Новые правила регистрации права собственности на недвижимое имущество 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила регистрации права собственности на недвижимое имущество 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.

ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.

В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.

Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.

Новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года

Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.

В нем отражены четыре вида выписки:
  • Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
  • Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
  • Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
  • Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.

Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей. В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.

При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.

В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.

ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы проверить готовность документов необходимо перейти на официальный сайт Росреестра. Там перейдя по соответствующей вкладке, откроется страница проверки. На ней необходимо указать номер заявки (его выдают после передачи заявления в регистрирующий орган), пройти спам проверку произведя введение указанных на картинке символов в специальное поле и нажать кнопку проверить.

Процедура занимает всего несколько секунд. После чего гражданину открывается возможность просмотреть статус готовности документов.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Изменения при регистрации сделок с недвижимостью 2021 года

Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

  • договоры, содержащие условия сделок;
  • судебные решения;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
  • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
  • платежное поручение на оплату госпошлины.

Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

Основополагающим документом, регламентирующим порядок регистрации прав на недвижимый объект, выступает ФЗ от 16.07.1998 № 102 «Об ипотеке» и ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Помимо этого, основы закреплены в следующих нормативных актах:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  • статья 131 ГК РФ;
  • часть 1 НК от 31.07.1998 № 146-ФЗ;
  • ФЗ № 214 от 30.12.2004;
  • ФЗ от 16.07.1998 № 102 «Об ипотеке»;
  • Приказ Министерства Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г № 920.

Еще одной популярной ситуацией регистрации документов на собственность является имущество по завещанию, ведь рано или поздно такая ситуация может затронуть каждого из нас и важно знать, как поступать в данном случае. Стоит отметить, что существует два вида наследования: по закону или по завещанию. Но в обоих случаях правоустанавливающим документом будет являться ,которое должно быть выдано нотариусом по месту проживания умершего.

Его нужно получить не позднее, чем через шесть месяцев после кончины родственника или близкого. Вам нужно будет написать соответствующее заявление. Но если вы проживали в одном доме с умершим, то оно вам не понадобится. И фактически будет считаться, что вы уже вступили в права наследования.

Важно, чтобы ваш нотариус хорошо изучил все документы и убедился в том, что даже после полугода другие наследники не явились.

И только тогда открывал дело о начале вступления вас в права наследования собственности. Иначе в будущем у вас могут возникнуть проблемы с другими наследниками и их правами.

Для регистрации подобных прав у нотариуса вам понадобятся следующие документы:

  • Свидетельство о смерти наследодателя;
  • Выписка с лицевого счета;
  • Выписка по месту регистрации умершего на момент смерти;
  • Основание для , будь то завещание, свидетельство о браке или рождении, т.е любые правоустанавливающие документы;
  • Свидетельство о праве собственности или подобные документы;
  • Кадастровый паспорт с указанной оценочной стоимостью жилья;
  • Справка об оплате государственной пошлины;
  • Выписка из ЕГРП, которая скажет о на наличие в ней долгов, кредитов, обременений и арестов.

После этого вам нужно отправиться в МФЦ и там уже зарегистрировать вашу собственность на себя. Для этого Вам понадобятся такие документы, как:

  • Свидетельство о праве на получение наследства;
  • Кадастровый или технический паспорт из БТИ;
  • Квитанция с оплаченной государственной пошлиной.

Но описанные ситуации далеко не единственные, которые могут привести вас в МФЦ, ведь даже купля-продажа, перепланировка и капитальный ремонт являются основаниями для появления в этом учреждении и изменения сведений о квартире или доме.

Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам

Когда все шаги при оформлении сделки с собственностью пройдены, следует вспомнить, что предшествовало получению заветного свидетельства.

Итак, для получения свидетельства были пройдены следующие этапы:

  1. Собраны все обязательные документы
    для регистрации
  2. В расположенный, по соседству с недвижимостью
    , орган регистрации, передаются документы
  3. Гражданину выдается свидетельство собственности
    на жилое помещение. Оно позволяет в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью.

Регистрация перехода права собственности на недвижимость на государственном уровне проводится по факту подачи обеими сторонами сделки соответствующего заявления. А также это может сделать нотариус или любое лицо с официальной доверенностью.

Внимание

Договор купли-продажи (ДКП) не вносится в единый реестр, но на соглашении проставляется штамп, удостоверяющий, что переход права собственности осуществлен.

При этом, фиксация собственности гражданина, права которого обременяются ипотекой, и гос. регистрация непосредственно ипотечного договора в Росреестре в силу закона – это два отдельных действия и проводятся на основании двух заявлений. В связи с чем будет 2 учетные записи с самостоятельными номерами (пункт 2 статьи 20 ФЗ № 102).

В результате недвижимый объект, взятый на заемные средства, перейдет в собственность заемщика. Однако до погашения кредита квартира или дом будет находиться в залоге у банка и владельцу нельзя распоряжаться имуществом (продавать, дарить и прочее). Это регламентируется ст.77 п.1 102-ФЗ.

Начиная с 1 января 2021 г. государственные нотариальные конторы будут поэтапно преобразованы в частные.

При этом предусмотрены два пути:

— регистрация частных нотариальных контор в органах юстиции; — выдача лицензии на право вести нотариальную деятельность действующим нотариусам по их заявлениям.

С 1 января 2021 года не нужно будет обязательное нотариальное удостоверение для договоров аренды или безвозмездного пользования предприятием, лизинга, залога (ипотеки) недвижимости в новостройках, а также транспортных средств, которые оформляются юридическими лицами, в частности банками и иными кредитными организациями.

При этом им будет дано право самим накладывать или снимать запрет чрез автоматизированную информационную систему «Нотариус».

С 1 января 2021 года появятся новые виды нотариальных действий:

— досудебное доказательство в гражданско – правовых отношениях посредством опроса свидетелей, осмотра и удостоверения письменных и вещественных доказательств, назначения экспертизы, доказательства в сети Интернет; — выполнение функций медиатора в гражданско – правовых отношениях, включая имущественные и вопросы наследования; — удостоверение времени предоставления созданных объектов авторского и смежного права.

С начала 2021 г. будет введен новый порядок, согласно которому:

— проверять коммунальные задолженности при удостоверении у нотариусов сделок с недвижимостью будут только в режиме онлайн через базу данных БПИ. Получение данной информации от коммунальных организаций отменят; — участникам сделок добровольно можно будет оплачивать свои обязательства через депозит нотариуса; — если участники сделки находятся в нотариальных конторах, расположенных далеко друг от друга, они смогут удостоверить сделку дистанционно в режиме видеоконференции; — при осуществлении юридических действий, не связанных с отчуждением имущества, нотариально удостоверяемые заявления, договоры аренды и доверенности, размещенные в открытой информационной системе, будут равнозначными бумажным документам, и государственные органы смогут самостоятельно брать их из системы; — заверенную ЭПЦ копию документов из нотариального архива гражданам можно будет получить посредством электронного запроса через ЕПИГУ.

Кроме того, может быть внедрена электронная очередь к нотариусу с предварительным направлением через информационную систему копий требующихся для осуществления нотариальных действий документов.

Исходя из статьи 20 от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и ст. 53 ФЗ 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», выделяют 2 основания возникновения ипотеки: в силу закона и действия договора.

Принципиальное отличие заключается в сроках регистрации обременения на недвижимый объект. Иными словами, в силу закона обременение на жилье регистрируется в Росреестре одновременно с переходом правом собственности, в действие договора – по отдельности (сначала – право на жилье и ипотечный договор, потом – обременение).

Внимание

Регистрируемая в Росреестре ипотека по договору не подразумевает смену владельца недвижимого объекта. А при ипотечном кредите в силу закона, которая возникает при покупке жилья на заемные средства, при регистрации происходит замена собственника у объекта, на который накладывается обременение.

Регистрация ипотеки в Росреестре в силу действия закона.

Ипотека в силу закона регламентируется несколькими нормативными актами РФ, принятыми в разное время. Основополагающие моменты закреплены в статье 20 ФЗ №102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)». А также принимают во внимание:

  • Жилищный Кодекс РФ;
  • закон «О кредитных историях»;
  • закон «О государственной регистрации прав на недвижимость».

Это наиболее распространенный вариант, когда заемщик берет взаймы у банка средства, чтобы купить жилье. В свою очередь, оно становится залогом до момента погашения кредита (ст. 488 ГК РФ). При регистрации перехода права собственности в Росреестре, автоматом на объект накладывается обременение (статья 20 пункт 2 ФЗ-102 «Об ипотеке») – в заявлении указывается, что ипотека с закладной. Это происходит только при предоставлении договора купли-продажи с пометкой привлечения ипотечных средств.

На каких условиях возможно оформление ипотеки в силу закона:

  • возраст заемщика в пределах 21-65 лет;
  • непрерываемый стаж работы на последнем месте – 6 и более месяцев;
  • незапятнанная кредитная история;
  • наличие российского гражданства.

По закону (п. 1 ст. 220 НК РФ), граждане, купившие недвижимость таким способом имеют право на налоговый вычет в размере 13% от стоимости объекта (но не более 2000000 руб.).

В силу действия договора.

Регистрация ипотеки в Росреестре на основании договора осуществляется после подачи совместного заявления от заемщика и кредитора (п.1 ст. 20 ФЗ -102 «Об ипотеке»). Здесь залогом по кредиту будет являться жилплощадь, на которую заемщик уже имеет правоустанавливающий документ. Иными словами, обременение можно будет зарегистрировать в Росреестре только после того, как клиент оттуда получит на руки выписку о праве собственности на объект. Поэтому регистрация ипотеки в силу действия договора сначала осуществляется без залога, а потом составляется дополнительное соглашение по поводу обременения и подается в Росреестр на регистрацию.

Внимание

Ипотечный кредит в силу действия договора рискован для банка, поскольку деньги отданы, но он не может полноправно распоряжаться залогом, поскольку его нет. Поэтому, если после прохождения регистрации и вступление в права собственник откажется предоставлять квартиру в качестве залога, то кредитор ничего не сможет сделать (даже через суд не получится принудить к этому заемщика).

В качестве подстраховки кредитор часто просит привлечь поручителя и повышает процентную ставку на время, пока обременение не будет зафиксировано в реестре.

Регистрация собственности в 2021 году

Закон позволит реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации. Проект является одной из составляющих цифровой трансформации и позволит увеличить скорость предоставления государственных услуг.

«Стоп-бумага» не только решит судьбу накопленных бумажных документов, но и изменит порядок приема новых документов – закон предусматривает, что все представляемые на бумажных носителях (в МФЦ, посредством почтовой связи) документы будут возвращаться заявителям после их перевода в электронный вид и проведения на их основании учетно-регистрационных действий.

Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учетно-регистрационных действий как выездной прием.

Выездной прием осуществляется кадастровой палатой без взимания платы для следующих категорий граждан-заявителей: ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп при предъявлении ими соответствующих документов.

Закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

Волнующем вопросом задаются садоводы — «Дачная амнистия до 1 марта 2020 или до 2026?». Сегодня её можно разделить на две части:

  1. Дачная амнистия земельная — действует до марта 2020 года;
  2. Дачная амнистия в части строений — продлили до 01.03.2026 года.

Внимание! Вступил новый закон отменяющий уведомление о начале и конце строительства дома до 1 марта 2021 года только для садовых домов (статья 6 закона № 267-ФЗ от 02.08.2019). Для построек на землях ИЖС и ЛПХ всё остается по прежнему.

Федеральный закон № 340-ФЗ, вступивший в действие с 04.08.2018 года, внес изменения в порядок строительства садовых и жилых домов на участках земли, предназначенных для ИЖС, ЛПХ и садоводства. Теперь возведение и реконструкция объектов недвижимости на таких землях требует уведомления местной администрации.

Законом вводится более четкое понятие индивидуального жилого дома (п. 39 ст. 1 ГК):

  • этажность которого определяется по надземным этажам — не более трех и высотой дома не более 20 метров;
  • дом не должен быть разделен на несколько объектов недвижимости.

Уведомлять о строительстве и реконструкции домов, построенных на участках под садоводство и огородничество, не требуется до 01.03.2021. До этой даты регистрация объектов происходит на основании технического паспорта, где имеется декларация на объект недвижимости. Поэтому садоводам и дачникам до 1 марта рекомендуется зарегистрировать свои объекты в рамках «Дачной амнистии».

В случае, если застройщик получил разрешение на строительство, но до 04.08.2018 не зарегистрировал в Росреестре завершенный объект, ему потребуется известить администрацию об окончании строительства и получить соответствующее уведомление.

Внесены масштабные поправки в закон о госрегистрации недвижимости

1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 — 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);

6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

1. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

2. В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

1) вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права;

2) сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, — страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;

3) сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости;

4) вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения;

5) сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, — страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке;

6) основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости;

7) реквизиты, существенные условия сделки или сделок. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3. В реестр прав на недвижимость вносятся следующие дополнительные сведения:

1) сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости лица, соответствующее право которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее — предшествующий правообладатель), о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя или его законного представителя, о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным, о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — записи об отметках в реестре прав на недвижимость); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 286-ФЗ)

2) сведения о поступлении заявлений для осуществления государственной регистрации прав, сделок с объектом недвижимости, а также о дате поступления таких заявлений;

3) сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо о несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей;

4) сведения об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления в случаях, если такие сделки в силу закона не являются ничтожными;

5) размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок, собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании;

6) размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество собственников комнат в жилом помещении, если объектом недвижимости является комната;

1. Реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, установленные настоящим Федеральным законом.

2. Реестровые дела ведутся в электронной форме, за исключением случая, указанного в части 4 настоящей статьи.

3. Заявления и необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документы, представленные в форме документов на бумажном носителе, для включения в реестровые дела переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа. Электронные документы, электронные образы документа, созданные в соответствии с настоящей частью, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, представленный заявителем.

4. Реестровые дела ведутся также на бумажном носителе, если заявления и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, при условии, что оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.

Часть 4 статьи 11 действует до 28.10.2021 (подпункт «б» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

1. Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости:

1) публичные кадастровые карты — кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;

2) дежурные кадастровые карты — кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

2. Публичные кадастровые карты и дежурные кадастровые карты ведутся в электронной форме. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы.

4. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

5. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, представленные в орган регистрации прав федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их представления в орган регистрации прав определяются Правительством Российской Федерации.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав — при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия — при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке — при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 119-ФЗ, от 29.07.2017 N 247-ФЗ)

Пункт 7.1 части 2 статьи 14 действует до 01.01.2035 (часть 5 статьи 20 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории); (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

1. При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

1) собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

1.1) органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

До 01.01.2019 положения пункта 1.1 части 1 статьи 15 (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

2) лица, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок;

3) собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости;

4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4.1) собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, — при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости и государственной регистрации прекращения зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав на такие объекты недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица); (в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

Одним из главных грядущих событий является объединение двух баз по недвижимости — Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) и создание на их основе Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Создание одного реестра, содержащего сведения о правах на недвижимость, об ограничениях и технических характеристиках, существенно упростит процедуры кадастрового учета и регистрации прав.

В настоящее время оформление сделок на рынке недвижимости выглядит следующим образом. Человек сначала должен пойти в кадастровую палату и по- ставить объект недвижимости на кадастровый учет. И только затем он может начать заниматься регистрацией прав. При этом заявителю необходимо подавать разные пакеты документов в Росреестр и кадастровую палату для проведения данных процедур. Все это, конечно, очень неудобно.

Вступление в силу Закона о недвижимости упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. С января 2017 года заявители смогут получать услуги по кадастровому учету объекта и регистрации прав на него одновременно. В регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление, и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет — не более пяти дней.

Однако в тексте закона предусмотрено не так много случаев, когда государственная регистрация права и кадастровый учет объекта действительно осуществляются одновременно, а именно:

  • при создании объекта недвижимости, для которого не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • образовании объекта недвижимости;
  • прекращении существования объекта недвижимости;
  • государственной регистрации ограничений и обременений.

Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав. Закон о недвижимости позволяет при личном обращении подавать сведения без привязки к месту нахождения недвижимости, то есть желающий пройти процедуры госрегистрации сможет обратиться в любое удобное подразделение Росреестра или МФК. По ныне действующему законодательству заявитель должен обращаться в территориальный орган по месту расположения объекта недвижимости.

Законом о недвижимости предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменений сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются. То есть появляется история объекта недвижимости — в реестре будут сохраняться все операции по нему, которые можно будет получить в одной выписке.

Выписка из ЕГРН с 01.01.2017 года будет теперь главным документом, подтверждающим право собственности гражданина на недвижимость. Форм выписок из ЕГРН несколько, все они утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378. Приказом предусмотрены следующие формы выписки:

  • форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • форма выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;
  • форма выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
  • форма выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • порядок заполнения утвержденных форм.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, представляются Росреестром в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. При этом Закон о недвижимости сокращает не только сроки регистрации, сведения из Единого реестра недвижимости также будут представляться быстрее. Если необходима выписка об объекте недвижимости, ее можно будет получить в течение трех дней вместо пяти.

Статья 62 Закона о недвижимости содержит норму о том, что сведения ЕГРН являются актуальными только на момент их предоставления из реестра. Это очень важное уточнение, поскольку уже в день выдачи документа сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться, и соответственно лицо, запрашивающее сведения, должно понимать, что на них не следует полагаться длительное время.

Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 утверждены расценки за представление сведений, содержащихся в ЕГРН. По сравнению с расценками ЕГРП они выросли.

Так, стоимость выписки из ЕГРН об объекте недвижимости в виде бумажного документа для физических лиц составит 750 руб., для юридических лиц — 2200 руб. За представление выписки в электронном виде размер платы меньше (это касается всех форм выписок): 300 руб. для физического лица и 600 руб. для юридического. Тарифы вступают в силу с 01.01.2017.

В настоящее время плата за представление выписки о зарегистрированных правах на объект недвижимости в бумажном виде составляет 200 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических, в электронном виде — 150 и 300 руб. соответственно.

Введена новая услуга — достав — ка документов курьером. Для того чтобы органы регистрации прав доставили готовые документы в любое удобное место и время, всего лишь нужно при подаче заявления указать способ получения «курьерская доставка». Данная услуга является платной.

Закон о регистрации недвижимости изменили

В Законе о недвижимости закреплен новый объект недвижимости — машиноместо. Теперь собственники машиномест смогут регистрировать свои права на них в обычном для остальных объектов недвижимости порядке.

Местоположение машиноместа будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машиноместа.

Границы машиноместа будут определяться проектной документацией здания, сооружения и обозначаться или закрепляться лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машиноместо в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краски, использования наклеек или иными способами).

Границы машино-места на этаже будут устанавливаться либо восстанавливаться путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола), до характерных точек границ машиноместа (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места.

По желанию обладателя права на машино-место характерные точки границ машино-места могут быть дополнительно закреплены специальными метками на поверхности пола.

Еще одно нововведение — кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя. Закон о недвижимости предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведом — ственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправле- ния, судов и нотариусов при принятии ими решений. Например:

  • МВД России — информацию об изменении сведений о физлице;
  • ФНС России — информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
  • органов ЗАГС — сведения о смерти человека;
  • нотариусов — сведения о выдаче свидетельства о праве на на — следство.

Хочется надеяться, что тесное межведомственное взаимодействие будет способствовать усложнению всевозможных мошеннических действий на рынке недвижимости.

Однако, как всегда, не все так гладко. Есть моменты, которые станут сложнее.

Значительно увеличен перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав. В статье 26 Закона о недвижимости закреплено 55 оснований. При этом вызывает опасение возможность «широкого» применения такого основания приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав, как непредставление (непоступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (подп. 5 п. 1).

Можно получить отказ по причине непредставления в Росреестр информации по межведомственным запросам не из-за отсутствия сведений как таковых, а из-за того, что уполномоченный орган не представил соответствующих сведений в установленный законом срок.

Вместе с тем Законом о недвижимости предусмотрено, что в случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается, то есть получается, что увеличивается и перечень оснований для отказа.

1 Сроки регистрационных действий сокращены, а сроки для при — остановки увеличены. Сроки приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав составят:

  • три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
  • шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в Законе о недвижимости уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.

2 Действующий в настоящее время закон не предусматривает условий, при которых документы у заявителя не будут приняты. Закон о недвижимости закрепляет причину, по которой в приеме документов могут отказать. Такой причиной является невозможность установить либо подтвердить личность заявителя.

3 Закон о недвижимости предусматривает, что если пакет документов отправляется по почте, то все документы из данного пакета должны быть заверены у нотариуса, иначе заявление не будет рассмотрено. На сегодняшний момент нужно заверить у нотариуса только подпись гражданина на заявлении.

4 Нет гарантий неприкосновенности зарегистрированного права: нужно прекратить практику истребования у добросовестного владельца (приобретателя) во всех случаях, а пострадавшей стороне только выплачивать возмещение. Наш реестр продолжает сохранять условие о том, что зарегистрированное право может быть оспорено. И получается, что оно может быть оспорено всегда. То есть нет ситуации, когда зарегистрированное право — это действительно объективно существующее неоспоримое право. То есть полагаться на него в гражданском обороте все равно нужно с оглядкой на оспоримость. В Англии, на — пример, каждый может внести запись в реестр в отношении недвижимости. Если по истечении 12 лет никто не оспорил, то право становится «вечным», «неоспоримым». Это и создает стабильность гражданского оборота.

Для проведения процедуры застройщику необходимо воспользоваться услугами специалистов, установить и настроить на компьютере специальную программу. Всю документацию необходимо вносить в сервис электронной регистрации сделки в специальный раздел, посвященный конкретному проекту.

Физические лица также могут провести процедуру электронной регистрации ипотечной сделки непосредственно в банке или через застройщика. Для этого нужно обратиться в финансовое учреждение или к застройщику и предоставить ему документы для отправки в Росреестр.

Сегодня услугой онлайн-регистрации недвижимости, в основном, пользуются юридические лица, а физлица редко прибегают этому. Причина в том, что сервис работает относительно недавно и ещё не успел набрать такую популярность, как другие удалённые услуги от госслужб. Сейчас российские граждане только привыкают к электронным технологиям.

Основное препятствие при онлайн-регистрации недвижимости – ЭЦП. Во-первых, она недешёвая, поэтому ради одной сделки получать ЭЦП не имеет смысла. Во-вторых, рядовые граждане не могут разобраться в специальном программном обеспечении к ней без помощи специалиста.

Таким образом, зарегистрировать права на недвижимость удалённо под силу лишь продвинутым гражданам, регулярно использующим ЭПЦ в других целях. Поэтому воспользоваться услугой онлайн-регистрации будет удобно тем, у кого этот инструмент уже есть.

Но получить электронную подпись стоит всем, потому что количество онлайн-услуг ежедневно растёт, и ЭПЦ будет полезна не только при подаче заявления в Росреестр.

Для застройщиков необходимое программное обеспечение стоит порядка 20 000 рублей. Вместе с ПО владелец получает усиленную цифровую подпись юридического лица.

При электронной регистрации для физических лиц пошлина выйдет немного дешевле, но придется заплатить непосредственно за услугу. Стоимость услуги не превышает 10 000 рублей. Эта цена окупается уже за первый год за счет сниженного процента по ипотеке.

Для самостоятельной подачи заявки на регистрацию собственник должен получить доступ к Росреестру. Для этого – предварительно зарегистрироваться на сайте, использовав действующую (подтвержденную) учетную запись на портале Госуслуги. Если и этого личного кабинета нет, тогда на его регистрацию и подтверждение может потребоваться несколько дней, при этом нужно обратиться за получением права доступа в ближайшее МФЦ.

После того как доступ к Росреестру будет получен, можно переходить к подаче документов. Алгоритм действий будет следующим:

Если с самостоятельным оформлением документов может возникнуть множество трудностей (нет регистрации на сайте Росреестра, нет электронной подписи, возникают сложности с подачей заявки), то с помощью посредников решить эту задачу будет куда проще и быстрее.

В качестве посредника может выступать нотариус, банк, компания-застройщик или агентство недвижимости

. Одни самостоятельно оформят УКЭП клиенту, у других уже есть собственная УКЭП, и права стороннего регистратора на сайте Росреестра. Как правило, с помощью посредников оформление документов занимает от 1 до 3 дней. Но за скорость и помощь придется платить. Средняя стоимость услуг агентов составляет от 4 тыс. рублей, нотариус попросит от 5 до 10 тыс. (у каждого нотариуса есть свой фиксированный прейскурант на услуги), ну а банк просит за свое посредничество в пределах 8-10 тыс. р.

При этом собственнику достаточно только принести запрошенные посредником документы

. После чего останется ждать положительного результата.

Значительным преимуществом такого оформления процедуры является то высокая оперативность. Экономия времени позволяет многим гражданам совершать сделки с недвижимостью, не выходя из дома.

Еще одним весомым преимуществом является значительное снижение процента по ипотеке в Сбербанке при электронной регистрации сделки. Процентная ставка снижается на 0,5-0,7%.

Отсутствие административных барьеров и человеческого фактора – это огромное преимущество для многих жителей страны.

Застройщикам электронная регистрация удобна еще и потому, что при оформлении большого количества сделок через интернет экономится масса времени и денежных средств.

Еще один из плюсов — при регистрации сделки, участники которой находятся в разных регионах, не нужно никуда ездить.

Конечно, система отработана не до конца и имеет некоторые минусы. Оплатить госпошлину можно не в каждом банке РФ. Программа электронной регистрации недвижимости на сегодняшний момент доступна только в 110 городах России.

Многие люди переживают о том, что не получат привычные сертификаты собственности на квартиру на руки и сомневаются в подлинности электронных бумаг. Стоит заметить, что никакое привычное свидетельство на руки не выдается сейчас и в МФЦ, их просто отменили с 15 июля 2021 года. На данный момент единственным доказательством права собственности является соответсвующая запись в Росреестре, а документальным подтверждением — выписка из ЕГРН, которая действительна в течение месяца.

Также в числе недостатков — не отлаженная работа с подобными документами в налоговой (при возврате налогового вычета) и других инстанций. Однако, это временное явление.

Также среди минусов электронная регистрация сделки можно найти упоминания клиентов Сбербанка о том, что указанные сроки не всегда соответствуют действительности и могут быть значительно увеличены (вполть до полумесяца-месяца). При этом, найти человека, ответственного за ведение данной процедуры в банке, не всегда представляется возможным, так как финансовые организации не разглашают сведения о сотрудниках и не сообщают их телефоны.

Электронная регистрация сделки с недвижимостью через Сбербанк сегодня — это не до конца проработанная процедура, которая пока не имеет четко разграниченных зон ответственности. Могут возникнуть технические неполадки разного характера: например, когда документы задерживаются или несвоевременно поступают банковским работникам и другим участникам сделки.

Однако многие люди, воспользовавшиеся услугой отмечают, что процедура прошла без обозначенных выше возможных проблем, да и эксперты говорят о том, что риски при электронной регистрацией сделок в Сбербанке минимальны.

Законодательство о госрегистрации недвижимости ожидают масштабные изменения

Свидетельство о государственно регистрации в ходе административной реформы в сфере недвижимости и кадастра отменён с середины 2016 г. Прежние свидетельства продолжают действовать, а новые при сделках купли-продажи – не выдаются.

На смену им пришли выписки из ЕГРН (Единого гос. реестра недвижимости), которые были выданы в период с 15.07.2016 г. по 01.01.2017 г. С начала 2017 г. по настоящее время подтверждение права собственности происходит с помощью выписки из ЕГРН (Единого гос. реестра недвижимости).

Этот документ объединяет информацию об объекте, владельцах, ограничительных мерах и др. с данными кадастра. Именно выписка из ЕГРН будет выдана покупателю при покупке квартиры.

Сама по себе выписка из ЕГРН содержит лишь консолидированную информацию об объекте и не отменяет необходимость представления правоустанавливающих документов при осуществлении сделок.

Создание многофункциональных центров (МФЦ) по всей территории РФ значительно упростило регистрационные действия с недвижимостью, полностью решив проблему очередей в офисах Росреестра. У граждан по-прежнему остаётся возможность личного обращения и в Росреестр, и в отделения Кадастровой палаты, но визит в МФЦ наиболее удобен. Регистрация права собственности на квартиру через МФЦ состоит из следующих этапов:

  • Запись на приём к специалисту. Сделать это можно удобным для клиента способом:
  • позвонив по телефону;
  • через портал Госуслуг – при наличии учётной записи;
  • через сайт МФЦ в регионе проживания. Данный способ не требует регистрации на портале.

При этом в МФЦ имеется возможность «живой» очереди, и при необходимости можно сдать документы в день обращения.

  • Сдача пакета документов на регистрацию. Перечень можно уточнить как заранее, так и у специалиста. В случае недостачи документов допускается их донести. Точный размер пошлины можно также уточнить в МФЦ. Если она не была оплачена ранее, то в многофункциональных центрах есть платёжные терминалы.
  • Передача пакета документов из МФЦ в Росреестр. Данные этап проходит без участия заявителя. Непосредственно регистрационные действия проводят специалисты Росреестра. Если правовая экспертиза проходит успешно, то они вносят соответствующую запись в базы ЕГРН.
  • Получение пакета документов в МФЦ. Если право зарегистрировано, то заявителю будет выдана выписка из ЕГРН. В противном случае будет представлен мотивированный отказ и время для устранения недочётов.

При приёме документов в МФЦ заявителю даётся расписка с индивидуальным номером. Благодаря ему можно следить через официальный портал или по телефону о состоянии делопроизводства.

Пакет документов зависит от ситуации, в результате которой возникает право на регистрацию права собственности на квартиру. В обобщённом виде перечень включает:

  • заявление непосредственно о регистрации прав (оставляется сотрудником, принимающим пакет);
  • документ, удостоверяющий личность (для граждан РФ – паспорт);
  • свидетельство о рождении, если сторона сделки – несовершеннолетний ребёнок;
  • согласие супруга на продажу/покупку;
  • разрешение органов ОиП – при участии в сделке несовершеннолетних детей;
  • документы — основания на отчуждаемую квартиру (договоры купли-продажи/приватизации/дарения и др.) с актами передачи;
  • документы – основания для регистрации вновь возникшего права собственности (договор купли-продажи, кредитный договор при ипотеке, решение суда в случае спорных ситуаций и др.);
  • документы, свидетельствующие об оплате недвижимости (например, расписка о полученных денежных средствах при покупке вторичной квартиры);
  • квитанция об оплате госпошлины (для граждан – 2.000 ₽).

Более точный список документов следует узнать заранее, исходя из обстоятельств возникновения прав собственности.

Следует различать оставление представленного пакета документов без рассмотрения, приостановление регистрационных действий и непосредственно отказ в регистрации прав собственности на квартиру. Заявление с приложенными документами будет возвращено без рассмотрения, если:

  • оно не подписано заявителем;
  • в документах имеются следы подчисток, приписок, зачёркиваний, или же они исполнены карандашом;
  • в ЕГРН имеется отметка об обязательном присутствии при переходе права собственника недвижимости, а он отсутствует;
  • отсутствует документ, свидетельствующий о факте уплаты госпошлины, или информация об оплате в ГИС.

В том случае, если документы на регистрацию права направляются электронным способом, они будут оставлены без рассмотрения, если не соблюдается формат и требования, предъявляемые к данному типу документов. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления регистрационных действий обозначен в ст.26 ФЗ «О гос. регистрации недвижимости» (№218-ФЗ от 13.07.2015 г.). К наиболее распространённым причинам относятся:

  • заявителем является ненадлежащее лицо;
  • представлен неполный пакет документов;
  • документы не подлинные или содержат недостоверные сведения;
  • лицо, обозначенное в документах в качестве правообладателя недвижимости, не является таковым;
  • ведётся судебное разбирательство в отношении объекта недвижимости;
  • на недвижимость обращено взыскание и др.

Заявитель уведомляется о конкретных причинах оставления без рассмотрения пакета документов или приостановки регистрации.

Отказ в регистрации выносится в случае, если причины для приостановки процедуры не были устранены в отведённый срок. На их устранение выделяется от 1 до 3 месяцев.

При операциях с недвижимостью целесообразно оформить титульное страхование. Оно призвано защитить утрату права собственности покупателя, если для этого имелись причины, ему неизвестные.

Такие ситуации характерны для вторичного рынка и возникают по таким основаниям как:

  • ошибки в процессе оформления документов;
  • мошеннические действия;
  • игнорирование интересов третьих лиц (наследников, малолетних детей, лиц, находящихся в заключении и др.);
  • незаконность предыдущих сделок.

Важным обстоятельством при покупке услуги страхования является тот факт, что перед подписанием договора будет проведена тщательная правовая экспертиза. Она позволит максимально проследить историю совершения сделок с объектом и максимально снизить риски утраты права собственности добросовестного покупателя.

С 01.01.2020 г. были внесены изменения в законодательство, согласно которым покупатель недвижимости, руководствующийся информацией из ЕГРН, будет считаться добросовестным. Тем не менее, титульное страхование не будет лишним.

Госрегистрация прав на недвижимость. О нововведениях с 2017 года

После создания Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) филиалы Росреестра занимаются внесением записей, связанных с изменением статуса владения, ограничения права и иных учетных операций. С 2013 года была отменена процедура регистрации договоров купли-продажи, которые являлись основанием смены собственника (переход от одного лица к другому). По действующему законодательству все сделки с недвижимыми объектами подлежат рассмотрению и внесению сведений о них в реестр. А именно, происходит учет перехода права. Многие все еще думают, что необходимо получить одобрение касательно заключаемого договора.

Заявители могут обращаться для выполнения операций порегистрации:

  1. Ранее возникшее право.
  2. Собственности.
  3. Ограничение,обременение
  4. Прекращение права.

Оформление перехода права на недвижимость – это функция Росреестра. Обращаться туда можно напрямую, посетив территориальное отделение по месту нахождения объекта, или путем направления электронного заявления. Дополнительно запущен механизм приема документов в офисах «Мои документы». При этом применительно к способу подачи варьируются сроки регистрации недвижимости в Росреестре:

  1. Через отделения «Мои документы» заявители подают заявление и пакет необходимой документации, вносить записи в реестр данные филиалы не могут. Они являются посредниками в процессе учета права владения.
  2. Так как при приеме бумаг в Росреестре опускается ступень передачи заявления, период рассмотрения устанавливается в стандартном диапазоне.

Найти филиалы МФЦ можно на сайте, отметив свой регион.

Альтернативным способом подачи заявления является обращение в нотариальные конторы и специальные фирмы, оказывающие подобные услуги. Период рассмотрения изменяется исходя из особенностей предоставления услуги. Точные сроки сообщаются нотариусом и специализирующейся на операциях фирмой.

Регистрации квартиры в Росреестре по срокам занимает в среднем неделю (варьируется в зависимости от вида услуги). При этом не играет роли формы предъявляемых документов (электронные заявки или прямое обращение). Федеральный закон № 16 регламентирует временное ограничение для оказания услуги:

[3]

  • 1 неделя с даты приема – для сделок по переходу права (при подаче через МФЦ- 9 суток).
  • 5 дней – осуществление кадастрового учета (для МФЦ неделю с учетом рабочих суток).
  • 3 рабочих дня – при наличии печати нотариуса, предъявлении бумаг о вступлении в наследство, долевом владении в общем имуществе (многофункциональный центр отводит на рассмотрение 5 суток).
  • 5 рабочих дней – для ипотеки (до семи через МФЦ).

Следует учитывать, что при одновременном проведении кадастрового учета и направления заявления о регистрирующих операциях, ведомство обрабатывает данные в течение 10 суток. Если заявитель приходит в МФЦ для получения данной услуги, стоит приплюсовать двое суток.

Когда имеется решение об ограничении с визой судебной инстанции, наложении ареста или запрете в совершении операций по внесению записей, отсчитывается три дня на выполнение действий. Обратная процедура по снятию запретных операций занимает такой же срок. Залоговое имущество подлежит рассмотрению в период до 3 рабочих дней как на пресечение, так и на возврат залогодателю или при отчуждении в госсобственность.

Совет: При подаче документов на регистрацию сделок через МФЦ следует знать, что сотрудники отделений не обязаны осуществлять проверку подлинности и правильности заполненных бумаг.

Если заявитель направляет электронное заявление через сайт Росреестра, срок внесения данных в общий реестр не изменяется. Но при рассмотрении дел наследников объекта недвижимости, завизированных нотариусом сделок или долевой собственности, при прикреплении сканированных копий процедура осуществляется в течение 24 часов.

При подаче заявления через МФЦ срок регистрации недвижимости обычно увеличивается на 2 дня, но в случае выявления ошибок или недостаточности сведений ведомство приостанавливает процесс. Федеральный закон № 218 описывает подобные ситуации с указанием оснований.

Кроме Росреестра, заявить о прекращении сделки или приостановке, может ее участник. Когда действия возобновляются, начинается новый отсчет срока выполнения регистрирующих операций. Обычно указываются несоответствия, которые необходимо устранить для доведения процедуры до конца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *