Отличие захвата заложника от похищения человека в уголовном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие захвата заложника от похищения человека в уголовном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Захват заложника — это противоправное завладение, ограничение физической свободы одного или нескольких лиц.

Если в вооруженном нападении участвовали лица в возрасте от 14 до 16 лет, они подлежат уголовной ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет.

К вопросу об отграничении похищения человека от смежных составов преступлений

Похищение человека предполагает его захват и перемещение в другое место помимо воли потерпевшего. Обычно это связано с последующим удержанием похищенного в неволе.

Объективная сторона преступления выражается в совершении активных действий, в тайном или открытом похищении человека, т.е. в изъятии помимо его воли с места нахождения (жительства, работы, учебы, отдыха и т.д.) и перемещении в другое место, определенное похитителем.

Виновным выдвигаются требования освобождения заложника: обеспечить выезд из страны, передать определенную сумму денег, требования политического, религиозного, имущественного и т.д. характера.

В ст. 126 УК имеется примечание, согласно которому лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Похищение человека предполагает его захват и перемещение в другое место помимо воли потерпевшего. Обычно это связано с последующим удержанием похищенного не по своей воле. Однако потерпевший может быть и немедленно освобожден там, куда его доставили. Такое случается, когда похищение происходит в целях совершения другого преступления.

Объект, субъект и субъективная сторона

Особенностью злодеяния является то, что оно осуществляется исключительно в тайне, о нем может быть известно только близким родственникам или людям, на которых оно направлено.

Захват заложника по некоторым признакам близок к похищению человека. Отличие этих преступлений необходимо проводить по объекту посягательства и потерпевшему, характеру и способу действий.

Диспозиция ст. 1261 Уголовного кодекса РСФСР (далее — УК РСФСР) в точности воспроизводила основные признаки захвата заложника, закрепленные в международном законодательстве, равно как и ограничения по применению нормы по субъекту, потерпевшему и территории, в результате чего сделало применение статьи практически невозможным.

Часть 2 статья 206 Уголовного Кодекса устанавливает повышенную ответственность за те же деяния. Если в процессе захвата заложника либо его удержания совершается умышленное убийство, то действия виновного квалифицируются по совокупности со статьей 105 Уголовного Кодекса.

Чем отличается похищение человека от захвата заложника

Похищение человека относится к категории преступлений средней тяжести (ч. 1), а при наличии квалифицирующих признаков – к тяжким (ч. 2) и особо тяжким (ч. 3).

А. Незаконное лишение свободы, похищение человека и захват заложника в новом уголовном законодательстве // Законность. — 1997. На Северном Кавказе похищения людей, захват заложников стали одним из прибыльных видов криминального бизнеса1. В настоящее время борьба с захватом заложников является задачей всего мирового сообщества в связи с тем, что данное посягательство носит транснациональный характер.

В статье анализируются предложенные в доктрине уголовного права критерии разграничения похищения человека и захвата заложника. Отмечается, что отсутствие легального определения похищения человека приводит к различным вариантам описания объективной стороны данного преступления и создает дополнительные сложности при квалификации.

Похищение человека и захват заложника

Насильственный захват, квалифицируемый по части 1 статьи 206, сопровождается насилием, не опасным для жизни или здоровья, не выходит за рамки нанесения побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного Кодекса. Разновидностью ненасильственного захвата может являться захват путем обмана потерпевшего.

Восполнил пробел Президиум Верховного Суда РФ, указав в Постановлении по делу Абдуллина от 4 октября 2000 г.: «По смыслу закона под похищением человека следует понимать противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением его с постоянного или временного местонахождения в другое место и последующим удержанием в неволе.

Обязательный признак субъективной стороны преступления — цель: стремление виновного понудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

N 207П2000 по делу Абдуллина (извлечение) / Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2000 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 1. С. 10 — 11.

Квалифицирующие признаки захвата заложника предусмотрены ч. 2 ст. 206 УК РФ. Этими признаками являются следующие.

Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Захват заложника относится к категории тяжких преступлений, а при наличии квалифицирующих признаков – к особо тяжким.

Состав преступления захват заложника

Захват представляет собой противоправное, как правило насильственное, овладение человеком помимо его воли с целью дальнейшего лишения его свободы. Удержание в качестве заложника — это противоправное принудительное лишение человека свободы, нередко носящее насильственный характер.

Под заложником понимается физическое лицо, насильственно захваченное и удерживаемое с целью принудить государство, организацию или отдельных лиц выполнить определенные требования или обязательства в качестве условия его освобождения. Субъектом рассматриваемого состава может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Утратила свое значение рекомендация Пленума Верховного Суда РФ, данная в постановлении «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации)» от 27 января 1999г., о квалификации убийства, сопряженного с похищением человека, по совокупности преступлений, предусмотренных п. 2в» ч. 2 ст. 105 и ст.126 УК РФ.

Сравнение этих злодеяний только по одному внешнему признаку не позволяет сделать объективные выводы и назначить соразмерное наказание.

Статья включает также дополнительный объект, который заключается в жизни и здоровье человека. Объективная сторона заключается в захвате человека и его удержании с применением насилия, угроз и оружия (или без них). При захвате заложника всегда преступник выдвигает определенное требование, от исполнения которого зависит дальнейшая судьба потерпевшего и действия злоумышленника. Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.

Похищение может быть произведено в ситуации, когда жертва по своей воле пребывает на место последующего насильственного удержания, когда человека могут удерживать в месте его привычного пребывания, но дезинформировать близких о его реальном местонахождении.

При решении вопроса об отграничении похищения человека от захвата заложника суды испытывают немалые сложности.

Проблемы отграничения захвата заложника от смежных составов преступлений

Так, ошибочно квалифицированы по совокупности похищения человека и захвата заложника действия З.П. и К.О., которые захватили и удерживали Б.С. и Ф.Ю., чтобы понудить Ф.И. заплатить несуществующий долг, также они хотели, чтобы Ф.И. убедил А. не обращаться в милицию по факту завладения его автомашиной и вымогательства у него денег, которые были ранее совершены З.П.

В случае захвата заложников им будет являться такой элемент, как общественная безопасность. Например, захват заложников террористами подразумевает целью устрашение и получение некоторой выгоды от государства. Это считается отличительной чертой данного вида преступления.

Понятие «похищение человека». Правовой статус похищенного в соответствии с российским уголовным законодательством. Понятие захвата заложника. Общественные отношения, связанные с ответственностью за похищение человека и его отличия от захвата заложника.

Особо квалифицированные виды похищения человека предусмотрены ч. 3 ст. 126 УК РФ. Во-первых, это похищение, которое совершается организованной группой, т.е. устойчивой и сплоченной группой лиц, созданной для совершения нескольких преступлений. Во-вторых, это похищение, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

При похищении человека , факт похищения не афишируется, посторонние лица не посвящаются в суть излагаемых требований. Похищение человека всегда связано с его перемещением из места, где он находился, в другое место, а захват заложника может заключаться в насильственном удержании лица в месте его нахождения (общественном или служебном помещении, транспорте, собственной квартире и т. п.).

Факультативные же признаки не обязательно должны присутствовать в составе противоправного деяния. Примером подобного могут служить различные орудия преступления, способы или методы его совершения, даже место или время. Однако все это не является обязательным при определении деяния и его квалификации.

Ст.126: преступление окончено, когда человека переместили туда, где его планируется удерживать. Если преступники по каким-то причинам произвели только захват без перемещения — это покушение на преступление.
Важно, что данное преступление считается одним из наиболее опасных и попадает в категорию особо тяжких, посягая сразу на несколько видов общественных отношений.

Во всех случаях это может быть как достаточно продолжительное (несколько суток, месяцев или даже лет), так и относительно кратковременное (минут или часов) пребывание в неволе.

Также ВС определил, в чем различие статей 126 (похищение человека) и 127 УК (незаконное лишение свободы). Под незаконным лишением свободы понимается ситуация, когда потерпевший остается на месте его нахождения, но ограничивается в передвижении без законных на то оснований. Например, его связывают или не дают выйти из помещения.

Государство дает преступникам шанс избежать ответственности, если они отпустят заложника. При этом отпустить потерпевших злоумышленники могут как по собственной инициативе, так и по требованию государства.

Убийство похищенного человека следует квалифицировать только по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Согласно изменению, внесенному в ч. 1 ст. 17 УК РФ, совокупности преступлений нет, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание.

Отличие захвата заложника от похищения человека — всегда важный аспект в решении вопроса о квалификации того или иного общественно-опасного деяния. Нередко при определении состава преступления, а соответственно, и статьи Уголовного кодекса, возникают трудности с правильным выбором необходимой нормы.

В уголовной праве традиционно принято выделять четыре признака банды, установление который влияет на наличие состава преступления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *