Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в регистрации прав на недвижимое имущество с июля 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Начиная с 2021 г., во всех регионах России (кроме Севастополя), налог на недвижимость рассчитывается от кадастровой стоимости объекта, которая максимально приближена к рыночной.
«Переход на новый механизм расчета начался еще в 2015 г. На сегодняшний день правила таковы: 3 года налогоплательщики могут пользоваться понижающим коэффициентом; затем будут платить по полному тарифу», — рассказывает управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
При этом, если кадастровая стоимость выше рыночной, ее можно пересмотреть, обратившись в бюджетное учреждение, в том числе через МФЦ, либо оспорить в судебном порядке.
«Любой гражданин, зайдя в раздел \»Фонд данных государственной кадастровой оценки\» на сайте Росреестра, может узнать из промежуточного отчета, какая кадастровая стоимость будет установлена в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, и подать возражения. Важно вовремя проконтролировать появления отчета, ведь на подачу замечаний всего 30 дней (п. 13 ст. 14 Закона № 237-ФЗ)», — советует управляющий партнер АСБ «Иутин, Белоусова и Партнеры» Иван Иутин.
Внесены масштабные поправки в закон о госрегистрации недвижимости
С 1 января 2021 г. сокращены сроки государственной регистрации ДДУ. Теперь время ожидания составляет 5 рабочих дней (ранее было 7), а при подаче документов в электронном виде — до 3 дней, рассказывает юрист компании OXE CAPITAL Александр Цыганков. Это позволит существенно ускорить порядок оформления недвижимости.
Компенсации по оплате ЖКУ
Начиная с 1 июля 2021 г., будет устранена одна из проблем, связанных с получением компенсации по оплате услуг ЖКХ. Сегодня невозможно применить льготу при наличии любой задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Новая редакция ч. 3 ст. 160 ЖК РФ предусматривает, что компенсацию смогут оформить лица, в отношении которых отсутствует решение суда о взыскании долга за период не более чем 3 последних года, отмечает управляющий партнер Bolshakov&Partners Андрей Большаков.
Закон о федеральном бюджете на 2021 год предусмотрел увеличение материнского (семейного) капитала, который, если говорить о недвижимости, по-прежнему возможно потратить на покупку или строительство жилья.
«На первого ребенка его размер составит 483 881,83 руб., на второго — 639 431,83 руб. (когда оба родились после 2020 г.). Доплата за рождение второго ребенка будет равна 155 550 руб., если ранее уже был получен маткапитал на первого (ст. 8 Закон № 385-ФЗ)», — приводит цифры Иван Иутин.
Претерпели изменения и противопожарные правила. По словам Елены Федоровой, теперь запрещено:
- устанавливать наружные кондиционеры в коридорах и на лестничных клетках;
- оставлять без присмотра на балконе незатушенные сигареты и свечи;
- использовать газовое оборудование, если оно не проходило регулярное обслуживание.
Административным правонарушением стало и разведение на землях общего пользования костров, использование огня для приготовления пищи вне оборудованных для этого мест. Другими словами, россияне больше не могут жарить мясо на углях даже на своем дачном участке, если там нет зоны для барбекю, указывает Надежда Коррка.
Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам
Начиная с 2021 г., во всех регионах России (кроме Севастополя), налог на недвижимость рассчитывается от кадастровой стоимости объекта, которая максимально приближена к рыночной.
«Переход на новый механизм расчета начался еще в 2015 г. На сегодняшний день правила таковы: 3 года налогоплательщики могут пользоваться понижающим коэффициентом; затем будут платить по полному тарифу», — рассказывает управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.
При этом, если кадастровая стоимость выше рыночной, ее можно пересмотреть, обратившись в бюджетное учреждение, в том числе через МФЦ, либо оспорить в судебном порядке.
«Любой гражданин, зайдя в раздел «Фонд данных государственной кадастровой оценки» на сайте Росреестра, может узнать из промежуточного отчета, какая кадастровая стоимость будет установлена в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, и подать возражения. Важно вовремя проконтролировать появления отчета, ведь на подачу замечаний всего 30 дней (п. 13 ст. 14 Закона № 237-ФЗ)», — советует управляющий партнер АСБ «Иутин, Белоусова и Партнеры» Иван Иутин.
Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:
- договоры, содержащие условия сделок;
- судебные решения;
- правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
- документы, удостоверяющие полномочия сторон;
- платежное поручение на оплату госпошлины.
Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.
Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.
Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.
ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.
В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.
Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.
Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.
В нем отражены четыре вида выписки:
- Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
- Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
- Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
- Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.
Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей. В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.
При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.
В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.
ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы проверить готовность документов необходимо перейти на официальный сайт Росреестра. Там перейдя по соответствующей вкладке, откроется страница проверки. На ней необходимо указать номер заявки (его выдают после передачи заявления в регистрирующий орган), пройти спам проверку произведя введение указанных на картинке символов в специальное поле и нажать кнопку проверить.
Процедура занимает всего несколько секунд. После чего гражданину открывается возможность просмотреть статус готовности документов.
- Продажа квартиры
- Продажа квартиры с несколькими собственниками
- Требуется ли согласие супруга на продажу недвижимости?
- Как продать неприватизированную квартиру?
- В чем разница между чистой продажей и переуступкой права собственности на квартиру?
- Как продать приватизированную квартиру?
- Как продать квартиру с обременением в пользу продавца?
- Особенности продажи квартиры с несовершеннолетним ребенком
- Передача денег при купле-продаже недвижимости
- Как продать квартиру быстро и выгодно: советы юриста
- Порядок продажи квартиры с долей несовершеннолетнего ребенка
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Основополагающим документом, регламентирующим порядок регистрации прав на недвижимый объект, выступает ФЗ от 16.07.1998 № 102 «Об ипотеке» и ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Помимо этого, основы закреплены в следующих нормативных актах:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
- статья 131 ГК РФ;
- часть 1 НК от 31.07.1998 № 146-ФЗ;
- ФЗ № 214 от 30.12.2004;
- ФЗ от 16.07.1998 № 102 «Об ипотеке»;
- Приказ Министерства Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г № 920.
Госдума приняла масштабные поправки в процедуру регистрации недвижимости
Согласно пункту 1 ст. 131 ГК РФ и п. 6 ст. 1 ФЗ № 218 от 13.07.2015 права собственности на недвижимость нужно в обязательном порядке фиксировать в госорганах. Это правило применимо и к приобретаемому жилью на ипотечные средства (Закон № 102 «Об ипотеке»).
Внимание
Одновременно с правом собственности на обременяемый объект в Росреестре осуществляют регистрацию договора ипотеки (п. 2 ст. 20 Закона об ипотеке). Это действие является заключительным шагом в сделке по купле жилья на кредитные средства.
Когда все шаги при оформлении сделки с собственностью пройдены, следует вспомнить, что предшествовало получению заветного свидетельства.
Итак, для получения свидетельства были пройдены следующие этапы:
-
Собраны все обязательные документы
для регистрации -
В расположенный, по соседству с недвижимостью
, орган регистрации, передаются документы -
Гражданину выдается свидетельство собственности
на жилое помещение. Оно позволяет в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью.
Регистрация перехода права собственности на недвижимость на государственном уровне проводится по факту подачи обеими сторонами сделки соответствующего заявления. А также это может сделать нотариус или любое лицо с официальной доверенностью.
Внимание
Договор купли-продажи (ДКП) не вносится в единый реестр, но на соглашении проставляется штамп, удостоверяющий, что переход права собственности осуществлен.
При этом, фиксация собственности гражданина, права которого обременяются ипотекой, и гос. регистрация непосредственно ипотечного договора в Росреестре в силу закона – это два отдельных действия и проводятся на основании двух заявлений. В связи с чем будет 2 учетные записи с самостоятельными номерами (пункт 2 статьи 20 ФЗ № 102).
В результате недвижимый объект, взятый на заемные средства, перейдет в собственность заемщика. Однако до погашения кредита квартира или дом будет находиться в залоге у банка и владельцу нельзя распоряжаться имуществом (продавать, дарить и прочее). Это регламентируется ст.77 п.1 102-ФЗ.
Начиная с 1 января 2021 г. государственные нотариальные конторы будут поэтапно преобразованы в частные.
При этом предусмотрены два пути:
— регистрация частных нотариальных контор в органах юстиции; — выдача лицензии на право вести нотариальную деятельность действующим нотариусам по их заявлениям.
С 1 января 2021 года не нужно будет обязательное нотариальное удостоверение для договоров аренды или безвозмездного пользования предприятием, лизинга, залога (ипотеки) недвижимости в новостройках, а также транспортных средств, которые оформляются юридическими лицами, в частности банками и иными кредитными организациями.
При этом им будет дано право самим накладывать или снимать запрет чрез автоматизированную информационную систему «Нотариус».
С 1 января 2021 года появятся новые виды нотариальных действий:
— досудебное доказательство в гражданско – правовых отношениях посредством опроса свидетелей, осмотра и удостоверения письменных и вещественных доказательств, назначения экспертизы, доказательства в сети Интернет; — выполнение функций медиатора в гражданско – правовых отношениях, включая имущественные и вопросы наследования; — удостоверение времени предоставления созданных объектов авторского и смежного права.
С начала 2021 г. будет введен новый порядок, согласно которому:
— проверять коммунальные задолженности при удостоверении у нотариусов сделок с недвижимостью будут только в режиме онлайн через базу данных БПИ. Получение данной информации от коммунальных организаций отменят; — участникам сделок добровольно можно будет оплачивать свои обязательства через депозит нотариуса; — если участники сделки находятся в нотариальных конторах, расположенных далеко друг от друга, они смогут удостоверить сделку дистанционно в режиме видеоконференции; — при осуществлении юридических действий, не связанных с отчуждением имущества, нотариально удостоверяемые заявления, договоры аренды и доверенности, размещенные в открытой информационной системе, будут равнозначными бумажным документам, и государственные органы смогут самостоятельно брать их из системы; — заверенную ЭПЦ копию документов из нотариального архива гражданам можно будет получить посредством электронного запроса через ЕПИГУ.
Кроме того, может быть внедрена электронная очередь к нотариусу с предварительным направлением через информационную систему копий требующихся для осуществления нотариальных действий документов.
Изменения в учётно-регистрационной сфере с 2021 года
Волнующем вопросом задаются садоводы — «Дачная амнистия до 1 марта 2020 или до 2026?». Сегодня её можно разделить на две части:
- Дачная амнистия земельная — действует до марта 2020 года;
- Дачная амнистия в части строений — продлили до 01.03.2026 года.
Внимание! Вступил новый закон отменяющий уведомление о начале и конце строительства дома до 1 марта 2021 года только для садовых домов (статья 6 закона № 267-ФЗ от 02.08.2019). Для построек на землях ИЖС и ЛПХ всё остается по прежнему.
Федеральный закон № 340-ФЗ, вступивший в действие с 04.08.2018 года, внес изменения в порядок строительства садовых и жилых домов на участках земли, предназначенных для ИЖС, ЛПХ и садоводства. Теперь возведение и реконструкция объектов недвижимости на таких землях требует уведомления местной администрации.
Законом вводится более четкое понятие индивидуального жилого дома (п. 39 ст. 1 ГК):
- этажность которого определяется по надземным этажам — не более трех и высотой дома не более 20 метров;
- дом не должен быть разделен на несколько объектов недвижимости.
Уведомлять о строительстве и реконструкции домов, построенных на участках под садоводство и огородничество, не требуется до 01.03.2021. До этой даты регистрация объектов происходит на основании технического паспорта, где имеется декларация на объект недвижимости. Поэтому садоводам и дачникам до 1 марта рекомендуется зарегистрировать свои объекты в рамках «Дачной амнистии».
В случае, если застройщик получил разрешение на строительство, но до 04.08.2018 не зарегистрировал в Росреестре завершенный объект, ему потребуется известить администрацию об окончании строительства и получить соответствующее уведомление.
Зачастую граждан волнует вопрос дороговизны услуг кадастровых инженеров. Решение этого вопроса было дано в ведение региональных властей, которых наделили правом устанавливать максимальный порог цен на кадастровые работы. Но предельные цены действуют только до 1 марта 2021 года. Таким образом:
- на территории Московской области действует максимальная цена услуг за 1 сотку в 450 руб., но не более 7000 руб. за один земельный участок;
- в регионах эти тарифы ниже, например Владимирская область установила для кадастрового определения «амнистируемого» участка тариф в 4 тыс. рублей.
Государство создает все условия для быстрого оформления недвижимости гражданами для учета таких объектов, заполняя базы достоверными сведениями об их количестве и характеристиках. Но основным моментом, является налогообложение земли и строений имущественным налогом и пополнение казны. Именно поэтому многие граждане не стремятся оформлять право собственности жилого дома на дачном участке, несмотря на угрозы признания их самовольными постройками.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).
4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав). (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:
1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;
2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;
3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;
5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
4.-5. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.
Правое дело: изменения в законах о недвижимости, о которых нужно знать
1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.
4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)
5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.
1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)
2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)
3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)
4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)
5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)
1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ); (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.
4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов, а также документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не полученных ими, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
10. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
11. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 — 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
3) описание местоположения объекта недвижимости;
4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);
6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;
Закон позволит реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации. Проект является одной из составляющих цифровой трансформации и позволит увеличить скорость предоставления государственных услуг.
«Стоп-бумага» не только решит судьбу накопленных бумажных документов, но и изменит порядок приема новых документов – закон предусматривает, что все представляемые на бумажных носителях (в МФЦ, посредством почтовой связи) документы будут возвращаться заявителям после их перевода в электронный вид и проведения на их основании учетно-регистрационных действий.
Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учетно-регистрационных действий как выездной прием.
Выездной прием осуществляется кадастровой палатой без взимания платы для следующих категорий граждан-заявителей: ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп при предъявлении ими соответствующих документов.
Закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).
С 28.06.2021 года вступает в силу пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Эта норма требует, чтобы застройщик разместил в ЕИСЖС проектную декларацию до заключения первого ДДУ. Кроме того, с этой же даты ужесточаются и требования к девелоперам, привлекающим деньги только с помощью эскроу и желающим получить заключение о соответствии (своем и проектной декларации) требованиям закона. В отношении этих застройщиков также станет применяться статья 3.2 закона № 214-ФЗ, устанавливающая жесткие требования к органам управления и руководителям девелопера.
Новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года
Пандемия коронавируса привела и к временным изменениям законодательства. Классический пример — часть 6 статьи 19 закона № 98-ФЗ. Эта норма разрешила арендаторам государственной и муниципальной земли (при условиях, указанных в законе № 98-ФЗ) потребовать увеличения срока аренды, если граждане (или компании) заключили договор до введения в субъекте РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Эта же статья временно прекратила действие пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ о сроках аренды государственных и муниципальных участков. Однако с 01.03.2021 г. «чрезвычайная» норма отменяется, и положение о сроках аренды снова вступает в силу. Хотя если к марту будущего года ситуация с коронавирусом не изменится, то государство продлит действие этой статьи.
В 2021 году вступят в силу поправки в ЖК РФ. Так, с июля 2021 г. можно будет проводить общее собрание собственников в МКД с помощью ГИС ЖКХ. По крайне мере до 01.07.2021 г. ответственные службы обязаны обеспечить такую возможность (ст. 4 закона № 156-ФЗ). Кроме того, законодатель наконец-то уточнил категории граждан, которым власти откажутся выплатить субсидии и компенсации на оплату услуг ЖКХ. Сейчас статьи 159 и 160 отказывает в предоставлении выплат субъектам, имеющим задолженность. Однако это расплывчатое и некорректное определение. Поэтому с 01.01.2021 года вступит в силу уточненная редакция статьи, определяющая, что субсидии и компенсации не получат граждане, в отношении которых вступило в силу судебное решение о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКХ, возникшей в течение последних трех лет.
С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2021 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.
Ну и наконец, законодатель упростил рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, сделанных при определении кадастровой стоимости (ст. 21 закона № 237-ФЗ). Новая норма вводит пятилетний срок на подачу обращений, дает возможность направить заявление об исправлении ошибки всем юридическим и физическим лицам, а не только тем, чьи интересы нарушены неточностью, сокращает с 60 до 45 дней срок исправления ошибки по заявлению и т.д.
Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.
По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.
Дачная амнистия продлена до 2026 года: как оформить дом в СНТ?
«Такая ситуация на рынке недвижимости создавала немало проблем. Собственник по факту есть, но получать полноценную информацию о своем жилье из Росреестра не может. Продать квартиру по «древним» документам из Комитета по муниципальному имуществу, БТИ или документам на приватизацию гораздо сложнее, не вызывают они доверия у покупателей».
Управляющие компании положение дел на рынке жилья тоже не радовало. Задолженности по платежам, по уплате налогов без возможности получить актуальную информацию о собственнике квартиры влекли за собой суды и аресты, о которых собственник узнавал только при сделке с недвижимым имуществом. Начинались долгие хождения и выяснения ситуации.
Банки при выдаче займов, ссуд и ипотечном кредитовании также опираются на сведения Росреестра.
«С 1 января 2021 года в силу вступит закон, согласно которому оплата госпошлины отменяется. Для регистрации своего права собственнику достаточно будет обратиться в любой офис МФЦ или при наличии электронно-цифровой подписи подать документы через сайт Госуслуг».
Сегодня в регионе 1074722 объекта недвижимости, по 31% в региональном управлении Росреестра отсутствуют сведения о собственнике. Существуют целые многоквартирные дома, где собственники квартир есть, а информация о них в Едином государственном реестре недвижимости Росреестра отсутствует.
Регистрация права на недвижимое имущество в Росреестре несет в себе множество плюсов. Собственник всегда сможет видеть точную информацию обо всех объектах недвижимого имущества в Личном кабинете, защитить свою недвижимость от мошеннических сделок, получать выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Для начисления льгот и субсидий органы власти в рамках межведомственного взаимодействия смогут самостоятельно запрашивать информацию в Росреестре без участия собственника.
Закон «О государственной регистрации недвижимости» ФЗ №218 содержит детальную информацию, касающуюся правоотношений в области недвижимости: для регистрации прав, смены владельца и прочих сделок. Нормативный акт утвердил необходимость ведения кадастрового учета.
Закон «О государственной регистрации недвижимости» 218 ФЗ регулирует типы правовых отношений: сбыт канцелярских помещений, капитальные постройки, квартиры и дома — все имущество расписано в законопроекте. На основании нормативного акта гражданин обращается в уполномоченную службу для легализации сделки.
Внимание! ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость» регулирует процедуру легимитизации незаконной постройки. Собственник обращается в Росреестр, предоставляя доказательства об отсутствии угрозы в отношении третьих лиц, не нарушении их прав и предъявляя бумагу о правах владения на землю.
Основная цель закона — объединить 2 индивидуальные структуры: регистратора имущества и орган кадастрового учета. На данный момент действует целостный механизм фиксации. Кадастровая палата прекратила существование — появился Росреестр. Главные новшества 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»:
- разрешается подавать документы в любой филиал или МФЦ — привязку к расположению недвижимости отменили;
- допускается личная подача бумаг, почтой, через интернет: на сайте Государственных услуг или Росреестра;
- сокращены сроки проведения регистрации;
- в статье 15 приведен список граждан, имеющих право подавать заявление;
- в приеме бумаг отказывают, если личность обратившегося не установлена;
- статья 26 содержит причины и сроки приостановки процедуры учета;
- отменена выдача свидетельства о правах собственности, на замену пришла ведомость из ЕГРН;
- ст.40 дополнена ч.12, которая гласит, что если для регистрации предъявлена справка о подтверждении выполнения участниками обязательств, должна предоставляться и бумага с описанием конкретного помещения.
В статье 68 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 2019 года установлен порядок предоставления компенсационной выплаты за потерю прав на имущество (если оно утратилось не по воле хозяина). Для получения денег необходимо соблюсти такие условия:
- квартира должна быть единственной, приспособленной к проживанию;
- собственник по определенным основаниям не может получить жилье, находящееся у покупателя;
- владелец не имеет возможности получить компенсацию от виновника;
- обязательно наличие судебного постановления и исполнительного листка с пометкой «взыскание невозможно».
Возмещение выдается 1 раз. Право на его получение появится с 1 января 2020 года.
Поправки в 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 2019 года коснулись и длительности обработки поданного заявления (ст.16):
- до 1 недели — при регистрации прав;
- до 5 дней — для внесения поправок в кадастр, фиксация факта приобретения жилья на ипотечные средства;
- не более 10 суток — если регистрация и постановка на учет проводятся одновременно.
Для получения информационной ведомости сроки составляют до 3-х дней.
Важно! Сроки исчисляются в рабочих днях.
Законодательство о госрегистрации недвижимости ожидают масштабные изменения
На протяжении этого года вступят в силу новации закона об участии в долевом строительстве, Перед заключением первого договора об участии с гражданами, застройщик должен предоставить всю проектную декларацию на планируемые к возведению дома.
Неприятным моментом для девелоперов станет существенное расширение списка с причинами для отказов в выдаче заключения соответствия проектных документов и самого застройщика актуальным законам. Сюда же входит ужесточение требований к застройщикам, которые используют для расчетов только эскроу-счета. Их шанс получить заключение уменьшается и регулируется статьей закона № 214-ФЗ.
Отдельно оговариваются изменения, которые относились к ослаблению требований к строительным организациям в связи с пандемией коронавируса. С первого же дня текущего года вновь будет идти неустойка, проценты, считаться убытки за нарушение обязательств, вновь появится возможность обращаться в суд с заявлением о временном запрете использования денег дольщиков, а сами объекты, для которых надо найти средства, включать в реестр проблемных.
Нововведения в правилах касаются жителей этажных домов. Участившиеся в последние годы случаи взрывов и возгораний в многоквартирных домах вынудили законодательные органы ввести дополнительные запреты.
Правилами запрещается: хранить любые предметы, включая продукты питания, на чердаках, цокольных этажах и в подвалах; пользоваться газовым оборудованием, не прошедшим государственную проверку технических характеристик; оставлять без присмотра любые источники открытого огня (включая сигареты).
За нарушение этих правил пожарной безопасности предусмотрен штраф до 5000 руб. Если несоблюдение противопожарных норм приведет к опасным последствиям – наказание может быть гораздо существеннее, вплоть до уголовной ответственности.
С начала года вступают в действие изменения к подходу контроля государственными органами надзора кадастровой оценки недвижимости. Имеется в виду постоянный надзор в форме наблюдения за исполнением всех законов во время процедуры оценки. Разовые проверки этой сферы уходят в прошлое.
С целью сведения к минимуму нарушений, при определении кадастровой стоимости строений будут учитываться также дополнительно: год постройки, расположение или нахождение в зоне особых территорий и другие факторы.
Плюсом для подающих на проведение государственной кадастровой оценки стоимости станет увеличение сроков для подачи заявок об ошибках и уменьшение времени на вынесение решения по ним.
Кроме перечисленных изменений закон усовершенствован некоторыми пунктами, которые повысят эффективность работы органов кадастровой оценки в целом.
Закон об общих онлайн-собраниях граждан России, проживающих в многоквартирных домах, уточняет, такие собрания возможны только с использованием государственной информационной системы ЖКХ. Согласно Жилищному кодексу, все регионы России обязаны обеспечить техническую возможность своих систем с 1 июля этого года. К этому же сроку должен быть реализован доступ всех жильцов к информационной системе.
Первое общее онлайн-мероприятие дома проводится по инициативе одного из собственников помещения в доме или ответственного члена управляющей компании. Общее онлайн-собрание не проводится, если согласны менее 50% собственников.
01/01/2021 г
Вступил в силу Приказ Росреестра от 23 октября 2020 г. N П/0393
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ТОЧНОСТИ И МЕТОДАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ТРЕБОВАНИЙ К ТОЧНОСТИ И МЕТОДАМ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК КОНТУРА ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ ИЛИ ОБЪЕКТА НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ, МАШИНО-МЕСТА
НЕбольшой фрагмент документа:
10.1. В площадь жилого здания не включаются площади подполья для проветривания жилого
здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака,
внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной и горизонтальной (в межэтажном
пространстве) разводками, тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов.
10.2. Площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей
наружных стен. Расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте
от нуля до 1,10 метра от уровня пола (плинтусы, декоративные элементы, кабельные короба,
системы отопления или кондиционирования воздуха не учитываются).
10.3. В площадь этажа жилого здания включаются площади балконов, лоджий, террас и
веранд, внутренних перегородок и стен, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их
площади в уровне данного этажа.
10.4. Площадь мансардного этажа жилого здания определяется в пределах внутренних
поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака, с учетом пункта 13
настоящих требований.
11. Площадь нежилого помещения, в том числе расположенного в многоквартирном доме,
определяется с учетом положений пунктов 2 — 4, 6, 7, 8.6, 11.1, 11.2 настоящих требований.
11.1. Площадь нежилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого
помещения, рассчитанных по их размерам, измеряемым между внутренними поверхностями стен
и (или) перегородок. Расстояния, применяемые для определения площади нежилого помещения,
измеряются на высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола (при этом плинтусы, декоративные
элементы, кабельные короба, системы отопления или кондиционирования воздуха не
учитываются).
11.2. В площадь нежилого помещения включается площадь лестничных площадок и
ступеней, расположенных в пределах такого помещения, площадь наружных тамбуров, лоджий,
террас (в том числе расположенных на эксплуатируемой кровле), веранд, балконов, галерей и
иных подобных частей помещения или здания.
12. Площадь жилого помещения определяется с учетом положений пунктов 1 — 4, 6, 12.1 —
12.4, 13 настоящих требований.
12.1. Площадь жилого помещения (квартира, комната в квартире) состоит из суммы
площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного
использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд,
связанных с их проживанием в жилом помещении, рассчитанных по их размерам, измеряемым
между поверхностями стен и перегородок, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас,
эксплуатируемой кровли.
12.2. К площади помещений вспомогательного использования в жилом помещении относятся
площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь,
занятая внутриквартирной лестницей, и иные.
12.3. Расстояния, применяемые для определения площади жилого помещения, измеряются на
высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола (плинтусы, декоративные элементы, кабельные
короба, системы отопления или кондиционирования воздуха не учитываются).
12.4. Площадь под маршем внутриквартирной лестницы на участке с высотой от пола до низа
выступающих конструкций лестницы 1,6 метра и менее не включается в площадь помещения, в
котором размещена лестница.
12.5. Площадь, занимаемая печью, в том числе печью с камином, которые входят в
отопительную систему здания и не являются декоративными, в площадь жилого помещения не
включается.
13. Площадь мансардного этажа жилого здания, площадь жилого помещения мансардного
этажа жилого здания определяется в пределах высоты наклонного потолка (стены) при наклоне до
45° — от 1,6 метра, при наклоне от 45° и более — от 1,9 метра. Площадь мансардного этажа жилого
здания, площадь жилого помещения мансардного этажа жилого здания с высотой потолка менее
1,6 и 1,9 метра соответственно при соответствующих углах наклона потолка не учитываются (не
включаются).
Полный текст можно скачать тут.
08.12.2020 год
Внесены изменения в ст. 70 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости»
«Дачная амнистия» продлена и распространяется на жилые дома на землях под индивидуальное жилищное строительство.
Статья 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями от 8 декабря 2020 года.