Недвижимое имущество потребительского кооператива

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недвижимое имущество потребительского кооператива». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Понятие этой организации дано в ст. 123.2 ГК. Потребительским кооперативом признается объединение граждан и (или) юридических лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых имущественных взносов.

Это понятие содержит основные признаки организации:

  • Объединение однородных интересов. Потребительские кооперативы служат возможностью удовлетворять схожие потребности членов. Примером может послужить организация, объединяющая собственников гаражей. Он носит некоммерческий характер, чем отличается от производственного кооператива.
  • Имущественную основу деятельности составляет паевой взнос каждого участника. Члены организации совместно финансируют реализацию общих интересов.
  • В отличие от производственного кооператива, в состав могут входить как граждане, так и юридические лица.
  • Участники приобретают особый правовой статус членов потребительского кооператива.

У потребительских кооперативов новые обязанности

Основанием для классификации этих организаций вступает вид деятельности, осуществляемый ими. Сельскохозяйственный потребительский кооператив связан с изготовлением и реализацией аграрной продукции (такой статус возможен даже при ведении деятельности производственного характера). Жилищно-строительный потребительский кооператив осуществляет возведение жилой недвижимости и функции управления ей в интересах собственников квартир.

Общество взаимного страхования аккумулирует средства на покрытие возможных убытков его членов. Количество видов потребительских кооперативов соответствует числу сфер, в которых могут реализовываться интересы каждого члена, готового внести паевой взнос.

Закон о потребительской кооперации предусматривает особую классификацию.

Она включает следующие виды организаций:

  • Потребительское общество, создаваемое по территориальному признаку.
  • Союз потребительских обществ, в который входят указанные в предыдущем пункте лица, объединяющий их на большей территории.

Общей функцией таких организаций выступает удовлетворение или преимущественное удовлетворение потребностей их членов.

Название каждого потребительского кооператива должно отражать сферу его деятельности.

В нем обязательно указание на объединяющий каждого участника, передавшего взнос, фактор. Примерами служат следующие слова: «гаражный», «кредитный», «жилищно-строительный», «снабженческий» и другие.

Общие требования к тому, что должен содержать устав, содержатся в ч. 2 ст. 123.2 ГК. Отдельными законами он может дополняться.

Согласно базовой норме, в устав необходимо включить следующее:

  • Данные о наименовании. При этом обязательно указание на основную сферу деятельности и слово «кооператив». В случае с учреждением общества взаимного страхования закон требует включение словосочетания «потребительское общество».
  • Место расположения, под которым понимается населенный пункт.
  • Информацию о целях и предмете деятельности.
  • Правила, по которым передается паевой взнос, включая его размер и состав, а также ответственность в случае игнорирования этой обязанности.
  • Должен быть указан каждый орган управления, его полномочия и правила принятия им решений.
  • Правила, по которым происходит покрытие убытков кооператива.

Закон о потребительской кооперации выдвигает ряд дополнительных требований для подобных обществ. Согласно ст. 9, устав должен содержать порядок вступления и выхода из состава пайщиков, а также процедуры ликвидации и реорганизации.

Закон о потребительской кооперации предусматривает 3 звена управления в потребительском обществе.

Общее собрание участников является высшим органом, который вправе принимать любые решения, в т.ч. отменяющие акты исполнительных органов. Во время его деятельности ведется протокол.

В случае большого числа членов или осуществления деятельности на крупной территории, допустимо проведение собрания уполномоченных (делегатов). Этот орган не вправе принимать решения о создании союзов, вступления в них, а также о реорганизации.

Совет потребительского общества — промежуточный орган, призванный на постоянной основе представлять интересы пайщиков. Он назначается на основании решения общего собрания. Председатель совета, также назначаемый общим собранием пайщиков, действует от имени организации без доверенности.

Правление потребительского общества служит исполнительным органом, осуществляющим хозяйственную деятельность организации. Оно формируется советом. Председатель правления назначается в таком же порядке. Он, как и председатель совета, действует от имени потребительского кооператива без доверенности.

Устав должен содержать полномочия каждого органа, с учетом их исключительной компетенции.

В организации создается ревизионный орган, контролирующий качество управления в ней.

Ч. 3 ст. 123.2 ГК устанавливает ряд ограничений, связанных с возможностями преобразования потребительских кооперативов.

Это возможно только в случаях, когда по итогам процедуры создается общественная организация, ассоциация или союз, автономная некоммерческая организация, а также фонд.

Особые правила установлены для отдельных видов потребительских кооперативов. Жилищный кооператив или ЖСК может сменить организационно-правовую форму исключительно на товарищество собственности недвижимости.

Для общества взаимного страхования предусмотрено только преобразование в страховую компанию в форме АО или ООО.

Процедура создания потребительского кооператива должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложение в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего потребительского кооператива, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы потребительского кооператива быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей потребительского кооператива необходимо учитывать следующие положения закона:

  • Гражданский кодекс РФ не содержит положений о количестве учредителей, однако предусматривает, что учредителями потребительского кооператива могут быть физические и юридические лица, однако единственной формой кооператива, когда состав учредителей может включать в себя только юрлица, является общество взаимного страхования, в иных случаях обязательно участие физических лиц в потребительском кооперативе. Так как законом предусматривается, что кооператив является объединением, то учредителей должно быть не менее 2. Порядок создания отдельных видов потребительских кооперативов (обществ), включая состав учредителей, определен в законах, регламентирующих деятельность этих кооперативов (ст. 8 Закона о сельскохозяйственной кооперации, ст. 7 Закона о кредитной кооперации, ст. 12 Закона о жилищных накопительных кооперативах, ст. 5 Закона о взаимном страховании).

Специальные законы устанавливают следующие требования к составу учредителей:

  • для кредитной кооперации: не менее чем 15 физических лиц, или 5 юридических лиц, или 7 учредителей, если состав смешанный
  • для жилищного накопительного кооператива: не менее 50 и не более 5 000 человек
  • для общества взаимного страхования: не менее 5 и не более 2000 физических лиц или не менее 3 и не более 500 юридических лиц
  • для потребительских обществ — не менее 5 граждан, достигших 16 лет, и (или) 3 юридических лиц
  • для жилищного, жилищно-строительного кооператива — не менее 5 учредителей, но количество учредителей не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (учредителями могут быть граждане, достигшие 16 лет, и юрлица в установленном законом порядке)

При определении структуры органов управления потребительского кооператива нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

Гражданский кодекс РФ не содержит положений о составе органов управления потребительского кооператива, данный вопрос также регулируется специальными законами об отдельных видах кооперативов.

Специальные законы устанавливают следующую структуру органов управления соответствующего кооператива:

Учредительным документом для потребительских кооперативов является устав. став потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Дополнительные требования к уставу содержаться также в специальных законах об отдельных видах потребительских кооперативов.

Для регистрации потребительского кооператива необходимо принять решение о его создании. Решение о создании потребительского кооператива принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении потребительского кооператива. Для некоторых видов потребительских кооперативов специальным законом предусмотрены особенности принятия решения о создании, особенности оформления решения.

В любом случае протокол общего собрания о создании потребительского кооператива должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
  • список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним
  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
  • определение места нахождения организации
  • утверждение устава
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Для регистрации потребительского кооператива нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации потребительского кооператива может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001?

    Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите:

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

Сведения об учредителях

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д.

    На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В

Сведения о лице, действующем без доверенности от имени потребительского кооператива

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени потребительского кооператива без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.

Сведения о заявителе

    Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании потребительского кооператива являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель юрлица-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

  • управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4
  • управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4
  • лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4.
  • Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

  • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью

Размер госпошлины за регистрацию потребительского кооператива при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). При подаче документов электронном виде, в том числе через нотариуса или МФЦ, пошлина за регистрацию не уплачивается.

Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:

  • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
  • протокол общего собрания о создании потребительского кооператива/иной документ о создании в соответствии со специальным законом (2 экз.)
  • устав (3 экз.)
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
  • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
  • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации потребительского кооператива подать заявление о применении УСН

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения потребительского кооператива. Заявителями являются учредители потребительского кооператива или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации потребительского кооператива?

В отличие от большинства НКО для регистрации потребительского кооператива необходимо обращаться в налоговый орган, на который возложены полномочия по регистрации юридических лиц на соответствующей территории (например, для регистрации потребительского кооператива в Москве, необходимо обращаться в МИФНС № 46 по г. Москве).

Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

  • непосредственное обращение в регистрирующий орган
  • через МФЦ
  • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

Понятие «приватизация» применяется только если речь идет о государственной или муниципальной квартире. Кооперативная квартира никогда не принадлежала ни государству, ни местной администрации – она изначально строилась как частная.Поэтому и процедура оформления называется не «приватизация», а просто «регистрация права собственности». Как оформить квартиру в собственность – мы рассматривали выше.

Неприватизированная, то есть не оформленная в собственность, кооперативная квартира принадлежит на праве собственности пайщику, если пай полностью выплачен. В этом случае ее теоретически можно завещать, но на практике ни один нотариус за это не возьмется. Перед составлением завещания нотариус настоит на оформлении права собственности в ЕГРН.

По вопросу, можно ли завещать неприватизированную кооперативную квартиру, пай по которой не выплачен, ответ строго отрицательный. Данная жилплощадь еще не принадлежит пайщику. Право собственности находится у кооператива. Поэтому и завещать можно не жилье, а только кооперативный пай.

Создание кооператива для строительства многоквартирного жилого дома

Кооперативная квартира может принести сложности при наследовании. Основное последствие, если квартира не оформлена в собственность, в том, что наследники получают не жилье, а пай – стоимость квартиры. Ключевым моментом является факт полной выплаты пая.

Наследование в общем порядке возможно двумя путями – по завещанию или по закону. О завещании может быть неизвестно до последнего момента, однако если его нет – наследование осуществляется в соответствии с очередями, приведенными в ГК.

Как действовать наследникам:

  1. День смерти открывает наследство. Родственникам наследодателя в первую очередь следует обратиться к нотариусу для открытия дела о распределении оставшегося имущества. Лучше выбрать нотариуса в районе проживания умершего. На эти действия есть полгода.
  2. Следующий шаг – разыскиваются наследники и имущество, которое нужно распределить. Состав наследуемых вещей определит сам нотариус на основании имеющейся документации.
  3. По итогам распределения наследства выдаются подтверждающие бумаги – свидетельства. Бланки на недвижимость нужно предъявить для регистрации в ЕГРН.

Гражданам понадобятся следующие документы:

  • свидетельство о смерти;
  • заявление об открытии наследственного дела – пишется в присутствии нотариуса, образец можно посмотреть здесь;
  • документы о родстве с умершим;
  • все документы на имущество, которое осталось после смерти.

Для оформления пая понадобится или документация о принятии в кооператив, или бумаги на оформленную недвижимость.

Это самый простой вариант, когда предыдущий хозяин вовремя оформил свои права. Наследники просто получают в собственность жилье, а обращаться в кооператив им не нужно. Получив свидетельство о праве на наследство, наследники обращаются в МФЦ для передачи бумаг на регистрацию. Спустя 7-14 дней они получат выписку из ЕГРН с записью о новых владельцах квартиры.

Право собственности на кооперативную квартиру возникает у пайщика с момента полной выплаты пая. Даже если кооперативная квартира не оформлена в ЕГРН – собственником все равно считается пайщик. В связи с этим к наследникам переходит право на само жилье.

ВАЖНО! Если паевые взносы погашены, то вступать в кооперативное объединение нет необходимости.

Для оформления потребуется получить в кооперативе:

Далее нотариус оформит свидетельство. Со свидетельством, справкой о выплате пая, протоколами, госпошлиной и паспортом наследник обращается в МФЦ. Кооперативная квартира будет зарегистрирована уже на наследника.

Это самая сложная для наследников ситуация. Право собственности принадлежит кооперативу, а наследники получают только паенакопления умершего. Право пользования квартирой по наследству не переходит, поскольку напрямую связано с фактом вступления в кооператив.ВАЖНО! Члены семьи умершего, которые проживали вместе с ним, получают право пользования жильем только при условии вступления в кооператив.

  1. объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;
  2. размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Данный вид кооператива не подходит для строительства, поскольку это противоречит целям его создания.

Понятие этой организации дано в ст. 123.2 ГК. Потребительским кооперативом признается объединение граждан и (или) юридических лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых имущественных взносов. Это понятие содержит основные признаки организации:

Объединение однородных интересов. Потребительские кооперативы служат возможностью удовлетворять схожие потребности членов. Примером может послужить организация, объединяющая собственников гаражей. Он носит некоммерческий характер, чем отличается от производственного кооператива.

Имущественную основу деятельности составляет паевой взнос каждого участника. Члены организации совместно финансируют реализацию общих интересов.

В отличие от производственного кооператива, в состав могут входить как граждане, так и юридические лица. Участники приобретают особый правовой статус членов потребительского кооператива.

Основанием для классификации этих организаций вступает вид деятельности, осуществляемый ими. Сельскохозяйственный потребительский кооператив связан с изготовлением и реализацией аграрной продукции (такой статус возможен даже при ведении деятельности производственного характера). Жилищно-строительный потребительский кооператив осуществляет возведение жилой недвижимости и функции управления ей в интересах собственников квартир.

Общество взаимного страхования аккумулирует средства на покрытие возможных убытков его членов. Количество видов потребительских кооперативов соответствует числу сфер, в которых могут реализовываться интересы каждого члена, готового внести паевой взнос.

Закон о потребительской кооперации предусматривает особую классификацию, которая включает следующие виды организаций:

  • Потребительское общество, создаваемое по территориальному признаку.
  • Союз потребительских обществ, в который входят указанные в предыдущем пункте лица, объединяющий их на большей территории.

Сельскохозяйственная кооперация помогает мелким сельскохозяйственным производителям конкурировать с крупным агробизнесом. При этом в своем классическом варианте такое объединение не означает коллективизацию: мелкие частные хозяйства сохраняют свою индивидуальность и независимость, но некоторые хозяйственные операции выполняются вместе.

Например, несколько крестьянских дворов объединились и закупили в складчину оборудование по переработке молока в масло, наняли работников и управляющих. Это новое предприятие и будет кооперативом (перерабатывающим и сбытовым), владельцами которого становятся крестьяне. Теперь они сдают туда свое молоко и получают выгоду от продажи его в виде масла. Объединившись, мелкие сельскохозяйственные производители становятся сильнее и устойчивей в конкурентной борьбе с крупным капиталом. В целом сельскохозяйственный кооператив чем-то напоминает акционерное общество, однако в кооперативе есть классическое правило: «один член — один голос», тогда как в акционерном обществе, скорее, работает правило «один рубль — один голос».

В России есть два типа сельскохозяйственных кооперативов: сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК). К последним относятся и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. СПК — это наследники советских колхозов (которые тоже формально были производственными кооперативами), а СПоК — это объединение мелких частных предпринимателей. СПоКи — это кооперативы в западноевропейском понимании.

Для создания кооператива нужно сформировать комитет, который занимается подготовкой:

  • Обоснование проекта и деятельности кооператива.
  • Размер паевого фонда и пути его формирования.
  • Разработка проекта устава.
  • Организация приема заявок о вступлении в объединение.
  • Утверждение устава.
  • Выбор председателя и правления.
  • Формирование наблюдательного совета.

Все эти действия являются подготовкой к созданию сельскохозяйственного кооператива.

Устав — это учредительный документ кооператива. В статье 11 ФЗ №193 перечислены сведения, которые должны содержаться в документе:

  • Название учреждения.
  • Предмет, сроки и цели деятельности.
  • Размер паевых взносов.
  • Условия формирования неделимых взносов.
  • Условия субсидиарной ответственности.
  • Состав управленческого органа.
  • Права и обязанности участников.
  • Условия ликвидации.

Устав может корректироваться. Однако для этого нужно соответствующее решение общего собрания.

Кооператив принимает оплату и тратит деньги с расчетного счета — это специальный банковский счет для бизнеса. Если ваш расчетный счет открыт в Модульбанке, то вы можете бесплатно выводить на карту до 500 000 рублей в месяц. Чтобы выводить больше, выгоднее всего подключить опцию «Зеленый лимит», с которой можно переводить на карту любые суммы, заработанные на крупных маркетплейсах, с комиссией всего от 0,75%.

Если зарабатываете деньги за рубежом, то нужно подтверждать законность сделок, эта процедура называется валютный контроль. Собираете справки и отправляете их в банк — и через некоторое время получаете заработанную прибыль. Чтобы проходить контроль за два часа и без заполнения кучи документов, пользуйтесь этой услугой в Модульбанке — сотрудники банка сделают все за вас за два часа.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.97 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

потребительская кооперация — система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;

районный, окружной, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ (далее также — союз) — добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

районный союз потребительских обществ — союз потребительских обществ района, созданный потребительскими обществами для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны для потребительских обществ, являющихся его членами;

окружной, областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ (далее также — региональный союз) — добровольное объединение потребительских обществ автономного округа, области, края или республики и (или) районных союзов потребительских обществ, созданное по территориальному признаку в целях координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны как для являющихся его членами потребительских обществ, так и для соответствующих районных союзов потребительских обществ; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

центральный союз потребительских обществ России (далее также — центральный союз) — добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова «Россия» и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам, определенным уставом центрального союза, обязательны как для его членов — потребительских обществ и региональных союзов, так и для созданных членами центрального союза — потребительскими обществами районных союзов потребительских обществ и региональных союзов; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

организации потребительской кооперации — потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы;

контрольно-ревизионное управление союза — структурное подразделение союза потребительских обществ, осуществляющее проведение проверок деятельности организаций потребительской кооперации в соответствии с решениями правления союза;

пайщик, член потребительского общества — гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается.

Потребительские кооперативы применимы как минимум в трех привычных схемах

1. Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

2. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов;

добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;

обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

демократичности управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

ограничения размеров кооперативных выплат;

доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;

заботы о повышении культурного уровня пайщиков.

Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями:

заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков;

осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;

иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;

создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества;

распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц; (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества;

осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

1. Потребительские общества и их союзы самостоятельно осуществляют наем работников и определяют условия и размеры оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Законом и уставами потребительских обществ и их союзов.

2. Дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на председателей советов потребительских обществ и их союзов, председателей ревизионных комиссий потребительских обществ и их союзов налагаются только органами, избравшими этих председателей.

3. Выборные должностные лица потребительского общества, которые нарушают права пайщиков, настоящий Закон, уставы, допускают наносящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребительской кооперации, могут быть отстранены от должности, в том числе с приостановкой выплаты им заработной платы, советами союзов, членом которых является данное потребительское общество, по представлению правлений указанных союзов.

Выборные должностные лица союза потребительских обществ, которые нарушают права пайщиков, настоящий Закон, уставы, допускают наносящие ущерб потребительской кооперации злоупотребления и препятствуют проведению проверок деятельности организаций потребительской кооперации, могут быть отстранены от должности, в том числе с приостановкой выплаты им заработной платы, советами союзов, членами которых являются союз или потребительские общества союза, по представлению правлений указанных союзов. (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

В таких случаях совет союза, принявший решение об отстранении от должности выборного должностного лица потребительского общества или выборного должностного лица союза, обязан созвать и провести общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза в течение 30 дней со дня принятия такого решения. (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 37-ФЗ)

4. Правление потребительского общества или правление союза вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации отстранять от должности нарушающих права пайщиков, уставы и допускающих наносящие ущерб организациям потребительской кооперации злоупотребления руководителей созданных потребительским обществом или союзом организаций потребительской кооперации.

5. На должность руководителей созданных потребительскими обществами или союзами организаций потребительской кооперации на срок до пяти лет назначаются лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях, определяемых советами потребительских обществ или советами союзов потребительских обществ, на эту должность назначаются лица, соответствующие квалификационным требованиям, определяемым указанными советами.

  • Состоялось очередное заседание совета Брестской областной коллегии адвокатов 15.05.2021
  • Итоги бесплатного приема малоимущих граждан по случаю Дня Победы 14.05.2021
  • Память не стереть годами… 13.05.2021
  • Пока жива память о них и их подвигах, живы и они 12.05.2021

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Как разорвать этот гордиев узел? Решением проблемы мог бы стать переход на другую модель финансирования покупки квартир — кооперативную: покупки квартир вскладчину несколькими домохозяйствами.

Акцент на кооперативы в решении жилищной проблемы — отнюдь не какая-то экзотика. В Германии, например, жилищные кооперативы — основной способ решения жилищной проблемы, а ипотека — вспомогательный.

Довольно долго кооперативное направление доминировало и в США — оно было отодвинуто на задний план ипотекой только за счет фантастического снижения ставок и увеличения доступности ипотеки (приведших к кризису на рынке жилой недвижимости США).

За годы, прошедшие после Второй мировой войны в ФРГ за счет средств, аккумулированных строительно-сберегательными кооперативами, было построено около 13 млн единиц домовладений.

Кооперативы в Германии работают при финансовой поддержке государства. Поддержка государства в виде премий изначально составляла 25-35% от ежегодного депозита, постепенно она снижалась. Германская модель очень популярна в Восточной Европе.

В СССР также существовала жилищная кооперация — под контролем государства. При этом государство субсидировало до 70% стоимости жилья. Земля и коммуникации предоставлялись бесплатно, стройматериалы отпускались по ценам ниже рыночных, предоставлялись льготные ссуды.

В чем достоинства кооперативного финансирования покупки жилья?

Во-первых, кооперативная квартира обходится существенно дешевле квартиры, приобретенной за счет кредитных средств.

Во-вторых, в кооперативе дифференцированный подход к возврату его средств. Учитывая то, что значительная часть наших сограждан постоянно рискует лишиться стабильных доходов, это оптимальная модель расчета за купленную квартиру.

В-третьих, ЖК в отличие от банка заинтересован, чтобы с ним рассчитались как можно быстрее, потому не ставит препон для досрочного возврата средств.

В-четвертых, кооператив предоставляет оптимальный режим владения квартирой. Объект жилой недвижимости становится собственностью кооператива (и пайщика как члена кооператива) до полного расчета пайщика с кооперативом. При этом кооператив в ряде регионов освобожден от уплаты налога на имущество.

Только пайщик и члены его семьи имеют право зарегистрироваться в купленной по его желанию квартире, он получает квартиру во временное пользование бесплатно. Поскольку квартира покупается кооперативом исключительно для передачи в собственность конкретному пайщику, она не принимается им к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств. В соответствии с положениями жилищного и гражданского законодательства член жилищного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, приобретает на нее право собственности — по закону, а не по воле кооператива.

В-пятых, на квартиру не может быть обращено взыскание в случае неплатежеспособности гражданина. В случае неплатежеспособности он может выйти из кооператива, получить обратно вложенные паевые средства, а кооператив продаст квартиру и компенсирует тем самым потерю паевых средств.

Для того, чтобы жилищных кооперативов были не десятки, а сотни и тысячи, нужен ряд государственных решений — закрепленных в специальном законе.

Кооперативы должны получить право привлекать в качестве паевых платежей государственные дотации, предусмотренные для различных категорий граждан.

Кроме того, федеральное правительство могло бы направлять средства, которые сегодня идут на стимулирование ипотеки, на участие в паевых фондах жилищных кооперативов.

Со сменой акцента со стороны государства с ипотеки на развитие жилищной кооперации появится эффективная система решения жилищной проблемы граждан.

У кооператива есть Паевой фонд. Его размер и размер паевого взноса учредители определяют в уставе. Паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права и иные объекты гражданских прав. Оценка паевого взноса до 25 тыс. руб. проводится при образовании кооператива по взаимной договоренности учредителей. Выше 25 тыс. руб. — независимым оценщиком.

1 — Минимальное количество членов.

Их минимум пять. Таким образом, вам требуется пять собственников бизнеса, чьи права на имущество можно зафиксировать через доли в ПК.

2 — Семейный бизнес.

Вопрос распоряжения имуществом, составляющим неделимый фонд, относится к компетенции общего собрания членов. Учитывая, что у каждого пайщика один голос (независимо от размера его пая) для учета мнения всех скорее всего будет закреплено, что решения принимаются ими только единогласно. Таким образом, определив имущество в неделимый фонд, возможна ситуация, при которой забрать его оттуда, если один из пайщиков захочет выйти, без согласия всех остальных, будет невозможно.

Кроме того, в кооперативе нет возможности заключить корпоративный договор. А это на сегодняшний день один из лучших инструментов в регулировании отношений между собственниками бизнеса, возможность заключения которого установлена только для обществ.

Более того, это должен быть не просто семейный бизнес. Члены семьи должны не иметь явных конфликтов между собой, а решения приниматься без саботажа. Причина — порядок проведения собраний. Несмотря на достаточное количество положений Закона, позволяющих членам кооператива самостоятельно устанавливать для себя «правила игры», при внимательном прочтении нормативного акта можно с удивлением обнаружить, что в кооперативе не так то просто и легко провести общие собрания членов. И возможности изменить порядок Законом не предусмотрено.

3 — Активная фаза накопления имущества завершена, инвестиционные программы закрыты.

В кооперативе нет возможности осуществлять вклады в его имущество аналогично ООО/АО. Мы считаем это одним из важнейших ограничителей для ПК, поскольку вопрос безналогового реинвестирования крайне важен практически для любого бизнеса. А заработанная прибыль, как правило, и инвестируется на приобретение активов.

4 — Совершеннолетние наследники.

Написать комментарий

      Рубрика “Памятка бухгалтера” СТР. 6

      НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА

      В соответствии с п.1 ст.4 Федерального Закона РФ “О сельскохозяйственной кооперации” от 8.12.95г. сельскохозяйственным потребительским кооперативом (далее — потребительский кооператив) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

      Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные в соответствии с предусмотренными требованиями, для выполнения одного или нескольких из указанных видов деятельности.

      [3]

      Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием, если иное не предусмотрено уставом кооператива(п.11).

      Не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов(п.13).

      В связи с тем, что потребительский кооператив является некоммерческой организацией, при осуществлении деятельности, предусмотренной уставом потребительского кооператива, не возникает база для исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

      Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан(п.11).

      Для осуществления своей деятельности потребительские кооперативы вправе нанимать работников, в т.ч. из числа своих членов. При этом производится начисление налогов и обязательных платежей, базой для исчисления которых служит начисленная оплата труда работникам кооператива по всем основаниям.

      Особенности организации и ведения бухгалтерского учета
      и налогообложения организациями потребительской кооперации

      Особенности организации и ведения бухгалтерского учета

      в потребительских кооперативах

      Общие требования по организации бухгалтерского учета

      Учет хозяйственных операций при создании потребительского

      Особенности формирования издержек обращения и себестоимости

      продукции (работ, услуг) в потребительских кооперативах

      Особенности использования доходов потребительских кооперативов

      Бухгалтерский учет расчетов с членами, прекратившими членство

      в потребительском обществе

      Особенности налогообложения потребительских обществ

      Гражданское законодательство (статья 50 ГК РФ) определяет некоммерческие организации как организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

      Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

      Как массовая жилищная кооперация может сделать жилье доступным

      Отечественное законодательство предусматривает различные формы организации хозяйственной деятельности. Они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие. Одной из форм объединений, первичной целью которых не является извлечение прибыли, является потребительский кооператив и его разновидность – потребительское общество (ПО).

      Какие бывают потребительские общества? В чем нюансы функционирования таких организаций? Какими законодательными актами регулируется их деятельность? Рассмотрим особенности их бухучета и налогообложения.

      Каждый человек по одной из своих социальных функций является потребителем. Для достижения определенных целей, защиты интересов пайщиков потребители могут объединяться в некоммерческие организации. Потребительская кооперация позволяет эффективно решать множество актуальных задач.

      Закон говорит о возможности объединения пайщиков в потребительский кооператив – юрлицо, в котором пайщики (физлица или другие организации) по собственной воле объединили свои взносы для достижения общих целей (материальных и иных) – ст. 116 ГК РФ. Разновидностью такой формы хозяйственной деятельности предстает потребительское общество. Определение его будет отличаться от кооператива только территориальностью: граждане или юрлица, объединяющие свои паи, действуют на близлежащих территориях.

      ВАЖНО! ПО строго отделяется от других видов потребительских кооперативов, это наименование запрещено использовать для иных специализированных форм хозяйственной деятельности.

      Потребительская кооперация не так давно подверглась значительному законодательному реформированию.

      Ранее эта отрасль регулировалась Федеральным Законом № 3085-1-ФЗ «О потребительской кооперации» от 19 июля 1992 года, в который неоднократно вносились изменения. Последняя редакция практически полностью пересмотрела этот закон, изменив даже его название. Сегодня потребительские объединения должны функционировать сообразно с Федеральным Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 31-ФЗ в редакции от 21 марта 2002 года. Этими изменениями фактически была начата новая эпоха потребкооперации.

      Остальные важные моменты относительно особенностей функционирования ПО содержатся в различных статьях Гражданского кодекса Российской Федерации – ст. 48, 50, 61, 65, 116.

      У любого объединения имеется цель – индивидуальная и общая польза для своих пайщиков. Что касается ПО, то потребители соединяют свои капиталы для более эффективного взаимодействия и удовлетворения своих потребностей в различных сферах:

      • экономической;
      • социальной;
      • культурной и др.

      Достижение этой цели возможно в рамках любой деятельности, не запрещенной законами РФ:

      • производство;
      • заготовка;
      • закупка;
      • реализация;
      • посредничество;
      • проектно-изыскательские работы;
      • оказание услуг (бытовых, производственных и др.);
      • защита интересов пайщиков в правовом поле.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.