Все ли недвижимое имущество подлежит государственной регистрации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все ли недвижимое имущество подлежит государственной регистрации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Регистрация прав на недвижимость

Для начала выясним, какое имущество относится к недвижимости. В соответствии со статьей 181 Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения. Проще говоря, это земля и сооружения на ней построенные: предприятие как целостный имущественный комплекс, жилые дома, квартиры, жилые и нежилые помещения и т.д. Отдельно стоит выделить объекты незавершенного строительства – они тоже могут быть предметом сделки, например, купли-продажи. К недвижимости также относятся такие объекты, как морские суда и космические корабли, но нас в разрезе данной статьи они интересовать не будут.

К движимому имуществу относятся объекты, которые можно свободно перемещать в пространстве.

Для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следует обратиться к субъекту государственной регистрации (Центр предоставления административных услуг – ЦНАП) или к нотариусу с заявлением.

Заявление о государственной регистрации прав подается отдельно по каждому объекту недвижимого имущества. Исключение: в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением прав на земельный участок, на котором они расположены, подается одно заявление о государственной регистрации прав на такие объекты.

К заявлению прилагаются документы, перечень которых зависит от того, какое право регистрируется и документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

Документы, необходимые для регистрации права собственности на отдельный объект недвижимости (жилое помещение, квартиру):

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав
  4. В случае приобретения лицом беспроцентных облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность, является договор купли-продажи облигаций и документ, согласно которому осуществилось закрепление
  5. В случае участия лица в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования
  6. Документ, подтверждающий приобретение в собственность лицом закрепленного за лицом объекта инвестирования, предусмотренный законодательством (инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав, справка из кооператива о членстве и уплате взноса в полном объеме и т.п.)
  7. Технический паспорт на объект недвижимого имущества.

Для регистрации права собственности на новострой:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код + копия
  3. договор о совместной деятельности или договор простого товарищества
  4. письменное заявление совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества
  5. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица (доверенность)
  6. сведения о кадастровом номере
  7. справка (выписка) из Реестра адресов о присвоении почтового адреса
  8. технический паспорт на объект недвижимого имущества
  9. документ, удостоверяющий принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Для регистрации права собственности на новосформированный земельный участок:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. решение суда, вступившее в законную силу
  4. государственный акт
  5. свидетельство о праве собственности
  6. свидетельство о праве на наследство
  7. договор дарения
  8. договор купли-продажи
  9. правоустанавливающий документ на земельный участок
  10. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица
  11. выписка из Государственного земельного кадастра
  12. решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству

Для государственной регистрации реконструированного объекта:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, реконструкция которого осуществлялась в результате совместной деятельности)
  4. Письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на реконструированный объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность)
  5. технический паспорт
  6. Декларация или сертификат готовности объекта к эксплуатации
  7. Документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимого имущества до его реконструкции (кроме случаев, когда право собственности на такой объект уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

Для регистрации права собственности по решению суда:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
  4. решение суда
  5. технический паспорт

Для регистрации права собственности в связи с передачей в собственность юридического лица в качестве взноса:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
  4. согласие супруги
  5. Письменное согласие всех совладельцев
  6. Решение органа или лица, уполномоченного учредительными документами юридического лица или законом
  7. Акт приема-передачи имущества или другой документ, подтверждающий факт передачи такого имущества (протокол, решение общего собрания, решения суда)
  8. Документ, удостоверяющий право собственности лица на имущество, передаваемое в собственность юридического лица (кроме случая, когда право собственности на такое имущество уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

Государственная регистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) проводится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав.

По желанию заявителя регистрация может быть проведена быстрее, в срок от двух часов до двух рабочих дней, но размер платы за услуги по регистрации при этом будет значительно выше.

Государственная регистрация обременений, ипотек прав проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня регистрации заявления.

Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом проводится безотлагательно после завершения нотариального действия.

  • Юридические компании
  • Юристы Киева
  • Адвокаты Украины
  • Нотариусы Украины
  • Государственные нотариусы
  • Частные нотариусы

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, и обременений таких прав.

Государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, обременений такого права проводится в порядке, определенном настоящим Законом, с учетом особенностей правового статуса такого объекта.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на государственную регистрацию воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических и других объектов гражданских прав, на которые законом может быть распространен правовой режим недвижимого имущества.

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • 1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
  • 2) Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, обеспечивающая обработку, хранение и предоставление сведений о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения;
  • 3) заявитель:
    • владелец, другой правоприобретатель, сторона сделки, в которых возникло, перешло ли прекратилось вещное право, или уполномоченные ими лица — при подаче документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и иных вещных прав;
    • орган государственной власти, его должностное лицо, которым установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлены, изменены или прекращены обременения, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения имущественных прав;
    • ипотекодержатель, лицо, в интересах которого установлена, изменена или прекращена ипотека, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения ипотеки;
    • орган местного самоуправления — в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
    • лицо, за которым закреплен личный счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо — в случае проведения государственной регистрации права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения , пристройки к ним, были закончены строительством в 5 августа 1992 и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которым в соответствии с законодательством осуществлялось ведение похозяйственного учета;
    • частный партнер (концессионер) — в случае проведения государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на недвижимое имущество, вещные права на которое возникли в результате создания и / или строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения), и / или управление (пользование, эксплуатация, техническое обслуживание) по договору, заключенному в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессионным договором;
    • государственный партнер (концессиедатель) или по его поручению государственное или коммунальное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другом хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству, — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения права государственной или коммунальной собственности на земельный участок, необходимый для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии), для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения прав на такой земельный участок;

    1. Общими принципами государственной регистрации прав являются:

    • 1) обеспечение государством объективности, достоверности и полноты сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и их обременения;
    • 2) обязательность государственной регистрации прав в Государственном реестре прав;
    • 2-1) одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав;
    • 3) публичность государственной регистрации прав;
    • 4) внесение сведений в Государственный реестр прав исключительно по основаниям и в порядке, определенным этим Законом;
    • 5) открытость и доступность сведений Государственного реестра прав.

    2. Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.

    3. Имущественные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий:

    • 1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения;
    • 2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательной регистрации.

    4. Любые действия лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и их обременений, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, могут совершаться, если имущественные права на такое имущество зарегистрированы согласно требованиям этого Закона, кроме случаев, когда вещные права на недвижимое имущество, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 28 настоящего Закона.

    5. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества.

    На основании решения Министерства юстиции Украины государственная регистрация права собственности и других вещных прав в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, определенных абзацем первым настоящей части, или независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация прав проводится по заявлениям в сфере государственной регистрации прав любым государственным регистратором с учетом требований, установленных абзацами первым — третьим этой части, кроме случая, предусмотренного статьей 32-1 настоящего Закона.

      1. Государственной регистрации прав подлежат:

      • 1) право собственности и право доверительной собственности как способ обеспечения исполнения обязательства на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;
      • 2) вещные права на недвижимое имущество, производные от права собственности:
        • право пользования (сервитут);
        • право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис)
        • право застройки земельного участка (суперфиций);
        • право хозяйственного ведения;
        • право оперативного управления;
        • право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
        • право пользования (найма, аренды) зданием или другим капитальным сооружением (их отдельной части), что возникает на основании договора найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет;
        • (Абзац девятый пункта 2 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
        • право доверительной собственности (кроме права доверительной собственности как способа обеспечения исполнения обязательств);
        • другие вещные права в соответствии с законом;
      • 3) (Пункт 3 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
      • 4) обременения прав на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства:запрет отчуждения и / или пользования;
        • арест;
        • ипотека;
        • требование нотариального удостоверения договора, предметом которого является недвижимое имущество, установленная собственником такого имущества;
        • налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;

      2. При определении долей в праве общей собственности или их изменения, изменения субъекта управления объектами государственной собственности, изменения правоприобретателя вещного права, производного от права собственности, срока действия такого вещного права, а также изменения обременителя, лица, в интересах которой установлено обременение прав, или изменения условий обременения проводится государственная регистрация таких изменений, при этом дата и время государственной регистрации прав, обременений прав остаются неизменными.

      Росреестр: какие объекты недвижимости не подлежат регистрации?

      1. Организационную систему государственной регистрации прав составляют:

      • 1) Министерство юстиции Украины и его территориальные органы;
      • 2) субъекты государственной регистрации прав:
        • исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
        • (Абзац третий пункта 2 части первой статьи 6 исключен на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)
      • 3) государственные регистраторы прав на недвижимое имущество (далее — государственные регистраторы).

      2. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и / или республиканского Автономной Республики Крым значения) получают полномочия в сфере государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Законом в случае принятия соответствующим советом такого решения.

      3. (Часть третья статьи 6 исключена на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)

      Написать комментарий

          Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

          Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

          Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

          Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

          Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

          Можно выделить следующие особенности:

          • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
          • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
          • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
          • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

          Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

          Действующий порядок строится на следующем:

          • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
          • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
          • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

          Все о регистрации прав на недвижимое имущество в Украине

          Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

          • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
          • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
          • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
          • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
          • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

          Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

          Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

          Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

          • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
          • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

          Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

          Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

          Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

          Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

          Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

          Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

          Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

          • паспорта сторон сделки;
          • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
          • квитанция об уплате госпошлины;
          • кадастровый паспорт.
          • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

          Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

          Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

          Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам

          • Учет и отчетность
          • Налогообложение
          • Упрощенная система
          • Труд и социальная защита
          • Госрегулирование
          • Право и ответственность
          • Финансы и банки
          • Общество и жизнь
          • «Дебет-Кредит»

          Кроме этого предусмотрены официальные основания для общероссийского регистрационного учета собственности, для этих целей предусмотрены следующие ситуации:

          • Субъект собственности создаётся вновь или образуется из другого кадастрового участка.
          • Недвижимость прекращает своё существования по определенным характеристикам, например, гибель земли, разрушение здания и т.д.
          • Недвижимость изменила свои первоначально заданные характеристики.
          • Объект был ранее учётный, но по каким-то причинам не попал в новую базу данных.

          Таким образом, любой объект собственности должен иметь не только категорию, но основания. Помимо этого, для основания необходимо предъявить ряд характеристик, которые обязательно учитываются для реестра базы данных кадастровой палаты:

          • Точный вид объекта недвижимости, все категории мы перечислили выше, допускается упоминание объекта, в соответствии с Классификатором объекта права в РФ.
          • Индивидуальный код объекта (номер по госкадастру) и дата постановки на учет.
          • Общая учётная площадь, в соответствии с документами права.
          • Адрес недвижимости, согласно федеральным классификаторам ФГИС.
          • Фактическое описание границ кадастрового объекта.
          • Степень подготовленности и вид объекта незавершенного строительства.
          • Количественный состав поэтажности для здания, в том числе перечень подземных и надземных этажей в совокупности.
          • Для всех категорий квартир, указывается номер этажа расположения.
          • Иные публичные сведения для объекта.

          Свидетельство о регистрации недвижимости упразднят Регистрировать недвижимость с 1 января нужно будет по-новому В России появится Единый государственный реестр недвижимости

          Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

          Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

          Глава 1. Общие положения

          Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

          1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

          2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

          3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

          4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

          5. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

          6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

          7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).

          8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.

          Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

          1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

          Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

          • договоры, содержащие условия сделок;
          • судебные решения;
          • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
          • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
          • платежное поручение на оплату госпошлины.

          Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

          Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

          Какие объекты необходимо регистрировать в Росреестре

          Государственной регистрации подлежат сделки с недвижимостью. В этом вопросе необходимо полагаться на нормы закона. Выполнить оформление можно в каждом субъекте страны. Все нюансы процесса указаны в ГК РФ ФЗ №122.

          Основу госрегистрации составляет юридический акт, по которому государством подтверждается возникновение, ограничение, переход и прекращения прав на недвижимость. Только с документальным оформлением сделка считается законной.

          Государственной регистрации подлежат сделки, при которых нет перехода прав. Это процедуры по ограничению прав. Соглашения заключаются для возможности передачи недвижимости в залог или пользование. Это касается:

          1. Договоров аренды – во временное пользование передаются объекты, сооружения, нежилые помещения, земли на срок от 1 года.
          2. Договоров по аренде предприятий как имущественных комплексов.
          3. Договоров субаренды.
          4. Сделок по залогу объектов.
          5. Договоров по долевому строительству.

          Сделка по ограничению является действительной после постановки штампа. Залогом считается особая сделка, при которой не происходит по отчуждению. Если имущество передано в залог, то это не значит, что права собственника на этом прекращены. При уклонении должником от обязанностей, все заложенное становится владением залогодержателя при составлении новой сделки, к примеру, заключении соглашения по покупке залога.

          Государственной регистрации в РФ подлежат и другие сделки. Они будут заключенными с постановки штампа. К ним можно составлять дополнительные соглашения, если это требуется. Эти документы предполагают вероятность изменения правоотношения по ранее заключенным процедурам:

          • Уступительные требования по договорам, ранее зарегистрированным. К ним относят соглашения по долевому строительству.
          • Долговой перевод по сделкам.
          • Перенаем – переход прав и обязанностей на основе договора аренды.
          • Соглашение по поводу изменений в договоре.
          • Отказ от принятия дара.

          В п. 1 ст. 452 ГК РФ сказано, что оформление соглашения, включающего сведения об изменениях или расторжении, происходит в такой форме, как и сам договор.

          Государственной регистрации подлежат сделки с участием собственников:

          1. Граждан РФ.
          2. Лиц без гражданства и иностранцы.
          3. Юридические лица.
          4. Иностранные государства.
          5. Международные компании.
          6. РФ и ее субъекты.
          7. Муниципальные образования.

          В сделках должны участвовать органы, которые выполняют регистрацию. Только после этого есть право на недвижимость. Оспаривание проводится только в суде.

          Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция

          Если приобретать в собственность помещение, следует проверить сведения о нем. Для этого применяется выписка из ЕГРП. Она позволит определить, является ли конкретный человек собственником или нет. Также документ позволит установить, если ли ограничения на объект.

          Собственник может предъявить свидетельство о регистрации, но, вероятно, объект заложен. А в государственном кадастре получится узнать сведения об объекте и правах, относящихся к нему.

          Сделки по покупке, передаче в аренду желательно проводить с помощью специалиста, ведь в таких процедурах могут быть и мошеннические действия. Только специалист может определить подлинность документов, а также законность сделки. Тогда процедура будет законной и правильно оформленной.

          О государственной регистрации недвижимости и сделок с ней в 2017-2018 годах

          Что нового появилось при регистрации недвижимости с 2017 года

          Госрегистрация недвижимости: обязательность процедуры

          Регистрация ранее возникшего права собственности на недвижимость

          Как зарегистрировать недвижимость в Росреестре

          Каков перечень документов для регистрации

          Регистрация права собственности на объект недвижимости: как подать документы в Росреестр через МФЦ или интернет

          Регистрация имущества в собственность: доверенность на гос регистрацию объекта

          Основания к отказу в регистрации недвижимости

          Практические советы по регистрации недвижимости

          Все нижеперечисленные признаки являются существенными и имеют отношение ко всем предприятиям и организациям.

          Они получили нормативное закрепление в статьях Гражданского кодекса Российской Федерации:
          • юридическое лицо выступает в качестве единственного собственника, обладающего всеми правомочиями;
          • в зависимости от формы внутреннего устройства юридического лица, его руководство и иные члены либо имеют доли в собственности, либо они отсутствуют;
          • собственностью юр лица признается как приобретенное во время его существование имущество, так и полученное под видом взноса или вклада;
          • юр лицо, единолично реализуя права собственника имущества, имеет право совершать любые действия с принадлежащим ему имуществом. Естественно, что под запрет попадают противоправные и незаконные действия.

          Организации могут преследовать в качестве основной цели извлечение прибыли (коммерческие) и не обладать таковой (некоммерческие). Они обладают разными правами по отношению к своему имуществу. Так, закон выделяет в качестве основной цели коммерческого юридического лица – извлечение и получение прибыли. На основании этого, юридическое лицо может использовать свое имущество для выведения прибыли. Некоммерческое юридическое лицо может извлекать доходы только с целью осуществления и реализации основной цели своего существования. Данное правило в основном относится к фондам, религиозным и иным общественным организациям.

          ВНИМАНИЕ !!! За государством остается право в любой момент ограничить правомочия юридического лица. Однако для этого требуются весомые основания. В результате этого, собственник будет частично или полностью лишен своих прав.

          Так, юридическое лицо может быть ограничено в возможности быть собственником объектов, разрешенных к использованию только государством. Сюда следует относить изъятое имущество или находящиеся в ограниченном обороте (оружие, наркотические вещества, определённые виды недвижимого имущества).

          Законодательно разрешено владение любым имуществом. Однако существуют исключения, которые строго закреплены в законе. Юридическое лицо может быть владельцем как движимого, так и недвижимого имущества. Размер, стоимость и количество имущества не ограничивается, кроме случаев, когда это может представлять угрозу общественным интересам. Все вышеперечисленные нюансы актуальны в 2018 году.

          Согласно действующему законодательству, любая недвижимость подлежит обязательной государственной регистрации. Для этой процедуры предусмотрен специальный порядок, без соблюдения которого недвижимое имущество не будет являться полноценным объектом гражданских правоотношений. Например, с ним нельзя будет совершать какие-либо сделки, влекущие наступление юридических последствий. При отсутствии сложностей и проблем, на проведение регистрации должно уйти не более 1 месяца.

          Не все имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

          Регистрация права собственности на квартиру

          Имущество, внесенное в государственной реестр, уже имеет собственника и подтверждает право последнего на реализацию своих правомочий собственника. Оспорить собственность другого лица возможно только при наличии весомых обстоятельств и только в судебном порядке.

          К другому владельцу собственность может переходить несколькими способами. Соответственно, документы, подтверждающие право собственности на недвижимость в каждом случае будут разными. Этот документ является обязательным для осуществления регистрации государственным органами. Чаще всего в качестве подтверждающего переход права собственности выступает договор купли продажи, договор о дарении, приватизации или передачи по наследству.

          • Семейное право
          • Наследственное право
          • Земельное право
          • Трудовое право
          • Автомобильное право
          • Уголовное право
          • Недвижимость
          • Финансы
          • Налоги
          • Льготы
          • Ипотека

          С начала 2017 года порядок оформления права собственности регламентируется новым федеральным законом. Его номер 218, а принят он был еще 1 июля 2016 года.

          Этим законом установлено, что любое право собственности на недвижимое имущество подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), ведущемся в Росреестре.

          Только зарегистрированный в установленном порядке объект можно подарить, продать, оставить в наследство, то есть распорядиться им на свое усмотрение. Договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о наследстве и другие подобные документы лишь фиксируют факт передачи собственности от одного владельца к другому.

          Вот почему так важно официальное оформление недвижимости. Об этом термине рекомендую прочитать подробную статью на нашем сайте. Кроме того, оформленное в установленном порядке право, можно оспорить только через суд. Это дает гарантию неприкосновенности вашей собственности

          Гражданским законодательством предусмотрены разные виды и формы права собственности. Их можно классифицировать по нескольким критериям. Например, в зависимости от количества владельцев, право собственности может принадлежать одному лицу или нескольким. В последнем случае выделяют долевую и совместную собственность.

          Так как имущество бывает движимым и недвижимым, то и право собственности имеет соответствующие названия. Однако в более широком смысле выделяется 3 основных вида, о которых пойдет речь далее.

          Виды:

          • право частной собственности;
          • право государственной собственности;
          • право муниципальной собственности.

          Рассмотрим их подробнее, так как от вида зависит порядок оформления сделок с недвижимостью. О сути этого понятия читайте в соответствующей статье.

          Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения

          Оно охватывает большой спектр субъектов, начиная от конкретного физического лица (гражданина или индивидуального предпринимателя) и заканчивая всевозможными юридическими лицами.

          При этом процесс оформления права собственности хозяйственных товариществ и обществ мало чем отличается от такового в случае обращения гражданина.

          Это право предполагает, что объектом владеет государство непосредственно через включение его в казну или через государственные учреждения и ведомства.

          Составные части государственного имущества:

          • федеральное;
          • областное;
          • республиканское;
          • имущество автономных округов.

          Оформлением права собственности на государственные объекты занимается все тот же Росреестр.

          К муниципалитетам принято относить города, районы, сельские поселения и другие образования, в которых есть органы местного самоуправления. Все они оформляют право собственности в Росреестре на различные объекты, находящиеся на их территории.

          При этом для управления таким имуществом создаются муниципальные учреждения, в штате которых имеются юристы по недвижимости. О их деятельности можно прочитать в нашем отдельном материале

          Закон определяет, что регистрацией недвижимости в ЕГРН занимается Росреестр, но предусматривает, что подать документы для этой процедуры можно как непосредственно в регистрирующий орган, так и в Многофункциональный центр (МФЦ).

          В обоих случаях нужно подготовить один и тот же пакет документов:

          1. Устанавливающих личность. Паспорт или заверенная у нотариуса доверенность на оформление права собственности, выданная третьему лицу гражданином, организацией, муниципальным либо государственным учреждением. Должностные лица, в чьи служебные обязанности входит оформление недвижимости, предоставляют документ, который подтверждает их права.
          2. Документы, подтверждающие возникновение или переход права собственности. Договор купли-продажи (в случае нескольких собственников заверяется нотариусом), свидетельство о наследстве, дарственная, договор приватизации, разрешение на ввод в эксплуатацию и иные подобные документы. Предоставляются в 2 экземплярах-подлинниках, кроме нотариально заверенных случаев, когда можно предоставить подлинник и копию.
          3. Техническая документация на объект недвижимости. План межевания, технический план, карта-план территории, акт обследования и тому подобное.
          4. Другие документы. Заявления на регистрационные действия, квитанция об уплате госпошлины, судебные акты.

          Отмечу, что должностным лицам запрещено требовать акты органов местного самоуправления, так как они должны быть запрошены в рамках электронного взаимодействия, а также документы, не предусмотренные законом.

          Как уже было отмечено ранее, существует два места, куда можно отнести документы для оформления права собственности: МФЦ и Росреестр (никакие БТИ и, тем более, частные конторы этим не занимаются).

          От того, куда вы обратитесь, зависит срок выполнения заявки и качество оказания услуги. Сегодня все МФЦ снабжены устройствами электронной очереди, удобными местами для ожидания. Там не нужно самостоятельно писать заявление и сшивать дело, как это происходит в Росрестре. Кроме того, по готовности вам придет СМС уведомление.

          Госпошлина — это сбор, который осуществляет государство за оказание тех или иных услуг. Оплачивать ее нужно в банке или в терминалах оплаты, которые установлены непосредственно в здании МФЦ. Если вы с техникой не дружите, то вам помогут это сделать специалисты центра. Отдавать оригинал квитанции не нужно, достаточно только копии.

          Размер государственной пошлины определяется Налоговым кодексом и зависит от типа регистрируемого объекта. Не путайте плату за регистрационные действия и сумму, которую берет нотариус за удостоверение некоторых сделок. Например, оформление права собственности на квартиру, обойдется в 2 тыс. рублей, а нотариус за сделку может взять 20 тыс. рублей.

          Регистрация собственности в 2021 году

          Когда люди заключают сделку, то всегда встает вопрос о юридическом регулировании подобного соглашения между сторонами.

          Нужно знать, в какой форме законодательство допускает оформление сделки, а также требования, которые выдвигаются для признания договора вступившим в свою силу.

          Следует отметить, что с 1 января 2021 года вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». В связи с этим важно разобраться в том, какие договора подлежат государственной регистрации с 2021 года.

          Так, договоренности между физическими либо юридическими лицами могут выражаться устно. Однако в некоторых случаях они имеют обязательное письменное оформление, предполагающее создание документа. В свою очередь, договор, может требовать:

          • регистрации в государственных инстанциях, которые ведут собственные реестры;
          • обязательного заверения в нотариальном порядке;
          • непосредственно самого факта договоренности участников сделки по основным вопросам.

          Следует отметить, что вариант с нотариальным удостоверением в большинстве случаев является обязательным требованием. Однако в определенных случаях закон называет подобный способ оформления желательным либо оставляет выбор за сторонами.

          Таким образом, гражданам не запрещается обращаться в нотариальную контору в тех ситуациях, когда подобное удостоверение не является для них обязательным, а выступает исключительно желанием оформить свои правоотношения именно так.

          В этом заключается основное отличие от обязанности регистрировать договоры. Ведь органы юстиции принимают заявления только тогда, когда относительно конкретной сделки в законе прямо указано то, что ее необходимо оформить соответствующим образом. О том, какие договора аренды подлежат государственной регистрации с 2017 года в соответствии с ФЗ, сказано ниже.

          Чтобы иметь представление, какие договоры подлежат государственной регистрации, среди них условно следует выделить несколько групп:

          1. Все договоры, суть которых в отчуждении недвижимых объектов. Иными словами, происходит переход права собственности от одного лица к другому. Они заключается при сделках купли-продажи, дарения, мены, аренды с дальнейшим выкупом, ренты, купли-продажи имущественного комплекса.
          2. Правовые отношения, при которых не происходит перехода прав. Их суть заключается в передаче недвижимого имущества во временное использование. Такими сделками является залог, аренда (если срок договора более 1 года), безвозмездное пользование.
          3. Договоры, которые заключаются при сделках, являющихся дополнительными к уже прошедшим регистрацию и состоявшимся, например, перевод долга, уступка требования, изменение условий и т. д.
          4. Бумаги смешанного характера, то есть такие, в тексте которых содержатся элементы одновременно нескольких документов, но один из них по закону требует обязательной регистрации.

          Какие договоры подлежат государственной регистрации – такой вопрос встает перед гражданами, которые заключают сделки с крупными денежными суммами или подписывают соглашения, нуждающиеся в заверении нотариусом. Среди подобных сделок находится целая категория бумаг. Это такие официальные документы, которые непосредственно относятся к недвижимости и различным операциям с ней.

          Договоры, подлежащие государственной регистрации, проходят удостоверение в Росреестре.

          Подобная процедура обеспечивает правильность составления подобного документа, верность проведенной сделки, отсутствие обмана и преступных махинаций с любой из сторон, закрепление законных прав на распоряжение и владение недвижимостью за новым владельцем или несколькими, легитимность вносимых изменений, если одновременно подписывались некоторые дополнительные акты, а также признание операции недействительной.


          Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *