Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Услуга государственный кадастровый учет недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Непосредственно постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется бесплатно. Госпошлину (в размере 2000 рублей для физического лица и 22000 рублей для юридического лица) нужно заплатить только за государственную регистрацию прав.
Стоимость услуги кадастровых инженеров по подготовке документов (подготовка планов помещений, межевание земельного участка, акты обследования и т.д.) очень сильно варьируются. В среднем подготовка документов для постановки на учёт жилого помещения будет стоить от 10.000 руб., жилого дома или нежилого помещения – от 25.000 руб., нежилого здания – от 50.000 руб.
Постановка на кадастровый учёт займёт от 5 до 12 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (это зависит от того, где и каким способом подано заявление).
Но если в документах обнаружатся какие-нибудь неточности, этот срок может значительно растянуться. По некоторым обстоятельствам в постановке на учёт может быть отказано.
Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости
В постановке на кадастровый учёт будет отказано в случае, если:
- Заявленное имущество не подходит под категорию «объект недвижимости» (помещение не обособлено от других помещений здания);
- Какой-то из документов или форма заявления не соответствует требованиям закона;
- Объект, заявленный на кадастровый учёт, образуется из другого объекта недвижимости путём раздела или выдела доли, не предусмотренных законом;
- Объект образуется из объекта, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости, носят временный характер;
- С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (не собственник и не его представитель);
- Если межевой или технический планы заверены лицами, не имеющими данных полномочий.;
- Обнаруженные в процессе проверки документов недостатки, не исправлены в предусмотренный для этого трёхмесячный срок.
Если причина для отказа в постановке на учёт не может быть устранена или отказы следуют один за другим, можно обратиться с обжалованием решения об отказе в суд.
Решение об отказе можно сразу обжаловать в суде, если же вынесено решение о приостановлении, его сначала нужно обжаловать в Апелляционной комиссии, которые созданы при Росреестре. Их адреса и контактные данные есть на сайте Росреестра.
ВНИМАНИЕ! Заявление об обжаловании должно быть подано в течение 30 дней со дня вынесения решения. Комиссия рассмотрит его в течение месяца. Повторно подавать заявление об обжаловании, касающееся одного и того же объекта, нельзя. В случае отказа комиссии в удовлетворении заявления, снова остаётся обращение в суд.
Если указанные недочёты не могут быть исправлены, если отказы или приостановления повторяются многократно, если причины отказа остаются не ясными или заявитель не согласен с ними, закономерным решением становится обращение в арбитражный суд. Судебная практика по подобным делам достаточно обширна, и подобные дела довольно часто заканчиваются решением в пользу граждан.
- Уничтожение объекта;
- Разрушение объекта, в результате чего он теряет своё функциональное назначение;
- Разрушение части здания, в результате чего в нём уже не существует отдельное помещение;
- Судебное решение, отменяющее постановку объекта на учёт;
- Раздел объекта на два (или более) новых объекта недвижимости.
Постановка на кадастровый учет различных объектов недвижимости необходима для многих юридических операций.
Собственникам зданий, сооружений и земельных участков полезно будет узнать, в чем особенности этой процедуры, когда и как следует ее проводить.
Кроме того, следует помнить, что перед тем как поставить на кадастровый учет недвижимость, придется собрать определенные документы, без которых эта услуга будет невозможна.
Постановка объектов недвижимости на кадастровый учет
На самом деле, далеко не все имущество следует ставить на кадастровый учет. Некоторые объекты, приравненные к недвижимости, не подлежат данному типу регистрации. к ним относятся морские, космические и воздушные судна, предприятия. участки недр и пр. Тем не менее, в отношении некоторых объектов эта процедура является обязательной:
- Земельные участки (речь идет об участке целиком, отдельные доли на учет не ставятся).
- Здания, помещения, сооружения.
Кадастровый паспорт, который выдается при регистрации объекта в уполномоченных государственных органах, является очень важным для собственников недвижимости. Практически при всех юридических операциях, проводимых в дальнейшем с данным объектом, будет требоваться этот документ.
Без него владелец не сможет переоформить жилье или участок, зарегистрировать перепланировку или любые другие изменения, подтвердить свое право владения имуществом и пр.
Кроме того, без кадастрового паспорта невозможны никакие судебные разбирательства и разрешения споров, связанных с этим объектом недвижимости.
Таким образом, каждый владелец недвижимости, которая подлежит постановке на кадастровый учет, в обязательном порядке должен провести данную процедуру. Это позволит избежать множества юридических проблем, а также получить возможность всесторонне распоряжаться своей собственностью. Для проведения всех необходимых работ, обратитесь к нашим специалистам.
Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.
Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.
Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:
- вид объекта;
- кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
- подробное описание границ объекта;
- его месторасположение;
- площадь объекта.
В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:
- учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
- кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
- кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
- кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
- сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
- сведения об обременении вещных прав;
- другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:
- единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
- общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
- актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
- сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
- хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
- после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.
Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.
Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.
Ведение государственного кадастра недвижимости
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».
В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:
- кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
- внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
- исправление ошибок учёта;
- снятие с учёта.
Информационное взаимодействие осуществляется с:
- государственными органами;
- органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
- собственниками и правообладателями недвижимости.
Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.
Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:
- гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
- юридическим лицом;
- органом государственной власти.
Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.
Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.
Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.
Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:
- решения о внесении сведений;
- решения об отказе внесения сведения.
Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).
Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
- Неправильно оформлено заявление по месту предъявления;
- Недостаточный пакет собранных документов;
- Заявитель обращается для регистрации объекта, который не является недвижимостью;
- Обращение ненадлежащего лица (не владельца, несовершеннолетнего);
- Объект недвижимости не может быть поставлен на кадастровый учет (собственность СБ РФ, заповедники, земли ВС РФ и т.д.);
- Наличие опечаток, технических ошибок или неточностей;
- Если сведения в Росреестре об объекте недвижимости имеют временный характер;
- Истек срок возможной постановки на кадастровый учет по конкретному объекту;
- Если при объединении участков получается площадь больше, чем предусмотренная ФЗ;
- Если границы участка не согласованы.
Получая отказ от Кадастровой палаты в постановке на кадастровый учет, вы имеете право обратиться в суд для защиты своих интересов.
Вид услуги | Сроки | Цены |
Постановка на кадастровый учет | 10 рабочих дней | от 15 000 |
Подать заявку на услугу
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется Росреестром, органом, в ведении которого находится вся база по имущественному праву в России. Кадастровый учет является обязательным условием для получения права собственности. Отсутствие объекта недвижимости в кадастровом учёте ограничивает действия по распоряжению имущественным правом. До недавнего времени постановка зданий на кадастровый учет, а также регистрация земельных участков были в ведении структурных подразделений Госкадастра. После того, как был введён в действие новый закон ФЗ-218, появился ряд изменений в данной сфере:
- Регистратором является только Росреестр, никакие другие органы не имеют право заниматься кадастровым учетом. Все изменения и правки осуществляются только через основного регистратора – Росреестр.
- Появилась новая база учета данных по объектам имущественного права. Все субъекты недвижимости заносятся в электронном формате в базу данных.
- Ранее в объект перечней входили лишь земельные участки, здания, теперь включаются объекты незавершёнки, имущественные комплексы, машино-место и т.д.
Основные моменты при постановке на кадастровый учет объектов недвижимости
Единых сроков нет, точный период рассмотрения документов зависит от способа обращения в Росреестр. Максимально-предельные сроки установлены для МФЦ «Мои документы» – 7 рабочих дней. В случае одновременной подачи заявления на государственную регистрацию земельного участка и кадастровый учет через МФЦ «Мои документы» может потребоваться до 12 рабочих дней.
Осуществляя постановку объекта на кадастровый учет, вы можете использовать этот факт для различных целей в сфере недвижимости. Так, квартира, которая имеет кадастровый учет может быть:
- Поставлена собственником в качестве участника ТСЖ.
- В квартире могут быть зарегистрированы жильцы.
- Производится расчет налоговой ставки.
- Имеется возможность участвовать в судебных процессах.
- Иные действия.
В 2021 году, сроки остались прежними 5 рабочих дней для обратившихся в Росреестр и на 2 дня больше для обработки через МФЦ.
Регистрация ипотечного объекта недвижимости составляет семь рабочих дней. Договор с ипотекой в силу закона, заверенные нотариусом, проходят регистрацию в течении 3 рабочих дней. Ранее этот срок был больше, в пределах недели.
Изготовлением планов занимаются кадастровые инженеры. Его репутацию заранее лучше проверить на сайте Росреестра, введя ФИО в строку поиска раздела “Реестр кадастровых инженеров”. Здесь вы получите информацию о наличии или отсутствии у него аттестата, насколько он надежен и проверите контактные данные.
Работы выполняются по договору и имеют свою стоимость по тарифам. Их же определяют, соотнеся объемы работ, а также в зависимости от вида имущества и его местонахождения.
Примерные затраты на технический план:
- за квартиру — 3 тыс. рублей;
- на частный дом — 10 тыс. рублей;
- нежилая недвижимость — 20 тыс. рублей.
Сама процедура постановки на кадастровый учет бесплатная, но облагается государственной пошлиной:
- 2000 рублей для физических лиц;
- 22000 рублей для юридических.
По сути, составление государственного земельного кадастра — это систематизация достоверных данных о положении земельных участков. В таком кадастре ведется строгий учет их территориального местоположения, природных составляющих, учет их количества и качества, бонитировки почв, хозяйственное и целевое назначения (правильное использование, экономическая оценка земель) и правовой статус (регистрация землепользователей, архив смены собственников земли, наличие расположенных объектов).
Свод этих данных оформляется в документы и ведомости. Процесс управления землей осуществляется государственными органами. Главный орган государственной власти, отвечающий за все земельные ресурсы страны — это агентство земельных ресурсов. Им ведется учет каждого земельного участка, определяется качество и ценность земли, её функциональное назначение и другие параметры. Агентство юридически подтверждает границы, размеры и месторасположение участков, присваивает каждому его кадастровый номер. Без такого учета трудно представить себе процесс управления землей.
Рациональное и эффективное её использование, охрана природы, планирование народного хозяйства на перспективу и правильное размещение сельскохозяйственных объектов — все это невозможно без данных, собранных в государственном земельном кадастре.
Что понимать под определением «государственный земельный кадастр» прописано в Земельном кодексе и в Законе о земельном кадастре, но по сути эти два определения отличаются. Если в Земельном кодексе земельный кадастр — это система кадастровых работ, то в Законе о земельном кадастре – это единая система ведомостей и документов.
Отличаются и функции, закрепленные за этими двумя не похожими понятиями. Под системой кадастровых работ подразумевается перечень мероприятий, включающих в себя оценку, классификацию земель, характеристику их количества и качества, работы по распределению земель среди собственников или среди землепользователей, процедуру установления права собственности или его прекращения, и установление прав пользования земельными участками.
Немного другое направление работ подразумевает система ведомостей и документов. Она ведет строгий учет земель в Едином государственном реестре. Туда заносятся данные обо всех участках земель страны с описанием их правового статуса, количества, качества, порядок распределения между собственниками или арендаторами земельных участков, а также дается их оценка.
Такой подход позволяет каждому земельному участку присвоить характеристики, выделяющие его из других участков и дать ему качественную и экономическую оценки. А также, на основе тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, провести объективный анализ фактического уровня использования земли, определить и разработать как общие направления, так и конкретные мероприятия по сохранению и улучшению плодородия почв и эффективности использования земель относительно местных природно-климатических и экономических условий.
Если посмотреть на определение сути земельного кадастра, принятое во всем мире, то формулировка земельного кадастра, применяемая в Законе Украины, наиболее полно раскрывает суть кадастровых работ и точнее соответствует общепринятому значению.
Данные в государственный земельный кадастр поступают из трех уровней: общегосударственного, регионального и местного.
На местном уровне составляются документы со сведениями об административно-территориальных границах земельных участков, земельных кварталов и земельных зон, о собственниках или пользователях этих земель, о функциональном назначении каждого из земельных участков и о размещенных на них сельскохозяйственных объектах, о количестве и качестве почв и дается их экономическая оценка. Также на местном уровне составляется индексная карта и кадастровые планы городов, поселков, сел и всего района.
Региональный уровень объединяет сведения обо всех землях районов и, расположенных на них, населенных пунктах.
Если заглянуть в актуальное законодательство, там черным по белому написано, что процедуру постановки на кадастровый учет должны пройти все без каких-либо исключений участки недвижимости. На это не влияет ни форма собственности, ни целевое назначение земли.
Так как законодательство РФ разрешает совершать любые сделки с участием недвижимости только с участками, внесенными в Единый реестр, и имеющими кадастровый паспорт, то владелец такой собственности при отсутствии необходимой документации обязан оформить все надлежащим образом до начала операции.
Не спешите получать разрешение на ввод в эксплуатацию.
Оно не требуется, во-первых, в отношение дома для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство (а это дома на участках под ведение садоводства или дачного хозяйства). В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости» регистрация таких домов осуществляется на основании технического плана.
И во-вторых, в соответствии с п.4. статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Требуется опять же технический план.
Значит, в настоящее время получение разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию для загородных домов не требуется, а следовательно, кадастровый учет и регистрация прав (собственности) на дом проходят одновременно.
Срок действия кадастрового паспорта зависит от следующих причин.
Релевантности срока годности кадастровой переоценки паспортным данным. Эта величина определена на законодательном уровне. Обычно период проведения кадастровых работ составляет 3–5 лет. В течение этого временного промежутка кадастровая стоимость объекта, указанная в паспорте, является определяющей при начислении налогов, определении размера арендных платежей.
Про журнал регистрации трудовых договоров и дополнительных соглашений хотелось бы узнать побольше… И у вас есть такая возможность!
Чтобы понять, как зарегистрировать торговую марку в России, достаточно прочитать это.
А вот о том, как получить лицензию на перевозку пассажиров ИП, подробно написано здесь.
Паспорт может потерять актуальность и в пределах указанного периода. Это происходит при наступлении следующих событий.
- При изменении собственника. Новые данные ЕДРП делают прежний паспорт недействительным.
- В случае разделения объекта недвижимости или слияния нескольких нумерованных кадастровых позиций в одну. В этом случае в ГКН вносятся новые номера объектов недвижимости, координаты (адреса) которых совпадают со старыми, включают их или являются составными частями вновь образованных объектов.
- После вступления в силу решения о пересмотре кадастровой стоимости по заявлению владельца объекта.
Сроки оказания услуги
Чтобы дом прошел кадастровый учет, и вы, собственник земельного участка, на котором построен дом, оформили на него право собственности необходимо подать заявление и приложить технический план. Где взять технический план читайте в нашей другой статье.
При подаче заявления на регистрацию права собственности нужно оплатить госпошлину в размере 2000 рублей. Квитанцию можно не предоставлять.
Кадастровый учет конкретного дома устанавливает факт создания объекта недвижимости. По итогам процедуры описываются главные характеристики строения, которые позволят его выделить среди аналогичных объектов. Потом регистрируется право собственности на дом.
Требуемый раньше кадастровый паспорт с 2017 г. заменен выпиской из ЕГРН, содержащей данные объекта недвижимого имущества:
- Адрес квартиры;
- Этаж;
- Площадь жилого помещения;
- Номер по кадастру;
- Стоимость квартиры по кадастру (зависит от площади и местной цены, сформированной рынком);
- Данные собственника/ собственников;
- Если квартира в долевой собственности — количество долей каждого владельца;
- Техплан;
- Имеющиеся на квартире ограничения/обременения.
Поставить квартиру на учет в ЕГРН — пройти первый этап закрепления права на владение собственностью. Учет данных в кадастре информирует государственные службы об индивидуальных особенностях объекта и собственнике, получающем в результате регистрации право полноценного распоряжения своей собственностью, то есть возможность:
- продавать;
- сдавать в аренду;
- оформления залога;
- дарения;
- завещания;
- страхования;
- оформления ипотечного кредита на незавершенное строительство;
- приватизации.
Для государства информация о недвижимом имуществе и его стоимости необходима для правильного налогообложения граждан — начисления налога на недвижимость в соответствии с кадастровой стоимостью.
С юридической точки зрения регистрация прав на имущество наступает по получении выписки из ЕГРН на квартиру, и только ее наличие делает человека собственником. Любые изменения также должны отражаться в документации: изменение площади, потребительских качеств, прекращение существования. Если вне зависимости от причин здание разрушилось, квартира снимается с учета в ЕГРН, налог на имущество больше не начисляется.
При постановке на учет в кадастре квартир, даже в незавершенном строительстве, владелец с 2018 г. получает возможность:
- Оформить ее в собственность.
- Кредитования.
- Приобретая жилье во вторичке — зарегистрировать в Росреестре свои права на данную жилплощадь.
- Ведения в суде дел по вопросам наследства, вселения/выселения, определения долей имущества.
Поставить недвижимость на учет можно, вызвав кадастрового инженера.
Росреестр может отказать в регистрации, но при этом в обязательном порядке сообщается причина. Наиболее частые причины:
- Заявитель не имеет права владения объектом недвижимости, не подтвердил в установленном порядке право на владение, не имеет прав представлять интересы законного владельца.
- Квартира уже поставлена на учет.
- Обнаружено несоответствие между ранее зарегистрированным и вновь поданным на регистрацию правом на объект.
- К заявлению приложены не полный комплект документов.
- В документации указаны ложные данные.
- Не предоставлены оригиналы или не заверенные копии.
- Оформление документации не соответствует нормам законодательства.
- Документы заверяли лица, не имеющие соответствующих прав.
- Документ признан недействительным.
- Сделка по оформлению прав собственности на квартиру признана недействительной.
- Росреестр не получил подтверждения сведений об объекте или заявителе из других ведомств.
В случае, если предоставлен не полный пакет документов, сотрудник Росреестра приостанавливает процедуру, которую можно возобновить после получения дополнительных сведений. При обнаружении подложных данных или недействительности документов выдается отрицательное решение.
Процедура регистрации квартиры в новом доме может осложниться, если застройщик не поставил дом на учет в Росреестре. Без постановки на учет всего дома, регистрация отдельной квартиры невозможна. В этой ситуации необходимо либо ждать действий застройщика по регистрации дома, либо регистрировать постройку самостоятельно.
По Действующему на сегодня законодательству процесс постановки квартиры на учет и оформление права собственности не занимает много времени, не требует вложения значительных средств, хотя знание некоторых нюансов регистрации облегчит процедуру и сэкономит время заявителя.
- Кадастровые работы
- Геодезические работы
- Аренда геодезического
оборудования - Юридические услуги
- Риэлторские услуги
- Оценка недвижимости
Категории получателей
С января текущего года, начал действовать обновленный ФЗ номер 218 — о госучете недвижимости. В нем регламентирован порядок госучета права владения гр.
РФ на земельный участок, выделенный для ИЖС или хозяйственно-подсобных работ. Новый порядок, установленный статьей 49. ФЗ № 218, устанавливает процесс госрегистрации земли.
Это актуально для тех, у кого акт о разрешении владеть земельным участком, выдан еще в 90-е годы.
По новым правилам период регистрации права владения земельным участком сократился с 21 до 7 дней. Уменьшился срок выдачи кадастровых справок ЕГРН.
С января 2017 года, информационные базы ЕГРП объединяются, получить право владения земельным участком можно в каждом отделе МФЦ. Акт на недвижимость аннулируется, его заменяет справка из ЕГРН.
Еще стоит помнить о правилах проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка.
Государственная кадастровая регистрация и регистрация права владения теперь проводятся одновременно, по одному заявлению. Это значительно экономит временные ресурсы граждан.
После подачи заявления за 10 календарных суток, специалисты Росреестра оформляют кадастровую регистрацию и регистрацию права собственности.
Это актуально для ранее незарегистрированных участков, аннулирующихся земель, чьи права занесены в Единый Государственный Реестр Недвижимости. Теперь выписки из ЕГРН выдаются всего за 72 часа, со дня обращения.
По новому закону, если в рассмотрении документов, выдаче справок отказано по неправомерным причинам, нарушены сроки рассмотрения и выдачи выписок, допущены ошибки в составлении документации, то за это предусмотрена административная ответственность для виновных. Единственная правомерная причина отказа в приеме документов на рассмотрение — не установление личности заявителя.
О бессрочном пользовании земельным участком рассказано здесь.
Приказом № 921 от Минэкономразвития РФ утверждены новые положения о межевании и объединении аграрных наделов, в частности о структуре межевой схемы и акта согласования границ ЗУ.
Документ составляется в электронной форме, с электронной подписью кадастрового специалиста или в бумажном виде. Регламентирован процесс составления плана межи для наделов, пределы которых — соединение очертаний, разделенных друг с другом соседними аграрными наделами. В новом межевом плане изменился состав документа, появились новые пункты и уточнения по согласованию границ ЗУ.
К структуре межевого плана добавлен раздел о информации о образуемом аграрном наделе, измененном, уточняемом и его долях.
В плане будут указаны пункты — сведения о поворотных точках, формируемых им, обозначения земельного участка, с подстрокой — «Зона номер…». Обновлен раздел информации о пределах аграрных наделов.
В план вносится информация о внешних и внутренних границах земельного участка.
Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:
- Сделки по отчуждению имущества.
- Наследование.
- Акты суда.
- Постановления судебных приставов.
- Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
- Межевой план.
Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.
Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.
Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:
- принадлежность объекта (его вид);
- кадастровый номер;
- дата постановки на учет;
- площадь;
- описание, где расположены границы участка.
Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:
- кадастровая стоимость участка;
- дата проведения оценки;
- категория земли (ее принадлежность);
- фактический адрес местонахождения;
- сведения о собственниках участка.
Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:
- У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
- С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
- С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
- Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
- При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.
Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.
Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.
Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.
В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.
Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:
- план межевания;
- план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
- разрешение на ввод в эксплуатацию;
- разрешение на создание участка;
- документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.
В соответствии с частью 11 статьи 18, частью 1 статьи 33, частью 2 статьи 39, частью 3 статьи 43, частью 2 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2018, N 32, ст. 5134), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
форму заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение N 1);
форму заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 2);
форму заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ (приложение N 3);
требования к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 4);
требования к формату заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представляемых с ним документов в электронной форме, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 5).
2. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ» (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2016 г. N 41343 (с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 27 октября 2016 г. N 679 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44907), от 9 августа 2018 г. N 418 (зарегистрирован Минюстом России от 8 октября 2018 г., регистрационный N 52351), от 26 сентября 2018 г. N 524 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2018 г., регистрационный N 52485).
Руководитель
О.А. СКУФИНСКИЙ
Приложение N 1
к приказу Росреестра
от 19 августа 2020 г. N П/0310
1. Настоящие Требования определяют формат заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представляемых с ним документов в электронной форме, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке.
2. Заявления, указанные в пункте 1 настоящих Требований, направляемые в форме электронного документа, представляются в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных.
XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт).
При изменении нормативных правовых актов, регулирующих представление заявлений, указанных в пункте 1 настоящих Требований, и представляемых с ними документов в электронной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, изменяет XML-схемы, обеспечивая при этом возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.
3. Необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
в виде файлов в формате PDF/A-документов с текстовым слоем, обеспечивающим поиск информации по содержимому файла, созданных с использованием специализированного программного обеспечения;
в виде электронных образов документов в формате PDF.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать режим сканирования документа «оттенки серого» с разрешением 300 dpi.
4. XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Постановка недвижимого имущества на кадастровый учет позволяет получать и фиксировать сведения о ресурсах, которые имеет страна. В тоже время государство подтверждает факт существования конкретного объекта путем занесения информации в реестры, создающие основу для справедливого налогообложения.
После регистрации прав субъекты хозяйствования могут беспрепятственного распоряжения своей собственностью: оформить дарственную, сдавать в аренду или продать.
Функционирование органов регистрации и постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет производится в соответствии с Конституцией РФ и производится на основании закона федерального уровня «О государственном кадастре», который устанавливает обязательность, определяет состав сведений и порядок ведения учета.
Нормативно-правовая база опирается на акты, разъяснения, постановления, требования и методологические рекомендации, издаваемые не только правительством, но и органами исполнительной власти местного уровня.
Учет имущественных объектов позволяет обеспечить прозрачность сделок с последующим переходом права собственности и способствует развитию гражданско-правового оборота.
При образовании нового объекта собственности или его реконструкции, оформлении сделок, связанных с изменением собственника, или прекращения существования следует произвести изменения в кадастровом паспорте. В случае его отсутствия все сделки считаются недействительными, поэтому необходимо обратиться в регистрационный центр.
Регистрации для ведения кадастрового учета подлежит недвижимое материальное благо, которое находится над и под поверхностью земли, а именно:
✔ земельные участки (что не подразумевает под собой владение недрами);
✔ капитальные фонды – здания и помещения, строения и подземные сооружения, квартиры и дома;
✔ объекты, имеющие статус незавершенного строительства.
К разряду недвижимого имущества не относятся предприятия, организации, воздушные и морские судна, космические объекты, поэтому регистрации они не подлежат. Заповедные зоны и участки, находящиеся в распоряжении государства относятся к категории земель, которые не регистрируются.
Постановка на кадастровый учет участка и жилого дома представляет собой процедуру, требующую выполнения следующих пунктов:
- Вызов кадастрового инженера, который проводит топографическую съемку с достоверной оценкой стоимости участка и выполняет межевые работы с замером площади и определении смежных границ;
- К этой документации следует приложить технический паспорт, квитанции об уплате государственной пошлины и правоустанавливающие документы;
- Подача заявления в службу по ведению учета.
После рассмотрения и одобрения заявления кадастровая служба присваивает соответствующему участку индивидуальный номер.
Полный пакет вышеуказанных документов и в обязательном порядке заявление о постановке на кадастровый учет подается в Регистрационный центр лично собственником или через доверенное лицо. В некоторых случаях есть возможность отправить документы, заверенные через нотариуса по почте. При обращении по электронной почте можно использовать цифровую подпись.
Государственный кадастровый учет — это юридическое подтверждение индивидуальных особенностей объектов недвижимого имущества, с последующим внесением сведений в территориальные кадастровые органы с присвоением объекту уникального кадастрового номера.
Постановка на ГКУ объекта недвижимости (земельных владений, объектов капитального строительства) обязательное условие для оформления и регистрации прав на недвижимость.
В единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) необходимо вносить соответствующие правки при:
- создании объекта недвижимости;
- изменении ключевых характеристик объекта недвижимости — изменение площади, перепланировка, изменение (вынос) границ земельного участка и т. п.;
- гибели объекта недвижимости.
Ситуации, когда строительство частного или многоквартирного дома завершено. Владельцу нужно оформить ряд документов и получить новое свидетельство. Размеры, стоимость здания, дата создания, данные собственника и другие его характеристики будут указаны в системе.
Объект был, но имел несколько владельцев. Стороны договорились и одно целое разделили на несколько равных/не равных частей. Соответственно, каждая часть (доля) – новый объект, подлежащий регистрации.
Обратная ситуация – части объекта были выкуплены одним человеком, и он решил их соединить.
Срок постановки недвижимого объекта (например: квартиры или дома) на ГКУ, составляет восемнадцать календарных дней. Сдав подготовленные документы для ГКУ в кадастровую палату, заявитель получит на руки расписку. В ней будет опись всех документов и дата получения кадастрового паспорта.
Если документы собраны в нужном количестве и в них отсутствуют ошибки, то кадастровый паспорт на объект будет получен в назначенную дату. По желанию заявителя документ могут выслать почтой.