Недвижимое имущество находящееся в госу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недвижимое имущество находящееся в госу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Справка

Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также — арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

3. Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества

1. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не ранее чем через тридцать дней после направления уведомления указанным координационным или совещательным органам.

2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.

3. Согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через тридцать дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества.

Право государственной собственности

Еще совсем недавно большая часть материальных ресурсов нашей страны находилась под полным контролем и управлением государственных структур. Государственная собственность была всеобъемлющей, и не подлежала передаче в частные руки. Однако с распадом СССР, наша страна начала внедрять принцип рыночной экономики, который привел к тому, что значительная часть имущества была передана в частные руки.

Тем не менее, государственная собственность до сих пор занимает большую часть всех имущественных отношений. Под контролем нашей страны находятся такие ресурсы, как природные ископаемые, земля и многое другое.

Система государственной власти подразделяется на несколько типажей в зависимости от субъектов.

Под субъектами госвласти понимают структуры, которые принимают политические решения разного уровня и организуют исполнение данных решений. Они подразделяются на несколько типов:

  • Первичные субъекты, представленные в виде социальных групп, народа и общества. Именно эти категории легитимизируют власть и выбранную ею форму развития;
  • Вторичные субъекты представлены органами самоуправления, как местными и муниципальными, так и федеральными.

Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.

Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.

Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.

Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.

Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные. В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур. Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.

Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.

Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.

Государственная регистрация недвижимости

Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.

Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.

Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.

Учитывая тот факт, что земельные и природные ресурсы являются основой жизнедеятельности населения, возникает необходимость в их рациональном использовании. Именно поэтому в отношении ресурсов этого типа осуществляется управление государственными структурами. Как показывает практика, государственная собственность в данном случае позволяет максимально рационализировать использование ресурсного потенциала земель и прочих угодий, что положительно сказывается на всех участниках правоотношений в этой области.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Права, сделки и ограничения, подлежащие регистрации

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Cвeдeния o зapeгиcтpиpoвaнныx пpaвax coбcтвeннocти нa нeдвижимoe имyщecтвo и o caмиx oбъeктax тeпepь xpaнятcя в дpyгoм peecтpe. Coглacнo измeнeниям в зaкoнoдaтeльcтвe, вcтyпившим в cилy 1 янвapя 2017 гoдa, EГPП был oбъeдинeн c ГКН.

B EГPП xpaнилиcь кpaткиe cвeдeния o нeдвижимocти, a ocнoвнoй чacтью инфopмaции были дaнныe o пpaвax coбcтвeннocти нa oбъeкты. Moжнo былo пoлyчить cвeдeния o влaдeльцe из EГPП, нo для пoлyчeния кaдacтpoвoгo пacпopтa и дpyгиx бyмaг, xapaктepизyющиx yчacтoк, дoм, квapтиpy, пpиxoдилocь oбpaщaтьcя в дpyгиe инcтaнции. A в ГКН — pacшифpoвывaeтcя кaк Гocyдapcтвeнный кaдacтp нeдвижимocти — xpaнилиcь cвeдeния oб oбъeктax нeдвижимoгo имyщecтвa, зaтo инфopмaции o coбcтвeнникax былo oчeнь мaлo.

Чepeдa измeнeний в зaкoнoдaтeльcтвe c cepeдины июля 2016 гoдa пo янвapь 2017 гoдa cдeлaли EГPП нeaктyaльным. Teпepь вмecтo нeгo и ГКН дeйcтвyeт eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти — этo EГPН.

Oтличиe oднo. B EГPП xpaнилиcь cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, a в EГPН xpaнятcя нe тoлькo cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, нo и инфopмaция o caмиx oбъeктax нeдвижимocти. B EГPН мoжнo пoлyчить дoкyмeнты, кoтopыe paньшe пpиxoдилocь пoлyчaть в EГPП и ГКН пo oтдeльнocти.

B ocтaльнoм EГPН cxoж c EГPП. B нeм нyжнo peгиcтpиpoвaть кaждyю cдeлкy c нeдвижимocтью, в бaзe дaнныx тaкжe xpaнятcя cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, oбpeмeнeнияx, oгpaничeнияx пpaв, apecтax и дpyгиx видax cдeлoк.

Paнee, дo 2016 гoдa, coбcтвeнникaм выдaвaли кpacивыe cвидeтeльcтвa нa cпeциaльнoм цвeтнoм блaнкe. Oни выпoлняли фyнкции пoдтвepждeния пpaвa coбcтвeннocти нa нeдвижимoe имyщecтвo. B 2016 гoдy cвидeтeльcтвa oтмeнили, a пpaвo coбcтвeннocти cтaли пoдтвepждaть выпиcкoй из EГPП. Пocлe тoгo, кaк EГPП пpeoбpaзoвaли в EГPН, cвидeтeльcтвa yпpaзднили. Иx зaмeнили выпиcки из EГPН — cпpaвки нa oбычнoй бyмaгe, зaвepeнныe yпoлнoмoчeнным coтpyдникoм Pocpeecтpa. B выпиcкe yкaзывaют ocнoвныe xapaктepиcтики нeдвижимocти — нaпpимep, тoчный aдpec и кaдacтpoвый нoмep, нaличиe oбpeмeнeний, фopмy coбcтвeннocти и дaнныe coбcтвeнникoв oбъeктa. Ecли иx нecкoлькo, вcex coбcтвeнникoв yкaзывaют в oднoй выпиcкe, либo выдaют oтдeльнyю выпиcкy c yкaзaниeм дoли, ecли дoкyмeнт нyжeн oднoмy чeлoвeкy.

Te, ктo нe coвepшaл никaкиx cдeлoк c нeдвижимocтью дo 2016 гoдa, дo cиx пop влaдeют cвидeтeльcтвaми o пpaвe coбcтвeннocти cтapoгo oбpaзцa. Oни yпpaзднeны, нo пpoдoлжaют дeйcтвoвaть. Coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy, paнee выдaнныe cвидeтeльcтвa ocтaютcя в cилe, нo дyбликaты и пoвтopныe cвидeтeльcтвa тeпepь выдaвaтьcя нe бyдyт. Ecли вы пoтepяли cвидeтeльcтвo cтapoгo oбpaзцa — нa цвeтнoй бyмaгe — и oбpaтилиcь зa пoдтвepждeниeм пpaвa coбcтвeннocти в Pocpeecтp, вaм выдaдyт oбычнyю выпиcкy.

EГPН — этo eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти. Teпepь в нeм peгиcтpиpyютcя вce cдeлки c жилыми и нeжилыми oбъeктaми, xpaнитcя пepeчeнь нeдвижимoгo имyщecтвa, a тaкжe eгo xapaктepиcтики. Bнeceниeм измeнeний в EГPН зaнимaeтcя Pocpeecтp — Фeдepaльнaя cлyжбa гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции, кaдacтpa и кapтoгpaфии. B cлyжбe гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции xpaнятcя cвeдeния o бoлee, чeм 150 миллиoнoв oбъeктoв. Coглacнo дeйcтвyющeмy зaкoнoдaтeльcтвy, зa бoльшинcтвo oбpaщeний в Pocpeecтp гpaждaнe дoлжны oплaчивaть гocyдapcтвeннyю пoшлинy. Ee paзмep зaвиcит oт типa зaпpoca и cдeлки, кoтopyю нyжнo oфopмить.

😊 Личнo. B кpyпныx гopoдax Pocpeecтp дaвнo нe пpинимaeт гpaждaн Poccии личнo, пoэтoмy этoт cпocoб нe пoдxoдит житeлям Mocквы, Caнкт-Пeтepбypгa и дpyгиx кpyпныx нaceлeнныx пyнктoв. B нeбoльшиx пoceлкax, cтaницax, гopoдax Pocpeecтp мoжeт пpинять пoceтитeлeй. Нaйдитe в интepнeтe нoмep тeлeфoнa пpиeмнoй Pocpeecтpa и пoзвoнитe, чтoбы yтoчнить, мoжнo ли пpийти c дoкyмeнтaми личнo. Cpaзy yтoчнитe гpaфик paбoты coтpyдникoв opгaнизaции или зaпишитecь нa пpиeм в yдoбнoe для вac вpeмя. Coтpyдник пpимeт пaкeт дoкyмeнтoв, выдacт pacпиcкy, в кoтopoй yкaжeт иx cпиcoк и дaтy выдaчи гoтoвыx дoкyмeнтoв. Cpoки paccмoтpeния пpи личнoм пpиeмe зaвиcят oт cдeлки, нo в cpeднeм cocтaвляют 10 paбoчиx днeй.

🏦 Чepeз MФЦ. Mнoгoфyнкциoнaльныe цeнтpы пpинимaют дoкyмeнты oт гpaждaн, oбpaбaтывaют зaпpocы, пepeдaют иx cooтвeтcтвyющим cлyжбaм и выдaют гoтoвыe бyмaги. MФЦ ecть в кaждoм нaceлeннoм пyнктe — гpaфик paбoты вaшeгo MФЦ мoжнo yтoчнить в интepнeтe. Cpoки paccмoтpeния дoкyмeнтoв в этoм cлyчae yвeличивaютcя нa 1–3 дня — cтoлькo вpeмeни зaнимaeт пepeдaчa бyмaг в гocyдapcтвeннyю cлyжбy.

📱 Oнлaйн. Нa oфициaльнoм caйтe Pocpeecтpa мoжнo пoлyчить нeкoтopыe ycлyги в oнлaйн-peжимe, нe выxoдя из дoмa. Нaпpимep, мoжнo пoлyчить cпpaвoчнyю инфopмaцию пo oбъeктaм нeдвижимocти, пoдaть зaявлeниe o пocтaнoвкe нa гocyдapcтвeнный кaдacтpoвый yчeт, пoлyчить cвeдeния из EГPН. B нeкoтopыx cлyчaяx пpидeтcя пoceщaть Pocpeecтp или MФЦ личнo, в нeкoтopыx cитyaцияx oтвeт нa зaпpoc пpидeт в элeктpoннoм видe. Нaпpимep, мoжнo пoлyчить пoлнyю инфopмaцию oб oбъeктe нeдвижимocти в видe элeктpoннoй выпиcки. Cpoки oбpaбoтки зaявoк в этoм cлyчae coкpaщaютcя — нaпpимep, cпpaвoчнyю инфopмaцию мoжнo пoлyчить мгнoвeннo.

📪 Пo пoчтe. Moжнo oтпpaвить пиcьмeннoe зaявлeниe нa oбpaбoткy зaпpoca, квитaнцию oб oплaтe гocyдapcтвeннoй пoшлины и пaкeт дoкyмeнтoв пo пoчтe, зaкaзным пиcьмoм. B этoм cлyчae cpoки paccмoтpeния зaявoк yвeличaтcя. Pocpeecтp oбpaбoтaeт зaявлeниe в cтaндapтнoм peжимe, нo yчитывaйтe вpeмя, кoтopoe пиcьмo пpoвeдeт в пyти — oнo зaвиcит oт paccтoяния мeждy вaми и oтдeлeниeм Pocpeecтpa, в кoтopoe вы coбиpaeтecь oбpaщaтьcя.

Данные государственного кадастра, вносимые в реестр, могут быть учтенными и временными. Учтенные сведения — это занесенные в ГКН объекты недвижимости, на которые установлены имущественные права (осуществлена госрегистрация прав собственности или аренды).

Сведения имеют статус временные — что это значит? Сведения об объектах, права на которые не установлены. Они хранятся в реестре в течение одного года, а на землю – в течение двух.

Если в течение этого срока имущественные права не будут установлены (с выдачей свидетельства о собственности), то сведения из государственного кадастра исключаются (Закон о кадастре, часть 4, статьи 24 и 25, часть 5, статья 24).

Информацию об интересующем имуществе в реестре может получить каждый, как юридическое, так и физическое лицо. Она предоставляется по желанию заказчика в электронном виде и на бумажном носителе.

Существуют объекты, к которым общего доступа нет. Ограничение связано с их стратегической важностью для страны, особым режимом существования.

Все земельные участки и другая недвижимость, независимо от их принадлежности, должны быть зафиксированы.

Для этого ведется специальный учет, в котором отражаются все данные о территориях: место расположения, границы, площадь, собственник, номер, назначение. Он называется Государственный кадастр недвижимости.

Для внесения данных в него заинтересованному лицу следует подготовить определенные документы и обратиться в уполномоченный орган власти. Таковым является Росреестр.

Как определить движимое и недвижимое имущество?

Кадастровый учет складывается из нескольких последовательных этапов. Прежде всего, осуществляется прием обращения заинтересованного лица. После этого заявление и все переданные документы подвергаются детальному анализу, на предмет их полноты и достоверности. Затем необходимые сведения надо вносить в ЕГРН.

Завершается процедура выдачей инициатору ответа. В некоторых случаях заинтересованное лицо может получить отказ. В таких ситуациях направленные документы должны быть возвращены заявителю. Для этого у Росреестра есть пять рабочих дней.

При этом орган кадастрового учета должен уведомить заявителя о самом факте отказа и о причинах, послуживших этому.

Состоять сведения об объекте недвижимости, которые должны быть включены в кадастр, должны из пунктов, указанных в статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

Их структура такова:

  1. Вид объекта недвижимости, например, участок земли, сооружение, здание, помещение, место для парковки.
  2. Кадастровый номер и дата его присвоения.
  3. Место расположения объекта.
  4. Учетный номер, который присваивался ранее.
  5. Сведений о ликвидации объекта.
  6. Номер объекта, в результате преобразования которого образовалась новая недвижимость.
  7. Основные характеристики. К ним относятся – площадь, протяженность, глубина, объем, высота, этажность.
  8. Степень готовности объекта строительства. Она указывается в процентах.
  9. Сведения о расположении помещений и строений общего пользования.
  10. Материалы наружных стен.
  11. Год ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.
  12. Номера регистрации кадастровых специалистов и даты заключения договоров на осуществление работ соответствующего характера.
  13. Вид помещения, то есть является ли оно жилым или нет.

В кадастр также, как правило, включаются дополнительные сведения об объекте недвижимости:

  1. Стоимость.
  2. Картографические данные лесных, водных и других природных объектах, которые расположены в пределах объекта, если таковым является земельный участок.
  3. Оценка категории территории.
  4. Вид разрешенного использования объекта.
  5. Сведения о близости или частичном вхождении в зону с особыми условиями, в том числе и экономическими либо охраняемой территории.
  6. Данные о включении объекта в реестр культурного наследия.
  7. Наименование здания или сооружения.
  8. Назначение и функции предприятия.
  9. Данные о результатах земельного надзора.

Более подробный перечень содержится в статье 8 Закона № 128-ФЗ.

Все документация, передаваемая в Росреестр, должна соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, это подлинность. Данные должны быть достоверными, то есть полученными в официальных организациях. Допускается представление копий.

Они должны быть заверены нотариусом. Исключением в данном случае является решения органов власти любого уровня. Они должны быть заверены руководителями инстанций, которые их вынесли.

Фамилия, имя, отчество и адрес места проживания физического лица должны быть указаны без сокращений.

Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:

  1. земельные участки;
  2. участки недр;
  3. все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
  4. воздушные и морские суда;
  5. суда внутреннего плавания;
  6. космические объекты;
  7. предприятие (в целом как имущественный комплекс).

Обратите внимание: с 2006 года из приведенного перечня исключены обособленные водные объекты, леса и многолетние насаждения.

К движимым вещам относятся деньги и ценные бумаги, а также все остальные вещи, которые не отнесены законом к недвижимости (паи, вклады, доли в капитале, музейные предметы и коллекции и пр.).

Иногда гражданское законодательство отдельных стран настолько отличается, что в одной стране конкретное имущество признается недвижимым, а в другой такое же имущество признается движимым. Законодатель предусмотрел и этот нюанс: в статье 1205 Гражданского кодекса определено, что «принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится». Если же движимое имущество находится в пути (например, перевозится в транспортном средстве), возникновение и прекращение права на него по общему правилу определяется по законам страны, из которой это имущество отправлено.

Виды и формы собственности на недвижимость

В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует.

Вынесенный в заглавие вопрос – не пустой возглас. В судебной практике можно найти довольно много споров, когда физические лица или организации пытаются доказать, что принадлежащий им объект (пристройка, гараж, забор, строение, коммуникации и др.) является именно недвижимым имуществом. Ведь если суд признает возведенный объект движимым имуществом, последствия такого решения наверняка выльются в значительные финансовые затраты. Более того: зарегистрировать права на такое имущество невозможно, а если уже зарегистрированы – суд признает регистрацию недействительной. Раз имущество движимое, значит, принять решение о его сносе или переносе значительно проще. И вместе с тем следует иметь в виду, что самовольной постройкой может быть признано только недвижимое имущество (п. 1 ст. 222 ГК РФ). Приведем два примера из судебной практики: схожих, но разных по последствиям.

Пример 1

Фундамент торгового павильона – ленточный, стеновые панели облегченные типа «сэндвич». Таким образом, признаки недвижимого имущества отсутствуют. Оснований для регистрации права собственности на торговый павильон и признания его самовольной постройкой нет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2009 г. по делу № А38-1050/2008-15-87).

Пример 2

Согласно техническому паспорту, торговый павильон представляет собой здание с бетонным столбчатым фундаментом и имеет стены в виде трехслойных панелей по типу «сэндвич», перегородки из сборных панелей, односкатную железную крышу, дощатые, покрытые ДВП, линолеумом полы, металлопластиковые оконные проемы. Здание обеспечено центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Следовательно, павильон прочно связан с землей. Перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. В связи с этим строение является недвижимым имуществом, признается самовольной постройкой и подлежит сносу (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 августа 2010 г. № Ф03-5467/2010 по делу № А04-8600/2009).

Имейте в виду: для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы он был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Тем самым прочная связь с землей – лишь один из признаков, по которому объект можно отнести к недвижимости. Сюда можно добавить, например, еще один существенный критерий – наличие стационарных подведенных коммуникаций.

Наличие фундамента не может однозначно свидетельствовать о недвижимом характере имущества. Сходную позицию можно встретить и в решениях арбитражных судов. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф04-7013/2008(15948-А46-9) по делу № А46-5563/2008 указано: наличие фундамента, на который установлен торговый павильон, не может служить основанием для отнесения данного павильона к недвижимому имуществу.

Вместе с тем в Градостроительном кодексе есть понятие «объект капитального строительства» (п. 10 ст. 1). Это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Заметим, что указанное понятие не тождественно понятию «объект недвижимости», хотя тоже не ограничивается критерием прочной связи с землей.

Не стоит забывать, что рано или поздно вторая часть Налогового кодекса будет дополнена главой о налоге на недвижимость, который заменит собой налог на имущество и земельный налог. В связи с этим вопрос о признании различных построек движимым либо недвижимым имуществом встанет более остро.

К сведению

Чтобы одному из супругов совершить сделку по распоряжению общим недвижимым имуществом (продать, обменять, подарить и др.), необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 ТК РФ). В отношении движимого имущества эта норма не применяется.

Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечить особую устойчивость прав на это имущество и установить специальный порядок распоряжения им. Поэтому право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), который ведет Росреестр. На практике достаточно сделать первый шаг – подать документы на регистрацию.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – обязательное условие легализации прав на него. Более того: возникает право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество только с момента такой регистрации. Этот принцип закреплен статьей 219 Гражданского кодекса.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основным нормативным документом, который определяет общие правила и порядок государственной регистрации. К данному закону следует обращаться, если необходимо произвести государственную регистрацию следующих видов недвижимого имущества и прав на него:

– предприятия как имущественного комплекса и сделок с ним;

– прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;

– прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков;

– прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах;

– права общей собственности на недвижимое имущество;

– права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества;

– договоров участия в долевом строительстве и прав участников долевого строительства на объекты долевого строительства;

– права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

– права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества;

– права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства;

– аренды недвижимого имущества;

– сервитутов (право ограниченного пользования чужим земельным участком);

– прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного или третейского суда;

– ипотеки;

– любых прав на недвижимое имущество, связанных с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки;

– права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю;

– прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него.

Правовое регулирование государственной регистрации недвижимого имущества не ограничено указанным законом. Например, в отношении воздушных судов действует отдельный Федеральный закон от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Вопросам государственной регистрации посвящена отдельная глава в Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Порядок государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов регламентируют различные кодексы (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта), а также иные законы и ведомственные приказы.

Таким образом, государственной регистрации подлежит не только право собственности на недвижимость, но и другие права (хозяйственное ведение, оперативное управление, пожизненно наследуемое владение, постоянное пользование, ипотека, аренда и др.), а также ограничения этих прав (сервитуты), их возникновение, переход и прекращение.

Внимание

Нормы о самовольной постройке (ст. 222 ГК РФ) применяются исключительно к объектам, отвечающим признакам недвижимого имущества.

От государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него следует отличать учет некоторых видов такого имущества. В данном случае речь идет о техническом учете жилищного фонда (БТИ), а также учете других объектов капитального строительства и отдельно федерального имущества по Положению об учете федерального имущества (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447).

Регистрировать права на движимые вещи по общему правилу не нужно. Однако в законе предусмотрены особые случаи. Например, оружие.

По Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» приобретенное оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия.

Особо отмечено, что юридическими лицами с особыми уставными задачами признаются предприятия и организации, на которые законом возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия.

Не лишним будет расставить все точки над «i» в отношении транспортных средств. Многие считают, что автомобиль – недвижимое имущество. Это не так. Все транспортные средства относятся к движимым вещам (кроме воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов). В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» сказано: допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств в ГИБДД и выдачи соответствующих документов (свидетельства о регистрации, регистрационных знаков и др.). Это касается и автомобилей, и мотоциклов, и прицепов и пр.

Внимание

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ). А именно – с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП.

В Советском Союзе отсутствовала любая собственность, в том числе и на недвижимость. Квартиры предоставлялись гражданам для проживания, но принадлежали государству. Частная собственность на жилье появилась только в годы перестройки. Законы, принятые в 90-е годы и последующая приватизация стали отправной точкой в формировании частного жилого фонда.

В результате основная часть федерального и муниципального жилья перешла в собственность проживающих в нем граждан.

Для регулирования отношений между участниками жилищного рынка потребовались изменения законодательной базы. Частная собственность подразумевает абсолютное имущественное право лица на определенное имущество и защищена законом. В сфере недвижимости частной собственностью считают жилые и нежилые объекты, собственниками которых являются как юридические, так и физические лица.

Современной Российское законодательство не ограничивает право субъектов на владение объектами недвижимости и гарантирует их неприкосновенность.

Частная собственность на недвижимость может быть индивидуальной, долевой и совместной. Когда один объект недвижимости принадлежит одному лицу, собственность называется индивидуальной. Когда же такой объект недвижимости принадлежит сразу двум или более лицам, речь идет о собственности долевой. Чаще всего такие ситуации возникают при наследовании жилого объекта несколькими лицами, в соответствии с завещанием, либо при покупке жилья супружеской парой.

Приобрести жилье в собственность возможно несколькими способами:

  • приватизировав жилье из федерального или муниципального фонда;
  • заключив договор купли-продажи;
  • путем жилищного строительства (включая ТИЗ);
  • участием в жилищных кооперативах и кондоминиумах;
  • путем дарения, наследования и любыми иными, предусмотренными законом, способами.

Документальное подтверждение прав собственности на недвижимость

При покупке или при продажи жилья, участники сделки, а именно: продавец и покупатель подписывают договор купли продажи который регламентирует права и обязанности сторон. В соответствии с этим документом производится переход права собственности от продавца к покупателю. Договор купли-продажи заключается в письменной форме с указанием цены объекта, подписывается обоими участниками сделки и подается в УФРС для регистрации перехода права собственности по нему, после чего набирает юридическую силу.

В договоре купли-продажи недвижимости в обязательном порядке указываются данные объекта продажи, позволяющие его идентифицировать (адрес, количество комнат, общая и полезная площадь и т.п.). Если такие данные в договоре отсутствуют, он может быть признан недействительным из-за несогласования всех условий сторонами.

Если в момент передачи объекта от продавца к покупателю он соответствует всем условиям договора, то сторонами подписывается Акт приемки-передачи. Если на данный момент сделки сторона покупателя заявляет о несоответствии передаваемого имущества условиям договора, на продавца возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

[2]

Приватизация жилой недвижимости

Согласно законам РФ каждый гражданин имеет право один раз в жизни приобрести жилье, приняв участие в бесплатном разгосударствлении собственности – приватизации. Приватизации подлежат объекты, которые находятся в федеральном или муниципальном фонде социального использования.

При этом важно иметь в виду, что несовершеннолетние граждане, ставшие участниками приватизации, имеют право на повторное участие в бесплатной приватизации после достижения совершеннолетнего возраста. Все собственники жилья, получившие право владеть имуществом в результате приватизации, обладают абсолютным правом собственности, которое охраняется законом.

  • Если в квартире всего один собственник, речь идет об индивидуальной собственности.
  • При приватизации коммунальных квартир речь идет о долевой собственности. Доля каждого собственника закрепляется за ним документально. При долевой собственности на квартиру членов одной семьи появляется возможность закрепить за каждым из них одну из комнат.
  • В случае если между собственниками отсутствуют договоренности о размере долей, закон предписывает признать их равными.
  • Если доли собственников жилья не выделены и не указаны, имеет место быть общая совместная собственность. Такой вид собственности применим к супругам.

Нюансы каждого вида

Совместная собственность представляет собой общую собственность без определения долей. Доли участников в этом случае признаются равными. Данный вид собственности возникает при приобретении жилья супружеской парой либо вследствие приватизации. Распоряжение совместной собственностью производится только с письменного согласия других участников (к примеру, обязательное разрешение второго супруга на продажу жилья).

Если один из собственников желает распорядиться своей частью без согласия остальных, то ему потребуется определение своей доли в общем имуществе. Форма собственности при этом переходит в долевую. Свою долю он имеет право подарить, продать, завещать итп, при этом учитывается приоритетное право других собственников на покупку.

Если выделение доли фактически не возможно (например, несколько собственников в однокомнатной квартире), один из собственников имеет право получить материальную компенсацию от других собственников. Подобные выплаты могут осуществляться как при обоюдном желании сторон, так и по решению суда.

В данном случае доли всех участников заранее определены и зафиксированы документально. Порядок пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, определяется путем согласия сторон или по решению суда. При раздельном пользовании жилым долевым имуществом не всегда учитывается размер долей каждого из участников.

Истории известны следующие типы собственности: общая и частная. В РК в соответствии с гражданским кодексом признаются частная, государственная, смешанная формы собственности:

1.частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений;

2.государственная собственность-это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти.

Лекция 4. Сущность отношений собственности.

1.Собственность, ее сущность и место в экономической системе. Субъекты и объекты собственности.

2. Типы, формы и виды собственности.

3. Тенденции в развитии отношений собственности в Украине.

Собственность, ее сущность и место в экономической системе. Субъекты и объекты собственности.

Задания:

· Выписать понятие «собственности», ее субъекты, объекты

Собственность– от слов «собъ» — пожитки, имущество и «собность» — обладание вещью как личным достоянием. Собственность – это система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.

Собственность в экономическом смысле охватывает весь хозяйственный процесс и пронизывает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг.

Собственность в юридическом отношении выражает имущественные отношения через владение, распоряжение, пользование.

Владение– физическое обладание вещью.

Распоряжение –изменение принадлежности имущества через дарение, продажу, завещание.

Пользование –изменение объекта собственности в соответствии с его назначением.

Различают две основные формы собственности: частную и публичную (государственную и муниципальную).

Форма собственности – принадлежность земель к субъектам единой общей природы:

граждан: отдельных лиц, членов семьи, объединения граждан, фермерского хозяйства, иностранных граждан

юридических лиц: хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, АО, некоммерческих общественных объединений, иностранных лиц

Федеральная: казенных предприятий, государственных учреждений, городов федерального значения, иных федеральных субъектов

Субъектов РФ: республик, краев и областей, округов, унитарных государственных предприятий, иных субъектов

Муниципальная: административных районов, городов, сельских населенных пунктов, префектур, других населенных пунктов

Иные формы – общая (членов семьи, объединения граждан)

совместная – без определения доли каждого собственника.

Участники владеют и пользуются участком сообща, если нет иного в соглашении между ними

[1]

Распоряжение по согласию всех участников, которое предполагается независимо оттого, кем из них осуществлена сделка. Каждый участник может совершить сделку, если иного нет в соглашении между ними

долевая – с определением доли каждого собственника.

Госуслуги «Мое имущество»: как посмотреть свою недвижимость

Под собственностью понимается определенная форма присвоения гражданином либо юридическим лицом конкретных материальных ценностей. Она позволяет пользоваться и распоряжаться имуществом на усмотрение ее владельца.

Распоряжаться собственностью означает возможность продавать блага, обменивать их на другие, сдавать в аренду или дарить, осуществлять иные аналогичные действия. Основная суть собственности состоит в том, что для изменения прав на имущество необходимы два субъекта, между которыми заключается соглашение.

Чтобы иметь наиболее полное представление о понятии собственности, необходимо выделить субъекты и объекты собственности.

Субъекты собственности – это владельцы конкретных ценностей, т.е. собственники. Объекты собственности – это непосредственные материальные или же нематериальные блага, принадлежащие собственнику.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все субъекты взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются различные отношения между ними.

Основными объектами собственности являются:

  • Имущество, куда входит движимое имущество и недвижимое, денежные средства, ценные бумаги. Недвижимость –это земельные участки, здания, водные объекты, леса и т.п. Движимое имущество – это различные объекты, которые не относятся к недвижимости, т.е. транспортные средства, товары, сырье и т.д.;
  • Работы и услуги;
  • Ценные данные;
  • Интеллектуальная собственность, к которой относятся изобретения, произведения науки или искусства и др.;
  • Нематериальные блага, которые как правило принадлежат человеку с рождения, а также могут стать собственностью по закону. К нематериальным благам относятся здоровье человека, репутация, частная жизнь и т.д.

Собственность может быть:

  • Частной, которая появляется в результате разгосударствления имущества, в отношении которого проводится приватизация;
  • Коллективной;
  • Кооперативной. Кооператив – это специальная ассоциация граждан, образуемая на добровольной основе. Все участники кооператива совместно владеют различными объектами;
  • Гражданской, которая формируется при помощи трудовых доходов граждан, участвующих в общественном воспроизводстве;
  • Собственностью акционерного общества. Имущество в данном случае приобретает организация за счет доходов, полученных от реализации ценных бумаг;
  • Индивидуальной трудовой. Такой вид собственности предполагает, что человек является и собственником, и работником, причем цель работы состоит в удовлетворении общественных потребностей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Любое имущество должно кому-либо принадлежать по праву собственности. Все сведения о собственнике, характеристиках недвижимости и появлении права владения можно найти в единой базе Росреестра. Согласно статье 212 ГК РФ, выделяются следующие формы собственности на недвижимость:

  • Частная, при которой владельцами недвижимости являются физические или юридические лица;
  • Муниципальная, при которой права собственности на имущество находятся у органов местного самоуправления;
  • Государственная, когда владелец объекта недвижимости – государство или же субъект РФ;
  • Другие формы, предусмотренные действующим законодательством.

Право на владение имуществом подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Росреестром, а также правоустанавливающей документацией, к примеру, договором купли-продажи, дарственной.

Рассмотрим подробнее перечисленные формы собственности на недвижимость.

Муниципальная и государственная собственность возникает только в предусмотренных законодательством случаях. Не каждое имущество может стать собственностью государства или муниципалитета. Права собственности государства на конкретную недвижимость ограничены, поскольку оно в праве распоряжаться имуществом только рамках соблюдения интересов общества.

Государственная собственность может быть федеральной или собственностью субъекта РФ. Первый вид означает принадлежность недвижимости Российской Федерации, а второй – областям, республикам и т.д.

Государство и его субъекты владеют таким имуществом, которое требуется для осуществления конкретных функций, к примеру, здания для нужд ВС РФ, дороги федерального значения, некоторые заводы и фабрики.

Также к такому виду права собственности относятся школы, парки, скверы, детские сады.

Частная собственность – это имущество, находящееся во владении гражданина или коммерческой организации. К такой недвижимости относятся квартиры, частные дома, склады, офисы, гаражи, бани и т.д.

Любое лицо может приобрести право собственности на недвижимость одним из следующих способов:

  • Посредством приватизации;
  • Посредством покупки;
  • Получение в дар;
  • Наследство;
  • Строительство.

Частная собственность делится на индивидуальную, когда недвижимостью владеет только один человек, и общую, в данном случае право на имущество имеется у нескольких лиц одновременно.

Общая собственность в свою очередь делится на:

  • Совместную – доли не выделяются, возникает при приобретении жилья супругами или же при приватизации;
  • Долевую, когда выделяется четкая доля каждого совладельца.

Заинтересованные в том, как посмотреть свою собственность через Госуслуги, еще могут рассчитывать на получение нужного результата. Если же требуется уточнить собственника чужой квартиры, придется воспользоваться иным вариантом, так как портал не имеет данной функции.

В этом случае нужна выписка из ЕГРН, которую можно заказать либо на официальном сайте Росреестра, либо в отделении Многофункционального центра. Документ не бесплатен: требуется не менее 400 рублей для бумажной версии и не менее 250 рублей для электронной формы.

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:

Тысяч га
Земель – всего 1712519
в собственности:
граждан 114065
юридических лиц 19106
государственной и муниципальной 1579348
РФ 996056
субъектов РФ 18559
муниципальной 12369

Разграничение государственной собственности на землю: порядок оформления

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п.

    1 ст. 72).

  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ.

    С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным.

    И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:

  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Важно! Участки, что заняты органами местного самоуправления и казенными заведениями, сельскохозяйственные территории – относят обычно к землям региональным. А те, на которых выстроены знания администраций муниципалитетов – муниципальные.

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.
  • Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.
  • На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.
  • Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:
  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

У муниципальных властей есть законное право и полномочия предоставлять неразграниченные участки на собственных внутренних территориях, а также земли сельских поселений, что относятся к их округу.

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

Есть немало причин, чтобы разграничить территории. Таковыми служат:

  • передача их в собственность гражданам;
  • привлечение инвестиций для развивающихся территорий;
  • исполнение местных и региональных программ, в ходе реализации которых нуждающиеся обеспечиваются участками земли;
  • передача наделов с государственного на региональный баланс;
  • обретение собственниками построек, возведенных на участках, законного права распоряжения земли под ними в полной мере (это касается исключительно собственника недвижимости).

Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  • невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  • пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;
  • существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением государственной собственности на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *