Постановка недвижимого имущества на учет как бесхозяйное

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка недвижимого имущества на учет как бесхозяйное». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РГ + Россия 24: Обновлен порядок признания недвижимости бесхозяйной

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 августа 2014 г.

Регистрационный N 33405

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр А. Улюкаев

Бесхозяйное имущество. Постановка на учет

Наименование административной процедуры

Орган, уполномоченный на осуществление административной процедуры

Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры

Срок осуществления административной процедуры

Срок действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административной процедуры

Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры

17.78. Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества

территориальная организация по государственной регистрации

заявление о постановке на учет или снятии с учета бесхозяйного недвижимого имущества

решение44 местного исполнительного и распорядительного органа о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

решение44 местного исполнительного и распорядительного органа о снятии с учета бесхозяйного недвижимого имущества, или заявление собственника (уполномоченного им лица) недвижимого имущества, сведения о котором имеются в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ранее отказавшегося от права собственности, о принятии вновь этого недвижимого имущества во владение, пользование и распоряжение, или решение суда об отмене решения местного исполнительного и распорядительного органа о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, или заявление собственника (уполномоченного им лица), по заявлению которого осуществлена государственная регистрация возникновения, перехода права собственности на имущество, принятое на учет как бесхозяйное, или иной документ – для снятия с учета бесхозяйного недвижимого имущества

документ, подтверждающий внесение платы15

1 месяц

бессрочно

1,2 базовой величины – за каждый объект, поставленный на учет

Написать комментарий

      Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

      4. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее — заявление):

      органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

      исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2014 N 788)

      Заявление подается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

      5. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости.

      6. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

      7. К заявлению прилагаются:

      а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:

      — документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

      — документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

      б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

      в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

      8. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав.

      9. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

      Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ.

      10. Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

      При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

      14. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 377)

      Днем приема заявления и иных документов является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления и иных необходимых документов одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

      В случае представления заявления и иных документов одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления и иных необходимых документов является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости.

      15. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона.

      16. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме (приложение N 2).

      17. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме (приложение N 3).

      18. Записи о выдаче (направлении) указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Порядка сообщений о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества вносятся в книгу учета входящих документов.

      19. Принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если:

      — из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

      — в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

      — представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

      — ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

      — в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.

      В указанных в настоящем пункте случаях принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается не более чем на один месяц.

      Принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается по заявлению органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а в случаях принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него — также и по заявлению собственника. В этих заявлениях должны быть указаны причины приостановления и срок, на который принятие на учет объекта недвижимого имущества следует приостановить. В данном случае срок приостановления принятия на учет объекта недвижимого имущества не может быть более 3 месяцев. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2014 N 788)

      20. Наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества является основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимого имущества.

      Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, приостанавливает принятие на учет объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в случае, если из представленных органом местного самоуправления (исполнительным органом государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) документов не следует, что данному органу известна информация о наличии указанных ограничений (обременений) прав. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2014 N 788)

      При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2014 N 788)

      Непредставление в течение указанного в уведомлении срока органом местного самоуправления (исполнительным органом государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) заявления о прекращении принятия на учет объекта недвижимого имущества (при условии отсутствия иных препятствий для принятия на учет объекта недвижимого имущества) в порядке, установленном пунктом 24 настоящего Порядка, не является основанием для отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2014 N 788)

      25. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

      государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

      принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение;

      государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет;

      государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

      26. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права муниципальной (государственной) собственности в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности.

      Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773, N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644, N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093, N 48, ст. 4737, 4746; 2003, N 2, ст. 167, N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, 39, 43, N 27, ст. 2722, N 30, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171, N 3, ст. 282, N 23, ст. 2380, N 27, ст. 2881, N 31, ст. 3437, N 45, ст. 4627, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5497, 5498; 2007, N 1, ст. 21, N 7, ст. 834, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 3993, N 41, ст. 4845, N 49, ст. 6079, N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756, N 20, ст. 2253, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3597, 3616, 3617; 2009, N 1, ст. 14, 19, 20, 23, N 7, ст. 775, N 26, ст. 3130, N 29, ст. 3582, 3618, N 52, ст. 6428; 2010, N 31, ст. 4163; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2038, N 49, ст. 7015, 7041, N 50, ст. 7335, 7347, 6954; 2012, N 50, ст. 6963, N 53, ст. 7607, 7627; 2013, N 7, ст. 609, N 19, ст. 2327, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3434, 3459, N 30, ст. 4078, N 44, ст. 5641.

      27. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 ГК). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения в ЕГРП записи о снятии его с учета.

      28. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет, объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права собственности на него указанного лица.

      29. Государственная регистрация права собственности на принятый на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него в силу приобретательной давности (пункт 1 статьи 234 ГК).

      30. После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о снятии данного объекта с учета обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13 Закона, для уведомления собственника о проведенной государственной регистрации ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц не по инициативе собственника. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2014 N 788)

      • Правовые основы деятельности
      • Нормативные акты
      • Постановления Европейского Суда по правам человека
      • Судебная практика
      • Конституционный Суд
      • Верховный Суд
      • Научно-методические материалы
      • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
      • По иным вопросам надзорной деятельности
      • Статистические данные
      • Об использовании выделяемых бюджетных средств
      • О деятельности органов прокуратуры
      • Новости
      • Основные документы
      • Главное управление международно-правового сотрудничества
      • Региональное представительство
        Международной ассоциации прокуроров в России
      • Новости Генеральной прокуратуры России
      • Новости прокуратур субъектов федерации
      • События Генеральной прокуратуры
      • Мероприятия и встречи
      • Интервью и выступления
      • Печатные издания
      • Видео
      • К сведению СМИ
      • Инфографика
      • Конкурс
      • Участие в конкурсе
      • Этапы конкурса
      • Итоги конкурса
      • Аккредитация СМИ
      • Информационные материалы
      • Социальные ролики
      • Наглядные материалы
      • Прокурор разъясняет
      • Порядок обращения граждан
      • График приема
      • Интернет приемная
      • Уведомления об экстремизме
      • Статусы уведомлений
      • Прямая линия для предпринимателей

      Признание недвижимости бесхозяйной // Анализ постановления Президиума ВАС

      Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. Бесхозяйной является вещь, которая

      • не имеет собственника или
      • собственник которой неизвестен либо,
      • от права собственности на которую собственник отказался, если иное не предусмотрено законами.

      Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности .

      Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

      См. также Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899).

      Судебный процессуальный порядок признания имущества бесхозяйным (движимые и недвижимые вещи) регулируется гл. 33 ГПК РФ.

      Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.

      Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц .

      Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:

      • о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;
      • о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      г.Москва, ул. 1-я Останкинская, дом 35 24 декабря 2015 года Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Меньшовой О.А., при секретаре Лоскутовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6919/2015 по заявлению Управы района Ростокино города Москвы о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом,

      Заявитель Управа района Ростокино города Москвы обратилась в суд с заявлением о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в результате проверки территории района Ростокино города Москвы, по адресу: г.Москва, *выявлено *, имеющее признаки бесхозяйного, * «*», *отсутствует, *.

      Владелец уведомлен об эвакуации посредством размещения на стекле уведомления о необходимости приведения *в состояние, не позволяющее идентифицировать его как брошенное, или перемещения его собственником в места, позволяющие хранить * без создания помех в организации благоустройства территории в срок до 05.06.2015 г. Указывая на то, что * в настоящее время перемещен на стоянку временного хранения по адресу: г.Москва, ул. Джамгаровская, вл. 7, установить владельца *не представляется возможным, заявитель просил признать * * «*», *отсутствует, * бесхозяйным и признать право собственности города Москвы на данное *.

      Представитель заявителя Соловьев А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

      Представитель заинтересованного лица ГБУ «*ные дороги СВАО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил объяснения относительно заявленных требований, в соответствии с которыми * * «ВАЗ», *отсутствует, цвет зеленый поступило на хранение ГБУ «*ные дороги СВАО» на основании акта №383/13 от 17.06.2015 г., и в настоящее время находится по адресу: г.Москва, ул.

      Джамгаровская, вл. 7, просил рассматривать

      дело в его отсутствие.

      Представитель Департамента городского имущества города Москвы в

      судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил, об отложении слушания дела не просил.

      На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть

      отсутствие не явившихся лиц.

      Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

      В соответствии с Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 г. №157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы», Управа района как орган исполнительной власти наделена правом на обращение в суд в целях признания бесхозяйных объектов, за исключением объектов капитального строительства и бесхозных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подвески, собственностью города Москвы.

      Судом установлено, что на территории района Ростокино города Москвы по адресу: г. Москва, ул. *районной комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино, в составе представителя управы района Ростокино, представителя управляющей организации ГБУ «Жилищник района Ростокино», представителя ОМВД по району Ростокино было выявлено разукомплектованное *: «*», *отсутствует, *. Данный факт подтверждается актом №13 от 03.06.2015г. о выявленном разукомплектованном *, имеющем признаки брошенного, составленный комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино.

      Глава 33 ГПК РФ устанавливает порядок признания движимой вещи бесхозяйной и признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Введение в данную главу положений, устанавливающих порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, обусловлено наличием норм материального права в ГК, согласно которым признание права муниципальной собственности на такую вещь осуществляется в судебном порядке (ст. 225 ГК).

      Кроме того, поскольку ГК (ст. 225, 226) предусматривает различный порядок признания бесхозяйными движимых и недвижимых вещей, то это также нашло свое отражение в комментируемой главе, посвященной регулированию вопросов рассмотрения и разрешения дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь.

      Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:

      1. Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
      2. Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
      3. Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.

      После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.

      Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

      Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

      • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
      • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

      Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

      • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
      • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

      Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

      Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

      • паспорт истца;
      • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
      • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
      • акт, взятый из ЕГРП;
      • доказательная база;
      • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

      Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

      Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

      • на недвижимость – 15 лет;
      • на иные виды имущества – 5 лет.

      Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

      • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
      • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
      • при нахождении клада (ст. 233);
      • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

      1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

      Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

      2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

      Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

      Постановка на ГКУ бесхозных объектов недвижимости

      1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

      1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.

      2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

      федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

      территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

      На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

      3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

      В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

      4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

      прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

      проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

      внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

      5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):

      органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

      исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

      В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

      6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.

      2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

      Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

      Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

      После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

      В принципе, ограничений и конкретного перечня законодательство не устанавливает. Есть список объектов, которые невозможно «присвоить», но в остальном почти никаких ограничений.

      Нельзя «забрать себе» бесхозяйственные вещи, если они являются:

      • отходами различного назначения (бытовыми, химическими, биологическими, строительными);
      • лом металла (в том числе остатки производства, а также сломанные или пораженные ржавчиной элементы);
      • продукцию с явным производственным браком (ограничение касается непищевой);
      • отходов сплава.

      Сюда можно отнести:

      • транспортные средства (мотоциклы, автомобили, мопеды, велосипеды);
      • строительное оборудование (дрель, перфоратор, краскопульт, отбивной молоток, гвозди);
      • пищевые продукты (хлеб, молоко, яйца, мясо);
      • бытовую технику (стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, мультиварки, пароварки, мясорубки, кухонные комбайны);
      • качественную одежду и обувь (пальто, куртки, сапоги, шляпы, платья, свитера);
      • повседневные аксессуары (зонтики, предметы бижутерии, шапки, портфели, рюкзаки);
      • мобильные устройства (телефоны, наушники, планшеты, смартфоны, ноутбуки, персональные компьютеры, трекеры сна и так далее);
      • обиходные предметы и вещи для интерьера (столы, кровати, комоды, стулья, шкафы, секции, гардеробные);
      • бытовую химию (порошки, средства гигиены, парфюмерию и так далее).

      Честно говоря, список имущества не ограничивается указанными объектами. По сути, можно приобрести любую бесхозяйственную вещь. Но придется соблюсти установленные требования национального законодательства.

      Споры по поводу принадлежности подобных объектов рассматриваются судами общей юрисдикции. Правда на вещи могут заявлять не только физические лица, но и юридические (колхозы, компании, совхозы, учреждения образования и медицины, промышленные предприятия, торговые объекты и так далее).

      Бесхозяйное имущество не может быть зарегистрировано в случаях, если:

      1. Законный владелец объекта предоставляет в уполномоченный орган документ, свидетельствующий о принятии его вновь во владение, распоряжение и пользование.
      2. Собственник направит бумагу, указывающую на то, что действия, направленные на отказ от прав на имущество, ранее им не совершались. В документе могут также содержаться сведения о том, что субъект не выражал волеизъявления прекратить распоряжаться, пользоваться и владеть объектом.
      3. В течение установленного срока законный владелец не направит никакого письменного уведомления либо организация связи подтвердит невозможность вручения извещения в связи с отсутствием получателя по указанному адресу. При этом местный орган власти также должен не представить документ от собственника об его отказе о своих правах на имущество.
      4. По окончании срока, установленного в обращении о приостановлении процедуры, субъект, направивший данное ходатайство, не сообщит об устранении причин, явившихся основанием для этого.
      5. От прав на объект отказались не все сособственники.

      Если ваше имущество признано бесхозным и в его отношении осуществляется попытка изъятия в пользу администрации (третьих лиц), вам придётся отстаивать своё право собственности в суде.

      Основанием для подачи иска в суд станут следующие ситуации или их совокупность:

      1. Ваше имущество или объект незавершённого строительства было признано бесхозяйственным.
      2. На ваше имущество было совершено покушение со стороны третьих лиц, с претензией на то, что оно не имеет владельца.
      3. Вами была обнаружена бесхозная вещь, и вы планируете вступить во владение ею после проведения досудебной процедуры.
      4. Вы имеете право претендовать на владение вещью, признанной бесхозной или объектом незавершённого строительства.
      5. У вас имеются факты, подтверждающие ваше право на владение имуществом, в отношении которого возбужден иск.
      6. Вы открыто пользуетесь бесхозной вещью более 15 лет, предполагая правомочность пользования.

      Подсудность данного вопроса относится к суду общей юрисдикции первой инстанции, в порядке искового производства.

      Если речь идёт о движимом имуществе, то исковое заявление необходимо подавать по месту нахождения ответчика или по месту нахождения вещи, как правило, документы в суд подготавливаются сотрудниками полиции, к которым обратилось лицо с находкой.

      Если речь идёт о недвижимом имуществе – обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости. Также поступают и при наличии объекта незавершённого строительства, если хотим признать право собственности на земельный участок. О признании права на квартиру можно узнать здесь.

      Расходы при оформлении бесхозяйной недвижимости предполагают, во-первых, оплату госпошлины за регистрацию права собственности, а во-вторых, уплату за:

      • выписку из ЕГРН;
      • покупку или аренду заброшенного участка вместе с домом, если он там расположен;
      • снос заброшенного дома, если он не нужен новому владельцу;
      • строительство новых объектов на этом участке, если у собственника есть такое желание.

      Также существуют «бесхозяйки», которые нужно достраивать или вкладываться в ремонт. Возможны дополнительные траты на нотариальные услуги при заключении договора и другие издержки.

      Как признать имущество бесхозным

      Оно оформляется:

      1. Местным органом власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
      2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

      Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

      Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.

      Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

      • на недвижимость – 15 лет;
      • на иные виды имущества – 5 лет.

      Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

      • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
      • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
      • при нахождении клада (ст. 233);
      • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

      Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

      В первую очередь заинтересованное лицо предоставляет бумаги, удостоверяющие признание имущества бесхозяйным. К ним в том числе относят документы, подтверждающие, что объект не включен в федеральные, государственные и муниципальные реестры. Заинтересованное лицо предоставляет также бумагу, удостоверяющую, что соответствующие органы власти не регистрировали право собственности. Бесхозяйное имущество может стать таковым в случае, когда законный владелец отказывается от него. Этот факт должен также подтверждаться документально. Это обеспечивается документами, удостоверяющими право собственности субъекта и письменным отказом от владения объектом.

      Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

      Право на бесхозяйные вещи возникает:

      • у муниципальных образований;
      • у населенных пунктов федерального уровня.

      Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

      Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:

      • орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
      • по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
      • суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
      • после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.

      Бесхозяйное имущество: как громаде стать собственником

      Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

      Tweet

      Как оформить «прирезку» по новому Земельному кодексу?

      После вступления изменений в Земельный кодекс законодатели прокомментировали, что граждане с 1 марта получают возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам. Под «прирезками» понимаются те земельные участки, которые граждане уже фактически используют, огородили, обрабатывают и поль…

      Уточнение границ земельного участка

      В данной статье пойдет речь о таком виде работ, как уточнение земельного участка. Если земельному участку уже присвоен кадастровый номер, но в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении его границ, то данный земельный участок подлежит уточнению.

      Единый государственный реестр объектов недвижимости

      С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон). База данных государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав (ЕГРП) станут единой базой данных – Единым государственным реестром объектов недви…

      В заявлении необходимо указать:

      1. Наименование объекта.
      2. Описание основных характеристик.
      3. Доказательства отказа хозяина от права собственности на вещь.
      4. Подтверждения тому, что субъект вступил во владение объектом.

      Для недвижимости дополнительно указывают дату внесения сведений в ЕГРП и орган, осуществивший данную процедуру. Кроме этого, предъявляются доказательства, свидетельствующие об отсутствии законного владельца у объекта.

      Бесхозяйную недвижимость принимает на учет Росреестр и его территориальные органы (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 6 ч. 3 ст. 3 Закона о госрегистрации недвижимости).

      Это могут сделать следующие органы, на территории которых находятся бесхозяйные объекты недвижимости (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ):

      • органы местного самоуправления – по общему правилу;
      • органы исполнительной власти субъекта РФ – если объект находится в гг. Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе.

      Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

      А в действительности так ли легко приобрести в собственность здание, которое никому не принадлежит?
      В современных условиях детальной законодательной регламентации и ведения Единого реестра прав на недвижимое имущество было бы странно обнаружить здание, которое никому не принадлежит. Однако такое случается.

      Для начала определимся с понятием бесхозной вещи. Не каждая вещь может быть признана таковой – для отнесения вещи к бесхозяйной имеются три основания (ст.225 ГК РФ): вещь не имеет собственника; собственник вещи не известен или собственник вещи отказался от права собственности.
      Последние вполне вероятно, поскольку ГК РФ позволяет гражданину или юрлицу отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (ст.236 ГК РФ). Но для этого конкретному лицу необходимо объявить об этом или совершить другие действия, которые будут определенно свидетельствовать об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить права на него. При этом надо понимать, что такой отказ не повлечет за собой прекращения прав и обязанностей собственника, пока право собственности на эту вещь не приобретет другое лицо.

      Статья 17 . Выявление бесхозяйных объектов и признание прав муниципальной собственности на них

      1. Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, учета и признание прав муниципальной собственности на них регулируются статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

      Признание права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного имущества в судебном порядке осуществляется в соответствии с требованиями главы 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

      [1]

      2. В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество является бесхозяйным в случае, когда:

      — имущество не имеет собственника;

      — его собственник неизвестен;

      — собственник отказался от имущества.

      Оформить свой отказ собственник недвижимого имущества может путем подачи заявления в Администрацию. К заявлению прилагаются:

      — документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в т. ч. план данного объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией или органом по учету объектов недвижимого имущества;

      — кадастровый паспорт или кадастровый план земельного участка — в том случае, если объект недвижимости не прошел государственную регистрацию и не включен в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

      — правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества, подтверждающие право собственности у лица, отказавшегося от права собственности;

      — собственники — физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, а собственники — юридические лица — документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица. Собственник может предоставить и другие документы, относящиеся к вопросу отказа от имущества.

      3. Бесхозяйные объекты недвижимости выявляются:

      — в результате проведения инвентаризации и ремонтных работ;

      — на основании обращения предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности или отдельного гражданина по поводу обнаруженных объектов недвижимого имущества;

      — в ходе проверки использования объектов на территории муниципального образования.

      4. Функциональный орган Администрации в сфере имущественных отношений осуществляет учет бесхозяйного недвижимого имущества, оформление имущества в муниципальную собственность.

      5. Приобретателем недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество) является муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым.

      6. Выявление на территории муниципального образования недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, осуществляет Городская межведомственная комиссия Администрации, в состав которой входят: заместитель Главы администрации города Алушты по направлению деятельности — председатель комиссии, представитель функционального органа Администрации в сфере капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства — секретарь комиссии, представители функциональных (отраслевых) органов Администрации, представители муниципальных предприятий, учреждений. Городская межведомственная комиссия осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о городской межведомственной комиссии, утверждаемом постановлением Администрации.

      Приложение
      к приказу Министерства
      экономического развития РФ
      от 10 декабря 2015 г. N 931

      Порядок
      принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

      1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

      2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);

      территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).

      На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).

      3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

      В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

      4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

      прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

      проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

      внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

      5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

      органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

      исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

      В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

      6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

      7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

      8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

      9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

      Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

      10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

      Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам.

      В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.

      Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.

      Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

      • собственник отсутствует или не может быть установлен;
      • вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
      • был написан отказ от использования вещи.

      Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение. Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *