Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный учет недвижимого имущества в части земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.
Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:
- принадлежность объекта (его вид);
- кадастровый номер;
- дата постановки на учет;
- площадь;
- описание, где расположены границы участка.
Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:
- кадастровая стоимость участка;
- дата проведения оценки;
- категория земли (ее принадлежность);
- фактический адрес местонахождения;
- сведения о собственниках участка.
Государственный кадастровый учет земельных участков
Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:
- План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
- Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
- Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
- Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
- Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.
Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.
Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.
Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.
Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:
- У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
- С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
- С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
- Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
- При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.
Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.
Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.
Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.
В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.
Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:
- план межевания;
- план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
- разрешение на ввод в эксплуатацию;
- разрешение на создание участка;
- документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.
Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:
- имущество не входит в перечень кадастрового учета.
- ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
- заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
- истекли сроки действия некоторых документов.
- органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.
Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты » Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 05 апреля 2016 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О свободном порте Владивосток» ФЗ РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости Приняты изменения в ряд законов Приказ Минэкономразвития об утверждении требований к определению площади здания, помещения Приказ Минэкономразвития России о перечне специальностей среднего профессионального образования
Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).
2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 1 статьи 6 Земельного Кодекса РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений. Сведения о части объекта недвижимости — основные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости (исключение – когда объектом недвижимости является объект незавершенного строительства).
Согласно пункту 4 части 3 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации. Исключением является случай, предусмотренный пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации: в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. При этом согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе межевой план (в отношении земельных участков), технический план (в отношении объектов недвижимости).
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости регулируются статьей 44 Закона о регистрации. Положениями Закона о регистрации предусмотрены следующие правила кадастрового учета части объекта недвижимости в целях государственной регистрации договора аренды. Согласно пункту 3 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН (блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются. Согласно пункту 2 указанной статьи в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в ЕГРН. Часть земельного участка может быть объектом соглашения об установлении сервитута (ограниченного права пользования), при этом, согласно положениям статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ, указанное ограничение устанавливается без регистрации сервитута как такового и без проведения кадастрового учета части земельного участка, в отношении которого он установлен. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Помимо характеристик, при кадастровом учете участка фиксируется также форма собственности и информация о правах на владение. Это означает, что ведение государственного кадастрового учета происходит как для физических, так и юридических лиц, поскольку возникают правовые отношения, касательно объекта недвижимого имущества.
Кадастровый учет производится территориальными Кадастровыми палатами, которые отслеживают запросы обратившихся лиц и вносят такие данные в Росреестр:
- Правовые полномочия владельца (на каких основаниях владеет, использует или распоряжается заявитель);
- Наличие обременений на объект недвижимости (арест, залог, судебное постановление);
- Характеристики почвы, которая присутствует на земельном участке;
- Назначение земельного участка;
- Сведения о расположении участка, его геометрии, а также такие свойства, как площадь, координаты точек пересечения сторон и т.д.
Земельный участок не является сформированным, пока он не получил кадастровый номер. Без этого уникального свойства участок формально не является объектов недвижимости, следовательно, его невозможно:
- использовать в качестве залога;
- продать;
- отдать в аренду;
- подарить, обменять, оставить в наследство.
Уникализирующий номер не повторяется и является ключевым полем для поиска информации об объекте недвижимости в Росреестре. Гос кадастровый учет земельных участков необходим не только при создании нового объекта недвижимости, но и при необходимости его аннулирования (снятия с госрегистрации). Еще необходимо вносить все изменения в характеристиках объекта недвижимого имущества (площади, целевого назначения, изменение владельцев).
3.8. Сведения о частях объектов недвижимости
Только по письменному обращению. Заявитель (это может быть владелец или третье лицо) должен обратиться с заявлением в территориальную Кадастровую палату. Форма заявления может отличаться, поэтому следует уточнить ее у сотрудников Кадастровой палаты. Федеральный закон предусматривает также то, что документы для кадастрового учета разрешено подавать доверителям, с нотариальной доверенностью и паспортом.
Законом предусмотрено информирование заявителя не позднее 5 рабочих дней с момента осуществления кадастрового учета почтовым извещением, по электронной почте или другим предусмотренным Федеральным законом способом.
Кадастровая палата также производит следующие операции:
- Внесение изменений в Росреестр касательно уже внесенных объектов недвижимости;
- Исправление выявленных неточностей, несоответствий или нарушений при кадастровой регистрации (по постановлению суда, заявлению владельца или третьих лиц);
- Дополнение информации по объекту недвижимости в рамках осуществления обмена сведениями с местными органами управления.
Порядок кадастрового учета также предусматривает возможность отказа по следующим причинам:
- Постановка на кадастровый учет земельного участка, не являющегося объектом недвижимого имущества, при этом в Законе о кадастре не предусмотрена регистрация и учет данного вида недвижимости;
- Если участок находится в совместной собственности (к примеру, долевое участие нескольких владельцев). Таким образом, невозможно производить учет в обход собственности на обладание третьими лицами;
- Если в поданном заявлении были допущены ошибки или имеются несоответствия в свойствах и характеристиках объекта;
- Если внесенные сведения в Росреестр о целевом объекте недвижимости имеют временный характер;
- Если в Кадастровую палату обратилось третье лицо, которое не предоставило документ, удостоверяющий личность и нотариально подтвержденную доверенность;
- Имеются нарушения в оформлении межевого плана, техплана, акта обследования или других предусмотренных процедурой документов;
- Неполный пакет документов, требуемый для постановки на кадастровый учет участка земли;
- Отсутствие документов на право владения.
Существует ряд технических условий, которые могут повлечь отказ от постановки на учет земельного участка: превышение максимального размера или нахождение в граничащих областях, а также если границы не согласованы с органами местного самоуправления. Кадастровая палата может отказать в праве постановки на учет при формировании нового объекта недвижимого имущества, на котором располагается здание, если проходит через несколько участков, но не имеет выраженных изолированных областей (разделений).
Необходимо предоставить такой пакет документов:
- Заявление от владельцев, пользователей, арендаторов, или других лиц, кто имеет правовое отношение к целевому земельному участку (строго по форме территориальной Кадастровой палаты);
- Межевой план, который был утвержден уполномоченными лицами;
- Паспорт гражданина РФ (либо доверенность);
- Правоустанавливающие документы (если имело место разделение участка или долевое участие, необходимо предоставить письменное согласие всех правообладателей и заинтересованных лиц).
Учет земельных участков осуществляется абсолютно бесплатно, однако, стоит учитывать необходимость проведения дополнительных процедур, экспертиз или замеров в рамках процедуры постановки на учет.
Согласно закону о кадастре, предусмотрены следующие временные рамки:
- Внесение изменений в Росреестр или исправление сведений должно происходить не позже чем через 20 дней.
- Выписка об учете предоставляется не позже 5 дней с момента обращения;
- Получение сведение из госкадастра – не позже 15 дней.
Кадастровый учет осуществляется под контролем сотрудников Кадастровой палаты. Если вы предоставляете документы для учета, в обязательном порядке требуйте расписку с полным перечнем изъятых документов, вплоть до ксерокопий и тем более паспортов и справок.
Упрощенную процедуру постановки на учет ваших земельных участков вы сможете заказать в Центре кадастра и регистрации «Стар Сервис», в том числе и для сложных случаев, с долевым участием и необходимостью юридического сопровождения.
Вид услуги | Сроки | Цены | Постановка на кадастровый учет | 10 рабочих дней | от 15 000 |
Подать заявку на услугу
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется Росреестром, органом, в ведении которого находится вся база по имущественному праву в России. Кадастровый учет является обязательным условием для получения права собственности. Отсутствие объекта недвижимости в кадастровом учёте ограничивает действия по распоряжению имущественным правом. До недавнего времени постановка зданий на кадастровый учет, а также регистрация земельных участков были в ведении структурных подразделений Госкадастра. После того, как был введён в действие новый закон ФЗ-218, появился ряд изменений в данной сфере:
- Регистратором является только Росреестр, никакие другие органы не имеют право заниматься кадастровым учетом. Все изменения и правки осуществляются только через основного регистратора – Росреестр.
- Появилась новая база учета данных по объектам имущественного права. Все субъекты недвижимости заносятся в электронном формате в базу данных.
- Ранее в объект перечней входили лишь земельные участки, здания, теперь включаются объекты незавершёнки, имущественные комплексы, машино-место и т.д.
Земельный участок не стоит на кадастровом учете: возможные причины
Единых сроков нет, точный период рассмотрения документов зависит от способа обращения в Росреестр. Максимально-предельные сроки установлены для МФЦ «Мои документы» – 7 рабочих дней. В случае одновременной подачи заявления на государственную регистрацию земельного участка и кадастровый учет через МФЦ «Мои документы» может потребоваться до 12 рабочих дней.
Осуществляя постановку объекта на кадастровый учет, вы можете использовать этот факт для различных целей в сфере недвижимости. Так, квартира, которая имеет кадастровый учет может быть:
- Поставлена собственником в качестве участника ТСЖ.
- В квартире могут быть зарегистрированы жильцы.
- Производится расчет налоговой ставки.
- Имеется возможность участвовать в судебных процессах.
- Иные действия.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 475 «Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», введения на всей территории Российской Федерации единой системы присвоения и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости приказываю:
1. Утвердить Перечень номеров субъектов Российской Федерации.
2. Утвердить Инструкцию о порядке формирования и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
3. Отделу государственного земельного кадастра (У.Д. Самратов) в недельный срок обеспечить рассылку Инструкции в комитеты (государственные комитеты) по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации.
4. Председателям комитетов (государственных комитетов) по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации организовать размножение, в необходимых количествах, Инструкции и доведение ее до районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
5. Признать утратившими силу Методические указания по введению единой системы регистрации земельных участков и присвоению кадастровых номеров для ведения государственного земельного кадастра, утвержденные 17 августа 1994 года (письмо Роскомзема от 18.08.94 N 5-10/1246).
6. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя Председателя Комитета П.Ф. Лойко.
Председатель Комитета
Н.В.КОМОВ
Утвержден Приказом
Роскомзема
от 19.09.96 N 102
В данном разделе определяются применяемые далее в тексте настоящей Инструкции основные термины и дается их толкование.
Кадастровый номер — индивидуальный, не повторяющийся на территории Российской Федерации, номер объекта недвижимости, который присваивается при его формировании в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется пока он существует как единый объект зарегистрированного права.
Объект недвижимости — земельный участок и прочно связанные с ним объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Земельный участок — часть земной поверхности, имеющая замкнутые границы, фиксированное местоположение, площадь и правовой режим.
Первичный объект недвижимости — непосредственно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения, строения, леса, многолетние насаждения и т.п.).
Вторичный объект недвижимости — пространственная часть первичного объекта, имеющая правовой статус, отличный от правового статуса первичного объекта недвижимости (квартира, помещение, их части, элементы сооружений и т.п.).
Кадастровое зонирование — деление территории на кадастровые единицы (зоны, массивы, кварталы) и нанесение их границ на дежурные кадастровые карты.
Кадастровая зона — территориально целостная совокупность нескольких кадастровых массивов, характеризующаяся значительной степенью связанности.
Кадастровый массив — совокупность кадастровых кварталов, образующая планировочно обособленный район города; населенный пункт в сельской местности; крупное сельскохозяйственное или лесохозяйственное образование.
Кадастровый квартал — совокупность земельных участков, образующих компактный земельный массив, границы которого совпадают с внешними границами образовавших его участков.
3.1. В качестве обязательных элементов в кадастровом номере присутствуют:
— номер субъекта Федерации;
— номер административного района или города в составе субъекта Российской Федерации;
— номер кадастровой зоны, номер кадастрового массива, номер кадастрового квартала (составляющие в совокупности иерархический составной номер);
— номер земельного участка;
— номер первичного объекта недвижимости;
— номер вторичного объекта недвижимости (а также — при необходимости — и номер части вторичного объекта).
3.2. Кадастровый номер имеет следующую структуру:
А:Б:В…В:Г:Д:Е,
где:
А — двухразрядное десятичное число, задающее номер (код) субъекта Российской Федерации.
Б — двухразрядное десятичное число, задающее номер административно — территориального образования (района, города) в составе субъекта Российской Федерации;
Номера административных районов и городов в составе субъекта Российской Федерации, кадастровых зон, массивов, кварталов, земельных участков берутся с кадастровых карт.
4.1. Формирование кадастрового номера начинается после того, как окончательно сформирован земельный участок, определен его собственник, владелец или пользователь и границы нанесены на дежурную кадастровую карту района (города). Формирование земельного участка завершается присвоением ему очередного (свободного) номера по журналу учета кадастровых номеров.
4.2. При проведении новых съемок (корректировок), инвентаризаций, переобследований, изготовлении нового планового материала номера обязательных элементов, составляющих кадастровый номер земельного участка, не должны изменяться.
4.3. Номер первичного объекта формируется как очередной порядковый номер в границах земельного участка или используется регистрационный номер, присвоенный органами по формированию объектов недвижимости (БТИ, службы лесного, водного хозяйства и др.) и фиксируется в журнале учета кадастровых номеров.
4.4. Номер вторичного объекта недвижимости формируется как очередной порядковый номер в пределах первичного объекта недвижимости или используется регистрационный номер, присвоенный органом по формированию объектов недвижимости и фиксируется в журнале учета кадастровых номеров.
4.5. Земельные участки, для удобства использования кадастрового номера, формируются в кадастровые кварталы. Границы кварталов проходят по внешним границам участков и имеют определенные геодезические координаты. Участки покрывают территорию квартала без разрывов и перекрытий. В кварталы могут группироваться участки с разным целевым назначением.
4.6. В качестве кадастрового квартала может выступать:
— сельский населенный пункт, садовое, дачное, строительное товарищество, массив земель сельхозиспользования или земель иного вида, линейные объекты;
— планировочно самостоятельная часть территории населенного пункта: микрорайон, квартал города, промышленная или коммунальная зона, ограниченная красными линиями или иными естественными границами.
4.7. Кадастровые кварталы группируются в кадастровые массивы. Границы массивов проходят по внешним границам кварталов и имеют соответствующие геодезические координаты. Кварталы покрывают территорию массива без разрывов и перекрытий. В пределах кадастрового массива используется локальная система нумерации кварталов. Кварталы в пределах массива нумеруются последовательно, преимущественно по правилу меандра или спирали.
4.8. Кадастровые массивы группируются в кадастровые зоны. Границы зон проходят по внешним границам массивов с соответствующими геодезическими координатами или по естественным рубежам (рекам, границе лесных массивов, железным дорогам и другим линейным объектам). Массивы покрывают территорию зон без разрывов и перекрытий, а зоны так же покрывают территорию административного района или города, подчиненного субъекту федерации.
4.9. Отсутствие кадастрового номера земельного участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового номера первичному объекту недвижимости.
В таком случае для кадастровой нумерации первичного объекта недвижимости формируется временный кадастровый номер, в котором вместо реального номера земельного участка используются 00 (нули).
После присвоения постоянного номера соответствующему земельному участку находящиеся на нем первичные объекты получают постоянные (полные) кадастровые номера. Так как между постоянными и временными номерами устанавливается взаимно однозначное соответствие, то при получении объектом недвижимости постоянного номера для него не требуется повторной процедуры учета. В этом случае кадастровый номер вносят в банк данных и передают данную информацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
4.10. При регистрации вторичных объектов во всех случаях требуется наличие кадастрового номера первичного объекта. Если первичному объекту еще не присвоен кадастровый номер, то этот номер (временный кадастровый номер) присваивается первичному объекту при учете первого в его составе вторичного объекта.
4.11. Зданию или сооружению, расположенному в разных кварталах (например с аркой через проезд, разделяющий кварталы), имеющему одного правообладателя, присваивается один кадастровый номер в соответствии с кварталом, на котором расположена большая часть здания.
4.12. При переходе прав к другому правообладателю и/или при изменении вида прав на объекты недвижимости производится перерегистрация прав без изменения кадастрового номера данного объекта.
5.1. На существующем картматериале рай(гор)комзем намечает границы кадастровых зон и массивов, согласовывает их в земельном комитете субъекта федерации.
5.2. Для отображения границ кадастровых зон, массивов и кварталов, а также земельных участков на планово — картографическом материале и ведения текущего учета создается серия дежурных кадастровых карт:
— дежурная кадастровая карта субъекта федерации. Предназначена для отображения на ней границ районов и городов, подчиненных субъекту федерации. Нумерация районов и городов начинается с 1. Карта составляется земельным комитетом субъекта федерации;
— дежурная кадастровая карта административного района (города). Предназначена для отображения на ней границ кадастровых зон и их нумерации. Нумерация зон внутри района (города) начинается с 1. Если масштаб карты позволяет, на ней отображают также границы массивов, кварталов внутри каждого массива, нумерация которых также начинается с 1. В этом случае отдельно кадастровая карта на массив и квартал не составляется. Данная карта, а также карты массивов, кварталов составляются рай(гор)комземом;
— дежурная кадастровая карта массива. Предназначена для отображения на ней границ кадастровых кварталов внутри каждого массива и нумерация начинается с 1;
— дежурная кадастровая карта квартала. Предназначена для отображения на ней границ земельных участков с первичными объектами, их нумерация. Нумерация земельных участков внутри каждого квартала начинается с 1.
При необходимости составляются дежурные кадастровые карты земель, находящихся в ведении сельской администрации, карты товариществ, кооперативов и т.п.
5.3. Дежурная кадастровая карта должна отвечать следующим основным требованиям:
— масштаб карты должен позволять нанести на нее земельные участки и связанные с ними объекты недвижимости;
— на ней должны быть нанесены крупные объекты (дороги, лесные массивы, крупные промышленные объекты, здания и т.п.);
— все участки и объекты должны быть нанесены так, чтобы была ясна их конфигурация, взаимное расположение, площадь.
6.1. Учет кадастровых номеров осуществляется в специальном Журнале (реестре) (Приложение N 2), который составляется по кадастровым зонам и является приложением к дежурным кадастровым картам. Записи в журнале позволяют систематизировать процесс присвоения номеров, а также по любому из указанных в нем показателей легко отыскать его на дежурной кадастровой карте и в Поземельной книге.
6.2. Структура и правила ведения журнала:
6.2.1. На титульной обложке журнала указывают:
— номер (код) и наименование субъекта Российской Федерации;
— номер (код) и наименование района (города);
— номер зоны массива;
— номера кварталов открывающих и закрывающих том;
— номер тома;
6.2.2. В журнале фиксируются: номер квартала, номер земельного участка, номера первичных и вторичных объектов недвижимости, адресные ориентиры, наименование собственника, ссылка на том и номер листа Реестра (Поземельной книги). Все записи, касающиеся присвоения кадастрового номера недвижимому имуществу, заверяются подписью Регистра.
6.2.3. Листы журнала заполняются в следующей последовательности:
В левом верхнем углу листа указывают номер квартала;
В первой графе указывают номер земельного участка;
Во второй указывают, каждый в отдельной строке, номер первичного объекта, вторичного объекта;
В третьей графе указывают адресные ориентиры данной недвижимости (почтовый адрес, краткое описание местоположения);
В четвертой графе указывают собственника каждой составляющей недвижимости (наименование юридического лица, Ф.И.О. гражданина);
В пятой графе дается ссылка на номера тома, листа Поземельной книги, в которой зарегистрирована данная недвижимость;
В шестой графе указывают дату внесения записи, Ф.И.О. регистратора, которые заверяются его подписью;
В графе «Примечание» проставляются отметки о внесенных исправлениях в записи, удостоверенных подписью регистратора.
6.2.4. На последнем листе сброшурованного тома журнала указывают количество страниц и дату закрытия тома удостоверенных подписью регистратора и заверенной гербовой печатью соответствующего комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
6.2.5. Внесение поправок и исправление ошибок в журнале:
— при разделении или объединении недвижимости и ликвидации кадастрового номера записи, относящиеся к нему и утратившие силу, зачеркиваются красного цвета чернилами или шариковой ручкой; действующая запись переносится в строку нового (новых) кадастровых номеров. В графе «Примечание» делается соответствующая отметка.
Технические ошибки (описки) в записях исправляются зачеркиванием только непосредственно самой ошибки.
Все исправления должны быть оговорены в графе «Примечание» и удостоверены подписью регистратора.
Регистратор несет ответственность за правильность ведения и сохранность журнала в соответствии с действующим законодательством.
1. Кадастровый номер земельного участка
50:17:06 02 25:19, где
— 50 — номер субъекта Федерации;
— 17 — номер административного района (города), входящего в состав субъекта Федерации;
— 06 02 25 — иерархический составной номер кадастрового квартала (06 — номер зоны, 02 — номер массива, 25 — номер квартала);
— 19 — номер земельного участка, уникальный в пределах кадастрового квартала.
2. Кадастровый номер первичного объекта недвижимости
а) Права на земельный участок зарегистрированы:
50:17:06 02 25:19:89, где
— 50:17:06 02 26:19 — кадастровый номер земельного участка (см. п. 1).
— 89 — номер первичного объекта недвижимости.
б) Земельный участок не прошел процедуру регистрации:
50:17:06 02 25:00:89, где
— 50:17:06 02 25: — часть кадастрового номера соответственно п. 1.
— 00:(нули) — означает, что на данный земельный участок права не зарегистрированы.
— 89 — номер первичного объекта недвижимости.
Кадастровый номер недвижимого имущества в этом случае является временным (см. п. 4.8 Инструкции).
3. Кадастровый номер вторичного объекта недвижимости
а) Кадастровый номер вторичного объекта недвижимости, находящегося в составе первичного объекта, рассмотренного в п. 2(а), имеет следующие параметры:
50:17:06 02 25:19:89:7, где
— 50:17:06 02 25:19:89 — то же, что и в п. 2а.
— :7 — номер вторичного объекта недвижимости уникального в пределах первичного объекта недвижимости.
б) Кадастровый номер вторичного объекта недвижимости, находящегося в составе первичного объекта, рассмотренного в п. 2(б), имеет следующие параметры:
50:17:06 02 25:00:89:7, где
— 50:17:06 02 25: — часть кадастрового номера соответственно п. 1.
— 00:(нули) — означает, что на данный земельный участок права не зарегистрированы.
— 89 — номер первичного объекта недвижимости.
— 7 — номер вторичного объекта недвижимости уникального в пределах первичного объекта недвижимости.
При присвоении кадастрового номера вторичному объекту недвижимости, находящемуся в составе первичного объекта, расположенного на земельном участке, не прошедшем процедуру регистрации применяют правила п. 2(б), вторичный объект будет иметь временный кадастровый номер.
Приложение N 2
(образец)
Кадастровый учет и регистрация прав
Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.
Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».
Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.
Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.
Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.
На основе данных ГЗК принимаются решения о:
- Изменении целевого характера использования земель;
- Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.
Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.
Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.
Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.
В соответствии с законом «О государственной регистрации недвижимости» объектами учета являются:
-
Земельные участки.
-
Здания.
-
Помещения.
-
Сооружения.
-
Объекты незавершенного строительства.
-
Машино-места.
-
Единые недвижимые комплексы.
-
Предприятие как имущественный комплекс.
Сделки купли-продажи, мены, дарения, передачи в аренду возможны только с объектами, поставленными на государственный кадастровый учет.
Для совершения вышеуказанных операций необходима выписка об объекте недвижимости, которая выглядит следующим образом.
Кадастровый учет осуществляется в связи с:
-
Образованием или созданием объекта недвижимости.
-
Прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости).
-
Изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
-
Внесением ранее учтенных объектов.
- Под образованием объекта недвижимости понимается его создание и учет в Едином государственном реестре недвижимости.
- Например, объект находился в совместной собственности, по соглашению сторон (либо после определения соответствующих долей) был произведен его раздел.
- Возможно также объединение, когда создается один новый объект.
Основания для оказания услуги, основания для отказа
- При образовании вновь созданного объекта права нужно зарегистрировать, так как государственная регистрация в Едином реестре недвижимости является единственным доказательством его существования.
- Если регистрация права или аренды объекта не осуществлена, по истечении пяти лет со дня постановки он будет снят (исключен) органом кадастрового учета.
- В случае разрушения, то есть прекращения существования здания, сооружения, в силу закона собственник имеет право самостоятельно обратиться за исключением объекта из реестра недвижимости.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный — кадастровый номер.
Другие характеристики могут изменяться.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, машино-место, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- площадь;
- адрес объекта;
- описание местоположения границ объекта недвижимости;
- описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
- степень готовности объекта незавершенного строительства;
- количество этажей, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания);
- номер этажа здания (для квартир);
- иные дополнительные характеристики.
Проясним теперь не только что такое кадастровый учет, но и разберем необходимость данной процедуры. Стоит заметить, что на территории Российской Федерации она является обязательной.
Любое недвижимое имущество представляет уникальность и ценность не только для их владельцев, но и государства.
Необходимость процедуры кадастрового учета в том, что это позволяет на законных основаниях закрепить за собой право пользования своим имуществом.
То есть при внесении всех данных объекта в кадастр, государство выступает в качестве свидетеля, который подтверждает законное право пользования имуществом его собственником на свое усмотрение. А в отношении участков земли кадастровый учет позволяет определить размер земельного налога.
Помимо этого, кадастровый учет обязателен в силу того, что без него невозможно выполнить какую-либо операцию с недвижимостью.
Иными словами, полностью распорядится своей квартирой, домом и прочим имуществом без внесения их в единый реестр не получится.
То есть без четкого понимания, что такое кадастровый учет, нельзя продавать, передавать в дар, завещать, совершать обмен и проводить прочие сделки.
К тому же необходимость в данной процедуре прописана в нормативно-правовом акте – федеральном законе под номером 141. Согласно ему каждое приобретенное недвижимое имущество в обязательном порядке подлежит постановлению на кадастровый учет.
В кадастровый учет входят несколько основных процедур:
- Постановка на учет.
- Внесение изменений.
- Снятие с учета.
Постановка на учет – это лишь начало на пути обретения права пользования своим имуществом. Но без соответствующего свидетельства невозможно проводить любые сделки с недвижимостью.
А чтобы его получить, необходим кадастровый паспорт, который выдается только после соответствующей процедуры.
Если же такого свидетельства нет, то пройти кадастровый учет дома или любого иного имущества необходимо в любом случае.
Если гражданин обращается в какой-либо государственный орган с целью поставить объект недвижимости на кадастровый учет, ему необходимо написать заявление. Но это лишь начало. Ко всему прочему для постановки на кадастровый учет необходимо предоставить пакет документов, который должен содержать:
- Удостоверение личности хозяина квартиры, дома, земли либо его паспорт.
- Любой документ, подтверждающий право собственности на недвижимость.
- Технический план помещения или сооружения.
- Квитанция об оплате госпошлины в установленном размере.
После сдачи пакета документов и учета, заявителю вручается кадастровый паспорт при предъявлении удостоверения личности или гражданского документа. Также ему выдается специальная выписка, в которой содержатся сведения касательно всех изменений, произошедших с момента последней учетной записи.
Учредительные документы кооператива (со всеми изменениями и дополнениями)
Естественно, чтобы снять какой-либо объект недвижимости с кадастрового учета, необходимо, чтобы он уже находился в Едином государственном реестре. Вся процедура проводится аналогично. Здесь также следует для начала подать заявление согласно установленному образцу в государственный орган. При этом необходимо обязательно указать причину и индивидуальный номер объекта.
Помимо этого, для постановки на кадастровый учет заявление должно быть дополнительно подкреплено копиями паспорта (удостоверения личности), свидетельства собственности на недвижимость, кадастрового документа, акта обследования объекта.
Процедура снятия с учета совершается таким же образом, как постановка и занимает определенный промежуток времени. По окончании срока нужный документ выдается на руки при предъявлении паспорта или удостоверения личности.
Выше было описано, какие объекты подлежат обязательному постановлению на кадастровый учет. Теперь коснемся того, что не подлежит обязательной регистрации. На сегодня, если у гражданина перечисленные ниже объекты находятся в собственности, то вносить их в кадастр не нужно:
- Участки недр.
- Воздушные либо морские суда.
- Корабли дальнего плавания.
- Предприятия.
Помимо этого, сюда же можно отнести и объекты космоса.
На кого же возлагаются обязанности по постановке на кадастровый учет имущества? Это еще один вопрос, который может волновать многих собственников разного вида имущества. Заявление о постановке на учет могут оформить лишь уполномоченные на то лица, поскольку не у всех есть такое право.
Согласно законодательству регистрация кадастрового учета может быть реализована следующими гражданами:
- Лица, имеющие право собственности тем или иным объектом недвижимости.
- Те, кто арендуют жилплощадь.
- Граждане с пожизненным правом наследовать имущество.
- Те лица, которые пользуются недвижимостью бессрочно.
Кроме того, представитель тоже может содействовать процессу.
После проведения процедуры постановки на учет гражданам выдается особый документ, называемый кадастровым паспортом. Что это такое и самое главное – для чего он нужен? В нем хранится вся информация объекта недвижимости, направляемая в единый государственный реестр.
Важность документа кадастрового учета очень высока, поскольку его наличие требуется при проведении некоторых операций с объектами недвижимости. К таковым могут относиться:
- Переоформления прав собственности на вторичное жилье.
- При первичном оформлении права собственности на недвижимое имущество.
- Проведение перепланировки на законных основаниях.
- Вероятные судебные разбирательства.
- При необходимости доказывать свое право собственности на недвижимость.
- В ходе проверки насколько законно собственник владеет вверенным ему имуществом.
Исходя из этого, сразу можно понять, насколько важен кадастровый паспорт, и каких возможных неприятностей можно избежать в будущем.
Процедура постановки на кадастровый учёт совершается согласно установленному алгоритму:
- Обращение с заявлением в Росреестр;
- предъявление бумаг, способствующих идентификации земельного участка при постановке на учёт;
- направление запроса Россреестром о присвоении ЗУ категории и вида разрешенного пользования.
Постановка объекта на учёт завершается внесением изменений в ЕГРН. После окончания процедуры заявитель получит выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Уточнить границы землевладения можно в упрощённом порядке. Законодательство РФ определило 2 причины для этой процедуры:
- Точность границ не совпадает с нормативными;
- пределы не установлены.
Чтобы уточнить границы территории, гражданин обращается с заявлением в организацию, занимающуюся госрегулированием в области земельных отношений.
Заявление должно содержать:
- ФИО заинтересованного лица;
- адрес участка;
- реквизиты бумаги, устанавливающей ПС на землю.
ВАЖНО! Упрощённая схема действует в случае, если после проведения границ площадь надела остаётся прежней.
Когда размеры изменились, задачу решают, согласовывая действия с соседями.
Сведения о ранее учтённом участке земли вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании обращения заинтересованного лица в органы, занимающиеся кадастровым учётом. Данные включаются в ГКН на основе одного из нижеперечисленных документов:
Государственного акта, удостоверяющего ПС на землю, бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения УЗ предприятий, граждан или крестьянско-фермерских хозяйств.
- Бумаги с решением о предоставлении надела конкретному лицу на определённом праве;
- свидетельства о ПС на участок земли, праве постоянного пользования, наследуемого владения;
- договора аренды, срок которого не окончился на момент обращения в кадастровый орган;
- выписки из похозяйственной книги.
Земельный участок – это часть земельного массива, обладающая границами.
- участок учтен в государственном кадастре объектов недвижимости;
- у участка есть владелец, признанный государством путем регистрации права собственности или пользования.
- Участки бывают первичными или вторичными.
- Первая категория участки, образованные из государственных или муниципальных земель, переданные бесплатно или за плату на праве собственности или пользования (аренды).
- Передаче участка предшествует его формирование: определение границ и внесение в государственный кадастр.
- Вторичные участки образуются в результате:
- выдела;
- раздела;
- соединения.
Проведению сделки (покупка или продажа, мена, дарение) также предшествует формирование участков, кадастровые инженеры вновь очерчивают границы, составляют землеустроительную документацию на каждый новый участок.
Всегда элементом землеустроительной документации является один из нижеперечисленных документов:
- схема расположения участка;
- схема межевания на кадастровом плане территории;
- на лесные участки оформляется проектная документация.
В законодательстве момент появления нового объекта собственности связывается с регистрацией прав на него. Новые участки сохраняют или прежнее назначение или получают новое, если получено соответствующее разрешение. Оно оформляется уже после получения документов на новый участок.
Появление нового участка зависит не только от воли его собственников. Без разрешения обладателей прав пользования аренды ничего не получится, требуется согласие лица, получившего право залога.
Предусматриваются и исключения, когда обладатели прав пользования или залога не влияют на эти процессы:
- участки находятся в собственности государства или муниципалитета;
- участки предоставлены государственным или муниципальным предприятиям, организациям;
- операции с участками проведены на основании решения судьи (не всегда получиться договориться о разделе общих земель мирно);
- участок выкуплен для государственных или муниципальных нужд.
Закон оставляет право решения судьбы участка за его собственниками, однако раздел, выдел, соединение производятся исключительно в рамках градостроительного регламента, с учетом назначения зоны, к которой относится участок.
Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя)
Ранее учтенным земельным участком считается тот, который имеет правоустанавливающие документы. А именно, кадастровый паспорт. Такие земли прошли процедуру межевания, и на них выдавалось индивидуальное свидетельство о собственности.
Статус ранее учтенного земельного участка позволяет:
- Государству контролировать количество выданной и условно свободной пашни;
- Препятствовать возникновению спорных вопросов о владельце;
- Четко очерчивать границы выделенного надела;
- Правильно рассчитывать налоги на имеющуюся землю.
Учету подлежат наделы, выданные в бессрочное пользование или находящиеся в собственности.
Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.
Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:
- принадлежность объекта (его вид);
- кадастровый номер;
- дата постановки на учет;
- площадь;
- описание, где расположены границы участка.
Государство заинтересовано в ведении учета имеющихся территорий, так как можно в любой момент произвести оценку ситуации в любом регионе. Именно поддержка со стороны государства позволяет создавать оптимальные условия для учета земли. От числа объектов недвижимости, которые прошли размежевание и официальную регистрацию, напрямую зависит размер и объём налогов. Постановка земельного участка на учет является промежуточным процессом, который предшествует непосредственному установлению законных прав собственности. После подготовки необходимой документации владелец имеет право подавать документы ЕГРН, которая осуществляет дальнейшую процедуру оформления.
— подача заявления владельцем, который достиг совершеннолетия, с обязательным заполнением всех граф в официальном бланке; — оплата фиксированной государственной пошлины совместно с подачей заявления; — при принятии официальной документации на рассмотрение владельцу выдается расписка, указывающая срок регистрации (конкретная дата осуществления непосредственной процедуры оформления); — выдача свидетельства о кадастровом учете, оформляемого на основании документов, удостоверяющих личность владельца, и полученной ранее расписки от сотрудников учреждения. Участок поставленный на учет дает законное право на осуществление любых юридических сделок с объектом недвижимости.
После прохождения процедуры межевания необходимо оформить регистрацию в государственном реестре. Если поставленный на учет земельный участок не внести в списки государственного реестра на протяжении двух лет с момента регистрации, то его данные удаляются из кадастра. Оперативность процедуры оформления и регистрации напрямую зависит от подготовленности необходимой документации. К официальному списку документов относятся: — удостоверение личности владельца; — договор основание; — кадастровый паспорт; — межевая карта; — чек об уплате государственной пошлины. Предоставленная документация передается уполномоченному сотруднику государственного регистрационного органа, который взамен обязан выдать соответствующую расписку о получении официальных документов от владельца. В течение двух недель с момента обращения в МФЦ или ЕГРН владельцу возвращают всю документацию и информационную справку, которая подтверждает успешность проведения регистрации. Такая справка, выдаваемая государственным реестром, считается законным основанием для установления прав собственности на конкретный земельный участок.