Анализ произведения завещание лермонтов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ произведения завещание лермонтов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Стихотворение было написано в 1840 году, когда поэта уже второй раз сослали на Кавказ. Все друзья автора остались в столице, а на Кавказе он так и не сумел завести близкие связи с кем-либо. Родители поэта уже давно мертвы, и он переживает, что после смерти никто и не вспомнит о нем. Поскольку Михаила Юрьевича сослали на горячую точку, он думал о своей гибели с хладнокровием и определенностью солдата в бою.

Лермонтов умер через год, и некоторые считают это стихотворение пророческим. Возможно, именно так поэт представлял свое будущее.

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

  1. Основная тема – смерть. В ней автор видит закономерный итог своей жизни, которая никому не нужна. Он говорит о гибели спокойно и даже равнодушно, как будто ему наплевать на то, чем закончится очередной бой. При этом он иронично замечает, что «честно умер за царя». Почему иронично? Да потому, что сам царь послал его на бойню, и воинское дело поэт ненавидел, поэтому не имел никакой охоты им заниматься и уж тем более погибать во имя монарха, с которым у автора отношения не сложились. Сам Николай Первый после смерти Лермонтова сказал: «Собаке собачья смерть». Таким образом, в стихотворении поэт описывает не героическую жертву во имя родины (не за отечество он умирает, а именно за правителя), а казнь, на которую его обрек приказ царя.
  2. Тема одиночества. Солдат говорит о том, что никого не заинтересует его судьба, разве что отца и мать, а они, скорее всего, уже мертвы. Также он просит передать весть о его смерти соседке, которую он любил, и которая уже позабыла его. Все это говорит о том, что солдат не дорожит жизнью, потому что его никто не ждет. Ему незачем беречь себя, разницы нет, придет он домой или не придет. Это страшное ощущение становится главной причиной его смерти, ведь человек, который знает, что его любят, сделает все возможное, чтобы вернуться к семье. А тот, кто одинок, безропотно позволит себя убить.

Стихотворение пропитано одиночеством, оно заставляет читателя грустить. Особенно впечатляет спокойствие, с которым солдат говорит о своей судьбе. Он спокоен перед лицом неминуемой гибели, но читатель понимает, что произошедшее с героем несправедливо, он должен был наслаждаться спокойной жизнью, но умер на поле боя, и никто после не вспомнит о его кончине.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

232,Анализ стихотворения «Завещание» М, лермонтова

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.

Сюжетный анализ: «Завещание» Лермонтова М.Ю.

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

В. Г. Белинский так определил смысл «Завещания» Лермонтова:

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Стихотворение «Завещание» представляет читателям монолог умирающего солдата, ощущение живой разговорной речи создается, прежде всего, с помощью просторечных слов и выражений: «смотри ж», «сказать по правде», «ей ничего не значит».

  • В тексте стихотворения есть всего одна метафора «пустое сердце». С ее помощью герой описывает возлюбленную, которая оказалась не способна понять его чувств. Простая и в то же время емкая характеристика показывает, одновременно, отношение лирического героя ко всему обществу – такому же легкомысленному и лживому.
  • Особенности синтаксического строения стихотворения также помогают изобразить живую речь. Многочисленные паузы, выраженные с помощью многоточий, создают эффект сбивчивого монолога и даже затрудненного дыхания, так что читатель как будто слышит прямую, обращенную к товарищу речь умирающего от ранения солдата.

«Завещание» является одним из ключевых лирических текстов Лермонтова, в котором объединяются значимые для поэта темы: тема одиночества и поиска себя, отношения с Родиной и обществом, тема любви. Стихотворение не только раскрывает перед нами историю умирающего солдата, но и, одновременно с этим, становится своеобразным завещанием самого поэта, попыткой попрощаться с немногими близкими людьми и обществом, в котором для него не нашлось места.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.

Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает. Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености. Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.

Совсем иначе смертельно раненный воин говорит о женщине, жившей по соседству с его семьёй. О той, которую, вероятно, любил когда-то, но без взаимности. Можно предположить, что мужчина продолжает страдать от неразделённого чувства, ему знакомы боль и гнев отверженного.

Обида пересилила всё, и умирающий просит не щадить чувства бывшей соседки, рассказать обо всём, что с ним произошло. Объясняет столь жёсткое решение тем, что «пустому сердцу» это не страшно. И сразу же противоречит собственным словам, высказывая надежду на то, что всё-таки женщина, которая уже наверняка забыла о прошлом, теперь «поплачет», услышав известие о его смерти.

Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.

Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

Конечно, прямого совпадения нет, но стоит вспомнить историю создания и особенно год написания этого произведения. Небольшое по размеру лирическое сочинение датировано 1840 годом. Вот теперь начинают проступать сходные моменты:

  1. В то же время Лермонтов опять находится на Кавказе, сосланный уже во второй раз. Шли боевые действия, да и единичные столкновения с местными абреками были не редкостью. События явно перекликаются с военной темой стиха.
  2. Герой произведения полагает, что его родители вряд ли до сих пор живы. У Лермонтова к тому времени не осталось никого, кроме бабушки. Мария Михайловна, мать поэта ушла из жизни ещё в 1813 году, а Юрий Петрович, отец, умер восемнадцать лет спустя.
  3. Тема одинокой души, сквозящая в словах умирающего воина, созвучна настроениям и мироощущению автора. Из безнадёжности одиночества и неудовлетворённости окружающей действительностью поэт видит лишь один выход. И, в принципе, не суть важно, будет ли это смерть самого́ человека или его души.

Когда баллада «Завещание» была написана, подходил к концу 1840 год. До гибели поэта на дуэли оставалось несколько месяцев: 15 мая 1941 года неумолимо приближалось.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Завещание» написано за год до гибели поэта. Во многом оно типично для Лермонтова и иногда рассматривается как своеобразное предсказание. В то же время произведение очень интересно с точки зрения своих художественных особенностей и является, безусловно, одним из лучших образцов лирики Лермонтова.

Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.

Речь воина не отличается богатством тропов и образов. Напротив, она подчеркнуто конкретна, однозначна. Чуть ли не единственный эпитет («пустого» (сердца)) поэтому смотрится очень ярко. С точки зрения лексики речь очень точна и незамысловата, а эмоциональность говорящего прорывается в синтаксисе. Воин перебивает самого себя, не оканчивает фразы, использует инверсию («моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен», «соседка есть у них одна…» и т.д.) – это говорит о внутренней эмоциональности, горечи, которая скрывается говорящим, но все же проявляется в строе его речи. Кроме того, такие строки («Смотри ж… Да что?», «А если спросит кто-нибудь…Ну, кто бы ни спросил…») создают иллюзию прерывающейся устной речи. Говорящему с трудом даются его слова: он не привык обнажать душу и даже перед смертью ему трудно высказать все, что у него на сердце.

Той же цели служит и строфика. Стихотворение и композиционно, и ритмически делится на четыре части, четыре восьмистишия. В каждом одно четверостишие с перекрестной рифмовкой и одно с парной. Причем в каждой строфе последние строки имеют женскую клаузулу, как бы предполагая возможность развития мысли, а не обрубая ее ритмически (что получилось бы с мужской).

В первой мы встречаем что-то вроде экспозиции: понимаем, кто герой ролевого стихотворения, что с ним случилось, его отношение к собеседнику (обращаясь «брат», он подчеркивает свое доверительное отношение).

Три последние строфы – три стороны жизни человека: отношения с родиной, отношения с родителями, любовь. Три трагедии. Переходя от трагедии к трагедии – от строфы к строфе – герой ролевой лирики преодолевает событийные границы произведения, переходя из одного «семантического поля» в другое: что-то типа иронии, за которой прячется настоящее чувство долга и любви к Родине, звучит в первой строфе (автор не хочет обнажать свою душу, отделываясь общими фразами для всех, «кто бы ни спросил»); нежность к родителям, тоже сдержанная, но очевидно глубокая, заметна во второй; горечь, ревность, обида ощущаются в третьей.

Герой стихотворения видит себя одиноким, в почти полной изоляции от мира. Он как точка, внеположенная по отношению к бытию. Его близкая кончина не проводит эту границу, а лишь делает ее явной: она уже существовала прежде. Герой с легкой иронией говорит о своей смерти «за царя» — того жалкого официального патриотизма ему недостаточно, душа ищет более тесной, глубинной связи с землей, нежели просто «поклон», посланный «родному краю». Вспоминается сразу и «странная любовь» Лермонтова к Отчизне, и его горечь при виде «немытой России».

Герой любит родителей («было б жаль Мне опечалить их…»), но это прошлое, безнадежно далекое: он даже не знает, живы ли они, а в философском плане прошлое для него давно умерло.

Любовь не удалась: соседка, по мнению умирающего, о нем не спросит. Ему кажется, что у нее пустое сердце – конечно, оно «пустое» лишь потому, что она не любит героя. Если бы она и в самом деле была «пустой», не способной на чувство, с чего бы ей плакать о погибшем воине?

С трех сторон мир закрыт для героя стихотворения, выход лишь в смерти, так что при своей трагичности смерть его выглядит закономерностью. Мне кажется, это говорит о модусе трагизма, ведь в данном произведении внутренне «я» оказывается шире роли, которая отведена герою в миропорядке: он не может найти себя в мире. В.Г.Белинский писал об этом произведении: «…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Такое восприятие действительности было свойственно Лермонтову, который остро ощущал несоответствие мира и личности. Неудовлетворенность действительностью, видение выхода в смерти звучит в таких произведениях поэта, как «Дума», «Мцыри», «Пленный рыцарь» и другие. Одиночество как неизбежное ощущение человека, который не может найти себя в мире, — один из сквозных мотивов лирики Лермонтова. Конечно, оно было обусловлено и исторической ситуацией реакции, процветанием тайной полиции и фактически открытого доносительства.

В каком-то смысле в этом стихотворении можно увидеть и предсказание Лермонтовым собственной скорой кончины, что было не просто данью романтической традиции, но и реальным внутренним ощущением поэта, и нашло отражение во многих его лирических стихотворениях («Не смейся над моей пророческой тоской…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Сон» и др.)

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей» , эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: « признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

Анализ произведения «Завещание»

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Завещание» написано за год до гибели поэта. Во многом оно типично для Лермонтова и иногда рассматривается как своеобразное предсказание. В то же время произведение очень интересно с точки зрения своих художественных особенностей и является, безусловно, одним из лучших образцов лирики Лермонтова.

Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.

Той же цели служит и строфика. Стихотворение и композиционно, и ритмически делится на четыре части, четыре восьмистишия. В каждом одно четверостишие с перекрестной рифмовкой и одно с парной. Причем в каждой строфе последние строки имеют женскую клаузулу, как бы предполагая возможность развития мысли, а не обрубая ее ритмически (что получилось бы с мужской).

В первой мы встречаем что-то вроде экспозиции: понимаем, кто герой ролевого стихотворения, что с ним случилось, его отношение к собеседнику (обращаясь «брат», он подчеркивает свое доверительное отношение).

Три последние строфы – три стороны жизни человека: отношения с родиной, отношения с родителями, любовь. Три трагедии. Переходя от трагедии к трагедии – от строфы к строфе – герой ролевой лирики преодолевает событийные границы произведения, переходя из одного «семантического поля» в другое: что-то типа иронии, за которой прячется настоящее чувство долга и любви к Родине, звучит в первой строфе (автор не хочет обнажать свою душу, отделываясь общими фразами для всех, «кто бы ни спросил»); нежность к родителям, тоже сдержанная, но очевидно глубокая, заметна во второй; горечь, ревность, обида ощущаются в третьей.

Герой стихотворения видит себя одиноким, в почти полной изоляции от мира. Он как точка, внеположенная по отношению к бытию. Его близкая кончина не проводит эту границу, а лишь делает ее явной: она уже существовала прежде. Герой с легкой иронией говорит о своей смерти «за царя» – того жалкого официального патриотизма ему недостаточно, душа ищет более тесной, глубинной связи с землей, нежели просто «поклон», посланный «родному краю». Вспоминается сразу и «странная любовь» Лермонтова к Отчизне, и его горечь при виде «немытой России».

Герой любит родителей («было б жаль Мне опечалить их…»), но это прошлое, безнадежно далекое: он даже не знает, живы ли они, а в философском плане прошлое для него давно умерло.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

«На холмах Грузии» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, лирический герой, жанр, кому посвящено

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

  1. Основная тема – смерть. В ней автор видит закономерный итог своей жизни, которая никому не нужна. Он говорит о гибели спокойно и даже равнодушно, как будто ему наплевать на то, чем закончится очередной бой. При этом он иронично замечает, что «честно умер за царя». Почему иронично? Да потому, что сам царь послал его на бойню, и воинское дело поэт ненавидел, поэтому не имел никакой охоты им заниматься и уж тем более погибать во имя монарха, с которым у автора отношения не сложились. Сам Николай Первый после смерти Лермонтова сказал: «Собаке собачья смерть». Таким образом, в стихотворении поэт описывает не героическую жертву во имя родины (не за отечество он умирает, а именно за правителя), а казнь, на которую его обрек приказ царя.
  2. Тема одиночества. Солдат говорит о том, что никого не заинтересует его судьба, разве что отца и мать, а они, скорее всего, уже мертвы. Также он просит передать весть о его смерти соседке, которую он любил, и которая уже позабыла его. Все это говорит о том, что солдат не дорожит жизнью, потому что его никто не ждет. Ему незачем беречь себя, разницы нет, придет он домой или не придет. Это страшное ощущение становится главной причиной его смерти, ведь человек, который знает, что его любят, сделает все возможное, чтобы вернуться к семье. А тот, кто одинок, безропотно позволит себя убить.

Стихотворение пропитано одиночеством, оно заставляет читателя грустить. Особенно впечатляет спокойствие, с которым солдат говорит о своей судьбе. Он спокоен перед лицом неминуемой гибели, но читатель понимает, что произошедшее с героем несправедливо, он должен был наслаждаться спокойной жизнью, но умер на поле боя, и никто после не вспомнит о его кончине.

В стихотворении очень мало средств художественной выразительности. Встречается лишь один эпитет («пустое сердце») и несколько распространенных в народе метафор. То, что на первый взгляд кажется бедностью языка, является стилистическим приемом и позволяет передать простоту речи солдата.

В стихотворении много умолчаний, выраженных многоточиями, и восклицаний. Это тоже помогает передать живую простую речь. Все это заставляет читателя посочувствовать герою, поверить в его историю.

Автор: Анастасия Лозенко

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.

Композиция «Завещание» Лермонтова — это литературное произведение, написанное в стихотворной форме. В нем раскрыта характерная для литературы XIX века тема смерти солдата на поле брани. В центре сюжета раненый защитник родины, который высказывает последнюю просьбу другу.

Рассмотрим подробнее сюжет «Завещания» Лермонтова, анализ жанра и проблематику произведения.

Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата, смертельно раненного в бою. Передана его последняя воля, высказанная перед смертью. Предсмертное желание высказывается однополчанам, находящимся рядом.

Подводя итог анализа стихотворения «Завещание» Лермонтова, можно сделать следующие выводы:

✔️ стихотворный размер — это разностопный ямб;
✔️ присутствует перекрестная и параллельная рифмовка;
✔️ произведение состоит из трех строф;
✔️ жанр — послание.

«Завещание» — анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

Характерный для стихотворения Лермонтова жанр — это послание, так как солдат адресует предсмертную просьбу своему другу. В стихотворении можно найти личные и философские мысли.

Раненый понимает, что жить ему уже недолго и пытается решить нерешенные вопросы. В эти тяжелые мгновения он открывает сердце, обращаясь к другу с просьбой о помощи. Солдат не просит избавить его от нечеловеческой боли или проявить сочувствие. Умирающий просит о том, чтобы его вспоминали на родине, чтобы помнили не только родственники или знакомые, но и соседская девушка, к которой по-прежнему испытывает любовь. Щадя чувства родителей, он просит не рассказывать подробности своей смерти, но сказать, что просто полк ушел в длительный поход.

Важно то, что раненый детализирует ранение, акцентируя то, что плохие доктора не смогли его вылечить. Герой и при смерти говорит о преданности царю и родной земле, которую больше никогда не увидит.

Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.

Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком. В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России. На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.

Рассуждения умирающего созвучны мыслям Лермонтова. Он не сразу решается, к кому обратиться через своего посредника. Вся его жизнь и воинские заслуги никого не интересуют. Лирический герой с грустью понимает, что даже его смерть не сможет никого взволновать и вызвать искреннее сочувствие. Во фразе «если спросит кто-нибудь…» заложена огромная горечь. Умирающий получает последний шанс высказаться перед смертью, но вынужден через друга обращаться, по сути, к первому попавшемуся человеку. Герой не описывает подробности своего смертельного ранения, только скромно замечает, что «умер честно за царя». Он жалеет лишь о том, что будет похоронен на чужбине, и просит передать поклон «родному краю».

Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.

В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»). Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем. Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».

Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего – точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.

История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Метафоры«пустого сердца не жалей».

Эпитеты«плохи лекаря», «родной край», «умер честно».

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Михаил Лермонтов — Завещание: Стих

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Лермонтов написал «Завещание» в 1840 году, за год до своей гибели, когда был во второй раз сослан на Кавказ. В основу стихотворения легли наблюдения поэта за военным бытом, жизнью и гибелью простых солдат.

Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.

Пронизанное неверием в радости жизни и холодной иронией к условностям общественного устройства, «Завещание» становится закономерным итогом душевных исканий Лермонтова и мучившего его одиночества.

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *