Решение о признании права собственности служебного помещения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение о признании права собственности служебного помещения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 г. дело по иску Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. к Департаменту жилищной политикии жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

по кассационной жалобе Негробова В.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Негробова В.И. и его представителя Боголюбского С.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Эльдарова А.М., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что Негробову В.И. в связи с его работой в жилищно-эксплуатационной комендатуре № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (далее — комендатура № … ЖКО КЭУ г. Москвы), находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на основании служебного ордера, выданного Ленинским исполкомом г. Москвы 16 апреля 1992 г. на состав семьи из четырех человек (Негробов В.И., его жена Негробова Л.H., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.), была предоставлена трехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: г. …. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решения об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.

Дело рассматривалось судами неоднократно.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Негробов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы Негробова В.И. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 декабря 2012 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 апреля 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и второй инстанций, которые выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 1983 г. Негробов В.И. был принят на работу в комендатуру № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы … дежурным по ЦТП. Указанная комендатура находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

16 апреля 1992 г. Ленинским исполкомом г. Москвы Негробову В.И. на состав семьи из четырех человек (он, его жена Негробова Л.Н., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.) был выдан служебный ордер на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. …, общей площадью 68,6 кв.м., жилой площадью 46,2 кв.м.

На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возни�� спор.

В 1995 году Негробов В.И. уволился из комендатуры № … ЖКО КЭУ г. Москвы.

На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжали проживать в спорной квартире.

Признание права собственности на служебное жилое помещение


Заявители обратились в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска было указано, что дом, в котором находится спорное помещение, был передан от Минобороны России в собственность субъекта Федерации. На обращение заявителей по вопросу приватизации уполномоченный орган ответил, что жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит.

ВС РФ указал следующее.

Согласно ранее сформулированным разъяснениям ВС РФ, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам соцнайма.

В связи с этим граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.

Данные разъяснения судом при разрешении спора учтены не были.

С учетом изложенного иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Правовые нормы по выселению граждан из квартир Верховный суд разобрал самые спорные моменты Жилищного кодекса

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддер жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

Учитывая, что в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности постановляет дать судам следующие разъяснения:

Общие положения

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.

3. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность».

Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С. обращаются с иском в суд к департаменту и жилищному фонду Москвы, а также ОАО «Теплосеть», где просят признать в рамках приватизации право общей долевой собственности, по ½ доли за каждым, на квартиру.

Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации

Приватизировать желанные квадратные метры все же можно. Вот три варианта.

  1. Вариант 1: Если служебное жилое помещение строилось или приобреталось коммерческой организацией за собственные средства, а затем было передано жильцам – право пользования квартирой по договору социального найма за ним не признается.
  2. Вариант 2: Если служебное жилое помещение принадлежало в прошлом государственному предприятию, передавшему добровольно жилой фонд органам местного управления. В такой ситуации за жильцами при их желании может быть признано право использовать жилье на условиях социального найма с возможностью изменения статуса, если государственное предприятие не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось . Время передачи жилого фонда госпредприятием муниципалитету (до или после утверждения Жилищного кодекса РФ) в этом вопросе роли не играет. Если же предприятие продолжает оставаться государственным и жилой фонд в муниципалитет не передает, то служебное жилье сохраняет тот же статус, а его жильцы не могут рассчитывать на приватизацию .
  3. Вариант 3: по закону о приватизации приватизированное жилье передают государству. Но если служебные жилые объекты зависают на балансе бывших госпредприятий давно реорганизованных в коммерческие и в муниципальную собственность так и не передаются, то в такой ситуации нежелание муниципалитета принять жилой фонд в свою собственность дает возможность жильцам служебных квартир заключать договоры с дальнейшей приватизацией служебного жилья.

Седьмая статья Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.

И все же главное назначение служебных квартир — проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.

Заключение о возможности приватизации квартир выдает департамент имущественных отношений администрации. К заявлению надо приложить минимальный перечень копий документов:

  • лицевого счета;
  • выписки из реестра муниципального имущества (предварительно запросить в том же департаменте);
  • паспорта;
  • техпаспорта на квартиру.

Обращаться надо в департамент с просьбой разрешить приватизацию занимаемого жилья. При положительном решении вопроса в департаменте, жилье приватизируется в общем порядке, если получен отрицательный ответ, то признавать право собственности на занимаемую квартиру придется в суде.

Еще один вариант. Если служебную квартиру не передали в муниципальную собственность, надо проверять законность присвоения статуса служебного жилья – сам по себе штамп в ордере еще ничего не значит.

Во-первых, решение включить квартиру в категорию служебных принимается в установленном порядке уполномоченным органом, который осуществляет управление жилищным фондом. Согласно Жилищному кодексу, который действовал ранее, это были решения исполнительных комитетов районного или городского Совета народных депутатов.

Во-вторых, решение об отнесении квартиры к служебным возможно принимать только в период, пока квартира жильцам не предоставлена.

В-третьих, после принятия решения о включении жилплощади в категорию служебных, данная квартира регистрируется как служебная в органах госрегистрации недвижимости.

Только при соблюдении всех условий можно рассчитывать на законность присвоения статуса служебного жилья. Сведения о статусе предоставляемой квартиры, как и о наличии решения о ее включении в категорию служебных (или о его отсутствии) можно получить в госархиве. Если этих решений в архиве нет, надо исходить из того, что квартиру жильцы используют по договору социального найма, а это означает, что она подлежит приватизации.

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает бессрочное право бюджетников на приватизацию служебного жилья. По сегодняшнему законодательству решение о приватизации служебного жилья принимают собственники или уполномоченные ими органы. Также по согласованию это могут делать предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд. Но с 1.03.2015. это положение (ст.4 от 4.07.1991. Закона «О приватизации жилфонда в РФ») утратит силу. Для многих работников бюджетной сферы и их семей служебное жилье — единственно возможное для постоянного проживания. Граждане, которые трудятся в интересах общества, заслуживают право на предоставление служебной квартиры в собственность, и все же право на такую приватизацию будут иметь не все. Законопроект ограничивает претендентов, которые смогут приватизировать служебные квартиры. Речь идет о научных, педагогических, медицинских работниках, сотрудниках учреждений социального обслуживания соцзащиты населения и, физкультурно-спортивных организаций , учреждений культуры, о спасателях профессиональных аварийно-спасательных служб, о лицах федеральной противопожарной службы, о работниках федеральной почтовой связи.

При этом право стать собственниками служебного жилья будет предоставляться только добросовестным работникам, которые не привлекались к материальной и дисциплинарной ответственности. Кроме того эта категория работников должна прожить в этой служебной квартире не менее 10 лет.

Жилищное законодательство разделяет помещения на определенные категории. Одна из них – специализированное жилье: дома маневренного фонда, служебные квартиры. Последние предоставляются гражданам в связи с работой на основании договора, срок действия которого не превышает термин действия трудового контракта. После окончания трудовой деятельности особа вместе с членами своего семейства должна покинуть помещение.

Из этого правила есть исключения, и из квартиры не выселяют без предоставления другого места жительства такие категории:

  • работника, который вышел на пенсию;
  • членов семьи военного, сотрудника пожарной службы или силовой структуры, который погиб или пропал без вести, исполнения свои служебные обязанности;
  • работника, который получил 1 или 2 группу инвалидности по вине работодателя;
  • членов семейства работников, которые ушли из жизни;
  • если в жилище проживают дети-сироты.

Что касается возможности приватизации служебного помещения, то законом запрещена такая процедура по общим основаниям. Обращение в местный муниципалитет является в этом случае бесполезным, поскольку жилье не принадлежит местным органам власти, а находится в собственности определенного ведомства или предприятия.

Но выход из этой ситуации есть: нужно получить согласие организации-собственника на приватизацию служебной квартиры. В этом и состоит основное отличие получения в собственность служебного жилья от муниципального. Во втором случае человеку местная власть не может отказать в приватизации, если его документы в порядке.

Приватизация служебного жилья имеет всего несколько оснований правового характера, которые закреплены законодательными актами. Так в основном законе про приватизацию закреплены положения, запрещающие приватизацию таких помещений. Этот закон оставляет право выносить решения про предоставление права на приватизацию служебного жилища за владельцем.

Важно определиться в понятиях и разобраться в том, какие же жилища относятся к служебным, и в результате не могут быть приватизированы. Верховный Суд дал разъяснения по данному поводу. В правительственном постановлении №1301 от 1997 года зафиксировано, что на госучете должны состоять общежития, приюты, отели, служебные и другие помещения, которые пригодны для того, чтобы в них жили люди.

Учитывая вышесказанное, после принятия решения про включение определенного помещения в категорию служебных, его нужно зарегистрировать в таком качестве в органах государственной регистрации.

Запрет, который установлен на приватизацию такого жилья, имеет некоторые условия для его применения. Выработаны они на базе правоприменительной практики.

Решения Высшей судебной инстанции России предусматривают, что ограничение прав лиц на приватизацию служебного жилья должно быть обосновано законодательными нормами. Суды имеют возможность решать, насколько обосновано было ограничение прав человека на приватизацию.

Приватизация служебного жилья: миф или реальность?

Конституционный суд в своем решении от 18 апреля 2006 года №119-0 определил, что право на участие в приватизации должно обеспечиваться возможностью соблюдения определенных гарантий человека в ходе передачи в собственность открытых акционерных обществ имущества. Среди таких гарантий право на жилье, которое закреплено Конституцией, позволяющее особам приватизировать его.

Исходя из этого, можно прийти к заключению, что передача помещений служебного характера в собственность коммерческих структур не может ограничивать право особ, которые в них проживают, проводить приватизацию подобного помещения. В случае же перехода собственнических прав от государства или муниципалитета к коммерческой организации, это не может привести к корректировке или расторжению контрактов найма жилья.

В таком случае указание в документах статуса помещения «служебное» является формальным фактором, который не может ограничивать права граждан на приватизацию. Подобное утверждение подтверждает решение суда от 26 августа 2010 года под № 33-9579. Спор по делу состоял в том, что гражданин Пархоменко получил отказ от ОАО про передачу ему квартиры в собственность по процедуре приватизации.

Ответчик обосновал свой отказ тем, что истец был заселен в служебное помещение, которое согласно нормам законодательства не может быть приватизировано. Заявитель же утверждал, что квартиру ему предоставили по контракту соцнайма и ему не было ничего известно о том, что она имеет статус служебной.

В материалах дела есть информация о том, что данная квартира была зарегистрирована на Открытое Акционерное Общество, о чем внесена запись в Единый госреестр прав на недвижимость.

Суд вынес решение в пользу истца, обосновывая это тем, что свидетельство про госрегистрацию квартиры подтверждает, что она не принадлежит ни к государственной, ни к муниципальной собственности. Собственнические права на нее принадлежат ОАО, в связи с чем заявитель не может приватизировать ее согласно нормам закона про приватизацию.

Однако в тот момент, когда жилище было предоставлено заявителю, оно находилось в государственной собственности. После перехода в собственность ОАО не был подписан никакой документ, который бы закрепил за ней статус служебной. Учитывая позицию по этому вопросу Верховного и Конституционного Суда, факт перехода собственнических прав не может привести к изменению или расторжению контракта найма. В связи с этим на нового наймодателя распространяются условия старого договора.

Существует еще одна возможность для приватизации служебного жилья, которая описана в решении судебной коллегии по цивильным вопросам Верховного суда России от 26 марта 2013 года №5-КГ13-14. В нем сказано, что служебное жилье, которое ранее находилось в государственной собственности, и то, которое закреплено за ведомством на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, а позже передавалось в собственность муниципалитета, может быть приобретено человеком в собственность по процедуре приватизации.

Приватизация служебной квартиры может быть произведена исключительно в разрешительном порядке. Это означает, что данная возможность не закреплена за человеком, как его право, это шаг навстречу, который делает работодатель. Не нужно относится к этой процедуре, как к нереальной: на многих предприятиях действует социальная программа, по которой для привлечения квалифицированных работников после 10 лет работы предоставляется жилье.

Первый шаг, который следует сделать сотруднику для осуществления приватизации – подать заявление на имя руководителя организации, которой принадлежит служебная квартира. Обычно такое заявление рассматривается не больше двух месяцев. Решение может быть вынесено как в пользу сотрудника, так и противоречащее его интересам.

Для приватизации служебного жилищного фонда нужно сделать так, чтобы жилье потеряло свой статус служебного.

Какие же шаги нужно пройти, чтобы стать собственником такой квартиры:

  1. Организация должна передать помещение на баланс местного муниципалитета. Вопросы передачи должны решаться на основании договора между двумя структурами, который составляется с учетом всех законодательных и нормативных требований.
  2. После окончания процедуры передачи квартиры и оформления всех документов человек, который хочет приватизировать квартиру, обращается в муниципалитет с соответствующим заявлением.
  3. Заявление и поданные с ним документы рассматриваются в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. По результатам рассмотрения органом власти принимается решение про возможность приватизации.
  4. Если гражданин получил отказ в приватизации по той причине, что подал неполный пакет документов или в них была обнаружена какая-то неточность, он имеет право до 1 марта 2017 года устранить все проблемные моменты и вновь обратиться с заявлением.
  5. Если же человек получил добро на проведение приватизации, он заключает договор с местной администрацией, который после этого регистрируется в Росреестре.

При приватизации служебного жилья следует учитывать некоторые особенности процесса. Например, в случае отказа администрации организации на приватизацию жилья, можно подать в суд на руководство, выдвигая требование обратиться в органы муниципалитета для передачи жилья, или на муниципалитет, требуя, чтобы жилье было передано гражданину на правах приватизации. Такой путь будет непростым, более того добиться решения в свою пользу удается далеко не всем гражданам, которые хотят защитить свои права.

Кроме этого, перевести служебную квартиру в частную собственность можно не только через приватизационную процедуру. Законом не запрещено заключение договоров дарения или купли-продажи.

Не удастся приватизировать служебное помещение, если человек уже использовал свое право и приватизировал жилье ранее. Например, проживал в муниципальной квартире по контракту социального найма и приватизировал ее, потом устроился на другую работу, где и получил служебное жилье.

Получить бесплатное жилье могут такие категории военнослужащих:

  • уволенные в результате реорганизации штата;
  • те, кто был уволен по выслуге лет;
  • уволенные в запас по состоянию здоровья;
  • члены семьи.

Жилище, которое получено таким образом, можно приватизировать на общих основаниях, которые предусмотрены процедурой приватизации. Со служебным жильем ситуация обстоит иначе. Такое право не закрепляется прямыми законодательными нормами, однако, из каждого правила есть исключение.

Недвижимость переводится в специализированный жилой фонд на основании заявление в Администрацию города, которое должен подавать орган или организация, где трудится работник. На основании Закона под ведомственные квартиры выделяется жильё, расположенное на первых этажах. Городской совет рассматривает заявление и выносит решение о включение квартиры в число ведомственной недвижимости, которая потом предоставляется работнику в пользование.

Сегодня, как и много лет назад, количество служебных квартир является значительным. Этот вопрос не теряет своей актуальности в наше время, так как существует множество профессий, а значит и работников, которые должны проживать по месту своей деятельности или недалеко от этого места. К ним можно отнести:

  • работников ЖКХ;
  • должностных лиц таможни, налоговой инспекции;
  • спасателей;
  • работников рыболовецкого хозяйства;
  • военных офицеров;
  • дворников и так далее.

Приватизация жилья оформляется согласно Закона «О приватизации» № 1541-1 от 04. 07. 1991 года.

Указ Президента нашей страны гласит о том, что гражданин может приватизировать служебное жильё только один раз . Кроме этого приватизировать служебную квартиру можно, если на этот шаг идёт собственник жилищного фонда (государственное учреждение или организация). Ведь многие люди всю жизнь работали в тех или иных организациях или государственных учреждениях и у них нет другого жилья, чтобы по уходу на заслуженный отдых там жить. Таким образом производится социальная поддержка этих граждан.

Как защитить свои права на служебное жилье. Приватизация служебного жилья

Главным основанием для приватизации служебной квартиры является согласие собственника. Все остальные факторы зачастую не играют особой роли и остаются на совести владельца помещения. По усредненным данным, потенциальные собственники квартиры обязаны соответствовать следующим требованиям:

  • Они должны заключить договор найма данного помещения с собственником-предприятием.
  • Жильцы или жилец, который заключил договор найма должен проработать в данной компании не менее 10 лет. И столько же он должен прожить в квартире. Следует учитывать, что эта норма нигде не закреплена и формально, не обязательна к исполнению. Однако компании, которая все же пойдет на приватизацию, важно, чтобы сотрудник, оформивший недвижимость в собственность, продолжал успешно трудиться.
  • Бесплатная приватизация возможна только один раз в жизни, потому важно, чтобы сотрудник компании ранее в ней не участвовал. С другой стороны, так как помещение принадлежит непосредственно предприятию, его можно просто подарить жильцу, благодаря чему право на приватизацию не будет использовано.

Исходя из стати 4 закона «О приватизации», право на приватизацию служебного жилья имеют только те лица, которые обитают в помещениях, относящихся к жилищному фонду совхозов или аналогичных сельскохозяйственных предприятий, при условии, что они располагаются в сельской местности. Сюда же относятся сходные по назначению квартиры, которые принадлежат стационарным организациям, занимающимся социальной защитой населения.

В любом случае, именно собственники решают, смогут ли жильцы реализовать свои права на приватизацию или нет.

Договор найма служебного жилья заключается между работником и работодателем, будь то компания или государственная структура. Основные положения, исходя из ЖК РФ:

  • Договор заключается на добровольной основе. Работодатель не может принудить работника его заключить. Верно и обратное, работник не имеет права требовать предоставления отдельного места жительства, если договоренность об этом не была достигнута ранее и не была зафиксирована в других документах.
  • Наниматель служебного жилья не имеет права сдавать его третьим лицами или обменивать. Следует учитывать, что обычно в договоре прописываются все потенциальные жильцы, начиная непосредственно с работника и заканчивая членами его семьи.
  • Договор заключается исключительно в письменной форме и заверяется подписями сторон. Нотариальное заверение не требуется.
  • Договор расторгается в случае увольнения.
  • Работодатель не обязан регистрировать жильцов служебного помещения.

Приватизировать служебную квартиру можно двумя способами:

  1. Получить разрешение наймодателя на подобную процедуру, при условии, что помещение относится к тем, которые вообще можно приватизировать (основное требование – находятся в сельской местности).
  2. Превратить служебную квартиру в муниципальную и потом приватизировать на общих основаниях. Это также возможно только с разрешения наймодателя. Такую систему можно использовать в том случае, если помещение расположено не в сельской местности.

Вне зависимости от выбранного/доступного варианта, общая процедура приватизации, за исключением обязательного требования разрешения от наймодателя, полностью соответствует обычной.

Рассмотрим процедуру подробнее. Первым делом нужно получить разрешение работодателя. Обычно, если наймодатель в принципе согласен выдать такой документ, он же выдвигает и встречные требования.

На самом деле, подобные ситуации встречаются очень редко. Чаще всего они связаны с желанием привязать к компании особо ценного сотрудника либо действительно относятся к сельской местности, где постоянно испытывается кадровый голод.

Возможна ли приватизация служебного жилья?

Чтобы заявка на приватизацию не была отклонена, нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Паспорта всех жильцов.
  • Доверенность на представителя (если требуется).
  • Свидетельство о рождении несовершеннолетних лиц (если они проживают в помещении и у них еще нет паспорта).
  • Разрешение из органов опеки о приватизации (при условии проживания в служебной квартире лиц, не достигших совершеннолетия).
  • Согласия всех жильцов, включая сюда детей в возрасте от 14 лет и старше.
  • Разрешение на приватизацию от собственника квартиры.
  • Техпаспорт БТИ.
  • Справка о том, что лица ранее не участвовали в приватизации.
  • Отказ от участия в приватизации (если требуется).
  • Выписка со счета о том, что по квартире нет задолженности.

Если не учитывать возможные требования работодателя, то единственным видом расходов на приватизацию будет оплата госпошлины за регистрацию права собственности. Это всего 200 рублей.

Также могут потребоваться услуги нотариуса по составлению и заверению доверенности и/или отказа от приватизации (от 200 до 2000 рублей в зависимости от региона проживания). Так как документы на руках у собственника, отдельно их заказывать и тратить на это деньги не нужно.

Иск о признании права собственности подается при наличии оснований. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • Гражданин построил объект недвижимости и имеет на руках акт ввода здания в эксплуатацию.
  • Гражданин может предоставить документы, которые считаются правоустанавливающими. К примеру, дарственная, договор купли-продажи и т.п.
  • Наличие других доказательств – свидетельские показания, оплаченные квитанции за предоставление услуг ЖКХ, чеки на покупку строительных материалов, технический паспорт и т.п.
  • Непрерывное владение имуществом в течение 15 и более лет. Это предусмотрено в п.1 ст. 234 ГК РФ.
  • Возведение самовольного строения, в отношении которого требуется признание права собственности.
  • Проведение реконструкции объекта в случаях, когда разрешительная документация отсутствует.

Кроме того, иск может быть подан о признании права собственности на жилые постройки, входящие в состав коттеджного поселка, или на помещения в многоквартирных домах.

В процессе судебного рассмотрения дела потребуется доказать три аспекта:

  • Обстоятельства, ставшие основанием для возникновения имущественных прав. В качестве доказательств используются официальные документы. К примеру, утвержденный план приватизации, учредительный договор и т.п.
  • Фактическое владение недвижимостью, право собственности на которую принадлежит другому человеку. Доказательством могут послужить свидетельские показания, квитанции об оплате коммунальных услуг и др.
  • Отсутствие возможности регистрации права собственности в порядке, установленном законодательно. К примеру, если в документах выявлены серьезные несоответствия, которые могут быть устранены только в судебном порядке.

В зависимости от ситуации и характеристик объекта может потребоваться доказательство и других нюансов дела. Различные особенности дел о признании права собственности на недвижимое имущество рассматриваются в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года.

Как осуществляется приватизация служебной квартиры

Требования к оформлению искового заявления содержатся в ст. 131 ГПК РФ и ст. 125 АПК РФ. Они обязательны к выполнению, так как в противном случае иск будет возвращен заявителю или оставлен без движения.

В тексте документа прописываются следующие данные:

  • наименование судебного органа, в который подается заявление;
  • данные истца – ФИО, адрес регистрации, контактные сведения (телефон, почтовый адрес);
  • данные ответчика – наименование или ФИО, адрес, контактные сведения;
  • суть обращения в суд – краткое описание того, как были нарушены права истца;
  • требование к суду;
  • указание обстоятельств дела;
  • перечень прилагаемых документов;
  • приведение доказательств изложенного;
  • цена иска – сумма, равная стоимости объекта, права на который необходимо признать;
  • подпись заявителя и дата подачи иска.

К иску необходимо приложить доказательства всех описанных в нем обстоятельств. После рассмотрения дела судья вынесет решение. Практика подобных разбирательств показывает, что большая часть исков о признании права собственности удовлетворяется.

Признать имущественные права можно в отношении квартиры, дома, дачи, земельного участка, гаража и других капитальных строений. Рассмотрим возможные особенности дел в зависимости от ситуации.

Пользоваться и распоряжаться квартирой или домом может владелец объекта. Его права всегда в приоритете. Тем не менее, совместно с собственником могут проживать его члены семьи, арендаторы, а также лица, которые вправе пользоваться жилплощадью в рамках завещательного отказа или в результате отказа от приватизации.

Если человек по закону обладает правом собственности на недвижимость, он всегда может обратиться в суд, чтобы подтвердить этот факт документально. Выиграть дело помогут доказательства – документы, показания свидетелей, особые обстоятельства.

Факт наличия права собственности на тот или иной объект фиксируется в Едином госреестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН). Если запись в реестре отсутствует, прав в отношении имущества не возникает. Потребовать признания и внесения в ЕГРН можно, если:

  • право возникло до 30 января 1998, то есть до вступления в силу закона о регистрации прав на недвижимое имущество;
  • заявитель является правопреемником реорганизованного юридического лица и был собственником недвижимости;
  • принимается во внимание приобретательная давность.

Все основания предусмотрены в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года.

Большинство судебных дел по признанию прав на земельный участок связаны с объектами, переданными гражданам до 1991 года без оформления документации. В подобной ситуации гражданин фактически владеет землей, но не может ею распоряжаться, передавать правопреемникам и совершать иные юридически значимые действия.

При возникновении необходимости собственнику потребуется обратиться в суд и представить доказательства того, что он пользовался участком до 1991 года. Как правило, решения выносятся в пользу истца.

Пакет документации, которую необходимо предоставить суду, зависит от того, входит ли собственник в ГСК или нет. Если да, можно пойти по упрощенной схеме. Тогда в пакет бумаг войдет:

  • справка о членстве в ГСК (выдает председатель);
  • справка о внесении взносов;
  • технический паспорт на объект (выдает БТИ);
  • акт ввода строения в эксплуатацию (если нет на руках, то можно запросить у председателя ГСК);
  • документы на земельный участок под гаражом (он должен быть в собственности или долгосрочной аренде).

Если владелец не является членом ГСК, то нужно действовать по следующему алгоритму:

  • Оформить техническое заключение, подтверждающее, что строение отвечает всем нормам. Документ выдается в БТИ или проектной организации.
  • Получить технический паспорт в БТИ, если гараж является капитальным строением. Если это бокс – оформление не нужно.
  • Оформить земельный участок под гаражом в собственность или долгосрочную аренду. Если земля бесхозная, нужно обратиться в муниципалитет.

При направлении документов в суд к исковому заявлению также потребуется приложить общегражданский паспорт истца и квитанцию об оплате государственной пошлины. После получения положительного решения суда право собственности регистрируется в Росреестре.

Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Иногда граждане, обратившись в соответствующие муниципальные органы, отказывают в приватизации жилого помещения. Мотивы отказы бывает разные. Если Вы не предоставили в соответствующий орган справку или документ (например, о неучастии ранее в приватизации), то такой отказ соответственно будет правомерен.

Однако иногда, муниципальные органы власти мотивируют свой отказ по следующим основаниям:

1) жилое помещение не передано в муниципальную собственность (однако есть распоряжение об этом), в реестре муниципальной собственности не значится;

2) не заключен письменный договор социального найма (хотя лицо вселено до 1 марта 2005 года, когда законодательство не требовало письменной формы договора социального найма

3) с общежития, переданного в муниципальную собственность и в котором находится жилое помещение не снят статус;

4) со служебного жилого помещения (аналогично с общежитием), переданного в муниципальную собственность, не снят соответствующий статус…

В этих и иных аналогичных случаях нарушаются положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения».

Как признать право собственности на жилье в порядке приватизации через суд?

Первым шагом будет получение письменного разрешения у собственника жилья. Потом необходимо идти в БТИ для получения кадастрового паспорта. Когда эти документы будут готовы, собрав весь пакет документации, следует обратиться в приёмную Департамента жилищной политики.

Если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации, его приватизировать можно. Но необходимо сначала получить разрешение в письменном виде от собственника компании на передачу этого жилья гражданину. Когда резолюция поставлена, и разрешение уже имеется на руках, можно начинать собирать документы для проведения процесса приватизации.

Если служебное жилье ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению, а потом такая организация передала свой жилой фонд органам местного самоуправления. Приватизация квартиры в данном случае возможна, если учреждение работает в той же правовой форме, что и на момент передачи фондов, то есть не происходила реорганизация, приватизация организации или превращение её в акционерное общество. Если организация не передаёт квартиру муниципалитету, тогда граждане, проживающие в данном помещении, не имеют право его приватизировать

Если служебное жилье «висит» на балансе давно приватизированных или реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий, это говорит о нежелании муниципалитета принимать жилой фонд в собственность. Но это не повлечёт за собой ограничения прав граждан на передачу в собственность квартиры и заключение соглашения социального найма.

[1]

При обращении в суд необходимо указывать срок работы в учреждении или организации собственника жилого фонда. Как показывает судебная практика, именно эти показатели могут иметь огромное значение для суда. Если человек отработал всю жизнь в государственном учреждении, и после выхода на заслуженный отдых, ему негде жить, так как собственник требует вернуть квартиру в фонд предприятия, отказывая в изменении статуса жилья. В этом случае, только суд поможет гражданину не остаться без жилья.

Отказ в положительном решении может последовать, в случае доказательства ненадлежащего пользования жильём или когда данные о сроке работы были преднамеренно работником завышены.

В судебной практике были и такие случаи, когда положительное решение в пользу истца было вынесено, но оно не исполняется. Тогда работник может снова подать иск в суд и решение будет вынесено в кротчайшие сроки с положительным исходом.

Таким образом, если законное право на получение жилья в собственность на основании решения суда не исполняется по каким-либо причинам, то государство должно обеспечить реализацию этого права.

Собственника обяжут изменить статус служебной квартиры и передать её в муниципалитет. Регистрация права собственности происходит в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимость на основании решения судебных органов.

Видео: Советы юриста как приватизировать служебное жилье

Подводим итоги

  • Чтобы приватизировать служебную квартиру, необходимо изменить её статус со служебной на муниципальную. Это можно сделать на основании решения собственника и исполкома города.
  • Государственные учреждения и организации могут самостоятельно принимать решение о передаче жилья в муниципалитет и приватизации
  • Гражданин, который хочет приватизировать служебную квартиру, должен иметь на руках письменное решение.
  • Правом на приватизацию может пользоваться каждый работник, проживающий в служебной квартире и отработавший на государственном предприятии собственнике не менее 10 лет.
  • Кроме письменного решения, необходимо приготовить пакет других важных документов.
  • Порядок приватизации служебной квартиры очень простой, если имеется решение собственника.
  • Если такое решение получить не удаётся, тогда можно подать иск в суд.
  • Судебная практика показывает, что сложно добиться положительного решения суда, но это возможно, если человек долго проработал в учреждении.

В соответствии с действующим законодательством, указанное жилье (служебное) может приватизироваться, однако правовых оснований, установленных законом, для этого совсем не много.

Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установил запрет на приватизацию служебных помещений. Этим законом предоставляется право собственникам жилищного фонда принимать соответствующие решения о предоставлении права приватизации служебных помещений (квартир), которые относятся к жилищному фонду, а также квартир и жилых помещений, которые закреплены за предприятиями или учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Определением Конституционного суда № 119-0 от 18.04.2006 года было определено, что право на приватизацию в Федеральном законе должно быть обеспечено возможностью соблюдения соответствующих гарантий граждан при передаче имущества в собственность открытых акционерных обществ. К таким гарантиям относят закрепленные Конституцией России права на жилье, которые позволяют гражданам по своему усмотрению и в своих интересах приватизировать жилье.

Из всего вышеизложенного и основываясь на существующей судебной практике, можно сделать вывод о том, что при передаче служебного жилья в собственность коммерческих организаций не ограничивается право граждан, проживающих в них, на приватизацию данного жилого помещения (Положение ст. 19 ЖК РФ). А переход права собственности из государственной и муниципальной в собственность коммерческих организации не влечет за собой расторжение или изменение договора найма жилого помещения (квартиры). В этом случае формальный фактор того, что это помещение в документах о регистрации указано как служебное, на практике не ограничивает прав граждан на его приватизацию.

Подтверждением вышеуказанной правовой позиции может служить решение суда по делу № 33-9579 от 26.08.2010 г. Сутью судебного спора является отказ ОАО РЖД предоставить квартиру проживающему в нем гражданину Пархоменко Е.Ю. в собственность в порядке приватизации. В обосновании своего отказа представитель ответчика по делу ОАО заявил, что в данную квартиру истец был вселен как в служебную и поэтому в соответствии с нормами жилищного законодательства у него отсутствует право получить квартиру в собственность в порядке приватизации.

Однако, как заявил истец, квартира была предоставлена ему на условиях социального найма, и он не был уведомлен о том, что квартира имела статус служебного жилья.

Из материалов судебного производства следует, что данное жилое помещение зарегистрировано за ОАО Российские железные дороги, о чем в ЕГР прав на недвижимое имущество внесена соответствующая запись.

Также в судебном заседании было установлено, что в данном случае приобретение права ответчика (ОАО РЖД) было осуществлено с нарушением конституционных прав истца.

Признается право собственности на нежилое помещение исключительно в судебном порядке. Обращаться за защитой своих интересов следует в районный суд общей юрисдикции по месту регистрации жилого помещения. При признании права собственности на нежилое помещение гражданин, подавший иск становится официальным собственником объекта недвижимого имущества.


Право собственности на нежилые объекты

В первую очередь надо подать исковое заявление по числу лиц, участвующих в процессе вместе с документами, которые подтверждают то, что истец является собственником квартиры.


  • Договор купли-продажи, дарения, мены;
  • Свидетельство права собственности в порядке наследования;
  • Справка из БТИ и ЕГРН;
  • Договор соинвестирования или участия в долевом строительстве.

Размер государственной пошлины высчитывается из цены иска. Если истец не может заплатить государственную пошлину в полном размере, то тогда он может вместе с исковым заявлением подать ходатайство, в котором следует указать причины, по которым вы не можете заплатить государственную пошлину полностью. Это может быть материальное положение истца или статус многодетного родителя. Если от вашего имени выступает представитель, то тогда к исковому заявлению прилагается также и генеральная доверенность, подтвержденная нотариально.


Мы уверены, что профессионализм и опыт – это залог удачного разрешения любых конфликтных ситуаций в судебных и до судебных разбирательствах.

Для представления Ваших интересов у нас работают юристы и адвокаты, у которых юридический опыт более 10 лет, и они готовы Вам помогать по различным отраслям права и отстаивать Ваши права в различных инстанциях не смотря на сложность поставленных задач.


Мы уверены, что наша команда юристов и адвокатов «Правовед-Плюс», делает правое дело, и мы всегда честны перед нашими клиентами, дорожим своей репутацией и всегда готовы прийти на помощь в любой жизненной ситуации, в которой требуется знания и умения в юридической сфере высококвалифицированных специалистов. Обращайтесь, будем рады Вам помочь.

Опря Владимир ЛеонидовичРуководитель ЮК «Правовед-Плюс», практикующий юрист в области гражданского и административного права

    К каким ситуациям применяется ст. 222 ГК РФ

    • Действие положений о самовольной постройке распространяется на новые объекты недвижимости, возникшие в результате реконструкции
    • Обязанность освободить земельный участок от незаконно возведенных строений возникает на основании норм гражданского законодательства о самовольной постройке или вследствие удовлетворения негаторного иска
    • Административные отношения, связанные с публичным деликтом, который состоит в строительстве с нарушением установленных норм, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ о режиме самовольной постройки
    • На самовольно возведенные объекты, не являющиеся недвижимым имуществом, не распространяется действие положений о самовольной постройке
    • На перепланировку и переустройство (переоборудование), в результате которых не создается новый объект недвижимости, не распространяется действие положений о самовольной постройке
    • Объект незавершенного строительства не может быть признан самовольной постройкой, если участок был предоставлен в установленном порядке и регистрация права на объект осуществлена до признания договора аренды участка недействительным

    Если отсутствуют основания для признания права собственности на самовольную постройку, то распоряжение этим объектом невозможно и он подлежит сносу

    Как другие нормы права применяются к правоотношениям, регулируемым ст. 222 ГК РФ

    • Нормативные акты субъектов РФ, касающиеся самовольных построек, противоречат закону
    • Действие законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов не распространяется на самовольные постройки

    В споре между публично-правовыми образованиями о сносе самовольной постройки — социально значимого объекта из-за формального нарушения публичного порядка строительства нужно учитывать публичный интерес в создании такого объекта

    Что понимается под самовольной постройкой, самовольным строительством

    • Недвижимый объект, созданный без согласия собственника земли, может быть квалифицирован как самовольная постройка
    • Самовольное строительство является правонарушением
    • Действия по возведению самовольной постройки являются виновными, если установлено, что постройка отвечает хотя бы одному условию признания ее самовольной
    • Постройка, которая возведена с нарушением правил целевого (разрешенного) использования земли либо с нарушением правил градостроительного зонирования, будет считаться созданной на участке, не отведенном для этих целей
    • Выдача разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не снимает запрета на такое строительство, установленного законами, градостроительными и строительными нормами и правилами
    • Постройка признается самовольной, если установлено, что она имеет хотя бы один признак такой постройки
    • Объект индивидуального жилищного строительства, возведенный без разрешения на строительство (на ввод в эксплуатацию), может быть признан самовольной постройкой
    • Несоответствие возведенного строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной и обязать застройщика снести ее

    Признание права на собственность в судебном порядке

    • При рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, градостроительные и строительные нормы и правила применяются в редакции, действовавшей во время возведения постройки
    • Налогоплательщик вправе требовать возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму налога, если объект налогообложения признан самовольной постройкой

    Право на распоряжение жильем выдает судебный орган по поданному исковому заявлению. Прилагаемые документы, подтверждающие наличие собственности :

    • бумаги о получении наследства;
    • соглашение о купле-продаже;
    • бумаги о дарении.

    Если признание права на владение имуществом вызывает у сторон спора конфликтные ситуации, нужно представлять суду исковое заявление о признании права собственности на квартиру. Владелец квартиры должен обосновать свое право на недвижимость, а также предоставить квитанции об уплате коммунальных платежей, справки о приведении помещения к экологическим и санитарно-гигиеническим нормам.

    Жильцы новостроек делают дорогой ремонт, но все еще не являются полноправными владельцами квартир. В большинстве случаев они полностью зависят от добросовестности застройщиков.

    Из-за таких условий, покупатели квартир постоянно пребывают в напряжении – застройщик может диктовать свои условия по квартплате, ремонтным работам. Люди терпят такие условия только потому, что боятся потерять жилье. К тому же, отсутствие данных жильца в Росреестре не дает ему права зарегистрироваться по новому месту жительства, получать соцпомощь, записывать детей в школы или сады.

    Самым эффективным способом решить эту проблему является направление иска о признании права собственности в суд. После решения суда, гражданин может быть уверен в том, что квартира куплена законно. Полученное постановление действует по всей территории страны.

    Законодательство позволяет гражданам удостоверить свое право собственности на недостроенную квартиру через суд. Этот способ имеет несколько преимуществ:

    • так можно уберечь себя от мошенников – после получения судебного решения застройщик больше не сможет перепродать квартиру нескольким покупателям;
    • возможность официального оформления помещения в личную собственность;
    • в случае банкротства застройщика владелец недвижимости может вернуть свои деньги обратно, огласив себя кредитором.

    Чтобы недостроенная квартира перешла в собственность покупателя, ему следует написать исковое заявление в районный суд по места расположения стройки.

    Если договор на приобретение помещения заключали несколько граждан, то каждый из них имеет возможность выступить в качестве истца. Будет признано право собственности на долю квартиры.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *