Порядок приобретения недвижимого имущества бюджетным учреждением

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок приобретения недвижимого имущества бюджетным учреждением». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Имеет ли право федеральное бюджетное образовательное учреждение передавать по договору безвозмездного пользования другой бюджетной организации особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет внебюджетных средств и закрепленное за ним Министерством?

Федеральное бюджетное образовательное учреждение вправе передавать по договору безвозмездного пользования другой бюджетной организации особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет внебюджетных средств и закрепленное за ним Министерством.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.06.2012 N 541, от 20.12.2012 N 1355, от 11.06.2016 N 527, от 05.03.2020 N 233)

1. Настоящее Положение определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами (далее соответственно — федеральное имущество, организации), за исключением: (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.06.2012 N 541)

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

2. В настоящем Положении под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

3. Решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:

а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

4. Решение о списании федерального имущества принимается в отношении:

а) федерального движимого имущества, находящегося у федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными организациями самостоятельно;

б) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными организациями самостоятельно;

в) федерального движимого имущества, находящегося у территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подведомственных организаций государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными территориальными органами и подведомственными организациями самостоятельно, за исключением движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный соответствующими федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственными академиями наук, и списание которого подлежит согласованию с этими организациями;

  • Бухучет и отчетность
  • Налоги
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Госзакупки
  • Бюджетный учет

Продажа недвижимого имущества бюджетным учреждением

Баланс (ф. 0503730) и сведения (ф. 0503773) должны быть представлены в сроки, установленные Письмом Департамента бухгалтерского учета от 17.12.2014 N 04-910 «О сроках представления учреждениями годовой и квартальной отчетности в 2020 году», в составе квартальной отчетности за I полугодие 2020 г.

Приказом Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188 утвержден Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (Приложение 1) (далее — Порядок N 1188). При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

При проведении электронного аукциона технологической академии нужно ли получать одобрение крупной сделки от органа, осуществляющего полномочия учредителя? Сделка на охрану и уборку превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения.

Для автономных учреждений установлен несколько иной порядок предварительного согласования совершения крупных сделок. Как было указано выше, крупная сделка должна совершаться автономным учреждением с предварительного одобрения высшего коллегиального органа управления — наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ). Наблюдательный совет автономного учреждения создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одной трети от общего числа членов такого совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 174-ФЗ). Таким образом, до совершения сделки руководитель учреждения должен обратиться в наблюдательный совет, к исключительной компетенции которого в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ относится рассмотрение предложения о совершении крупной сделки. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом последнего не предусмотрен более короткий срок (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 174-ФЗ). Заседание наблюдательного совета будет являться правомочным, если все его члены извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается. Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ решение об одобрении (или неодобрении) крупной сделки принимается наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов его членов.

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления перерывов устанавливаются Работодателем.

08 Фев 2020 juristsib 2164

Поделитесь записью

Похожие записи

  • Тесты На Главного Бухгалтера С Ответами 2020
  • Значения в табеле учета рабочего времени 2020

  • Субсидия военнослужащим на жилье в 2020 году последние новости
  • Регистрация В Поликлинике По Месту Прописки И В Военной Поликлинике Как Бывший Военнослужащий
  • Например, порядок предварительного согласования совершения крупных сделок федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития России, установлен приказом этого министерства от 17.12.2010 № 1123н. Согласно данному приказу учреждение направляет в департамент имущественного комплекса учредителя следующие документы:

    • 1) обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им крупной сделки за подписью руководителя учреждения либо лица, исполняющего его обязанности;
    • 2) технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
    • 3) мотивированное обоснование выбора контрагента;
    • 4) проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
    • 5) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
    • 6) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

    В Письме Минимущества России от № 6155-р «О согласовании . законы · Формы, образцы, бланки · Заказать интересующий документ . учредителя бюджетного учреждения (Письмо Минфина РФ от N 02-13-06/296 ). По мнению Минфина, согласование органом, осуществляющим . «О совершении областным бюджетным учреждением крупной . только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. спорта и туризма Липецкой области для согласования крупной сделки просит . Как определить стоимость активов для расчета минимальной . письмо о согласовании совершения учреждениями крупных сделок; . 46 Закона №14-ФЗ решение об одобрении крупной сделки принимается . Комиссия сочла, что приложенное письмо о согласовании участия в . Между тем, в соответствии с уставом предприятия, учредителем . Величина крупной сделки и корректировка расчетов — Какая . * Если сделка признается крупной, то она может совершаться только с разрешения . Письма · Методические пособия, рекомендации, перечни . В письме Минфина РФ от N 02-06-07/2679 разъяснен порядок . федеральным бюджетным учреждением крупных сделок . учреждением крупных сделок осуществляется его учредителем в лице . к обращению о согласовании крупной сделки приложены документы, состав, форма и . Балансе государственного муниципального учреждения (форма 0503730) в . * Утвердить Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием государственного бюджетного . Порядок предварительного согласования совершения . Текст приказа (.doc, 55 Kb) * О порядке предварительного согласования совершения бюджетным учреждением . Нормативным актом учреждения по согласованию с учредителем. Министерству культуры Республики Карелия, крупных сделок . И полномочий учредителя государственного учреждения Республики .

    Рекомендуем прочесть: По Чернобыльской Зоне Размер Соцпенсии Тульская Область

    Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.Виды такого имущества могут определяться: 1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении; 2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации; 3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

    Ратовская консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера» Бюджетные и автономные учреждения в силу требований законодательства обязаны согласовывать крупные сделки. Такая норма содержится в законодательстве в том числе с целью предотвратить заключение учреждениями сделок, не обеспеченных активами, уменьшить риски отчуждения значительной части имущества, которым учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Порог отнесения сделок к крупным «привязан» к активам бухгалтерского баланса. В связи с изменениями в бухгалтерском учете, вступившими в силу в году, в расчет величины крупной сделки должны войти новые строки актива. Крупные сделки обязаны согласовывать: — бюджетные учреждения — с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя п. Однако уставом учреждения может быть предусмотрен и меньший процент балансовой стоимости для определения величины крупной сделки. Напомним, что бюджетное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. В свою очередь автономное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение. Таким образом, автономное учреждение в отличие от бюджетного может без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным за счет иных источников. При этом правило о согласовании крупных сделок, установленное обоими вышеназванными законами, распространяется на все сделки учреждений в отношении имущества, которым они вправе распоряжаться самостоятельно, не исключая самых обычных, повседневных операций.

    Рекомендуем прочесть: Льготы матерям одиночкам в спб в 2020

    Частные разъяснения Минфина России, в том числе письмо Минфина России от Соответственно, у бюджетных учреждений в настоящее время нет оснований при расчете размера крупной сделки учитывать остаточную стоимость особо ценного имущества. Объясняется данная позиция следующим. В силу п.

    Проект соответствующего распоряжения подготавливается главным распорядителем бюджетных средств и согласовывается в установленном порядке.Отказ в согласовании сделки оформляется письмом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, подготавливаемым главным распорядителем бюджетных средств.Приложение N 3 Утвержден Постановлением администрации Талицкого городского округа от 12 августа 2011 г.

    Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, осуществляет право оперативного управления (ст. 296, п. 1 ст. 298 ГК РФ).

    В то же время учреждению законодательно предоставлена возможность осуществлять с согласия учредителя приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

    Возможность для бюджетного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность предусмотрена также в п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232, п. 4 и 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, а также в ряде других нормативных актов, включая утверждаемые ежегодно законы о федеральном бюджете.

    В перечисленных выше статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указанная деятельность определена как предпринимательская и иная приносящая доход.

    Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ).

    В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.

    В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании»). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.

    Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.

    Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, справедливо было бы предположить, что на заработанные таким образом денежные средства и приобретенное на них имущество учреждение должно получить дополнительные имущественные права. И закон это в принципе подразумевает. Согласно ст. 298 ГК РФ имущество учреждения, приобретенное за счет дополнительных доходов, как и сами дополнительные доходы, учитываются на отдельном балансе в целях обособления данного имущества от имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению по смете. А также, вероятно, в целях разделения различных правовых режимов по распоряжению имуществом, приобретенным по разным основаниям.

    С денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, в части самостоятельного ими распоряжения, учреждению несколько проще. В целях оперативного решения конкретных проблем учреждение, с учетом своих потребностей, самостоятельно планирует распределение указанных средств по предметным статьям кодов экономической классификации в рамках своей сметы доходов и расходов. А затем в порядке, установленном главным распорядителем денежных средств, при необходимости смету корректирует.

    Сторонники другой позиции рассматривают право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом в качестве права, наиболее близкого к праву хозяйственного ведения.

    Ранее в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР от 31.05.91 N 2211-I), в п. 2 ст. 48, было прямо указано, что доходы и имущество, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности, принадлежат учреждению на праве полного хозяйственного ведения.

    По причине отсутствия в действующем законодательстве аналогичной формулировки большинство авторов не называют рассматриваемое право непосредственно правом хозяйственного ведения и не пытаются в полном объеме распространить на деятельность учреждения по самостоятельному распоряжению имуществом нормы правового положения права хозяйственного ведения, а лишь указывают на сходство с ним.

    К тому же заметим, что согласно редакции ст. 294 ГК РФ субъектом права хозяйственного ведения может быть только государственное (за исключением казенного) или муниципальное унитарное предприятие, но не учреждение. Кроме того, согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник предприятия, имущество у которого находится в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования данного имущества. Но, как мы знаем, учреждения, равно как и другие некоммерческие организации, не могут распределять полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

    Отметим также, что если в соответствии с правом хозяйственного ведения на распоряжение недвижимым имуществом требуется согласие собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ), то это уже не самостоятельное распоряжение в смысле п. 2 ст. 298 ГК РФ.

    С другой позиции, высказываемой в юридической литературе, право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается как еще одна разновидность права оперативного управления. Для такого утверждения также имеются основания.

    Учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) в отношении закрепленного за ним имущества. Как в данном случае быть с самостоятельно приобретенным имуществом? Считать ли его закрепленным за учреждением от имени учредителя? Если вспомнить ст. 214 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 и 299 ГК РФ, где соответственно говорится о праве собственности учредителя на все имущество учреждения и об основаниях приобретения права оперативного управления, то, возможно, так оно и есть.

    Учредитель, разрешая учреждению получать дополнительный доход, видимо, желает, чтобы полученный доход использовался на нужды и развитие учреждения. В противном случае какой смысл разрешать учреждению отвлекаться на несвойственную ему деятельность? И поскольку учреждение не может иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то и приобретенное имущество, и доходы должны использоваться прежде всего на главную уставную деятельность, а не на хозяйственную, как это было бы при наличии права хозяйственного ведения. Хотя, с другой стороны, проблема в том, какой правовой режим применять при распоряжении имуществом, то есть как его использовать, а не в том, куда полученные средства направлять.

    Кроме того, осуществляя деятельность, связанную с получением дохода, учреждение использует людской ресурс и материально-техническую базу, финансируемые собственником, и потому учредитель также непосредственно связан с такой деятельностью учреждения, а в установленных случаях несет ответственность по его обязательствам.

    В связи с этим коснемся субсидиарной ответственности собственника учреждения.

    В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

    В настоящее время большинство учреждений возникают не в результате создания как абсолютно нового юридического лица, а при изменении типа, например, с бюджетного на автономное или с бюджетного на казенное. Важно отметить, что учреждение, созданное на базе имущества ранее существовавшего, автоматически не получает прав на его имущество. Имущество преображенного (но не преобразованного) учреждения подлежит передаче на основании распоряжения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. При этом порядок такой передачи зависит от типа, который устанавливается учредителем для конкретного учреждения.

    Перечень имущества, в том числе недвижимого и особо ценного движимого имущества, передаваемого автономному учреждению, указывается в решении о создании автономного учреждения, а сам факт передачи оформляется соответствующим актом приема-передачи имущества. При этом стороной, передающей имущество, выступает орган исполнительной власти, на который возложено управление имуществом (далее — собственник), а принимающей стороной — автономное учреждение.

    При преобразовании старого бюджетного учреждения в бюджетное учреждение нового типа не предполагается каких-либо процедур именно по передаче уже закрепленного за таким учреждением имущества.

    Обратите внимание! Любое имущество, в соответствии с гражданским законодательством, относится к движимому или недвижимому. При этом для недвижимого имущества законодательно предусмотрены дополнительные правила по его учету, влияющие на возможность реализации прав на это имущество.

    Таким обременением для недвижимого имущества является государственная регистрация. Отметим, что автономные и бюджетные учреждения не обладают какими-либо льготами в отношении данного правила. Поэтому общеобязательные нормы о госрегистрации недвижимого имущества будут действенны.

    Как уже отмечалось выше, учреждениям (как автономным, так и бюджетным) имущество предоставляется на праве оперативного управления. Однако правовые статусы имущества бюджетного учреждения и имущества автономного учреждения отличаются.

    Различия в правовом статусе имущества у бюджетных и автономных учреждений появляются на этапе принятия решений, связанных со спецификой распоряжения имуществом.

    Так, для бюджетного учреждения установлены более жесткие запреты на отчуждение или иное распоряжение недвижимым имуществом. При этом законодательные нормы о возможностях автономного учреждения более лояльны.

    Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также всем (вне зависимости от источника приобретения) недвижимым имуществом.

    Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

    Если говорить о самостоятельности учреждения в возможности определять направления расходования финансовых ресурсов для достижения уставных целей, следует отметить исключения из правила о самостоятельности: если автономное или бюджетное учреждение желает распорядиться имуществом (в том числе денежными средствами) в виде внесения в уставный капитал иных юридических лиц, нужно получить на такое решение согласие учредителя, даже несмотря на то, что это имущество появилось по итогам деятельности, выходящей за рамки государственного (муниципального) задания. Также потребуется согласие наблюдательного совета для автономного учреждения, учредителя — для бюджетного учреждения при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Бюджетным учреждениям также запрещается (вне зависимости от источника получения финансов) размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, совершать сделки с ценными бумагами.

    Приобретение учреждением имущества за счет средств, выделенных учредителем на выполнение задания, также не означает автоматического получения автономным учреждением права на его беспрепятственное использование. Для получения такого права учреждение должно пройти через определенные процедуры.

    Несколько сложнее происходит оформление имущественного права в отношении объектов культурного наследия. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

    • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
    • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
    • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

    Общая процедура приобретения прав на объекты культурного наследия мало чем отличается от описанных выше. Вместе с тем у нового правообладателя в лице автономного учреждения появляется ряд дополнительных обязанностей, например получение паспорта объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

    Имущество бюджетного учреждения редко принадлежит ему на праве собственности. Обычно имущество закрепляется за учреждением следующим образом:

    Вид имущества

    Особенности

    Любые вещи

    На праве оперативного управления, а собственником остается государство или муниципалитет

    Земельный участок

    На праве постоянного (бессрочного) пользования

    • Объекты культурного наследия.
    • Культурные ценности.
    • Природные ресурсы (кроме земельных участков), ограниченные в гражданском обороте или изъятые из него

    Особенности определяются специальным законодательством

    Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834

    В п. 10 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) указано, каким имуществом бюджетное учреждение не может распоряжаться самостоятельно. К нему относится:

    • особо ценное движимое имущество в бюджетном учреждении, переданное собственником или купленное самим БУ из денег, выделенных собственником на его приобретение;
    • недвижимые вещи.

    Поэтому, например, при продаже особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения или передаче бюджетным учреждением такого имущества в безвозмездное пользование нужно заручиться согласием собственника.

    Передача имущества между учреждениями одного собственника оформляется приказом о передаче имущества. Зачастую приказ издается собственником (например, приказ Рособразования «О реорганизации Федерального государственного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред…»» от 23.08.2006 № 847). Конкретная процедура передачи прописывается учредителем, в приказах и регламентах госоргана.

    Образец приказа о передаче имущества можно скачать у нас: Приказ о передаче имущества другому учреждению — образец.

    Конкретные перечни особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения утверждаются федеральными, региональными или муниципальными властями. Но есть и общие правила отнесения имущества к особо ценному.

    Так, балансовая стоимость особо ценного имущества превышает определенные границы. Они устанавливаются органами власти, являющимися учредителями, с учетом следующих интервалов:

    Вид бюджетного учреждения

    Стоимость особо ценного имущества,

    тыс. руб.

    Федеральные бюджетные учреждения

    200–500

    Региональные бюджетные учреждения

    50–500

    Муниципальные бюджетные учреждения

    50–200

    Также особо ценным признается имущество:

    • без которого затруднено осуществление основной уставной деятельности;
    • отчуждение которого осуществляется в особом порядке, например музейные коллекции.

    Пример ведомственного определения перечня особо ценного имущества — приказ Федерального агентства по делам национальностей от 03.06.2020 № 67. Для подчиненных ему бюджетных учреждений особо ценным считаются, например:

    • любые движимые вещи с балансовой стоимостью более 500 тыс. руб.;
    • транспортные средства независимо от стоимости;
    • ноутбуки, компьютеры, другая техника дороже 200 тыс. руб.;
    • охранно-пожарные системы, системы видеонаблюдения с балансовой стоимостью выше 200 тыс. руб.;
    • нематериальные активы — результаты интеллектуальной деятельности.

    Для отчуждения или иных форм распоряжения имуществом казенного учреждения согласие собственника нужно получать всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

    В этой связи перечни особо ценного имущества в казенном учреждении не составляются.

    Минэкономразвития РФ в письме от 24.03.2011 № 5460-АЛ/Д08 отметило, что такие перечни нужны для бюджетных и автономных учреждений. Вместе с тем отсутствие необходимости в составлении перечней для казенных учреждений не снимает с учредителей обязанностей по предоставлению сведений для учета в реестре федерального имущества и по контролю за распоряжением и сохранностью госимущества.

    Напомним, что под казенным учреждением понимается государственное или муниципальное учреждение, оказывающее услуги, выполняющее работы, исполняющее публичные функции для реализации полномочий органов власти. Финансовое обеспечение деятельности таких учреждений осуществляется бюджетом на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

    По вопросам утилизации имущества в бюджетном учреждении следует руководствоваться:

    • постановлением Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007 № 447;
    • постановлением Правительства РФ «Об особенностях списания федерального имущества» от 14.10.2010 № 834;
    • ведомственными документами.

    Разберем на примере. Согласно приказу Россельхознадзора от 10.01.2017 № 4 списание имущества подведомственных ему БУ производится с учетом следующих особенностей:

    Вид списываемого имущества

    Особенности списания в учреждениях Россельхознадзора

    Списание недвижимого имущества бюджетного учреждения (включая объекты незавершенного строительства)

    Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора

    Списание ОЦИ (движимого)

    Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора

    Списание иного имущества

    Решение принимается учреждением самостоятельно

    Списание имущества, влекущее прекращение деятельности учреждения

    Необходимо согласовать:

    • с центральным аппаратом Россельхознадзора;
    • Федеральным агентством по управлению госимуществом

    ***

    Итак, мы рассмотрели, как происходит управление и распоряжение имуществом БУ и каково участие собственника в этих процессах.

    ***

    Также смотрите следующие материалы:

    • «Что такое бюджетное учреждение»;
    • «Что такое казенное учреждение»;
    • «Должностная инструкция специалиста по закупкам бюджетного учреждения»;
    • «Может ли бюджетное или казенное учреждение оказывать платные услуги»;
    • «Требуется ли устав для бюджетной организации?».

    Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.

    А потому необходимо отдавать себе отчет в том, что никакого разделения имущества бюджетного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное, негосударственное (немуниципальное)» не может быть в принципе, как не может быть у бюджетного учреждения какого-то имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления. Это обстоятельство определяет ответы на многие вопросы, которые возникают у учреждений по поводу того, как они могут распоряжаться своим имуществом.

    Предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам

    Согласно гражданскому законодательству использовать любое имущество бюджетное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

    Целями деятельности (создания) бюджетного учреждения считается выполнение работ и (или) оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО). Данные полномочия установлены в федеральном законодательстве.

    Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (и, опять же, любого имущества независимо от источника его появления) будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя бюджетного учреждения (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Например, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ будет использоваться учреждением для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, то подобное использование имущества не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов государственной власти субъекта РФ (у субъектов РФ нет полномочия по организации на территории региона розничной торговли продуктами питания для населения).

    Собственник имущества вправе изъять у бюджетного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (ч. 2 ст. 296 ГК РФ).

    На первый взгляд речь здесь идет об имуществе, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Но это не так, поскольку любое имущество учреждения принадлежит данному собственнику (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (см. выше) – оно фактически тоже относится к имуществу, которое может быть изъято у учреждения его учредителем (собственником имущества), если он сочтет, что данное имущество является для учреждения излишним, не используется или используется не по назначению (например, не в рамках реализации полномочий учредителя).

    Порядок изъятия имущества устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципалитета).

    Например, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, возложено на областной орган по управлению государственной собственностью. Это решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего органа исполнительной власти отраслевой компетенции (государственного органа, выполняющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения). Но примечательно, что больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие иные подзаконные нормативные правовые акты не дается. Вообще довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные – например, в Ленинградской области они ограничиваются только тем, что решение о таком изъятии принимается областным правительством.

    Но правила могут быть прописаны и более подробно. Например, в г. Ангарске (Иркутская область), где решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округа), правила изъятия имущества прописаны сравнительно подробно и заключаются в следующем:

    1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения или с момента выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

    2. Изъятое имущество должно быть передано учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. Это имущество после прекращения на него права оперативного управления поступает в состав муниципальной казны.

    3. Прекращение права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество подлежит госрегистрации.

    4. Оплата расходов на подготовку документов для госрегистрации, оплата госпошлины за проведение регистрации, а также представление документов в соответствующий орган осуществляются учреждением.

    5. Учреждение обязано представить в комитет копию документа, выданного регистрирующим органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления на недвижимое имущество, не позднее одного месяца со дня подписания акта приема-передачи недвижимого имущества.

    В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества дается определенный срок на устранение проблемы – до принятия решения об изъятии имущества у учреждения Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня обнаружения такого имущества направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование о принятии мер по устранению нарушений. Требование подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня его получения, решение же об изъятии имущества принимается департаментом и оформляется его распоряжением не позднее одного месяца со дня выявления указанных нарушений в случае неустранения учреждением этих нарушений.

    А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества напоминает процедуру строгих следственных действий и состоит из таких этапов:

    1. Выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением, осуществляется в процессе проведения администрацией муниципального образования соответствующих контрольных мероприятий.

    2. В случае выявления названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, указывается следующая информация:

    • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным реестра муниципальной собственности муниципального образования и данным бухотчетности;
    • вид выявленного имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
    • период неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества (с указанием способа использования);
    • расходы учреждения, связанные с неиспользованием или использованием не по назначению имущества;
    • причины неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества;
    • предложения по повышению эффективности использования имущества;
    • срок, пре��лагаемый для устранения выявленных нарушений.

    3. В ходе проведения контрольных мероприятий разрешается фото- и видеосъемка имущества.

    4. Руководитель учреждения либо уполномоченное им должностное лицо обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, а также давать пояснения о причинах неиспользования или использования не по назначению имущества.

    Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, какое же имущество в этих нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, хотя вообще такие определения можно встретить нечасто (как правило, они остаются без уточнений).

    Например, в Новосибирской области используются следующие определения:

    • излишнее имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять свою уставную деятельность;
    • неиспользуемое имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
    • используемое не по назначению имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

    Обратим внимание, что в данном случае все соотносится с уставной деятельностью учреждения. Вместе с тем на практике ситуации, когда в уставах бюджетных учреждений в нарушение федерального законодательства прописывается деятельность, которая не соответствует целям деятельности учреждений (установленным полномочиям учредителей) – не такая уж и большая редкость. Поэтому если ориентироваться только на устав, то может возникнуть ситуация, когда учреждение использует имущество не в соответствии с указанными целями, но используемым не по назначению такое имущество считаться не будет, если названная деятельность попала в устав учреждения«по недосмотру».

    Также отметим, что иногда основанием для изъятия имущества у учреждения может быть установленный факт самостоятельного распоряжения учреждением имуществом в тех случаях, когда в соответствии с законодательством учреждение для этого должно предварительно получить согласие собственника имущества (учредителя). Например, данное основание среди прочих установлено в г. Кировске (Мурманская область), причем осуществление изъятия здесь определено не как право собственника имущества, а как его обязанность.

    • Статьи по Бухучету
    • Специальное законодательство
    • Нормативно-правовые акты
    • Основное законодательство
    • Новости Росалкогольрегулирования
    • Семинары
    • Калькуляторы и инструменты
    • Налоговые декларации
    • Первичные документы
    • Учетная политика
    • План счетов
    • ПБУ
    • Справочники
    • Инвентаризация
    • Ответственность
    • Производственный календарь
    • Персонифицированный учет
    • История бухучета
    • Электронная отчетность
    • Электронные торговые площадки
    • Государственные порталы и системы
    • Электронный документооборот
    • Полезная информация

    Дополнительные сервисы и услуги

    • USB-ключ eToken 72Kb
    • Срочный выпуск сертификата в течение 1 часа

    Текст комментария: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ» Авторы: С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит Издание: 2019 год

    1. Комментируемая статья определяет правомочия отдельных видов учреждений по распоряжению имуществом, как закрепленным за соответствующими учреждениями, так и полученным в результате осуществления разрешенной хозяйственной деятельности.

    2. Исходя из п. 1 комментируемой статьи, частное учреждение полностью лишено правомочия распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником. Иной правовой режим имеют доходы, полученные частным учреждением от разрешенной учредительными документами хозяйственной деятельности — приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Однако это не означает возникновение отдельного вещного права на указанные доходы: они учитываются отдельно, но также являются объектами права оперативного управления частного учреждения.

    3. Автономное учреждение вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, однако, насколько свободно учреждение в осуществлении данного правомочия, зависит от вида (категории) имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено ФЗ от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях».

    Автономное учреждение также свободно в осуществлении правомочия распоряжения доходами от приносящей доход деятельности, если эта деятельность осуществляется в соответствии с уставом и не противоречит целям, для достижения которых создано учреждение. При этом возможность самостоятельного распоряжения распространяется как на любое движимое, так и на недвижимое имущество, приобретенное за счет указанных выше доходов.

    4. Бюджетное учреждение имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так же как и в случае с автономным учреждением, условия распоряжения зависят от вида (категории) имущества. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях от 12.01.1996).

    Отличие от автономного учреждения в отношении правомочия распоряжения имуществом в том, что автономное учреждение не может распорядиться только недвижимым имуществом, переданным собственником или приобретенным за счет средств собственника, а бюджетное не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, независимо от источника приобретения — средства учредителя или собственные средства.

    В отношении распоряжения доходами от приносящей деятельности действуют правила, аналогичные установленным для автономных учреждений (см. коммент. к п. 3).

    5. Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 3 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

    Для признания движимого имущества особо ценным не требуется, чтобы уставная деятельность при отсутствии указанного имущества была абсолютно невозможной, достаточно наличия оснований предполагать, что она будет существенно затруднена. Недостаток данного критерия — в его оценочном характере, поскольку потребность учреждения в определенном имуществе не всегда очевидна, поэтому отнесение имущества к особо ценному по данному критерию может вызывать споры. Однако вероятность возникновения споров минимальна, поскольку решение об отнесении движимого имущества к особо ценному принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным либо бюджетным учреждением или о выделении средств на приобретение такого имущества.

    Установление порядка отнесения движимого имущества к особо ценному возложено на Правительство РФ (п. 11 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 3.2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Он установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

    Законодательством также определены органы, уполномоченные устанавливать перечни особо ценного движимого имущества для автономных и бюджетных учреждений.

    Если согласно Закону об автономных учреждениях и Закону о некоммерческих организациях критерием служит значимость имущества для осуществления уставной деятельности, то Постановление в качестве основного предусматривает стоимостной критерий.

    Например, для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер сто��мости особо ценного движимого имущества устанавливается федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

    Имущество бюджетного учреждения

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

      • Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 28.05.2019)

        «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

      Все документы >>>

      • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.04.2021)

        «О государственной регистрации недвижимости»

      • Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 20.04.2021)

        «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 20.04.2021 N 92-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Все документы >>>

      • Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566

        «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»

      Все документы >>>

      НДС. Если арендодателем является орган государственной власти или местного самоуправления (например, комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом), то учреждение становится налоговым агентом по НДС. На это указывает п. 3 ст. 161 НК РФ, согласно которому учреждения должны сами исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество (кроме земельных участков) и перечислить в бюджет (письма Минфина РФ от 08.07.2016 № 03-07-14/40271, от 23.06.2016 № 03-07-11/36500, от 24.09.2015 № 03-07-11/54577).

      В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ при удержании государственным (муниципальным) учреждением как налоговым агентом суммы НДС применяется расчетная налоговая ставка, равная 18/118.

      Пример 2

      Изменим условия примера 1. Гараж предоставлен в аренду комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ).

      В этом случае бюджетное учреждение из арендной платы должно удержать и перечислить в доход бюджета НДС. А арендодателю необходимо перечислить арендную плату за вычетом указанного налога, который составит 915,25 руб. (6 000 руб. х 18/118).

      Размер арендного платежа в КУМИ равен 5 084,75 руб. (6 000 — 915,25).

      Начисление и перечисление арендной платы с учетом НДС в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразятся следующим образом:

      Дебет

      Кредит

      Сумма, руб.

      Начислена задолженность по арендной плате

      4 109 80 224

      4 302 24 730

      6 000

      Начислена сумма НДС

      4 302 24 830

      4 303 04 730

      915,25

      Перечислена арендная плата арендодателю

      4 302 24 830

      2 201 11 610

      5 084,75

      Перечислен НДС в бюджет

      4 303 04 830

      2 201 11 610

      915,25

      Налог на прибыль. Образовательное учреждение в части приносящей доход деятельности, не относящейся к оказанию образовательных услуг, и деятельности по присмотру и уходу за детьми является плательщиком налога на прибыль.

      Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

      В силу пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ в отношении арендных платежей за арендуемое имущество датой осуществления расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления документов, служащих основанием для производства расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

      Таким образом, расходы на аренду относятся к реализационным расходам и учитываются при исчислении налога на прибыль. На это также указано в Письме Минфина РФ от 14.03.2016 № 03-03-06/1/13948.

      Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

      В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

      Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

      Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

      Типовой список бумаг включает:

      1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
      2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
      3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
      4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

      Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

      Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

      Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

      Список включает следующие случаи:

      1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
      2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
      3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
      4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
      5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

      Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

      • религиозные организации;
      • профсоюзы;
      • политические партии;
      • общественные фонды;
      • адвокатские и нотариальные конторы;
      • медицинские и образовательные учреждения;
      • отделения связи, почта.

      А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

      Передачу государственного имущества в аренду через конкурс можно разделить на несколько этапов:

      • подготовка к проведению конкурса;
      • рассмотрение заявок на участие в конкурсе;
      • оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

      Извещение о проведении конкурса опубликуйте на официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Одновременно с публикацией извещения на официальном сайте должны быть размещены конкурсная документация и проект договора.

      Для участия в конкурсе претенденты на право заключения договора подают заявки на участие в конкурсе в срок и по форме, установленные конкурсной документацией. Заявки подаются в запечатанных конвертах или в форме электронных документов.

      Процедуру вскрытия конвертов с поданными заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, проводите публично и одновременно.

      В течение 20 дней со дня вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде) комиссия рассматривает заявки. В результате комиссия должна принять решение о допуске заявителей к участию в конкурсе.

      После рассмотрения заявок происходит их оценка и сопоставление. Оцениваются заявки только тех участников, которые по итогам процедуры рассмотрения признаны участниками конкурса. Максимальный срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

      Результаты оценки и сопоставления заявок оформите протоколом. На следующий день после проведения оценки и сопоставления заявок протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. В течение следующего дня протокол должен быть размещен на официальном сайте торгов.

      Подробную инструкцию по проведению конкурса смотрите в рекомендации.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.