Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление права муниципальной собственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.
Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.
Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.
Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:
- передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
- самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
- взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).
В объективном понимании муниципальная собственность на землю – одна из форм публичной земельной собственности. Возможно ее формирование вследствие:
- отнесения земель к ведению муниципалитетов в силу закона;
- разграничения с госсобственностью;
- применения гражданско-правовых предписаний.
Полномочия по управлению муниципальной земельной собственностью реализуются общиной непосредственно либо через органы самоуправления. В субъективном понимании муниципальная собственность на землю представляет собой комплекс правомочностей по владению, пользованию и распоряжению, признанных государством за муниципальными образованиями в отношении земель, находящихся в их территориальных пределах.
Муниципальная собственность на землю
Правообладателем муниципального имущества является муниципальное образование. Исходя из определения муниципального образования, содержащегося в ст. 2 Федерального закона РФ № 31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», право муниципальной собственности на землю признается за:
- городскими, сельскими населенными пунктами;
- муниципальными районами;
- городскими округами;
- внутригородскими районами;
- внутригородскими территориями городов общефедерального значения (Москва, Петербург, Севастополь).
Правомочности по распоряжению муниципальной земельной собственностью от имени территориальной общины осуществляют органы местного самоуправления. Они же устанавливают правила ее оценки для целей продажи. Компетенция органов самоуправления определяется федеральным законодательством и местными правилами – локальными подзаконными нормативными актами (ст. 125, 215 ГК РФ).
Активы, пребывающие в муниципальной собственности, закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями. Остальное муниципальное имущество составляет муниципальную казну.
Такой перечень установлен ст. 19 Земельного кодекса России. Он включает земли:
- признанные муниципальными;
- право на которые возникло при разграничении с госсобенностью;
- приобретенные по основаниям, оговоренным Гражданским кодексом РФ.
Рассмотрим примеры ситуаций, когда муниципалитеты обретают права на земельную собственность в силу закона. Участок, от права собственности на который отказался частный владелец, по умолчанию переходит в муниципальную собственность с момента регистрации прекращения права собственности в ЕГРП.
Если земли размещены в границах населенного пункта, участок переходит городскому округу, сельскому или городскому поселения; если на межселенной территории – муниципальному району (ст. 19 ЗК РФ). О собственности земель в этом случае речь не идет: муниципальные власти получают участок безвозмездно.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 244 от 03.12.08 г. в муниципальную собственность передаются участки в границах курортов общефедерального значения, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП за государством до 26.12.08 г., если они:
- заняты зданиями, находящимися в муниципальной собственности;
- предоставлены органам самоуправления, предприятиям или организациям, учредителями которых они выступают.
Ситуация с разграничением земель публичной собственности сложна, что наглядно демонстрирует история правового регулирования данного вопроса. В России действовало два федеральных закона «О разграничении…»: от 06.07.91 г. № 1550-1 и от 27.12.91 г. № 3020-1. Оба утратили силу. Изначально процесс был организован так:
- из неразграниченных земель формировались перечни участков с уникальными характеристиками;
- такие перечни утверждались центральным правительством.
Процедура занимала до трех лет. Количество участков, права на которые разграничивалось ежемесячно, составляло от 100 до 500 единиц. И это в пределах всей территории РФ.
Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:
- Земельный кодекс РФ;
- Федеральный закон № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Федеральный закон № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:
- Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа.
- Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения.
- Органы самоуправления муниципального района распоряжаются: землями межселенных территорий (всегда) и участками, расположенными на территории входящих в них поселений (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения).
Неразграниченными землями в пределах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по умолчанию распоряжаются органы исполнительной власти. Однако они вправе делегировать эти функции органам внутригородских муниципальных образований.
Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем. Земли госсобственности, наоборот, определены по остаточному принципу. Согласно ст. 16 ЗК РФ земельные ресурсы, не пребывающие в собственности частных лиц и муниципалитетов, принадлежат государству.
Новый механизм распределения земель правоведы оценивают позитивно. Такой подход снял социальную напряженность, позволил гражданам и организациям оформлять выкуп участков, находящихся в публичной собственности.
Но есть и проблемы: положение, выписанное как исключение, переросло в общее правило. Муниципалитеты зачастую распоряжаются не сформированными в соответствии с ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» участками муниципальной собственности, то есть – неразгранченными землями.
При этом образование участка происходит по инициативе лица, инициировавшего выкуп или передачу в аренду. Последнее, в свою очередь, готово тратить время и ресурсы на оформление землеустроительной документации, только имея на руках решение о предварительном согласовании, то есть фактически заручившись согласием на будущую продажу/аренду еще не образованного участка.
Названный способ образования и передачи участков муниципальной собственности регламентирован гл. V.5 ЗК РФ. Основания для таких действий оговорены ст.39.30 этого Кодекса. В частности, предусмотрена безвозмездная передача:
- поселениям и городским округам участков, находящихся на их территории при условии утверждения генпланов населенных пунктов и правил землепользования;
- муниципальным районам участков, расположенных на межселенных территориях при условии утверждения схемы территориального планирования согласно Градостроительному кодексу РФ.
Ст. 39.30 ЗК РФ содержит прямой запрет на бесплатную передачу муниципалитетам земель:
- предоставленных органом госвласти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям;
- особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда;
- зарезервированные для госнужд;
- в границах особых экономических зон;
- в отношении которых проведено предварительное согласование о предоставлении частным лица в собственность/пользование;
- предоставленные ГК «Росавтодор» либо для размещения объектов общефедерального железнодорожного транспорта.
Земельный участок признан недвижимостью (ст.130 ГК РФ). Как и другие вещи, он может перейти в собственность муниципалитета по условиям любой из не запрещенных законом сделок (мена, дарение, наследование, продажа). Хотя такие ситуации нечасты, нельзя отрицать возможности обращения взыскание на участок, принадлежащий гражданину за долги перед муниципалитетом.
Распространенное основание возникновения права муниципальной земельной собственности – выкуп участка для публичных нужд. Основания для таких действий оговорены ст. 49 ЗК РФ. Это размещение новых или реконструкция существующих объектов электро- , газо-, тепло-, водоснабжения при отсутствии иных подходящих площадей.
Процедура и правовые последствия выкупа регламентированы ст. 279 ГК РФ.
Закон защищает права частного собственника. Выкуп может проводиться по согласованию либо в судебном порядке при условии справедливой компенсации. Оценка изымаемого участка проводится по согласованию сторон, а если частное лицо осталось недовольно ее результатами – в судебном порядке.
Ст. 8 Федерального закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признает за муниципалитетом право приоритетного выкупа участка сельскохозяйственного назначения на случай его продажи по цене, за которую он реализуется (кроме случаев конкурсной продажи). Пока муниципалитеты пользуются приоритетным правом в редких случаях.
И наконец, в муниципальную собственность могут переходить участки, признанные бесхозяйными в порядке ст. 225 ГК РФ. В числе бесхозных участков те, от которых собственник отказался либо не имеющие законного собственника. Об их оценке при этом речь не идет.
Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок – это вещь, а муниципалитет – собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе – распоряжение.
В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий. Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.
Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.
Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.
Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:
- предоставленных в аренду для комплексного освоения;
- переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
- образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
- на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
- сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.
Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).
У земли не может не быть собственника, и в нашей стране таким собственником, чаще всего является государство и муниципалитет. Для такой земли, находящейся в аренде, Земельный Кодекс России, а также федеральные законы и акты предусматривают возможность быть оформленной в частную собственность с полными правами распоряжения и пользования (продать, передать в аренду, в подарок, передать по наследству) таким участком. Но для этого право собственности должно быть оформлено в соответствии с установленной законом процедурой.
Прежде чем вести речь об оформлении собственности, будущему владельцу, как минимум, неплохо знать те характеристики, которые являются основополагающими для земельного участка.
В соответствие с требованиями ЗКодекса России (учитывая все изменения и дополнения), можно выделить несколько этапов, которыми характеризуется оформление земельного участка муниципального значения в собственность.
Такими этапами определяют:
- Установление границ участка
Если границы участка ещене определены, то первые ваши действия, логично, что начать оформление права на него стоит с установления его координат — именно так называется межевание.
Действия по межеванию входят в обязанности ЦЕУКИКЗ (центр единого учета, кадастра и картографии земли). Специалисты, которых вызывают заблаговременно (кадастровые инженеры), имеют право по оформлению соответствующей технической документации.
Проводятся подготовительные работы, устанавливается их стоимость, после происходит оформление технического проекта.
Далее необходимо уведомить всех заинтересованных лиц и вынести границы земли в натуре (установить так называемые межевые знаки) и составляют межевой план. Подписывается межевой акт — и сформированный пакет необходимых документов выдается заказчику.
- Кадастровый учет
Статья 2. Государственная регистрация права муниципальной собственности
Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.
Шаг 1. Подготовка документов
Для приватизации земельного участка потребуются следующие документы:
- заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению)
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя
- доверенность, если заявление подает представитель
- документ, подтверждающий права заявителя на испрашиваемый земельный участок (договор безвозмездного найма и т.д.)
- схема расположения земельного участка — если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок
- выписка из ЕГРН на земельный участок (не представляется в случае, если земельный участок предстоит образовать). Вы вправе не представлять выписку из ЕГРН, поскольку орган, рассматривающий заявление, может получить их самостоятельно. Однако для ускорения решения вопроса рекомендуем собрать эти документы.
- документы, подтверждающие право на приватизацию земельного участка (в частности, приказ о приеме на работу, выписку из трудовой книжки или трудовой договор, документы, подтверждающие статус многодетной семьи)
В зависимости от того, кому принадлежит приватизируемый земельный участок, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок (если земельный участок находится в муниципальной собственности), или в территориальное управление Росимущества (если земельный участок находится в государственной собственности). Сведения о собственнике земельного участка указываются в выписке из ЕГРН. Вам должны выдать расписку, которая подтверждает получение заявления и прилагаемых к нему документов.
Срок рассмотрения заявления — 30 дней. Срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть продлен до 45 дней.
Если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, вы получите решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего можете сразу переходить к шагу 6. Если земельный участок предстоит образовать или его границы нужно уточнять, вы получите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Регистрация собственности в 2021 году
Для этого представьте заявление о предоставлении вам в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Повторного представления вместе с заявлением документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения, не требуется. Основанием для предоставления земельного участка в собственность гражданина бесплатно является выданное вам ранее решение уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Для этого уплатите госпошлину за регистрацию и представьте в Росреестр заявление о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Вы вправе сделать это по собственной инициативе, однако для ускорения процесса советуем приложить квитанцию.
Размер госпошлины за регистрацию права собственности на земельный участок:
- 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования
- 2 000 руб. — в иных случаях
Отказ Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок может быть обжалован в суде.
В случае незаконного отказа администрации муниципального образования или Росимушества в предоставлении земельного участка в собственность, владелец земельного участка может обратиться с исковым заявлением для приватизации земельного участка через суд.
Для приватизации земли через суд необходимо подготовить исковое заявление и документы, подтверждающие право на приватизацию, описанные выше. В случае возникновения сомнений в наличии права на приватизацию у уполномоченного органа он данные сомнения указывает в своем решении. Задача владельца земельного участка опровергнуть в суде данные сомнения, для этого, возможно, потребуется представить дополнительные доказательства суду.
Для признания права собственности на дачный участок или иной земельный участок исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельного участка (исключительная подсудность). Рассмотрение иска о признании права собственности на земельный участок облагается госпошлиной, исходя из сложившейся судебной практики, требования о признании права собственности на землю через суд рассматриваются как имущественные, не подлежащие оценки, поэтому пошлина взимается 300 рублей для физических лиц.
Важное изменение для членов СНТ, ДНТ, ОНТ: до 31 декабря 2020 года члены СНТ, ДНТ, ОНТ, созданных до 1 января 2019 года, имеют право независимо от даты вступления в члены приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, при этом земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного до 30.10.2001 года снт, днт или онт либо иной организации, при которой они были созданы и распределен по решению общего собрания членов или иного документа о распределении земельных участков данному члену товарищества (п. 2.7. ст. 3 137-ФЗ от 25.10.2001 в ред 217-ФЗ от 29.07.17 года вступает в силу с 01.09.2019). Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (п. 2 ст. 23 217-ФЗ от 29.07.17 в ред. 340-ФЗ от 03.08.2018 года).
Нет времени заниматься приватизацией земельного участка? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги в сфере недвижимости с 2010 года и обладает обширным опытом приватизации имущества и судебном признании права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости. Мы предлагаем выгодные условия для владельцев недвижимости и традиционно работаем без предоплаты, что гарантирует завершение дела в вашу пользу в короткий срок (мы не получаем оплату услуг, пока вы не станете собственником земельного участка). Вы можете заказать услуги по приватизации земельного участка без предоплаты любым удобным способом: 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы.
B 2018 гoдy вcтyпaют в cилy pяд измeнeний, кoтopыe кacaютcя пpoцeдypы oфopмлeния зeмeльнoгo нaдeлa в coбcтвeннocть. Пo нoвым cтaндapтaм, влaдeльцы caдoвыx и дaчныx yчacткoм, кoтopыe пoлyчили cвoи нaдeлы в дoлгocpoчнoe или бeccpoчнoe пoльзoвaниe, дoлжны пpoйти peгиcтpaцию в Гocyдapcтвeннoм кaдacтpe. Чтoбы пoлyчить пpaвo coбcтвeннocти, нeoбxoдимo зaпpocить выпиcкy из EГPН. Пpaвилa пpoцeдypы и нopмaтивнaя бaзa пpeдcтaвлeны в 3aкoнe № 218-Ф3 «O гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции нeдвижимocти».
Apeндoвaннaя зeмля мoжeт быть пepeдaнa в чacтнyю coбcтвeннocть нa ocнoвaнии Ф3 № 178-Ф3 «O пpивaтизaции гocyдapcтвeннoгo и мyниципaльнoгo имyщecтвa» oт 21.12.2001 гoдa (c yчeтoм пoпpaвoк и дoпoлнeний 2017 гoдa). Пo зaкoнy, дoгoвop apeнды нe являeтcя пpeпятcтвиeм выкyпa зeмли.
Cтaндapтный cпиcoк дoкyмeнтoв включaeт:
🖍 зaявлeниe нa пoлyчeниe пpaвa coбcтвeннocти;
🖍 кaдacтpoвый пacпopт oбъeктa;
🖍 opигинaл и кoпия пacпopтa влaдeльцa;
🖍 дoкyмeнт, кoтopый пoдтвepждaeт фaкт пpиoбpeтeния зeмли.
B зaвиcимocти oт cпocoбa пoлyчeния нeдвижимocти, выдeляют нecкoлькo дoкyмeнтoв, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвo влaдeния yчacткoм:
🖍 дoгoвop кyпли-пpoдaжи;
🖍 cвидeтeльcтвo o вcтyплeнии в нacлeдcтвo;
🖍 aкт o пpивaтизaции;
🖍 дapcтвeннaя и дpyгиe.
- Oбpaтитecь в oтдeлeниe Pocpeecтpa вaшeгo paйoнa
- 3aпoлнитe зaявлeниe, кoтopoe вaм выдaдyт
- Пoдaйтe зaявлeниe вмecтe c нeoбxoдимыми дoкyмeнтaми
- Oплaтитe гocпoшлинy
- 3aбepитe выпиcкy в yкaзaнный coтpyдникoм дeнь
Пo зaкoнy y нacлeдникoв ecть 6 мecяцeв, чтoбы oфopмить пpaвo coбcтвeннocти нa зeмeльный yчacтoк. B пepвyю oчepeдь, нeoбxoдимo нaпиcaть зaявлeниe y нoтapиyca o пpинятии нacлeдcтвa. Пpиняв зaявлeниe, юpиcт выдacт cпиcoк дoкyмeнтoв, кoтopыe нyжнo coбpaть:
🖋 в кaдacтpoвoй пaлaтe — выпиcкy из зeмeльнoгo кaдacтpa, пacпopт yчacткa c yкaзaннoй pынoчнoй cтoимocтью, cпpaвкy пpo нeдвижимocть нa yчacткe, выпиcкy для вcтyплeниe в пpaвa нacлeдникa, дoкyмeнт фopмы EГPП №3 нa нacлeдoдaтeля;
🖋 в пacпopтнoм cтoлe — cпpaвкy c мecтa peгиcтpaции, дoкyмeнт, кoтopый пoдтвepждaeт cтeпeнь poдcтвa c нacлeдoдaтeлeм;
🖋 y нoтapиyca — зaвepeннoe зaвeщaниe.
Cпиcoк нecтaндapтныx cитyaций пpи нacлeдoвaнии и дoпoлнитeльныe дoкyмeнты, кoтopыe мoгyт пoнaдoбитьcя:
🖋 нacлeдoдaтeль пoлyчил зeмлю тaкжe в нacлeдcтвo — выпиcкa из нaлoгoвoй;
🖋 нeдвижимocть вxoдит в cocтaв дaчнoгo кooпepaтивa — ycтaв кooпepaтивa — дoкyмeнт из EГPЮЛ, кoтopый мoжнo пoлyчить тeppитopиaльнo в нaлoгoвoй;
Пocлe cбopa и пoдaчи пaкeтa дoкyмeнтoв нeoбxoдимo выждaть ycтaнoвлeнный пepиoд — 6 мecяцeв — и нaчaть гocpeгиcтpaцию пpaвa coбcтвeннocти. Пpoцeдypa пpoвoдитcя в oтдeлeнии Pocpeecтpa, cпиcoк дoкyмeнтoв нa гocpeгиcтpaцию включaeт:
🖋 пacпopт нacлeдникa;
🖋 cвидeтeльcтвo o cмepти нacлeдoдaтeля;
🖋 юpидичecки зaвepeннoe cвидeтeльcтвo o нacлeдoвaнии;
🖋 кaдacтpoвый пacпopт;
🖋 квитaнцию oб oплaтe гocпoшлины.
B 2001 гoдy были внeceны пoпpaвки в зeмeльнoe зaкoнoдaтeльcтвo. Ecли вы пpиoбpeли зeмлю paньшe и oднoвpeмeннo нe oфopмили cвoи пpaвa в кaчecтвe coбcтвeнникa, дo oбpaщeния в Pocpeecтp и MФЦ нeoбxoдимo пoлyчить кaдacтpoвый пacпopт. Для этoгo пoдaйтe зaявлeниe и oплaтитe ycлyги coтpyдникa кaдacтpoвoй cлyжбы. Пpoцeдypa дocтyпнa нa yчacткax c мeжeвaниeм. Пepиoд oфopмлeния пacпopтa — 10 paбoчиx днeй, нo в pядe peгиoнoв, из-зa зaгpyжeннocти peгиcтpaтopoв, cpoк oжидaния yвeличивaeтcя и oгoвapивaeтcя индивидyaльнo.
Meжeвaниe — фикcиpoвaниe гpaниц yчacткa нopмaтивнo-пpaвoвым aктoм. Пpoцeдypa иcключaeт cпopы c coceдями и нeoбxoдимa для peгиcтpaции пpaвa coбcтвeннocти нa зeмeльный yчacтoк. Ecли нa вaшeм yчacткe нe былo пpoвeдeнo мeжeвaниe, зaкaжитe ycлyгy в любoй кoмпaнии, кoтopaя выпoлняeт зeмлeycтpoитeльныe paбoты. Чтoбы cocтaвить мeжeвoй плaн, кoмпaния:
📌 coбepeт и пpoaнaлизиpyeт гeoдeзичecкиe дaнныe и кapты мecтнocти;
📌 cocтaвит плaн yчacткa;
📌 oтмeтит нa плaнe кoммyникaции и дpyгиe oбъeкты;
📌 oфopмит мeжeвoй плaн coглacнo ycтaнoвлeнным нopмaм.
Чтoбы зaвepшить пpoцeдypy мeжeвaния, пepeдaйтe в Кaдacтpoвyю пaлaтy плaн, кoпию пacпopтa, дoкyмeнт пoдтвepждaющий пpaвo влaдeния и oплaтитe ycлyгy пocтaнoвки нa yчeт.
Нa пpaктикe мeжeвaниe и пoлyчeниe кaдacтpoвoгo пacпopтa зaнимaeт oкoлo 6 мecяцeв.
Как оформить землю в собственность
С вступлением в силу поправок в земельное законодательство применяются новые правила оформления участков, полученных до 30.10.2001 года в безвозмездном порядке. После этой даты бесплатно наделы выделяются только льготным категориям населения, для остальных получение в собственность осуществляется путем выкупа.
Доказать получение до указанной даты и оформить землю бесплатно можно следующими документами:
- протоколом собрания членов товарищества о принятии гражданина в свой состав и выделения ему надела в пользование;
- актом органа местного самоуправления о выделение садовому товариществу земли;
- выполненный кадастровым инженером кадастровый паспорт.
Если нет перечисленных документов необходимо обратиться с исковым заявлением в суд по месту расположения участка и требованием обязать к предоставлению участка в собственность местную администрацию.
Подтвердить свои права на надел можно, доказав, что:
Предоставить земельные участки для ИЖС, садоводства и огородничества, ведения ЛПХ бесплатно, можно:
- многодетным семьям (с тремя и более несовершеннолетними детьми) на условиях, определенных местными законодательными актами;
- постоянно проживающим и работающим специалистам на муниципальной территории (в соответствии с утвержденным региональным списком должностей). К таким относятся педагоги, медики, работники культуры и сельского хозяйства, которым участок земли выделяется под ИЖС или ЛПХ в пользование. При условии использования его по назначению через 5 лет им предоставлена возможность оформить в собственность бесплатно;
- инвалидам и семьям с ребенком-инвалидом. Федеральное законодательство позволяет этой категории получить надел под ИЖС или ЛПХ без торгов на льготных условиях. Региональные власти наделены правом предоставлять им участки бесплатно;
- Героям СССР, России, Труда и кавалерам ордена Трудовой Славы.
- иным категориям, установленные на уровне региональных законодательных актов.
Если на арендованном участке под ИЖС имеется в наличии жилой дом, то его владелец имеет право на упрощенную процедуру выкупа земли и без проведения торгов. Тогда нужно только подписать договор и заплатить указанную сумму.
Земли под строительство частных домовладений, как правило, выделяются муниципалитетом по договору аренды. Тогда оформить участок в собственность возможно только при окончании работ и согласовании готового строения с органом местного самоуправления. Для чего потребуется:
- оформить и подписать акт о выполненных работах;
- произвести кадастровые работы с проведением межевания, установлением границ участка и согласованием их с собственниками соседних наделов;
- получить межевой план;
- представить документы на землю и дом в местный орган власти.
В результате гражданин сможет оформить право собственность строение и земельный участок, обратившись в Росреестр или МФЦ.
Как оформить жилье в собственность — это зачастую первый вопрос, с которого граждане начинают приводить свое жилье в юридический порядок.
Это разумно, ведь в настоящее время без наличия свидетельства о праве собственности на жилое помещение невозможно осуществить сделку с недвижимым имуществом: ни продать, ни подарить, ни заложить в банке под кредит, да и у наследников неизбежно возникнут проблемы в процессе оформления наследственного дела.
Поэтому, независимо от Ваших конкретных целей, мы в любом случае советуем Вам оформить свое жилье на праве собственности так, как того требует действующее законодательство.
Жилье остается не оформленным в собственность граждан по различным причинам: кто-то не успел приватизировать жилье, кто-то не вступил в права наследства после смерти собственника, владельца жилого помещения, кто-то не зарегистрировал переход права собственности по сделке с недвижимостью, как того требует действующее законодательство.
Довольно часто хозяева своей недвижимости владеют и пользуются ею на основании какого-либо права, но не заботятся о надлежащем оформлении права собственности на жилое помещение.
Описанная ситуация бывает, например, при наличии на руках свидетельства о государственной регистрации права собственности старого образца.
Иногда на квартиру или комнату отсутствует кадастровый паспорт, т.е. объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет либо такие сведения устарели. Часто возникают проблемы с регистрацией права собственности на квартиры в новостройках, например, в тех случаях, если застройщик не проявляет должную заботу о регистрации права собственности на квартиры за дольщиками и уж тем более если дольщику самостоятельно через суд приходилось признавать право собственности на квартиру в недострое. Все это является юридическим препятствием к оформлению квартиры или комнаты как полноценного объекта недвижимого имущества. Во всех подобных случаях у владельца жилья могут появиться проблемы в ходе осуществления сделки с недвижимостью или унаследования объекта недвижимости будущими наследниками.
Как оформить право собственности на землю в 2021 году
Первый шаг в любой подобной процедуре — сбор комплекта документов для последующего предъявления в Росреестр с целью регистрации права собственности.
Самый важный, ключевой документ называется правоустанавливающим — документ, который и удостоверяет наличие за Вами права собственности на жилое помещение.
Таким документом является, как правило, договор с прежним владельцем о купле-продаже, мене или дарении жилого помещения, свидетельство о вступлении в права наследства, справка о полной выплате пая в жилищно-строительном кооперативе.
В отношении квартир в новостройках правоустанавливающим документом является договор участия в долевом строительстве либо договор уступки права требования с прежним дольщиком, совместно с актом приема-передачи жилого помещения, выдаваемого в связи с окончанием строительства жилого дома.
Здесь же право собственности на жилплощадь может удостоверять решение суда, если Вы столкнулись с проблемой оформления квартиры в недостроенной новостройке. В случае если квартирой, комнатой Вы владеете по договору социального найма или ордеру как квартиросъемщик, Вам необходимо предварительно приватизировать жилое помещение.
Часто бывает так, что правоустанавливающие документы в порядке, но по каким-то причинам владелец жилья не подтвердил свое право собственности путем его государственной регистрации.
Иногда в таком юридическом состоянии имущество оказывается на момент смерти собственника и при открытии наследства, в результате чего бремя оформления всех прав на жилье ложится на наследников. Бывает и так, что свидетельство о праве собственности у гражданина на свое жилье имеется, но устаревшего образца, и владелец недвижимости желает его обновить.
Начиная с 2008 года для государственной регистрации права собственности необходимо наличие кадастрового паспорта недвижимого имущества.
Если говорить простым языком, кадастровый паспорт — это документ, который определяет основные характеристики здания, строения, сооружения: тип, площадь, этажность, год постройки, материал стен и иные важные характеристики.
В каждом кадастровом паспорте имеется также графическое изображение объекта недвижимости, указывается его кадастровый номер.
Именно кадастровый номер определяет местоположение объекта недвижимого имущества на публичной кадастровой карте, привязывает его к единой системе координат. Таким образом, кадастровый паспорт для того или иного объекта недвижимости — практически то же самое, что и гражданский паспорт для гражданина Российской Федерации.
Данный документ идентифицирует недвижимость среди всей прочей на территории нашего государства.
В конечном счете, кадастровый номер объекта недвижимости указывается на свидетельстве о праве собственности, на строке «кадастровый (или условный) номер». Если в Вашем свидетельстве подчеркнуто слово «условный», значит, в Росреестре отсутствует информация о постановке Вашего жилья на кадастровый учет, и Вам нужно инициировать данный процесс самостоятельно.
Для начала, в случае отсутствия кадастрового паспорта на руках, мы рекомендуем обратиться в Кадастровую палату за получением сведений о постановке квартиры, комнаты на кадастровый учет.
Сведения запрашиваются путем составления и подачи заявления, на месте оплачивается сбор, срок обработки запроса занимает 5 рабочих дней. По результатам выдается либо кадастровый паспорт квартиры, комнаты либо уведомление об отсутствии сведений о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет.
Шансы получить кадастровый паспорт квартиры, комнаты после направления указанного запроса довольно высоки. Это объясняется массовой технической инвентаризацией всех квартир в конце прошлого века. Данной работой занимались БТИ — бюро технической инвентаризации, — вся информация начиная с 2008 года передавалась Кадастровой палате, также в массовом порядке.
Вместе с тем по причине огромного количества информации по объектам недвижимости велика вероятность возникновения так называемых кадастровых ошибок, которые заключаются в несоответствии площади, отсутствии сведений, их неточной передаче и т.д. В любом случае собственник, владелец недвижимого имущества имеет право внести в кадастровую документацию все необходимые изменения.
Отсутствие сведений о постановке квартиры, комнаты на кадастровый учет характерно для двух противоположных категорий объектов недвижимости: ветхие дома и новостройки.
Информация о ветхих домах может отсутствовать в Кадастровой палате по причине прошествия большого количества времени с момента проведения последней технической инвентаризации БТИ. О новостройках — по причине того, что бремя изготовления технического паспорта, плана лежит на самом владельце недвижимости, дольщике по договору участия в долевом строительстве. В отношении новостроек такая процедура установлена в том числе потому, что большинство квартир реализуется под свободную планировку, без внутренних перегородок и ненесущих стен. Это позволяет собственникам квартир во вновь отстроенных домах самостоятельно определять расположение внутренних помещений без процедуры последующего согласования перепланировки с муниципальной администрацией или узаконивания самовольно произведенной перепланировки через суд.
Для запуска процедуры технической инвентаризации жилого помещения нужно обращаться в бюро технической инвентаризации — БТИ, к кадастровому инженеру.
Установленная процедура такова, что сначала Вы обращаетесь в бюро с соответствующим запросом, вносите определенную сумму денежных средств и совместно выбираете дату осмотра Вашей квартиры, комнаты. В установленное время является кадастровый инженер и производит необходимые замеры.
По результатам технической инвентаризации Вам на руки выдается технический план объекта недвижимости, на бумажном и электронном носителях. Это и есть итог технической инвентаризации БТИ.
Оформление в собственность объекта культурного наследия
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2019 N 573)
В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484; N 33, ст. 3368; 2005, N 1, ст. 9, 12, 17, 25, 37; N 17, ст. 1480; N 27, ст. 2708; N 30, ст. 3104, 3108; N 42, ст. 4216; 2006, N 1, ст. 9, 10, 17; N 6, ст. 636; N 8, ст. 852; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3427, 3452; N 43, ст. 4412; N 49, ст. 5088; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3801; N 43, ст. 5084; N 45, ст. 5430; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 24, ст. 2790; N 30, ст. 3616; N 48, ст. 5517; N 49, ст. 5744; N 52, ст. 6229, 6236; 2009, N 19, ст. 2280; N 48, ст. 5711, 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160, 4206; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5751; N 49, ст. 6411; 2011, N 1, ст. 54; N 13, ст. 1685; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2705; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594; N 31, ст. 4703), с пунктом 5.2.28(59) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888; N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2131; N 17, ст. 2411, 2424; N 32, ст. 4834), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
2. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2019 N 573)
1. Настоящий Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также — реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее — правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.
2. Объектами учета в реестрах являются:
— находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
— находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4626; 2007, N 31, ст. 4012; N 43, ст. 5084; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 25, ст. 3535; N 30, ст. 4587), Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5141; 2003, N 52, ст. 5031; 2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 37, 39; N 10, ст. 1151; N 22, ст. 2562, 2563; N 27, ст. 3213; N 30, ст. 3753, 3799; N 45, ст. 5415; N 48, ст. 5814; N 49, ст. 6039, 6047, 6061, 6078; 2008, N 20, ст. 2253; N 30, ст. 3604, 3616, 3617; 2009, N 23, ст. 2762; N 29, ст. 3582, 3607; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2526; N 30, ст. 3995; 2011, N 1, ст. 49; N 23, ст. 3264; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4568, 4587, 4590); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2019 N 573)
— муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
3. Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:
— обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;
— обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;
— осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
4. Реестр состоит из 3 разделов.
В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:
— наименование недвижимого имущества;
— адрес (местоположение) недвижимого имущества;
— кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
— площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;
— сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
— сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
— даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
— реквизиты документов — оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
— сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
— сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.
Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.
Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?
Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.
- Курсовая работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 410 руб.
- Реферат Приватизация государственной и муниципальной собственности 270 руб.
- Контрольная работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Решения относительно условий приватизации государственной собственности принимаются согласно прогнозным планам приватизации. Условия приватизации содержат в себе следующие данные:
- наименование имущества, подлежащего приватизации, с указанием его характеристик;
- способ приватизации имущества, его начальная цена, срок рассрочки при ее предоставлении;
- иные сведения, которые требуются для приватизации имущества.
Замечание 1
Порядок принятия условий приватизации определяется органами государственного управления регионального уровня и местного самоуправления.
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
Существует несколько способов переоформления права собственности:
- переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
- приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
- приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
- покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
- получение имущества в форме вклада в уставной капитал.
Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.
Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.
- Курсовая работа Приватизация государственной собственности 470 руб.
- Реферат Приватизация государственной собственности 270 руб.
- Контрольная работа Приватизация государственной собственности 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Приказ Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424
С начала 2017 года порядок оформления права собственности регламентируется новым федеральным законом. Его номер 218, а принят он был еще 1 июля 2016 года.
Этим законом установлено, что любое право собственности на недвижимое имущество подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), ведущемся в Росреестре.
Только зарегистрированный в установленном порядке объект можно подарить, продать, оставить в наследство, то есть распорядиться им на свое усмотрение. Договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о наследстве и другие подобные документы лишь фиксируют факт передачи собственности от одного владельца к другому.
Вот почему так важно официальное оформление недвижимости. Об этом термине рекомендую прочитать подробную статью на нашем сайте. Кроме того, оформленное в установленном порядке право, можно оспорить только через суд. Это дает гарантию неприкосновенности вашей собственности
Гражданским законодательством предусмотрены разные виды и формы права собственности. Их можно классифицировать по нескольким критериям. Например, в зависимости от количества владельцев, право собственности может принадлежать одному лицу или нескольким. В последнем случае выделяют долевую и совместную собственность.
Так как имущество бывает движимым и недвижимым, то и право собственности имеет соответствующие названия. Однако в более широком смысле выделяется 3 основных вида, о которых пойдет речь далее.
Виды:
- право частной собственности;
- право государственной собственности;
- право муниципальной собственности.
Рассмотрим их подробнее, так как от вида зависит порядок оформления сделок с недвижимостью. О сути этого понятия читайте в соответствующей статье.
Оно охватывает большой спектр субъектов, начиная от конкретного физического лица (гражданина или индивидуального предпринимателя) и заканчивая всевозможными юридическими лицами.
При этом процесс оформления права собственности хозяйственных товариществ и обществ мало чем отличается от такового в случае обращения гражданина.
Это право предполагает, что объектом владеет государство непосредственно через включение его в казну или через государственные учреждения и ведомства.
Составные части государственного имущества:
- федеральное;
- областное;
- республиканское;
- имущество автономных округов.
Оформлением права собственности на государственные объекты занимается все тот же Росреестр.
К муниципалитетам принято относить города, районы, сельские поселения и другие образования, в которых есть органы местного самоуправления. Все они оформляют право собственности в Росреестре на различные объекты, находящиеся на их территории.
При этом для управления таким имуществом создаются муниципальные учреждения, в штате которых имеются юристы по недвижимости. О их деятельности можно прочитать в нашем отдельном материале