Получение разрешений на строительство инвестиционная привлекательность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение разрешений на строительство инвестиционная привлекательность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Влияние получения разрешительной документации на инвестиционный

климат проекта

О.В. Фокина, А.Н. Коркишко ФГБОУВО «Тюменский индустриальный университет»

Аннотация: Разрешительная документация является одним из факторов влияния на инвестиционную привлекательность проекта. В статье представлены проблемы, а также значительные отличия в самой процедуре получения разрешения на строительство в различных регионах Российской Федерации. Отображены определенные вложения и временные затраты, необходимые на получение разрешения. В рамках исследования «Ведение бизнеса» представлен сравнительный анализ норм регулирования предпринимательской деятельности. Графически изображен рейтинг городов, а также сама Российская Федерация по показателю простоты получения разрешения на строительство. Показана работа по сокращению времени и стоимости административных процедур в строительстве в России и ее регионах. Предложены методы упрощения процедур получения разрешительной документации, а также механизмы оптимизации процессов в области строительства.

Ключевые слова: разрешительная документация, административные преграды, капитальное строительство, инвестиционный климат, упрощение процедур, капитальные затраты, расходы, оптимизация процессов.

Строительная отрасль является одной из важнейшей силы в российской экономике. Наиболее значимым параметром развития строительного предприятия служит управление инвестиционной активностью, в системе функций которой особое место уделяется планированию. Именно поэтому в современных условиях стоимость продукции и срок ее реализации во многом определяют эффективность строительной деятельности.

Одним из факторов, влияющих на инвестиционный климат проекта, является получение разрешения на строительство.

Разрешение на строительство — это документ, позволяющий выполнять застройку участка, строительство, реконструкцию зданий и сооружений. Порядок его получения регламентируется действующими законодательными и нормативными актами. Градостроительный кодекс определяет сроки и стоимость получения разрешения на строительство и разрешения на

эксплуатацию здания. (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017)).

Получение разрешительной документации на строительство требует определенных вложений и временных затрат. Зачастую, участники инвестиционного процесса сталкиваются с некоторыми преградами. Так, за счет недостатка информации, ошибок при оформлении необходимых документов, большого количества процедур, а иногда и коррупционных действий процесс получения разрешительной документации значительно затягивается, что существенно влияет на затраты инвесторов. [1, с. 105-110] Строительно-монтажные работы, а также капитальные затраты, приходящиеся на них определяют расходы, необходимые на строительство зданий и сооружений. Исходя из этого, расходы на получение разрешительной документации складываются из:

— расходов на разработку проектной документации (по заданию заказчика разработка технической документации, а так же выполнение изыскательских работ организацией, имеющей соответственную лицензию; получение результатов инженерно-геологических изысканий требует лабораторных исследований и проводится организацией, имеющей разрешение СРО на данный вид работ);

— расходов на приобретение или аренду земельного участка;

— топографической съемки земельного участка с проверкой проложенных коммуникаций (организация, имеющая разрешение СРО на данный вид работ, предоставляет топоплан участка с отчетом по коммуникациям);

— расходов на подключение к сетям водоснабжения и канализации, электроснабжения (получение технических условий, так же как и оформление заявления — бесплатно; стоимость подключения к инженерным коммуникациям зависит от тарифов на потребление

ресурсов; получение технических условий на ливневую канализацию требует дополнительных затрат); — дополнительных расходов, связанных с юридическими услугами, оформлением документов. В результате, для получения разрешения на строительство девятиэтажного жилого дома, подключения его к инженерным коммуникациям, мы затратим около одного года. Для этого нам понадобится пройти 22-54 процедуры получения согласований и необходимых документов в соответствующих инстанциях, имея при этом большие финансовые затраты. Большое количество этапов указывает на бюрократизацию, которая препятствует решению задач в области управления инвестиционными процессами.[2]

Процедура получения разрешений на строительство включает примерно одни и те же этапы во всех российских городах (Рис. 1). Однако их применения имеют значительные отличия во всех городах Российской Федерации. В некоторых случаях на практике на местном уровне могут выдвигаться дополнительные требования.

Отдельные вопросы инвестиционного строительства

Протокол совещания у статс-секретаря-заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Н.Н.Антипиной по вопросу расхождения текущих значений аналогичных показателей, предусмотренных целевыми моделями «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р от 16.11.2017 № 893-ПРМ-НА

Протокол совещаний в режиме видеоконференции по вопросам принятия в субъектах Российской Федерации документов территориального планирования и градостроительного зонирования в рамках внедрения целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», состоявшихся 29-30 ноября 2017 года от 30.11.2017 № 887-ПРМ-НА

Протокол заочного заседания рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» от 08.08.2017 № 556-ПРМ-НА

Протокол всероссийского совещания в режиме видеоконференции по вопросам внедрения целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» от 11.07.2017 № 513-ПРМ-НА

Протокол заочного заседания рабочей группы по мониторингу внедрения в Российской Федерации целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» от 03.07.2017 № 476-ПРМ-НА

Протокол заседания рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» от 16.06.2017 № 412-ПРМ-НА

Протокол всероссийского совещания в режиме видеоконференции по вопросам внедрения целевых моделей «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» и «Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения» от 04.04.2017 № 265-ПРМ-НА

Протокол заседания рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» от 21.03.2017 № 201-ПРМ-НА

Протокол всероссийского совещания в режиме видеоконференции по вопросам внедрения целевых моделей «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» и «Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения» от 27.02.2017 № 155-ПРМ-НА

Грамотные инвестиции способны приносить сделавшему их инвестору довольно высокую и, главное, стабильную прибыль. Вся загвоздка как раз в том и состоит, чтобы выбрать наиболее выгодный инвестиционный актив в нашем случае регион России, в который стоит вкладывать денежные средства.

Совершая подобный выбор, каждый инвестор руководствуется собственными представлениями о доходности и рискованности финансовых вложений. Однако любой из них начинает с того, что задается вопросом инвестиционной привлекательности субъекта РФ.

Другими словами, мы говорим о степени всестороннего развития региона. В том числе следует выделить несколько интересных моментов. При определении инвестиционной привлекательности субъекта федерации необходимо рассматривать направления инвестиционных потоков. А именно нужно проанализировать приходит ли больше денег в рассматриваемый регион или стремится его покинуть. То же самое касается человеческого ресурса.

В конечном счете подобная привлекательность региона отражает насколько выгодно либо невыгодно инвестировать в него капитал.

Инвестиционная привлекательность региона не является монолитным понятием, которое нельзя разделить на отдельные составляющие. Иными словами, можно выделить несколько факторов, которые формируют данный показатель. Прежде всего в этом ключе нам следует обсуждать существующий потенциал экономического развития конкретного региона, а также потенциальные инвестиционные риски, которые подстерегают инвестора, решившегося вложить в него собственные денежные средства.

Под потенциалом субъекта федерации принято понимать реальные возможности для его модернизации и развития, которые можно будет реализовать при условии наличия достаточного объема капиталовложений. Этот показатель является неотъемлемой составной частью инвестиционной привлекательности. Именно по потенциалу инвесторы могут сделать вывод о реальности получения прибыли на совершенные инвестиции.

Инвестиционная привлекательность строительной отрасли в современных условиях

Качество инвестиционного климата в регионах России сильно варьируется. Эти различия отражаются в ежегодно обновляемых рейтингах инвестиционной привлекательности регионов. В России таких рейтингов сразу три: рейтинги инвестиционной привлекательности регионов «Национального рейтингового агентства» (НРА) и «Эксперт РА», а также рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ «Агентства стратегических инициатив» (АСИ).

В основе трех упомянутых рейтингов – совершенно разные методики и разные наборы показателей. Несмотря на это, списки аутсайдеров трех рейтингов удивительно похожи. В числе регионов, чья инвестиционная привлекательность оценивается невысоко, во всех рейтингах из года в год оказываются республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия, а также некоторые другие «проблемные» регионы из разных частей страны.

Например, в свежем рейтинге инвестиционной привлекательности НРА к группе регионов с самой низкой инвестиционной привлекательностью (имеющей буквенное обозначение IC9) отнесены сразу 12 регионов: Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Забайкальский край, Ивановская и Курганская области. Согласно данным Росстата за первое полугодие 2018 года, на долю этой дюжины регионов приходится около 2,5% от общероссийского объема инвестиций в основной капитал – столько же инвестиций зафиксировано в Ленинградской области, являющейся одним из лидеров рейтинга.

Системные проблемы с региональной экономикой и инвестициями учитываются федеральным центром при принятии кадровых решений. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав.

Логично предположить, что привлечение инвесторов станет одной из ключевых задач для новых руководителей этих регионов. Решить эту задачу будет сложно. Низкая инвестиционная привлекательность этих регионов связана не с плохими управленческими способностями предыдущих губернаторов или их негативным имиджем. Инвестиции не приходят в эти регионы в силу хронических институциональных, инфраструктурных и социальных проблем. У этих проблем глубокие исторические корни, и справиться с ними за один политический цикл не представляется возможным.

Едва ли поможет исправить ситуацию и внедрение «Регионального инвестиционного стандарта», представляющего собой попытку повсеместно внедрить опыт привлечения инвестиций успешных регионов. Но в условиях сильной конкуренции за инвесторов опытные регионы будут выигрывать за счет преимуществ, выходящих за рамки «стандартного минимума».

Универсальных решений для привлечения инвесторов не существует. Каждому из новых региональных руководителей придется задействовать по максимуму задействовать преимущества своего региона и пытаться что-то сделать с недостатками.

Больше всего стартовых возможностей для привлечения инвесторов – у новых глав Ивановской области и Марий Эл. Эти два региона удачно расположены в европейской части России, вблизи крупных мегаполисов и основных транспортных потоков. Однако географическое положение этих регионов не только является их ключевым преимуществом, но и создает риски. Связаны эти риски прежде всего с тем, что регионам приходится конкурировать в борьбе за инвесторов с очень сильными соседями (Ивановской области – с Московской и Ярославской областями, а Марий Эл – с Татарстаном).

Выиграть в этой борьбе можно только за счет готовности глав регионов находить и удерживать потенциальных инвесторов. Личные гарантии и «ручной режим» сопровождения инвестиционных проектов – не лучшее решение в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной перспективе такой подход оказывается единственным способом компенсировать слабость институтов и отсутствие отлаженной системы поддержки инвесторов.

Новый губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, по всей видимости, понимает важность борьбы за инвесторов. На инвестиционном портале региона регулярно появляются новости о встрече регионального руководства с потенциальными зарубежными и российскими инвесторами. Эти встречи не всегда дают конкретный результат, однако кейсы позитивных результатов активности ивановского руководства уже есть. Например, руководству Ивановской области удалось приземлить в регионе проект животноводческого комплекса компании «Дымов». Ранее этот проект планировался к реализации в соседней Владимирской области, однако там забуксовал из-за конфликтов с местными жителями и неспособности руководства региона решить эти конфликты.

В Марий Эл ситуация развивается иначе: новое руководство региона пока за инвесторов не борется, зато глава республики Александр Евстифеев предлагает искать инвесторов руководителям предприятий, расположенных на территории региона. Такой подход не может быть решением проблем: инвесторам интереснее площадки в индустриальных парках и особых экономических зонах (таких в Марий Эл нет), а не старые предприятия с изношенными основными фондами.

Главный фактор, мешающий привлечению инвестиций в Дагестан и Кабардино-Балкарию – это устойчивый имидж небезопасных регионов. Обе республики по-прежнему входят в тройку лидеров по количеству зарегистрированных преступлений террористической направленности, а в лентах новостей практически ежемесячно появляются сообщения о ликвидации боевиков и иных криминальных активностях.

В условиях, когда не приходится ждать прихода крупных внешних инвесторов, помочь может мобилизация внутренних ресурсов регионов. Власти северокавказских регионов могут сделать ставку на стимулирование инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Прямой эффект от этих мер может показаться незначительным: вряд ли даже сотня малых предприятий сравнится по объемам инвестиций с одним инвестиционным проектом крупного бизнеса. Однако не следует забывать о косвенном эффекте: международные исследования показывают, что развитие малого и среднего бизнеса оказывает положительное влияние на приток прямых иностранных инвестиций. Серьезные иностранные инвесторы воспринимают развитие малого предпринимательства в качестве индикатора «здоровья» экономики региона и учитывают этот фактор при принятии инвестиционных решений.

Разрешение на строительство, согласно п. 1 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ – это документ, который подтверждает право на застройку территории и реконструкцию здания согласно разработанной проектной документации градостроительного регламента.

Наша компания предлагает помощь в получении разрешения на строительство объектов различного назначения. Специалисты «Геомер групп»:

  • помогут собрать и изготовить документы
  • оформят техдокументацию на землю
  • проконтролируют весь процесс согласования.

С нами вы экономите свое время на посещение инстанций и защищены от риска получить отказ.

Investment attractiveness of the construction industry in modern conditions

Для получения разрешения нужно подать заявление в градостроительный комитет по месту расположения ЗУ. Сложности могут возникнуть в том случае, если земля находится на границе территориальных образований. Такие участки могут занимать межселенную территории, располагаться на землях нескольких районов и т.п.

К заявлению необходимо приложить пакет документов:

  • Выписка из ЕГРН или правоустанавливающие документы.
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Его получают в местной администрации не позднее 3 лет до планируемого строительства. В противном случае план нужно получать повторно.
  • Схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ). Ее можно сделать самостоятельно, но нужно быть готовым к тому, что несоответствие схемы требованиям — одна из самых частых причин возврата документов и отказа в разрешении.
  • Проектная документация. По закону, предоставлять проектную документацию нужно не на все объекты. Этот вопрос стоит уточнить у специалиста на этапе сбора документов.

Дополнительные документы могут потребоваться в том случае, если ваш участок находится на территории, отнесенной к историческим объектам. Нюансов в сборе документов много. Поэтому, лучше проконсультироваться со специолистом.

Не хотите разбираться с юридическими тонкостями и требованиях к разным объектам капитального строительства? — Обращайтесь в «Геомер групп», мы поможем в оформлении разрешений на разные виды объектов капитального строительства.

На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.

В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:

— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),

— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,

— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)

Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.

Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.

вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).

Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.

Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.

ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.

Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.

А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.

Современная ситуация в России характеризуется противостоянием двух моделей градостроительного регулирования.

Первая модель, относительно новая для России, появилась в ответ на изменение политического и экономического строя и движется в направлении рыночной экономики, демократических прозрачных процедур. Эта модель представлена в данных Рекомендациях. По существу это модель, отринувшая неадекватную новым условиям идеологию советского градостроительства, но использующая все наработанные в то время технические и методические средства. Ключевым элементом этой модели, которую можно назвать правовой, является градостроительное зонирование. Правовая модель закреплена градостроительным и, отчасти, земельным законодательством федерального уровня.

Госдума отклонила в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в статью 740 Гражданского кодекса РФ и Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Законопроект, внесенный группой депутатов, направлен на уточнение юридических лиц, которые вправе выступать заказчиками и застройщиками при долевом строительстве.

В ст. 740 Гражданского кодекса вносится дополнение, согласно которому заказчик и (или) иные лица, привлекаемые им к выполнению строительных работ, являющиеся юридическими лицами, вправе привлекать денежные средства граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве исключительно в случае, если соответствующее юридическое лицо является обществом с дополнительной ответственностью либо обладает имуществом на праве собственности, позволяющим единовременно погасить все свои обязательства перед гражданами — участниками долевого строительства.

В Законе, касающемся участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, уточняется понятие застройщика. Под застройщиком понимается юридическое лицо, являющееся обществом с дополнительной ответственностью либо обладающее имуществом на праве собственности, позволяющим единовременно погасить все свои обязательства перед участниками долевого строительства, или индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство. При этом к иным объектам недвижимости относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и иные объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения.

Профильные комитеты Госдумы выступили против принятия законопроекта.

В отличие от строительства на заемные средства, проектное финансирование предполагает непосредственное участие финансовой организации в разработке проекта. Ведь возврат инвестиций напрямую зависит от финансового потока, генерируемого конкретно этим проектом, а не всей деятельностью компании.

«В условиях кризиса банки, как правило, не особо церемонятся со своими заемщиками, — комментирует Мария Литинецкая. — Они могут потребовать досрочного погашения, закрыть кредитную линию и т.д. В 2008-2009 годах мы неоднократно были свидетелями того, как крупные банки забирали проекты за долги. В случае с проектным финансированием, схема работает несколько иначе. Банк сам является участником проекта, он кровно заинтересован в его развитии».

В России проектное финансирование чаще применяется на рынке коммерческой недвижимости. Однако на московском рынке жилой недвижимости эконом- и комфорт-класса присутствуют несколько объектов с проектным финансированием. Например, жилые комплексы «Ривер Парк» и «Life-Митинская» реализуются с участием одного из самых надежных российских банков — Сбербанка РФ.

Один из основных принципов инвестирования заключается в том, чтобы продать актив с существенным плюсом. На рынке недвижимости Москвы в последние год-два цены на недвижимость растут не очень активно. Основной причиной, по которой цены увеличивались в том или ином проекте, был выход на новую стадию строительства. Соответственно, для получения прибыли инвестору необходимо войти в проект на ранней стадии, когда цены еще находятся на минимальном уровне.

Во второй половине 2014 года на столичном рынке недвижимости эконом- и комфорт-класса стартовали продажи в четырех проектах. Самый низкий порог вхождения аналитиками компании «Метриум Групп» был зафиксирован в жилом комплексе «Ривер Парк» — от 4,95 млн рублей за «однушку» площадью 30,95 кв. м. Чуть дороже обойдется жилье площадью 40,7 кв. м в ЖК «Дом на Изумрудной» — 7,015. Третью строчку занял ЖК «Life-Митинская Экопарк» с 7,5 млн рублей за 43,16 кв. м. Самым дорогим из «новичков» оказался ЖК «На Циолковского» — 10,6 млн рублей за 46,6 кв. м.

Понятие инвестиционной привлекательности регионов РФ

Еще одним важным фактором роста цен, помимо стадии строительства дома, является наличие или открытие в ближайшей перспективе рядом с комплексом станции метро. Согласно рейтингу самых инвестиционно привлекательных проектов эконом-класса у будущих станций метро, подготовленному экспертами «Метриум Групп», в пятерку лидеров вошли жилые комплексы «Некрасовка» и «Некрасовка Парк» (станция «Некрасовка» откроется в 2015 году), ЖК «Ривер Парк» («Нагатинский Затон», 2019 г.), «Новая Пресня» («Шелепиха», 2015 г.), ЖК «Белый Парк» («Беломорская улица», 2020 г.) и ЖК «О7» («Аминьевское шоссе», 2017 г.). По оценке специалистов, цены в этих проектах после открытия метро могут увеличиться на 30-40% к текущему уровню.

В последнее время для столичного рынка недвижимости эконом- и комфорт-класса этот параметр уже гораздо менее актуален — с приходом мэра Сергея Собянина случайным компаниям получить участок под застройку и разрешение на строительство стало намного сложнее. Тем не менее, покупателям не стоит терять бдительность. Жилые комплексы в Москве строят такие известные и зарекомендовавшие себя компании, как СУ-155, ПИК, ДСК-1, «Пионер», «Сити XXI век», ФСК «Лидер», «Ведис», MR Group и другие.

Но все-таки иногда на рынке появляются новички. Например, если посмотреть документацию по жилому комплексу «Ривер Парк», то можно увидеть, что этот проект реализует ООО «Речников Инвест». Эта компания была зарегистрирована пять лет назад, однако до недавнего времени не имела в своем активе ни одного девелоперского проекта. Однако, как отмечают аналитики «Метриум Групп», это абсолютно нормальная практика для столичного рынка недвижимости, когда застройщиком выступает компания, созданная специально под проект крупными игроками рынка. В случае с ЖК «Ривер Парк» это очень серьезные партнеры — AEON Corporation и «Ферро-Строй»

AEON Corporation является крупной международной компанией со штаб-квартирой в Москве. Занимает 91-ое место в рейтинге крупнейших частных компаний России по версии Forbes с годовой выручкой 60 млрд рублей. Корпорация ведет свою деятельность на территории России, Германии, Голландии, Украины и Казахстана. Основными бизнес-направлениями являются транспорт и недвижимость: в портфеле корпорации несколько аэропортов и речных пароходств, судостроительные заводы, проекты в области жилой и коммерческой недвижимости. В настоящее время, помимо строительства ЖК «Ривер парк», при финансовой поддержке Сбербанка достраивает Башню Федерация, собственником которой и является.

Портфель «Ферро-Строй» насчитывает три сданных в эксплуатацию жилых комплекса суммарной площадью 116 тыс. кв. м, около 100 тыс. завершенных объектов коммерческой недвижимости классов A и B+, а также 136 тыс. кв. м проектов жилой и коммерческой недвижимости в стадии реализации.

«Помимо перечисленных факторов я бы рекомендовала обратить внимание еще на два нюанса: сочетание цены/качества и наличие в продаже высоколиквидных однокомнатных квартир площадью от 35 до 45 кв. м, — резюмирует Мария Литинецкая. — Оптимальное сочетание цены и качества складывается, в первую очередь, из удачной концепции и конкурентоспособных цен. Грамотный проект, обладающий уникальными характеристиками, цены в котором сопоставимы с другими новостройками или ниже, имеет больший потенциал роста, чем обычная типовая новостройка с низким ценником. Одним из таких проектов сегодня является «Ривер Парк» — единственный жилой комплекс в комфорт-классе, расположенный на первой береговой линии Москвы-реки в шаговой доступности от парка «Коломенское»».

«Жилой комплекс «Ривер Парк» обладает не только высоким инвестиционным потенциалом, но и идеально подходит для комфортной жизни в большом мегаполисе, — говорит Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». — Его уникальное местоположение позволит будущим жителям отвлечься от городской суеты, не уезжая при этом за пределы Москвы. Уверена, многие из тех, кто сегодня рассматривают квартиры в «Ривер Парке» в качестве инвестиционного инструмента, по прошествии времени пересмотрят свои планы и захотят остаться здесь жить».

  • Новости поселения
  • Новости Волгоградской области
  • Работа антинарткотической комиссии
  • Карта сайта
  • Законодательная карта
  • Новости поселения
  • Новости Волгоградской области
  • Комфортная городская среда
  • Карта сайта
  • Законодательная карта

Секция №5. Подходы к совершенствованию регулирования государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе.

УДК 332.02

Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград, Российская Федерация

В поисках новых решений: как привлечь инвестиции в «проблемные» регионы

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные направления совершенствования мер по поддержке инвестиционной привлекательности Волгоградской области.

Ключевые слова: государственная поддержка; ГЧП; государственно-частное партнерство; инвестиционная привлекательность; Волгоградская область.

Abstract: In this article, the main directions of improving measures to support the investment attractiveness of the Volgograd region are considered.

Key words: governmental support; PPP; public private partnership; Investment attractiveness; Volgograd region.

Одним из важнейших приоритетов инвестиционной политики Волгоградской области является обеспечение сбалансированного общественно-экономического становления муниципальных образований Волгоградской области. На данный момент для возрастания инвестиционной привлекательности муниципальных образований Волгоградской области проведена значительная работа:

  • разработаны инвестиционные паспорта территорий;
  • формируются перечни инвестиционных планов, свободных земельных участков и незадействованных мощностей;
  • проводятся семинары с начальниками муниципальных образований Волгоградской области.

В настоящее время существует пять направлений совершенствования мер по государственной поддержке инвестиционной привлекательности Волгоградской области:

  • разработка грамотных мер стратегического планирования инвестиционной деятельности;
  • разработка программы «дорожные карты» в Волгоградской области;
  • введение Регионального инвестиционного эталона;
  • увеличение качества работы организации АО «Корпорация развития» по привлечению инвестиций;
  • совершенствование механизма ГЧП (государственно-частного партнерства).

В ближайшей перспективе планируется оказать содействие муниципальным образованиям Волгоградской области в разработке документов тактического планирования, которые будут основываться на комплексном исследовании нынешнего общественно-экономического состояния. В будущем применение инструментов контроля региональной дифференциации должно содействовать не только решению нынешних финансовых задач муниципальных образований Волгоградской области, но также поддерживать их долгосрочное становление.

«Дорожные карты» — это официальное наименование особых планов мероприятий, разработанных в границах Национальной предпринимательской инициативы АНО «АСИ», Автономной некоммерческой организации Агентство стратегических инициатив, и направленных на облегчение, удешевление, а также ускорение действующих на территории субъектов Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса.

Региональный инвестиционный эталон, разработанный АНО «АСИ», — это наименьший состав требований, успешная реализация которых предоставит возможность увеличить приток инвестиций в Волгоградскую область, сформировать инфраструктуру результативной коммуникации между бизнесом и территориальной властью. Данным документом определен надлежащий перечень мер, направленных на возрастание инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации, на сохранение прав инвесторов и возрастание прозрачности системы поддержки предпринимателей.

Региональный инвестиционный эталон предъявляет следующие требования к инвестиционной инфраструктуре:

  • создание специализированного предприятия по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
  • возведение инвестиционных площадок для размещения объектов инвесторов;
  • создание специализированного инвестиционного портала;
  • налаживание каналов прямой связи инвесторов и органов власти субъекта Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности задач и вопросов.

Итоги внедрения на территории Волгоградской области требований Регионального инвестиционного эталона приведены в таблице 1.

Menu

  • 2020 год
  • 2019 год
  • 2018 год
  • 2017 год
  • 2016 год
  • 2015 год
  • Оргвзнос и участие
  • оформление статей
  • Подать заявку
  • Новости поселения
  • Новости Волгоградской области
  • Формирование комфортной городской среды
  • Карта сайта
  • Законодательная карта

Современная практика формирования инвестиционных ресурсов для реализации проектов создания предприятий указывает на то, что при разработке условий привлечения инвестиций приходится анализировать многообразные внешние и внутренние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность проектов. Необходимость проведения подобного анализа обусловлена прежде всего открытостью экономического пространства России, возможностью использования для достижения поставленных целей множества различных методов и ресурсов.

Как правило, при анализе проблемы инвестиционной привлекательности проектов их разработчики акцентируют внимание на оценках степени благоприятности инвестиционной ситуации, инвестиционном климате, а также на наличии у проекта определенных преимуществ в сравнении с другими конкурирующими.

Анализ показывает, что на инвестиционную привлекательность проекта совокупно влияют следующие группы факторов.

1. Технико-экономическая обоснованность проекта со следущими данными:

  • технико-экономическим обоснованием проекта;
  • инвестиционным проектом и бизнес-планом к нему;
  • юридическим обоснованием проекта, учитывающим требования действующего законодательства.

2. Система законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения инвестиций.

Эта группа факторов отражает законодательные гарантии равной зашиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от формы собственности. Так, например, Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены равные права инвесторов:

  • на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
  • на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
  • на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления;
  • на осуществление контроля за целевым использованием средств;
  • на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестирования.

В рамках этого закона государство предусматривает в первую очередь создание благоприятных условий для инвесторов, включая:

  • совершенствование налоговой системы, механизма начисления амортизации и использования амортизационных начислений;
  • защиту интересов инвесторов;
  • принятие антимонопольных мер;
  • расширение возможностей использования ипотеки;
  • развитие финансового лизинга;
  • переоценку основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • формирование субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Предусматривается также прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

3. Степень перспективной стабильности функционирования предприятия. Она отражает прогнозируемые возможности сбыта продукции и обеспечения высокого уровня использования производственных мощностей предприятия, что является необходимым условргем высокой эффективности использования инвестиций. К этой группе факторов следует отнести:

  • стабильность спроса на данную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
  • прогнозируемый уровень использования производственных мощностей предприятия;
  • надежность обеспечения предприятия материально-трудовыми и финансовыми ресурсами.

4. Степень применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании, которая характеризует для инвестора потенциальные возможности предприятия обеспечить высокую конкурентоспособность продукции. К группе факторов, отражающих влияние научно-технического прогресса, относятся:

  • использование в процессе производстве продукции новейших достижений науки и техники;
  • соответствие параметров продукции требованиям потребителей и ее высокая конкурентоспособность;
  • обеспечение строгого соблюдения требований охраны окружающей среды.

5. Ожидаемая эффективность инвестиций должна отражать действительную инвестиционную привлекательность проекта. Для этого определяются основные показатели эффективности проекта:

  • чистый доход;
  • чистый дисконтированный доход;
  • индекс доходности;
  • аннуитет;
  • внутренняя норма доходности;
  • срок окупаемости инвестиций;
  • оценка риска.

Для интегральной характеристики влияния всей приведенной выше совокупности факторов могут быть использовны как расчеты с примением простых или сложных методов (к примеру, экономико-математических методов), так и экспертные оценки значимости каждого фактора и суммирование баллов применительно к проекту предприятия.

Одним из основных средств для осуществления какой-либо деятельности предприятия является наличие необходимого капитала или инвестиционного ресурса. В качестве альтернативы вложения капитала могут быть создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства, ценные бумаги и нелевые денежные вклады, научно-техническая продукция, объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную продукцию.

Объем финансовых вложений предприятий России в первом полугодии 2000 г. составил 582,44 млрд руб., из них на покупку облигаций и иных долговых обязательств было затрачено более 31%, на покупку паев и акций других компаний — более 15% и около 6% средств — на предоставление займов другим компаниям.

Надо отметить, что капитал предприятия представляет сложный структурированный объект. Структура капитала определяется соотношением собственных и заемных средств, а также условно постоянными и условно переменными затратами на производство продукции. Оценка структуры капитала производится но его источникам. При этом основу инвестирования в основной капитал составляют собственные средства предприятий и заемные средства, включающие в себя кредиты банков, эмиссию ценных бумаг, заемные средства других компаний и средства государственного бюджета. В таблице 20.1 представлена структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал.

Таблица 20.1.

Структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал,%

Источник 1 полугодие 1998 г. 1 полугодие 1999 г. 1 полугодие 2000 г. 1 кв. 2001 г.
Бюджетные средства 45,0 38,0 44,0 37,0
Средства внебюджетных фондов 17,0 20,0 8,0 9,0
Заемные средства 13,0 12,0 20,0 12,0
Эмиссия 1,0 0,6 1,0 0,2
Прочие 13,0 18,0 18,0 30,08
Кредиты 11,0 12,0 9,0 11,0
Всего средств, млрд руб.: 155,8 183,7 350,7 331,0
Собственных 55,6 56,6 55,9 49,6
Заемных 44,4 43,4 44,1 50,4

Как видно из данных таблицы 20.1, сложившаяся к началу 2001г. структура финансирования капитальных вложений характерна тем, что 80% составляют собственные средства предприятий и менее 20% приходится на привлеченные (банковские займы, средства от эмиссии акций и займы у других компаний).

Задолженность по полученным кредитам банков и займам в целом по России составила на 1 июля 2000 г. 804,7 млрд руб., в том числе просроченная — 99 млрд руб. или 12,3% от полученных кредитов банков и по займам.

Факторы инвестиционной привлекательности региона

Высокая неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Поэтому анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес.

Надо отметить, что анализ инвестиционной привлекательности, проводимый в целях привлечения инвестиций, проводился и до перехода на рыночные отношения. При этом широко применялись в основном зарубежные методики.

В настоящее время существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов. Каждый из анализируемых нами подходов имеет свои «плюсы» и «минусы». Поэтому, не претендуя на абсолютную истину, рассмотрим один из подходов, авторы которого на протяжении ряда лет работают над формированием методики определения и анализа инвестиционной привлекательности регионов. Думается, что по мере экономического роста нашей страны многие из аргументированных подходов будут уточняться и дополняться показателями, характеризующими как ее инвестиционный климат, так и инвестиционную привлекательность регионов.

Инвестиционный климат можно рассматривать как условия инвестирования, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. На макроуровне это понятие включает в себя показатели политического, экономического и социального состояния государства или отдельного региона.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя во взаимоотношениях отдельных инвесторов и конкретных государственных органов, включая местные органы самоуправления, банки, предприятия и др.

Инвестиционная привлекательность регионаэто совокупность признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью. В свою очередь инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Она, как и инвестиционная привлекательность, может быть как текущей (за период анализа), так и прогнозируемой, или перспективной. При этом применяемые подходы к оценке привлекательности и активности региона на стадии анализа должны оставаться неизменными. В то же время показатели, используемые при оценке привлекательности или активности региона на каждом этапе развития российской экономики, могут меняться. Например, на этапе системного кризиса (1992-1998 гг.) такие важнейшие для рыночной экономики индикаторы, как объем прибыли и темпы ее изменения в региональном разрезе, перестали играть значимую роль.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов составляется ежегодно и предназначен прежде всего для сопоставления регионов по условиям деятельности прямых инвесторов.

Инвестиционная привлекательность региона формируется с одной стороны — инвестиционным потенциалом территории, а с другой — возможными рисками. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск — это агрегированное представление целой совокупности факторов. Наличие региональных инвестиционных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.

При определении инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические, социально-демографические и другие факторы. К ним относятся:

  • политические (авторитетность местных органов управления, стабильность законодательных и исполнительных структур);
  • экономические (структура экономики региона, тенденции в социально-экономическом развитии региона, уровень инфляции, наличие высокоэффективных инвестиционных объектов и др.);
  • ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • трудовой (наличие трудовых ресурсов и их образовательный уровень, наличие квалифицированной рабочей силы);
  • производственный (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона, объем промышленного производства, объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий, доля убыточных предприятий, наличие экспортного потенциала);
  • финансовый (объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения региона, объем налоговых льгот);
  • инновационный (уровень развития науки, НИОКР и их финансирования, внедрение достижений научно-технического прогресса в регионе);
  • институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, уровень развития малого предпринимательства);
  • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • социальный (обеспеченность населения жильем, уровень безработицы, отношение населения к рыночным реформам, совокупная покупательная способность населения региона).

Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

  • освоению невостребованного научно-технического потенциала России;
  • продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;
  • содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;
  • содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
  • созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;
  • освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
  • содействию производственной инфраструктуры.

Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

  • инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;
  • инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
  • инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;
  • иностранные кредиты;
  • лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;
  • финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

  • регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);
  • устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;
  • устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;
  • создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;
  • создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург — 300 млн дол. и Нижний Новгород — 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.

Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т.д.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесто��ам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй — Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.

Основные факторы, влияющие на привлечение инвесторов в любой регион России, можно условно разделить на 3 категории. При этом обязательно учитывается критерии каких-либо изменений, на которые повлияли действий местных управленцев:

  1. Факторы, которые можно поменять в кратчайшие сроки. Например, решение региональных властей о реализации продукции или начала ее производства в определенных объёмах, выдача разрешений на аренду земли или строительство нового объекта.
  2. Факторы, которые требуют длительной реализации, зависящие от управленческих действий: региональные программы развития, внедрение нового крупного производства, разведка и последующая добыча полезных ископаемых, социальные нормы, инфраструктура, привлечение интеллектуальных ресурсов и т.д.
  3. Природные факторы – каждый регион имеет уникальное географическое расположение, климат, природные ресурсы (определяющих привлекательность субъекта РФ). Такие параметры неподвластны для изменения управленцами или инвесторами, но их обязательно следует учитывать.

Анализируя проблемы инвестиционной привлекательности России, можно выделить несколько основополагающих факторов, которые заключаются в следующем:

  • общая (международная) инвестиционная оценка;
  • высокий уровень коррупции;
  • нестабильное состояние экономики в стране и регионах;
  • несовершенная законодательная база;
  • препятствия на таможне (оформление документации при сопровождении грузов и временные запреты на ввоз при пересечении границ);
  • высокие процентные ставки по кредитам;
  • непрерывный отток интеллектуальных ресурсов из регионов;
  • определенные ограничения в сфере транспортного сообщения и связи;
  • проблемы оформления виз для иностранных инвесторов;
  • недостаточное количество финансовых инструментов, которые необходимы во время сопровождения инвестиций и развития новых финансовых схем;
  • отсутствие гарантий со стороны государственных и региональных властей для инвестора;
  • необходимость привлечения большого количества человеческих ресурсов;
  • значительные затраты времени на оформление технической документации и проведение экспертиз;
  • тяжелое финансовое положение действующих предприятий, на базе которых запланировано формирование новых производств;
  • неблагоприятная правовая среда.

Туристические ресурсы являются важными элементами инвестиционной привлекательности территорий любого региона Российской Федерации. Факторы, влияющие на привлечение инвесторов в данном секторе экономики, можно условно разделить на 2 категории: привлекательность имеющихся природных ресурсов и развитие/улучшение условий для увеличения потока туристов.

В данном случае, повышение привлекательности напрямую зависит от климата региона.

Разрешение на строительство

Введение. Земля является главным богатством для человеческого общества, определяющим фактором экономической, политической, производственной и других сфер жизни человека. Земля — это единственно возможное место проживания человека; все процессы жизнедеятельности человека прямо или косвенно связаны с землей [1].

Однако стоит различать понятия «земля» и «земельный участок». Под словом «земля» в повседневной практике понимается неосвоенная собственность, а «земельный участок» это часть территории, на которой выполнены какие-то работы по его улучшению, позволяющие использовать его по определенному целевому назначению [2].

В нормативной литературе можно найти несколько определений термина «земельный участок». Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001

N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016 с изм. и доп.), вступившим в силу с 01.01.2017, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи [3, ст.6].

С появлением возможности приобрести земельный участок в частную собственность земля стала товаром, имеющим цену. Цена здесь, как и для всякого товара, регулируется спросом и предложением, однако особенность земли заключается в том, что ее ресурс ограничен природным фактором. Формирование спроса и цены на землю зависит от конкретного региона, а также с учетом региональных факторов, в частности, экономическое и социальное развитие, природно-климатические характеристики и т. д. Инвестору, для того чтобы сделать выгодное вложение, необходимо ответственно подойти к выбору месторасположения участка [4].

Помимо сведений, которые можно получить из кадастра, земельный участок как объект рыночных отношений имеет следующие характеристики:

1) местоположение объекта относительно центра населенного пункта;

2) экологическая обстановка по месту нахождения земельного участка, которая важна для покупателей, инвесторов;

3) логистические (транспортные) показатели, позволяющие определить доступность земельного участка для транспортной инфраструктуры;

4) геологические показатели. В ряде регионов данные этого показателя позволяют определить сейсмичность места расположения участка, что напрямую влияет на будущую цель использования под строительство;

5) экономические показатели, такие как кадастровая стоимость земли и рыночная стоимость;

6) иные показатели. Заинтересованные стороны и правообладатели участков вправе выявлять и устанавливать иные характеристики (например, качество застройки, её эксплуатационная надежность [5]), имеющие значение для определения его свойств [6].

Влияние выбора земельных участков на инвестиционную привлекательность объектов наилучшим образом может быть отражено именно на основе вышеперечисленных характеристик с помощью сравнения районов, отведенных под строительство жилых зданий. В статье для такого сравнения выбраны два города на севере и юге страны: Краснодар и Санкт-Петербург.

Цель. Определить степень влияния месторасположения земельного участка на инвестиционную привлекательность (на примере жилых комплексов городов Краснодара и Санкт-Петербурга).

Задачи:

1. Выявление факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность земельных участков Санкт-Петербурга и Краснодара на основе анализа рынка недвижимости этих городов.

2. Составление рейтинга факторов по степени важности для Санкт-Петербурга и Краснодара.

Обзор литературы. В учебнике «Инвестиции» А. С. Нешитой [7] дано определение термина «инвестиции»: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в объекты различной деятельности, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» содержит следующее определение: «инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [8]. Данный термин является ключевым в понятии «инвестиционная привлекательность», за толкование и исследование которого принимались многие отечественные и зарубежные авторы. Стоит заметить факт неоднозначности и многогранности понятия, его смысл и акценты в определениях разнятся в зависимости от объекта исследования.

В экономической теории дается сразу несколько определений такому понятию, как инвестиционная привлекательность. С одной стороны, это финансово-экономический показатель, а с другой, совокупность качественных и количественных характеристик, в которых выражаются оценки внешней среды и факторы ее влияния на компанию. Все параметры можно условно разделить на две группы:

  1. Внешние характеристики – политические, экономические, социальные и правовые, которые определяют положение объекта именно во внешней среде.
  2. Внутренние показатели, то есть анализ технической, производственной и финансовой обеспеченности фирмы, ее потенциал, а также способность справиться со сложностями в период кризиса.

Более четкого определения данного понятия не существует и единственный совет, который можно дать, чтобы определить на каком этапе и уровне находится инвестиционная привлекательность компании, это задать вопросы, куда, когда и в каком объеме инвестор может вложить свои средства, чтобы гарантированно получить прибыль.

Исследователи и ученые сводят определение привлекательности компании, с точки зрения инвестирования, к применению самых простых методик ранжирования на основании проведенных исследований и вынесенных оценок экспертов. Иными словами, чем выше оценки компании, касающиеся ее деятельности, тем более привлекательной с точки зрения вложения средств она будет для людей, желающих приумножить свой капитал.

На основании рассмотренных выше критериев оценки деятельности любой компании, мы можем предложить десять возможных путей, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность любой компании. Итак, начнем.

Способ №1 – Повышение стабильности предприятия в производственной сфере

Следует отметить, что использование всех имеющихся ресурсов на предприятии – это залог успеха. Если в производственном цехе работает только пять станков, а еще пять простаивают, то в отношении первых возрастет их фактический износ, а вторые рано или поздно заржавеют. С другой стороны, производство должно быть организовано так, чтобы выпущенная продукция не пылилась на складе, а сразу уходила на реализацию. Иными словами, работа компании в этом направлении должна быть четко сбалансирована. Фирма должна выпускать ровно столько продукции, сколько у нее покупают и быстро реагировать на рост или падение спроса.

Способ №2 – Обеспечить коммерческую успешность компании

Лишь успешные фирмы всегда находятся на вершинах рейтинга популярности и могут претендовать на получение дополнительных денежных поступлений в виде инвестирования. Как правило, инвесторы, принимая решение о том, давать или не давать деньги на развитие компании, уделяют большое внимание данному фактору.

Способ №3 – Поддержание финансовой стабильности у предприятия

Чтобы иметь возможность получить дополнительные средства на развитие компании от инвесторов, необходимо подтвердить свое стабильное финансовое положение. Для этой цели требуется соблюдать сразу несколько правил. С одной стороны, у компании не должно быть крупных задолженностей (например, по зарплате или перед банком), а с другой, расходы по деятельности должны быть минимизированы.

Способ № 4 – Правильно организовать управление компанией

Если вы не знаете, как повысить инвестиционную привлекательность компании, то обратите в первую очередь внимание на то, каким образом построено управление предприятием. Насколько целесообразно наличие тех или иных отделов, а также возможное отсутствие некоторых единиц общей управленческой структуры. Это позволит более рационально использовать рабочее время сотрудников, а значит сделать компанию успешнее.

1. Инвестиционно-строительная деятельность

Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов.

В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов и муниципальных образований по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона и муниципального образования в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне. Именно на региональных и местных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций [53].

Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов-лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

Регионы, муниципальные образования находятся в условиях жесткой конкуренции за привлечение инвестиций. Главным проводником проводимой ими инвестиционной политики являются местные органы власти, от активности которых зависит будущее региона. Регионам и муниципальным образованиям необходимы инструменты, создающие инвестиционную привлекательность и инвестиционный имидж. Информация, необходимая инвестору, носит комплексный характер и содержит широкий спектр показателей, поэтому необходимы инструменты представления качественного материала о территории, ее экономическом и инвестиционном потенциале. Но для внедрения социально-экономических программ муниципальных органов власти необходимы инструменты мониторинга и контроля. В тоже время данные инструменты на сегодняшний день требуют пересмотра и организации целой системы, функционирующей на постоянной основе.

Одним из решающих условий преодоления кризиса российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг – это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью – ключевой вопрос текущего момента.

Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ инвестиционных процессов, факторов инвестиционной привлекательности позволяет сделать ряд выводов и обобщений, которыми завершается это исследование:

Изучив теоретические подходы к управлению инвестиционной привлекательностью на местном уровне, можно сделать вывод о том, что понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принято выделять «инвестиционный потенциал», — количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» — ее качественную характеристику.

Для того чтобы рассмотреть основные проблемы привлечения инвестиций на территорию муниципального образования «Нижнекамского муниципального района», в марте 2009 года было проведено исследование в виде экспертного опроса.

Из ответов респондентов ясно, что специалисты признают отсутствие в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, основанных на принципах информационной открытости, единой информационной базы данных потенциала города. Проявляя солидарность с потенциальными инвесторами, они также высказывают необходимость разработки Концепцию инвестиционной политики муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, которая, по их мнению, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности данного муниципального образования.

Таким образом, выявилась необходимость в создании «Концепции инвестиционной политики муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан», как эффективного инструмента привлечения инвестиций на территорию муниципального образования.

5921

12989

8697

1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве

Фото 22719

19172

17906

  • Новости поселения
  • Новости Волгоградской области
  • КОРОНАВИРУС. ИНФОРМАЦИЯ
  • БЛАГОУСТРОЙСТВО
  • Карта сайта
  • Законодательная карта


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *