Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целью обеспечения регистрации прав на недвижимое имущество является». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.
Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.
Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».
Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.
Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.
Государственная регистрация недвижимости
Можно выделить следующие особенности:
- государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
- одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
- другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
- понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.
Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.
Действующий порядок строится на следующем:
- единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
- обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
- сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.
Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:
- защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
- цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
- гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
- фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
- цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;
Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.
Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.
Регистрация собственности в 2021 году
Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.
Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.
Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.
Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.
Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.
Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:
- паспорта сторон сделки;
- договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
- квитанция об уплате госпошлины;
- кадастровый паспорт.
- письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.
Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.
Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.
Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:
- договоры, содержащие условия сделок;
- судебные решения;
- правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
- документы, удостоверяющие полномочия сторон;
- платежное поручение на оплату госпошлины.
Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.
Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.
Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости
- Зачем оформляется закладная на квартиру при ипотеке и какие возможности она предоставляет банку
- Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
- За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года
- Юридические статьи за февраль 2021 года, 05.03.2021
- Подборка материала по теме: «Ребёнок и семья», 23.09.2020
- Подборка материала по теме: «Увольнение с работы или пошли начальника к чёрту», 18.09.2020
- Подбор материалов по теме: «Алименты и пособия», 02.09.2020
- ТОП-10 популярных материалов из категории «Гражданское право», 21.09.2020
Государственная регистрация приватизированного имущества представляет собой юридический процесс на основании, которого признаются и подтверждаются права граждан на объект недвижимости. Официальная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ).
Для проведения регистрации необходимо собрать определенный пакет документов, соблюсти установленный законом порядок, оплатить пошлину, направить бумаги в территориальные отделения Росреестра или МФЦ . Должностные лица регистрирующего органа проверяют поступившие сведения и по итогу выносят решения об отказе или разрешение в государственном оформление прав на объект недвижимости.
Государственная регистрация права собственности нужна на такое владение:
- земельные территории;
- лесные насаждения;
- водные объекты;
- недра;
- многолетние посадки;
- сооружения;
- нежилые помещения;
- части домов;
- комнаты;
- загородные дома;
- гаражи;
- потребительские сооружения;
- недостроенные здания;
- квартиры;
- любые материальные комплексы.
Государственная регистрация прав на землю заключается во внесении информации (в том числе и правовой) в Единый госреестр.
Право собственности на землю не нуждается в обязательной регистрации, так как закон о недвижимом имуществе был установлен до вступления в силу указа о земельных территориях. Если все же необходимо осуществить эту процедуру, то нужно собрать ряд документов и предоставить их в соответствующие органы.
Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция
- Все подаваемые на регистрацию бумаги должны быть подлинными.
- Документ пишется только от руки.
- В тексте не должно быть сокращений, приписок или исправлений.
Фактом подтверждения регистрации прав собственности является выдача соответствующего документа. Он предоставляется не позже чем через месяц. В свидетельстве указывается орган, который осуществил регистрацию, дата проведения процедуры, номер, реквизиты актов, по которым осуществлялась процедура, и вид регистрации.
В первую очередь необходимо удостовериться в юридической безопасности процедуры. Для этого важно убедиться в следующем:
- недвижимость не находится под арестом или в залоге;
- если собственность совместная, есть разрешение от других сособственников;
- объект в Едином реестре недвижимости;
- наличие всех необходимых документов;
- если имущество является совместно нажитым, наличие согласия от супруга.
Порядок регистрации прав на недвижимость в РФ регламентируется ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации». В соответствии с нормами закона, регистрации подвергается приобретение земельного участка, здания целиком или только его части, а также вновь созданной недвижимости.
В первую очередь оформляется документ, на основе которого осуществляется переход прав на имущество. Это может быть один из следующих документов:
- Договор купли-продажи;
- Свидетельство о вступлении в наследство;
- Договор дарения;
- Договор обмена.
Когда договор будет подписан обеими сторонами, необходимо подать документы на регистрацию. Для этого нужно обратиться в Росреестр или МФЦ. Бланк заявления специалист выдаст на месте. Здесь же оплачивается госпошлина. Ее необходимо оплатить до подачи документов. В противном случае их просто не примут к рассмотрению.
Специалист проверит предоставленные документы и заявление, после чего выдаст расписку в получении. В назначенный день необходимо явиться за своими документами и выпиской из ЕГРН. В ней будет указан новый собственник. После этого можно совершать любые действия с недвижимостью, включая продажу или дарение.
Анонс
Как зарегистрировать недвижимость в органах Росреестра
Дескрипшен
Объекты недвижимости стали полноценными участниками в гражданском обороте относительно недавно. Ранее действовала целая индустрия недобросовестных граждан, которая занималась с отъёмом жилплощади. Даже после вступления в силу Гражданского кодекса РФ, регистрация недвижимости осуществлялась в Бюро технической инвентаризации (БТИ). При этом проблемы только скапливались, не было единого порядка необходимых действий. Сложившаяся ситуация не позволяла продолжать БТИ выполнение регистрационных функций. Это привело к целесообразности создания специального федерального органа, который осуществляет процедуры регистрации недвижимых объектов. Благодаря данной мере, в области оборота недвижимости смогли навести порядок и теперь все объекты встали на учёт.
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
В ОРГАНАХ РОСРЕЕСТРА
Законодательное основание процесса регистрации недвижимого имущества заложено в статье 131 Гражданского кодекса РФ. Установленные порядки конкретизируются в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним». Официальное юридическое понятие процесса государственной регистрации недвижимых объектов содержится в статье 2 вышеупомянутого закона. Под ним подразумевается юридическое действие, которое заключается в подтверждении и признании государственными органами возникновений, ограничений, обременений, переходов, а также прекращений прав на объекты недвижимости согласно Гражданскому кодексу РФ, и считается единственно возможным доказательством подтверждения наличия таких прав. Данный термин помогает установить главные особенности, при помощи которых характеризуется этот процесс.
Отличительные черты процесса государственной регистрации недвижимых объектов
Необходимо выделить нижеследующие черты процесса государственной регистрации недвижимости:
-Процесс государственной регистрация прав на объекты недвижимости является юридическим актом. Его определение имеется в теории гражданского права. Под ним подразумевают действия, которые направлены на достижение результатов. В подобном случае говорится о результативных актах, так как вся деятельность, которая ведётся федеральным органом нацелена на фиксацию новой информации в Едином государственном реестре прав или на отказ в ней. Отменить эти действия возможно только при помощи судебных органов.
-Главным результатом процесса регистрации недвижимости является признание государством прав на собственность или обременений. Это значит, что любые государственные властные органы обязаны уважать и принимать права граждан на те или иные объекты недвижимости или их доли.
-Следующим результатом процесса государственной регистрации недвижимости является подтверждение фактов наличия прав на недвижимые объекты для третьих лиц. В соответствии с этим положением, наличие подтверждений, которые дали федеральные органы, осуществляющие процессы регистрации, является основанием для уважения и принятия прав граждан на отдельные объекты недвижимости или их доли.
-Понятием государственной регистрации недвижимости предусматривается эксклюзивность в подтверждении прав на недвижимые объекты со стороны государственных органов. Юридическую значимость имеют только такие процедуры, которые являются обязательными для всех. Никакие другие органы не имеют права дублирования функций, которые предоставлены федеральному органом, осуществляющему регистрацию прав и внесение соответствующей информации в Единый государственный реестр прав.
Принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимые объекты
Главные правила, которые являются базовыми для ведения всего процесса, связанного с государственной регистрацией недвижимых объектов, содержатся в главе I Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним» и в статье 131 Гражданского кодекса РФ. В них присутствуют конкретные перечни, содержащие самые важнейшие требования.
Чтобы оформить право на недвижимость, необходимо подготовить полный пакет документов. В противном случае в рассмотрении могут отказать или приостановить сделку в процессе самой регистрации. Конкретный список зависит от ситуации и основания, по которому приобретается собственность. В большинстве случаев требуются следующие документы:
- Документ, на основе которого возникает право собственности;
- Заявление установленного образца;
- Паспорта сторон сделки;
- Кадастровый план и технический паспорт, если регистрируется земельный участок;
- Выписка из ЕГРН или свидетельство о собственности на землю, если регистрируется дом (Выписка из ЕГРН больше не нужна для регистрации прав на недвижимость);
- Доверенность с паспортом доверенного лица, если одна из сторон не может принимать непосредственное участие в сделке;
- Квитанция об оплате госпошлины;
- Нотариально заверенное согласие супруга, если речь не идет о продаже добрачной собственности;
- Разрешение органов опеки, если одним из сособственников является несовершеннолетнее или недееспособное лицо.
Регистрация прав собственности на недвижимое имущество осуществляется только специалистами Росреестра. Но документы можно подать одним из следующих способов:
- В отделении Росреестра;
- В многофункциональном центре;
- Почтой с описью вложений, уведомлением и нотариальным подтверждением подписи нотариусом;
- В электронном виде через сайт Госуслуг или Росреестра.
Если у вас нет возможности подать документы лично, и вы не хотите оформлять доверенность, можно заказать выезд специалиста. Но это требует дополнительных финансовых затрат.
Государственная регистрация прав на недвижимость, как процедура, проходит в несколько этапов:
- Сдача-приемка и учет документов в отделении Росреестра.
- Правовая экспертиза пакета представленных бумаг (законности сделки, соответствия между заявленными и существующими правами, поиск причин, препятствующих сделке и пр.).
- Собственно внесение в единый реестр данных о регистрации (если не найдено поводов отказать в ней).
- Выдача заявителям документов, подтверждающих проведенную регистрацию.
Сроки проведения вышеперечисленных действий строго оговорены в законе (п. 3 ст 13 ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество»). В рабочих днях отводится:
- 10 дней на процедуру регистрации (если иного срока не предусмотрено иными нормативными актами);
- 15 дней, чтобы оформить ипотеку (на землю, здания, нежилые объекты);
- 5 дней на фиксацию жилой ипотеки;
- 3 дня на мероприятия по регистрации имущества с нотариально заверенными документами.
Срок регистрации существенно уменьшен и строго регламентируется действующим законодательством. На сегодняшний день не допускается задержек со стороны регистратора, но некоторые факторы все же могут повлиять на длительность рассмотрения заявления.
Устанавливаются такие сроки:
- 7 дней с момента подачи документов в Росреестре;
- 9 дней в случае подачи документов через МФЦ;
- 3 дня, если пакет документов передается в порядке нотариально удостоверенной сделки, получения свидетельства о наследовании или получения доли в общем имуществе супругов;
- 5 дней, если сделка оформлена через нотариуса, а документы подаются в МФЦ;
- 1 день при подаче документов в электронном формате.
Важно! Если документы были поданы в субботу, срок начинает исчислять со следующего рабочего дня.
Статья 1. Основные термины
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
кадастровый номер — уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения;
недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы;
ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других);
сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
кадастровый и технический учет (инвентаризация) (далее также — учет) объекта недвижимости — описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера;
регистрационный округ — территория, на которой действует территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации. Регистрационные округа создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции.
Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
- Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).
- Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
- Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
- Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Каждая страна строит свою систему регистрации основываясь на исторически сложившихся традициях в области права и учета объектов недвижимости.
В мире существуют три принципиально различные системы регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом:
- кадастровая система;
- система торренса;
- система «публичных записей»
Кадастром (юридическим кадастром) называется систематически поддерживаемый публичный реестр письменных сведений об объектах недвижимости на территории региона (страны), основанный на картографическом изображении границ участков недвижимой собственности, которым присваиваются определенные обозначения. Границы участков земли при кадастровой системе постоянны, что позволяет легко установить местоположение любого земельного участка на территории данной страны.
Ведение кадастра возможно на основе длительного существования налаженной системы сбора и обновления данных о земельных участках, их владельцах, переходе прав на них, что позволяет однозначно идентифицировать земельные участки по их местоположению и характеристикам, точно ответить на вопрос о его принадлежности и существующих обременениях.
При ведении кадастра государство регламентирует правила составления карт участков собственности на основе кадастровой съемки и ведения регистров сведений об участках или объектах, а также об их владельцах. На основе кадастровой съемки составляется кадастровая карта участка, района или региона.
Основой для системы регистрации являются реестры, представляющие собой единые табличные формы для выполнения юридических записей о правах, сделках и обременениях.
Различают:
- поземельный регистр,
- регистр недвижимости
- регистр аренды.
В ряде государств кроме непосредственного учета участков владения принимается во внимание также расширенный список состава недвижимости, т. е. все строения на данном участке, а также цена участка.
В кадастровой системе регистрируется каждый акт возникновения и передачи права собственности, изменения состава недвижимости, разделения прав на объект недвижимости, залога и пр. Основной учетной единицей кадастровой системы является имеющий выход к коммуникациям и к системе путей сообщения (дорогам) участок земли в виде ограниченной замкнутой территории.
Система Торренса применяется в странах с нормами общего права. Система названа по имени ее автора, Р. Торренса, впервые применившего ее в Южной Австралии в XIX в.
Такая система распространена в Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Имели место попытки введения ее в США, однако поскольку они осуществлялись на добровольной основе, то с учетом значительных затрат на формирование титула не имели большого успеха.
В этой системе обеспечение прав на недвижимость осуществляется с помощью передачи титула и публичной записи о сделке.
Под титулом понимается законное право собственности на недвижимость, удостоверенное набором документов, имеющих юридическую силу и позволяющих составить краткую историческую справку обо всех публично утвержденных и зарегистрированных сделках с данной недвижимостью. К такого рода документам относят все записи, касающиеся недвижимости (предшествующие сделки, договоры о передаче прав, завещания), документы, относящиеся к косвенным правам на данную недвижимость (закладные, сервитуты и другие обременения).
Титул устанавливает количество прав относительно недвижимости, передающихся от покупателя к продавцу. Качество титула зависит от полноты портфеля документов на эту недвижимость. При продаже недвижимости, как правило, требуется проверка качества титула, которая осуществляется специализированными адвокатскими фирмами.
Доброкачественный титул означает, что его передача наследнику или покупателю представляет собой фактическую передачу собственности.
Товарным считается титул, который документально подтверждает все существующие права на данную недвижимость. Покупатель может приобрести титул заложенного имущества, но в документах должны быть указаны все прежние закладные по титулу, чтобы покупатель мог сам решить, стоит приобретать данное имущество или нет.
Какие-либо отягощения относительно данного объекта недвижимости, по которым еще не вынесено окончательное решение, и которые, если окажутся действительными, испортят титул владельца, называются «пятнами на титуле».
4.2. СДЕЛКИ С ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ
С 1 февраля 1998 г. в России начала действовать государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая является результатом развития отдельных элементов в области регистрации, как сохранившихся с советских времен, так и построенных заново.
Прежняя советская система заключалась в инвентаризационном учете отдельных объектов недвижимости и земельных участков, проводимых различными ведомствами: Бюро технической инвентаризации, Роскомзем и др. Разрозненные базы, а главное – слабое правовое описание не могло быть приемлемым при переходе к рыночной экономике.
В целях защиты прав собственников с введением частной собственности на недвижимое имущество появилась норма о нотариальном удостоверении сделок с недвижимым имуществом.
Сложился порядок, согласно которому нотариусы удостоверяли договоры купли продажи, договоры передачи жилья при приватизации, дарении и др., а органы БТИ на местах учитывали такие договоры, выдавая собственникам так называемые регистрационные удостоверения.
С началом рыночных реформ была начата работа по построению государственной системы регистрации. Так, Указом Президента
РФ № 2130 от 11.12.93 г. в целях установления и защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость вводилось понятие «государственный земельный кадастр». Определялось, что регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведется по единой системе на всей территории Российской Федерации. Отметим, что в СССР земельный кадастр был введен в 1968 г. «Основами земельного законодательства Союза ССР».
В ноябре 1994 г. вступила в силу первая часть Гражданского кодекса РФ, где в ст. 131 указывалось, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Сделаем одно наиболее важное для дальнейшего рассмотрения замечание. Отличие регистрации прав на недвижимость от регистрации сделок с ней заключается в том, что в первом случае сделка уже действует и регистрация необходима для того, чтобы во исполнение этой сделки произошел переход прав на недвижимое имущество (п. 2 ст. 223 ГК), а во втором случае регистрация необходима для вступления в силу самой сделки (договора), поскольку договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК).
Статья 164 ГК предусматривает государственную регистрацию сделок с недвижимостью в случаях и порядке, предусмотренных ст. 131 ГК и Законом о регистрации. В то же время ст. 131 ГК предусматривает лишь виды подлежащих государственной регистрации прав на недвижимость, но не виды сделок, подлежащих такой регистрации. Статья 164 ГК отсылает к Закону, который, в свою очередь, содержит обратную отсылку к Гражданскому кодексу РФ.
- § 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- § 1. Понятие недвижимости. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- 1.1. Регистрация прав на недвижимость как объективная необходимость гражданского оборота
- 1.2. Цели государственной регистрации прав на недвижимость
- 1.3. Понятие системы государственной регистрации прав на недвижимость. Характеристика системы регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации
- 1.4. Принципы государственной регистрации прав на недвижимость
- 1.5. Государственная регистрация прав на недвижимость в системе права и в системе законодательства
- 1.6. Понятие государственной регистрации прав на недвижимость
- 2.3. Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость
- 2.4. Государственная регистрация прав на недвижимость и добросовестное приобретение недвижимого имущества
- 2.5. Объект регистрации прав на недвижимость
- 2.7. Основания государственной регистрации прав на недвижимость и понятие правоустанавливающих документов
- 2.8. Основания отказа в государственной регистрации прав на недвижимость
- Органы в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
1. Вещные права, а также иные права на недвижимое имущество (недвижимые вещи) в случаях, предусмотренных ГК РФ и федеральным законодательством, подлежат государственной регистрации. Государственной регистрации также подлежат ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Относительно государственной регистрации ограничений на вещные права в материалах судебной практики имеется точка зрения о том, что, закрепляя такое требование, законодатель исходит из необходимости четкой фиксации наличия обременений в отношении таких объектов гражданских прав (см. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2013 по делу N 33-5725).
Государственная регистрация этих прав и их ограничений, возникновения, перехода и прекращения осуществляется Росреестром путем внесения установленных федеральным законодательством сведений в реестр.
Государственная регистрация вещных и иных прав на недвижимое имущество является своего рода дополнительным правовым основанием для того, чтобы недвижимая вещь приобрела оборотоспособность. Об этом делают вывод судебные органы при рассмотрении конкретных гражданско-правовых дел. Так, например, Иркутский областной суд пришел к выводу, что объект незавершенного строительства становится объектом гражданских прав после государственной регистрации соответствующего права. Помимо этого имеется мнение о том, что для регистрации права собственности на самостоятельный объект недвижимости необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012).
2. Законодательством могут быть установлены требования об осуществлении в отношении недвижимых вещей не только государственной регистрации, но и специальной регистрации или учета. Под специальной регистрацией следует понимать внесение сведений об объекте недвижимого имущества в специальный реестр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества одного определенного рода (вида). Так, например, в соответствии с ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» государственной регистрации подлежат права на воздушные суда и сделки с ними. Понятия учета отдельных видов недвижимого содержатся в специальных нормативных правовых актах. Так, например, согласно части 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
3. За Росреестром закреплена обязанность по обеспечению удостоверения государственной регистрации вещного или иного права в отношении недвижимой вещи либо ограничения этого права, его возникновения, перехода и прекращения. Способов такого удостоверения два:
1) выдача документа о зарегистрированном праве;
2) совершение надписи на документе, представленном для государственной регистрации.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав.
В целях обеспечения такого удостоверения правообладателю необходимо направить в Росреестр ходатайство об удостоверении зарегистрированного права. Форма такого ходатайства федеральным законодательством не установлена, поэтому оно может быть подано в произвольной форме.
4. Информация о зарегистрированных вещных или иных правах на объекты недвижимого имущества, а также об ограничениях прав, их возникновении, переходе и прекращении предоставляется Росреестром любому лицу, к нему обратившемуся.
При этом такая информация может предоставляться в любом территориальном органе Росреестра независимо от места совершения государственной регистрации.
5. Применимое законодательство:
— ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
— ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»;
— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
— Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447;
— Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301;
— Приказ Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 N 180.
Судебная практика:
— Апелляционное определение Иркутского областного суда от 30.07.2013 по делу N 33-6107-13;
— Апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2013 по делу N 33-5725;
— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012.
4.3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Гос. регистрация права собственности на недвижимость — это не просто формальная процедура признания государством, что за конкретным лицом закреплен данный объект, но и официальное подтверждение, что владелец и его имущество прошли правовую проверку регистратором на предмет законности и обоснованности обращения.
Ответственным регистрирующим органом назначен Росреестр, который ведёт электронную базу данных — Единый государственный реестр недвижимости. Помимо фиксации перехода права собственности по сделкам, госрегистрации подлежат права на вновь созданный объект недвижимости, а также:
- другие вещные права (аренда сроком более одного года, право постоянного бессрочного пользования земельным участком и т.п.);
- ограничения и обременения (ипотека, сервитуты, залоги и т.п.).
С момента внесения записи в ЕГРН (а не с даты заключения договора, как привычно думают многие граждане) новый хозяин может полноценно распоряжаться своим приобретением. Теперь владелец:
- получает право на получение компенсационных выплат в случае пожара, изъятия земли под нужды органов власти и развертывания других «негативных сценариев»;
- приобретает правовые гарантии от притязаний на имущество появившихся на горизонте «самозванцев»;
- может не бояться штрафа за сокрытие информации от налоговой службы о возникновении нового объекта налогообложения.
Хочешь выиграть — готовься к поражению. Известное изречение как нельзя лучше подходит к вопросу оформления недвижимости. К сожалению, в работе регистратора все ещё встречаются технологические заминки, которые маскируются за вполне приличными официальными отказами и приостановками регистрационных действий. Это не всегда удаётся предотвратить, но риск получения такой «оплеухи» можно свести к минимуму. Если есть знания, опыт, умение.
Земельный юрист за годы своей практики наработал верные технологии и модели поведения при регистрации недвижимого имущества в Росреестре. Даже из самых тупиковых ситуаций наши профессионалы не раз находили выход.
Хотите зарегистрировать право собственности на свое имущество (без нервов и самодеятельности) — собирайте документы и приходите на консультацию к Земельному юристу. С Вас — доверие, с нас — гарантированный результат.
Название Цена для физ. лиц Срок Консультация по телефону 0 руб. Индивидуальный Подробная консультация с анализом документов в офисе (скайпе и т.д.) от 5 000 руб. 1 час Государственная регистрация прав на недвижимое имущество от 15 000 руб. от 7 рабочих дней Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:
- земельные участки;
- недра;
- объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).
Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.
Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.
Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.
Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.
Наиболее важными из них являются:
- Наличие единственного реестра прав, где используется одна база данных, что упрощает контроль, учет, и позволяет качественно вести техническую документацию.
- Регистрация объектов, долей, прав на недвижимость проводится в обязательном порядке и отражается в реестре. Случаи, когда права возникли до появления и вступления в силу настоящего закона – относятся к исключениям. Подтверждением в такой ситуации становятся документы БТИ, выданные местными органами власти, договоры купли — продажи, заверенные нотариусом. (ст.4 ФЗ)
- Согласно ст.7 ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество, сведения о регистрации хранятся в открытом доступе. Каждый желающий может по мере необходимости, составить запрос, направить его в органы власти для получения нужной справки.
Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:
- Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
- Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.
Регистрация права собственности на квартиру
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.
Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.
Для проведения сделок нужны такие документы:
- Личные паспорта участников процесса.
- Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
- Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
- Кадастровый паспорт.
- Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.
Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.
Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:
- Регистрация – подтверждением является свидетельство.
- Или отказ в ней – письменное уведомление с указанием причины.
В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.
Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.
Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.
Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.
Недвижимое имущество (недвижимость) обладает двойственной гражданско-правовой природой, являясь, с одной стороны, вещью — одним из видов объектов гражданских прав, обладающих специфическими признаками, отличающими их от иных объектов гражданских прав, с другой стороны, — особой разновидностью вещей, отличающейся особыми признаками от движимых вещей. Таким образом, в цивилистической теории признаки недвижимого имущества (недвижимости) как объекта гражданских прав следует классифицировать по двум видам:
- общеправовые, согласно которым любая вещь, в том числе недвижимость:
- материальна, т.е. создана природой или человеком (ее свойства должны быть осознаны и освоены людьми);
- дискретна, т.е. качественно и физически определена и обособлена от всех других объектов;
- полезна (удовлетворяет те или иные потребности людей, обладает полезными качествами);
- нормативно гарантированна, т.е. существует возможность ее правового закрепления за субъектами гражданского права: физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями;
- специальные, согласно которым недвижимое имущество, являясь одним из видов вещей, имеет вместе с тем свои собственные (специфические) признаки, отличающие ее как от иных видов вещей (в частности, недвижимых), так и от иных объектов гражданских прав.
К специальным признакам относятся:
- неразрывная связь с землей (как правило);
- повышенная стоимость (ценность);
- особый (усложненный) порядок официального (государственного) признания права и приобретения права на недвижимое имущество;
- особый порядок защиты и охраны права на недвижимое имущество.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Закон также указывает, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Данное в законе понятие государственной регистрации позволяет определить ее значение, функции, а также присущие ей особенности.
До недавнего времени вопрос о правовой природе института регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не являлся предметом широких обсуждений в научной доктрине. Однако ситуация изменилась в связи с принятием Закона о регистрации. В юридической литературе появились попытки дать характеристику такому правовому явлению, как институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наиболее распространенными являются точки зрения, согласно которым институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой:
- административно-правовой институт;
- гражданско-правовой институт;
- смешанный правовой институт.
Указанные точки зрения свидетельствуют о том, что в юридической науке отсутствует единый взгляд на отраслевую принадлежность института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем решение данного вопроса необходимо, поскольку выяснение правовой природы этого института является необходимым условием для правильного применения и толкования норм права. Однако решить данный вопрос представляется возможным только в том случае, если будет найден такой классификационный критерий, который позволит с достоверностью провести разграничение между различными отраслями права.
Круг участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определен в ст. 5 Закона о регистрации. К их числу отнесены: собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него (в дальнейшем — правообладатели), с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в дальнейшем — органы Росрегистрации), — с другой.
Земельная реформа в Эстонии началась сразу после обретения независимости, то есть в 1991 году. В 1990 году был создан Эстонский национальный земельный совет (ЭНЛБ), основными функциями которого являются проведение оценки земли для определения земельного налога, управление и ведение земельного кадастра, а также зарегистрировать все преобразования, связанные с земельными отношениями. В октябре 1991 года был принят Закон о земельной реформе, в котором были определены формы собственности, права заинтересованных сторон и методы приватизации земли. Это включало возврат земли бывшим владельцам (владельцы земли до 21 июля 1940 г. или их наследники имели право подать заявку на возвращение им национализированных земель), выплату компенсации или предоставление соответствующего земельного участка.
В последующие годы был принят ряд других законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере недвижимости.
Помимо земельного комитета, министерство сельского хозяйства, министерство юстиции, министерство окружающей среды, а также администрации муниципалитетов и районов тесно связаны с земельной реформой. Кроме того, в Эстонии была создана межправительственная комиссия для решения специальных вопросов, связанных с реформой, в которую входят представители этих организаций.
Основными государственными реестрами недвижимости в Эстонии являются:
- Кадастровый реестр (земельный кадастр)
- Титульный лист
- Реестр сделок с недвижимостью
Вспомогательные реестры, используемые другими информационными системами:
- Эстонский адресный регистр
- Реестр названий населенных пунктов
- Реестр юридических лиц в Эстонии
- Регистр населения и граждан Эстонии
- Другие реестры.
Степень внедрения каждой из систем не одинакова; разработка и внедрение систем государственного реестра осуществляется в соответствии с приоритетами, которые были разработаны при содействии Европейского Союза
Кадастровая информационная система (СНГ):
- создать информационную систему, которая станет инструментом, который поможет земельному комитету в выполнении его обязанностей по ведению земельного кадастра Общенациональной земельной информационной системы (ЛИС):
- создать информационную систему, которая будет служить инструментом планирования и управления эстонским обществом.
Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Кадастр функционирует как единая автоматизированная база данных и карты для всей территории Эстонии. Регистратор хранит оригинальные документы и карты и обеспечивает доступ к инвентарю.
Закон о земельном кадастре устанавливает основы и цели ведения земельного кадастра (далее — кадастр), порядок регистрации кадастровых единиц, состав и обработку кадастровых данных, а также порядок финансирования кадастра.
Кадастр является основным государственным реестром.
Целями кадастра являются регистрация в кадастре информации, отражающей ценность земельного фонда, его естественное состояние и использование, а также обеспечение надлежащего качества информации, ее сохранности и доступности для общественности. Кадастровые данные являются основой для создания и развития информационных систем, содержащих пространственные данные.
Закон «О земельном кадастре» использует следующие понятия
- земельный кадастр — это набор данных, состоящий из земельного кадастра с кадастровыми картами и архива кадастра;
- земельный кадастр представляет собой совокупность данных, зарегистрированных по кадастровым единицам;
- земельный участок кадастровой единицы, зарегистрированный в кадастре как самостоятельная единица;
- земельный участок (земельная единица) отграничен от части земельного участка или акватории;
- целевое назначение кадастровой единицы, цель использования кадастровой единицы, разрешенная правовыми актами и определяемая в установленном ими порядке;
- основные кадастровые карты, содержащие топографическую информацию и используемые в качестве основы для кадастровых карт, но не включенные в кадастр.
Статья 5 указывает на обмен данными между владельцем кадастра и местными властями.
Кадастровый владелец не реже одного раза в квартал представляет органу местного самоуправления данные об изменениях, произошедших в размере кадастровых единиц, расположенных на его административной территории, в составе их земли, цене земельного налога, ограничениях, в том числе в условия их использования.
Местные власти не реже одного раза в квартал, если иное не предусмотрено законом, предоставляют кадастровому владельцу данные о назначении утвержденных ими кадастровых единиц, об общих и подробных программах планирования и землеустройства, об изменениях в правовых и других ограничениях, а а также при принятии решений изменения в других данных инвентаризации.
Обмен данными, предусмотренными в этой статье, является бесплатным.
Важную государственную функцию — учет и регистрацию объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ).
Служба под наименованием Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии)продолжает в 2021 году дело работавших с 1998 года учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
К числу основных функций службы относятся:
- Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
- Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
- Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
- Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.
Из них только первые 2 затрагивают интересы всех субъектов гражданского оборота и входят в предмет нашего рассмотрения.
Обратите внимание! Структурно Росреестр состоит из центрального аппарата, находящегося в Москве, и территориальных органов в субъектах РФ. На территории РФ функционируют 83 территориальных органа Росреестра. Службой руководит Правительство РФ.
Основным нормативным актом, регламентирующим работу службы, является:
- Положение о федеральной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (далее — Положение);
- Регламент федеральной службы, утвержденный приказом Росреестра от 04.06.2019 № П/0218.
Подзаконные нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Росреестр, издает Минэкономразвития, в ведении которого находится служба.
Подчиненными по отношению к службе организациями являются:
- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») с территориальными подразделениями в субъектах РФ (83 филиала).
- ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии…» (24 отделения).
Важно! Отношения с другими органами и организациями строятся на основе соглашений. Примером такого документа является соглашение о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 № 28, определяющее основные аспекты взаимодействия (обмен информацией и т. д.).
Ст. 66 закона № 218-ФЗ устанавливает ответственность Росреестра за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, например:
- за нарушение порядка регистрации прав или осуществления кадастрового учета;
- искажение, неполноту или недостоверность данных, содержащихся в ЕГРН;
- технические ошибки в ЕГРН;
- необоснованный отказ в выполнении действий или предоставлении сведений и другие нарушения.
Обратите внимание! В случае такого нарушения убытки возмещаются за счет государства (п. 2 ст. 66 закона № 218-ФЗ).
Важно! К регрессной ответственности с 01.01.2020 могут быть привлечены государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица, а также организации, выполнившие кадастровые работы, в результате действий которых РФ возместила ущерб вследствие нарушений при госрегистрации (ч. 4 ст. 66 закона № 218-ФЗ).
Законодательством (№ 218-ФЗ) определена ответственность тех субъектов, которые своей деятельностью влияют на правильность совершения действий по регистрированию, учету прав на недвижимость. Росреестр отвечает за такие нарушения:
- имеются несоответствия кадастровой информации, данных ЕГРН;
- информация искажается;
- предоставляются неполные, недостоверные данные;
- наличие технических ошибок в ЕГРН;
- происходят необоснованные отказы, необходимые сведения не предоставляются.
В случаях нарушений возмещение убытков происходит за счет государственных средств.