Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распоряжение недвижимым имуществом не зарегистрированного». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.
С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.
В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.
Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.
Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.
Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.
При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.
В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.
Аренда имущества, право собственности на которое не зарегистрировано
В случае успешного завершения процедуры регистрации заявитель получает Свидетельство о государственно регистрации права, а также документ, в котором отражена сущность сделки, с регистрационной надписью. Возвращаются документы, предоставленные ранее для прохождения регистрации права собственности. В противном случае сообщается о невозможности государственной регистрации недвижимости, и также возвращаются все полученные ранее документы.
По мнению многих собственников, государственная регистрация недвижимости – это долгий и утомительный процесс. На самом же деле, после подачи необходимых документов зарегистрировать объект недвижимого имущества можно будет в течение месяца, а сами этапы прохождения регистрации не представляют особых проблем. Все, что необходимо собственнику имущества – разобраться во всех тонкостях регистрационного процесса!
Для каких объектов необходима обязательная государственная регистрация недвижимости? Недвижимым имуществом, право на которое необходимо зарегистрировать может быть представлено:
Земельными участками;
— участками недр;
— обособленными объектами;
— любыми объектами, связанными с землей настолько, что перемещение без нанесения им несоразмерного ущерба не представляется возможным;
— нежилыми и жилыми помещениями;
— зданиями и сооружениями;
— предприятиями, выступающими в статусе имущественных комплексов;
— лесами и многолетними насаждениями;
— кондоминиумами и т.д.
Регистрация права на недвижимость производится при участии собственников указанного имущества и обладателей других прав на него, если такие права подлежат государственной регистрации. В качестве таких обладателей прав могут выступать:
Граждане РФ;
— лица без гражданства и иностранные граждане;
— иностранные и российские юридические лица;
— иностранные государства;
— международные организации;
— Российская Федерация и ее субъекты;
— муниципальные образования.
Также непременными участниками данного процесса являются представители органов, посредством которых осуществляется государственная регистрация прав на недвижимость и сделки с ним.
Процедуре государственной регистрации подлежат:
Вещественные права лица на объект недвижимости, право собственности и хозяйственного ведения;
— ипотека (залог недвижимости);
— право оперативного управления;
— право пожизненного наследуемого владения;
— право бессрочного пользования земельным участком;
— аренда недвижимого имущества;
— передача недвижимости в доверительное управление;
— аресты;
— сервитуты;
— другие запрещения и ограничения, которые устанавливаются действующим законодательством.
Именно регистрация недвижимости представляет собой единственное доказательство того, что у собственника существует зарегистрированное право на определенный объект.
К слову, его можно оспорить только в судебном порядке.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края
Если вы планируете осуществлять предпринимательскую деятельность в течение длительного периода времени, значит, вам потребуется специальное помещение для этих целей. Его можно арендовать или получить в собственность. В последнем случае происходит переход права собственности, и это означает, что оно должно быть зарегистрировано в соответствующем органе. И помните, что если вы не купили, а самостоятельно построили помещение, регистрация права на недвижимость такого типа также необходима.
Основное отличие регистрации недвижимости юридическими лицами от подобных действий со стороны физических лиц состоит в том, что все документы, которые заявитель подает для регистрации, должны быть заверены не только его подписью, но и печатью.
После процедуры регистрации предприниматель или его представитель должен получить кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества. При учете изменения недвижимости или части объекта орган кадастрового учета выдает кадастровую выписку с содержащимися в ней новыми сведениями об имуществе. Снятие объекта с учета предполагает, что предприниматель получит кадастровую выписку, в которой содержится информация о снятии недвижимости с учета.
Если предприниматель получает отказ в проведении регистрации объекта недвижимости, он всегда может обжаловать его в судебном порядке.
Если физическое лицо приобретает в собственность жилое либо нежилое помещение, важно проверить всю информацию относительно данного объекта недвижимости. Для этого можно использовать выписку из ЕГРП. Так появляется возможность определить, является ли собственником данного объекта конкретный человек, существуют ли ограничения на распоряжение недвижимостью и т.д. Что касается собственника помещения, то он может предъявить свидетельство о государственной регистрации, но вполне возможно, что сам объект, например, будет заложен. В свою очередь, государственный кадастр недвижимости содержит более достоверную информацию об объекте недвижимости и правами, связанными с ним.
Наследодатель при жизни построил дом, гараж, но права на них не зарегистрировал или просто не успел достроить, вследствие чего право собственности также не оформлено или гараж находился в составе ГСК.
Наследники умершего обращаются к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, указывают на дом. Так как права на это имущество не зарегистрированы за наследодателем, то выдать свидетельство о праве на наследство, нотариус не сможет ввиду отсутствия документов, подтверждающих возникновение права собственности.
Здесь можно пойти двумя путями:
1.Предъявить иск о включении имущества в состав наследства. Делать это надо до истечения 6-месячного срока на принятие наследства.
2.После истечения 6-месячного срока надо или уточнить требования или, если их еще не заявляли, требования о признании права собственности на дом в порядке наследования за наследниками умершего.
Пример:
А. приобрел у З. гараж N в ГСК «Полет» и постановлением правления кооператива «Полет» З. исключен из членов кооператива, А. принят в члены, за ним закреплен гаражный бокс.
Согласно справке отделения ФГУП «Ростехинвентаризация», гараж числится за А., право собственности на указанный гараж отсутствует.
По сведениям Управления Росреестра, данные о регистрации права собственности на спорный гараж отсутствуют.
А. умирает. Нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Предъявляется иск в суд, указываются обстоятельства, приводятся доводы, что граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации, суд удовлетворяет требования о признании права собственности на гаражный бокс за наследником.
При формулировании исковых требований по таким делам чаще всего требуется выстроить цепочку требования:
— признать фактически принявшим наследство после смерти отца в виде спорного домовладения, расположенного по адресу, включить спорное домовладение в наследственную массу после смерти мужа, признать право собственности на указанное домовладение в порядке наследования по закону к имуществу мужа.
Если бы земельный участок с расположенным на нем гаражным боксом находился в аренде у умершего, то это не препятствовало бы признанию права собственности на гараж, так как в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Если при постройке дома, его перестроении, пристройке дополнительной площади необходимых разрешений не получалось, то по существу, поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу.
Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка.
При этом на таком земельном участке чаще всего имеется жилой дом или не завершенный строительством дом, права на который не зарегистрированы.
Здесь необходимо исходить из следующего:
Закон не содержит такого основания для прекращения права на участок, как смерть лица, которому он принадлежит.
Наследники объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретают право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и наследодатель в соответствии с целевым назначением земельного участка.
При разрушении до открытия наследства, принадлежавшего наследодателю здания, строения, сооружения, расположенных на участке, которым наследодатель владел на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, эти права сохраняются за наследниками в течение трех лет после разрушения здания, строения, сооружения, а в случае, если этот срок был продлен уполномоченным органом, — в течение соответствующего периода.
По истечении указанного срока названные права сохраняются за наследниками, если они не были прекращены в установленном порядке и при условии начала восстановления (в том числе наследниками) разрушенного здания, строения, сооружения.
Распоряжение недвижимостью возможно только после регистрации прав
Хотя бы построить фундамент для признания права собственности на земельный участок по суду.
Как зарегистрировать право собственности наследнику на земельный участок?
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Причем переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничивается.
Отсюда следует, что если прежние владельцы не имели здания, дома на таком земельном участке и не обращались в заявлением об оформлении участка в свою собственность, то будет проблематично зарегистрировать право.
Как известно, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Доказать принадлежность дома наследодателю возможно, например, похозяйственной книгой, в ней будет указано, что владелец проживала и была зарегистрирована в доме.
Похозяйственная книга, являющаяся в силу Постановления СНК СССР от 26 января 1934 года N 185 «О первичном учете в сельских советах» формой первичного учета подсобного хозяйства, подтверждает наличие по указанному адресу личного хозяйства.
Если дом, принадлежащий умершему, был снесен, его наследник, действий по восстановлению дома не предпринимал, а иной наследник этой же очереди простроил другой дом на этом же участке, то наследовать будут наследники второго и именно за ними будет признано право собственности на дом.
Нередко наследник не знает о смерти наследодателя, так как с ним не общается, связи не поддерживает и узнает о смерти после истечения 6 месяцев, отводимых для принятия наследства, путем подачи заявления нотариусу.
- по суду восстанавливать срок для принятия наследства, доказывая уважительность пропуска 6-месячного срока;
- по суду признать юридический факт принятия наследства фактически или сразу признания права собственности на имущество, ввиду его фактического принятия.
Какой вариант выбрать, зависит от многих факторов, но, так как процент отказов судами восстановить срок для принятия наследства очень высок, выгоднее заявлять о фактическом принятии наследства.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать действия по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Законодательство не содержит термина «производственно-имущественный комплекс». Можно говорить о понятии «имущественный комплекс», которое встречается в Гражданском кодекса РФ.
По смыслу статей 132, 133.1 ГК РФ под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. Законодательством выделяется 2 вида имущественных комплексов: предприятие (ст. 132 ГК РФ) и единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).
В связи с этим здесь и далее, отвечая на вопросы о «производственно-имущественном комплексе» будет подразумеваться «имущественный комплекс» в виде предприятия.
Незарегистрированные объекты заставят оформить
В данном случае нормы права дают возможность прийти к выводу, что регистрация ЕНК возможна, если сведения о регистрируемых объектах недвижимости содержатся в ЕГРН. Ситуация очевидна и не требует дополнительных разъяснений со стороны Росреестра.
Какие последствия могут быть у такой регистрации, будет ли какое-либо ограничение в пользовании нашим имуществом, в предоставлении его в аренду (отдельных объектов)?
К единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 ГК РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями), а именно:
- составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, в частности, не может быть признана самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016));
- впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости.
Документы, регламентирующие право собственности на недвижимость, приобретенную до 31.01.98 г., имеют юридическую силу и перерегистрации не подлежат, если собственник не планирует осуществлять какие-либо сделки с недвижимостью (продажу, обмен, дарение и т.д.). Если же планируется имущество продать, обменять, подарить, то следует обратиться к специалистам за помощью в оформлении документов.
Для того, чтобы перерегистрировать право собственности, потребуются:
- ранее полученные правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, мены, дарения и т.п.);
- заявление от собственника;
- паспорт;
- квитанция об оплате госпошлины;
- доверенность (в случаях, когда перерегистрацию будет осуществлять не сам собственник).
Исчерпывающий перечень объектов, которые в 2019 году должны быть в обязательном порядке зарегистрированы, содержится в статьях Гражданского кодекса. Перечень такого имущества включает:
- жилые дома и помещения;
- коммерческие помещения;
- сооружения иного назначения;
- имущественные комплексы;
- земля и недра;
- объекты лесного фонда;
- иные объекты, определяемые как недвижимое имущество.
И в соответствии с Законодательством организации имеют право обладать любыми из перечисленных видов. В то же время количество, масштабы и стоимость имущества, которым распоряжается юр.лицо, могут быть ограничены, если они нарушают интересы общества.
Важно!
не допускается оформление юридическими лицами в собственность объектов, пользоваться которыми имеет право только государство.
Правом на регистрацию недвижимости в собственность в РФ наделены различные категории субъектов:
- граждане России и других стран, а также лица без гражданства;
- юридические лица независимо от организационной формы, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ или иного государства;
- международные организации различного профиля;
- муниципальные образования;
- непосредственно РФ и входящие в нее субъекты;
- другие страны.
Как видно из приведенной информации, Законом возможности организаций оформлять в собственность недвижимые объекты практически не ограничиваются. Не имеет принципиального значения ни форма компании, ни место ее регистрации. Однако в Гражданском кодексе прописаны некоторые нюансы, уточняющие особенности прав собственности юрлиц.
В частности, организация, зарегистрировавшая свои права на то или иное имущество, становится его единоличным владельцем, получающим полный перечень полномочий. Другими словами, недвижимость, зарегистрированная на компанию, де-юре принадлежит ей – не руководителю, а именно организации.
Получение ее членами и руководством доли в регистрируемом имуществе возможно только в том случае, если это условие допускается выбранной организационно-правовой формой. Право собственности может быть оформлено не только на покупаемое юрлицом имущество, но и внесенное в качестве доли в уставной капитал.
Коммерческие предприятия могут полноценно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в том числе и для выведения прибыли. Некоммерческие же организации в силу характера своей деятельности может выводить доходы чрез недвижимость только для их использования в своей деятельности.
Единственным способом, которым может проводиться регистрация объекта недвижимости юридическим лицом, является внесение соответствующих сведений в ЕГРП. После выполнения данной процедуры право собственности закрепляется официально – в дальнейшем его можно оспорить только в судебном порядке.
Одной из характерных особенностей этой процедуры является то, что недвижимость может быть получена в результате разных действий. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения, получение имущества по праву наследования.
Поэтому и комплект документов, которые надо подать в Росреестр, существенно различается в зависимости от ситуации. Для упрощения процедуры подготовки и непосредственно регистрации рекомендуется своевременно заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный опыт работы с имущественными правами юридических лиц.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ
Регистрация недвижимости на юр.лицо, как квартиры в жилом доме, так и офисного здания, требует сбора достаточно большого пакета документации. И этому этапу нужно уделить особое внимание, поскольку неправильно оформленные документы могут существенно затянуть выполнение поставленной задачи. И в это время права организации на использование еще не зарегистрированного имущества будут существенно ограничены.
Вот стандартный перечень документов, которые необходимо предоставить в Росреестр:
- заявление, заполненное по установленной форме;
- квитанция об оплате госпошлины – для юридических лиц она на сегодняшний день составляет 22 000 рублей;
Важно!
Размеры пошлины, уплачиваемой за проведение регистрационных действий, различаются по сумме в зависимости от характера таких действий.
- паспорт представителя организации-собственника и доверенность на проведение регистрационных действий;
- документы, подтверждающие правоспособность юрлица, которое заявляет свои права на искомый объект недвижимости;
- справка о наличии сооружений на земельном участке (если регистрируется право собственности на землю);
- документы, подтверждающие правомерность эксплуатации регистрируемого объекта;
- подтверждение прав на земельный участок, на котором планируется вести строительство (если регистрируется право собственности именно на участок под застройку);
- разрешение на ведение строительства (при регистрации недавно завершенного сооружения);
- сведения об источниках финансирования приобретения недвижимости;
- документация, подтверждающая отсутствие каких-либо претензий со стороны третьих лиц;
- документы из кадастровой службы и БТИ;
- справка о присвоении регистрируемому объекту недвижимости постоянного адреса.
Предоставление госрегистратору полного пакета необходимых документов – обязательное условие быстрого и легкого проведения процесса регистрации.
В то же время нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальной специфики ситуации могут требоваться дополнительные документы.
Поэтому для определения их полного перечня, а также соблюдения всех требований Росреестра рекомендуется обращаться за помощью к опытным юристам, знающим все тонкости регистрации прав юридического лица на объект недвижимости.
При проведении любых сделок и других процедур, сопровождающихся возникновением или изменением права собственности на недвижимое имущество, в кадастровую службу в обязательном порядке должны предоставляться соответствующие сведения.
На сегодняшний день уведомить контролирующий орган можно непосредственно в процессе регистрации имущества в Росреестре – именно эта организация уполномочена на ведение кадастрового учета. Если же проигнорировать это требования, то дальнейшие регистрационные действия станут невозможны.
В то же время Законом №221-ФЗ предусмотрены некоторые случаи, при которых возможна регистрация прав собственности на недвижимость без постановки ее на кадастровый учет. К таким исключениям относятся ситуации, когда недвижимый объект продается либо покупается, меняет собственника по договору дарения, получает обременение или избавляется от него, сдается или берется в аренду.
Важно!
Указанные исключения касаются только тех объектов, сведения о которых уже внесены в ОГРН.
Возможна и обратная ситуация – постановка недвижимости на государственный кадастровый учет без регистрации права собственности. Это возможно в том случае, если искомое имущество физически перестает существовать, не является чьей-либо собственностью либо если меняются его основные параметры.
Чтобы на законных основаниях владеть объектом недвижимости жилого фонда, следует пройти процедуру документального подтверждения, то есть иными словами получить право собственности.
В обратном случае, физическое лицо не является полноправным владельцем квартиры, а, следовательно, не сможет и совершать ряд операций.
Как оформить квартиру в собственность, какие документы для этого необходимы – об этом расскажем далее.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
Есть два варианта, где можно оформить квартиру в собственность:
- Обратиться в фирму, которая предоставляет такого рода услуги. Этот вариант будет немного дороже, но сэкономит время.
- Сделать все самостоятельно. В таком случае нужно собрать пакет документов, оплатить госпошлину, и подать заявление с документами в Регистрационную палату, то есть Росреестр.
Для справки – в МФЦ (Многофункциональном центре) могут помочь с формированием пакета документов и передачей его для оформления недвижимости. Кроме того, специалисты этого ведомства помогают с составлением заявления, а также проверяют правильность собранного пакета. В таком случае можно сэкономить время и свести к минимуму риск отказа в регистрации недвижимости с первого раза.
Также подать документы для регистрации можно через портал Госуслуг. Достаточно загрузить сканы необходимых документов, регистрационную форму, и, если все будет сделано, верно, пользователь получит приглашение в ведомство для подачи оригиналов документов, дальнейшей регистрации.
Чтобы оформить право собственности на квартиру, прежде всего, нужно собрать базовый пакет документов, в который входит следующее:
- Документ, который подтверждает право владения собственностью.
- Паспорт гражданина РФ.
- Технический, то есть кадастровый паспорт на объект недвижимости – он выдается в БТИ. Обратите внимание, что, если данные о квартире уже внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимость, то снова предъявлять кадастровый паспорт, скорее всего, не понадобится.
- Выписка из Домовой книги, относительно граждан, которые зарегистрированы на оформляемой площади.
- Если оформляется квартира в собственность на супругов и брак официальный, то требуется письменное согласие второго супруга на оформление недвижимости.
- Справка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам. Если объект недвижимости не находится на балансе ТСЖ или УК, то справки нужно брать по отдельности в каждой коммунальной службе.
- Квитанция об уплаченной государственной пошлине.
Важно – выписка из БТИ относительно зарегистрированных граждан, имеет ограниченный срок действия, поэтому ее брать следует в последний момент.
4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
В данном случае подается заявление установленного образца – бланк можно получить в МФЦ, в самой регистрационной палате или на сайте Госуслуг. В заявлении должно указываться следующее:
- паспортные данные будущего собственника/собственников;
- технические характеристики и адрес квартиры;
- перечень принятых от заявителя документов.
После того, как регистратор проверит пакет документов, заявитель поставит подпись и регистратор примет обращения, зарегистрирует и присвоит ему входящий номер.
В пакет документов обязательно включается квитанция об уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей. Однако дополнительно потребуется оплатить услуги БТИ и других служб, задействование которых будет необходимо в данном юридическом процессе. Оплатить государственную пошлину можно в банке, через терминал или в кассе самой регистрирующей организации.
Процедура оформления объекта жилой недвижимости может несколько различаться – в зависимости от типа его приобретения. Сразу после покупки оформление квартиры осуществляется следующим образом:
- Получить от застройщика акт приема-сдачи объекта и технический паспорт. Обратите внимание, что в некоторых случаях оформлять технический (кадастровый) паспорт нужно самостоятельно – здесь все будет зависеть от самого застройщика.
- С актом и техническим паспортом (а также всеми необходимыми документами) обратиться в Росреестр.
- Переоформить договора в коммунальных ведомствах.
Оформление в собственности квартиры можно начинать только после того, как будет получено свидетельство наследника. Вступить в право наследство можно только спустя шесть месяцев после смерти наследодателя. Данная процедура осуществляется у нотариуса и регламентируется п.1 ст.
1153 ГК РФ. После того, как физическое лицо будет признано наследником и иметь все подтверждающие данный статус документы, можно обращаться в Росреестр для оформления права собственности на объект жилой недвижимости.
Таким образом, в стандартный пакет документов добавляется:
- свидетельство о праве на собственность, которым располагал наследодатель;
- свидетельство о вступлении в право наследства;
- выписка из реестра прав.
Процедура оформления в собственность квартиры в ипотеку будет такой же, как и при покупке, но следует обратить внимание на следующее: до тех пор, пока заем не будет в полной мере отдан банку, собственник будет распоряжаться объектом в ограниченном режиме или же будет вынужден согласовывать все действия с банком. Перечень документов будет стандартным, но дополнительно потребуется предоставить договор о залоге недвижимости, в котором указывается, что, если заемщик не выплатит стоимость квартиры согласно ипотечному договору, то право собственности переходит к банку.
Есть некоторые особенности оформления права собственности по договору дарения.
Почему-то многие полагают, что договор дарения – это уже полномерный документ, который подтверждает право собственности и больше оформлять ничего не нужно.
На самом деле дарственная не является документом, который дат право собственности. Потребуется пройти процедуру оформления собственности, собрав вышеуказанный пакет документов, но дополнительно включив в него следующее:
- сам договор дарения;
- заявление дарителя.
Таким образом, можно сделать следующий вывод – процедура оформления права собственности на жилье, по сути, идентична, но в некоторых случаях может немного различаться пакет документов.
Конечно, можно и не оформлять квартиру в собственность, но в таком случае полноправным владельцем квартиры лицо не будет, поскольку только свидетельство о праве собственности на объект недвижимости является действующим документом в данном случае.
Порядок оформления права собственности на квартиру следующий:
- собрать пакет документов;
- составить заявление;
- оплатить государственную пошлину;
- заявление и квитанцию об уплате госпошлины прикрепить к пакету документов и подать их в Росреестр;
- получить свидетельство или отказ в выдаче документа.
После того, как регистратор получает и проверяет пакет документов, заявитель получает соответствующую расписку и забирает оригиналы документов, оставляя для дальнейшей процедуры только копии. В последнем случае требуется устранить допущенные ошибки и пройти процедуру регистрации заново. Если же отказ был неправомерным, то лицо вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Сделка по доверенности на распоряжение имуществом обладает той же полнотой и силой, как и сделка, заключенная самим доверителем лично. Оспаривание подобных соглашений возможно только в ходе судебного разбирательства. Получится это сделать лишь в следующих ситуациях:
- Если доверитель признан недееспособным на момент оформления доверенности.
- Нарушение воли доверителя представителем.
- Подлог.
Дарственная представляет собой документ, согласно которому имущество переходит к одаряемому на безвозмездной основе. Более того, подобные сделки являются безусловными. То есть в акте дарения не могут быть прописаны условия получения имущества, так как это не соответствует нормам законодательства.
Одна из существенных особенностей оформления подобной сделки заключается в том, что ее можно опротестовать. Дарственная может быть аннулирована в судебном порядке в случае, если условия жизни дарителя сильно ухудшились или на него оказывалось давление со стороны одаряемого лица.
[1]
Генеральная доверенность на распоряжение имуществом позволяет третьему лицу представлять интересы собственника в процессе оформления сделки. В целом, такие документы бывают трех основных видов:
- Разовая — дает право представителю на совершение одного конкретного действия от имени доверителя.
- Обычная — перечисляет действия, являющиеся однотипными, которые позволено совершать доверенному представителю.
- Генеральная доверенность является наиболее полной, так как дает возможность представителю совершать любые действия с имуществом доверителя.
Гражданский кодекс позволяет вступать в право наследования по доверенности. Однако следует учитывать, что доверенность должна быть оформлена по всем правилам и нормам законодательства. В ней должно быть четко прописано, что представитель доверителя может подавать заявление на вступление в права наследования и получить свидетельство, а также заниматься подготовкой всех необходимых документов.
4.3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Оформленная по всем правилам доверенность может быть признана недействительной при выявлении следующих обстоятельств:
- Окончание срока действия документа.
- Отзыв документа доверителем.
- Отказ доверенного лица в выполнении взятых на себя обязательств.
- Смерть одной из сторон.
- Доказанная недееспособность доверителя.
Все вышеперечисленные обстоятельства требуют доказательств и обладают определенными нюансами.
Когда налоговая узнает о таких объектах, собственнику земли направляется уведомление, что на его участке выявлена незарегистрированная постройка, право на которую необходимо оформить. Также информация об объектах доступна на ресурсе «Публичная кадастровая карта».
Кто и как ищет незарегистрированные объекты на дачных участках
Выявлять незарегистрированную недвижимость – задача региональных органов власти и органов местного самоуправления. Они получают такую информацию, изучая снимки со спутников и беспилотников. Когда незарегистрированный объект найден, по соответствующему адресу наведывается комиссия из Минимущества и ФНС.
В Министерстве имущественных отношений Московской области сообщили, что власти намерены обновить ортофотоплан Подмосковья, и новую аэрофотосъемку могут начать уже в конце этого года.
Когда региональные власти или органы местного самоуправления выявляют незарегистрированную постройку, они передают сведения об объекте в ФНС. Затем сотрудники ведомства связываются с собственником участка и требуют зарегистрировать недвижимость в Росреестре.
После регистрации объекта Росреестр передает данные о нем в ФНС. Благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия такой обмен информацией происходит автоматически. Согласно Налоговому кодексу, Росреестр передает налоговикам данные о недвижимости, ее владельцах, зарегистрированных правах и сделках в течение 10 дней с момента регистрации прав или учета объекта недвижимости, а также каждый год до 15 февраля по состоянию на 1 января этого года в целях определения всей налогооблагаемой базы.
В Росреестре заявляют, что нет. По словам ведомства, при выявлении незарегистрированных объектов региональные и местные власти не передают информацию о них в Единый госреестр недвижимости. Кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер, и подать в Росреестр сведения о таких объектах могут лишь их собственники. Только после этого данные передаются в ФНС, и начинается начисление налога.
Оперативное управление на имущество прекращается в строго определенных случаях, например при изъятии, отчуждении имущества или отказе от него. В каждой ситуации действует свой порядок прекращения. Для изъятия имущества из оперативного управления вам понадобится решение собственника и передаточный акт. Если речь идет о недвижимости, нужно также зарегистрировать прекращение права оперативного управления. При отказе от оперативного управления действует тот же порядок, что и при изъятии. Единственное отличие — учреждение должно написать заявление собственнику об отказе. Если же имущество отчуждается (например, продается), то в некоторых случаях нужно согласие собственника и торги.
1. Каковы основания прекращения права оперативного управления
[2]
Право оперативного управления прекращается (ст. 235, п. 2 ст. 296, п. 3 ст. 299 ГК РФ):
- при изъятии имущества собственником;
- при отчуждении имущества, а именно: его продаже, дарении, мене или предоставлении в качестве отступного;
- при гибели имущества;
- при обращении взыскания на имущество.
Порядок прекращения права оперативного управления зависит от его основания.
2. Как изъять имущество из оперативного управления
Собственник имущества может изъять его из оперативного управления в строго определенных ситуациях. В противном случае учреждение или казенное предприятие может оспорить такое изъятие.
Для изъятия имущества нужно принять соответствующее решение и утвердить передаточный акт.
Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
[1]
Комментарий к Ст. 299 ГК РФ:
1. Комментируемая статья устанавливает правила о возникновении и прекращении права хозяйственного ведения и права оперативного управления. При этом основания и порядок возникновения указанных прав прямо определяются правилами данной статьи, а также общими положениями о праве собственности.
2. Пункт 1 определяет как основания возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления, так и момент возникновения указанных прав. Общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях. Поскольку момент фактической передачи имущества унитарному предприятию или учреждению обычно формализуется, то им можно считать дату утверждения баланса предприятия (учреждения) или поступления имущества по смете.
Однако иное положение о моменте возникновения вещных прав может быть установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Тем самым законодатель предоставил возможность собственнику-учредителю реализовать свое субъективное право распоряжения имуществом более полно исходя из конкретных целей и задач создания унитарного предприятия и учреждения, что подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2008 г. N Ф08-297/08, от 8 августа 2006 г. N Ф08-3640/2006, от 2 февраля 2006 г. N Ф08-6643/2005).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК России и ст. 4 Закона о государственной регистрации возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании п. 2 ст. 8 ГК права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
3. В п. 2 определено, что все имущественные приобретения поступают унитарному предприятию или учреждению на соответствующем ограниченном вещном праве, но в порядке, установленном для приобретения права собственности. Из данного правила следует, что обладатель любого ограниченного вещного права приобретает товар, например, по договору купли-продажи не в собственность (п. 1 ст. 454 ГК РФ), а получает его на конкретном ограниченном вещном праве.
4. Пункт 3 устанавливает общее правило о том, что прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности (например, в силу п. 1 ст. 235, ст. 236 и др. ГК РФ). Однако выделено и специальное основание — правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия или учреждения по решению собственника. Принимая во внимание п. 1 ст. 295 ГК и п. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, можно сделать вывод о том, что правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, возможно лишь в случае его реорганизации или ликвидации по решению собственника (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях) либо в случае применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Этот вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6851/2008, от 28 августа 2008 г. N Ф08-4972/2008, от 15 июля 2008 г. N Ф08-3659/2008).
Правомерное изъятие имущества унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, и учреждений возможно, в случае если такое имущество: 1) является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению; 2) закреплено собственником за указанными правообладателями либо приобретено ими за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
При возникновении споров о правомерности изъятия имущества унитарное предприятие и учреждение пользуются всеми правами, предоставленными законом собственнику, на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества (п. 6 Постановления ВАС N 8).
Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
1. В п. 1 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов.
По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента. Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.
2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о порядке поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника.
Указанные случаи регулируются нормами гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление по общему правилу одинаковы. Это могут быть создание вещи, приобретение имущества по договору, приобретение бесхозяйных вещей, приобретательная давность и т.д.
3. Аналогично решается и вопрос о прекращении права, поскольку большинство способов прекращения права собственника применимо и к хозяйственному ведению, и к оперативному управлению.
Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.
4. Специальное основание прекращения права — правомерное изъятие имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Например, если казенное предприятие не использует имущество либо использует не по назначению, то оно (имущество) у него может быть изъято государством (п. 2 ст. 296 ГК). «…Судами было установлено, — говорится в одном из определений ВАС РФ, — что помещения площадью 386,2 кв. метра без согласования с собственником в лице уполномоченного органа сдавались учреждением в аренду третьим лицам. Выявив, что данные помещения используются не по назначению с нарушением ограничений по распоряжению имуществом, установленным действующим законодательством, управление в соответствии с положениями статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело их изъятие из оперативного управления учреждения. Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, заявленное учреждением требование не подлежит удовлетворению» .
———————————
Определение ВАС РФ от 31 июля 2009 г. N 9333/09.
1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
О процедуре выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
1. В п. 1 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов.
По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента. Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.
2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о порядке поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника.
Указанные случаи регулируются нормами гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление по общему правилу одинаковы. Это могут быть создание вещи, приобретение имущества по договору, приобретение бесхозяйных вещей, приобретательная давность и т.д.
3. Аналогично решается и вопрос о прекращении права, поскольку большинство способов прекращения права собственника применимо и к хозяйственному ведению, и к оперативному управлению.
Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.
По общему правилу, право оперативного управления как право обособления собственного имущества является достаточно ограниченным по объему входящих в него правомочий. Так, помимо целей деятельности, казенное предприятие и учреждение, финансируемое собственником, будучи субъектами права оперативного управления, в отличие от субъекта права хозяйственного ведения, связаны также заданиями собственника, назначением имущества, правом собственника изъять у него излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество (ст. 296 ГК). Казенное предприятие вправе распоряжаться любым своим имуществом исключительно с согласия собственника (п.1 ст. 297 ГК). Учреждение вообще в соответствии с п.1 ст. 298 ГК не вправе распоряжаться значительной частью принадлежащего ему имущества.
Тем не менее, нельзя абсолютизировать утверждение о том, что право оперативного управления, во всяком случае, представляет своему носителю меньше прав, чем право хозяйственного ведения Например, Гражданское право. Часть 1. Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Масляева. М., 2000. С. 297.. Так, часть 2 п.1 ст. 297 ГК устанавливает, что, по общему правилу, казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию. Учитывая, что указанная продукция может быть недвижимостью, следует признать, что в этой ситуации у субъекта права оперативного управления оказывается больше прав и возможностей, нежели у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения Известно, что ряд казенных предприятий («Управления специального строительства») как раз занимаются постройкой объектов недвижимости..
Более того, п.2 ст. 298 ГК, устанавливая право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от деятельности, приносящей доход, и имуществом, приобретенным на такие доходы, делает права учреждения на такое имущество шире не только прав казенного предприятия, но также и предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Ведь, в самостоятельное распоряжение может попасть, в том числе недвижимое имущество, которым субъект хозяйственного ведения всегда распоряжается с согласия собственника. Имуществом, находящимся в самостоятельном распоряжении учреждения, оно сможет распоряжаться самостоятельно, то есть без чьего бы то ни было согласия Из п.2 ст. 295, статей 26, 28, 30 ГК следует, что под «самостоятельностью» законодатель понимает как раз отсутствие необходимости получения чьего бы то ни было согласия. .
Нередко можно столкнуться с ситуацией, что гражданин построил или приобрел: жилой дом, земельный участок, гараж и другие объекты недвижимости без оформления соответствующих документов, либо с оформлением документов (договоров купли продажи, дарения, актов на ввод объектов недвижимости в эксплуатацию и др.) но не зарегистрировал свое право, как того требует действующее законодательство.
Так почему же все-таки необходимо регистрировать право на недвижимость? Ответ на этот вопрос отражен в нормах действующего законодательства. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Понятие и сущность государственной регистрации закреплены в статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Необходимо отметить что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (статья 209 Гражданского кодекса).
Не зная указанной нормы, граждане зачастую недоумевают почему они не могут распорядиться своей недвижимостью: ( продать, подарить, обменять либо сдать в аренду), имея на руках документы, подтверждающие приобретение указанного имущества, но не зарегистрировавшие своевременно свое право в установленном законом порядке. Нередки случаи, когда гражданам, либо их наследникам приходится в судебном порядке подтверждать права на имеющуюся недвижимость, что приводит к дополнительным финансовым затратам.
Кроме того, частью 15 статьи 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права (или аренды) на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет этого объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.
- Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.
- К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:
- жилищный фонд;
- организации массовой культуры и спорта;
- учебные заведения;
- научно-просветительские учреждения;
- имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
- медицинские учреждения;
- и т. д.
Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.
Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:
- муниципальной;
- государственной;
- принадлежащей частным организациям и лицам;
- находящейся во владении сельских и городских образований.
Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.
Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:
- выписку из ЕГРЮЛ;
- заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
- учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
- действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
- бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
- удостоверение личности заявителя;
- техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
- правоустанавливающие бумаги на помещение;
- документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.