Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультации жилищное право военнослужащего». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Военный адвокат внимательно изучает ситуацию клиента. При этом консультации могут носить как устный, так и развернутый письменный характер.
- Как определить, кто может относиться к членам семьи военнослужащего;
- Какие виды жилищных льгот полагаются военным и семьям;
- Каким образом можно получить жилье, в том числе и по программ ипотечного кредитования (помощь в сборе документов, подготовка заявления, взаимодействие с государственными органами);
- Кто может выселять и заселять военнослужащих из муниципального жилья.
Юрист консультирует по любым вопросам как собственной, так и муниципальной недвижимости. Помимо прочего специалист может предложить составление исковых заявлений, жалоб, претензий.
Военная ипотека имеет немного другие особенности. В первую очередь – это льготные условия, которые предусмотрены для военных. Юрист поможет в ходе консультации определиться с банком, который будет выдавать ипотечный кредит. Специалист обозначит список всех необходимых документов, которые надо будет собрать для оформления кредитных обязательств. При этом он может предложить сделать это самостоятельно от имени доверителя, что ускорит процесс.
Помимо квалифицированной помощи юрист поможет подобрать наиболее выгодный вариант жилплощади и обеспечит быстрое и качественное проведение сделки без каких-либо последствий. Специалист сможет оформить договор и проверит юридическую чистоту совершаемой сделки. Также консультации юриста по недвижимости окажут помощь в решении спорных проблем, подскажут, как действовать в той или иной ситуации применительно к процессу обеспечения представителей Вооружённых сил РФ доступным жильем.
Мы уверены, что профессионализм и опыт – это залог удачного разрешения любых конфликтных ситуаций в судебных и до судебных разбирательствах.
Для представления Ваших интересов у нас работают юристы и адвокаты, у которых юридический опыт более 10 лет, и они готовы Вам помогать по различным отраслям права и отстаивать Ваши права в различных инстанциях не смотря на сложность поставленных задач.
Мы уверены, что наша команда юристов и адвокатов «Правовед-Плюс», делает правое дело, и мы всегда честны перед нашими клиентами, дорожим своей репутацией и всегда готовы прийти на помощь в любой жизненной ситуации, в которой требуется знания и умения в юридической сфере высококвалифицированных специалистов. Обращайтесь, будем рады Вам помочь.
Опря Владимир ЛеонидовичРуководитель ЮК «Правовед-Плюс», практикующий юрист в области гражданского и административного права
Подготовка юридической документации |
от 4 500 |
Анализ договоров социального найма |
от 5 000 |
Подготовка пакета бумаг для приватизации жилья, полученного от государства |
от 5 000 |
Переговоры с военным командованием относительно предоставления жилья солдатам и офицерам |
от 8 000 |
Постановка в очередь на служебную квартиру |
от 2 500 |
Оспаривание снятие с очереди на жильё |
от 2 500 |
Приватизация жилья, расположенного в военных городках |
от 2 000 |
Нормы предоставления квартира по договорам социального найма |
от 2 500 |
Увеличение площади служебного жилья за доплату |
от 3 000 |
Внимание! Цены на услуги юристов по жилищным вопросам указаны ориентировочные, и их надо уточнять на бесплатной консультации.
- Разъяснение норм, в соответствии с которыми предоставляют дома, квартиры;
- Консультации по вопросам военной ипотеки: анализ договоров, внесение первого взноса, поиск оптимальных кредитных предложений;
- Объяснение ситуаций, которые могут быть истолкованы, как намеренное ухудшение жилищных условий;
- Внесение в личное дело военного членов семьи, в том числе детей супруги от предыдущего брака;
- Разъяснение оснований для предоставления человеку служебной квартиры;
- Выселение из служебного жилья;
- Помощь в определении ближайшего населённого пункта, в котором военнослужащий имеет право получить жильё;
- Прекращение автоматической прописки по адресу воинского подразделения в связи с увольнением в запас, выходом на пенсию.
Консультанты « Правового надзора» разъясняют порядок получения жилья для военнослужащих всеми доступными способами:
- Служебные квартиры – можно их получить на весь срок прохождения военной службы. Оплачивается такое жильё за счёт средств из государственного бюджета. Квартира предоставляется в течение 3-х месяцев с момента подписания контракта. Юристы объяснят, как получить деньги на аренду жилья, если у государства отсутствует возможность обеспечить человека служебной квартирой в ближайшем пункте или городке для военных;
- Консультирование по вопросам ипотечных кредитных программ для военнослужащих и реализации накопительной системы обеспечения жильём в соответствии с законом 118-ФЗ от 2016 г;
- Получение жилья в соответствии с нормами по 76-ФЗ с учётом выслуги лет.
Обратитесь за консультацией в «Правовой надзор» для помощи в решении жилищного вопроса.
Бесплатная консультация юриста по жилищным вопросам
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях;
форму выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно;
форму акта приема-передачи жилого помещения.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4210);
пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 201 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1607);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 900 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5040);
пункт 46 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1540 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 368).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — федеральные органы):
а) по признанию военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) по приему заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях;
в) по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее — учет), и членах их семей;
г) по проверке данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
2. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов (далее — уполномоченные органы).
3. В случае гибели (смерти) военнослужащих действие настоящих Правил распространяется на лиц, указанных в абзаце первом пункта 31 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
4. Военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).
5. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства — по избранному месту жительства.
6. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:
копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), — копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении);
копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;
копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну, к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором — пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.
В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).
Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Правительство РФ обновило порядок признания военнослужащих-контрактников нуждающимися в жилых помещениях. Также утверждены формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и акта приема-передачи объекта.
Уточнено, какие документы потребуются. Урегулированы вопросы проверки данных по учету.
Прежний порядок утратил силу.
Постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.
Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.
Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.
Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.
Проблемы обеспечения жильем военнослужащих
Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.
За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.
Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих — 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.
Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
- 33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина;
- 42 кв. м — на семью из 2 человек;
- по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.
Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.
Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб. если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.
- Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.
- В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.
- Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.
Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.
- В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.
- Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.
- Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.
- Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.
Консультация юриста: Право военнослужащего на предоставление жилья
Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии. Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте. Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.
Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.
На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:
- офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;
- граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;
- офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;
- прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;
- военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);
- граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.
Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.
“Как получить служебное жилье военному, если уже есть квартира по военной ипотеке? Знаем, что мало шансов, и все-таки”.
Для понимания того, как сейчас может решаться вопрос с получением служебного жилья, когда уже имеется жилье по военной ипотеке, приводим позицию законодательства и судебную практику за последнее время по этому вопросу.
До 2020 года “служебку” давали, если жилье по военной ипотеке расположено не по месту службы.
Раньше те, кто занимается “выдачей” служебного жилья, считали, что если военнослужащий приобретает жилье по программе военной ипотеки по месту службы, “служебка” ему уже не положена. Если военный приобретал жилье в другом регионе или на такой удаленности, что невозможно своевременно прибыть к месту службы, то служебное жилье оставляли.
В декабре 2020 года появилась позиция Суда — не давать “служебку”, если уже есть жилье по военной ипотеке.
Верховный Суд установил, что одновременное предоставление жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жильем, что законом не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 208-КГ 18-19). Позиция Суда такая: реализовав право на жилье посредством приобретения жилья по военной ипотеке, вы уже не имеете право на обеспечение “служебкой” по месту военной службы.
В апреле 2020 года появилась другая позиция по данному вопросу. Комитет Государственной Думы по обороне, отвечая на обращение участника накопительно-ипотечной системы обеспечения жилищного обеспечения военнослужащих (№ 3.14-14/405 от 17.04.2019), выразил свою точку зрения:
В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.
Такая позиция расходится с позицией Суда.
В июле 2020 года появился документ, по которому на “служебку” могут претендовать те военные, чье жилье по военной ипотеке находится не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте.
Руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации были утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.
Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.
Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.
Как видите, одновременно существуют разные позиции по данному вопросу, поэтому есть неопределенность подходов ведомств к обеспечению служебным жильем участников программы военной ипотеки. Можем рекомендовать встать на учет военнослужащих, нуждающихся в получении служебного жилья, если жилье по военной ипотеке вы приобрели не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте.
Порядок действий для получения военнослужащим жилья определен в постановлении Правительства РФ от 29.06.2011 № 512.
В этом документе речь идет о порядке, в котором военнослужащего (гражданина РФ) могут признать нуждающимся в жилом помещении, и предоставить жилье в собственность бесплатно. К постановлению прилагаются “Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации” и “Правила предоставления военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно”.
Решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается:
- центральной жилищной комиссией Росгвардии,
- центральными жилищными комиссиями управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии,
- жилищными комиссиями территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии, иных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации по месту прохождения ими военной службы.
Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:
- служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность. Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;
- служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;
- в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;
- военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;
- участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).
Служебное жилье может быть не освобождено предыдущими жильцами. В жизни может произойти всякое: может быть расторгнут брак, там будут проживать прежние члены семьи, либо военнослужащему больше негде жить, это единственное для него жилье. Эти вопросы также решаются через жилищный департамент Минобороны. Военный, который не состоит на жилищном учете на постоянное жилье, будет подлежать выселению.
Обеспечение жильем военнослужащих: условия предоставления и порядок процедуры
Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д. К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;
- справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;
- копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;
- документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;
- документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;
- документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.
После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением. Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего. Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления). Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ. Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.
Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:
- При наличии соглашения обеих сторон договора.
- По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.
- В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:
- невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;
- систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;
- разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;
- систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству;
- использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.
- В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.
Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным, действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).
В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка. Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.
Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим вполне определен, что избавляет контрактника от излишних сует. Подробная инструкция поможет избежать и подводных камней, так как сбор документов всегда сопровождается бюрократическими проволочками.
Непосредственным решением вопросов жилья занимается Департамент жилищного обеспечения. Эта структура создана под эгидой Министерства обороны. Данное ведомство может иметь региональный характер. В любом случае, узнавая порядок получения жилья, следует сначала выяснить место расположения ДЖО, график приема, часы работы. С личным заявлением придется обращаться именно в эту структуру. Помимо заявления военнослужащим должен быть подготовлен пакет документов на служебное жилье, перечень которых приведен ниже:
- Ксерокопии паспортов всех членов семьи. На детей предоставляется ксерокопия свидетельства о рождении.
- Заключение контракта необходимо подтверждать документально. В качестве доказательства предоставляется не сам договор, а справка о его наличии.
- Копия свидетельства, устанавливающего семейное положение контрактника.
- Справка о составе семьи.
- Выписка из реестра об отсутствии в собственности жилых помещений.
- Справка об отсутствии задолженности по ранее выданному ведомственному жилью.
Военнослужащие — это особая категория людей. Они приезжают на место службы, где им с семьями должны предоставить место для проживания в течение трех месяцев. У военнослужащих есть все права на получение жилья. Согласно нормам обеспечения служебным жильем военнослужащих, при его отсутствии граждане могут самостоятельно арендовать жилое помещение и получить за это финансовую компенсацию. Возможно и получение квартиры по соглашению найма и его последующей приватизацией.
Решение проблемы обеспечение жильем военнослужащих:
Процедура получения квартир и домов со времен существования Советского союза претерпела существенные изменения. Сегодня военнослужащий может рассчитывать на заселение в собственное жилье не в порядке очереди, а, например, в качестве премии за особые заслуги перед отечеством. Возможна субсидия военнослужащим на жилье.
ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.
Правомерное обеспечение жильём военнослужащих при увольнении осуществляется в случае выхода на пенсию по достижении максимального стажа — не менее двадцати лет. Еще одно условие — десятилетний стаж при конкретном возрастном пороге или ОШМ. Военнослужащие по законодательству должны получить квартиру, которая находится в федеральной собственности. При этом не важен регион присутствия и прохождения службы.
Данные льготы могут быть утрачены в связи с определенными обстоятельствами. К примеру, на контрактников с выслугой от десяти до двадцати лет не распространяется программа обеспечение жильем военнослужащих, если контракт был расторгнут в связи с нарушениями гражданином его условий. Льгота, предоставленная ранее, полностью утрачивается.
Что касается получения жилья военнослужащим после 20 лет выслуги, то граждане, уволенные по ОШМ, возрастным ограничениям или здоровью, ставшие на учет до первого января 2005 года, могут претендовать на:
- недвижимость в собственность;
- жилищную площадь по договору социального найма;
- единовременную выплату на покупку или возведение жилого помещения.
У контрактника есть возможность возможность самостоятельно определиться с формой обеспечения жильем семей военнослужащих. Главное, чтобы она осуществлялась за счет средств из бюджета. Военные, уволенные в запас также могут претендовать на недвижимость по нормам существующего законодательства. Но причины прекращения деятельности не должны быть связаны с нарушениями своих обязанностей на посту. Тогда и порядок обеспечения жильем военнослужащих будет полностью соблюдаться. Размеры квартиры при ее выдаче рассчитываются с учетом стандартов. Если гражданину полагается субсидия или компенсация на покупку, аренду собственности, ее сумма будет зависеть от служебной выслуги.
Статус защитник отечества предполагает не только определенные обязанности перед государством и мирным населением, но и значительные льготы при реализации своих прав. Если возможностью получения специальных надбавок к жалованью, привилегиями в санаторно-курортном лечении пользуются всего две третьих из личного и командного состава, то вопросы жилищного плана стоят на первом плане у всех защитников отечества.
Кроме консультирования по вопросам обеспечения жилья военнослужащим мы готовы брать на себя все хлопоты, связанные со сбором документов, предоставление их в соответствующий орган, а также обжаловать отказ в случае если решение по предоставлению будет ущемлять Ваши права и интересы.
Отстаивание каждого квадратного метра будущего жилья важно для Вас — с нашей помощью жилье военнослужащим в срок. Добейтесь права на жилье военнослужащих вместе с нами.
Читайте еще о работе нашего военного адвоката:
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Юридическая помощь, полученная на сайте prav.io, позволит быстро и надежно решить проблемы офицеров и контрактников с жильем. То есть, добиться получения квартиры, положенной за выслугу лет, либо выплат на улучшение жилищных условий.
Первичная консультация предоставляется бесплатно. Затем вы сможете договориться со специалистом о дальнейших действиях.
Цена услуги в любом случае будет ниже, чем в юридической консультации, поскольку сотрудничество в режиме онлайн позволяет избежать многих дополнительных расходов. Это ведет к снижению стоимости услуги. Дополнительным плюсом является отсутствие расписания работы.
Сайт доступен круглосуточно.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим право на обеспечение жилыми помещениями.
Законодательство различает три категории военнослужащих в зависимости от срока поступления их на военную службу. Это:
- военнослужащие, заключившие первый контракт до 1 января 1998 года;
- военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 1998 года;
- военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 2005 года.
Все три приведенные категории имеют разный механизм обеспечения жилыми помещениями.
- Военнослужащие, заключившие первый контракт до 1 января 1998 года, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по месту прохождения службы, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, организационно – штатным мероприятиям и предельному возрасту пребывания на военной службе вправе выбирать место жительства и обеспечиваться жилыми помещениями по избранному месту жительства.
- Военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 1998 года, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства после наступления 20 лет календарной выслуги, независимо от того, увольняются они или нет.
- Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 2005 года автоматически становятся участниками накопительно – ипотечной системы обеспечения жилыми помещениями. Через три года после занесения в реестр участников данной программы военнослужащий имеет право на реализацию своего жилищного права путем получения денежных средств с именного счета и получения займа, предоставляемого банком. В течении службы государство выплачивает сумму займа, а жилое помещение после совершения сделки купли – продажи принадлежит военнослужащему. В случае досрочного увольнения военнослужащего он, в зависимости от основания увольнения должен выплачивать оставшуюся сумму займа, либо освобождается от этого, и эти обязательства возлагает на себя государство.
Все названные категории военнослужащих имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями по месту прохождения службы, в случае если в данном населенном пункте они не имеют жилых помещений. При этом наличие жилого помещения в другом населенном пункте не препятствует праву на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения службы.
В настоящее время обеспечение жильем военнослужащих требует от должностных лиц, уполномоченных принимать решения, постоянного совершенствования знаний, повышения квалификации в данном направлении. Служебная загруженность зачастую не позволяет это делать систематически, в связи с чем законное право на жилищное обеспечение военнослужащих очень часто нарушается.
В частности жилищные комиссии ошибочно приходят к выводу об отсутствии оснований для обеспечения жилым помещением военнослужащего, неправильно определяют круг членов семьи военнослужащего, безосновательно снимают с учета нуждающихся как самого военнослужащего, так и членов его семьи, оставляют без реализации льготы на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, права на дополнительную жилую площадь, при постановке на учет нуждающихся требуют дополнительные документы, не входящие в перечень, определенный законодательством, нарушают сроки рассмотрения обращений военнослужащих.
Для того, чтобы военный мог претендовать на получение единовременной денежной выплаты от государства на улучшение жилья, необходимо соблюдение 2 условий:
- признание его в качестве нуждающимся в установленном законом порядке;
- выслуга больше 10 лет.
На субсидию помимо самого военнослужащего, в случае его смерти может претендовать его семья.
В законодательстве РФ приводится четкий перечень оснований для признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий:
- отсутствия жилья в собственности;
- наличия жилья, в размерах меньше, установленных нормативами;
- проживание в одной квартире с семьями, где есть больные с тяжелыми хроническими заболеваниями, исключающими совместное проживание;
- проживание длительное время на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
- проживание в неизолированных комнатах в одной квартире с людьми, не состоящими в родственных отношениях;
- проживание в общежитиях, либо в служебном жилье;
- наличие жилой площади, которая не соответствует санитарным и иным требованиям.
Обеспечение жильем военнослужащих
Абзац 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» постановляет, что отдельной категорией граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий бесплатно, за счет государственных средств являются лица проходящие или проходившие военную службу если их выслуга составляет не менее 20 лет, либо 10 и более лет, уволенных из рядов ВС по старости, инвалидности или в результате организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением. Если бывший или действующий военнослужащий отвечает этим критериям, то в отношении его и членов его семьи действуют положения ст. 51 Жилищного кодекса.
Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.
Получение статуса. Кто имеет право?
Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м 2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:
Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»;
Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Постановка на учет в качестве нуждающегося зависит от критерия, по которым гражданин претендует на улучшение жилищных условий. Дело в том, что в отношении различных категорий граждан реализуются различные государственные программы и количество жилья по ним строится разное.
Начинать необходимо с написания заявления в местный орган муниципальной власти по месту постоянного жительства/регистрации. Именно это заявление послужит основанием для начала работы комиссии, которая обязана выехать по указанному заявителем адресу и провести обследование его жилищных условий.
Стандартный бланк заявления (нажмите для скачивания) предоставляется бесплатно. Для каждого из оснований разработаны самостоятельные заявления, которые предоставляются в секретариате жилищной комиссии местного муниципального органа.
Подача заявления сопровождается сбором довольно значительного пакета документов:
- Паспорта (заявителя и всех членов семьи);
- Справкой о составе семьи;
- Выпиской из домовой книги;
- Копией свидетельство о браке или о расторжении брака;
- Свидетельствами о рождении детей;
- Свидетельствами или решениями судов об установлении родственных связей;
- Выпиской из Росреестра о наличии/отсутствии во владении заявителя объектов недвижимости;
- Копией финансово счета из всех банков, в которых открыты счета;
- Справка с места работы о размере заработной платы 2-НДФЛ ;
- Выписка об отсутствии задолженности за коммунальные платежи;
- Налоговая декларация 3-НДФЛ (если гражданин самозанятый или предприниматель);
- Санитарный паспорт помещения, если оно признано ветхим, аварийным или подлежащим сносу.
После предоставления этих документов, если в них не обнаружено подлога или искажения данных, а так же после положительного решения комиссии о том, что заявитель нуждается в улучшении условий проживания ему выдается справка, в которой указывается основание и номер его очереди в списке очередников по данному основанию.
При постановке на учет военнослужащие предоставляют документы, изложенные в п. 3 («а» — «г») Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054.
Не обеспеченные к моменту увольнения со службы жильем военные не снимаются с учета, до полного удовлетворения их потребностей в жилом помещении в соответствии с действующими нормами. После получения указанных помещений они оформляются в собственность (в отличие от жилья, полученного другими категориями граждан в порядке очередности).
Если военнослужащий меняет место жительства после увольнения со службы, то автоматически по его заявлению происходит постановка на учет в качестве нуждающегося по вновь избранному месту проживания.
Решение жилищных споров военнослужащих в Москве
Поле деятельности адвокатов по делам военной недвижимости очень широко, однако главное направление связано именно с обеспечением клиентов жильем.
Основными услугами, которые может предоставить профильный юрист, являются:
- Вопросы приватизации служебного жилья.
- Случаи выселения из квартиры, как самих военных, так и членов их семей.
- Специальная ипотека для военнослужащих.
- Жилищные субсидии.
- Намеренное ухудшение условий проживания.
- Прописка и регистрация.
- Жилье после развода.
- Налоговые вычеты.
- Расселение / переселение.
Это далеко не полный перечень возможной проблематики, и грамотному специалисту доступно множество других профессиональных направлений.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ военнослужащие считаются нуждающимися в жилплощади при наличии одного из следующих оснований:
- Военнослужащему не была предоставлена квартира по договору социального найма, при этом в собственности у него или кого-либо из членов его семьи нет никакой жилплощади.
- Площадь имеющейся квартиры меньше, чем предусмотрено учетными нормами на одного человека (этот показатель определяется исходя с учетом количества проживающих в ней лиц).
- Уже имеющееся жилое помещение не соответствует требованиям, определенным законодательством (это касается состояния несущих конструкций, безопасности, наличия коммуникаций и инженерных систем, возможности обеспечения санитарных норм и т.д.).
- Членом семьи военнослужащего является гражданин, имеющий протекающее в хронической форме тяжелое заболевание, вследствие чего совместное проживание в общей с ним квартире не представляется возможным (к числу таких заболеваний относятся открытая форма туберкулеза, эпилепсия с часто повторяющимися припадками, тяжелые формы психических расстройств и т.д.).
На основании п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ обеспечение жильем нуждающихся в нем военнослужащих может быть реализовано двумя способами:
- Посредством выделения им денежных сумм на покупку или строительство помещения, пригодного для постоянного проживания.
- Путем предоставления этим лицам жилплощади на правах собственности или во временное пользование.
Законодательством также детально регламентируется порядок получения военнослужащими служебных квартир. Кроме этого, относящиеся к данной категории лица могут улучшить свои жилищные условия, воспользовавшись программой военной ипотеки.
Лица, несущие военную службу на профессиональной основе, должны быть обеспечены жильем с учетом положений, закрепленных в ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ. Они действуют в отношении жилья, предоставляемому в собственность бесплатно или выделяемому в пользование в соответствии с договором социального найма.
В соответствии с нормами обеспечения жильем военнослужащих государство должно выделить для этих лиц квартиру с учетом того, что на каждого члена семьи должно приходиться 18 кв. метров ее площади. В случае смерти военнослужащего или его гибели в связи с исполнением служебных обязанностей квартира будет предоставлена членам его семьи. При этом размер предоставляемой жилплощади определяется в соответствии с составом семьи военнослужащего на день наступления его смерти. Родственники могут получить квартиру и в случае увольнения умершего гражданина с военной службы.
Военнослужащие, относящиеся к нижеперечисленным категориям, вправе рассчитывать на получение дополнительных 15-25 кв. м к общей площади положенной по закону квартиры:
- Полковники или имеющие более высокое воинское звание.
- Командиры воинской части.
- Обладатели действующего в РФ почетного звания.
- Научные деятели и при этом имеющие ученую степень либо ученое звание.
- Задействованные в преподавании учебных дисциплин в военных образовательных учреждениях.
Если военнослужащий может претендовать на получение дополнительной жилплощади сразу по нескольким основаниям, применению подлежит только одно из них.
В законе об обеспечении жильем военнослужащих предусмотрено, что не всегда на каждого человека может быть выделено ровно 18 кв. м. Чаще всего подобная ситуация возникает в связи с конструктивными и техническими особенностями многоквартирного дома. В таком случае гражданину может быть выделена более просторная квартира, чем предусмотрено нормативами. Максимально возможная величина превышения – 9 кв. м от общей площади квартиры.
Для отдельных категорий лиц закон допускает предоставление жилья, площадь которого может быть до 18 кв. м больше, чем положено в общем случае. Такая привилегия предусмотрена для:
- одиноких военнослужащих;
- лиц, которые были уволены со службы;
- членов семьи умерших или погибших военнослужащих (включая тех, которые были уволены со службы).
Военнослужащим должно предоставляться жилье, площадь которого не меньше установленной нормативами величины. Исключение может быть сделано только при одновременном соблюдении следующих условий:
- Квартира, полностью соответствующая требованиям закона, не может быть предоставлена нуждающемуся в ней гражданину по объективным причинам.
- Военнослужащий подал письменное заявление, в котором выразил свое согласие на уменьшение площади выделяемой ему квартиры.
- На это было получено согласие от всех членов семьи гражданина, возраст которых составляет не менее 18 лет.
В любом случае площадь квартиры не должна быть меньше значения, определенного в соответствии с учетной нормой, действующей в поселении, в котором нуждающемуся лицу должна быть предоставлена жилплощадь.
Лицам, проходящим военную службу на контрактной основе, служебные квартиры должны быть предоставлены в поселениях, где находятся их воинские части. Если в месте несения службы подходящего жилья для них не найдется, оно может быть выделено в одном из ближайших населенных пунктов. Квартира должна быть пригодной для проживания военнослужащего вместе с его семьей.
Контрактникам должны предоставить служебное жилье в течение 3 месяцев после итого, как они прибудут на новое место несения службы. Граждане, являющиеся многодетными родителями, обеспечиваются служебным жильем вне очереди.
Обеспечение служебным жильем военнослужащих на все время несения ими службы предусмотрено для:
- Граждан, приступивших к несению военной службы после окончания военного учебного заведения (с 1998 г.).
- Находящихся на офицерских должностях военнослужащих, которые оформили свой первый контракт после 1 января 1998 г.
- Военных, не являющихся офицерами, если они начали нести службу на контрактной основе после 1 января 1998 г.
- Лиц, служба по контракту для которых сопряжена с проживанием закрытых военных городках.
Военнослужащие могут проживать в служебных квартирах вместе со своими семьями.
Гражданин, заинтересованный в получении служебной квартиры, должен подготовить соответствующее заявление и предъявить его в структурное подразделение органа, уполномоченного Министром обороны РФ. В тексте заявления должна присутствовать следующая информация:
- Полное наименование структурного подразделения органа, в который гражданин обращается с заявлением.
- Ф.И.О. военнослужащего, адрес, по которому он проживает, а также контактная информация.
- Название подаваемого документа («Заявление»).
- Просьба предоставить служебную квартиру по месту несения службы (с указанием Ф.И.О., паспортных данных, воинского звания и личного номера).
- Дата заключения первого контракта (офицерам следует привести информацию о дате присвоения офицерского звания на основании окончания военного учебного заведения).
- Место, в котором заявитель проходит военную службу (наименование воинской части или иной военизированной структуры).
- Информация обо всех членах семьи (необходимо указать их Ф.И.О. и даты рождения).
- Сведения о том, имеются ли в собственности или во владении (по договору социального найма) военнослужащего либо проживающих совместно с ним родственников жилые помещения.
- Информация о жилплощади, занимаемой гражданином по предыдущему месту несения военной службы.
- Согласие на обработку переданных сведений.
- Подписи военнослужащего и остальных членов его семьи, достигших возраста наступления совершеннолетия.
- Перечень прилагаемой документации.
- Подпись подающего заявление гражданина и ее расшифровка.
- Дата обращения в уполномоченный орган.
В соответствии с приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 г. об обеспечении военнослужащих жильем к заявлению должен быть приложен пакет бумаг:
- Документы, необходимые для подтверждения личности заявителя и проживающих с ним родственников (гражданские паспорта, а для малолетних детей – свидетельства о рождении).
- Свидетельства о вступлении в брак или о его расторжении.
- Документацию, подтверждающую, что в собственности или владении военнослужащего, или членов его семьи имеется (или отсутствует) жилое помещение.
- Справка о сдаче служебной квартиры, выделенной заявителю по предыдущему месту службы (или о том, что он так и не был обеспечен жильем).
После того, как военнослужащий подал надлежащим образом оформленное заявление вместе со всей необходимой документацией, он подлежит включению в список на предоставление служебной жилплощади. Квартира ему будет выделена в соответствии с порядком очередности. Он определяется в первую очередь датой подачи заявления. Если даты обращения по квартирному вопросу совпадут сразу у нескольких военнослужащих, принимается во внимание суммарная длительность службы каждого из них.
Внесение военнослужащего в список лиц, которым должна быть выделена служебная квартира, должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. О его принятии заявитель уведомляется в письменной форме.
После того, как военнослужащий получил уведомление, он должен оформить согласие с предоставлением служебной квартиры либо отказ от нее. Соответствующее решение следует направить в уполномоченный орган в течение 5 суток с момента получения письменного уведомления. Если в течение этого срока гражданин не известит надлежащим образом уполномоченный орган о своем согласии на предоставление жилплощади, предназначенная для него квартира будет передана другим ожидающим своей очереди военнослужащим.
Если семья военнослужащего увеличилась, вследствие чего на каждого проживающего в квартире стало приходиться меньше квадратных метров, чем положено по закону, он может подать заявление о предоставлении более подходящего жилья.
Лица, которым выделяется служебная жилплощадь, заключают с Министерством обороны РФ договор найма жилья.
Военный юрист по жилищным вопросам
Военнослужащие, которым была выделена служебная жилплощадь, также могут быть признаны нуждающимися в жилье. Это закреплено в п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ. Данной нормой предусмотрены такие формы обеспечения жильем военнослужащих, как предоставление квартиры по договору социального найма, безвозмездная передача жилья в собственность военнослужащего и выделение жилищной субсидии.
Такими привилегиями обладают лица:
- Посвятившие военной службе не менее 20 лет своей жизни.
- Уволенные из военизированной структуры по возрастным ограничениям, в связи с ухудшением состояния здоровья или по причине проведения организационно-штатных мероприятий (при условии, что они отслужили не менее 10 лет).
Кроме этого, военнослужащие могут получить квартиру по договору социального найма при наличии общих оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ. Порядок обеспечения жильем военнослужащих по договору социального найма во многом схож с порядком предоставления служебных квартир.
Нуждающийся в улучшении жилищных условий гражданин также должен подать в уполномоченный орган соответствующее заявление. Помимо всего прочего, в нем следует указать информацию о правах на дополнительные социальные гарантии, связанные с обеспечением жильем. Также рекомендуется привести информацию о дате и основании планируемого увольнения со службы.
Нужно подготовить те же документы, которые требуются для получения служебной квартиры. Дополнительно могут понадобиться выписки из домовых книг и копии финансовых счетов заявителей и их родственников за 5 лет, предшествовавших дате обращения в уполномоченный орган с заявлением.
На основании поступившего от военнослужащего заявления принимается решение о постановке его на учет как нуждающегося в жилплощади лица или об отказе в совершении этого действия. По закону срок его принятия составляет 30 рабочих дней.
Если заявитель не передал какие-либо документы из числа обязательных, рассмотрение поступившего от него заявления приостанавливается до момента подачи всех необходимых бумаг. Об этом он уведомляется в течение 3 рабочих дней под роспись командиром воинской части.
Решение, принятое уполномоченным органом по заявлению военнослужащего, должно быть направлено ему в течение 3 рабочих дней с момента принятия. Гражданин, в отношении которого вынесено положительное решение, вносится в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане, ожидающие своей очереди на получение жилья, должны не позднее 30 суток поставить в известность уполномоченный орган об изменении данных в ранее предъявленной документации.
Распределение жилых помещений между военнослужащими осуществляется в соответствии с датой постановки на учет. При совпадении этой даты сразу у нескольких лиц учитывается длительность службы граждан в Вооруженных силах РФ.
После того, как в уполномоченный орган поступит информация о распределяемых между военнослужащими квартирами, заинтересованный гражданин информируется об этом в течение 10 рабочих дней. После получения соответствующего извещения военнослужащий должен предоставить письменное согласие о получении жилья не позже 5 рабочих дней.
Уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении квартиры нуждающемуся в ней лицу в течение 10 рабочих дней после того, как будет получена информация из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Оно должно быть реализовано не позднее чем через 2 месяца с даты его принятия.
Получить бесплатно квартиру в собственность могут военнослужащие:
- С которыми был заключен первый контракт до начала 1998 г. (кроме курсантов военных учебных заведений).
- Уволившиеся с военной службы и находившиеся на ней не менее 20 лет.
- Проживавшие в течение всего периода несения службы в служебных квартирах и отслужившие не менее 10 лет (в таком случае производится обеспечение военнослужащих жильем при их увольнении в связи с достижением возрастного предела нахождения на военной должности, из-за появления проблем со здоровьем или расторжение с ним контракта вследствие проведения организационно-штатных мероприятий).
- Которые были уволены со службы в 2005 г. или позже, нуждающиеся в получении жилплощади и поставленные в связи с этим на учет.
Как и в предыдущих случаях, жилищный вопрос решается после рассмотрения поданного гражданином заявления. Военнослужащий вправе сам выбрать способ получения квартиры — безвозмездное оформление ее в собственность или заключение договора социального найма.
Вместо передачи в собственность жилья нуждающемуся в нем военнослужащему по его выбору может быть предоставлена жилищная субсидия. Денежная сумма, выделенная заявителю, предназначена для покупки жилья или его строительства. Если гражданин, имеющий право на субсидию, не доживет до момента ее получения, соответствующую выплату могут получить члены его семьи.
В случае принятия положительного решения по заявлению военнослужащего он уведомляется об этом в течение 30 рабочих дней. Гражданин, получивший извещение, не позднее 5 рабочих дней отправляет в принявшую решение комиссию договор об открытии банковского счета. К нему прилагается заявление о перечислении субсидии на жилье с указанием необходимых банковских реквизитов. Заявление подписывается военнослужащим и совместно проживающими с ним взрослыми родственниками.
Комиссия уведомляет гражданина о перечислении на его счет субсидии не позднее 15 рабочих дней с даты получения соответствующей информации.
Жилищные споры связаны с несогласием по вопросу пользования, владения и распоряжения жилым помещением. Разрешить их можно в административном порядке и посредством искового заявления в суд. Первоначально обращение может быть направлено в гарнизонную жилищную комиссию, с указанием возражений и претензий. Комиссия не уполномочена самостоятельно разрешать спорные вопросы, ею дается заключение по существу дела. Дальнейшее рассмотрение спорной ситуации возложена на командира воинской части или гарнизона.
Обращаясь к юристу по военному праву, можно рассчитывать на решение следующих вопросов в законном порядке:
- отказ в приватизации;
- ухудшение условий при переводе на новое место службы;
- нарушение прав при проживании в служебном, муниципальном жилом секторе;
- исключение из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- выселение из занимаемой квартиры без предоставления иного жилья;
- ипотечное кредитование и вопросы, связанные с получением сертификата.