следующие ситуации:
Наказания за правонарушения в этой сфере были чрезвычайно жёсткими. Супружеская измена, изнасилование замужней женщины или малолетней карались смертью. Жена человека, попавшего в плен, не имевшая средств к существованию, могла выйти замуж вторично, но обязана была уйти к первому мужу в случае его возвращения. Если же в её доме «было пропитание», изменницу, безосновательно вышедшую замуж второй раз, ожидала казнь через утопление. Развод мужу разрешался в случае безнравственного поведения супруги либо отказа в супружеской близости. Во вступлении к своду законов царь Хаммурапи в красивой поэтической форме позиционирует себя, как связующее звено между землей и небом, как поборник справедливости и защитник слабых и обездоленных. Законы охватывают огромный пласт общественной жизни, протекавшей почти 4 тысячи лет назад и отражают семейные отношения, вопросы наследования, наказания за совершенные преступления, коммерческую деятельность, имущественные сделки.
Брак, семья и наследование по судебнику Хаммурапи.Английский археолог Генри Лэйард в 1853 году нашел глиняную табличку, где было написано имя царя Хаммурапи. Уже тогда ряд историков предположили, что на этой клинописной табличке написан свод законов – один первых сводов законов человеческой цивилизации. В конце XIX века начались раскопки французских археологов на территории Персии. Главным на этих раскопках был назначен известный египтолог по имени Жак де Морган. Он проводил раскопки на месте, где в эпоху Древней Месопотамии лежал город под названием Элам. Законы Хаммурапи являются вершиной развития права древней Месопотамии и первым в мире источником писаного права. Целью создания Законов Хаммурапи стала реформа существующего в то время правопорядка. Законы включали царское законодательство, обычное право, в них отображена попытка унификации права по определенным принципам, проведенным по ряду институтов и находящихся на вершине требований эпохи. Введение Законов преследовало, в первую очередь, сохранение уже имевшейся правовой системы с внесением уточнений согласно изменившимся социально-экономическим условиям. Законами была предусмотрена достаточная суровость наказания – смертная казнь в 31 эпизоде, в том числе смерть в случае невозможности осужденным оплатить штраф. Это было обусловлено традициями политики Ближнего Востока того времени и самим фактом образования Вавилонского государства, правителям которого приходилось вводить устрашающие меры для поддержания порядка на завоеванных землях. Краткая характеристика Законов Хаммурапи:
Некоторые исследователи относят Законы Хаммурапи к сборникам судебных казусов, к источникам права, обладающим консолидирующим и в определенной мере кодифицированным характером. Большая часть исследователей права считают, что Законы представляют собой законодательный акт, который предназначен для реального исполнения. Они указывают, что Законы – это средства, помогающие вавилонянам сохранить порядок и законность в качестве значимой традиции. На протяжении многих столетий Законы Хаммурапи оставались основой прав на Древнем Востоке, не смотря на различные модификации, вносимые в разное время в правовую практику. Законы оказали огромное влияние на формирование библейского законодательства, среднеассирийских и хеттских законов, опосредованно – на греческое право и право некоторых народов Средиземноморья.
Похожие записи: |