Порядок оформления права собственности в упрощенном порядке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок оформления права собственности в упрощенном порядке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Даже учитывая более простую схему регистрации, пакет документов не так уж мал.

Для постановки на регистрационный учет нужно будет представить:
  1. Декларация, описывающая сам объект недвижимости. Форма ее строго регламентирована. Бланк декларации можно найти на официальном сайте Регистрационно-кадастровой службы. Заполнять декларацию нужно абсолютно на все объекты недвижимости: жилые дома, гаражи, бани, беседки, сараи, амбары, теплицы, погреба и другие вспомогательные строения. Если на участке несколько строений, то каждое из них декларируется в отдельности.

Подают вышеуказанный документ всегда в двух оригиналах по каждому недвижимому объекту. Первый подлинник остается на руках у лица, подающего документы, а второй будет храниться в регистрирующем органе.

ВНИМАНИЕ !!! Услуги по заполнению деклараций оказывают ряд юридических консультаций. Но и самостоятельно можно заполнить данный документ. Инструкция по правильному заполнению декларации представлена на указанном сайте Росреестра.

  1. Копия общегражданского паспорта лица, подающего документы на регистрацию. При личной подаче документов оригинал паспорта необходимо иметь при себе.
  1. Документы не обязательно подавать лично. Это может сделать представитель владельца недвижимости при условии оформления доверенности на подачу документов для постановки на регистрационный учет. Доверенность должен заверить своей подписью и гербовой печатью нотариус.
  1. Само заявление об осуществлении действий по регистрации объекта индивидуального жилищного строительства. Подается оно в единственном экземпляре.
  1. Квитанция, которая подтверждает внесение государственной пошлины в надлежащем размере.

ВНИМАНИЕ !!! В настоящее время физические лица оплачивают регистрационные действия в размере 2000 рублей. Этот документ не обязательно подавать сразу. Оплатить можно позднее. Но процесс рассмотрения документов регистрационная служба начнет только после подтверждения уплаты пошлины.

  1. Надлежащим образом оформленный кадастровыми специалистами технический план недвижимого объекта.
  1. Документ, определяющий право данного лица на тот земельный участок, на котором возведено соответствующее строение.

Продлён упрощённый порядок регистрации недвижимости

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Что такое дачная амнистия и как ей воспользоваться

Помните, что надземных этажей у садового дома должно быть не более трех (мансарда входит в этажность). Он может быть какого угодно года постройки, главное, чтобы собрать документы для регистрации вы успели до 1 марта 2026 года.

Пошаговая инструкция регистрации домов на садовых участках, действующая до 1 марта 2026 года:

  1. Заказываете технический план. Вместо разрешительных документов при дачной амнистии используется простая декларация, заполненная собственником земельного участка. В ней он указывает характеристики построенного дома. Материал стен – кирпич, количество этажей – 2, и т. п. Декларация является частью технического плана.
  2. Подаем пакет документов для регистрации в Росреестр. Вместе с техническим планом для регистрации понадобится заявление о постановке на учет жилого дома с одновременной регистрацией права собственности от каждого собственника, и государственная пошлина в размере 350 рублей. Если дом оформляется в долевую собственность, размер пошлины делится на количество владельцев. Документы удобно подавать через МФЦ. Право собственности на дом возникнет на основании технического плана и права собственности на земельный участок.
  3. Получаем выписку ЕГРН. Выписка из ЕГРН на здание будет результатом процедуры, она будет готова через 10 рабочих дней.

Реконструкция жилого дома на садовом участке, как мы уже упоминали выше, происходит без согласования с органом местного самоуправления. Порядок точно такой же, как при постановке здания на учет:

  1. Заказываете технический план, заполняете декларацию.
  2. Подаете в Росреестр заявление об учете изменений жилого дома на основании технического плана. Госпошлина в данном случае не оплачивается, так как право собственности на дом не возникает.
  3. Получаете через 10 рабочих дней выписку из ЕГРН с измененными характеристиками объекта недвижимости.

Дом на садовом земельном участке до 1 марта 2026 года можно зарегистрировать только по техническому плану. После этой даты для регистрации будет нужна разрешительная документация, поэтому очень важно успеть достроить объект до февраля 2026 года (как минимум 1 месяц уйдет на оформление документов).

Если дачную амнистию не продлят, с 1 марта 2026 года все дома без разрешительной документации (уведомлений о соответствии) будут являться самовольными постройками.

Строительство домов на садовом участке нужно вести в соответствии с нормами ПЗиЗ.

Главной целью проведения упрощенной регистрации объектов недвижимого имущества, было именно официальное оформление и выведение из «тени» того огромного количества самовольных построек и стихийно организованных садовых участков, которыми изобиловала наша страна в начале 21 века.

Воспользоваться правом упрощенной регистрации имеют право две категории граждан, которые либо владеют земельными участками, либо самовольными постройками. Для каждого вида имущества в законе предусмотрена своя процедура оформления и определенный пакет документов, которые необходимо будет собрать, доказывая свое право на оформление в частную собственность какой-либо недвижимости.

Ранее дачная амнистия распространялась на садовые дома и хозпостройки, которые были возведены на земле для дачного хозяйства и садоводства. В случае с землями для индивидуального жилого строительства (ИЖС) или личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населенных пунктов нужно было получить разрешение. Отныне упрощенная процедура регистрации прав собственности доступна применительно к домам, расположенным на землях для ИЖС и для ЛПХ в границах населенного пункта.

Законопроект Росреестра упростит оформление прав на дома и землю

Новое законодательство устанавливает переходный этап для тех, кто начал строить дом до 04.08.2018, не получая на то соответствующего разрешения. До 01.03.2021 года можно будет подать документы, не предоставляя разрешения на старт строительства объекта и ввод его в эксплуатацию. После этой даты регистрация прав будет возможна только через суд. Как полагают авторы законопроекта, данная мера послужит стимулом к возобновлению строительства жилых домов и даст возможность оформить права без дополнительных трудностей.

Амнистия стала распространяться на земли ИЖС, для того, чтобы предотвратить застройку участков, которые не отвечают требованиям к объектам ИЖС, в законе содержится требование — строящееся здание должно соответствовать указанным в Градостроительном кодексе параметрам индивидуального дома.

Земли ИЖС: какой дом можно на них построить

Закон разрешает строить на землях ИЖС дом, высота которого не превышает 20 метров, а количество наземных этажей — трех, ограничений по максимальной площади нет. При этом если площадь составляет до 500 «квадратов», потребуется оповестить местные власти о планируемом строительстве, а после — о его завершении. Если площадь составляет более 500 «квадратов», потребуется разработка/согласование проектной документации, проведение ее экспертизы и оформление разрешения на запуск в эксплуатацию. Все вышесказанное действует также и в отношении садовых участков.

У них есть возможность на бесплатной основе зарегистрировать землю, которая числится в публичной собственности и предоставлена товариществу на такие цели, как занятие садоводством, огородничеством или дачным хозяйством. Действует эта норма применительно к объектам, которые были в публичной собственности до 2001 года (до того, как вступил в силу Земельный кодекс). Это позволит оформлять в общедолевую собственность членов товарищества земельные участки общего пользования.

Задача нового закона — увеличить вовлеченность жилой недвижимости в гражданский оборот, развив тем самым частный жилой сектор. При отсутствии оформленных прав нельзя будет совершать различные операции с имуществом — речь о продаже, дарении, передаче по наследству, страховании. По мере завершения дачной амнистии на основании решения суда построенную без разрешения недвижимость могут признать самостроем, после чего снести.

Оформление в собственность дома по упрощенной схеме

Зачастую граждан волнует вопрос дороговизны услуг кадастровых инженеров. Решение этого вопроса было дано в ведение региональных властей, которых наделили правом устанавливать максимальный порог цен на кадастровые работы. Но предельные цены действуют только до 1 марта 2021 года. Таким образом:

  • на территории Московской области действует максимальная цена услуг за 1 сотку в 450 руб., но не более 7000 руб. за один земельный участок;
  • в регионах эти тарифы ниже, например Владимирская область установила для кадастрового определения «амнистируемого» участка тариф в 4 тыс. рублей.

Государство создает все условия для быстрого оформления недвижимости гражданами для учета таких объектов, заполняя базы достоверными сведениями об их количестве и характеристиках. Но основным моментом, является налогообложение земли и строений имущественным налогом и пополнение казны. Именно поэтому многие граждане не стремятся оформлять право собственности жилого дома на дачном участке, несмотря на угрозы признания их самовольными постройками.

1. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

2. В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

1) вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права;

2) сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, — страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;

3) сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости;

4) вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения;

5) сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, — страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;

6) основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости;

7) реквизиты, существенные условия сделки или сделок. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3. В реестр прав на недвижимость вносятся следующие дополнительные сведения:

1) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости лица, соответствующее право которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее — предшествующий правообладатель), о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя или его законного представителя, о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным, о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — записи об отметках в реестре прав на недвижимость); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 286-ФЗ)

2) сведения о поступлении заявлений для осуществления государственной регистрации прав, сделок с объектом недвижимости, а также о дате поступления таких заявлений;

3) сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо о несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей;

4) сведения об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными;

5) размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок, собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании;

6) размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников комнат в жилом помещении, если объектом недвижимости является комната;

1. Реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, установленные настоящим Федеральным законом.

2. Реестровые дела ведутся в электронной форме, за исключением случая, указанного в части 4 настоящей статьи.

3. Заявления и необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документы, представленные в форме документов на бумажном носителе, для включения в реестровые дела переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа. Электронные документы, электронные образы документа, созданные в соответствии с настоящей частью, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, представленный заявителем.

4. Реестровые дела ведутся также на бумажном носителе, если заявления и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, при условии, что оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.

Часть 4 статьи 11 действует до 28.10.2021 (подпункт «б» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

1. Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости:

1) публичные кадастровые карты — кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;

2) дежурные кадастровые карты — кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

2. Публичные кадастровые карты и дежурные кадастровые карты ведутся в электронной форме. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы.

4. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

5. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, представленные в орган регистрации прав федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их представления в орган регистрации прав определяются Правительством Российской Федерации.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав — при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия — при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке — при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Регистрация права собственности в упрощенном порядке

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 119-ФЗ, от 29.07.2017 N 247-ФЗ)

Пункт 7.1 части 2 статьи 14 действует до 01.01.2035 (часть 5 статьи 20 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории); (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

1. При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

1) собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

1.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

До 01.01.2019 положения пункта 1.1 части 1 статьи 15 (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

2) лица, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок;

3) собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости;

4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4.1) собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, — при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица); (в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов, а в случае осуществления государственного кадастрового учета и внесения сведений на основании подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ карты-плана территории — пятнадцать рабочих дней; (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме — в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

3. Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.

Стоит отметить, что грамотное оформление дома в собственность по упрощенной системе позволяет владельцу воспользоваться многими преимуществами, наиболее значимыми среди которых являются следующие:

  1. Появляется возможность приватизировать данное жилье без лишней бюрократической волокиты, в частности, не будет необходимости обращаться в различные надзорные органы;
  2. Построенное жилье можно легализовать в течение короткого промежутка времени. После завершения процедуры упрощенного оформления гражданин имеет полное право совершать с данным объектом операции любого рода;
  3. Незначительные финансовые расходы на проведение этой процедуры. Человеку нужно будет всего лишь оплатить государственную пошлину, причем ее величина не слишком большая.

Как оформить дачный участок в собственность – пошаговая инструкция

Об упрощенном порядке государственной регистрации прав на определенные объекты недвижимого имущества заговорили в 2006 году в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее-Закон № 93-ФЗ). Данный закон вступил в законную силу с 1 сентября 2006 года.Вопрос оформления прав на некоторые объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке не теряет своей актуальности в настоящее время.

Закон № 93-ФЗ внес изменения в некоторые законодательные акты, в том числе Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, в первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации; в Федеральный закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»: в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Изменения, внесенные в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со вступлением в силу Закона № 93-ФЗ, значительно упростили процедуру оформления (регистрации) прав граждан на земельные участки, предоставленных до 30.10.2001 г., а также на объекты недвижимости, созданные на земельных участках, отведенных для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Необходимость принятия Закона № 93-ФЗ была продиктована тем, что у большинства граждан, получивших в прошлом земельные участки и построивших на этих участках садовые (дачные) и жилые дома, отсутствуют документы, подтверждающие их право собственности на эти объекты недвижимого имущества (правоустанавливающие документы). Из-за отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов люди не могли легализовать находящуюся у них в пользовании и владении недвижимость, распоряжаться ей всеми предоставленными действующим законодательством способами (продавать, обменивать, дарить, закладывать, завещать). Единственный путь, по которому граждане могли идти в таких случаях – это судебное разрешение вопроса о праве.

Так, Законом № 93-ФЗ были внесены изменения в статью 25.2 Закона о регистрации «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства», а также Закон о регистрации был дополнен статьей 25.3, регламентирующейособенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Согласно вышеуказанных статьей Закона о регистрации, в упрощенном порядке могут быть зарегистрированы права на такие объекты недвижимого имущества как:

земельные участки, предоставленные гражданам до 30 октября 2001 года на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то есть до момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

— создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, в частности: индивидуальные гаражи, построенные на земельном участке, предоставленном гражданину для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; садовые и дачные домики, а также иные строения, созданные на земельном участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства, дачного хозяйства; строения и сооружения вспомогательного использования (сараи, амбары и т.п.), индивидуальные жилые дома, создаваемые или созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в черте населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебных земельных участках).

Пунктом 1 статьи 25.2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляетс�� с учетом особенностей, установленных статьей 25.2 Закона о регистрации.

Как уже говорилось выше, по упрощенной схеме оформить частный дом не получится без предоставления в органы Росреестра соответствующих документов. В обязательном порядке нужно будет иметь на руках следующие бумаги:

  • Паспорт владельца;
  • Технический паспорт объекта недвижимого имущества. Вместо него можно предоставить декларацию на этот дом;
  • Правоустанавливающий документ на жилое строение и на земельный участок, на котором оно находится. В его роли может выступать решение о предоставлении гражданину земельного участка, завещание и так далее. Полный список бумаг, являющихся правоустанавливающими на землю и дом, приведен в приказе Росреестра от 7 марта 2012 года;
  • Кадастровый план и кадастровый паспорт участка и строения;
  • Соответствующая квитанция, которая выдается в банке после уплаты государственной пошлины.

Стоит отметить, что в выдаче документа может быть отказано в ряде случаев:

  1. Если данные относительно фактической территории участка и площади земли, указанной в документации, разнятся;
  2. Если кадастровый план участка или дома выполнен не по унифицированной форме.

Упрощенная процедура регистрации прав распространяется на землю и индивидуальные постройки. Выделяют два главных требования, при которых возможно воспользоваться предусмотренной законом упрощенкой:

  1. Приобретение ЗУ в собственность до 30.10.2001.
  2. Возможности применения ограничены ведением личного подсобного хозяйства или строительства (но не в промышленных целях).

Воспользоваться преимущественным правом могут:

  • граждане, обладающие бесспорным правом на землю, в том числе пожизненного пользования;
  • участники СТ, СНТ, кооперативов;
  • лица, обладающие правом собственности на надел, но без указания вида в подтверждающих документах.

Таким образом, основанием для использования привилегии является наличие документа, подтверждающего бессрочное пользование или акта, без конкретизации полномочий эксплуатации недвижимости.

Согласно законодательству, есть территории, которые не подлежат госрегистрации:

  • наделы, входящие в состав заповедников, национальных парков;
  • ЗУ, входящие в состав собственности органов власти всех уровней;
  • объекты культурного наследия (места раскопок, исторической стоянки людей и т. п.);
  • территории, расположенные в зоне действия и распространения силовых структур.

Таким образом, имеет значение не только период приобретения ЗУ, но и назначение земель, в пределах которых он расположен.

Как было уже сказано выше, данная процедура занимает до 45 календарных дней. Однако можно значительно уменьшить этот срок вполне официальным способом.

Некоторые граждане сегодня отправляют документы по электронной почте. Здесь рассмотрение будет осуществляться всего лишь в течение 3 недель, однако человеку нужно быть обладателем электронной подписи, чтобы все отправляемые бумаги обладали юридической силой.

Как оформить дом по дачной амнистии в 2021 году

Согласно федеральному закону №93-ФЗ, получившему название «дачная амнистия», воспользоваться привилегиями упрощенной схемы могут далеко не все владельцы земельных участков. В частности, оформление права собственности возможно исключительно для реализации следующих целей:

  • ведения дачного или подсобного хозяйства. Следует понимать, что данная категория включает деятельность, направленную только для реализации личных целей;
  • садоводства и огородничества (как и в первом случае, речь не идет о масштабном коммерческом использовании);
  • индивидуального жилищного или гаражного строительства.

Для регистрации нужно, чтобы построенный дом был признан жильём, пригодным для постоянного проживания. Но и здесь для участников программы есть плюсы. Например, раньше требовалось разрешение на осуществление строительства для проведения регистрационных процедур на такой дом, а теперь такое разрешение предоставлять не надо.

Став полноправным участником программы упрощённой регистрации, участнику требуется завершить начатый путь. Для этого следует обратиться в орган, уполномоченный проводить такую регистрацию (Росреестр). Обращение осуществляется по специальной форме заявления, разработанного Минэкономразвития России, которое предложит заполнить сотрудник регистрирующего органа.

Такая выписка выдается органом местного самоуправления (главами сельских и городских поселений), в ней указываются адрес земельного участка, его назначение и общая площадь, вид права, на котором земельный участок принадлежит гражданину. Данная форма документа утверждена приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года №146.

Следствием «молодости» современного законодательства являются порой явные противоречия в положениях тех или иных конкретных законов, либо отсутствие четких формулировок и определений. Часто приходится сталкиваться с ситуациями когда даже суд затрудняется в принятии решения, ввиду просто элементарного отсутствия соответствующего нормативного акта в законе. Именно поэтому часто успех в решении тех или иных конкретных вопросов зависит от того, насколько творчески удается подойти к их решению. Именно, опираясь на креативность подхода в работе с нашими клиентами наша компания всегда находит решение самых сложных вопросов, а в конечном итоге кратчайший путь к получению желаемого результата.

Готовые объекты недвижимости попадают под различные послабления и своего рода «амнистии», поэтому закон в народе и получил такое название. Ситуации всегда разные, любой частный случай рассматривается индивидуально: где-то владелец земли отделается лишь государственной пошлиной при регистрации пары объектов и участка, а кому-то придется платить и за межевание, и за кадастровый паспорт и нести другие немалые расходы.

  1. Любой дом, коттедж и другие виды жилых строений, которые были возведены на территории, предназначенной для индивидуального жилищного строительства.
  2. Постройки, попадающие под категорию личного подсобного хозяйства и находящиеся в пределах обозначенного участка.
  3. Садовые и дачные домики, возведенные в целях ведения дачной, садовой, огороднической деятельности владельца угодий.
  4. Гаражи, амбары, сараи, беседки, погреба, хозяйственные блоки, курятники и т.д.
  5. Прочие сооружения, для строительства которых не требуется официального разрешения.

«Дачная амнистия»: как ей воспользоваться

Если межевание по объекту еще не проводилось, то для этой процедуры и получения соответствующего документа, необходимо заключить договор с кадастровым инженером. Проверить правоспособность выбранного кадастрового инженера на создание технической документации можно на сайте Росреестра.

Например, нельзя оформить в собственность территорию, права на которые принадлежат иному лицу. А также не получится зарегистрировать надел, который изъят из пользования органами власти РФ, принадлежит парку, является частью кладбища или заповедной зоны.

При получении полного комплекта правоустанавливающих документов сотрудник Росреестра выдает расписку, в которой указывается перечень переданных в госучреждение бумаг с пометкой копия или оригинал. По завершении процедуры все акты возвращаются заявителю.

Важно: составление межевого плана для получения земли в собственность по закону о дачной амнистии не требуется. Однако если сведения о границах участка в едином госреестре отсутствуют, нужно их определить путем проведения геодезической и картографической съемок, которые выполняются в ходе межевания. Далее нужно поставить участок на кадастровый учет.

Оформленная в собственность земля дает владельцам право проводить различные операции, руководствуясь лишь личными пожеланиями. Правильно оформленный надел земли, возможно, дарить, продавать, оставлять в наследство. Цена такого участка, намного больше, чем у неприватизированных земель.

Защиту правильно закрепленного при помощи специалистов юридических учреждений, земельного участка гарантируют: Конституция РФ, ГК РФ, ЗК РФ и другие Федеральные законы.

Процедура законного перехода земельного надела в собственность различается от способа, каким она поступила в пользование к настоящему владельцу. Сам процесс приватизации земли занимает значительное время. Необходимость сбора нужных документов, ожидание ответов от организаций и учреждений все это не настраивает на оптимистический лад. Но приватизировать нужно.

Начинается все со сбора обязательных документов, весь пакет которых, затем сдается в государственный регистрационный орган. Далее следует проведение проверяющих действий, экспертиза поданных документов их действительность. Проверяются, законность прав заявителя, устанавливаются имеющиеся несоответствия данных и присутствующие здесь претензии способные остановить регистрацию.

Участок земли, на территории какого находится строение, приватизируется с небольшим отличием от других видов регистрации права. Самым первым действием будет получение выписки из кадастра, а затем она, вместе с заявлением передается в орган власти, которому данная земля принадлежит. Властный орган может рассматривать заявку в сроки от 1мес.

Когда вынесено решение, нужно собрать документы:

  • Гражданский паспорт;
  • Заявление о регистрации;
  • Решение государственных органов:
  • Выписку из кадастрового плана земельного участка;
  • Квитанцию об уплате госпошлины.

После проверки всех данных выдается регистрационное свидетельство.

Некоторые сложности при оформлении земельных участков в собственность могут проявиться, когда земля значится:

[1]

  • В ведомстве МО страны;
  • Если участок принадлежит другому лицу, что подтверждено
  • Находится в резерве государства;
  • Является заповедником.

Действующая статья ФЗ РФ №93, объясняет, что некоторым категориям граждан, возможно, оформлять землю в собственность по упрощенной программе.

Это разрешается делать, людям имеющим участки земли для:

  • Личного подсобного хозяйства;
  • Дачи, и строительства на ней;
  • Огорода;
  • Сада;
  • Строительства жилого дома, лично для себя;
  • Постройки собственного гаража.

При упрощенной регистрации права, потребуется всего два основных документа:

  • Кадастровый паспорт на земельный участок;
  • Устанавливающий право на землю документ;

В ФЗ РФ №122 установлен реестр для заявляющих о собственности документов, и там сказано что, основным считается любой, который устанавливает правомочность, требовать дополнительные подтверждающие документы, не является необходимым.

Обязательная документация:

  1. Копия из похозяйственной книги (такая копия выписки предоставляется, если участок занят для подсобного хозяйства);
  2. Акт о выделении участка земли: постановление об передачи земли (ЗК РСФСР 1923г); разрешение исполнительного комитета местного совета об выдачи участка под жилой дом; решение СовНарДеп, на право пользования пожизненно (ЗК РСФСР 1991г);
  3. Свидетельство на именно этот земельный участок: подтверждение на право собственности, постановление на право постоянного пользования;
  4. Всякий документ, предоставляющий право: выдаваемые уполномоченными организациями до 2001г (приказы директоров совхозов, судебные акты, право на наследство и т.д.).

Произведенные в недавнее время изменения в законе, теперь разрешают признавать правом на собственность участков земли, различные документы, главное чтобы они объясняли передачу и были законны.

1. Начала смотреть план участка и увидела, что указаны неверные данные, могу ли я их как то исправить?

Когда в паспорте на занимаемый участок, указаны неправильные расчеты площади и границ, необходимо воспользоваться правом обозначенным законом и сделать повторное размежевание, после чего получить действительную площадь и границы используемой земли;

2. Моей бабушке в колхозе выдали пай, есть документы подтверждающие это. Теперь я услышала, что надо проводить ее регистрацию. Это правильно или нет?

Тогда, когда уже имеется, право собственности на земельный надел, оно было приобретено ранее, также требуется регистрация;

3. Я имею давно, еще со времен СССР дачный участок, мне его выдали на заводе. Я там уже и домик построил. Какими документами я могу подтвердить, что он действительно мой?

По Законам РФ, законность собственности земельного участка должна подтверждаться: вошедшим в законную силу судебным актом, договором купли-продажи построек, находящихся на данной земле и документы о праве наследования.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Разберемся, как оформить земельный участок в собственность при различных формах перехода его во владение, и перечислим документы, необходимые для осуществления регистрации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Земельные участки, являясь разновидностью недвижимого имущества, представляют особую ценность для граждан и также требуют подтверждения прав собственности, как и другие объекты, находящиеся у них во владении. Своевременное оформление необходимых документов значительно упрощает возможность дальнейшего распоряжения территорией.

Продление дачной амнистии: как оформить дом в упрощенном порядке

Дачная амнистия возникла в связи со вступлением в силу закона, регулирующего регистрацию прав на объекты недвижимости, согласно которому был учреждён единый реестр недвижимого имущества, в котором хранятся сведения обо всех объектах недвижимого имущества страны, его владельцах и ограничениях на совершение сделок.

Наличие сведений о конкретном недвижимом имуществе в этом реестре является обязательным условием для совершения с ним каких-либо юридических действий. Но внести в реестр автоматически сведения обо всей недвижимости страны и её владельцах технически невозможно.

В то же время регистрация недвижимости по новому закону требует подачи большого пакета документов и прохождения непростой бюрократической процедуры. Поэтому законодатель решил упростить процедуру регистрации участков земли, права на которые возникли у граждан до вступления в силу нового закона, а также жилых домов построенных и строящихся на таких участках. Поскольку в первую очередь такое упрощение касается дачников, такие законодательные изменения получили народное название «дачная амнистия».

Упрощённая процедура, согласно закону, распространяется на земельные участки и индивидуальные жилые дома, права собственности на которые возникли до принятия специального закона о регистрации согласно действующему ранее законодательству, на основании сделок, свидетельств о праве наследования, решений судов.

Кроме этого, на недостроенные индивидуальные дома, а также достроенные, но на которые в своё время не были оформлены правоустанавливающие документы. Для таких объектов недвижимости применяется упрощённый порядок только в том случае, если они находятся на участках земли, на которые у заявителя имеется зарегистрированное право собственности по новому законодательству, или правоустанавливающий документ.

Таким образом, упрощённый порядок, с одной стороны, облегчает жизнь добросовестным гражданам, которые столкнулись со сложной бюрократической процедурой не по своей вине, с другой стороны, прощает гражданам самовольные строения, возведённые на своих земельных участках, а также законно построенные здания, которые по тем или иным обстоятельствам не были в установленном законом порядке введены в эксплуатацию.

Нынче регистрация по дачной амнистии вызывает повышенный интерес. По мнению многих, упрощённая процедура регистрации будет действовать только до марта 2015 года. Рассмотрим этот вопрос с юридической точки зрения. Дачная амнистия введена в действие Федеральным законом РФ путём внесения изменения в статью специального закона о регистрации.

Закон «о дачной амнистии», как и прочие законодательные акты, не имеет срока действия и не ограничивает во времени упрощённую процедуру регистрации участков земли и индивидуальных домов, права собственности на которые были приобретены до вступления в силу этого закона. Окончание дачной амнистии прописано только для недостроенных и не введенных в эксплуатацию частных домов на собственных земельных участках. Ссогласно действующему законодательству это произойдёт 1 марта 2015 года. В то же время, как заявляет «Росреестр», этот срок будет вновь продлён.

Для проведения государственной регистрации жилого дома по упрощённой схеме нужно обратиться в отделение «Росреестра» по месту нахождения вашего земельного участка. Уполномоченному органу необходимо представить документ о правах на участок земли, на котором находится регистрируемый дом. При этом кроме традиционных правоустанавливающих документов может быть подано и свидетельство на право постоянного пользования или другой документ, подтверждающий право на земельный участок.

Также предоставляется технический паспорт жилого дома, который нужно заказать и изготовить в местном бюро технической инвентаризации или в частной проектной организации. Кроме вышеописанных документов, в отделение «Росреестра» подаётся кадастровый паспорт — документ выдаваемый местными отделениями «Роснедвижимости» или земельными отделами местных администраций. В случае если земельный участок уже внесен в действительный реестр, подача кадастрового паспорта не обязательна.

Вместо него можно подать декларацию, которая заполняется самим землевладельцем по установленной форме. Кадастровый паспорт не понадобится и в том случае, если органы местного самоуправления выдадут заключение установленного образца о том, что регистрируемый дом расположен в пределах населённого пункта, а находящийся под ним земельный участок был в индивидуальном порядке выделен его владельцу под ИЖХ.

Как и для оформления жилого дома, регистрационному органу необходимо представить документы, подтверждающие права собственности на земельный участок. Если такой участок уже внесен в реестр, подавать правоустанавливающие документы не нужно. Не требуются оные и в том случае, если имеются заключения органов местного самоуправления или неприбыльных организаций совладельцев гаражей о том, что регистрируемый гараж действительно расположен в пределах выделенного заявителю земельного участка.

При регистрации гаражей действует презумпция права собственности, если в предоставляемых документах чётко не определено какие именно права на земельный участок имеет заявитель. Также некритичными являются расхождения в данных о размере земельного участка в представленных правоустанавливающих документах и заключениях с данными реестра. При наличии таких несоответствий органы «Росреестра» не в праве отказать в регистрации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *