Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация недвижимого имущества росимущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
1. Утвердить прилагаемые прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020 — 2022 годы.
2. Минэкономразвития России обеспечить в установленном порядке реализацию прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 — 2022 годы.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020 — 2022 годы (далее — план приватизации) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
В план приватизации включены находящиеся в федеральной собственности предприятия (организации), не относящиеся к субъектам естественных монополий и не являющиеся организациями оборонного комплекса, хозяйственные общества, учрежденные Российской Федерацией либо созданные путем приватизации соответствующих федеральных государственных унитарных предприятий в рамках исполнения прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества на предыдущие плановые периоды, а также акции акционерных обществ, переданные юридическими или физическими лицами на безвозмездной основе, выморочное имущество, акции акционерных обществ, поступившие в федеральную собственность в результате реорганизации хозяйственных обществ, по решению суда, по решению Правительства Российской Федерации либо приобретенные за счет средств федерального бюджета, за исключением:
организаций, включенных в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, которые будут включаться в план приватизации после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий;
миноритарных пакетов акций акционерных обществ, находящихся в собственности Российской Федерации, а также акций акционерных обществ, являющихся дочерними обществами вертикально интегрированных структур и планируемых к последующему перераспределению среди соответствующих интегрированных структур;
организаций, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации.
В план приватизации также включены хозяйственные общества, федеральные государственные унитарные предприятия и имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, приватизация которых не завершена в предыдущем плановом периоде.
Также в план приватизации включены федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие в настоящее время ограничения на приватизацию, в целях преобразования указанных предприятий в акционерные общества после снятия в установленном порядке ограничений на их приватизацию.
Основными целями, определенными государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», являются:
создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;
достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных секторах экономики;
повышение эффективности продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики.
Для повышения эффективности реализации плана приватизации будут организованы мероприятия, направленные на:
повышение открытости приватизационных процедур;
расширение маркетинга приватизируемого имущества;
завершение оформления прав на имущество федеральных государственных унитарных предприятий, для чего Росимуществом на основе предложений территориальных управлений, федеральных органов исполнительной власти и предприятий должны быть утверждены планы-графики соответствующих мероприятий и обеспечено их выполнение.
Реализация плана приватизации направлена на достижение основных целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», а также на совершенствование механизмов управления федеральным имуществом в соответствии с разделом XII Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р.
Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, ожидаются в 2020 — 2022 годах в размере 3,6 млрд. рублей ежегодно (в том числе за счет федерального имущества, приватизация которого не завершена в 2017 — 2019 годах).
Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений о приватизации акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.
Принимая во внимание аспекты долгосрочного развития акционерных обществ, их инвестиционные потребности, необходимые для реализации стратегий развития, а также нормативы достаточности капитала (применительно к банкам), Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут быть приняты решения о приватизации путем снижения доли государства в уставном капитале общества за счет дополнительной эмиссии и направления вырученных средств на докапитализацию самого акционерного общества.
Племенной завод «Орловский», Тамбовская область, д. Орловка
Новосибирская зональная станция садоводства Российской академии сельскохозяйственных наук, Новосибирская область, пос. Агролес
Опытно-производственное хозяйство «Манихино», Московская область, д. Ивановское
Совхоз имени Тимирязева, Московская область, пос. Пирогово
Русский соболь, Московская область, пос. Зверосовхоза
Приватизация государственного и муниципального имущества по 178-ФЗ: что нового
«Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва
«ЦИТО» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
«102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации, г. Севастополь
«Оборонпромэкология» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
«Дирекция строящихся объектов» Федерального медико-биологического агентства, г. Москва
«Ремонтно-строительное управление» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Московская область, г. Химки
Национальная корпорация развития туризма («Ордена «Знак Почета» «ГИПРОТЕАТР»), г. Москва
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.
Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.
Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Приватизация государственной собственности
Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.
Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.
Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.
Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.
Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:
- игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
- правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
- способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
- приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.
Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.
Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.
Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.
Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:
- при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
- продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
- государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
- госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
- формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Простым языком о приватизации: понятие, способы и порядок проведенияПод приватизацией федерального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность физических и (или) юридических лиц. Правовую основу приватизации федерального имущества составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 806. Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в настоящее время являются:
Приватизация также является одним из источников бюджетных доходов. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 года утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 1272-р. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2010 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 и 2012 года утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 1805-р. |
---|
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.
Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.
Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?
Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.
Осуществление приватизации государственной и муниципальной собственности выполняется в соответствии с рядом принципов, к числу которых можно отнести:
- во-первых, признание равенства покупателей имущества, принадлежащего государству, его регионам и муниципальным образованиям;
- во-вторых, открытость действий органов государственного и муниципального управления при продаже государственного и муниципального имущества;
- в-третьих, отчуждение государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц только на возмездной основе, то есть за плату или в обмен на акции акционерных обществ, доли хозяйственных обществ;
- в-четвертых, самостоятельное осуществление приватизации муниципальной собственности органами муниципального управления в соответствии с федеральным законодательством.
- Курсовая работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 410 руб.
- Реферат Приватизация государственной и муниципальной собственности 270 руб.
- Контрольная работа Приватизация государственной и муниципальной собственности 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Решения относительно условий приватизации государственной собственности принимаются согласно прогнозным планам приватизации. Условия приватизации содержат в себе следующие данные:
- наименование имущества, подлежащего приватизации, с указанием его характеристик;
- способ приватизации имущества, его начальная цена, срок рассрочки при ее предоставлении;
- иные сведения, которые требуются для приватизации имущества.
Замечание 1
Порядок принятия условий приватизации определяется органами государственного управления регионального уровня и местного самоуправления.
Аренда и приватизация объектов недвижимости у города Москвы
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
Существует несколько способов переоформления права собственности:
- переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
- приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
- приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
- покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
- получение имущества в форме вклада в уставной капитал.
Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.
Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.
- Курсовая работа Приватизация государственной собственности 470 руб.
- Реферат Приватизация государственной собственности 270 руб.
- Контрольная работа Приватизация государственной собственности 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Май
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Продажа государственного и муниципального имущества в электронной форме
Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.
В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.
Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.
В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.
В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.
Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.
Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.
Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:
- Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
- Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
- Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
- Конкурсная продажа.
- Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
- Продажа через публичное предложение.
- Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
- Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
- Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.
Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:
- Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
- Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
- Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.
Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.
ВАЖНО: Перечень способов и порядок преобразования, приведённые выше – исчерпывающие. Никакие другие способы или варианты в России применяться не должны.
А теперь посмотрим, кто может выступать в качестве нового владельца имущества и что конкретно может быть приватизировано.
В качестве покупателей при приватизации могут выступать как физические, так и юридические лица. Однако здесь есть ряд ограничений. В частности, ст. 5 ФЗ № 178 устанавливает, что в процессе не могут принимать участие следующие лица:
- Сами УП и учреждения, как государственные, так и муниципальные.
- Общества, в уставных капиталах которых доля государства или местного самоуправления выше 25%. Это ограничение не касается случаев, когда приватизация имущества происходит путём внесения его в увеличивающийся уставной капитал (ст. 25 указанного закона).
- Компании, которые зарегистрированы в офшорах. Какая территория или государства считается офшорной зоной, устанавливает заранее Минфин России.
- Компании, которые сами офшорными не являются, но находятся под их контролем (согласно законодательству о защите конкуренции).
ВАЖНО: Все перечисленные выше ограничения не касаются недвижимости – земли и построек. Как бы ни повернулось дело, недвижимое имущество физически останется на месте, а его правовой статус может быть урегулирован заново.
Кроме того, хозяйственные общества не могут быть покупателями приватизируемых долей в своём капитале, ранее принадлежавших государству или местному самоуправлению. Приобретать эти доли могут только третьи лица, пусть даже и участвующие в обществе.
Росимущество планирует в 2020 году приватизировать госимущество на 4 млрд рублей
Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.
Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:
- дом не должен относиться к категории аварийных;
- помещение не является общежитием;
- оно не находится на территории городка при воинской части;
- оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).
ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.
Есть также условие, относящееся и к приобретателю жилья в бесплатном порядке: он либо не должен был вообще ранее участвовать в приватизационном процессе, либо участвовал, будучи несовершеннолетним. После того, как однократное право взрослого реализовано, муниципальные квартиры можно лишь выкупать, но не получать бесплатно.
Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
Сущность приватизационных процессов
Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.
Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.
Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.
Концепции приватизации
В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение гос��дарственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
«О государственной регистрации недвижимости»
-
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
«О кадастровой деятельности»
-
Федеральный закон от 20.04.2021 N 101-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Закон о приватизации государственного и муниципального имущества
-
Указ Президента РФ от 11.05.2021 N 270
«О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2021 г. N 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» и в состав попечительского совета Фонда, утвержденный этим Указом»
-
Указ Президента РФ от 11.05.2021 N 271
«Об утверждении состава научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации»
-
Распоряжение Президента РФ от 09.05.2021 N 112-рп
«О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу»
-
Поручение Правительства РФ от 05.05.2021
«О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года»
-
Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2021 N 1191-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.08.2013 N 1565-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2021 N 1192-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.10.2020 N 2544-р»
Приватизация интересна людям, которые делают инвестиции различного характера.
- Так бизнесмены могут получить предприятие, которое потом пройдёт модернизацию и выйдет на новый конкурентный уровень.
- Приобретение акций созданного АО даст контроль над процедурой принятия управленческих решений. Часть прибыли по итогам года будет распределена между собственниками. Поэтому приватизация – относительно простой и понятный способ стать владельцем части крупного предприятия.
Для государства в приватизации также есть некоторые преимущества.
- При приватизации сложных имущественных комплексов, связанных с производством, власти ищут способ улучшить качество их работы.
- При контроле за деятельностью организации на уровне министерств и ведомств сложно обеспечить объективность процесса. Чиновник материально не заинтересован в процветании конкретного предприятия.
- Кроме того, без детального анализа деятельности предприятия, сложно со стороны оценить правильность его работы. У должностных лиц в министерствах просто нет достаточного количества времени для проверки функционирования подведомственных организаций.
Приобретать имущество при приватизации могут граждане и организации, за исключением:
- компании, принадлежащие государству или муниципальным образованиям;
- общества, в которых государству принадлежит более четверти активов;
- организации, контролируемые из офшоров;
- компании, зарегистрированные в государствах, чьё законодательство не предусматривает раскрытие информации о финансовых операциях (перечень утверждается Минфином).
Федеральным законодательством определёны требования к лицам, которые могут претендовать на приобретение государственного имущества.
Условия участия в приватизации определяются её процедурой.
Например, торги предполагают внесение всеми заинтересованными лицами задатка в определённом размере от первоначальной стоимости лота.
Разгосударствление имущества проводится на основании утверждённого федерального плана.
Конкретные мероприятия разрабатываются с учётом рыночной конъюнктуры.
Государство при проведении приватизации ставит несколько целей.
- При продаже имущества можно выручить денежные средства для пополнения бюджета и реализации определённых проектов.
- Также приход частного собственника способствует улучшению управления на предприятии, привлечению инвестиций, разработке стратегии для дальнейшего развития. Не всегда в рамках работы в министерстве можно выработать эффективную программу для конкретной организации на несколько лет вперёд
- Частные собственник организуют систему контроля, может привлечь управленцев из-за рубежа, следит за распределением прибыли, внешними и внутренними рисками. Конкретный собственник более заинтересован в результатах работы, чем представитель государства в лице определённого ведомства.
- Могут продаваться активы, которые на данном этапе используются неэффективно и генерируют убытки. Передача их в частную собственность – способ снять бремя с бюджета.
Законом № 178-ФЗ установлен перечень методов реализации государственного имущества:
- преобразование предприятия в АО или ООО;
- аукцион;
- конкурс;
- продажа акций по результатам доверительного управления;
- продажа акций за пределами РФ;
- реализация имущества без объявления цены;
- продажа собственности через публичное предложение;
- внесение имущества в качестве части уставного капитала при создании АО.
Аукцион может быть открытый и закрытый.
Если продаётся крупный комплекс, где работают более 200 человек, то к участию допускается ограниченный круг лиц. Они выставляют свои ценовые предложения. Побеждает тот, кто предложил наибольшую цену.
Открытые торги проводятся среди всех лиц, которые внесли залог в 10% от первоначальной цены.
Стоимость повышается до тех пор, пока не останется 1 желающий купить имущество.
Аукцион организуется органами власти, в чьём ведении находится имущество.
Например, муниципальная собственность сельского поселения будет продана в соответствии с решением местной администрации.
Конкурс предполагает предъявление определённых требований к желающим приобрести имущество. Это могут быть:
- сохранение профиля производства компании;
- определённое количество инвестиций;
- сохранение определённой численности работников;
- выполнение каких-либо социальных обязательств.
Конкурс проводится, если государству важно сохранить какое-либо предприятие, но для этого требуются значительные средства и новая стратегия управления.
Если унитарное предприятие проходит акционирование, то часть ценных бумаг передаётся работникам организации.
Также определённый пакет выпускается на биржу для реализации. В результате привлекается капитал для инвестирования.
Всеми вопросами приватизации занимается представитель собственника – администрация муниципального образования или Росимущество, если объект принадлежит Российской Федерации.
Для оформления документов на земельный участок нужно обратиться с заявлением в территориальное представительство Росимущества или в муниципальный орган власти.
- На основании решения этого ведомства можно будет зарегистрировать право собственности в Росреестре.
- При приватизации жилого помещения граждане собирают пакет документов и направляют его в муниципальный орган самоуправления.
- Если недвижимость желает приобрести предприниматель на основании положений закона № 159-ФЗ, то ему следует обратиться в местный департамент по имуществу.
- Организацией аукционов, конкурсов и иных подобных мероприятий занимаются представители местных властей.
Для участия в конкурсе или торгах потенциальным покупателям нужно предъявить следующие документы:
- учредительные документы (устав или договор);
- реестр владельцев организации (для установления размера доли РФ);
- подтверждение полномочий представителя организации.
Граждане предъявляют паспорт.
По результатам аукционных торгов или конкурса заключается договор, в котором прописываются сроки передачи имущества, обязанности покупателя по перечислению средств и другие моменты.
Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:
- Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
- Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.
- Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.
- При последней редакции закона №178 в статью 13 и 28 не было внесено изменений.
- Ст 13
- В статье 13 178 ФЗ описываются способы приватизации имущества (муниципального и государственного).
- Основные способы приватизации:
Скачать Закон о приватизации 178 ФЗ в последней редакции можно по данной ссылке. Документ представлен со всеми изменениями на 2017 год, включая последнюю редакцию статьи 5 ФЗ 178.
Текст Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества” позволяет ознакомиться с порядком и организацией данного процесса. Подобное изучение полезно не только для тех, кто непосредственно сталкивается с данной процедурой, но и для рассмотрения соответствующего законодательства в целом.
Правовое
регулирование приватизации государственных
и муниципальных предприятий осуществляется
нормативными актами различного уровня:
федеральными законами, указами Президента
РФ, постановлениями Правительства РФ.Законодательство о приватизации имеет
определенную специфику, регулируя
отношения, в которых государство играет
главенствующую роль.Эта роль проявляется
также и в том, что нормы законодательства
о приватизации, как правило, императивны
и имеют приоритетное значение по
отношению к нормам гражданского права
при регулировании соответствующих
отношений.Основу
правового регулирования приватизации
составляют федеральные законы о
приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.Правовой
основой осуществления приватизации
государственных предприятий стал
вышеупомянутый Закон
1991 г., которым определялись порядок и
способы приватизации, льготы,
предоставляемые при приватизации,
основания и порядок признания
недействительными сделок приватизации
и многие другие вопросы.- Закон
1991 г. выделял следующие условия
приватизации государственных предприятий: - 1)
нахождение приватизируемого объекта
в государственной (муниципальной)
собственности; - 2)
принадлежность покупателя к субъектам
частной собственности; - 3)
возмездный характер приобретения
приватизируемых объектов.
Как
правило, приватизация предприятий
носила возмездный характер, т.е.
приобретение объектов приватизации
осуществлялось за плату. Исключением
из общего правила стало их приобретение
за приватизационные чеки, бесплатно
распространяемые среди населения.Закон
1991 г. утратил силу в связи с принятием
Федерального
закона
от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества
в Российской Федерации»*(435),
существенно изменившего понятие и
условия приватизации.- Основные
изменения порядка приватизации
заключались в числе прочего в следующих
принципах: - обязательная
возмездность приватизации; - законодательное
определение способов приватизации; - принятие
государственной программы приватизации
государственного имущества в Российской
Федерации в форме федерального закона; - существенное
изменение некоторых способов приватизации.
Так, приватизация путем приобретения
государственных и муниципальных
предприятий по конкурсу заменена на
продажу государственного или муниципального
имущества на коммерческом конкурсе с
инвестиционными и (или) социальными
условиями; - ужесточение
правовых последствий несоблюдения
законодательства о приватизации
покупателями государственного имущества,
в том числе ограничение прав победителя
коммерческого конкурса, изменение
момента перехода права собственности
на приватизируемое имущество.
Закон
1997 г. утратил силу в связи с принятием
21 декабря 2001 г. Федерального
закона
«О приватизации государственного и
муниципального имущества», вступившего
в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех
месяцев с момента его опубликования.Сохранив существовавшее в законодательстве
понятие приватизации, новый Закон
отграничил приватизацию государственного
имущества от иных способов его передачи
в частную собственность, например на
основании судебного решения, а также
изменил порядок и способы приватизации
предприятий.Из числа способов приватизации
исключен один из основных и первоначальных
ее способов — выкуп арендованного
государственного или муниципального
имущества, но в то же время добавлены
новые способы приватизации, такие как:
продажа за пределами территории РФ
находящихся в государственной
собственности акций открытых акционерных
обществ; продажа акций открытых
акционерных обществ через организатора
торговли на рынке ценных бумаг; продажа
указанного имущества посредством
публичного предложения; продажа
государственного или муниципального
имущества без объявления цены. Изменен
статус программы приватизации: прогнозный
план (программа) приватизации федерального
имущества подлежит ежегодному утверждению
Правительством РФ.Цели,
приоритеты и ограничения при проведении
приватизации в Российской Федерации
устанавливались Государственной
программой приватизации. В период
приватизации существовало три программы
приватизации: на 1992-1993 гг., на 1994 г. и на
период после 1994 г.Государственная
программа
приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской
Федерации на 1992 г. утверждена постановлением
Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N
2980-1 (с изм. от 25 декабря 1992 г. и от 1 июля
1993 г.) и применялась как в 1992, так и в 1993
г.Указом
Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 «О
государственной программе приватизации
государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации»
была утверждена новая программа
приватизации, введенная в действие с 1
января 1994 г. Указом
Президента РФ от 22 июля 1994 г.Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль.
Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.
Основу правового регулирования приватизации составляют федеральные законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.
Правовой основой осуществления приватизации государственных предприятий стал вышеупомянутый Закон 1991 г.
, которым определялись порядок и способы приватизации, льготы, предоставляемые при приватизации, основания и порядок признания недействительными сделок приватизации и многие другие вопросы.
Закон 1991 г. выделял следующие условия приватизации государственных предприятий: 1) нахождение приватизируемого объекта в государственной (муниципальной) собственности; 2) принадлежность покупателя к субъектам частной собственности; 3) возмездный характер приобретения приватизируемых объектов.
Как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, т.е. приобретение объектов приватизации осуществлялось за плату. Исключением из общего правила стало их приобретение за приватизационные чеки, бесплатно распространяемые среди населения.
Закон 1991 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123—ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», существенно изменившего понятие и условия приватизации.
Основные изменения порядка приватизации заключались в числе прочего в следующих принципах: обязательная возмездность приватизации; законодательное определение способов приватизации; принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона; существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу заменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество. Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. — М.: Наука, 2006. — С. 34.
Закон 1997 г. утратил силу в связи с принятием 21 декабря 2001 г. Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», вступившего в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех месяцев с момента его опубликования.
Сохранив существовавшее в законодательстве понятие приватизации, новый Закон отграничил приватизацию государственного имущества от иных способов его передачи в частную собственность, например на основании судебного решения, а также изменил порядок и способы приватизации предприятий.
Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.
Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.
С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.
Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:
- Классическая бесплатная приватизация жилья.
- Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
- Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
- Прямая продажа объекта на торгах.
Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.
Похожие записи:
-