Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2014 N 809, от 05.03.2015 N 194, от 25.05.2017 N 631)

Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.03.2015 N 194, от 25.05.2017 N 631)

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2014 N 809, от 25.05.2017 N 631)

Постановление Правительства РФ от 17.07.95 N 713

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Приказ МВД России от 31.12.2017 N 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2021 N 50635.
Обновлен административный регламент предоставления МВД России государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Согласно регламенту регистрационным учетом граждан РФ занимаются подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Заявителями на получение данной госуслуги являются:

— граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста;

— один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина РФ — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).

Каждый год в законодательстве происходят локальные изменения, которые в основном не слишком интересуют среднестатистического россиянина, так как не имеют глобального влияния на процесс.

В 2021 году ситуация сильно изменилась.

В силу вступил закон, полностью меняющий процедуру подачи документов и оформления права собственности. Это касается всех объектов недвижимости, приобретённый на постоянной основе.

С 2021 года закон сильно изменился, но для рядового человека очень сложно уследить за всеми юридическими тонкостями. В таком случае важно знать самые основные изменения.

Они включают в себя:

  • сокращении сроков регистрации;
  • единственным условием для отказа документов является отсутствие паспорта;
  • изменены положения для юридических лиц.

В частности, для юридических лиц прописано отменить требования уставной документации. Можно не предоставлять подобный документы совершенно легально после введения новых правил.

С 2021 года регистрация прав и кадастровый учёт перешли под управление одного органа. Ранее было две организации. Теперь за всё отвечает – Росреестр.

Закон о регистрации по месту жительства на территории страны не принят. Однако в настоящее время действует Постановление Правительства № 713 от 17.07.1995 года, которое регулирует порядок внесения сведений о проживании лица в конкретном жилом помещении.

В соответствии с этим документом, постановка на учет осуществляется в течение недели, после получения права на проживание на новом месте.

Документы подаются по месту нахождения недвижимого жилого объекта.

Допускается представление документов представителем лица. В этом случае представитель обязан предъявить сотруднику органа доверенность, которая заверена нотариусом в установленном порядке, в которой указано полномочие по регистрации лица.

В случаях, когда сведения направляются в электронном виде, документы должны иметь электронную цифровую подпись.

Сотрудник, принявший документы, по требованию заявителя, должен выдать расписку с указанием даты и перечня принятых документов.

Специалистами органа принимается документ, удостоверяющий личность, в котором после внесения данных о месте проживания ставится печать и указанием адреса регистрации.

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

Данная обязанность установлена в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Закон о регистрации граждан по месту жительства закрепляет право граждан свободного проживания на территории России.

В текущий момент порядок прописки по месту жительства или пребывания, меры ответственности за его нарушение регулируются следующими законодательными актами:

Правила постоянной прописки и временной регистрации

Постановлением Правительства от 17.07.1995 года под № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с учета по месту жительства и временного пребывания на территории России и должностных лиц, отвечающих за прием в миграционную службу необходимых документов.

Прописка различается по сроку, она может быть постоянной и временной.

Постоянная регистрация, в соответствии с законом, может быть оформлена в жилплощади, которая принадлежит гражданину на праве собственности или занимается на основании договора соц. найма. Все граждане должны быть прописаны в месте своего фактического проживания на постоянной основе.

Местом временного пребывания может являться гостиница, хостел, санаторий или иное рекреационное учреждение. Также временная прописка оформляется в местах лишения свободы, местах прохождения военной службы.

Временная прописка может быть оформлена в съемной квартире, апартаментах или жилом помещении родственников.

Обязанность временной регистрации возникает, если гражданин переезжает из места своего жительства более, чем на 90 дней. В случае проживания в жилом помещении дольше установленного срока без постановки на учет, к нарушителям могут быть применены меры административной ответственности в виде штрафа (от 2 до 5 тыс. рублей согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ).

На протяжении последнего времени были сделаны изменения в закон о регистрации.

Поправки, внесенные в Федеральный Закон о регистрации, заключаются в следующем:

  • Временная прописка оформляется также в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;
  • Введен термин «фиктивной прописки», который значит, что человек проживает не по месту своего фактического проживания;
  • Установлена уголовная ответственность за осуществление фиктивной регистрации граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В Уголовный кодекс РФ была включена соответствующая статья (ст. 322.2 УК РФ);
  • При нарушении правил регистрации по месту пребывания либо месту постоянного жительства предусматриваются административные санкции.

Временно прописаться следует в том случае, если человек уезжает из своего привычного жилища более чем на три месяца. Быть без прописки на более долгий срок нельзя, и нарушения охватываются штрафными санкциями, описанными в ФЗ.

В течении последних лет были внесены правки в новый закон о прописке.

Это интересно: Адрес регистрации, адрес пребывания, постоянное место жительства. Чем они отличаются

Правки, внесенные в действующий ФЗ о прописке и регистрации:

  • прописаться временно могут и люди, находящиеся в местах лишения свободы и исполнения назначенного им наказания. В соответствующих учреждениях они могут оформить прописку;
  • введено понятие «фиктивной регистрации», означающей незаконную прописку и регистрацию по неточным сведениям;
  • введено уголовное наказание за осуществление фиктивной регистрации;
  • введена административная ответственность за совершение каких-либо правонарушений в процедуре прописки и регистрации;
  • осуществление штрафных санкций, применяющихся по отношению к людям без своевременно оформленной пропиской.

Для оформления временной регистрации по месту пребывания, можно обратиться в следующие учреждения:

  • Федеральную миграционную службу;
  • Многофункциональный центр по оказанию услуг населению (МФЦ);
  • Паспортный стол при УК, ЖЭУ;
  • Через интернет-портал Госуслуги (предварительно необходимо пройти авторизацию на сайте).

Вышеназванные государственные органы выполняют проверку представленных заявителем документов. Помимо заявления по установленной форме (№6 – для граждан, №9 – для иностранцев), предоставляются документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении ребенка (при необходимости), доверенность представителя.

Если человек прописывается в квартиру, находящуюся в частной собственности, требуется письменное согласие от ее собственника.

В случае вселения в муниципальное жилье, нужно получить разрешение всех проживающих в жилплощади лиц, в том числе отсутствующих по различным основаниям.

Длительность временной прописки может оставлять от нескольких недель до 5 лет, все зависит от конкретного случая.

В Законе о регистрации установлена норма, согласно которой после истечения срока временного пребывания, при согласии собственника жилья такая прописка может быть пролонгирована.

Государственная пошлина за прохождение процедуры регистрационного учета в отношении российских граждан не взимается. Для иностранных граждан размер госпошлины составляет 350 рублей.

За получением свидетельства о регистрации можно обратиться лично или получить его почтовым отправлением. Для временной прописки не требуется выписываться с прежнего места жительства (постоянного).

Постановка на регистрационный учет российских граждан

Регистрация всего лишь показывает уполномоченным органам, где находится человек. Это позволяет получить конкретные услуги, которые привязываются к конкретной точке. Также позволяет извещать кредиторов, если имеются кредитные обязательства у переехавшего гражданина.

  • заниматься индивидуальным предпринимательством;
  • пользоваться и корректно распоряжаться собственностью;
  • получать различное медицинское и социальное обеспечение, в том числе и образование;
  • определять территориальное жительство ребенка до 14 лет;
  • вставать на учет по получению свидетельства об улучшении условий проживания;
  • регистрировать брак;
  • вставать на различный учет и обращаться в судебную инстанцию;
  • получать повестки и различные уведомления, получить наследство.

Рекомендуем прочесть: Госпошлина получение прав

В юридическом понимании место жительства может носить временный характер, то есть не быть той жилплощадью, где вы прописались как владелец или ближайший родственник владельца.

Роль играет основание, опираясь на которое вы занимаете жилплощадь:

  • Квадратные метры принадлежат вам по документации.
  • Имело место подписание соглашения о найме или о поднайме.
  • Заключен контракт о найме специализированных квадратур жилого характера и т. д.

За учет граждан как россиян, так и иностранцев, плата не берется. Госпошлина в данном случае равняется 0 рублей.

Если оформлять документы через специальные компании, предоставляющие данную услугу, нужно будет платить по их прейскуранту. Если посылать документы в миграционные органы через Почту России, придется заплатить за пересылку около 180 рублей.

В миграционной, а также юридической практике применяется такое понятие, как «фиктивная регистрация», подразумевающее подачу иностранцами или россиянами недействительных данных о месте своего проживания или пребывания.

За подобные действия предусмотрено наказание. Это может быть крупный штраф (100 000–500 000 рублей) либо заключение нарушителей закона под стражу.

Снятие с регистрационного учёта по месту жительства в России

Если вы изменили место жительства, в течение недели (семи календарных дней) после переезда вы должны предупредить об этом местные регистрационные органы.

Нужно предоставить:

  • Паспорт.
  • Заявление, указывающее на то, что была произведена смена места жительства.
  • Бумагу, опираясь на которую вы вселились на жилплощадь, заявленную как новое место регистрации.

Если вы на довольно длительное время сменили место проживания (речь идет о превышении срока в 90 дней), чтобы не нарушить закон, следует обратиться в регистрирующие органы с такими документами:

  • Внутренним паспортом.
  • Заявлением, описывающим ситуацию и причины.
  • Обоснованием в виде документов, указывающих на эти причины.

После рассмотрения предоставленной документации вам будет выдано свидетельство, дающее право временно жить на новом месте. Ваша фиксация на старом будет оставаться в силе.

В качестве оснований рассматриваются следующие обстоятельства:

  • Фиктивная регистрация, в чем был уличен гражданин.
  • Поданная в госорганы документация оказалась поддельной.
  • Соискателя выселили.
  • Аппликант умер.
  • По решению суда гражданина признали безвестно отсутствующим.
  • Место жительства изменилось.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»

Закон о прописке и регистрации по месту пребывания

Стоит учитывать, что процедура постановки на учёт на новом месте жительства отличается в зависимости от формы прописки. Время, в течение которого граждане России имеют право проживать по конкретному адресу устанавливаются индивидуально представителями ФМС и зависят от поданного пакета бумаг.

Существуют сроки, на которые человек максимально прописывается. По истечении времени действия регистрации, необходимо оформить её продление, а для иностранцев подать документы на ВНЖ или покинуть территорию РФ.

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно тут:

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713

Указом Президента РФ от 12.05.2018 № 214в пункт 4 Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» внесены следующие изменения:

  • установлено, что лицо, ответственное за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, не позднее одного дня, следующего за днем обращения гражданина, обязано передать заявление и документы в территориальный орган МВД России;

  • уточнено, что для постановки иностранного гражданина, прибывшего для временного пребывания, на учет по месту пребывания принимающая сторона либо в определенных случаях непосредственно иностранный гражданин в течение трех дней со дня прибытия в место пребывания обязаны представить в соответствующий территориальный орган МВД России или МФЦ документы, предусмотренные законодательством (направление указанных документов почтовым отправлением не допускается);

  • уведомление о прибытии иностранного гражданина в гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, осуществляется в течение одного дня, следующего за днем его прибытия в указанное место пребывания, в порядке, установленном законодательством РФ.

(по состоянию на 15.07.2017)

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 г. № 713

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N 512,
от 14.02.1997 N 172, от 16.03.2000 N 231, от 14.08.2002 N 599,
от 22.12.2004 N 825, от 28.03.2008 N 220, от 08.09.2010 N 688,
от 11.11.2010 N 885, от 26.10.2011 N 869, от 16.04.2012 N 312,
от 21.05.2012 N 493, от 15.08.2014 N 809, от 05.02.2016 N 72,
от 23.12.2016 N 1465, от 25.05.2017 N 631
с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 12.03.1997 N 290, Постановлением Конституционного Суда РФ
от 02.02.1998 N 4-П)

Внесенные изменения выделены в тексте:

  • красным цветом (Постановление Правительства РФ от 15.08.2014 № 809);

  • сиреневым (Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 72)

  • в текст не внесены изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 631, согласно которому по тексту слова «Федеральная миграционная служба» в соответствующем падеже заменены словами «Министерство внутренних дел Российской Федерации» в соответствующем падеже;

  1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется — регистрационный учет).

  2. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

  3. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

  4. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

  5. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1465)

    Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
    (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

  6. Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее — лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).

  7. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
    (п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

  8. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  9. паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

    свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

    паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

  10. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

  11. документ, удостоверяющий личность;

    заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

    документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

    В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

    В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

    Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал).
    (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 N 885)

    Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.
    (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

  12. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  13. с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
    с собственниками жилых помещений;

    с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

  14. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

  15. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения.

    Администрации указанных учреждений на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

    При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

    Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

    Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Федеральной миграционной службы в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами.

  16. При наличии технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональные центры) и органами регистрационного учета в электронной форме осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
    Взаимодействие органа регистрационного учета и многофункционального центра в электронной форме по вопросу регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту пребывания или по месту жительства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением о взаимодействии (далее — соглашение). Соглашение заключается органом регистрационного учета и уполномоченным многофункциональным центром субъекта Российской Федерации.
    В случае отсутствия технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 17 настоящих Правил. При этом сторона, не имеющая технической возможности для организации взаимодействия в электронной форме, принимает меры, направленные на обеспечение такой возможности, а также определяет дату перехода к взаимодействию в электронной форме, которая фиксируется в соглашении.

  17. Состав и формат сведений, передаваемых с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия органом регистрационного учета и уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров, устанавливаются Федеральной миграционной службой.

  18. Многофункциональный центр не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина, направляет в электронной форме сведения, содержащиеся в документах, указанных в пунктах 9 и 16 настоящих Правил, в орган регистрационного учета.

  19. В случаях, предусмотренных абзацем пятым пункта 9 или абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, уполномоченное должностное лицо многофункционального центра в день поступления заявления о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства запрашивает в электронной форме в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом пункта 9 или абзаце седьмом пункта 16 настоящих Правил соответственно.
    Сведения, содержащиеся в документах, необходимых для регистрации гражданина, включая информацию, полученную в ответ на предусмотренный абзацем первым настоящего пункта запрос, направляются многофункциональным центром в электронной форме в орган регистрационного учета не позднее следующего рабочего дня после получения ответа на запрос, но не позднее 6 рабочих дней со дня обращения гражданина.
    При отсутствии у многофункционального центра технической возможности для направления запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, документы передаются в орган регистрационного учета в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 17 настоящих Правил, для направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления.

  20. Указанные в пунктах 40 и 41 настоящих Правил необходимые для регистрации гражданина сведения, включая сведения, содержащиеся в заявлении установленной формы, и сведения, содержащиеся в документе, являющемся основанием для временного проживания гражданина, или документе, являющемся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра и вместе со сведениями, необходимыми для заполнения адресных листков прибытия и форм статистического учета, направляются с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в орган регистрационного учета.

  21. Орган регистрационного учета регистрирует гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений из многофункционального центра.

  22. Сведения о регистрации гражданина, свидетельстве о регистрации по месту пребывания, свидетельстве о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрационного учета и направляются органом регистрационного учета с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в многофункциональный центр.

    Местом пребывания граждан РФ является:

    • место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ,

    • либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

    Местом жительства граждан РФ является:

    • жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение,

    • в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и

    • в которых он зарегистрирован по месту жительства.

    Местом жительства гражданина РФ, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством РФ:

    • может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

    Регистрационный учёт в Российской Федерации

    Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

    Граждане РФ, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

    • документ, удостоверяющий личность;

    • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

    • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

    В случае регистрации граждан РФ по месту пребывания на основании:

    • договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством РФ, или

    • свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение

    гражданин вправе:

    • не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты;

    • в таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

    Органы регистрационного учета:

    • регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и

    • выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

    По желанию гражданина:

    • свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

    Также гражданин может:

    • уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет,

    • включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

    1. Гражданин РФ имеет установленное Конституцией РФ право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение этого права граждан допускается только на основании закона. Государство проводит регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

    2. Для иностранных граждан и лиц без гражданства установлены специальные правила регистрационного (миграционного) учета.

    3. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Однако регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

    4. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства производится бесплатно.

    5. Отметки о регистрации производятся в паспорте гражданина РФ.

    6. Детям до 14 лет выдается свидетельство о регистрации по месту жительства по форме № 8.

    7. При регистрации граждан по месту пребывания выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания по форме № 3.

    Основным фактом, подтверждающим право нахождения человека по месту жительства, является отметка в паспорте. Для детей подтверждением может служить документ о появлении на свет, выданный органами ЗАГСа, на основании которого они будут прописываться по месту жительства родителей или лиц их заменяющих. Человек может доказать свое право на проживание в данном помещении на основании выписок из домовой книги или лицевого счета. Нередки случаи, когда в качестве подтверждающего документа выступает судебное решение.

    Но независимо от наличия указанных документов, любому зарегистрированному территориальным МВД выдается свидетельство, в котором указано, где и с какого времени разрешено проживание. Форма 8 такой бумаги приведена в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.

    Чтобы зарегистрироваться человеку по месту его жительства или пребывания, заинтересованный должен собрать необходимый пакет документов.

    В него войдут:

    1. Заявление инициатора.
    2. Документ, удостоверяющий его личность. Для законного представителя потребуется доверенность.
    3. Согласие собственника жилья. Также подойдет любой другой документ, дающий право на проживание по указанному адресу, например, соглашение об аренде помещения. Это актуально для случаев, когда человек регистрируется по месту пребывания.
    4. Документ, подтверждающий возможность вселиться, например, свидетельство о праве собственности. Такие данные требуются для регистрации по адресу нового места жительства.

    Собранный пакет документов должен быть передан в регистрирующий орган. Это можно сделать лично, по почте, через законного представителя либо информационный портал.

    Обратите внимание, что для граждан РФ процедура осуществляется бесплатно. А с иностранцев взимается пошлина.

    Порядок снятия человека с учета зависит от варианта изначальной регистрации. Если она носила временный характер, то все происходит автоматически, по истечении оговоренного срока. Когда человек изменяет место жительства, основанием для снятия его с учета является личное заявление либо решение официальной инстанции, например, суда.

    Процедура постановки, на учет должна быть реализована в установленные действующим законодательством сроки. Регистрация происходит обычно быстро и состоит из нескольких этапов: сбор необходимой документации, обращение в регистрирующий орган, получение свидетельства.

    Если человек меняет место жительства, то он должен обратиться в уполномоченный регистрирующий орган в течение 7 фактических дней с момента прибытия к новому адресу. В отношении временного пребывания четких сроков не установлено. Если человек намерен находиться в определенном месте более девяноста дней, то он обязан прийти в регистрирующий орган для оформления своего статуса.

    Когда человек временно вселяется в муниципальное жилье, то его поставят на учет в течение трех суток. В случаях с постоянным проживанием, а также при регистрации на жилплощади, находящейся в собственности владельца, срок составит три дня с момента поступления документов.

    В городах, посёлках, сельских населённых пунктах, закрытых военных городках, а также в населённых пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционой службы (ФМС России), органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы (управления, отделы, отделения) ФМС России, в остальных населённых пунктах — местная администрация.[9]

    С 1 января 2014 года органами регистрационного учёта будут являться исключительно территориальные органы ФМС России.[10] Местные администрации (как правило, администрации небольших сёл и деревень) утрачивают функции по осуществлению регистрации по месту пребывания и месту жительства.

    Также необходимо отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений, но они юридически не являются органами регистрационного учёта, хотя и принимают решение о регистрации.[11]

    Для осуществления регистрации граждане должны обращаться не в органы регистрационного учёта, а к должностным лицам, ответственным за регистрацию, которые осуществляют первичный приём документов с последующей их передачей в органы регистрационного учёта.[11]

    Должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются:[11]

    1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

    2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

    3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

    4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

    При отсутствии должностных лиц, ответственных за регистрацию, гражданин должен обращаться с заявлением к собственнику жилого помещения, который затем должен обратиться в орган регистрационного учёта.[12] Но обычно на практике в таком случае гражданин вместе с собственником обращаются в орган регистрационного учёта.

    Уполномоченные должностные лица ФМС России и МВД России вправе принимать решения о проведении плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации. При этом составляется распоряжение о проведении проверки, а по результатам проверки — акт проверки. При выявленных нарушениях принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо о направлении материала в орган, уполномоченный на принятие решений по факту выявленного правонарушения.[19]

    Кроме того, текущий контроль и надзор за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации на административных участках непосредственно осуществляется участковыми уполномоченными полиции.[20]


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *