Передача недвижимого имущества в собственность российской федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача недвижимого имущества в собственность российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Применение международных договоров об авторском праве судами России (практика 2016-2019 г.г.)
  • Спорные вопросы применения арбитражными судами норм о косвенном иске
  • Осуществление должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, производства по делам об административных правонарушениях
  • Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства
  • Льготное лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374

« Май 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Написать комментарий

      1. Основанием для передачи недвижимости покупателю является передаточный акт или иной документ, подтверждающий факт такой передачи. Под передаточным актом или иным подобным документом следует понимать составленный на материальном носителе документ, являющийся, как правило, приложением (неотъемлемой частью) к договору продажи недвижимости, содержащий сведения о передаваемом недвижимом имуществе, сведения о субъектах договора продажи недвижимости и указание на факт такой передачи. Передаточный акт или иной подобный документ подписывается обеими сторонами, и с момента подписания этого акта и непосредственного вручения продавцом недвижимого имущества покупателю взаимные обязанности продавца и покупателя по передаче и приемке недвижимого имущества считаются исполненными.

      В случае если одна из сторон уклоняется от подписания передаточного акта, такое уклонение считается уклонением от исполнения обязательств по договору.

      Если на основании передаточного акта покупатель принял недвижимое имущество, не соответствующее условиям договора (например, договор продажи жилого помещения предусматривал, что жилое помещение передается с поведенным в нем капитальным ремонтом, а на самом деле было передано покупателю жилое помещение без такового ремонта), то продавец несет перед ним за такую передачу ответственность, то есть он обязан возместить ему причиненные убытки.

      2. Судебная практика:

      — Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2014 N Ф08-7770/14 по делу N А01-2371/2013;

      — Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 02АП-6100/14;

      — Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 01АП-5905/14;

      — Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 N 15АП-14123/2013;

      — Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2014 N Ф10-4438/12 по делу N А54-1342/2010;

      — Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 N Ф06-15586/13 по делу N А55-10763/2010;

      — Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.10.2014 N Ф04-10351/14 по делу N А67-7710/2013;

      — Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 N 11АП-12160/14;

      — Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.09.2014 N Ф05-9731/14 по делу N А40-146434/2013;

      — Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2014 N Ф09-5765/14 по делу N А50-17142/2013;

      — Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 N 12АП-4763/14;

      — Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 N 04АП-5743/12;

      — Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 N 05АП-4163/12;

      — Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 N 17АП-14026/2011-ГК;

      — Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 N 15АП-1309/2009;

      — Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 N 15АП-4895/2008;

      — Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.09.2012 N Ф03-3469/12 по делу N А51-18431/2011.

      • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-12927, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Илимская ул., д. 3Ж, стр. 3, по цене 7 979 000 руб. Пунктом 7 указанного договора предусмотрено, что в соответствии со статьей 556 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляется по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами после государственной регистрации перехода права собственности…
      • Решение Верховного суда: Определение N 78-КГ16-42, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче…
      • Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ14-24, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод суда апелляционной инстанции о том, что требования истцов о государственной регистрации не могут быть удовлетворены ввиду не предоставления ими предусмотренного статьей 556 ГК РФ документа о передаче имущества, несостоятельным, поскольку положения статьи 556 ГК РФ регулируют правоотношения по договору купли-продажи недвижимости и не могут быть применены к настоящему спору…

      Данный раздел освящает вопросы управления федеральным недвижимым имуществом, основными задачами которого в настоящее время являются:

      • Обеспечение эффективного управления объектами федерального недвижимого имущества, земельными участками, а также обеспечение их целевого использования;
      • Создание условий для оптимизации состава объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, с учетом полномочий, возложенных на федеральные органы власти, включая передачу в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, передачу некоммерческим организациям либо иным образом вовлечение в хозяйственный оборот.

      Правовую основу в данном направлении составляют:

      • Гражданский кодекс Российской Федерации;
      • Земельный кодекс;
      • Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
      • Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
      • Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
      • Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»;
      • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
      • Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
      • Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
      • Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
      • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
      • Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
      • Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
      • постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации»;
      • распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1966-р;
      • постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 324 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»;
      • постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 325 «О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи»;
      • постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 678 «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности»;
      • иные федеральные законы, решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные акты уполномоченных органов власти.

      Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

      • договоры, содержащие условия сделок;
      • судебные решения;
      • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
      • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
      • платежное поручение на оплату госпошлины.

      Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

      Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

      Переход прав на недвижимость в связи с реорганизацией

      Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации. В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

      Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица. Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

      Право собственности на недвижимое имущество в случае в случае реорганизации — с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

      Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственный регистратор), после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

      Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

      Согласно ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

      Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал до государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица на имущество возникает не ранее даты такой регистрации.

      Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал после государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица возникает с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено законом или участниками юридического лица.

      При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.

      Согласно положениям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

      В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных ст. 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

      По смыслу п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности возникает у добросовестного приобретателя не только в том случае, когда вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, но и тогда, когда прежний собственник в суд не обращался и основания для удовлетворения такого иска отсутствуют.

      Поскольку добросовестный приобретатель становится собственником недвижимого имущества с момента государственной регистрации права в ЕГРП, первоначальный собственник не вправе истребовать имущество и в том случае, если оно перешло к последующему приобретателю по безвозмездной сделке.

      В силу п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) правило абз. 2 п. 2 ст. 223 ГК РФ подлежит применению при рассмотрении споров о правах на движимое имущество (право собственности на движимое имущество у добросовестного приобретателя возникает с момента возмездного приобретения имущества, за исключением предусмотренных ст. 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя).

      По смыслу п. 3 ст. 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности с нарушением преимущественного права покупки других участников долевой собственности любой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно или должно было стать известно о совершении сделки, требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

      Исковые требования, предъявленные с пропуском указанного срока, удовлетворению не подлежат. В то же время по заявлению гражданина применительно к правилам ст. 205 ГК РФ этот срок может быть восстановлен судом, если гражданин пропустил его по уважительным причинам.

      В случае нарушения права преимущественной покупки сособственника недвижимого имущества судебный акт, которым удовлетворен иск о переводе прав и обязанностей покупателя, является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРП.

      Следует иметь в виду, что истец в этом случае не имеет права на удовлетворение иска о признании сделки недействительной, поскольку гражданским законодательством предусмотрены иные последствия нарушения требований п. 3 ст. 250 ГК РФ.

      В силу п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

      Статья 556 ГК РФ. Передача недвижимости (действующая редакция)

      При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

      • давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
      • давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.
      • давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК РФ);
      • владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
      • По смыслу ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

      Поскольку с введением в действие Закона СССР «О собственности в СССР» (01.07.1990) утратила силу ст. 90 ГК РСФСР 1964 года, согласно которой исковая давность не распространяется на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения, с указанной даты в отношении государственного имущества действуют общие положения об исчислении срока исковой давности.

      В силу п. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. В этой связи течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества может начаться не ранее 01.07.1990. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

      В силу п. 2 ст. 234 ГК РФ до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Следовательно, давностный владелец имеет право на защиту своего владения применительно к правилам статей 301, 304 ГК РФ.

      При рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленного давностным владельцем, применению подлежат также положения статьи 302 ГК РФ при наличии соответствующего возражения со стороны ответчика.

      В п. 4 ст. 234 ГК РФ предусмотрено специальное основание для начала течения срока приобретательной давности, которое не ограничено условиями п. 1 указанной статьи. Если основанием для отказа в удовлетворении иска собственника об истребовании имущества из чужого незаконного владения является пропуск срока исковой давности, с момента его истечения начинает течь срок приобретательной давности в отношении спорного имущества.

      Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

      Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.

      В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.

      По смыслу ст. 225 и 234 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — по заявлениям уполномоченных органов этих городов), и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности (или права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.

      По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.

      ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

      от 5 августа 2013 г. N АГ/30312/13

      ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ

      УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

      ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

      Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

      При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

      Положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закона о приватизации) не распространяется на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее по тексту — ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее по тексту — МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (пункт 9 части 2 статьи 3 Закона о приватизации).

      ФАС России сообщает, что в ходе исследования вопроса правомерности согласования продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия) без проведения торгов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с поручением N АГ/30312/13 от 05.08.2013 во многих субъектах Российской Федерации были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем сообщаем следующее.

      Сегодня «Российская газета» публикует Определение Конституционного суда, которое посвящено именно этому вопросу.

      В главный суд страны обратились сразу два заявителя — Законодательное собрание Республики Карелия и глава города Екатеринбурга. Их жалобы объединили в одно дело, потому как оба заявления были по сути об одном и том же.

      Заявители просили судей Конституционного суда обратить внимание на некоторые положения Закона с невероятно длинным названием — «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

      На самом деле этот закон со сложно выговариваемым именем сегодня стал головной болью очень многих органов муниципальной власти, и они-то научились залпом произносить это название.

      Этот документ предусматривает, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или в собственность субъектов. Но такое возможно не всегда, а лишь в строго определенных ситуациях — если нахождение этого имущества в муниципальной собственности не допускается в результате разграничения полномочий между властями и если это имущество уже используется федеральными органами госвласти, субъектов, государственными унитарными предприятиями и госучреждениями, которые создала Российская Федерация или ее субъекты.

      По мнению Заксобрания Карелии, некоторые положения закона допускают возможность бесплатно передавать муниципальное имущество властям федеральным или субъектов без согласия собственника — органа местного управления. А это ограничивает права местной власти и противоречит сразу пяти статьям Основного Закона страны.

      Если речь идет о частной собственности, то наиболее важным и ключевым особым способом по изменению наименования собственности недвижимого объекта является именно приватизация. Если объект находится в государственной собственности, и представляет собой именно жилищный сегмент то, при такой необходимости он будет подлежать приватизации.

      В каждом регионе определенное количество объектов принадлежит специальному приватизационного фонду, который предполагает передачу их в частную собственность. От частных лиц прием заявлений и документов проводится не реже одного раза в год, с обязательным извещением об этом в средствах массовой информации (статья 190-я ЖК РФ). Круг частных лиц, имеющих право участвовать в данной процедуре, не связан с какими-либо ограничениями. Это процедура является полностью публичной.

      Изменение способа исполнения передачи имущества

      Данное изменение после завершения процедуры перехода из публичной формы в частную возможно только в соответствии с решением территориального судебного органа. Если изменение публичного порядка в частный проводится посредством государственного торга, то после его завершения исполнение преференций выигравшего данный аукцион являются императивными. Документы текущий собственных получает ровно через 10 дней, путем обращения в территориальный Росреестр. Изменение порядка исполнения решения суда о передаче имущества невозможно к проведению без решения апелляционной инстанции. В противном случае любые действия по отношению к частному лицу, как к текущему собственнику, будут незаконными.

      Спасти муниципалитеты может только то, что отказников будет немного. «Не было еще ни одного случая возращения земель его первоначальному владельцу, – утверждает заместитель главы думского комитета по собственности Евгений Богомольный. – Если граждане оформляли участки в собственность, то предпочитали в случае ненадобности продавать землю».

      После того как гражданин получил акт согласования границ, он смело может отправляться в Роснедвижимость, где участок поставят на кадастровый учет. Следующим этапом станет непосредственная регистрация прав собственности на землю. «На все эти согласования может уйти полгода, – отмечает Виталий Можаровский. – Величина расходов зависит от размера участка и региона. Если в обмен на дар даритель получает материальные или нематериальные блага, то дарение через суд можно признать недействительным. Участниками сделки выступают собственник имущества (даритель) и получатель дара (одаряемый). Особенностью заключения сделки является обязательное согласие на принятие дара.

      Передать долю в квартире можно всего двумя способами: при помощи договора купли-продажи или договора дарения. Второй способ, в отличие от первого, не подраузмевает возмездности и отношений на уровне «продавец-покупатель».

      Как лучше быть с частью недвижимости (доля) Нередкими являются ситуации, когда собственнику принадлежит только доля имущества. К примеру, квартира находится в общей собственности супругов или приватизирована на всех членов семьи. Порядок передачи доли зависит от вида сделки.

      Если речь идет о дарении долей недвижимого имущества, то такой договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

      Если желания владеть землей больше нет, можно просто продать ее, получив за это определенную сумму денег. Однако эксперты говорят, что продажа участка, который расположен далеко от дома, – дело невыгодное. И для людей, стесненных в средствах, как правило, организация продажи неугодной земли становится накладным процессом.

      Если сделка, по основаниям, установленным законом и независимо от признания её судом недействительной, недействительна, то она ничтожна.

      Дополнительной гарантией могут стать материалы видеофиксации, право проводить которую дано нотариусу законом. Только нотариус может обеспечить соблюдение интересов как дарителя, так и одаряемого в случае попытки оспаривания сделки в суде.

      Частная собственность – собственность конкретного субъекта (юридического либо физического лица).

      Для осуществления регистрации недвижимости необходимо обратиться в Росреестр по месту нахождения недвижимости или МФЦ. При желании можно зарегистрироваться в системе ЕСИА, получить электронную квалифицированную усиленную подпись и подать документы в электронном виде.

      При подаче документов на переход прав должны присутствовать прежний и потенциальный собственники.

      Если присутствие сторон невозможно, их интересы могут представить граждане, действующие на основании нотариально заверенной доверенности. Если сделка подлежит нотариальному заверению, то по умолчанию госрегистрацию имущества нотариус проводит лично (с февраля 2019 г.).

      Для регистрации права собственности в Росреестр или МФЦ необходимо предоставить документы:

      1. Удостоверение личности (паспорт). В госорган предоставляется копия и оригинал.
      2. Заявление. Бланк документа выдается по месту регистрации.
      3. Правоустанавливающие документы. Это может быть договор купли-продажи, дарения, мены, приватизации, ренты, свидетельство о праве наследования.
      4. Кадастровый паспорт. В документе содержится вся информация об объекте. Если документ не был оформлен, необходимо поставить объект на кадастровый учет.
      5. Справка о количестве зарегистрированных лиц (при переходе права на дом, квартиру).

      Суть договора мены состоит в том, что стороны договора приобретают в собственность имущество без использования денежных знаков. или с минимальным их использованием. Денежные средства в договоре мены используются для выплаты разницы в стоимости передаваемого имущества, если одно обмениваемое имущество имеет большую стоимость по сравнению с другим.

      Если Продавец не видит оплаты или принципиально не признает, что средства поступили на его счет, Покупатель рискует не получить обещанное ему по договору имущество. Например, если договор заключен на условиях предоплаты, оспаривание Продавцом факта получения денег согласно ст. 486 ГК РФ может стать основанием:

      • приостановления передачи имущества Покупателю;
      • выставления Покупателю претензии;
      • отказа Продавца от договора.

      Если Продавец принимает решение урегулировать спор путем направления претензии, конфликт может быть исчерпан при подтверждении Покупателем факта перевода денег. Однако, в случае прекращения сотрудничества, Покупатель может лишиться как потраченных средств, так и купленного по договору имущества. Если по сделке приобреталась дорогостоящая вещь (автомобиль или иная техника), оспаривание Продавцом факта оплаты и расторжение договора нанесет Покупателю существенные убытки.

      Не получив денежные средства, Продавец имеет право потребовать:

      • оплаты цены за переданное имущество;
      • перечисления процентов за просрочку;
      • возмещения ущерба, который возник у Продавца из-за просрочки.

      При направлении в суд заявления с требованием оплаты товара или возмещения ущерба, Покупателю придется потратить время и нервы на сбор подтверждающих документов и судебные разбирательства, а также на юридическое сопровождение конфликта.

      1. Комментируемая статья определяет правила исполнения договора купли-продажи недвижимого имущества, связанные с обязательным соблюдением особого порядка передачи проданного объекта недвижимости. В п. 1 данной статьи речь идет о том, что передача недвижимости от продавца к покупателю в обязательном порядке оформляется специальным документом — подписываемым сторонами передаточным актом либо иным документом о передаче.

      Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи содержит диспозитивное правило, согласно которому обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. При этом согласно положению абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Однако законом или договором может быть предусмотрено иное. В частности, если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, то вещь признается переданной ему с этого момента (п. 2 ст. 224 ГК).

      Указанное положение находит свое подтверждение и в судебно-арбитражной практике. В частности, в соответствии с Определением ВАС РФ от 17 апреля 2008 г. N 4823/08 было отказано в передаче дела по иску о регистрации перехода права собственности на нежилые помещения для пересмотра в порядке надзора, так как, если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не требуется подписание сторонами отдельного документа о передаче отчуждаемого из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

      Стороны своим соглашением могут установить и какой-либо иной порядок передачи недвижимой вещи. Так, например, арбитражными судами было подтверждено надлежащее исполнение продавцом обязательства по передаче недвижимости покупателю в ситуации, когда фактически недвижимость была передана ранее в рамках существовавших между сторонами арендных отношений, а в договоре купли-продажи было указано, что данный договор имеет силу передаточного акта.

      Рассматриваемая норма является специальной по отношению к общему правилу п. 1 ст. 224 ГК РФ, которое не предусматривает необходимость подтверждения вручения вещи специальным документом о передаче (передаточным актом).

      В отличие от общего правила ст. 224 ГК РФ, в соответствии с комментируемой статьей обязательство считается исполненным только при наличии двух юридических фактов: 1) вручения имущества покупателю; 2) подписания сторонами документа о передаче.

      Введение указанного требования в отношении недвижимости вполне оправданно, учитывая особый правовой режим данных объектов права в системе объектов гражданского оборота. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Кроме того, в соответствии с общим правилом п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

      Учитывая действующий в отношении недвижимого имущества правовой режим, представляется, что именно документ о передаче подтверждает состоявшееся вручение покупателю недвижимого имущества его продавцом. К примеру, нельзя считать обязательство исполненным в результате передачи продавцом покупателю ключей от помещения. В силу необходимости подтверждения государством существующего права только передаточный акт свидетельствует, что состоялось вручение недвижимого имущества покупателю именно с теми индивидуально-определенными характеристиками, которые стороны определили в договоре.

      2. Уклонение одной из сторон договора от подписания передаточного акта рассматривается как отказ от исполнения договора продажи недвижимости и может повлечь за собой различные неблагоприятные последствия. В частности, покупатель вправе потребовать передачи ему вещи (п. 2 ст. 463, а также ст. 398 ГК) либо возмещения причиненных убытков, продавец же может требовать от покупателя принять товар или сам отказаться от исполнения договора. Также стороны могут использовать санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (гл. 25 ГК), например взыскать предусмотренную договором неустойку.

      3. Подписание продавцом и покупателем передаточного акта лишь удостоверяет факт исполнения ими договора купли-продажи недвижимости в части передачи имущества и не влияет на переход права собственности на недвижимую вещь, поскольку возникновение права собственности у приобретателя недвижимой вещи законом связывается с момент��м государственной регистрации данного права (п. 2 ст. 223 и п. 1 ст. 551 ГК), а не с передачей вещи.

      Говоря о стоимости перехода прав собственности на недвижимость, имеется в виду не цена самой сделки и сопутствующих ей процессов, а обязательная уплата государственной пошлины за регистрацию. В каждом регионе размер этой пошлины отличается, но в среднем это около двух тысяч рублей для физических лиц и в пределах двадцати двух тысяч рублей для лиц юридических. При установлении тарифов структуры руководствуются статьями Налогового кодекса Российской Федерации.

      Бланк квитанции на оплату государственной пошлины, каждый может взять самостоятельно с официального сайта Росреестра или с региональных порталов. Если лицо оплачивает пошлину, но после этого длительное время квитанцию не использует (к примеру, сделка сорвалась или была отложена), она будет оставаться действительной до тех пор, пока размер сбора официально не измениться.

      Стоит отметить, что при несостоявшемся переходе прав уплаченную пошлину плательщик может возвратить, но только в течение первых трёх дней с момента оплаты. Для этого пишется соответствующее заявление в Росреестр по месту расположения недвижимого объекта.

      Способы отчуждения недвижимого имущества

      В бизнесе часто бывает, что предоставление товара без оплаты осуществляется с участием юридических лиц. При этом согласно ст. 575 ГК РФ дарение собственности между юридическими лицами запрещено законом. Передача даров в этом случае возможна, но это могут быть подарки стоимостью не более 3 тысяч рублей.

      Если одной из сторон является юридическое лицо, а другой физическое, договор бесплатной передачи собственности может быть заключен без ограничений в стоимости. Образец договора ссуды между участниками, одним из которых является организация, должен содержать обязанности сторон по ремонту.

      Скачать договор безвозмездной передачи имущества между юридическими лицами

      Предоставление недвижимости или другого вида собственности без взимания платы с бюджетной организации становится довольно популярным явлением. В этом случае собственник выступает в качестве ссудодателя, а бюджетное учреждение в качестве ссудополучателя в соответствии со статьей 288 ГК РФ.

      Образец этого документа содержит те же пункты, что и стандартная форма соглашения предоставления имущества даром. Если собственностью является недвижимость, бюджетному учреждению должны быть предоставлены все необходимые документы на имущество. Представленный образец соответствует всем правилам, однако в нем необходимо отметить ключевые моменты, характерные для данного случая.

      договора безвозмездной передачи имущества бюджетному учреждению

      Многие крупные организации оказывают помощь некоторым категориям нуждающихся граждан. Эта процедура должна быть закреплена на бумаге, порядок осуществления такой деятельности регулируется федеральным законодательством.

      Такой документ может быть заключен как между юридическими, так и между физическими лицами, причем его особенностью является освобождение от налогов принимающей стороны и расходование средств на строго ограниченные цели.

      В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

      Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

      Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

      Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

      Новая редакция Ст. 214 ГК РФ

      1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

      2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

      3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

      4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

      Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

      5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

      Минфин России Письмо от 24 июля 2019 г. N 02-06-10/55246

      Новая редакция Ст. 215 ГК РФ

      1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

      2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

      1. Право государственной и муниципальной собственности в юридической науке иногда называют правом публичной собственности.

      2. Следует обратить внимание на то, что возможности по обращению взыскания на имущество, находящееся в публичной собственности, по долгам государства и муниципалитетов ограничены. Большая часть этого имущества закреплена на вещном праве за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которые не несут ответственности по обязательствам собственника их имущества (ст. 113 ГК РФ). Поэтому обращение взыскания на имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий по долгам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований невозможно. Что касается обращения взыскания на средства соответствующего бюджета, то оно ограничено бюджетным законодательством в публичных интересах.

      3. Разграничение объектов государственной и муниципальной собственности урегулировано специальным нормативным актом.

      Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

      1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, т.е. имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, не относится к государственной собственности.

      Хотя управление муниципальной собственностью имеет ряд общих черт с управлением государственной собственностью, что вполне естественно, поскольку в этой сфере имущество также обеспечивает защиту публичных интересов, муниципальная собственность юридически и фактически отделена от государственной. Соответственно, нет оснований для передачи объектов муниципальной собственности ни Российской Федерации, ни субъекту Федерации иначе как по договору или иному основанию, обеспечивающему равенство сторон и возмездность отношений. Это означает, что имущество не может быть передано из муниципальной собственности в государственную против воли муниципального образования.

      2. В то же время предусмотрена передача государственного имущества, как федерального, так и принадлежащего субъектам Федерации, в муниципальную собственность. Основанием такой передачи могут быть акты Российской Федерации, например распоряжения Правительства РФ, а также аналогичные акты субъектов Федерации.

      3. Комитет по управлению муниципальным имуществом учитывает принадлежащее муниципальному образованию имущество в реестре муниципального имущества либо перечне объектов муниципальной собственности (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).

      1. В комментируемой статье в качестве основополагающего закреплен принцип, в соответствии с которым в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов.

      Право собственности граждан и юридических лиц в юридической науке иногда называют правом частной собственности.

      2. В п. 3 комментируемой статьи установлен общий принцип, по которому юридические лица являются собственниками своего имущества.

      С момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество (Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8).

      Там же названы исключения: государственным, муниципальным предприятиям и учреждениям имущество принадлежит не на праве собственности, а на ином вещном праве (см. также ст. ст. 48, 113, 114, 120, 294, 296 ГК РФ).

      3. В п. 4 комментируемой статьи названы некоммерческие организации, правомочия которых по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом ограничены. Кроме того, детализируется правило п. 3 ст. 48 ГК о том, что учредители (участники) этих организаций не имеют в их отношении никаких имущественных прав, в данном случае — и после их ликвидации.

      1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

      2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

      3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

      Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

      Гражданский кодекс РФ (1-2 части)

      1. Обязанность продавца по договору продажи недвижимости включает в себя обязанность передать недвижимость покупателю и перенести на него право собственности на отчуждаемое недвижимое имущество.

      В то время как переход к покупателю права собственности на объект недвижимости связан с государственной регистрацией и регулируется ст. 551 ГК (см. коммент. к ней), коммент. ст. определяет порядок передачи недвижимости покупателю. Она предусматривает оформление такой передачи в письменной форме — с помощью передаточного акта или иного документа о передаче, подписываемого сторонами. Передаточный акт фиксирует фактическую передачу недвижимого имущества (ввод во владение) и имеет доказательственное значение. При этом передаточный акт не рассматривается судебно-арбитражной практикой в качестве единственно допустимого доказательства передачи имущества (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5143).

      2. Передаточный акт не выступает в качестве составной (неотъемлемой) части договора продажи недвижимости. Его наличие или отсутствие не влияет на заключенность и действительность договора.

      Передаточный акт не выступает также в качестве дополнения или уточнения договора. Подписание передаточного акта не освобождает продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора (п. 2 коммент. ст.).

      3. Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость представление передаточного акта не является обязательным. Соответственно, передача недвижимости (подписание передаточного акта) может происходить как до, так и после такой регистрации.

      4. В момент вручения недвижимого имущества (подписания передаточного акта) обязательство продавца по передаче недвижимого имущества считается исполненным (абз. 2 п. 1 коммент. ст.). Данное правило является общим и может быть изменено законом или договором.

      Использование законодателем в рамках абз. 2 п. 1 коммент. ст. фикции исполнения («считается») позволяет придать вручению (подписанию передаточного акта) правовые последствия. Прежде всего они связаны с переходом рисков. В соответствии с п. 1 ст. 459 ГК, если иное не предусмотрено договором, с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче имущества, на покупателя переходит риск случайной гибели этого имущества. Поскольку § 7 гл. 30 не содержит специальных правил относительно момента перехода риска, положения п. 1 ст. 459 ГК подлежат применению и к договору продажи недвижимости.

      5. Логическим продолжением указанного выше правила являются нормы абз. 3 п. 1 коммент. ст. Ведь если подписание передаточного акта считается исполнением, то уклонение от его подписания следует рассматривать как уклонение от исполнения. Соответственно, уклонение продавца от подписания передаточного акта считается отказом продавца от исполнения обязанности передать имущество и дает покупателю возможность предъявить требования, указанные в п. 1 ст. 405 и ст. 463 ГК. Уклонение покупателя от подписания передаточного акта считается отказом от принятия недвижимости, вследствие чего продавец вправе воспользоваться способами защиты, предусмотренными п. 2 ст. 406 и п. 3 ст. 484 ГК.

      Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2019 N 308-ЭС19-19365 по делу N А32-46645/2018

      Признавая решение инспекции в указанной части законным, суд апелляционной инстанции, учитывая документы Росреестра, руководствуясь положениями статей 39, 271, 388 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 131, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», исходил из того, что спорное имущество передано покупателю по актам приема-передачи от 26.09.2015 и 11.11.2015, государственная регистрация перехода права собственности состоялась 02.10.2015, 17.11.2015 и 19.11.2015, при этом обязательство по оплате приобретенного имущества исполнено в полном объеме 06.10.2015 и 25.11.2015, что свидетельствует о фактическом исполнении данных договоров в III и IV кварталах 2015 года.

      Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2019 N 310-ЭС19-13466 по делу N А54-4259/2016

      Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 218, 549, 551, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», разъяснениями, приведенными в пунктах 56, 60, 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд апелляционной инстанции и поддержавший его выводы суд округа, с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе судебными актами по делам N А54-581/2016, N А54-3954/2017, которыми признаны незаконными действия управления по внесению в ЕГРП записей о праве собственности общества, а также действия по исключению из ЕГРП записей о регистрации права собственности Мимоглядова В.Н. на спорные объекты, признав подтвержденным факт заключения с истцом договора купли-продажи от 11.11.2015 в установленной законом форме, фактическую передачу недвижимости продавцом и принятие ее покупателем по акту приема-передачи, надлежащее исполнение договора купли-продажи обеими сторонами сделки, в том числе добросовестное (своевременное и в полном размере) осуществление оплаты по договору покупателем, своевременное обращение за государственной регистрацией права собственности, проведение такой регистрации уполномоченным органом, признав общество недобросовестным приобретателем спорных объектов, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Мимоглядовым В.Н. требований.

      Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 305-ЭС18-22219 по делу N А40-69782/2017

      Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 12, 131, 224, 549, 551, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации и учтя разъяснения, изложенные в абзаце третьем пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды отказали в удовлетворении требований, указав на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, учитывая, что требование об обязании ответчика передать истцу здание заявлено не было.

      Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодательных и иных правовых актов.

      Анализ этих актов позволяет выделить административный и гражданско-правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный порядок предполагает волю одной стороны — государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданско-правовой способ основывается на переходе прав на объекты собственности путём заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

      Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности происходит на уровне субъектов РФ.

      В основном формирование муниципальной собственности происходит следующими способами:

      • 1) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
      • 2) путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
      • 3) при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ;
      • 4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
      • 5) при передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность в порядке, установленном Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Российским законодательством;
      • 6) при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
      • 7) при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
      • 8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
      • 9) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством

      В качестве примера иного основания можно привести в пример статью 225 ГК РФ, регулирующую правовые отношения, связанные с приобретением права собственности на бесхозяйные вещи. Пункт 3 этой статьи определяет особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

      Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ и п. 1 ст. 551 ГК РФ, право собственности возникает в момент государственной регистрации. Акт приёмки говорит лишь о том, что передача состоялась на практике. Это может произойти и до регистрации, и после неё.

      Довольно большую важность здесь получает ст. 17 Закона о регистрации, которая указывает на то, что основанием для перехода права являются договоры и другие сделки, к примеру, завещание, представляющее собой одностороннюю сделку. Без этого зарегистрировать переход права на недвижимую вещь невозможно.

      Из двух документов, — договора и передаточного акта, приоритетным является договор.

      Более того, в нём стороны могут указать, что договор следует считать исполненным и без составления передаточного акта или иного документа о передаче. Такая возможность вытекает из самого принципа свободы договорных отношений и ст. 224 ГК РФ.

      В судебных определениях ВС РФ ст. 556 ГК РФ практически никогда не являлась основной. Она упоминается в связке с другими, которые относятся к существу рассматриваемых дел. Одним из примеров, раскрывающих сущность акта приёмки, является определение по делу №5-КГ 14-24, которое рассматривалось 13 мая 2014 года. Интересующая нас статья была упомянута в нём в силу того, что коллегия сочла необходимым подчеркнуть её отношение только к сделкам купли-продажи, а данное дело касалось дарения.

      Не играет ключевой роли статья и в том случае, если акт не составлялся.

      Так, в определении по делу № 18-КГ14-50 от 3 июня 2014 года, коллегия ВС РФ отметила, что Президиум Краснодарского краевого суда неправильно истолковал сущность ст. 556 ГК РФ. Отсутствие акта приёмки не говорит о том, что правовые последствия от подписания договора купли-продажи и государственной регистрации сделки не наступили. В соответствии с п. 2 ст. 558 ГК РФ, если какие-то сделки требуют государственной регистрации, то сделка считается заключённой с этого момента.

      Отсюда можно сделать вывод о том, что акт приёмки является вспомогательным документом, но для того, чтобы это доказать, некоторым лицам иногда приходится проходить длинную цепочку судебных разбирательств и доводить дело до ВС РФ.

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        Процесс передачи имущественных ценностей юр/физлиц в муниципальное владение происходит следующим образом.

        • Для того чтобы произвести прием-передачу недвижимого объекта МСУ, физические и юридические лица обязаны подать запрос руководителю соответствующей организации. К запросу прилагается пакет установленной документации.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *